Научная статья на тему 'Интеграция методов активного социального обучения и технологии индивидуального рефлексивного воспитания как фактор развития интеллектуальной активности учащихся'

Интеграция методов активного социального обучения и технологии индивидуального рефлексивного воспитания как фактор развития интеллектуальной активности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕФЛЕКСИВНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суркова Елена Владимировна

В данной статье раскрывается содержательная характеристика понятия «интеллектуальная активность», рассматриваемого в качестве единицы анализа творчества. Выделяются основные структурные компоненты интеллектуальной активности. Обозначаются приоритетные направления, современные педагогические формы и методы развития интеллектуальной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция методов активного социального обучения и технологии индивидуального рефлексивного воспитания как фактор развития интеллектуальной активности учащихся»

ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ...

УДК 371.3

Суркова Елена Владимировна

Аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Челябинского государственного университета, ma@csu.ru, Челябинска

ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕФЛЕКСИВНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Surkova Elena Vladimirovna

The post-graduate student of the department of general and professional education, ma@csu.ru, Chelyabinsk

INTEGRATION OF ACTIVE SOCIAL-PSYCHOLOGICAL EDUCATION METHODS AND INDIVIDUAL REFLECTIVE

EDUCATION TECHNOLOGY AS THE FACTOR DEVELOPMENT OF CHILDREN’S INTELLECTUAL ACTIVITY

В числе личностных характеристик наиболее ценных в новой социокультурной ситуации - креативность, творческое мышление, творческие способности. Наличие стремления к постоянному пополнению знаний, творческому их применению в нестандартных ситуациях, быстро меняющихся условиях окружающей среды, является залогом успешной профессиональной деятельности и жизнедеятельности человека в целом.

Проблема развития креативности, творческого потенциала учащегося несмотря на достаточное количество теоретических исследований, практических инноваций остается одной из наиболее значимых в современной практике и теории педагогики.

Вопросы о том, как развивать творческие способности, как воспитать в ребенке «творца собственной жизни, отвечающего за свои поступки, намерения, прогнозирующего их последствия, сознательно осуществляющего выбор способа поведения» [7, с. 93], заслуживают особого внимания.

Однако, прежде чем говорить о способах и формах развития, мы должны определиться с тем, что мы действительно будем развивать. И здесь мы сталкиваемся с целым синонимическим рядом понятий: творчество, креативность, творческое мышление, творческие способности, творческая активность, творческий потенциал, и еще большим количеством определений данных понятий. И это не удивительно: несмотря на то, что творчество становится предметом научных исследований в различных областях науки в начале XX в., в общем история этого феномена исчисляется тысячелетиями.

При всем многообразии подходов и позиций в исследовании творчества, мы основываемся на подходе отечественного исследователя Д. Б. Богоявленской.

Д. Б. Богоявленская является ярким представителем из числа отечественных и зарубежных исследователей, подчеркивающих необходимость объединения когнитивного и личностного аспектов психологии творчества (Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков, М. М. Бахтин, Т. Ашбайл, Р. Стенберг).

Так, Д. Б. Богоявленская справедливо отмечает: «Если мы действительно хотим развивать такое качество, как креативность, творчество, надо заниматься формированием личности в целом. Высочайший интеллект еще не гарантирует творчество» [2]. Именно поэтому, по мнению Д. Б. Богоявленской, адекватной единицей изучения творчества может быть лишь та, которая отражает познавательные и мотивационные характеристики личности в их единстве.

Данный подход, на наш взгляд, позволяет автору преодолеть методологическую несостоятельность отождествления творчества с его составными элементами, такими как интеллект или коэффициент креативности (А. Бине, Ф. Гальтон), противопоставления их друг другу и, наконец, установления между ними чисто внешней механистической зависимости (Е. П. Торренс).

В качестве единицы анализа творчества Д. Б. Богоявленская выделяет интеллектуальную активность, что требует раскрытия качественной специфики, содержательной характеристики данного понятия.

Д. Б. Богоявленская не сводит интеллектуальную активность к мыслительной деятельности (Л. С. Славина, М. Ф. Морозова, Н. А. Менчинская), не считает правильным определение ее в качестве «меры взаимодействия» субъекта с объектом (И. Д. Мурванидзе).

Мерой интеллектуальной активности, ее наиболее качественной характеристикой служит интеллектуальная инициатива. Интеллектуальная инициатива в трудах Д. Б. Богоявленской, в свою очередь, определяется как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной за-данности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы [1, с. 24].

Инициативность Д. Б. Богоявленская определяет как «принятие на себя», т. е. «принятие решения решить определенную задачу» и собственно ее решение. Высшее проявление инициативы - способность «брать на себя» [1,с. 165].

Интеллектуальная активность личности проявляется, конечно, в любых обстоятельствах, но нестимулированная извне деятельность - это тот феномен, который обнаруживает ее однозначно [1, с. 24]. Интеллектуальная активность проявляется в так называемом «беспроблемном поле» (Эшер, 1963), то есть в ситуации, когда мышление внешне не детерминировано. Ставя акцент на внешней нестимулируемости интеллектуальной активности, Д. Б. Богоявленская не выводит ее из-под действия детерминации вообще. Интеллектуальная активность рождается не вопреки внешней детерминации и не из нее, а как раскрытие глубинных потенций личности, как внутренне детерминированное действие [1, с. 35].

ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ...

Уровень активности, на котором возможен выход за пределы требований заданной ситуации, является самостоятельной, высшей формой активности личности и характеризует особый вид действия. Это уровень творческого действия, который характеризует то, что результат шире, чем его исходная цель. В своей развитой форме творческое действие приводит к порождению самой цели, то есть на этом уровне осуществляется целеполагающая деятельность [1, с. 35].

Важным моментом в работах Д. Б. Богоявленской является рассмотрение интеллектуальной активности в качестве личностной характеристики и выделение ее структурных компонентов: «Интеллектуальная активность - это интегральная характеристика личности, объединяющая ее интеллектуальную и мотивационную сферы. Умственные способности составляют как бы фундамент интеллектуальной активности, но проявляются не непосредственно, а лишь преломляясь через мотивационную структуру личности, которая может тормозить или стимулировать их проявление» [1, с. 10].

Данную структуру интеллектуальной активности мы считаем необходимым дополнить деятельностным компонентом, включающим способы и операции, характеризующие уровень творческого действия, о котором в своих работах упоминает Д. Б. Богоявленская [1, с. 35].

В исследованиях Д. Б. Богоявленской выявлено существование двух противоположно действующих групп мотивационных факторов, одна из которых активизирует умственные способности, другая же блокирует их активное, творческое проявление.

Первая группа факторов - это внутренние мотивы познавательной, творческой деятельности [1, с. 153]. По мнению Д. Б. Богоявленской, действие познавательных мотивов может подкрепляться также «внешней» мотивацией. Вторая группа факторов, препятствующих творческому процессу, включает мотивы престижа, жажду славы, а также ориентацию на достижение успеха вне области собственно содержательной познавательной деятельности [1, с. 157].

Наиболее благоприятным для проявления интеллектуальной активности является отношение к познавательной деятельности как к самостоятельной ценности, высоко значимой для личности, именно такое отношение лежит в основе творческого мышления.

Таким образом, основываясь на теоретических положениях подхода Д. Б. Богоявленской, мы подчеркиваем необходимость создания условий для формирования внутренней мотивации творческой деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создадут основу становления интеллектуальной активности личности в целом.

В качестве одного из таких педагогических условий развития интеллектуальной активности учащихся мы рассматриваем интеграцию методов активного социально-психологического обучения (групповые дискуссии, «мозговые штурмы», ролевые и деловые игры, тренинги) и технологии индивидуального рефлексивного воспитания Н. П. Капустина («Ситуационный классный час»).

В числе общих преимуществ использования методов активного социально-психологического обучения и технологии индивидуального рефлексивного воспитания для развития интеллектуальной активности следует выделить:

- активизацию у учащихся потребностей проявления интеллектуальной инициативы, творческой самостоятельности в ходе социально-психологического обучения посредством активных методов (игры, дискуссии, мозговых штурмов, творческих заданий);

- сопровождение интеллектуального развития учащихся развитием мо-тивационно-личностной сферы на основе механизмов группового взаимодействия и рефлексии собственной позиции, целей, ценностей, самостоятельных решений и выборов;

- совершенствование таких качеств творческой личности, как активность, инициативность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, оригинальность;

- создание творческой микросреды, благоприятствующей появлению новых идей и мнений в процессе интенсивного творческого взаимодействия в ходе совместной деятельности и общения.

Свобода и вариативность в выборе и применении форм и методов активного социально-психологического обучения, разнообразие творческого материала также позволяют педагогу стать настоящим творцом таких занятий.

Возможности для широкого и свободного применения форм и методов активного социально-психологического обучения, а также технологии индивидуального рефлексивного воспитания в педагогическом процессе предоставляет система довузовского образования.

Так, в Челябинском государственном университете в целях развития интеллектуальной активности разработана авторская программа «Тренинг креативности», которая является дополнительной образовательной программой, используемой в практике довузовской подготовки слушателей Малой академии университета в 2009/2010 учебном году. Программа «Тренинг креативности» рассчитана на старший школьный возраст, учащихся 9-11 классов, так как этот период является сензитивным для развития творческих способностей.

Тренинг креативности как образовательный курс развития активной творческой личности занимает особое место в структуре образовательных программ Малой академии ЧелГУ: совместно с курсом научно-популярных лекций Лектория «Мир науки» он составляет элективный компонент учебного плана слушателей.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория слушателя Малой академии включает выбранную самостоятельно основную образовательную программу - это могут быть программы Школы олимпиад, Школы юного исследователя или Воскресных школ, а также посещение по интересам научно-популярных лекций преподавателей университета, входящих в программу Лектория «Мир науки», и занятий Тренинга креативности.

ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ...

Общей целью Тренинга креативности является развитие творческого потенциала старшеклассников как важного компонента готовности к дальнейшему профессиональному обучению в вузе.

Форма организации, особенности проведения, атмосфера тренинговых занятий, на наш взгляд, уже являются творческим началом и предоставляют значительные возможности для развития творческого мышления, мотивации к творчеству, а также тренировки важных личностных качеств, что и составляет основу интеллектуальной активности.

Важное достоинство тренинга как одного из методов активного социально-психологического обучения - это возможность прямого соприкосновения с изучаемой реальностью - творчеством, обучения на собственном опыте.

Задачи Тренинга креативности:

1. Формирование у слушателей целостной картины творческого процесса, обеспечивающей становление ценностей творческой деятельности и их дальнейшее воспроизводство в деятельности (когнитивный компонент интеллектуальной активности);

2. Развитие и совершенствование у слушателей умений творческой деятельности (деятельностный компонент интеллектуальной активности);

3. Формирование мотивационной сферы учащихся - мотивов, личностных смыслов творческой деятельности, определяющих эмоционально-ценностное отношение к творческой деятельности (мотивационно-личностный компонент интеллектуальной активности);

4. Развитие и совершенствование качеств активной творческой личности: инициативности, самостоятельности, ответственности, целеустремленности, (мотивационно-личностный компонент интеллектуальной активности);

5. Развитие эмоциональной сферы слушателей - работа с отрицательными эмоциями, блокирующими творческую деятельность (мотивационноличностный компонент интеллектуальной активности).

В соответствие с обозначенными задачами содержание тренинга нами было поделено на четыре тематических блока:

- «Загадка творчества» - когнитивный блок, включающий тематические занятия: «Сущность и предпосылки креативности», «Творческий процесс», «Креативность в нашей жизни» и др.;

- «Я могу мыслить креативно!» - деятельностный блок, включающий тематические занятия: «Необычное в обычном», «Учимся мыслить творчески», «Живое творчество», «Командное творчество» и др.;

- «Моя творческая мотивация» - мотивационный блок, включающий тематические занятия: «Мотивация достижений», «Шаг к цели», «Креативное решение проблем», «Жизненный путь» и др.;

- «Я - творческая личность!» - личностный блок, включающий тематические занятия: «Грани моего Я»: «Мое Я», «Я - это Я, и Я - это замечательно!», «Я и другие», «Мир моих эмоций», «(Не) Творческий человек».

Тренинговые занятия можно структурировать разными способами: основное тематическое тренинговое занятие можно дополнять упражнениями и заданиями из разных блоков либо объединять тематические упражнения из всех четырех блоков в ходе занятия.

В ходе тренинга используются также методы активного социально-пси-хологического обучения: групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые и деловые игры [3]. Особый интерес у слушателей вызывают арт-терапев-тические упражнения с использованием техник проективного рисунка, лепки, коллажа, сочинения историй.

В целях развития мотивационно-личностной сферы мы используем на занятиях технологию индивидуального рефлексивного воспитания, представляющую самоанализ ситуаций, явлений, фактов, их причины и следствия, «Я-позицию», собственные решения и выбор [5, с. 67]. Темы для обсуждения могут быть различные: «Творчество и взаимопонимание», «Творчество как стиль собственной жизни», «Творчество в бытовых ситуациях», «Творческое общение».

В качестве ведущего принципа социально-психологического обучения в ходе тренинговых занятий мы выделяем принцип Зоны ближайшего развития. Данный принцип предполагает, что развитие интеллектуальной активности в процессе социально-психологического обучения первоначально происходит на основе сотрудничества, сотворчества в процессе совместной творческой деятельности со взрослым или другими участниками тренинга.

Творческие задания, которые сегодня слушатели могут выполнять совместно с тренером или другим учащимся, завтра они смогут выполнить самостоятельно. Такое обеспечение работы педагога-тренера в зоне ближайшего развития своих учеников способствует ее расширению и личностному развитию в целом. Особые требования предъявляются и к самому педагогу-тренеру, который является образцом креативного поведения для участников тренинга.

В качестве критериев эффективности тренингого занятия мы выделяем активную мыслительную деятельность каждого участника в течение всего занятия, их эмоциональную сопричастность к собственной деятельности и деятельности других, обеспечение рефлексии и самоконтроля в процессе творческой деятельности в течение всего занятия, а также самооценку достижений целей и задач занятия, уровня собственных достижений в развитии креативности.

Таким образом, приоритетным направлением для развития интеллектуальной активности учащихся, являющейся основой творческой деятельности, является объединение и учет в образовательном процессе когнитивного, личностного и деятельностного компонентов. Эффективными, на наш взгляд, современными формами и методами, обеспечивающими развитие общих умственных способностей (когнитивный компонент), мотивации, ценностей, личностных смыслов творческой деятельности (мотивационноличностный компонент), способов творческой деятельности (деятельност-

но

ный компонент), являются методы активного социально-психологического обучения, индивидуального рефлексивного воспитания.

Библиографический список

1. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1983. - 173 с.: ил.

2. Богоявленская, Д. Б. Проблемы диагностики креативности // Журнал практического психолога. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - 2007. - № 3. - С. 133-148.

3. Быков, А. К. Методы активного социально-психологического обучения [Текст]: учебное пособие. / А. К. Быков. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.

4. Грецов, А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. [Текст] / А. Г. Грецов. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.: ил.

5. Капустин, Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. [Текст] / Н. П. Капустин. - М., 1999.

6. Смирнов, И. Б. Основные подходы к проблеме развития креативности личности [Текст] / И. Б. Смирнов. // Педагогические технологии. - 2006. - № 10. - С. 2-3.

7. Якиманская, И. С. А. В. Брушлинский: путь исследователя [Текст] / И. С. Якиманская. // Психологический журнал-2003. -Т. 24, № 2. - С. 87-94.

УДК 371.72

Фадеева Светлана Владимировна

Соискатель кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного гуманитарного университета, svetik-73@mail.ru, Ковров

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФАКТОР РИСКА РАЗВИТИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Fadeeva Svetlana Vladimirovna

The post-graduate of the professorship of pedagogies and psychology of the Vladimir State Humanists’ University, svetik~73@mail.ru, Kovrov

COMPUTER DEPENDENCE AS A FACTOR OF RISK OF THE DEVELOPMENT OF THE AGGRESSIVE BEHAVIOR

OF TEEN-AGERS.

В стремительно меняющемся мире компьютерные технологии становятся всё более важным фактором, влияющим на становление личности молодого человека. Нельзя не отметить существенный рост значимости для современных подростков форм досуга, связанных с компьютерной техникой. Так, за последние пять лет с 29,3% до 44,9% (разность 15,6%) возросло количество несовершеннолетних, увлекающихся компьютерными играми, а количество подростков, путешествующих по компьютерной сети - с 4,6%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.