Научная статья на тему 'К вопросу о развитии интеллектуального потенциала студентов высшей школы'

К вопросу о развитии интеллектуального потенциала студентов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1539
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTELLECTUAL POTENTIAL / PERSONALITY INTELLECTUAL DEVELOPMENT / CREATIVITY / INTELLECTUAL EDUCATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Татьяна Викторовна

Статья посвящена проблеме развития интеллектуального потенциала личности будущего специалиста с высшим образованием, поиску путей активизации процесса интеллектуального развития студентов вуза, приобщению их к творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченко Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of higher school students' intellectual potential

This article is devoted to the problem of personality intellectual development of those students who are going to get higher education and become specialist in different fields. The author is searching the ways to activate the process of students' intellectual development. It should be stressed that one of the most important thing is to attract students to their creativity.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии интеллектуального потенциала студентов высшей школы»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

%

4. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М. : Прогресс, 1990. — 368 с.

5. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. / М. В. Киселева. — СПб. : Речь, 2007. — 336 с.

6. Копытин, А. И. Тренинг по фототерапии / А. И. Ко-пытин. — СПб. : Речь, 2003. — 96 с.

7. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением. / М. Е. Бурно. — М. : Академический проект, 2006. — 432 с.

8. Грушко, Н. В. Активизация личностных ресурсов сту-дентов-дизайнеров посредством психокоррекции творческим самовыражением / Н. В. Грушко, Т. Е. Полякова. // Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы : матер. Межд. науч. конф. — Саратов : Научная книга, 2007. — С. 123-126.

9. Грушко, Н. В. Метод «Психокоррекция творческим самовыражением» в работе практического психолога : учеб/ пособие / Н. В. Грушко. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. — 36 с.

10. Грушко, Н. В. Метод «Психокоррекция творческим самовыражением» с элементами фототерапии в тренинге : методическое пособие / Н. В. Грушко, Н. Н. Карловская. — Омск : Изд-во ИП Загурский С. Б., 2009. — 72 с.

ГРУШКО Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры социальной психологии.

Адрес для переписки; e-mail! natvic2000@mail.ru ЧЕРНОБРОВКИНА Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии.

Адрес для переписки e-mail chernobrovkina_s @list.ru

Статья поступила в редакцию 12.08.2011 г.

© Н. В. Грушко, С. В. Чернобровкина

уДК 378.147 т. В. САВЧЕНКО

Омский государственный технический университет

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ_______________________

Статья посвящена проблеме развития интеллектуального потенциала личности будущего специалиста с высшим образованием поиску путей активизации процесса интеллектуального развития студентов вуза приобщению их к творческой деятельности. Ключевые слова интеллектуальный потенциал интеллектуальное развития личности, творческая деятельность интеллектуальные образовательные технологии.

Уровень интеллектуального потенциала любой страны является важнейшим фактором ее экономического, социального и политического развития. Он, в свою очередь, в значительной мере определяется качеством высшего образования. Другими словами, высшая школа должна обеспечить рост научного потенциала страны. Именно в студенческой среде готовятся необходимые в будущем кадры интеллектуальной элиты, поэтому на современном этапе развития высшей школы идет постоянный поиск путей активизации процесса формирования и развития интеллектуального потенциала студентов.

Это связано с тем, что обществу нужны люди, умеющие самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией, самостоятельно приобретать необходимые знания и заниматься самообразовательной деятельностью. В рамках университетов этот процесс проявляется и выражается в подготовке специалистов, способных действовать в неопределенных ситуациях, интегрировать свои усилия в совместную продуктивную деятельность коллектива, осуществлять научные и инновационные проекты и т.п. Можно отметить, что интеллектуальный потенциал — это комплексная характеристика уровня развития интеллектуальных, профессиональных, творческих возможностей как страны в целом, так и отдельно взятой личности. Под интеллектуальным развитием в высшей школе нами понимается

совершенствование логического, абстрактного, творческого мышления студента и способов его практического применения для решения различного рода задач посредством целенаправленного использования методов и приемов как учебного, так и внеучеб-ного характера. «Гарантом востребованности и успешной адаптации выпускников вуза является постижение самого главного требования, предъявляемого к специалисту, — умение применять научные знания на практике в соответствии с имманентными качествами гармонично развитой личности» [1].

Интеллектуальное развитие рассматривается как один из возможных путей привлечения студенчества к научно-исследовательской работе, а также как необходимый элемент личностного и профессионального становления.

В современных условиях, когда главной задачей образования является обеспечение разностороннего развития личности, способной к адекватной ориентации в постоянно расширяющемся потоке научной информации, к преобразующей, творческой деятельности, одним из ведущих направлений реформирования высшего образования выступает создание условий для осознанного, непрерывного и поступательного личностно-профессионального роста обучающихся. Это становится возможным на основе формирования устойчивых познавательных потребностей личности, совершенствования ее интеллектуально-

творческого потенциала, расширения спектра способов ее личностной и деятельностной самореализации.

В этой связи особое значение приобретает проблема актуализации и пополнения резервов интеллектуальной сферы индивида, как одной из значимых составляющих его совокупного личностного потенциала, которая получает свое специфическое наполнение в условиях обучения.

Проблема внутренних резервов личности широко изучается в философии, психологии, педагогике и ряде др. антропологических дисциплин (К. А. Абуль-ханова-Славская, Г. Н. Андреева, Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, B. C. Библер, Л. С. Выготский, М. С. Каган, Л. Н. Куликова, С. Л. Рубинштейн, Ю. М. Орлов и др.), что позволяет сделать вывод о ее междисциплинарном характере.

Различные аспекты психолого-педагогического исследования внутриличностного потенциала обучающихся, его составляющих (интеллектуальной, аксиологической, творческой и др.), и возможностей его продуктивного развития находят свое отражение в трудах Д. Б. Богоявленской, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, B.C. Долгунова, О.М. Дьяченко, Н. С. Лейтеса, А. В. Либина А. И. Савенкова и др. Осмысление сущности, специфики, обоснование отдельных путей и условий развития интеллектуального потенциала обучающихся проведено Н. А. Ви-денеевым, В. Н. Дружининым, Б. Б. Коссовым, Ж. Пиаже, А. Н. Перре-Клермон, Г. А. Синютиной, Н. Ю. Соколовой, М. А. Холодной и др. Проблеме развития интеллектуальных возможностей обучающихся в условиях технического вуза посвящены работы Н. М. Анисимова, В. В. Буглаева, И. Корнилова, А. В. Непомнящего, Н. М. Халимовой и др.

Таким образом, в науке созданы определенные предпосылки для решения проблемы развития интеллектуального потенциала студентов высшей школы, тем не менее отсутствует четко разработанная концепция, обосновывающая стратегию и тактику формирования и развития интеллектуального потенциала студентов. «При наличии разнообразных философских, социологических и психологических концепций развития интеллектуального потенциала, до настоящего времени отсутствует эффективная политика, направленная на планирование и проектирования перспектив развития будущего интеллектуального потенциала страны и на выработку долгосрочных технологий управления в этой области» [2].

Такая деятельность в настоящее время осуществляется чаще всего спонтанно. Она не является приоритетной в образовательных учреждениях и в большинстве случаев не дает необходимого эффекта.

Особую роль в данной связи играет разработка технологий управления процессом формирования и развития интеллектуального потенциала.

При реализации современных образовательных технологий в стенах высшего учебного заведения всегда нужно учитывать, что интеллектуальный потенциал — это характеристика возможностей реализации субъектом своих внутренних личностных сил, раскрытия способностей и таланта. Интеллектуальный потенциал личности в вузе проявляется в форме реального и перспективного. Реальный интеллектуальный потенциал представляет собой совокупность способностей, еще не нашедших выражения в деятельности, но могущих быть в ней задействованными, так как условия для этого уже созданы. Перспективный интеллектуальный потенциал — это те способности, которые, возможно,

никогда не найдут своего выражения в деятельности, если в стенах вуза не будут созданы для этого соответствующие условия [3].

Определенный интерес в данном ракурсе представляют модели исследования состояния и развития интеллектуального потенциала студентов, представленные в работе Ж. Ю. Данковой [2, с. 14.]: 2-факторная модель, позволяющая выявить систему детерминант, влияющих на развитие интеллектуального потенциала студентов; 2-структурная модель, представленная совокупностью врожденных и приобретенных параметров — физических, духовных социальных, психических; 2-динамическая модель развития интеллектуального потенциала, представляющая данный процесс в поэтапном развитии — этап адаптации студента, этап интеллектуального саморазвития и этап профессиональной идентификации.

Как отмечает Ж. Ю. Данкова, механизм управления развитием интеллектуального потенциала студентов должен представлять собой «упорядоченную систему управленческих действий, направленных на формирование интеллектуальной развивающей среды вуза, показателями которой являются: отчетливо выраженный во всех элементах учебно-научного и воспитательного процесса социальный запрос на интеллектуально развитую личность; постановка административными структурами перспективных задач по долгосрочному развитию интеллектуального потенциала преподавателей и студентов; существование научных школ и научных традиций; культивирование субъективного чувства свободы и самовыражения; материальное стимулирование интеллектуальной деятельности [2, с. 15].

В теоретической литературе и в практике высшей школы нередко ставится вопрос: можно ли на базе учебной деятельности развить профессиональнотворческое мышление? Как нам представляется, если такой вопрос возникает, то его истоки следует искать в том, что вузы не до конца решают возложенную на них задачу — сохранение и развитие творческого потенциала личности.

Однако не следует забывать, что формирование творческого мышления — сложный, многогранный процесс подготовки творчески мыслящей личности. А личностные образования отличаются тем, что проявляют себя в любой обстановке. Поэтому логично предположить, что если в ходе учебной деятельности сформировано творческое мышление, то оно проявит себя и в профессиональной деятельности как наличие высокой компетентности, мотивационных установок и определенного опыта решения широкого круга практических задач.

Понимание сущности творческого мышления самым непосредственным образом связано с выявлением факторов его развития. Среди факторов развития творческого мышления ведущее место занимает деятельность. Ее характер обусловливает особенности творческого мышления.

В. А. Яковлев в своих работах доказывает, что творческая деятельность человека базируется на внутренне присущем материи свойстве самоорганизо-вываться в бесконечном процессе самодвижения и развития. Он определяет творческую деятельность как результат естественного развития и повышения уровня сложности структур самоорганизации материи.

Д. Б. Богоявленская при выявлении сущности творчества вводит понятие «креативной активности», которая, по ее мнению, обусловлена определенной психической структурой, присущей кретив-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

%

ному типу личности. С точки зрения исследователя, творчество является «ситуативно-нестимулирован-ной» активностью, проявляющейся в стремлении человека выйти за пределы заданной проблемы. Обращаясь к интеллектуальной стороне творческой деятельности, автор отмечает, что она является синтезом и способностей, и личности, но не сводится к ним в отдельности [4].

Д. Б. Богоявленская считает необходимым выделение особой единицы творчества — интеллектуальной активности. В ее понимании творчество есть производное интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует его проявление [4].

В этой связи уместно вспомнить замечание Ю. А. Самарина [5, с. 128]: «Умственная деятельность не сводится к отдельным мыслительным операциям. В рамках операционного подхода можно развивать лишь логическую компоненту творческого мышления». Обращаясь к понятию «творчество», Ю. А. Самарин [5, с. 16 — 21] рассматривает его в связи с механизмом творческой деятельности, который называется им ассоциативным. Ассоциативная теория творческой деятельности, на наш взгляд, учитывает как интуитивную, так и логическую компоненту процесса творчества, поскольку ассоциации могут возникать как на интуитивном уровне, так и путем логических размышлений.

С указанных позиций обучение в вузе можно рассматривать как своеобразный технологический процесс развития творческого мышления, формирования активной, инициативной личности, умеющей при опоре на фундаментальные научные знания глубоко анализировать и принимать обоснованные решения при выполнении своих функциональных обязанностей.

В отечественной педагогике уже в 30-е гг. была предложена система обучения, ориентированная на всестороннее развитие личности. Основной тезис ее состоял в том, что интеллектуальное развитие человека, как и его общее развитие, опосредовано обучением. Наиболее развернуто эта идея представлена во взглядах Л. С. Выготского и трудах его учеников.

На основе этих идей в педагогике активно развивается концепция развивающего обучения, которая имеет множество оттенков, подходов, но суть ее сводится к тому, что это обучение, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и, тем самым, непосредственно влияет на умственное развитие

В педагогике высшей школы укоренилось положение, согласно которому развитие выступает одним из слагаемых подготовки студентов. При этом развитие понимается как целеустремленный процесс функционального совершенствования умственной деятельности студентов в соответствии с требованиями их будущей профессии и условиями работы. Оно выражается в формировании у студентов способности анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, то есть всего того, что составляет основу творческого мышления. Иными словами, под развитием подразумевается целенаправленный процесс формирования у студентов структуры творческого мышления, процесс, влекущий за собой развитие интеллектуального потенциала личности.

Было показано, что обучение достигает развивающего эффекта при опоре на определенные закономерности развития интеллектуальных качеств обучающихся. Кроме того, обнаружена зависимость этого

процесса от сформированное™ активного и глубокого интереса к умственной деятельности, от постоянно возрастающих интеллектуальных нагрузок, от сочетаний эмоционального и рационального познаний, от активной самостоятельной работы и осознания обучаемым своей умственной деятельности. Эти закономерности нашли преломление в принципах развивающего обучения: активности, обучения на высоком уровне трудности, эмоциональной насыщенности, осознания и саморегуляции своей умственной деятельности.

Современной высшей школе необходим социально-технологический механизм, обеспечивающий решение задачи развития интеллектуального потенциала студентов. Он может быть разработан на основе системного подхода, учитывающего особенности объекта воздействия и специфику образовательно-воспитательного пространства вуза.

Социально-технологический механизм управления развитием интеллектуального потенциала студентов представляет собой упорядоченную систему управленческих действий, направленных на формирование интеллектуальной развивающей среды вуза, показателями которой являются: отчетливо выраженный во всех элементах учебно-научного и воспитательного процесса социальный запрос на интеллектуально развитую личность; постановка административными структурами перспективных задач по долгосрочному развитию интеллектуального потенциала преподавателей и студентов; существование научных школ и научных традиций; культивирование субъективного чувства свободы и самовыражения; материальное стимулирование интеллектуальной деятельности.

Оптимизация управления развитием интеллектуального потенциала студентов требует внесения корректив в концептуально-целевую установку подготовки студентов; повышения мобильности системы управления; совершенствования программно-методического обеспечения; повышения квалификации и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава; применения технологий управления мотивацией студентов к приобретению навыков умственного труда; обеспечения неразрывности процесса обучения с воспитанием и научно-исследовательской работой; создания материальных и технических ресурсов.

Необходимо сформировать систему мониторинга интеллектуального развития, которая объединит усилия, знания и опыт социологов, психологов, методистов и других специалистов из числа профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов старших курсов; разработать систему единого информационно-коммуникативного пространства университета, представляющую собой информационную среду, необходимую для формирования информационного ресурса; совершенствовать административное управление процессом интеллектуального развития студентов; планировать организацию и содержание учебного процесса с учетом развития творческого и интеллектуального потенциалов личности студента; организовать неразрывную связь обучения с научно-исследовательской работой, предоставив студенту широкие возможности выбора программ обучения; активно внедрять в процесс обучения новые образовательные технологии, повышая качество преподавания; и т.д.

Базовой идеей, на основе которой должна функционировать модель инновационной образовательной среды Омского государственного технического

университета, должна стать идея комплексной реализации в инновационном учебно-воспитательном процессе вуза основных принципов инновационной педагогики на основе аксеологического, инновационного, компетентностного, средового и системного подходов в социальной и личностно-ориентированной профессиональной подготовке, с направленностью на формирование у выпускника творческого мышления — гаранта успешного решения им профессиональных и социальных проблем в будущем.

Библиографический список

1. Тюрина, Л. А. Вузовский учебник сегодня и завтра / Л. А. Тюрина // Высшее образование в России. — 2002. — № 1. - С. 12-24.

2. Данкова, Ж. Ю. Управление интеллектуальным потенциалом студентов в высшей школе : автореф. дис.... канд. социол. наук. / Ж. Ю. Данкова. — Белгород, 2004. — 18 с.

3. Вьюгина, С. В. Роль языка в формировании профессиональных компетенций / С. В. Вьюгина // Интеллект. культура. Образование : матер. II Всерос. науч. конф. Новосибирск, 15 сентября 2009 г. — Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2009. — С. 14 — 21.

4. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность и проблемы творчества / Д. Б. Богоявленская. — Ростов н/Д., 1984. — 298 с.

5. Самарин, Ю. А. Очерки психологии ума / Ю. А. Самарин. — М. : Изд-во АПН РСФСР., 1962 — 504 с.

САВЧЕНКО Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология труда и организационная психология».

Адрес для переписки: e-mail: Savchenkotv@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.07.2011 г.

© Т. В. Савченко

уДК 159.942.5 ю. а. БУТУЗОВА

Омский государственный педагогический университет

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ__________________________________________

В статье предпринята попытка раскрыть психологическую сущность понятия «эмоциональное состояние» через сравнительный анализ определений исследуемого феномена предложенных разными учеными — психологами, а также через его соотношение с понятиями «эмоция», «психическое состояние». Данная статья может быть интересна психологам педагогам руководителям организаций включенным по роду своей деятельности в ситуации межличностного общения.

Ключевые слова эмоция психическое состояние эмоциональное состояние.

Научный интерес к изучению эмоционального состояния поддерживался еще во времена античности. Несмотря на этот факт, современная наука не утратила потребность в изучении столь сложного понятия. Актуальность исследования эмоционального состояния в настоящее время продиктована необходимостью для каждого человека приспосабливаться к стремительно изменяющимся социальноэкономическим условиям, неумолимо растущему научно-техническому прогрессу, что требует от человека больших интеллектуальных затрат, при меньшей физической нагрузке. Возрастание психической деятельности приводит к увеличению эмоционального напряжения, а уменьшение физической активности не позволяет эмоционально разгружаться. Поэтому появляется необходимость в поиске новых методов регуляции эмоциональных состояний, позволяющих справиться с информационным потоком, перенасыщающим психику современного человека, что само по себе невозможно без понимания сущности эмоционального состояния.

Раскрытие сущности эмоционального состояния дает нам возможность выявить отличительные характеристики данного феномена, определить его место и роль в структуре личности, включенной в деятельность. С этой целью мы обратимся к рассмотрению различных определений более широкого понятия «состояние».

В современной науке до сих пор не существует общепринятого определения данного феномена. Большинство определений понятия «состояние» имеют одну и ту же логическую основу. Многие ученые характеризуют состояние как совокупность каких-то характеристик: свойств и отношений (Л. А. Симанов), процессов (В. Л. Марищук), функций и качеств (О. И. Медведев), компонентов психики (Ю. Е. Сосновикова) и т.д., обусловливающих эффективность деятельности, работоспособность, уровень активности систем, поведение и т.д. Исследователи определяют понятие «состояние» как фактор, влияющий на работоспособность и т.д. Происходит некоторая подмена сущности состояния описанием сдвигов, происходящих при возникновении состояния.

Существует и иная точка зрения на определение состояния. Отталкиваясь от взглядов П. К. Анохина [1], Е. П. Ильин определяет состояние как «реакцию функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленную на получение полезного для организма результата» [2]. На наш взгляд, состояние, действительно, отражает воздействие на организм внешних и внутренних стимулов, а также помогает системе сохранить собственную целостность или изменить свою структуру с целью адаптации к новым условиям, т.е. получить полезный результат.

*

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.