Научная статья на тему 'Общие, творческие и социальные способности в процессе выбора специальности и профессионального развития'

Общие, творческие и социальные способности в процессе выбора специальности и профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
719
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / ОБЩИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ABILITY / GENERAL / CREATIVE AND SOCIAL SKILLS / VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL ACTIVITIES / ADAPTATION / PERSONALITY / PERSONALITY TRAITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тульженкова З. Л.

Статья посвящена исследованию вопросов формирования и развития общих и специальных способностей в процессе профессионального обучения и при профессиональной деятельности. Выявлена степень взаимосвязи между общими, творческими, социальными способностями и вербальным интеллектом у студентов-физиков, студентов-психологов и физков, психологов с опытом работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is focused on the research of the issues of development of general and special skills in the process of professionally-oriented education and professional activity. The author points out the interrelation between general, creative, social skills and verbal intellect of students majoring in physics, psychology and experienced psychologists.

Текст научной работы на тему «Общие, творческие и социальные способности в процессе выбора специальности и профессионального развития»

Тульженкова З.Л.

Общие, творческие и социальные способности в процессе выбора специальности и профессионального развития

Статья посвящена исследованию вопросов формирования и развития общих и специальных способностей в процессе профессионального обучения и при профессиональной деятельности. Выявлена степень взаимосвязи между общими, творческими, социальными способностями и вербальным интеллектом у сту-дентов-физиков, студентов-психологов и физков, психологов с опытом работы. Ключевые слова: способности, общие, творческие и социальные способности, профессиональное обучение, профессиональная деятельность, адаптация, личность, качества личности.

Педагогика и психология

Психология образования

На современном этапе социально-экономических преобразований, развития предпринимательства и бизнеса в России рынок труда ставит перед высшими учебными заведениями задачу подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Именно в вузе человек начинает осваивать профессиональные знания и умения, познавать систему профессиональных ценностей и образ жизни, свойственные для выбранной им области труда.

Проблема способностей постоянно ставится перед человеком на протяжении всей жизни. Она всегда была для него столь же важна, сколь и актуальна. Сложность изучения способностей связана с тем, что способности не даны человеку непосредственно в его самонаблюдениях и переживаниях. Мы лишь опосредованно делаем заключение о них, обычно соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем овладения ею другими людьми.

Способности - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения [10].

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других [9].

На сегодняшний день недостаточно исследований о влиянии только общих и познавательных способностей на выбор профессии. Проблему нашего исследования составило влияние специфических способностей (творческие, социальные, общие) на выбор специальности: как в сочетании друг с другом они влияют на успешность обучения, развиваются ли в процессе подготовки и как меняются уровни развития различных способностей в процессе профессионального становления.

В нашем исследовании принимали участие студенты-психологи, студенты-физики, психологи и физики с опытом работы.

Цель первого блока нашего экспериментального исследования: определение уровня развития творческих способностей (беглость, оригинальность, гибкость и точность) при выборе профессии, в процессе учебной и профессиональной деятельности.

Выявлена следующая эмпирическая закономерность (по всем без исключения показателям теста Торренса): у психологов наблюдается рост творческих способностей по мере повышения уровня профессионального роста (с 1 по 5 курсы и с опытом работы) (таблица 1).

Попарное сравнение показателей 3-х выборок между собой еще раз подтвердило сделанный вывод: существует позитивная динамика развития творческих способностей испытуемых в процессе их профессионального обучения и профессиональной деятельности. Выявлены достоверные различия (не ниже p < 0,05). У психологов в процессе профессиональной деятельности наблюдается значительный рост уровня беглости (1-5 курсы - 47%, опыт работы - 15%), оригинальности (1-5 курсы - 38%, опыт работы - 27%) и точности (1-5 курсы - 39%, опыт работы - 8%); уровень гибкости (1-5 курсы - 14%, с опытом работы -21%) значимых результатов не имеет.

Выявлена следующая эмпирическая закономерность (по всем без исключения показателям теста Торренса): у физиков наблюдается рост творческих способностей по мере повышения уровня профессионального роста (с 1 по 5 курсы и с опытом работы) (таблица 2).

Таблица 1

Средние значения показателей развития творческих способностей (креативных качеств) по методике П. Торренса у экспериментальной группы (психологи)

Шкалы теста Первый курс Пятый курс С опытом работы

Беглость 5,87 ± 0,18 8,92 ± 0,10 9,20 ± 0,09

Оригинальность 4,87 ± 0,10 8,40 ± 0,15 10,30 ± 0,12

Гибкость 4,87 ± 0,18 6,32 ± 0,14 6,67 ± 0,21

Точность 12,75 ± 0,58 18,75 ± 0,36 20,02 ± 0,89

Таблица 2

Средние значения показателей развития творческих способностей (креативных качеств) по методике П. Торренса у экспериментальной группы (физики)

Шкалы теста Первый курс Пятый курс С опытом работы

Беглость 5,83 ± 0,15 7,87 ± 0,10 7,84 ± 0,16

Оригинальность 5,02 ± 0,13 7,15 ± 0,20 8,60 ± 0,16

Гибкость 5,95 ± 0,16 7,98 ± 0,12 9,52 ± 0,19

Точность 15,45 ± 0,07 19,98 ± 0,48 25,65 ± 0,55

Педагогика и психология

Психология образования

У физиков в процессе профессиональной деятельности (с 1 по 5 курсы и с опытом работы) наблюдается рост креативных качеств (увеличение уровня гибкости и точности), уровень беглости и оригинальности значимых результатов не имеет.

Цель второго блока нашего экспериментального исследования: определение уровня развития социальных и творческих способностей (личностная оценка студентов самим себе об уровне развития креативных качеств) при выборе профессии, в процессе учебной и профессиональной деятельности.

По всем без исключения показателям тестов Джонсона и Гилфорда-Салливена у психологов в процессе профессионального обучения и деятельности наблюдается рост социальных способностей (1-5 курсы - 43%, с опытом работы - 12%); рост творческих способностей, как результат адекватной оценки собственных возможностей и наличной ситуации, имеет незначительные результаты (1-5 курсы - 9%, с опытом работы -4%). Психологи выше оценивают себя в качестве личностей с творческими способностями, чем физики (таблица 3).

По всем без исключения показателям тестов Джонсона и Гилфорда-Салливена выявлено, что у физиков в процессе профессионализации наблюдается рост социальных способностей (1-5 курсы - 38%, с опытом работы - 8%); рост творческих способностей (1-5 курсы - 5%, с опытом работы - 3%) как результат адекватной оценки собственных возможностей и наличной ситуации имеет незначительные результаты. Физики показывают значимость межличностного взаимодействия с окружающими, стремление к гармоничной, конструктивной рабочей обстановке (таблица 4).

Цель третьего блока экспериментального исследования: определение уровня развития общих способностей у студентов. Вербальный интеллект отражает приобретенные способности индивидом, общий интеллект - его природные психофизиологические возможности. Интеллект - это овладение теми операциями, которые необходимы для познания окружающего, восприятия новых социальных условий. Интеллект решает актуальные задачи, творчество - это вторичный интеллектуальный процесс, ориентированный на будущее - изменение, преобразование, соединение.

Показатель уровня развития общего и вербального интеллекта определяет способность студентов на самостоятельную постановку проблем (интеллектуальную инициативу), самостоятельный способ решения уже готовых проблем.

По всем без исключения показателям методики СПМ Равена и батареи Векслера у психологов в процессе учебной и профессиональной

деятельности наблюдается рост уровня вербального интеллекта (1-5 курсы - 8%, опыт работы - 5%), а уровень общего интеллекта значимых результатов не имеет - 3% (таблица 5).

По всем без исключения показателям методики СПМ Равена и батареи Векслера у физиков в процессе профессионализации наблюдается рост уровня вербального интеллекта (1-5 курсы - 5%, опыта работы -3%), а уровень общего интеллекта значимых изменений не имеет - 5% (таблица 6).

Таблица 3

Средние значения развития показателей креативности по методике Джонсона и социального интеллекта по методике Гилфорда-Салливена у экспериментальной группы (психологи)

Методика Психологи (первый курс) Психологи (пятый курс) Психологи (с опытом работы)

Социальный интеллект 15,10 ± 0,54 31,00 ± 1,71 45,23 ± 0,67

Креативность 28,62 ± 0,72 33,37 ± 0,87 37,00 ± 0,34

Таблица 4

Средние значения развития показателей творческих способностей по методике Джонсона и социальных способностей по методике Гилфорда-Салливена у экспериментальной группы (физики)

Методика/ группа Физики (первый курс) Физики (пятый курс) Физики (с опытом работы)

Социальный интеллект 12,8±0,47 21,82±0,94 37,03±1,13

Креативность 23,32±0,84 27,07±0,67 30,03±0,60

Таблица 5

Средние значения 10 по методикам Равена и Векслера у экспериментальной группы (психологи)

Методика Психологи (первый курс) Психологи (пятый курс) Психологи (с опытом работы)

СПМ Равена 104,1 ± 0,54 105,03 ± 0,54 106,62 ± 0,48

Векслер 106,8 ± 1,03 116,05 ± 0,60 119,23 ± 0,42

Педагогика и психология

Психология образования

Таблица 6

Средние значения 10 по методикам Равена и батареи Векслера у экспериментальной группы (физики)

Методика Физики (первый курс) Физики (пятый курс) Физики (с опытом работы)

СПМ Равена 109,12 ± 0,40 110,43 ± 0,38 110,15 ± 0,30

Векслер 108, 98 ± 1,03 112,05 ± 0,58 115,23 ± 0,42

По результатам нашего эмпирического иследования выявлено влияние способностей на профессиональный выбор и профессиональный рост студентов и молодых специалистов. Так, у студентов-психологов при поступлении значимы показатели таких креативных качеств как беглость и оригинальность; у студентов-физиков - точность и гибкость. Интерес к профессии, связанной с людьми, предопределяет выбор абитуриентов факультета психологии. Способность к работе с цифрами, формулами, различными вычислениями определяют выбор абитуриентов факультета физики, информатики.

Также существуют характерные особенности проявлений общих, творческих и социальных способностей в процессе профессиональной деятельности: особенностью проявления творческих, общих способностей на гуманитарном профиле является способность к генерации большего числа оригинальных идей, выраженных в словесных формулировках; на техническом - способность оценивать и выдвигать разноплановые идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем, показывать степень детализации идеи.

Одним из условий развития способностей человека является его стремление к разностороннему личностному развитию, формированию интереса в процессе учебной и профессиональной деятельности к профессии. Учебный и профессиональный процесс должен носить в себе творческий характер, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе обучения и профессионального роста.

Успешность выбора профессии и профессионального становления определяют не отдельные способности, а лишь их удачное сочетание, необходимое для данной деятельности. Так, у психологов выявлена более тесная положительная взаимосвязь между творческими, социальными способностями и вербальным интеллектом, что дает им возможность адекватно воспринимать и оценивать собственные и чужие достоинства и умения, находить решения в нестандартных ситуациях; у физиков -

между творческими и общими способностями (невербальным интеллектом), что, в свою очередь, способствует стремлению открывать новое и не останавливаться на достигнутом.

До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например, без умения правильно воспринимать и оценивать людей и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично. Как психологи, так и физики показывают высокий результат развития социальных способностей, необходимых в процессе профессионального становления.

Вместе с тем возникают ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено: какое влияние оказывают условия учебного и профессионального процесса на развитие способностей человека, какую роль оказывают способности на развитие умения адекватно понимать и воспринимать собственные возможности и способности, каким образом можно переносить эти познания на учебный процесс и практическую деятельность, т.к. способности проявляются на различных уровнях - неосознанном, ориентировочно-приспособительном и сознательном, познавательно-преобразовательном и исследовательском, как в индивидуальной деятельности, так и в социально-ролевом плане.

Библиографический список

1. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1999.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

3. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1994.

4. Гурьева Л.П. Психология творчества. М., 2009.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 2007.

6. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М., 2005.

7. Михайлова Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. СПб., 2007.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 2001.

9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1987.

10. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности. М., 2009.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.