Научная статья на тему 'Психологическая сущность эмоционального состояния личности'

Психологическая сущность эмоционального состояния личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17976
1819
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / EMOTION / MENTAL CONDITION / EMOTIONAL CONDITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бутузова Юлия Александровна

В статье предпринята попытка раскрыть психологическую сущность понятия «эмоциональное состояние» через сравнительный анализ определений исследуемого феномена, предложенных разными учеными психологами, а также через его соотношение с понятиями «эмоция», «психическое состояние». Данная статья может быть интересна психологам, педагогам, руководителям организаций, включенным по роду своей деятельности в ситуации межличностного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological essence of emotional condition

This article opens essence of emotional condition phenomenon through comparative analysis definitions of different psychologists and through correlation with emotion and mental condition phenomenon. This article can be of interest of psychologists, teachers, leaders of organizations, who takes part in relations.

Текст научной работы на тему «Психологическая сущность эмоционального состояния личности»

университета, должна стать идея комплексной реализации в инновационном учебно-воспитательном процессе вуза основных принципов инновационной педагогики на основе аксеологического, инновационного, компетентностного, средового и системного подходов в социальной и личностно-ориентированной профессиональной подготовке, с направленностью на формирование у выпускника творческого мышления — гаранта успешного решения им профессиональных и социальных проблем в будущем.

Библиографический список

1. Тюрина, Л. А. Вузовский учебник сегодня и завтра / Л. А. Тюрина // Высшее образование в России. — 2002. — № 1. - С. 12-24.

2. Данкова, Ж. Ю. Управление интеллектуальным потенциалом студентов в высшей школе : автореф. дис.... канд. социол. наук. / Ж. Ю. Данкова. — Белгород, 2004. — 18 с.

3. Вьюгина, С. В. Роль языка в формировании профессиональных компетенций / С. В. Вьюгина // Интеллект. культура. Образование : матер. II Всерос. науч. конф. Новосибирск, 15 сентября 2009 г. — Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2009. — С. 14 — 21.

4. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность и проблемы творчества / Д. Б. Богоявленская. — Ростов н/Д., 1984. — 298 с.

5. Самарин, Ю. А. Очерки психологии ума / Ю. А. Самарин. — М. : Изд-во АПН РСФСР., 1962 — 504 с.

САВЧЕНКО Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология труда и организационная психология».

Адрес для переписки: e-mail: Savchenkotv@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.07.2011 г.

© Т. В. Савченко

УДК 159.942.5 ю. Д. БУТУЗОВА

Омский государственный педагогический университет

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ__________________________________________

В статье предпринята попытка раскрыть психологическую сущность понятия «эмоциональное состояние» через сравнительный анализ определений исследуемого феномена предложенных разными учеными — психологами а также через его соотношение с понятиями «эмоция», «психическое состояние». Данная статья может быть интересна психологам педагогам руководителям организаций включенным по роду своей деятельности в ситуации межличностного общения.

Ключевые слова эмоция психическое состояние эмоциональное состояние.

Научный интерес к изучению эмоционального состояния поддерживался еще во времена античности. Несмотря на этот факт, современная наука не утратила потребность в изучении столь сложного понятия. Актуальность исследования эмоционального состояния в настоящее время продиктована необходимостью для каждого человека приспосабливаться к стремительно изменяющимся социальноэкономическим условиям, неумолимо растущему научно-техническому прогрессу, что требует от человека больших интеллектуальных затрат, при меньшей физической нагрузке. Возрастание психической деятельности приводит к увеличению эмоционального напряжения, а уменьшение физической активности не позволяет эмоционально разгружаться. Поэтому появляется необходимость в поиске новых методов регуляции эмоциональных состояний, позволяющих справиться с информационным потоком, перенасыщающим психику современного человека, что само по себе невозможно без понимания сущности эмоционального состояния.

Раскрытие сущности эмоционального состояния дает нам возможность выявить отличительные характеристики данного феномена, определить его место и роль в структуре личности, включенной в деятельность. С этой целью мы обратимся к рассмотрению различных определений более широкого понятия «состояние».

В современной науке до сих пор не существует общепринятого определения данного феномена. Большинство определений понятия «состояние» имеют одну и ту же логическую основу. Многие ученые характеризуют состояние как совокупность каких-то характеристик: свойств и отношений (Л. А. Симанов), процессов (В. Л. Марищук), функций и качеств (О. И. Медведев), компонентов психики (Ю. Е. Сосновикова) и т.д., обусловливающих эффективность деятельности, работоспособность, уровень активности систем, поведение и т.д. Исследователи определяют понятие «состояние» как фактор, влияющий на работоспособность и т.д. Происходит некоторая подмена сущности состояния описанием сдвигов, происходящих при возникновении состояния.

Существует и иная точка зрения на определение состояния. Отталкиваясь от взглядов П. К. Анохина [1], Е. П. Ильин определяет состояние как «реакцию функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленную на получение полезного для организма результата» [2]. На наш взгляд, состояние, действительно, отражает воздействие на организм внешних и внутренних стимулов, а также помогает системе сохранить собственную целостность или изменить свою структуру с целью адаптации к новым условиям, т.е. получить полезный результат.

*

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

%

В Современном психологическом словаре под ред. В. В. Юрчука изучаемый феномен описывается как «характеристика любой системы, которая отображает ее различные положения (конфигурации) относительно тех или иных координатных объектов окружающей среды (социума); состояние субъекта может быть определено с позиций внешнего и внутреннего порядка; состояние — это установленное сознанием, подсознанием субъекта, в определенных временно-пространственных рамках, интегральноконкретное ощущение комфорта — дискомфорта, уюта — дисуюта, благополучия — неблагополучия, удовлетворенности — неудовлетворенности в тех или иных субструктурах организма» [3, с. 665].

В данном определении состояние рассматривается как описательная категория, которая характеризует субъект (систему, явление) в совокупности его свойств и качеств в определенный промежуток времени; определяет субъект относительно других объектов окружающей действительности; констатирует единство внешнего проявления субъекта и его внутреннего содержания.

Обобщая вышеприведенные дефиниции, можно определить состояние как явление отражения воздействия внешних или внутренних стимулов на субъект. Основными характеристиками состояния человека являются: относительная стабильность, целостность, специфичность динамики протекания.

Отталкиваясь от общего определения понятия «состояние», перейдем к рассмотрению эмоционального состояния. На природу эмоциональных состояний в современной психологии существует две точки зрения. Первую точку зрения разделяют ученые П. К. Анохин, Н. Д. Левитов, Л. В. Куликов, А. О. Прохоров, Ю. Е. Сосновикова, Е. А. Черкевич и др. Они считают, что эмоциональные состояния являются одним из видов психических состояний. При этом вся эмоциональная сфера личности сводится к эмоциональным состояниям и включается в классификацию психических состояний.

Вышеназванные исследователи определяют психическое состояние как сложное полиструктурное явление, характеризующее личность в данный момент, а также как целостный симптомокомплекс в динамике психической деятельности человека, выражающееся в единстве поведения и переживания. Здесь подчеркивается целостность и устойчивость психических состояний, единство поведения и переживания.

Основными характеристиками психических состояний вообще и эмоциональных, в частности, ученые называют: активацию и тонус; двойственность («амбивалентность»); широту спектра переживаний, доминирующую эмоцию, интенсивность, индивидуальную специфику эмоционального отклика.

Разделяя данную точку зрения, мы полагаем, что эмоциональные состояния, действительно, могут рассматриваться как вид психических состояний, но при этом отмечаем, что не вся эмоциональная сфера сводится к психическим состояниям.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения на психологическую сущность изучаемого феномена, В. К. Вилюнас, Б. И. Додонов, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, Г. X. Шингаров относят эмоциональные состояния к эмоциональной сфере личности, отождествляя эмоциональные состояния с эмоциями, а эмоции — с эмоциональной сферой личности. Поэтому появляется необходимость в разграничении данных феноменов.

Сложность понимания эмоций заключается в том, что, определяя данный феномен, авторы относят их

то к любому классу эмоциональных явлений (эмоциональному тону, настроению аффекту и др.), то только к одному, называемому ими собственно эмоциями и отделяемому от других классов эмоциональных явлений. Так, например, ряд ученых определяют эмоции как механизм: «внутренний психологический механизм связи мышления с чувственно-предметной деятельностью» (Л. С. Выготский); «механизм, нарушающий равновесие в образе среды» (В. К. Вилюнас) [4]; «психофизиологический механизм» (Г. X. Шингаров); «психологический механизм изменения значимости» (А. С. Шаров).

Представители второй группы описывают эмоции как процесс: «процесс внутренней регуляции деятельности» (А. Н. Леонтьев); «сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и феноменологический аспекты» (К. Изард); «процесс, отражающий в форме переживаний личную значимость» (Р. М. Грановская).

Можно выделить и третью группу ученых, которые рассматривают эмоции как «физиологическое состояние организма» (П. К. Анохин); «эмоциональные состояния, включенные в состав психических состояний» (Н. Д. Левитов).

При более детальном анализе дефиниций обнаруживается, что многие авторы связывают описание эмоций с мотивами и потребностями личности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Часть определений содержит в себе понимание оценочной природы эмоций (В. К. Вилюнас, Р. М. Грановская, Б. И. Додонов, А. С. Шаров). Ученые П. К. Анохин и Г. X. Шин-гаров при описании эмоций указывают на приспособительный характер изучаемого феномена.

На наш взгляд, эмоция — это единица эмоциональной сферы личности, т.е. целостная, неделимая структура, являющаяся ядром, свойства которого присущи любому феномену эмоциональной сферы. Одной из главных особенностей эмоции как психического явления выступает ее способность отражения, т.е. кодирование поступающей информации из окружающей действительности в субъективный атрибут субъекта эмоций, причем эмоции отражают не предметы и явления как таковые, а их значимость (личностный смысл) для человека. Отражение значимости предметов и явлений выступает той характеристикой эмоциональной сферы, которая отличает ее от других психических явлений.

Мы солидарны с большинством ученых и считаем, что формой отражения эмоций является переживание, разделяя взгляды представителей деятельностного подхода, мы считаем, что переживание является «единицей изучения личности» (Л. С. Выготский) и «выступает в каждом акте деятельности человека» (А. Н. Леонтьев) [5, 6].

Основной целью возникновения и функционирования эмоций является сохранение целостности личности и организма как единой системы. Другими словами, эмоция возникает в тот момент, когда внутри системы «организм — личность» происходят структурные изменения, обусловленные воздействием внешних и внутренних стимулов, как на социальном, так и на биологическом уровнях.

Таким образом, можно считать, что эмоция — это психическое явление отражения в форме переживания значимости воздействия внешних и внутренних стимулов, направленное на сохранение целостности личности и организма как единой системы.

Любую эмоцию можно представить в виде процесса, т.е. последовательной смены стадий развития эмоции, которая начинается с оценивания в форме

переживания поступающей в мозг информации и заканчивается ответной реакцией организма в виде психофизиологических изменений или поведенческого акта. Более подробно данный процесс выглядит следующим образом.

На первом этапе происходит восприятие организмом информации, поступающей от внешнего или внутреннего стимула (на этом этапе важную роль играют психофизиологические особенности организма). Далее, на втором этапе, на основании поступившего сигнала формируется потребность, как нужда в чем-либо, и возникает момент оценивания данной потребности в виде переживания, на оценку влияют психофизиологические особенности организма и ценностно-смысловая сфера личности. Если данная потребность значима для организма и личности в целом, то происходит эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме: происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов или, напротив, их уменьшение. Затем, на третьем этапе, подключается эмоциональная память (жизненный опыт), которая определяет отношение организма и личности к полученной информации, что заканчивается (четвертый этап) возникновением определенного психофизиологического состояния или поведенческим актом, происходит разрядка и возникает эмоциональная стабильность. Другими словами, эмоциональный процесс — это всегда ответная реакция на воздействие значимого внешнего или внутреннего стимула.

Эмоциональное состояние, на наш взгляд, — это более сложное психическое явление, которое включает в себя одну и более эмоций. Но, в отличие от эмоции, основной целью возникновения эмоционального состояния является поиск необходимых внутренних ресурсов или внешних возможностей для удовлетворения значимой потребности. Оно возникает в результате невозможности отреагировать на значимое воздействие, или в результате неэффективности данного способа реагирования.

Иными словами, эмоциональное состояние возникает на стадии оценки значимости актуальной потребности и заканчивается возникновением психофизиологического состояния, которое поддерживает необходимость поиска возможностей эмоциональной разрядки и удовлетворения потребности.

На основании всего вышесказанного мы можем отметить характерологические особенности или признаки эмоциональных состояний: сложность, фоновый характер (слабая интенсивность), значительная длительность (продолжительность во времени), беспредметность (скрытый характер причины возникновения), оценочный характер самого субъекта, специфичность динамики протекания. Остановимся более подробно на каждом признаке.

Сложность эмоционального состояния заключается в том, что одно эмоциональное состояние может включать в себя две и более эмоций, при этом доминирующей может быть какая-то одна эмоция.

Фоновый характер (слабая интенсивность). В большинстве случаев эмоциональные состояния являются фоном, который в течение определенного времени окрашивает переживания и деятельность человека. Некоторые авторы используют термин «эмоциональный фон», который отражает общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации и к самому себе.

Значительная длительность (продолжительность во времени). Эмоциональные состояния могут иметь различную продолжительность во времени: от нескольких минут до нескольких часов, дней, месяцев. Но в основе своей они отличаются длительным характером протекания.

Беспредметность (скрытый характер причины возникновения). Причина возникновения эмоционального состояния не всегда осознается. Эмоциональное состояние отражает обобщенную оценку того, как складываются в данный момент обстоятельства. Неясность причины возникновения эмоционального состояния может быть связана с мимолетной эмоцией или комплексом эмоций, породивших эмоциональное состояние, а также с нежеланием самого субъекта вспоминать и удерживать в памяти травмирующие психику причины появления того или иного состояния.

Оценочный характер самого субъекта. В отличие от эмоционального реагирования, которое характеризует «что» и «как» является значимым для субъекта, эмоциональное состояние раскрывает то, каким образом субъект реагирует на значимый стимул или событие. Другими словами, при эмоциональной реакции важны характеристики стимула воздействия и его значимость для индивида; при эмоциональном состоянии важны возникающие психофизиологические изменения, которые информируют о наличии или отсутствии необходимых внутренних ресурсов (возможностей или способностей) для удовлетворения актуальной потребности.

Специфичность динамики протекания. Основное отличие динамики эмоционального состояния от протекания эмоционального реагирования заключается в его цикличности и поддержании эмоционального напряжения на определенном уровне.

Таким образом, эмоциональное состояние — это сложное психическое состояние отражения в форме переживания значимости воздействия внешних и внутренних стимулов. Сущностными характеристиками данного понятия являются его сложность, слабая интенсивность, продолжительность во времени, беспредметность и, главное, оценочный характер самого субъекта, а также цикличность и поддержание внутреннего эмоционального напряжения.

Библиографический список

1. Анохин, П. К. Эмоции [Текст] / П. К. Анохин ; под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер // Психология эмоций. — М., 1984. — 486 с.

2. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2007. — 783 с.

3. Современный словарь по психологии [Текст] / Под ред. В. В. Юрчука. — Мн. : Современное слово, 1998. — 768 с.

4. Вилюнас, В. К. Психология эмоций [Текст] / В. К. Ви-люнас. — СПб. : Питер, 2007. — 496 с.

5. Выготский, Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 4 / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика, 1984. — 432 с.

6. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1971. — 276 с.

БУТУЗОВА Юлия Александровна, аспирантка кафедры общей и педагогической психологии Омского государственного педагогического университета, психолог Клинического родильного дома № 1. Адрес для переписки: e-mail: by1977@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2010 г.

© Ю. А. Бутузова

*

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.