ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
УДК 159.9; 159.942
Akimova М.О., senior teacher, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (Krasnoyarsk, Russia),
E-mail: beautiful_.girl@mail.ru
Ishchenko T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology
(Krasnoyarsk, Russia), E-mail: tatiana-dial@mail.ru
A SPECIALIST OF RUSSIAN EMERGENCY MINISTRY AS A SUBJECT OF EXPRESSION OF EMOTIONS. The article discusses a theoretical analysis of emotional sphere specifics of Russian Emergency Ministry's specialists. The authors analyse the main emotional theories and sort out scientists' main ideas that enable outlining the key specifics of activities performed by Emergency Ministry's specialists and considering the latter as actors of emotions display. Through the analysis of the emotional sphere of Russian Emergency Ministry's specialists, such notions as an emotional individuality, emotionality, emotional stability, emotional and volitional self-regulation of a personality are characterised.
Key words: emotions, emotional sphere, specialist of Russian Emergency Ministry, emotional individuality, emotionality, emotional stability, emotional and volitional self-regulation of a personality.
М.О. Акимова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева», г. Красноярск, Е-mail: beautiful_.giri@mail.ru
Т.Н. Ищенко, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева», г. Красноярск, E-mail: tatiana-dial@mail.ru
СПЕЦИАЛИСТ МЧС КАК СУБЪЕКТ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ
В статье осуществлён теоретический анализ особенностей эмоциональной сферы специалистов МЧС. Авторами рассматриваются основные теории эмоций и выделяются основные идеи ученых, позволяющие выявить ключевые характеристики деятельности специалистов МЧС и рассмотреть их как субъектов проявления эмоций. При анализе эмоциональной сферы специалистов МЧС даётся характеристика таким понятиям как эмоциональная индивидуальность, эмоциональность, эмоциональная стойкость, эмоционально-волевая саморегуляция личности.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, специалист МЧС, эмоциональная индивидуальность, эмоциональность, эмоциональная стойкость, эмоционально-волевая саморегуляция личности.
Рассмотрение специфики развития эмоций у представителей различных профессий, особенно тех, которые связаны с пребыванием человека в экстремальных ситуациях, сегодня все больше привлекает внимание специалистов различных научных сфер, поскольку эмоции тесно связаны с психологическим здоровьем, благополучием человека. Многие исследователи обнаружили острую необходимость обратиться к детальному изучению эмоционального мира личности как главного регулятора её жизненной стабильности. Во многих психологических исследованиях отмечается, что психоэмоциональная устойчивость, эмоциональное саморегулирование, эмоциональный интеллект и психоэмоциональная компетентность важную роль играют в становлении и развитии психической, социальной и интеллектуальной сфер.
В последние годы роль эмоциональной жизни человека становится определяющей, что является положительным шагом в развитии общества. Эмоционально уравновешенная личность -это человек, который с успехом преодолевает препятствия на пути к достижению цели. Это личность, которая способна мотивировать себя, находится в согласии с собой, может понимать свой эмоциональный мир и других вокруг, вдумчиво подходить к решению жизненных и профессиональных проблем, которая в целом характеризуется открытостью к окружающему миру. Эмоциональный путь личности характеризуется положительными и/
или отрицательными переживаниями и требует от профессионала, особенно от специалиста МЧС, «эмоциональной» разумности, «эмоционального» самосовершенствования как средства достижения успешной самореализации личности, открытия и проявления собственного потенциала. Понимание эмоционального мира - это путь к профессии эрготической системы «человек - человек», к которой относятся и специалисты МЧС. Это необходимый источник для всех успешных начинаний профессионала, глубокого понимания себя и выстраивания успешных взаимодействий с окружающими людьми.
Существует довольно много научных трудов, посвященных изучению эмоциональной сферы личности, особенностям и поиску эффективных форм её развития. Так, К.Е. Изард понимал под эмоциями чувство, мотивирующее и направляющее восприятие человека, его мышление и действия [1]. Учёный отмечал, что эмоция мотивирует, мобилизует энергию, руководит мыслительной и физической активностью индивида. Е.П. Ильин пишет, что «чаще всего эмоции определяются как переживание, как душевное волнение» [2, с. 52]. Р.С. Немов рассматривает эмоции как «класс психофизиологических явлений, которые представляют собой внутренние, субъективно переживаемые психические и физические состояния человека, сопровождаемые приятными или неприятными ощущениями» [3, с. 489]. А согласно С.Л. Рубинштейну, эмоции представляют «субъективную форму
проявления потребностей» [3, с. 423]. В отечественной психологической литературе подчеркивается, что эмоции - это психологические состояния, разновидность переживаний, обусловленных игрой внутренних инстинктивных сил, и отношениями человека с окружающим миром.
Таким образом, в ряде исследований отражается взаимосвязь чувственной и рациональной сфер человека. О роли эмоций для нас важно их влияние на восприятие, мышление и действия человека, субъектно переживаемые психические и физические состояния человека. Можем предположить, что эмоции связаны как с сознанием, деятельностью человека, так и с переживаниями, то есть эмоциями управляют чувственная и рациональная сферы. Говоря о деятельности, для нас важна идея А.Н. Леонтьева об эмоциях, выполняющих функцию внутренних сигналов, которые отражают отношение между мотивами и результатами отвечающей им деятельности субъекта, что является важной характеристикой сотрудников МЧС.
Эмоция представляет собой чрезвычайно сложное явление, что связывается Е.П. Ильиным с основной причиной существования различных подходов и теорий эмоций. Переживания, которые приобретают определенность в результате возникновения разнообразных эмоций, выступают в качестве побудительных факторов как для закрепления успешных способов деятельности (в случае неоднократного удовлетворения потребности и проявления позитивных эмоций), так и для торможения неэффективных и поиска эффективных способов достижения цели (в случае несоответствия запрограммированного и полученного результатов и возникновения негативных эмоций). В этом контексте близкими являются идеи, изложенные авторами фрустраци-онных теорий эмоций (Дж. Дьюи, Э. Клапередом, Л. Фестинге-ром), которые убеждены, что позитивные или негативные эмоции возникают в результате оценки степени успешности (неуспешности) достижения цели и удовлетворения потребности. При этом Дж. Дьюи рассматривает факт возникновения эмоций в связи с адаптацией человека к среде, когда появляются преграды для осуществления инстинктивных или произвольных действий и возникает определенное напряжение, связанное с неспособностью выработанных привычек и идеалов обеспечить адаптацию в такой ситуации.
В нашем исследовании при рассмотрении природы эмоций особое внимание уделяется психическим механизмам мышления. С этой целью остановимся на когнитивных теориях эмоций, представители которых считают, что эмоции возникают в той или другой ситуации как в результате висцеральных реакций организма, так и благодаря прошлому опыту, который используется для оценки конкретной ситуации с позиции удовлетворения текущих потребностей и интересов (С. Шехтер), под воздействием познавательной активности как определенной тенденции в переживании человека (М. Арнольд, Р. Лазарус).
И.Ф. Гербарт и В. Вундт развили интеллектуалистическую теорию и утверждали, что «органические проявления эмоций есть следствие психических явлений» [4, с. 128]. Ч. Дарвин показал эмоции как «ответ организма на внешнюю ситуацию» [4, с. 129]. У. Джеймс и Г.Н. Ланге описывали эмоции как «следствие определенных физиологических реакций организма» [4, с. 166]. У. Кеннон утверждал, что эмоции возникают «вследствие специфической реакции центральной нервной системы и в частности - таламуса» [5, с. 125]. Его последователь П. Бард, показал, что эмоциональные реакции возникают «при активизации гипоталамуса и центральных частей лимбической системы» [5, с. 126]. В приведенных теориях эмоции рассматриваются в трех аспектах как: следствие психических явлений, физиологических реакций организма, реакции центральной нервной системы.
Общие положения современной концепции эмоций отражаются в работах В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона и др. В исследованиях этих ученых рассматриваются основные свойства эмоций как специфических явлений психики человека, анализируются возрастные особенности эмоциональной сферы личности, индивидуальные и типичные проявления эмоций и пр. Исследователи пришли к выводу, что существует динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных психических процессов, где когнитивно-интеллектуальные психические процессы выполняют функцию рационального познания, что для деятельности специалиста МЧС имеет особое значение.
Эмоции занимают важное место в организации психической жизни человека, поскольку выполняют мобилизационную
и интегративно-защитную роль. Кроме того, эмоция - это самая непосредственная, заметная и общая функция организма, которая играет жизненно важную роль в деятельности человека. Возникая в деятельности, эмоции также способны выполнять свою ведущую роль - функцию внутренней регуляции деятельности, которая, по сути, включает оценки и побуждения. Эмоции не существуют без деятельности, они возникают в ее процессе и существенно влияют на нее. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «эмоции не только обусловливают деятельность личности, но и сами обусловливаются ею» [6, с. 149]. Учёный считал, что позитивное или негативное качество эмоции определяется соотношением между целью и результатом деятельности.
По мнению В.В. Давыдова, деятельность как целостность включает в себя нужды, потребности, эмоции, задачи, действия, мотивы, средства, познавательные планы, волю. Существенным моментом в профессиональной деятельности специалиста МЧС является эмоциональный настрой личности. В.В. Давыдов полагал, что общая функция эмоций заключается в том, что именно они позволяют человеку поставить ту или другую жизненную задачу, интегративно определить её физические, духовно-моральные средства для её решения.
А.Н. Леонтьев утверждал, что особенность эмоций заключается в том, что они отображают соотношение между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации соответствующей им деятельности субъекта.
Характерной особенностью эмоций является то, что они полностью захватывают личность. Осуществляя почти молниеносную интеграцию, то есть объединения в целое всех функций организма, эмоции сигнализируют о полезных или вредных воздействиях на него, благодаря чему они имеют универсальное значение для его жизни. Охватывая все разновидности переживаний человека, - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального ощущения жизни, эмоции становятся как позитивным фактором в жизнедеятельности, вызывая активность организма, так и негативным, подавляя все его функции [7]. Эмоции включают три взаимосвязанных компонента: внутренний (психические переживания); внешний (такие мимические движения, как поза, смех, плач и др.); комбинированный (изменения в дыхании, кровообращении, деятельности желез и т.п., вплоть до глубоких изменений в обмене веществ). В любой деятельности человека присутствуют все эти эмоциональные компоненты.
Эмоции являются специфической формой взаимодействия человека со средой, направленной на познание и преобразование мира, а также себя в этом мире. На феноменологическом уровне эмоция проявляется как переживание того, что имеет непосредственную значимость для субъекта.
Эмоции в жизни человека выполняют целый ряд различных функций: коммуникативную (обеспечивает процесс общения между людьми, передавая информацию посредством внешних выражений); мотивационную (могут выступать в качестве самостоятельных источников активности человека); регулирующую (определяют общий уровень активности личности и могут временно понижать ее или же повышать); сигнальную (служат сигналами, дающими информацию о том, что происходит в данный момент с организмом человека); защитную (способны предохранять организм человека от различных угроз его благополучию) [7].
Б.И. Додонов вводит понятие «эмоциональная индивидуальность», которым он обозначает «совокупность индивидуальных эмоциональных свойств, представляющих собой относительно самостоятельные измерения индивидуальности» [7, с. 269]. Эмоциональная индивидуальность охватывает динамические особенности чувств, стереотипы эмоционального реагирования на типичные жизненные ситуации, которые возникают на основе постоянных эмоциональных отношений (как составляющие характера), типы общей эмоциональной направленности личности.
При анализе эмоциональной сферы человека особый интерес представляет понятие «эмоциональность», рассматриваемое рядом ученых (В.С. Мерлин, А.Е. Ольшанникова, Б.М. Теплов и др.) как свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и в том числе чувств. Под эмоциональностью в психологии понимается личностное свойство, которое характеризует склонность человека быстро и ярко проявлять эмоции. Это легкая возбудимость и сфера проявления человеком своего темперамента, которая определяет частоту и степень выражения эмоций и чувств, а также характеризуется впечатлительностью, чувствительностью и импуль-
сивностью [8]. Разрабатывая концепцию психического развития, Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития», отмечая особую значимость феномена ключевого переживания, которое по своему содержанию должно быть отнесено к области эмоциональных явлений [8].
Важным в контексте нашего исследования эмоциональной сферы специалистов МЧС является анализ феномена «эмоциональная стойкость», которая определяется как неподвластность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий, которая является интегрированным свойством психики и выражается в способности человека преодолевать состояние чрезмерного эмоционального возбуждения в процессе осуществления сложной деятельности и контролировать поведение в тяжелых жизненных ситуациях. Эмоциональная стойкость уменьшает негативное влияние сильных эмоциональных влияний, предупреждает психологические расстройства, способствует выявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях, иначе говоря, это один из психологических факторов надежности, эффективности и успеха в деятельности в экстремальных обстоятельствах.
Предпосылки эмоциональной стойкости личности заложены в содержании эмоций, чувств, динамике психики, в зависимости от потребностей, мотивов, воли, подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению поставленных заданий. В совместной деятельности эмоциональная стойкость человека поддерживается сплоченностью группы, коллектива, взаимным доверием и уверенностью, навыками успешных взаимодействий. Вышесказанное связано с понятием «эмоционально-волевая саморегуляция личности», рассматриваемая как система приемов самовлияния с целью повышения эмоционально-волевой стойкости в экстремальных ситуациях [9].
Для того чтобы проанализировать роль эмоций в профессиональной деятельности специалиста МЧС, необходимо рассмотреть специфику и особенности данной профессии. В экстремальных ситуациях служебной деятельности все, на чем основывается здравый смысл, фактически теряет свое значение. Угроза смерти и постоянное ощущение возможности ее нарастания, получения травм и увечья - все это подрывает веру в смысл жизни. Специалист МЧС находится в постоянном напряжении между собственным чувством самосохранения и верой в убеждения о необходимости выполнения конкретных заданий. Чем больше риска и опасности в работе специалиста МЧС, тем больше ему нужно владеть своим эмоциональным состоянием.
Работа специалиста МЧС происходит в экстремальных условиях, таких как ликвидация пожаров, последствий аварий, стихийных бедствий и относится к категории наиболее сложных и опасных профессий для жизни и здоровья человека. Даже после непродолжительного пребывания в экстремальных условиях, какие подкрепляются дополнительно тяжелым физическим трудом, у сотрудников спасательных подразделений отмечается заторможенность, психический дискомфорт, апатия, шум и тяжесть в голове, вялость, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность и чувствительность к разным проявлениям внешней среды. Все это негативно сказывается на психическом и физическом состояниях человека.
Как утверждает В.А. Толочек, профессии отмеченной направленности обеспечивают поддержку и управление разными
Библиографический список
социальными процессами и требуют от их субъектов нередко полярных качеств: умение быть требовательным и в тоже время доброжелательным, внимательным; строго следовать этическим и правовым нормам и уметь быстро ориентироваться в неординарных ситуациях; строго придерживаться технологического регламента и быстро принимать решение в экстремальных ситуациях; собственным примером определять и поддерживать нормы поведения и общения и т. д. [10]. По мнению Н.В. Само-укиной, главное содержание труда профессий такого типа заключается в умении субъекта профессиональной деятельности «...взаимодействовать с людьми и общаться» [11, с. 62]. Кроме того, специалист отмеченной направленности должен хорошо ориентироваться в производственной отрасли, где осуществляется работа, и быть подготовленным к эффективному деловому общению.
Особенностями профессиональной деятельности специалистов МЧС является выполнение профессионального задания в необычных условиях, соединенных с опасностью для жизни и здоровья. Успешность профессиональной деятельности в значительной степени зависит от психологических особенностей субъекта этой деятельности [12]. Не все люди способны к выполнению такой работы, которой заняты специалисты МЧС. Только физически тренированный и психически стойкий организм может переносить значительные перегрузки соматической и нервной систем. Эффективная работа специалистов МЧС зависит не только от физических и интеллектуальных возможностей, но и от способности проявлять в условиях растущего психического напряжения ответственность, самостоятельность, готовность к принятию решений в условиях дефицита времени, эмоционально-волевую стойкость, настойчивость, решительность и т.п. Ведущую роль в формировании стрессоустойчивости и самоконтроля играют именно эмоции. Эмоциональные особенности являются одной из важных характеристик специалистов МЧС, которые рассматриваются как показатели их формирования и эмоциональных переживаний, влияющих на перестройку взглядов и отношение к действительности.
Проблема формирования эмоциональной сферы специалиста МЧС является достаточно важной, так как формирование эмоциональной сферы тесно связано с процессом развития других сфер личности (когнитивной, эмотивно-аксиологической и поведенческо-деятельностной). Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта специалистов МЧС, создают условия деятельности связанные с угрозой для их жизни, физического и психического здоровья, а также с угрозой жизни, здоровью и благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальными потерями. Экстремальные ситуации в работе всегда имеют стрессогенный характер с большой эмоциональной нагрузкой, которая обусловлена особенностями деятельности: систематической работой в необычной среде, постоянной угрозе жизни и здоровью; большой физической нагрузкой, связанной с демонтажем конструкций и оборудования, высоким темпом работы; трудностями, которые обусловленные необходимостью проведения работ в ограниченном пространстве и т.п. Специфика деятельности имеет серьезное влияние на физическое и психическое состояние специалиста. Именно поэтому важное значение имеет изучение специалиста МЧС как субъекта проявления эмоций.
1. Изард К.Е. Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер, 2006.
2. Ильин Е.П. Психология воли. Санкт-Петербург: ООО «Питер-пресс», 2009.
3. Немов Р.С. Психологический словарь. Москва: ВЛАДОС, 2007.
4. Чижова К.И. Психологическая сущность эмоциональной сферы личности. Вестник экономической интеграции. 2014; 1: 166 - 170.
5. Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014; 41: 125 - 139.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000.
7. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Харьков: Издательство «Гуманитарный центр», 2007.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: АСТ Астрель Хранитель, 2008.
9. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск: Соврем. слово, 2005.
10. Федосина С.С. Особенности значения понятия «эмоция» в научных теориях эмоциональных явлений. Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: Материалы научно-практической заочной конференции. Санкт-Петербург: Издательство НИИРР, 2011; 1: 33 - 39.
11. Федосина С.С. Концепт «эмоция» и его субконцепты в научных теориях эмоциональных явлений. Вестник Пермского университета. 2011; 1 (5): 61 - 65.
12. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. Санкт-Петербург: Питер, 2007.
References
1. Izard K.E. Psihologiya 'emocij. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.
2. Il'in E.P. Psihologiya voli. Sankt-Peterburg: OOO «Piter-press», 2009.
3. Nemov R.S. Psihologicheskijslovar'. Moskva: VLADOS, 2007.
4. Chizhova K.I. Psihologicheskaya suschnost' 'emocional'noj sfery lichnosti. Vestnik 'ekonomicheskojintegracii. 2014; 1: 166 - 170.
5. Gur'ev M.E. Suschnost' i struktura 'emocional'noj sfery lichnosti. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki i psihologii. 2014; 41: 125 - 139.
6. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Piter», 2000.
7. Smirnov B.A., Dolgopolova E.V. Psihologiya deyatel'nosti v 'ekstremal'nyh situaciyah. Har'kov: Izdatel'stvo «Gumanitarnyj centr», 2007.
8. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: AST Astrel' Hranitel', 2008.
9. Rapacevich E.S. Pedagogika: Bol'shaya sovremennaya 'enciklopediya. Minsk: Sovrem. slovo, 2005.
10. Fedosina S.S. Osobennosti znacheniya ponyatiya «'emociya» v nauchnyh teoriyah 'emocional'nyh yavlenij. Integrativnyj podhod k psihologii cheloveka isocial'nomu vzaimodejstviyulyudej: Materialy nauchno-prakticheskojzaochnojkonferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo NIIRR, 2011; 1: 33 - 39.
11. Fedosina S.S. Koncept «'emociya» i ego subkoncepty v nauchnyh teoriyah 'emocional'nyh yavlenij. Vestnik Permskogo universiteta. 2011; 1 (5): 61 - 65.
12. Il'in E.P. Differencial'naya psihologiya professional'noj deyatel'nosti. Sankt-Peterburg: Piter, 2007.
Статья поступила в редакцию 10.10.17
УДК 331.1
Badahova I.T., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk,
Russia), E-mail: HYPERLINK «mailto:kcsu@mail.ru» kcsu@mail.ru
ORGANIZATION OF EFFECTIVE INTERACTION OF THE TEACHER AND THE STUDENTS IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY. Efficiently organized educational process implies a high level of pedagogic communication between a teacher and students. Solidarity and complicity between participants of educational process allows quick solving problems, which increases the competitiveness of the educational organization and its attractiveness in the educational space. The educational process as an interaction is a multidimensional cooperation of all parties. The most efficient way of interaction between the teacher and the students is when interactive learning technologies, modern models of the so-called blended learning are used. In the practice of teaching their disciplines professors from many domestic universities pay great attention to the interactive teaching methods - the methods based on cooperation of participants of educational process: between a student and teacher and between students themselves.
Key words: pedagogical communication, interaction, university, students, progressive educational technologies.
И.Т. Бадахова, канд. ист. наук, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева,
г. Карачаевск, E-mail: kcsu@mail.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
На сегодняшний день продуктивно организованный образовательный процесс подразумевает высокий уровень педагогического общения между педагогом и обучающимся. Сплочённость и соучастие участников образовательного процесса, позволяет быстро, с низкими затратами решать возникающие проблемы, что повышает конкурентоспособность образовательной организации и её и привлекательность в образовательном пространстве. Образовательный процесс как взаимодействие представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон. Наиболее эффективно реализуется взаимодействие преподавателя и студентов при использовании интерактивных технологий обучения, современных моделей так называемого смешанного обучения. В практике преподавания своих дисциплин преподаватели многих отечественных вузов уделяют большое внимание интерактивным методам обучения - методам, построенным на взаимодействии участников образовательного процесса: между студентом и преподавателем и между самими студентами.
Ключевые слова: педагогическое общение, взаимодействие, вуз, студенты, прогрессивные технологии обучения.
Основой обеспечения качества образования на современном этапе можно считать взаимоотношения участников образовательного процесса. При этом характер взаимоотношений зависит от ряда условий, прежде всего, от личностных и профессиональных качеств каждого участника педагогического коллектива, индивидуальных особенностей обучающихся, педагогической культуры родителей. Отношения между всеми участников образовательного процесса являются равноправными, осно-
ванными на гуманистических принципах. Особую ценность для образовательной организации представляет умение работать в команде, в случае возникновения конфликтных ситуаций соблюдать интересы и поддерживать имидж образовательной организации в целом и каждого участника образовательного процесса в честности. Важным условием эффективности образовательного процесса является обязательство не допущения ситуаций унижения личности, проявлений дискриминации по половому, на-
Таблица 1
№ Качества и проявления педагога Их характеристика
1. внимание к мыслительному процессу студентов. За малейшее движение мысли со стороны студентов требуется немедленная поддержка и одобрение, любой знак, что мысль замечена;
2. Эмпатия наличие у преподавателя умения поставить себя на место обучающегося, понять цели, мотивы его деятельности, прогнозировать направления развития студентов
3. Доброжелательность позиция заинтересованности старшего коллеги в успехе каждого студента
4. Рефлексия постоянный анализ собственной деятельности как педагога, управляющего познавательной деятельностью студентов, и введение максимально быстрых поправок в образовательный процесс.
Профессиональные качества педагога с высоким уровнем педагогического общения