Научная статья на тему 'Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы начинающего учителя'

Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы начинающего учителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5478
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ВНУТРЕННИЙ РЕГУЛЯТОР ПОВЕДЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ / ОСНОВНЫЕ ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА / БАЗОВЫЕ ЭМОЦИИ / ЭМОЦИИ УЧИТЕЛЯ / EMOTIONS / INTERNAL REGULATOR OF BEHAVIOR / EMOTIONAL THEORY / EMOTIONAL SPHERE / PROFESSIONAL COMPETENCE / FUNCTION OF EMOTIONS / MAIN EMOTIONS OF A PERSON / BASIC EMOTIONS / TEACHERS' EMOTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Лариса Васильевна, Козлова Мария Анатольевна

В статье рассматривается значение эмоционального компонента профессиональной деятельности учителя, уровня развития эмоциональной сферы личности в процессе реализации профессиональных задач в условиях обучения и воспитания обучающихся в современной школе. Раскрывается сущность эмоций, понятие эмоциональной сферы личности, приводятся различные классы эмоций, отражающие спектр эмоциональных проявлений человека, выделяемых разными авторами. Отмечается, что эмоции имеют самые различные формы проявлений, включая настроения, страсти, аффекты, и выполняют самые различные функции: от отражательно-оценочной до компенсаторной. Педагогическая деятельность требует от учителя развития эмоциональной саморегуляции, как необходимого условия для решения им профессиональных значимых задач, сохранения эмоционального благополучия субъекта профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Aspects of Studying Beginning Teacher’s Emotional Sphere

The article discusses the importance of the emotional component of professional activity of the teacher, the level of development of emotional sphere of personality in the process of implementing professional tasks in the training and education of students in a modern school. The article reveals the essence of emotions, the concept of emotional sphere of a personality, different classes of emotions that reflect the range of emotional manifestation of a man distinguished by various authors It is noted that emotions have a variety of forms of manifestation, including moods, passions, affects, and perform a variety of functions: from reflective-evaluative to compensatory. Pedagogical activity expects a teacher to develop emotional self-regulation as a necessary condition for solving professionally significant tasks, preserving the emotional well-being of students.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы начинающего учителя»

УДК 159.9; 159.942.2 ББК 88.3 Я 73

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ

| Л.В. Гаврилова, М.А. Козлова

Аннотация. В статье рассматривается значение эмоционального компонента профессиональной деятельности учителя, уровня развития эмоциональной сферы личности в процессе реализации профессиональных задач в условиях обучения и воспитания обучающихся в современной школе. Раскрывается сущность эмоций, понятие эмоциональной сферы личности, приводятся различные классы эмоций, отражающие спектр эмоциональных проявлений человека, выделяемых разными авторами. Отмечается, что эмоции имеют самые различные формы проявлений, включая настроения, страсти, аффекты, и выполняют самые различные функции: от отражательно-оценочной до компенсаторной. Педагогическая деятельность требует от учителя развития эмоциональной саморегуляции, как необходимого условия для решения им профессиональных значимых задач, сохранения эмоционального благополучия субъекта профессиональной деятельности.

88

Ключевые слова: эмоции, внутренний регулятор поведения, эмоциональные теории, эмоциональная сфера, профессиональная пригодность, функции эмоций, основные эмоции человека, базовые эмоции, эмоции учителя.

THEORETICAL ASPECTS OF STUDYING BEGINNING TEACHER'S EMOTIONAL SPHERE

I L.V. Gavrilova, M.A. Kozlova

Abstract. The article discusses the importance of the emotional component of professional activity of the teacher, the level of development of emotional sphere of personality in the process of implementing professional tasks in the training and education of students in a modern school. The article reveals the essence of emotions, the concept of emotional sphere of a personality, different classes of emotions that reflect the range of emotional manifestation of a man distinguished by various authors It is noted that emotions have a variety of forms of manifestation, including moods, passions, affects, and

perform a variety of functions: from reflective-evaluative to compensatory. Pedagogical activity expects a teacher to develop emotional self-regulation as a necessary condition for solving professionally significant tasks, preserving the emotional well-being of students.

Keywords: emotions, internal regulator of behavior, emotional theory, emotional sphere, professional competence, function of emotions, main emotions of a person, basic emotions, teachers' emotions.

В отечественной и зарубежной психологии отмечается интерес к изучению эмоциональной сферы учителя, возросший в последнее время в связи с различными преобразованиями и инновациями в сфере образования. Обновление в содержании и способах профессиональной педагогической деятельности учителя, возросшие требования к компетентности, профессиональным и личностным качествам в свете новых требований образовательных стандартов и реальных проблем школьной практики приводят учителя к необходимости своевременно и качественно откликаться на изменения условий и ситуаций его профессиональной деятельности, успешно решать профессиональные задачи. Это с неизбежностью накладывает отпечаток на эмоциональную сферу. Характер эмоционального реагирования на новые условия деятельности во многом может определяться профессиональной направленностью личности, уровнем сформиро-ванности эмоциональной сферы учителя, используемыми приемами саморегуляции эмоциональных состояний в условиях напряженной профессиональной деятельности. Начинающие учителя в процессе адаптации в профессии и профессионального становления будут иметь свой опыт эмоционального реагирования, эмоциональ-

ных проявлений в условиях работы с обучающимися. Важно создавать условия для проявления положительных эмоций, способствующих достижению поставленной цели и созданию рабочей атмосферы, благоприятного психологического климата, конструктивному взаимодействию с обучающимися, их родителями и коллегами в процессе педагогической деятельности. Это требует опоры на научные знания в области психологии эмоций, управления процессами их проявления, развития и саморазвития эмоциональной сферы, саморегуляции эмоциональных состояний как личности и как субъекта профессиональной деятельности.

Исследователи отмечают, что эмоции человека важны для индивидуального опыта: они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям уже на мотивационном уровне, тем самым способствуя или препятствуя осуществлению деятельности.

Разрабатывая эмоциональные теории, авторы уделяют значительное внимание рассмотрению сущности эмоций и дают свое толкование эмо-

89

ВЕК

90

ций. Авторы относят их то к любому классу эмоциональных реакций, то только к одному, отделяемому от других, классов эмоциональных явлений. Эмоциональная сфера личности — это многогранное образование, включающее, кроме самих эмоций, эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства). Каждое из них, по мнению авторов, имеет достаточно дифференцированные признаки. Если отмечается акцентуированная выраженность этих составляющих эмоциональной сферы, то следует говорить об эмоциональных типах личности. Аффективную характеристику эмоциональной сферы дают в случаях сильных, устойчивых эмоциональных всплесков, расстройств. Эмоциональная сфера личности представляет собой совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональной сферы отражают явления и ситуации жизнедеятельности человека. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями мотивацион-ной сферы. Эмоции человека различаются степенью осознанности.

Состояние и особенности проявления эмоциональной сферы человека во многом определяют профессиональную пригодность для конкретной деятельности. Следует отметить, что проблема профессиональной пригодности по своей сущности является проблемой взаимной адаптации человека к деятельности, ее требованиям, условиям исполнения, а также оценки и формирования пригодности человека для конкретной деятельности.

Рассматривая эмоциональную сферу педагога, следует обратиться к толкованию основного понятия — эмоции. Эмоции являются предметом изучения в разных науках — философии, педагогики, психологии и других, имеют свою историю исследований и анализа. Так, философский взгляд на проблему эмоций — в работах таких ученых-философов как Р.В. Валетт, И.А. Васильев, Л.С. Выготский, И. Кант, С.Л. Рубинштейн, А. Эйнштейн и др. Среди педагогов и психологов известными исследователями являются Л.И. Божович, Н.С. Василевская, В.К. Вилюнас, В. Вундт, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов, П.М. Якобсон и др. Данный феномен рассматривается как играющий одну из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.

Анализ научной литературы показал, что существует достаточное количество определений понятия «эмоции». Слово «эмоция» происходит от латинского "emoveo", что значит волновать, возбуждать.

Интересным представляется, по мнению авторов данной статьи, исследование в области эмоций П.К. Анохина. Ученый описывает эмоции как «физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения» [1]. Немалое значение эмоций в исследованиях психики отмечал известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев. По мнению этого ученого, эмоции это «особый класс

психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» [2]. Психолог Р.С. Немов определяет понятие эмоции как «класс психофизиологических явлений, представляющих собой внутренние, субъективно переживаемые психические и физические состояния человека, сопровождаемые приятными или неприятными ощущениями» [3].

Б.И. Додонов в своих трудах отмечает, что эмоции — это «деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируют в форме его субъективных образов» [4]. По мнению М.С. Лебединского и В.Н. Мясищева, «Эмоции — одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервнопсихической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека» [5]. Представляет значительный интерес и мнение известного исследователя в области психологии эмоций К.Э. Изард — «эмоция — это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и деятельность. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Эмоция регули-

рует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие» [там же].

Рассмотрев различные толкования понятия «эмоции», в данном исследовании под эмоциями будем понимать особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций.

В научной литературе существуют различные классификации эмоций. Они являются своеобразным ответом на попытки исследователей дать универсальные классификации. Следует отметить, что разработанные учеными классификации имеют собственное основание. Так, Т. Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, то есть проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. И. Кант в свое время сводил все эмоции к двум группам: эмоции сенсуальные и интеллектуальные. Критерием их различения служила причина возникновения эмоций. При этом аффекты и страсти он относил к 91 волевой сфере. Свой критерий различения эмоций предлагал и Г. Спенсер, разделяя чувства по признаку их возникновения и воспроизведения на четыре класса. К первому относились презентативные чувства (ощущения), возникающие непосредственно при действии внешних раздражителей. Ко второму классу — презентативно-ре-презентативные, или простые эмоции, например, страх. К третьему классу были отнесены репрезентативные эмоции, вызываемые поэзией как раздражителем, не имеющим конкретного предметного воплощения. Наконец, четвертый класс составляли высшие,

92

отвлеченные, эмоции, образующиеся без помощи внешнего раздражителя абстрактным путем (например, чувство справедливости). Изучая проявления эмоций, их разнообразие, и стремясь определить их число, психолог В. Вундт отмечал, что число эмоций (точнее было бы сказать — оттенков эмоционального тона ощущений) настолько велико (значительно больше 50 000), что язык не располагает достаточным количеством слов для их обозначения. Такой факт позволяет отметить определенные сложности в изучении многочисленных эмоциональных проявлений и их различения. В то же время в науке существовала противоположная позиция, ее представителем являлся американский психолог Э. Титченер. Ученый выделял только два вида эмоционального тона ощущений: удовольствие и неудовольствие, и высказывал свое несогласие с В. Вундтом, который, по его мнению, смешивал два различных явления: чувства и чувствование. Чувствование, по представлению Э. Тит-ченера, это сложный процесс, состоящий из ощущения и чувства удовольствия или неудовольствия (в современном понимании — эмоционального тона). Видимость существования большого количества эмоций (чувств), по мнению Э. Титченера, создается тем, что эмоциональный тон может сопровождать неисчислимые комбинации ощущений, образуя соответствующее число чувствований. Э. Титченер различал эмоции, настроение и сложные чувства (sentimentes), в которых существенную роль играют состояния удовольствия и неудовольствия.

Несмотря на значительные наработки в вопросе классификации эмоций и их описания, в литературе от-

мечается, что до сегодняшнего дня это одна из исследовательских задач. Разработка классификации эмоций осложняется трудностью определения, является ли выделяемая эмоция действительно самостоятельным видом или же это обозначение одной и той же эмоции разными словами (синонимами). Кроме этого, встает вопрос, не является ли новое словесное обозначение эмоции лишь отражением степени ее выраженности (например, тревога — страх — ужас). Важно учитывать в этом вопросе мнение ученого в области психологии эмоций П.В. Симонова о том, что ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания и не стала эффективным инструментом дальнейших поисков и уточнений. Этот ученый считает, что все предложенные ранее классификации эмоций были в свое время разработаны на неверной теоретической основе, а именно: на понимании эмоций как силы, непосредственно направляющей поведение. В результате появились эмоции, которые побуждают стремиться к объекту или избегать его, стеничные и астенич-ные эмоции и т.д.

В психологии также существует подход, согласно которому все эмоции делят на первичные (базисные) и вторичные. Его представляют сторонники дискретной модели эмоциональной сферы человека. Однако разные авторы называют различное число базисных эмоций — от двух до десяти. Например. П. Экман с сотрудниками на основе изучения лицевой экспрессии выделяют шесть эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость. Р. Плутчик описывает восемь базисных эмоций, деля

их на четыре пары, каждая из которых связана с определенным действием. Первую пару эмоций составляют разрушение (гнев) — защита (страх). Вторая пара эмоций включает принятие (одобрение) — отвержение (отвращение). К третьей паре эмоций относятся воспроизведение (радость) — лишение (уныние). Четвертая пара эмоций представлена как исследование (ожидание) — ориентация (удивление).

К. Изард в своих работах перечисляет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление. К базовым эмоциям он относит эмоции, обладающие следующими обязательными характеристиками. Во-первых, такие эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты. Во-вторых, проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики). В-третьих, они влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком. В-четвертых, эти эмоции возникли в результате эво-люционно-биологических процессов. В-пятых, эмоции оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации [4].

Выделяя базовые эмоции и их основные признаки, К. Изард отмечает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми перечисленными признаками. Например, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. Исследователи в области изучения так называемых «базовых эмоций» приписывают им и другие характеристики. Ученые полагают,

что к базовым могут относиться эмоции, имеющие глубокие филогенетические корни, то есть имеющиеся не только у человека, но и у животных. Остальные эмоции, присущие только человеку (стыд, вина), к ним не относятся. По их мнению, в качестве эмоций не следует рассматривать также интерес и застенчивость.

Р. Плутчик разделяет эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями понимаются комбинации двух или нескольких первичных эмоций. Так, к вторичным эмоциям относятся: гордость (гнев + радость), любовь (радость + принятие), любопытство (удивление + принятие), скромность (страх + принятие) и т.д. В то же время в этом ряду представлены и чувства, и нравственные качества (скромность), и весьма странная эмоция — принятие.

На две фундаментальные группы делит эмоции и В.К. Вилюнас, обозначая их как ведущие и ситуативные (производные от первых). В первой группе представлены переживания, порождаемые специфическими механизмами потребностей и окрашивающие непосредственно относящиеся к ним предметы. Такие переживания возникают обычно при обострении некоторой потребности и отражении отвечающего ей предмета. Они предшествуют соответствующей деятельности, побуждают к ней, отвечают за общую ее направленность, в значительной степени определяют направленность других эмоций. Все это и служит основанием для определения их ведущими эмоциями.

Говоря об эмоциях, их сущности и видах, важно определить и их функции. Известно, что эмоции играют очень важную роль в жизни че-

93

94

ловека, поскольку выполняют ряд функций. Рассмотрим мнения ученых в этом вопросе. Согласно П.В. Симонову, существуют четыре основные функции эмоций:

1. Отражательно-оценочная функция. Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидания и предсказания неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях.

2. Переключающая функция. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция — об удалении от него, субъект стремится усилить первое состояние и ослабить второе. Эта функция особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности (борьба между чувством страха и чувством долга) и при оценке вероятности ее удовлетворения (например: переориентировка на менее важную, но легко достижимую цель: синица в руках побеждает журавля в небе).

3. Подкрепляющая функция. Непосредственным подкреплением является не удовлетворение каких-либо потребностей, а получение желательных или устранение нежелательных стимулов.

4. Компенсаторная функция. Будучи активным состоянием, система специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечение их из памяти. Именно в этом

особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций. Эта функция не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли [6].

Существуют и другие функции эмоций. П.К. Анохин, Б.И. Дадонов, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев выделяют сигнальную функцию эмоций. Эмоции сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.

В работах В.К. Вилюнаса, Б.И. До-донова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, О.А. Черниковой также выделяется отражательная функция (функция оценки). По мнению этих ученых, отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоция, как особое внутреннее состояние и субъективное переживание, выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации. Эта функция необходима для существования организма и личности, для их ориентировки в мире, для организации их поведения. Важно отметить, что в зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать.

Кроме описанных выше функций в психологии эмоций выделяют и побудительную (стимулирующую) функцию. Описание побудительной функции эмоций можно найти в работах В.К. Вилюнаса, О.В. Дашкевича,

А.В. Запорожца, О.К. Тихомирова. Функция побуждения играет мотивирующую роль эмоций в психической организации человека.

Близкая по названию подкрепляющая функция, обозначенная П.В. Симоновым, встречается в трудах Аристотеля, Р. Декарта, И.А. Васильева, В. Вундта, И.Я. Грота, Д. Джеймса, К.Г. Ланге, Т. Рибо, К.К. Платонова, Я. Рейковского. Речь идет о регулирующей (подкрепляющей) функции эмоций, то есть о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Эта функция проявляется в способности эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили. Так, значимые события вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Отметим и роль результата, подкрепляющего промежуточную деятельность.

А.В. Запорожец, К.К. Платонов, Г.Х. Шингаров, П.В. Симонов, О.К. Тихомиров выделяют предвосхищающую (эвристическую) функцию. Эта функция включает прогноз событий, которые удовлетворяют мотивацию человека. Ученые изучали проявление предвосхищающей функции на основе мыслительной деятельности в ходе решения творческих задач (на примере шахматных задач). В результате исследования было выявлено, что эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована, то есть эмоции предопределяют решение творческой задачи.

П.К. Анохин в своих работах раскрывает приспособительную функцию эмоций. Эмоции, по мнению

ученого, имеют приспособительное значение. Они дают понять насколько успешна деятельность, отношение к объекту (опасен, не опасен). Эмоции осуществляют процесс сопоставления результата с целью в акцепторе действия.

Кроме того, в научной литературе можно встретить и другие функции, выполняемые эмоциями и имеющие свое обозначение. К их числу относятся так называемые функции:

1. Аварийного выхода. Решение проблем. Резкий выплеск эмоций (слезы, крик, большая агрессия) — это и есть аварийный выход. Обычно такие способы реагирования называют регрессивными (возвращение на способы реагирования, которые были присущи ранее)

2. Коммуникативная (экспрессивная). Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений.

3. Активации (мобилизующая/ демобилизующая). Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию, настройку на внутренние процессы и накопление энергии. Очевидно, что функции активации и мобилизации-демобилизации тесно связаны и последнюю можно рассматривать как одно из результативных проявлений первой.

95

96

4. Катарсическая. Помогает снять гнев, раздражение.

5. Переключательная. Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в которых определяется доминирующая потребность (реализация в борьбе между страхом и чувством долга).

6. Функция становления и организации субъективного образа.

Многие исследователи эмоций отмечают, что теоретический интерес может представлять функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. По мнению В. Вундта, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств человек воспринимает не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. То есть, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что в психолого-педагогической литературе нет единого определения эмоций и их функций.

В этой связи важно обратиться к работам С.Л. Рубинштейна, где подчеркивается, что эмоции можно предварительно охарактеризовать несколькими признаками: во-первых, в отличии от восприятия, которое обозначает содержание объекта, эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к объекту; во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью: в сложных человеческих чувствах они, взаимодействуя, образуют сложное противоречивое единство (амбивалентность чувств); в-третьих, эмоции всегда имеют характер, захватывающий всего человека, они связаны с личностью «я» [7].

Учитывая, что при анализе эмоциональной сферы человека рассматриваются эмоции и чувства, ученые отмечают сложность в их разграничении, дословно заявляя — между эмоциями и чувствами трудно провести границу. Под эмоциями нередко понимают более элементарные переживания, а под чувствами — сложные целостные образования. Для решения существующей проблемы разделения эмоций и чувств предлагается учитывать соотношение их с потребностями человека, так как уже было отмечено выше, эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологических и социальных потребностей личности.

По длительности протекания, степени волевой регуляции и интенсивности эмоций в психологии различают настроения, страсти и аффекты. Под настроением понимается эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью и устойчивостью, положительными или отрицательными переживаниями, выступающими фоном для всех осталь-

ных элементов психической деятельности (радость, тоска). Страсть определяется как эмоциональное состояние (стойкое и длительное), определяющее поведение человека, составляющее сущность конкретного этапа его внутренней жизни. С точки зрения пользы для человека страсти бывают положительными, возвышающими и губительными (любовь, стяжательство). Аффект представляет собой эмоциональное состояние, стремительно развивающееся и непродолжительное, характеризующееся действиями и поступками, не поддающимися волевому контролю (ярость, отчаяние, оцепенение). Более того, отмечает автор, между отдельными видами чувств нет непроходимой границы: удивление может переходить в изумление, гнев — в ярость, радость — в восторг, горе — в отчаяние, страх — в ужас и т.д. [8].

Изучение работ по психологии эмоций показывает, что разнообразие эмоций бесконечно велико, о чем в свое время писал еще У. Джеймс. Гнев, страх любовь, ненависть, радость, печаль, стыд, гордость и различные оттенки этих эмоций могут быть названы наиболее грубыми формами эмоций, будучи тесно связаны с относительно сильным телесным возбуждением. Более утонченными эмоциями являются моральные, интеллектуальные и эстетические чувствования, с которыми обыкновенно бывают связаны значительно менее сильные телесные возбуждения. Объекты эмоций можно описывать бесконечно. Бесчисленные оттенки каждой из них незаметно переходят один в другой и отчасти отмечаются в языке синонимами, как, например, ненависть, антипатия, вражда, злоба, не-

расположение, отвращение, мстительность, неприязнь, омерзение [9].

Таким образом, проблема значимости эмоций в жизни человека в социуме, эмоционального компонента в структуре профессиональной деятельности учителя, связанной с общением, повышенным эмоциональном состоянием требует развития эмоциональной сферы личности и навыков эмоциональной саморегуляции. Рассмотрение теоретических аспектов изучения эмоций является важным в разработке научных основ развития и саморазвития эмоциональной сферы, саморегуляции эмоциональных состояний как личности и как субъекта профессиональной деятельности у начинающих учителей.

Анализ различных теоретических подходов к определению понятия эмоций, их классификации и выделению функций позволяет выявить отсутствие единого определения понятия «эмоции», сложность их классификации и выделения функций. В то же время теоретические и практические результаты исследования в области психологии эмоций являются основой для дальнейшего изучения эмоциональной сферы учителя.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохин, П.К. Эмоции [Текст] / П.К. Анохин // Большая медицинская энциклопедия. — 2-е изд. — Т. 35. — М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1964. — С. 339-367.

2. Леонтьев, А.Н. Эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев // Философская энциклопедия. Т. 5. — М.: Изд-во Московского университета, 1970. — 553 с.

3. Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.

97

ВЕК

98

4. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность. [Текст] / Б.И. Додонов. — М.: Политиздат, 1978.

5. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. — СПб: Питер, 2011. — 175 с.

6. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг [Текст] / П.В. Симонов. — М.: Наука, 1981. — 166 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейг. — СПб.: Питер, 2009. — 583 с.

8. Христозов, Х. Категория девиантного асоциального, антисоциального и дединк-вентного пповедения у детей и подростков [Текст] / Х. Христозов // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1987. — № 12. — C. 1527-1529.

9. Джеймс, У Психология [Текст] / У Джеймс // Под ред. Л. А. Петровской. — М.: Педагогика, 1991. — 368 с.

10. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард, пер. с англ. — СПб.: Питер, 1999. — 464 с.

11. Лебединский, М.С. Введение в медицинскую психологию [Текст] / М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев. — Л.: Медицина, 1966. — 222 с.

12. Василевская, Н.С. Эмоции в педагогической профессии [Текст] / Н.С. Василевская // Ярославский педагогический вестник. — 1999. — № 3-4. — С. 134-139.

REFERENCES

1. Anohin P.K., "Ehmocii", in: Bolshaya Medi-cinskaya Ehnciklopediya, 2nd., Moscow,

1964, Vol. 35, gosudarstvennoe izdatelstvo medicinskoj literatury, pp. 339-367. (in Russian)

2. Dodonov B.I., Ehmociya kak cennost, Moscow, Politizdat, 1978. (in Russian)

3. Dzhejms u psihologiya, ed. L.A. Petrovskoj, Moscow, pedagogika, 1991, 368 p. (in Russian)

4. Hristozov H., Kategoriya deviantnogo aso-cialnogo antisocialnogo I dedinkventnogo povedeniya u detej I podrostkov, zhurnal nevrologii I psihiatrii imeni S.S.Korsakova, 1987, No. 12, pp. 1527-1529. (in Russian)

5. Ilin E.P., Ehmocii I chuvstva, St. Petersburg, piter, 2011, 175 p. (in Russian)

6. Izard K.Eh., Psihologiya ehmocij, trans., St. Petersburg, Piter, 1999, 464 p. (in Russian)

7. Lebedinskij M.S., Myasishchev V.N., vvede-nie v medicinskuyu psihologiyu, Leningrad, medicina, 1966, 222 p. (in Russian)

8. Leontev A.N., "Ehmocii", in: filosofskaya ehnciklopediya, Vol. 5, Moscow, izdatelst-vo moskovskogo universiteta, 1970, 553 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Nemov R.S., Psihologicheskij slovar, Moscow, Vlados, 2007, 560 p. (in Russian)

10. Rubinshtejn S.L., Osnovy obshchej psiholo-gii, St. Petersburg, Piter, 2009, 583 p. (in Russian)

11. Simonov P.V., Ehmocionalnyj mozg, Moscow, Nauka, 1981, 166 p. (in Russian)

12. Vasilevskaya N.S., Ehmocii v pedagogiches-koj professii, Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik, 1999, pp. 134-139. (in Russian)

Гаврилова Лариса Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии младшего школьника, Московский педагогический государственный университет, ps.15@mail.ru

Gavrilova L.V., PhD in Psychology, Associate Professor, Psychology of the Younger Schoolchildren Department, Moscow Pedagogical State University, ps.15@mail.ru

Козлова Мария Анатольевна, учитель начальных классов, Москва, kozlova.ma@mail.ru Kozlova M.A., Teacher of Primary School, Moscow, kozlova.ma@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.