Научная статья на тему 'Креативность как фактор социально-психологической адаптации студентов колледжей творческих и технических специальностей'

Креативность как фактор социально-психологической адаптации студентов колледжей творческих и технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1732
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грушко Н. В., Чернобровкина С. В.

The main approaches in foreign and Russian science to the concepts "adaptation", "creativity" are considered in the article. Results of research of creativity characteristics of students majoring in creative and technical specialties are presented. The interrelation of creativity with parameters of students' social and psychological adaptation is investigated. As a result, authors describe the contents of a special course «Career for the creative person» developed for university students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативность как фактор социально-психологической адаптации студентов колледжей творческих и технических специальностей»

УДК 159.9+159.924.24+159.963.55

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ ТВОРЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ*

Н.В. ГРУШКО, С.В. ЧЕРНОБРОВКИНА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The main approaches in foreign and Russian science to the concepts "adaptation", "creativity" are considered in the article. Results of research of creativity characteristics of students majoring in creative and technical specialties are presented. The interrelation of creativity with parameters of students' social and psychological adaptation is investigated. As a result, authors describe the contents of a special course «Career for the creative person» developed for university students.

Понятия «адаптация» и «творчество» в психологической литературе часто рассматриваются как антиподы, как явления, несовместимые в реальной жизни. При определении понятия креативности подчеркиваются такие важные отличительные черты, как оригинальность - способность человека отказаться от стереотипных способов мышления, выйти за рамки заданной ситуации.

Адаптация в общем виде понимается как приспособление человека к определенной среде, уподобление желаний, ценностей, поведения личности общественным нормам. Степень адаптированности / дезадаптированности человека в конкретной ситуации определяется по степени совпадения / несовпадения поступков, реакций, мотивов тому, что считается в данной социальной группе нормальным, правильным, полезным. Данное понимание адаптации разделяется психологами психоаналитического направления, в основании которого - идея гомеостаза - равновесное состояние любой системы (биологической, психологической, социальной) [8].

Иное понимание адаптации связано с механизмом гетеростаза, позволяющим преодолеть внешние и внутренние ограничения ситуации за счет надситуативной активности личности [6; 7].

Надситуативная активность - это способность подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством надси-туативной активности преодолеваются внешние и внутренние ограничения - барьеры деятельности. Она выступает в явлениях творчества, познавательной активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности.

С разработкой идеи надситуативной активности связаны работы В.А. Петровского. В своих исследованиях автор определяет творчество как форму надситуативной активности и, следовательно, как неадаптивное поведение, т. е. поведение, выходящее за рамки «сообразности» (гомеостатической, гедонистической и прагматической) [6; 7].

Таким образом, понятие «надситуативной активности» задает новый контекст понимания адаптации и творчества. Творчество рассматривается как возможность, способность личности к социально-психологической адаптации в современных меняющихся условиях.

Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развития в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто функционировать в условиях сложного современного общества, но и стать активным

* Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ (№ 11-16-55005).

© Грушко Н.В., Чернобровкина С.В., 2012

субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.

Формирование нового общественного мировоззрения требует личность: глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность, способную принимать решения и нести за них ответственность, стремящуюся к саморазвитию, способную противостоять усредняющему воздействию окружающего мира.

Развитие такой личности связано с саморазвитием и творческой реализацией, которые формируются в процессе получения профессионального образования. Проблемой современного высшего профессионального образования является его исключительная направленность на формирование систематизированных знаний, умений и навыков, отсутствие создания условий для гармоничного развития личности, что, в свою очередь, приводит к подготовке обезличенных молодых квалифицированных кадров.

При этом важно помнить, что приобретение профессионального образования не является единственным фактором взросления личности. Период обучения в высшем или средне-специальном учебном заведении связан, как правило, для молодого человека с решением целого спектра задач, соответствующих его возрастному этапу.

Одной из актуальных психологических проблем является проблема эффективной социально-психологической адаптации молодых людей к современных социальным условиям.

Проблема социальной адаптации - одна из ключевых в современных исследованиях психологии личности. Социально-психологическая адаптация - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами [10].

Реализованные в концепциях отечественных ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, Е.В. Шороховой и других положения позволяют раскрыть сущность процесса адаптации как выражения единства взаимодействующих сторон - человека и социальной среды, где в основе единства активность личности, ориентированная на познание окружающего мира и выработку четких принципов и определенных

способов взаимодействия, дающих возможность и приспособиться к изменившимся социальным условиям, и преобразовать их по мере необходимости.

На сегодня в научной литературе сложились различные точки зрения на содержание процесса адаптации, которые можно свести к трем основным направлениям [11].

Первое направление в основном связано с психоаналитическими концепциями взаимодействия личности и социальной среды. В рамках этого направления социальная адаптация трактуется как результат, выражающийся в гомеостатическом равновесии личности с требованиями внешнего окружения (среды). Содержание процесса адаптации описывается обобщенной формулой: кон-

фликт - тревога - защитные реакции.

Второе направление исследований социальной адаптации представлено работами психологов гуманистического направления, в которых в качестве цели адаптации рассматривается достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума.

В гуманистической психологии, в противовес идее гомеостаза, выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Состояние оптимальности трактуется как динамическое. Процесс адаптации в данном подходе описывается формулой: конфликт - фрустрация - акты приспособления. Конфликт возникает при рассогласовании реальности не с любыми потребностями личности вообще, а лишь тогда, когда фруст-рируются фундаментальные, базальные потребности личности.

Выделяются конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции. По А. Мас-лоу, критериями конструктивных реакций являются детерминация их требованиями социальной среды, направленность на решение определенных проблем, однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Признаками неконструктивных реакций являются агрессия, реагрессия, фиксация.

Таким образом, в рамках направления исследований социальной адаптации, связанного с гуманистической психологией, процесс адаптации есть процесс оптимального взаимодействия личности и среды. Основным

критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды [11].

Третий подход в исследовании социальной адаптации связан с концепциями «когнитивной психологии» личности. Формула та же: конфликт - угроза - реакция приспособления. Однако содержание ее иное. Предполагается, что если в процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам, возникает рассогласование между содержательным компонентом установки и образом реальной ситуации [3].

В структуре социальной адаптации личности выделяются следующие компоненты (они же критерии адаптированности): выходные параметры деятельности личности, степени интеграции личности с макро- и микросредой, степень реализации внутри-личностного потенциала, эмоциональное самочувствие. Использование этих показателей в качестве критериев адаптации позволяет выделить четыре основных уровня адап-тированности личности: высокий избыточный, высокий оптимальный, низкий, деза-даптивный [3].

Таким образом, процесс социальной адаптации и его результаты взаимосвязаны с различными качествами личности (интеллектуальными, коммуникативными, эмоционально-волевыми и др.).

Обобщая основные теоретические положения, высказанные в трудах отечественных и зарубежных исследователей проблемы адаптации, можно заключить, что:

- адаптация это целостный, системный процесс, характеризующий взаимодействие человека с природной и социальной средой;

- особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности;

- критериями адаптированности можно считать нахождение человеком места в социальной структуре, общий уровень психологического здоровья, способность развиваться в соответствии со своим жизненным потенциалом, субъективное чувство самоуважения, осмысленность жизни и др.

Наше исследование, выполняемое при поддержке гранта РГНФ, направлено на соз-

дание целостного представления о психологическом феномене «творческий потенциал» как факторе социально-психологической

адаптации личности в современных меняющихся экономических условиях. Исследование включает создание комплекса психологических методик и тестов для диагностики творческого потенциала, что позволит дифференцировать группы молодых людей по особенностям его проявления. Дальнейшим этапом исследования является осуществление психокоррекционной работы с молодыми людьми, имеющими низкие показатели социально-психологической адаптации, по формированию системы средств распознавания, реализации и развития собственного творческого потенциала в изменяющихся экономических условиях региона.

В данной статье мы хотим представить результаты пилотажного исследования, связанного с выявлением взаимосвязи параметров социально-психологической адаптации молодежи и одного из основных компонентов творческого потенциала личности - креативности.

Креативность - (от лат. «сгеайо» - созидание) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. В настоящее время в самом общем виде креативность понимается как способность к творчеству. Однако в различное время само понятие творчество рассматривалось по-разному.

История изучения креативности связана и с работами Уильяма Даффа (XVIII в.), чьи идеи предвосхитили разделение стилей решения творческих проблем на адаптивные и инновационные, а мышления - на дивергентное и конвергентное [1].

Долгое время сущность творческого процесса рассматривалась только как комбинирующая деятельность мышления, ничего нового не прибавляющая к содержанию знания. С развитием общества, развитием философской, психологической и педагогической науки развивались и изменялись взгляды на проблему человеческого творчества. Различные школы предлагали собственные подходы к исследованию феномена творчества, творческого мышления и творческих способностей. Вводятся новые понятия, такие как «креативность», «креативный процесс» [2].

Теоретическая основа креативности прослеживается в работах многих зарубежных авторов (Г.Ю. Айзенк, Ф. Баррон, Д. Векслер, М. Вертхаймер, Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Х. Грубер, Р. Крачфилд, А. Маслоу, С. Медник, Р. Стенберг, Р.Е. Тафель, М. Уоллах, Дж. Хеслруд, Э. Шехтель и др.).

Понятие креативность было введено в 1922 г. Д. Симпсоном как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Однако одна из первых попыток дать психологический анализ этому явлению принадлежит ассоциативному направлению, рассматривающему ассоциацию идей и образов как основной механизм интеллектуальной деятельности. Г. Эббингауз определяет творческий процесс как нечто среднее между навязчивой идеей и скачкой идей. В рамках бихевиоризма данный процесс описывается в рамках теории проб и ошибок. Учёные Вюрцбургской школы изучают мышление, в основном опираясь на метод самонаблюдения.

О. Зельц исследует процесс мышления, исходя из предположения единства механизмов репродуктивной и продуктивной деятельности, рассматривает творческую деятельность как основанную на перекомбинировании прошлого опыта.

Все вышеперечисленные подходы связывают определение креативности с характером мышления (деятельности), опосредованного психологическими новообразованиями, в результате которых появляются новые оригинальные ценности в различных областях человеческой деятельности; науке, искусстве, технике и т. д. [9].

На следующем историческом этапе творчество начинает рассматриваться в парадигме научного описания через следствие (творчество как экстериоризация субъекта). В рамках психоанализа З. Фрейд рассматривает творчество как один из способов избавления индивида от сексуальной энергии. В этом случае происходит процесс сублимации путём так называемого катарсиса. Фрейд делает акцент на определённой мотивационной компоненте сознания - как вероятностной детерминанте креативности. У З. Фрейда таким мотивационным «вектором» является «всепоглощающее сексуальное влечение».

В рамках гуманистической психологии этот мотивационный вектор - самоактуализо-ванное сознание личности homo, творца. Представители данного направления (А. Мас-

лоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Н. Роджерс) утверждают, что в каждом индивидууме имманентно имплицирована креативность как способ выражения самоактуализации. «Творчество есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своём развитии» (цит. по [9, с. 11]). Однако социогенные факторы контаминируют данное имманентное свойство личности, блокируют его, личность становится не способна к творческому самовыражению. Следовательно, в гуманистической психологии в определении природы творчества акцентируется внимание не на новообразованиях в области вещей и идей, возникающих в итоге человеческой деятельности, а на самом процессе, его позитивной динамике. Тогда критерием будет являться не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.

Американский психолог А. Маслоу пришел к мысли о том, что существует 2 типа креативности: первичная и вторичная. «Первичная креативность - это наследие, имеющееся у каждого человека, общее и уникальное достояние. Она определенно обнаруживается у всех здоровых детей, хотя большинство людей, вырастая, теряют ее», - полагает А. Маслоу. Речь идет о фундаментальной, изначально присущей человеческой природе характеристике, потенциальной возможности, которая дана всем человеческим существам от рождения. Но зачастую она утрачивается, подавляется или уродуется по мере того, как человек приобщается к какому-то определенному социуму. Первичная креативность проистекает из бессознательного, является источником новых открытий, реальной новизны идей, отклоняющихся от того, что уже существует и была обнаружена у особо творческих людей. Вместе с тем А. Маслоу выделяет и вторичную креативность. Он считает, что науку можно определить как метод, благодаря которому нетворческие люди могут творить и совершать открытия, работая со многими другими людьми, будучи аккуратными, внимательными, педантичными и др.

В середине XX века получают известность работы Дж. Гилфорда и созданные им тесты диагностики креативности мышления. На первом этапе своих исследований он выдвинул гипотезу о необходимости для творчества ряда интеллектуальных способностей,

таких как лёгкость обнаружения проблемы, способность к анализу, оценке и синтезу, беглость и гибкость мышления. Затем им была разработана факторная теория интеллекта, согласно которой существует 5 интеллектуальных операций: познание, память, дивергентное и конвергентное мышление, оценка, -применение которых к информации разного типа порождает соответствующие мыслительные продукты. Согласно этой теории, креативность опирается на разные умственные операции, в особенности на дивергентное мышление.

В настоящее время наиболее известны и широко применяются для измерения креативности тесты Е. Торренса (Тоггалсе Tests of Creative Thinking — TTCT). Е. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Тесты Торренса (особенно вербальные) по сути похожи на южнокалифорнийские тесты Дж. Гилфорда, а иногда являются их адаптацией. Торренс определял креативность как процесс появления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска из решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; наконец, формулирования и сообщения результата решения. Он рассмотрел более полусотни определений и в итоге остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности.

Начиная с 1980-х гг. развивается многофакторный подход к пониманию креативности, согласно которому креативность основывается на особом сочетании индивидуальных факторов, таких как умственные способности и личностные черты, и средовых факторов. Природа этих факторов и их возможные взаимодействия варьируют в зависимости от конкретной теории. Так, по мнению Амабиле, в основе креативности лежит 3 фактора: мотивация, способности в конкретной области и процессы, связанные с творчеством, а по мнению Вудмана и Шенфельдта, она определяется взаимодействием 3-х главных компонентов: антецедентов, индивидуальных характеристик и характеристик ситуации. Таким образом, креативность зависит от когнитивных, конативных, эмоциональных и сре-

довых факторов, и творческий потенциал человека зависит от конкретного их сочетания [5].

Впервые в отечественной психологии феноменология творчества исследуется такими учеными, как Д.Б. Лезин, Д.Н. ОвсяникоКуликовский, А.П. Потебня. Сущность творчества потебнисты сводят к гилозоическим законам, управляющим Вселенной. В их представлении творчество - это проявление её ритма. Существовавший в то время в философских формах познания принцип, трактуемый как «закон экономии сил в мышлении» (Р. Авенариус, Э. Мах) даёт основание П.П. Потебне и его последователям рассматривать творчество как особый вид экономии мысли.

В 20-е годы к проблеме природы творчества обращается В.М. Бехтерев. Он рассматривает данную проблему в духе бихевиоризма, с позиции рефлексологии. Творческий процесс у него опосредован определённым раздражителем, который В.М. Бехтерев характеризует как творческую проблему, творческую ситуацию, и является ответной реакцией на данный раздражитель.

Проблему креативности во второй половине ХХ века в отечественной науке рассматривали Д.Б. Богоявленская, Ч.К. Борисов, А.В. Брушлинский, Н.Ф. Вишнякова, М.С. Каган, А.Т. Ковалев, А.Д. Лук, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.Г. Рындак, И.Э. Стрелкова, А. В. Морозов, В. И. Петрушин и другие ученые и исследователи.

Понятие «креативность» в отечественной психологической и педагогической науке переводится как «творческость» или, иногда, как «творческостность» и рассматривается как «имманентная способность индивида к созиданию, которая реализуется при наличии соответствующих условий»; как «способность, отражающая свойства индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки, т. е. способность к творчеству»; как «потребностное поисково-преобразователь-

ное отношение личности к действительности, которое проявляется в поисково-преобразовательной активности»; как «некоторая способность бессознательного творческого субъекта порождать множество моделей мира»; как «готовность к применению своих способностей» [9, с. 107]. В целом в отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выясне-

нию механизмов творческой деятельности и природы творческих способностей.

Что же касается диагностики креативности, то нужно отметить, что работ в этом направлении почти нет. Необходимо отметить исследование, проведенное Д.Б. Богоявленской. Ею выделена единица измерения творческих способностей, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривает ее как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в «продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком». Для выявления интеллектуальной инициативы Д.Б. Богоявленская отказалась от традиционной тестовой модели измерения креативности, предположив, что необходима организация специфической, объемной, двухслойной деятельности. Для этого пригодна система однотипных задач, содержащая ряд общих закономерностей. Д.Б. Богоявленской был предложен «метод креативного поля», позволяющий испытуемому без воздействия внешнего стимула перейти от осуществления заданной деятельности к теоретическому обобщению и анализу заданной ситуации.

Таким образом, в зарубежной и отечественной науке и практике накоплен большой и содержательный материал, который дал определённые результаты как в теоретическом, так и в практическом отношении, однако единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует всеми признанных методик, диагностирующих данное свойство.

В настоящее время креативность в значительной мере выступает своеобразным механизмом адаптации личности к происходящим социальным переменам. Динамизм развития нашей страны в экономической и политической сферах вызвал существенные изменения в жизни людей. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности, необходимо не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменить её, изменяясь и развиваясь при этом сам. Поэтому особый интерес вызывают исследования, посвященные активной творческой личности, механизмам творческого мышления. Гибкость и оригинальность мышления можно с полным основанием рассматривать в качестве факторов выживания личности в ус-

ловиях современного развития общества как необходимые качества при решении жизненно важных проблем и, прежде всего, в оценке собственного места в реальной жизни. Неустойчивость и отсутствие гарантий истинности сегодняшних социальных ценностей требуют от личности самобытной оценки происходящих событий.

Далее мы хотим представить результаты пилотажного эмпирического исследования, направленного на изучение характеристик креативности студентов средне-специальных учебных заведений творческих и технических специальностей, а также определение взаимосвязи креативности с параметрами социально-психологической адаптации студентов. Кроме того, в рамках исследования изучались представления студентов о своих личностных особенностях, через призму соотнесения себя с человеком с творческим или со стереотипным мышлением.

В статье использованы результаты исследования студентки факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Анастасии Чернышовой, научный руководитель - Н.В. Грушко, консультант - С.В. Чернобровкина.

Объект исследования - личность. Предмет исследования - креативность мышления и представление о своих личностных особенностях как факторы социально-психологической адаптации студентов колледжей творческих и технических специальностей.

Цель исследования - изучение креативности мышления и представления о своих личностных особенностях как факторов социально-психологической адаптации студентов колледжей творческих и технических специальностей.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности креативности студентов колледжей творческих и технических специальностей.

2. Провести сравнительный анализ представлений студентов колледжей творческих и технических специальностей о своих личностных особенностях и особенностях человека с творческим и стереотипным мышлением.

3. Изучить характеристики социальнопсихологической адаптации студентов колледжей творческих и технических специальностей.

4. Выявить взаимосвязи креативности мышления и представлений студентов колледжей творческих и технических специаль-

ностей о своих личностных особенностях с характеристиками социально-психологиче-

ской адаптации.

Теоретическая гипотеза: креативность

мышления и представление о своих личностных особенностях являются факторами социально-психологической адаптации студентов творческих и технических специальностей.

Исследование носило пилотажный характер, в связи с чем была выдвинута только одна эмпирическая гипотеза: студенты колледжа творческих специальностей имеют более высокие показатели креативности, но при этом более низкие показатели социальнопсихологической адаптации.

В нашем исследовании принял участие 21 студент Омского музыкально-педагогического колледжа специальности «Актёрское искусство» и 21 студент Омского колледжа профессиональных технологий специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта». Все участники исследования - студенты 2-3 курсов в возрасте от 17 до 20 лет.

В ходе исследования были использованы следующие методы и методики:

1. Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация А.Н. Воронина, взрослый вариант), позволяющий измерить такие показатели, как оригинальность и уникальность мышления.

2. Тест невербальной креативности П. Торранса, позволяющий измерить такие

показатели, как беглость, гибкость, оригинальность и разработанность.

3. Личностный дифференциал для выявления специфики представлений студентов о своих личностных особенностях и особенностях человека с творческим и стереотипным мышлением по шкалам: оценка, сила, активность.

4. Методика диагностики социально-пси-

хологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, позволяющая измерить частные и интегральные характеристики социальнопсихологической адаптации: адаптивность/

дезадаптивность, приятие/неприятие себя и других людей, эмоциональный комфорт/дискомфорт, преобладание в жизни человека внутреннего или внешнего контроля, доминирование/ведомость и др.

Статистическая обработка полученных данных производилась с помощью: методов первичной описательной статистики, сравнительных критериев (1-Стьюдента, И-Манна-Уитни), метода линейной корреляции Пирсона.

Первым этапом исследования был сравнительный анализ показателей креативности студентов творческой и технической специальностей. Результаты изучения вербальной и невербальной креативности студентов представлены в табл. 1.

Как видно из таблицы, значимые различия были получены по всем кроме одного показателям вербальной и невербальной креативности студентов творческих и технических специальностей.

Таблица 1

Средние значения, стандартное отклонение и значимость различий показателей вербальной и невербальной креативности студентов творческой и технической специальностей

Показатели креативности Студенты творческой специальности Студенты технической специальности Критерий U-Манна -Уитни

X (среднее значение) о (стандартное отклонение) X (среднее значение) о (стандартное отклонение)

Показатели вербальной креативности Оригинальность 0,65 0,15 0,38 0,11 32***

Уникальность 9,52 6,34 2,33 1,83 20,5***

Показатели невербальной креативности Беглость 9,95 0,22 9 1,41 133,5**

Гибкость 9,52 1,94 8,62 1,91 173,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оригинальность 14 2,35 9,9 3,46 72 5***

Разработанность 8,9 2,7 5,38 2,29 74***

Примечание. Группа 1 - студенты творческой специальности, группа 2 - студенты технической специальности; * - значимые различия при р < 0,05; ** - значимые различия при р < 0,01; *** - значимые различия при р < 0,001.

В соответствии с выдвинутой гипотезой студенты творческой специальности обладают более высокими значениями показателей вербальной и невербальной креативности по сравнению со студентами технической специальности. Это может являться следствием различий в стилях и видах мышления респондентов, а также определяться особенностями специфики данных специальностей.

При этом существуют различия не только в уровне, но и в структуре данных показателей. Максимальный показатель оригинальности в группе студентов творческой специальности составил 0,89, а уникальности - 34. В группе студентов технической специальности те же показатели составили 0,63 и 6.

У студентов творческой специальности показатели беглости, гибкости, оригинальности и разработанности невербальной креативности находятся на высоком уровне. У студентов технической специальности показатели оригинальности и разработанности невербальной креативности находятся на низком уровне, при этом показатели беглости и гибкости находятся на высоком уровне, что мо-

жет являться следствием специфики получаемой профессии (работа с графическими объектами, чертежами).

При этом, как и в случае вербальной креативности, существуют различия в структуре данных показателей. Максимальные значения в группе студентов творческой специальности составили 10 по показателю беглости, 14 по показателю гибкости, 18 по показателю оригинальности и 14 по показателю разработанности. В группе студентов технической специальности те же показатели составили 10, 11, 16 и 10 соответственно.

Наряду с креативностью фактором социально-психологической адаптации студентов является, по нашему мнению, их представление о своих личностных особенностях. В контексте нашего исследования проводилось сопоставление данных представлений с представлениями о человеке с творческим и стереотипным мышлением.

Результаты исследования представлений о себе и о человеке с творческим и стереотипным мышлением студентов творческой специальности представлены на рис. 1.

□ Свои личностные качества

□ Качества человека с творческим мышлением

Ш Качества человека со стереотипным мышлением

Факторы оценки представлений

Рис. 1. Представления студентов творческой специальности о себе и о человеке с творческим и стереотипным мышлением

Таблица 2

Показатели значимости различий представлений студентов творческой специальности о своих личностных качествах и качествах человека с творческим и стереотипным мышлением (і-критерий Стьюдента)

Представления Оценка Сила Активность

О себе - о человеке с творческим мышлением - 1,02 - 2,35* - 0,27

О себе - о человеке со стереотипным мышлением 6,68** 3,49** 6,44**

Примечание. * - значимые различия при р < 0,05; ** - значимые различия.

Как видно из рис. 1, студенты творческой специальности позитивно оценивают себя (фактор оценки), при этом отмечают некоторый недостаток самоконтроля и зависимость от внешних обстоятельств (фактор силы), а также высокую активность, общительность, импульсивность (фактор активности).

Представление о творческом человеке связано с его высокой привлекательностью (фактор оценки), уверенностью в себе и независимостью (фактор силы), высокой активностью и общительностью (фактор активности). При оценке человека со стереотипным мышлением студентам творческой специальности свойственно отмечать его низкую привлекательность вплоть до антипатии (X = 0,38; о = 5,75), слабый самоконтроль и невозможность придерживаться принятой линии поведения (X = 1,86; о = 5,83), а также пассивность и низкую общительность (X = 2,33; о = 3,94).

По полученным данным (см. табл. 2), существуют значимые различия в оценке представлений студентов творческой специальности о себе и о человеке с творческим мышлением (1 = 2,52; р < 0,05): им свойственно оценивать волевые качества человека с творческим мышлением более высоко, чем свои собственные.

При сравнении представлений о своих личностных особенностях с человеком со стереотипным мышлением были обнаружены значимые различия по факторам: оценка

(1 = 6,68; р < 0,001), сила (1 = 3,49; р < 0,01) и активность (1 = 6,44; р < 0,001). Студенты творческой специальности склонны к непри-

ятию человека со стереотипным мышлением, его отвержению. Они выше оценивают свои качества, считают себя более активными и общительными.

Результаты оценки представлений о себе и о человеке с творческим и стереотипным мышлением студентов технической специальности представлены на рис. 2.

В отличие от студентов творческой специальности студентам технической специальности свойственно более высоко оценивать свои личностные качества в сравнении с качествами людей с творческим и со стереотипным мышлением. Они склонны принимать и позитивно оценивать себя как личность (X = 11,81; о = 5,69), отмечают у себя недостаток самоконтроля (X = 8,05; о = 3,75), а также не очень высокую активность и общительность (X = 7,81; о = 5,1).

При оценке человека с творческим мышлением студенты технической специальности склонны отмечать его высокую привлекательность (X = 10,19; о = 7,49), недостаток самоконтроля и зависимость от внешних обстоятельств (X = 6,76; о = 6,48), а также не очень высокую активность и общительность (X = 5; о = 6,6).

Оценивая человека со стереотипным мышлением, студенты технической специальности отмечают его низкую привлекательность (X = 6,1; о = 8,44), недостаток самоконтроля и неспособность держаться принятой линии поведения (X = 2,05; о = 6,95), а также определённую пассивность и низкую общительность (X = 3,9; о = 6,59).

14

12

10

ш

т

га

х

о

ш

Ч

ш

о.

о

Оценка

Сила Активность

Факторы оценки

□ Свои личностные качества

□ Качества человека с творческим мышлением

Ш Качества человека со стереотипным мышлением

Рис. 2. Представления студентов технической специальности о себе и о человеке с творческим и стереотипным мышлением

8

6

4

2

Таблица 3

Значимость различий представлений студентов технической специальности о своих личностных качествах и качествах человека с творческим и стереотипным мышлением (і-критерий Стьюдента)

Представления Оценка Сила Активность

О себе - о человеке с творческим мышлением 1,06 1,19 2,52*

О себе - о человеке со стереотипным мышлением 3,05** 3,23** 2,05

Примечание. * - значимые различия при р<0,05; ** - значимые различия при р<0,01.

При анализе полученных результатов (см. табл. 3) были обнаружены значимые различия в оценке студентов технической специальности себя и человека с творческим мышлением по показателю «активность» (1 = 2,52;

р < 0,05): в их представлениях человек с творческим мышлением является более замкнутым и уравновешенным в эмоциональном плане по сравнению с ними. Возможно, это связано с опытом общения преимущественно с людьми, обладающими стандартным мышлением, а потому слабым представлением об особенностях творческих людей. Также это могло быть следствием стереотипной оценки представителей какой-то конкретной творческой профессии, например, художников, которые нередко ведут замкнутый образ жизни.

Помимо этого были обнаружены значимые различия в оценке представлений о себе и о человеке со стереотипным мышлением по критериям отношения (1 = 3,05; р < 0,01) и силы (1 = 3,23; р < 0 ,01). По их мнению, такой человек является менее привлекательным и предпочитаемым в общении, а также является более безвольным и зависимым по сравнению с ними.

Таким образом, студентам технической специальности не свойственно отождествлять или противопоставлять себя в полной мере ни человеку с творческим, ни человеку со стереотипным мышлением.

Результаты оценки представлений о человеке с творческим и стереотипным мышлением студентов разных специальностей и их сравнение представлены в табл. 4.

Таблица 4

Значимость различий представлений студентов творческой и технической специальностей о человеке с творческим и стереотипным мышлением

Представления Оценка Сила Активность

Хі Х2 ї-критерий Стьюдента Хі Х2 ї-критерий Стьюдента Хі Х2 ї-критерий Стьюдента

Человек с творческим мышлением 13,33 10,19 1,4 11,95 6,76 2,67* 9,95 5 2 71**

Человек со стереотипным мышлением 0,38 6,1 -2,56* 1,86 2,05 -0,1 2,33 3,9 -0,94

Примечание: Х1 - среднее значение в группе студентов творческой специальности, Х2 - среднее значение в группе студентов технической специальности; * - значимые различия при р<0,05; ** - значимые различия при р<0,01.

Как видно из полученных результатов, существуют значимые различия в представлениях студентов о человеке с творческим мышлением по факторам «сила» (1 = 2,67; р < 0,05) и «активность» (1 = 2,71; р < 0,01). Студентам творческой специальности свойственно оценивать более высоко волевые качества человека с творческим мышлением, а также его активность и общительность, чем студентам технической специальности. Это может быть следствием постоянного общения первой группы студентов с творческими людьми и менее продолжительных и значи-

мых контактов с людьми со стереотипным мышлением, а потому слабым представлением и низкой оценкой их качеств.

Также были обнаружены значимые различия в представлениях о человеке со стереотипным мышлением по фактору «оценка» (1 = -2,56; р < 0,05). Студентам технической специальности скорее свойственно оценивать человека со стереотипным мышлением как более привлекательного и предпочтительного партнёра по взаимодействию, чем студентам творческой специальности. Это можно объяснить сложностями в общении студентов тех-

нической специальности с творческими людьми из-за значимых различий в уровне креативности, а потому им легче, а следовательно, и предпочтительнее, общаться с людьми, обладающими стереотипным мышлением.

Таким образом, студенты как творческой, так и технической специальности считают в большей степени привлекательным человека с творческим мышлением. При этом студенты технической специальности характеризуют

человека со стереотипным мышлением более позитивно, чем студенты творческой специальности.

Далее нами изучалась специфика социально-психологической адаптации студентов разных специальностей. Результаты измерения частных характеристик социально-психологической адаптации студентов представлены в табл. 5.

Таблица 5

Средние значения, стандартное отклонение и значимость различий параметров социальнопсихологической адаптации студентов творческой и технической специальностей

Параметры социальнопсихологической адаптации Студенты творческой специальности Студенты технической специальности Значения критерия и-Манна -Уитни

X (среднее значение) а (стандартное отклонение) X (среднее значение) а (стандартное отклонение)

Адаптивность 137,81 22,3 128,29 30,89 187

Дезадаптивность 79,24 26,49 54,9 29,05 113,5**

Принятие себя 45,76 9,82 43,9 13,59 200,5

Неприятие себя 14,24 7,45 10,24 6,48 155,5

Принятие других 24,24 7,66 21,43 5,55 152

Непринятие других 14,71 6,69 10,62 6,82 134*

Эмоциональный комфорт 24,86 4,66 23,9 6,72 183

Эмоциональный дискомфорт 16,05 8,43 8,86 8,11 117,5**

Внутренний контроль 55,43 8,35 45,05 10,88 100,5**

Внешний контроль 22,95 8,97 14,52 9,6 114**

Доминирование 11,1 3,55 9,81 4,59 186,5

Ведомость 17,71 3,66 13,38 6,34 130*

Эскапизм 14,48 4,39 12,95 5,76 197

Примечание. * - значимые различия при р < 0,05; ** - значимые различия при р < 0,01.

Студенты творческой специальности обладают средними значениями выраженности таких характеристик социально-психологической адаптации, как эмоциональный комфорт (X = 24,86; о = 4,66) и доминирование (X = 11,1; о = 3,55). Высокие значения наблюдаются по таким характеристикам, как адаптивность (X = 137,81; о = 22,3), принятие себя (X = 45,76; о = 9,82), принятие других (X = 24,24; о = 7,66) и внутренний контроль (X = 55,43; о = 8,35). Одновременно с этим наблюдаются средние значения по показателям дезадаптивности (X = 79,24; о = 26,49), неприятия себя (X = 14,24; о = 7,45), непринятия других (X = 14,71; о = 6,69), эмоционального дискомфорта (X = 16,05; о = 8,43), внешнего контроля (X = 22,95; о = 8,97), ведомости (X = 17,71; о = 3,66) и эскапизма (X = 14,48; о = 4,39), т. е. по всем показателям социально-психологической дезадаптации.

Студенты технической специальности обладают средними значениями по таким показателям социально-психологической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

адаптации, как адаптивность (X = 128,29; о = 30,89), принятие других (X = 21,43; о = 5,55), эмоциональный комфорт (X = 23,9; о = 6,72), внутренний контроль (X = 45,05; о = 10,88) и доминирование (X = 9,81; о = 4,59), а также по таким показателям социально-психологической дезадаптации, как ведомость (X = 13,38; о = 6,34) и эскапизм (X = 12,95; о = 5,76). Наблюдаются высокие значения по такому показателю социальнопсихологической адаптации, как принятие себя (X = 43,9; о = 13,59), а также низкие значения по таким показателям социальнопсихологической дезадаптации, как дезадаптивность (X = 54,9; о = 29,05), неприятие себя (X = 10,24; о = 6,48), непринятие других (X = 10,62; о = 6,82), эмоциональный дис-

комфорт (X = 8,86; о = 8,11) и внешний контроль (X = 14,52; о = 9,6).

При анализе характеристик социальнопсихологической адаптации нами были обнаружены значимые различия по показателю внутренний контроль (и=100,5; р<0,01): студентам творческой специальности в своём поведении и взаимодействии с другими людьми больше свойственно полагаться на свои внутренние ощущения и контроль, чем на внешние обстоятельства, по сравнению со студентами технической специальности. Это может быть связано с тем, что в своей работе студентам творческой специальности приходится прежде всего полагаться на свои способности (рисовать, петь, танцевать и т. д.), которые в большей степени контролируются ими самими, а потому меньшую значимость приобретает внешний контроль. Студенты технической специальности в своей работе имеют дело с различными механизмами,

функционирование которых зависит от многих воздействий, а потому внутренний контроль имеет меньшую значимость по сравнению со студентами первой группы.

Также обнаружены значимые различия по таким показателям социально-психологической дезадаптации, как дезадаптивность (и = 113,5; р < 0 ,01), неприятие других (И = 134; р < 0,05), эмоциональный дискомфорт (И = 117,5; р < 0,01), внешний контроль (И = 114; р < 0,01) и ведомость (И = 130; р < 0,05): студентам технической специальности свойственна в меньшей степени выраженность этих характеристик. Это может быть следствием различного восприятия мира и себя в зависимости от образа мышления. Студентам творческой специальности свойственно, по нашему мнению, более критичное восприятие мира, трудности принятия других людей, а потому они более дезадаптивны, чаще испытывают эмоциональный дискомфорт.

Таблица 6

Средние значения, стандартное отклонение и значимость различий интегральных показателей социально-психологической адаптации студентов творческой и технической специальностей

Интегральные показатели социально-психологической адаптации Студенты творческой специальности Студентыы технической специальности Значения ї-критерия Стьюдента

X (среднее значение) а (стандартное отклонение) X (среднее значение) а (стандартное отклонение)

Адаптация 64,05 10,08 70,81 12,96 -1,89

Самопринятие 76,1 13 80,14 13,24 -1

Принятие других 65,81 18,04 72,00 12,77 -1,28

Эмоциональный комфорт 63,05 15,71 75,90 18,00 -2,47*

Интернальность 64,57 9,29 71,67 16,04 -1,76

Стремление к доминированию 54,33 8,24 57,95 14,64 -0,99

Примечание. Группа 1 - студенты творческой специальности, группа 2 - студенты технической специальности; * - значимые различия при р<0,05; ** - значимые различия при р<0,01; *** - значимые различия при р<0,001.

При сравнении интегральных показателей социально-психологической адаптации (см. табл. 6) были обнаружены значимые различия по критерию «эмоциональный комфорт» (1 = -2,47; р < 0,05). Студентам технической специальности свойственно в большей степени, чем студентам творческой специальности, ощущать эмоциональный комфорт, что подтверждает выявленную ранее закономерность. В остальном выявленные ранее различия частных характеристик социально-психологической адаптации и дезадаптации ком-

пенсируют друг друга и не дают значимых различий интегральных показателей.

Таким образом, студенты технической специальности обладают более высокими адаптивными возможностями по сравнению со студентами творческой специальности.

Далее нами изучалась взаимосвязь креативности мышления и представлений о своих личностных особенностях студентов творческой и технической специальностей с характеристиками социально-психологической

адаптации.

Положительная взаимосвязь при р < 0,05. Отрицательная взаимосвязь при р < 0,05. Отрицательная взаимосвязь при р < 0,01.

Рис. 3. Взаимосвязь показателей креативности и характеристик социальнопсихологической адаптации студентов творческой специальности

При анализе полученных данных была выявлена положительная корреляционная связь в группе студентов творческой специальности между следующими показателями креативности и характеристиками социальнопсихологической адаптации (см. рис. 3): между разработанностью невербальной и адаптивностью (г = 0,52; р < 0,05), принятием других (г = 0,51; р < 0,05) и эмоциональным комфортом (г = 0,47; р < 0,05); между гибкостью невербальной и адаптивностью (г = 0,48; р < 0,05) и принятием других (г = 0,44; р < 0,05), а также между уникальностью вербальной и эмоциональным комфортом (г = 0,44; р < 0 ,05), т. е. чем выше уровень развития вербальной и невербальной креативности, тем выше значения перечисленных характеристик социально-психологической

адаптации, и наоборот. Также была обнаружена отрицательная корреляционная связь между оригинальностью невербальной и принятием других (г = -0,47; р < 0,05).

Помимо этого существует отрицательная корреляционная связь между следующими

показателями креативности и характеристиками социально-психологической дезадаптации: между разработанностью невербальной и дезадаптивностью (г = -0,51; р < 0,05), неприятием себя (г = -0,57; р < 0,01), неприятием других (г = -0,48; р < 0,05) и эмоциональным дискомфортом (г = -0,62; р < 0,01); между гибкостью невербальной и неприятием себя (г = -0,54; р < 0,05) и эмоциональным дискомфортом (г = -0,53; р < 0,05), т. е. чем выше уровень развития невербальной креативности, тем ниже перечисленные характеристики социально-психологической дезадаптации.

Таким образом, в группе студентов творческой специальности высокий уровень развития креативности способствует повышению способностей к социально-психологической адаптации и снижению выраженности социально-психологической дезадаптации, и наоборот. Причиной этого может являться значимость успешности в учебной, а затем и профессиональной деятельности, которая зависит от выраженности творческих способностей, а также возможность находить нестан-

дартные, часто более эффективные пути решения поставленных задач. Исключение составляет лишь обратная корреляционная связь между оригинальностью невербальной и принятием других. По нашему мнению,

данная закономерность ярче проявляется при взаимодействии с людьми с нетворческим мышлением и связана с тенденцией вкладывать различный по сравнению с ними смысл в одни и те же явления.

--------------- Положительная взаимосвязь при р < 0,05.

Положительная взаимосвязь при р < 0,01.

Рис. 4. Взаимосвязь показателей креативности и интегральных показателей социальнопсихологической адаптации студентов творческой специальности

При анализе взаимосвязи показателей креативности и интегральных показателей социально-психологической адаптации (см. рис. 4) была обнаружена положительная корреляционная связь между разработанностью невербальной и показателями «адаптация» (г = 0,56; р < 0 ,01), «эмоциональный комфорт» (г = 0,57; р < 0,01), «самопринятие» (г = 0,55; р < 0,05) и «принятие других» (г = 0,5;

р < 0,05), а также между гибкостью невербальной и показателями «адаптация» (г = 0,5; р < 0,05), «эмоциональный комфорт» (г = 0,52; р < 0,05) и «самопринятие» (г = 0,52; р < 0,05), т. е. чем выше уровень развития креативности, тем выше значения интегральных показателей социально-психологической адаптации, и наоборот. Данные взаимовлияния подтверждают выявленные ранее закономерности.

Эмоциональный

дискомфорт

--------------- Положительная взаимосвязь при р < 0,05.

---------------Отрицательная взаимосвязь при р < 0,05.

Рис. 5. Взаимосвязь представлений о себе и характеристик социально-психологической адаптации

студентов творческой специальности

При анализе представлений студентов творческой специальности о себе и характеристик социально-психологической адаптации (см. рис. 5) была обнаружена положительная корреляционная связь между фактором оценки и такими характеристиками социально-психологической адаптации, как адаптивность (г = 0,49; р < 0,05) и принятие других (г = 0,46; р < 0,05), а также отрицательная корреляционная связь с характеристикой социально-психологической дезадаптации эмо-

циональный дискомфорт (г = -0,49; р < 0,05). Таким образом, чем позитивнее студенты оценивают себя, чем больше принимают как личность, тем выше их способности к социально-психологической адаптации, и наоборот. Также повышаются способности к преодолению социально-психологической дезадаптации, а именно чем больше студент доволен собой, тем меньший эмоциональный дискомфорт испытывает, и наоборот.

Оценка

Активность

Самопринятие

Стремление к доминированию

Положительная взаимосвязь при р < 0,05.

Рис. 6. Взаимосвязь представлений о себе и интегральных показателей социально-психологической адаптации студентов творческой специальности

При анализе представлений о себе и интегральных показателей социально-психологической адаптации (см. рис. 6) была обнаружена положительная корреляционная связь между фактором оценки и самопринятием (г = 0,44; р < 0 ,05), а также фактором активности и стремлением к доминированию (г = 0,49; р < 0,05). Данные результаты подтверждают выявленные ранее взаимовлияния

между оценкой отношения к себе и способностями к социально-психологической адаптации, а именно чем позитивнее студент оценивает себя, тем больше он склонен к принятию себя как личности, и наоборот. Также демонстрируется новая закономерность: чем активнее, общительнее оценивает себя студент, тем выше его стремление к доминированию, и наоборот.

Рис. 7. Взаимосвязь показателей креативности и характеристик социально-психологической адаптации студентов технической специальности

При анализе показателей креативности и характеристик социально-психологической

адаптации студентов технической специальности (см. рис. 7) была обнаружена положительная корреляционная связь между оригинальностью вербальной и такими показателями социально-психологической адаптации, как эмоциональный комфорт (г = 0,46;

р < 0,05) и принятие других (г = 0,49;

р < 0,05), а также такими характеристиками социально-психологической дезадаптации,

как эмоциональный дискомфорт (г = 0,53;

р < 0,05), внешний контроль (г = 0,45;

р < 0,05), ведомость (г = 0,55; р < 0,05), эскапизм (г = 0,43; р < 0,05), непринятие других (г = 0,54; р < 0,05) и дезадаптивность (г = 0,54; р < 0,05). Таким образом, в данной группе показатели креативности являются одновременно факторами адаптации и дезадаптации.

Высокий уровень развития вербальной оригинальности может способствовать адаптивности студентов в плане нахождения под-

хода к партнёрам при взаимодействии, а также успешности в тех сферах учебной деятельности, которые связаны с речью, что облегчает общение и улучшает межличностное восприятие, а потому повышает эмоциональный комфорт и степень принятия других, и наоборот.

Однако в случае несоответствия способностей выбранной профессии высокий уровень вербальной оригинальности может способствовать социально-психологической дезадаптации, а именно повышению эмоционального дискомфорта, внешнего контроля, ведомости, эскапизма, неприятия других и дезадаптивности. Это может быть связано с недовольством своим выбором, невозможностью проявить свои способности, необходимостью подчиняться усредняющим условиям, порицанием проявлений творчества в учебной и профессиональной среде и другими подобными причинами.

Положительная взаимосвязь при р < 0,05.

Рис. 8. Взаимосвязь представлений о себе и интегральных показателей социально-психологической адаптации студентов технической специальности

В результате анализа представлений студентов технической специальности о себе и интегральных показателей социально-психологической адаптации (см. рис. 8) была обнаружена положительная корреляционная связь между показателем «принятие других» и факторами оценки (г = 0,47; р < 0,05) и активности (г = 0,45; р < 0,05). Чем выше студент оценивает себя как личность, а также как партнёра по общению, тем в большей степени ему свойственно принимать и положительно оценивать других, и наоборот.

Таким образом, одни и те же показатели креативности в зависимости от специальности могут являться факторами социально-психологической адаптации или дезадаптации либо одновременно этих двух феноменов. Что касается представлений о своих личностных особенностях, в обоих случаях повышению способностей к адаптации и снижению выраженности дезадаптации способствуют высокие значения собственных оценок.

Результаты пилотажного исследования позволяют сделать следующие выводы:

- Существуют различия в количественных показателях вербальной и невербальной креативности студентов колледжей в зависимости от их специальности. Студенты творческой специальности в целом обладают более высоким уровнем развития креативности. При этом в группе студентов технической специальности на высоком уровне находятся показатели беглости и гибкости невербальной креативности.

- В своих представлениях студенты творческих и технических специальностей более позитивно оценивают человека с творческим мышлением, в сравнении с человеком со стереотипным мышлением. При этом студенты творческой специальности отождествляют себя с человеком, обладающим творческим мышлением, представляя его как идеал, образец для подражания. Студенты технической специальности отличаются более высокой

оценкой собственных качеств, тем самым противопоставляют себя людям с творческим и стереотипным мышлением.

- У студентов творческой специальности были обнаружены более высокие значения показателя социально-психологической адаптации - внутренний контроль и одновременно более высокие значения показателей социально-психологической дезадаптации: дезадаптивность, неприятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль и ведомость. Сравнительный анализ интегральных показателей социально-психологической адаптации студентов выявил значимость различий в проявлении эмоционального комфорта, который в большей степени выражен у студентов технической специальности.

- Были обнаружены многочисленные взаимосвязи характеристик креативности с параметрами социально-психологической адаптации у студентов разных специальностей. Это подтверждает гипотезу о возможности рассмотрения креативности в качестве фактора социально-психологической адаптации. У студентов творческой специальности с параметрами социально-психологической адаптации взаимосвязано большое количество характеристик креативности: невербальная оригинальность, разработанность, гибкость, а также вербальная уникальность, что свидетельствует о наличии разных путей и способов повышения социально-психологической адаптации данной группы студентов. У студентов технической специальности с параметрами социально-психологической адаптации взаимосвязана одна характеристика креативности - вербальная оригинальность, что говорит об особой значимости развития речевых способностей у данных студентов.

Представленные выводы носят характер первичных и, безусловно, нуждаются в дальнейшем уточнении и проверке.

На данный момент решаются следующие задачи нашего исследования, выполняемого при поддержке гранта РГНФ:

1. Апробация психодиагностического комплекса по диагностике творческого потенциала и социально-психологической адаптации молодежи в меняющихся экономических условиях Омского региона. Комплекс проходит апробацию при участии студентов вузов и колледжей г. Омска с учетом различных специальностей.

2. Подготовка монографии «Творческий потенциал как фактор социально-психологической адаптации молодежи в меняющихся экономических условиях региона».

3. Реализация спецкурса «Карьера для творческого человека» для студентов ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Курс «Карьера для творческого человека» является авторской разработкой. Он предназначен для студентов различных факультетов Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского очного отделения. Основная цель курса -формирование у студентов целостного представления о современных технологиях реализации и развития собственного творческого потенциала в ситуации построения успешной карьеры. Актуальность введения данного курса обусловлена подходом к рассмотрению успешной карьеры как неотъемлемой части самореализации современного человека. Наиболее успешным профессионалом сегодня является тот, кто использует все возможности для собственного развития, постоянно обучается и легко усваивает новую информацию, имеет адекватные ожидания от организаций и быстро адаптируется к новым условиям. Для того чтобы встраиваться в социальное и профессиональное пространство, личности необходимо проявлять свой творческий потенциал. Уже учась в вузе (как правило, обучение занимает четыре-пять лет, которые приходятся на период наиболее активного становления личности и специалиста), молодой человек может заложить мощную основу для профессиональных достижений во всей последующей деятельности. Спецкурс адресован тем студентам, кто ставит целью развитие собственной карьеры и хочет на этом пути помимо достижения профессионального мастерства обрести и сохранить себя как цельную личность, реализовать свой творческий потенциал.

Особенностью спецкурса является большое количество практических заданий, варианты диагностики и самодиагностики (анкеты, опросники, тесты), которые включены в лекционный курс с целью активизации мышления студентов и более глубокого погружения в материал курса «Карьера для творческого человека».

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишнякова Н. Ф. Креативная психопедагогика : монография. - Минск, 1995. - С. 97.

2. Горянина В. А., Морозов А. В. Психология общения. - М., 2002. - С. 103.

3. Жмыриков А. Н. Диагностика социальнопсихологической адаптированности личности в условиях деятельности и общения. -Л., 1989.

4. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. -2-е изд., перераб. и доп. - М. ; Нальчик, 1996.

5. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенас-ни Ф. Психология креативности : пер. с фр.

- М. : Когито-Центр, 2009. - 215 с.

6. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. - М., 1992.

7. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д, 1996.

8. Михайлина М. Ю. Творческая самореализа-

ция как фактор адаптации личности // Проблемы социальной психологии личности. -1^1.: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/

issue/30274_full.shtml.

9. Морозов А. В. Креативность преподавателя высшей школы. - М. : Изд-во МГСУ, 2002. -268 с.

10. Психология : словарь / под общ. ред.

А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1990. - С. 43.

11. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. - СПб., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.