Тульженкова З.Л.
Общие, творческие и социальные способности в процессе выбора специальности и профессионального развития
Статья посвящена исследованию вопросов формирования и развития общих и специальных способностей в процессе профессионального обучения и при профессиональной деятельности. Выявлена степень взаимосвязи между общими, творческими, социальными способностями и вербальным интеллектом у сту-дентов-физиков, студентов-психологов и физков, психологов с опытом работы. Ключевые слова: способности, общие, творческие и социальные способности, профессиональное обучение, профессиональная деятельность, адаптация, личность, качества личности.
Педагогика и психология
Психология образования
На современном этапе социально-экономических преобразований, развития предпринимательства и бизнеса в России рынок труда ставит перед высшими учебными заведениями задачу подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Именно в вузе человек начинает осваивать профессиональные знания и умения, познавать систему профессиональных ценностей и образ жизни, свойственные для выбранной им области труда.
Проблема способностей постоянно ставится перед человеком на протяжении всей жизни. Она всегда была для него столь же важна, сколь и актуальна. Сложность изучения способностей связана с тем, что способности не даны человеку непосредственно в его самонаблюдениях и переживаниях. Мы лишь опосредованно делаем заключение о них, обычно соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем овладения ею другими людьми.
Способности - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения [10].
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других [9].
На сегодняшний день недостаточно исследований о влиянии только общих и познавательных способностей на выбор профессии. Проблему нашего исследования составило влияние специфических способностей (творческие, социальные, общие) на выбор специальности: как в сочетании друг с другом они влияют на успешность обучения, развиваются ли в процессе подготовки и как меняются уровни развития различных способностей в процессе профессионального становления.
В нашем исследовании принимали участие студенты-психологи, студенты-физики, психологи и физики с опытом работы.
Цель первого блока нашего экспериментального исследования: определение уровня развития творческих способностей (беглость, оригинальность, гибкость и точность) при выборе профессии, в процессе учебной и профессиональной деятельности.
Выявлена следующая эмпирическая закономерность (по всем без исключения показателям теста Торренса): у психологов наблюдается рост творческих способностей по мере повышения уровня профессионального роста (с 1 по 5 курсы и с опытом работы) (таблица 1).
Попарное сравнение показателей 3-х выборок между собой еще раз подтвердило сделанный вывод: существует позитивная динамика развития творческих способностей испытуемых в процессе их профессионального обучения и профессиональной деятельности. Выявлены достоверные различия (не ниже p < 0,05). У психологов в процессе профессиональной деятельности наблюдается значительный рост уровня беглости (1-5 курсы - 47%, опыт работы - 15%), оригинальности (1-5 курсы - 38%, опыт работы - 27%) и точности (1-5 курсы - 39%, опыт работы - 8%); уровень гибкости (1-5 курсы - 14%, с опытом работы -21%) значимых результатов не имеет.
Выявлена следующая эмпирическая закономерность (по всем без исключения показателям теста Торренса): у физиков наблюдается рост творческих способностей по мере повышения уровня профессионального роста (с 1 по 5 курсы и с опытом работы) (таблица 2).
Таблица 1
Средние значения показателей развития творческих способностей (креативных качеств) по методике П. Торренса у экспериментальной группы (психологи)
Шкалы теста Первый курс Пятый курс С опытом работы
Беглость 5,87 ± 0,18 8,92 ± 0,10 9,20 ± 0,09
Оригинальность 4,87 ± 0,10 8,40 ± 0,15 10,30 ± 0,12
Гибкость 4,87 ± 0,18 6,32 ± 0,14 6,67 ± 0,21
Точность 12,75 ± 0,58 18,75 ± 0,36 20,02 ± 0,89
Таблица 2
Средние значения показателей развития творческих способностей (креативных качеств) по методике П. Торренса у экспериментальной группы (физики)
Шкалы теста Первый курс Пятый курс С опытом работы
Беглость 5,83 ± 0,15 7,87 ± 0,10 7,84 ± 0,16
Оригинальность 5,02 ± 0,13 7,15 ± 0,20 8,60 ± 0,16
Гибкость 5,95 ± 0,16 7,98 ± 0,12 9,52 ± 0,19
Точность 15,45 ± 0,07 19,98 ± 0,48 25,65 ± 0,55
Педагогика и психология
Психология образования
У физиков в процессе профессиональной деятельности (с 1 по 5 курсы и с опытом работы) наблюдается рост креативных качеств (увеличение уровня гибкости и точности), уровень беглости и оригинальности значимых результатов не имеет.
Цель второго блока нашего экспериментального исследования: определение уровня развития социальных и творческих способностей (личностная оценка студентов самим себе об уровне развития креативных качеств) при выборе профессии, в процессе учебной и профессиональной деятельности.
По всем без исключения показателям тестов Джонсона и Гилфорда-Салливена у психологов в процессе профессионального обучения и деятельности наблюдается рост социальных способностей (1-5 курсы - 43%, с опытом работы - 12%); рост творческих способностей, как результат адекватной оценки собственных возможностей и наличной ситуации, имеет незначительные результаты (1-5 курсы - 9%, с опытом работы -4%). Психологи выше оценивают себя в качестве личностей с творческими способностями, чем физики (таблица 3).
По всем без исключения показателям тестов Джонсона и Гилфорда-Салливена выявлено, что у физиков в процессе профессионализации наблюдается рост социальных способностей (1-5 курсы - 38%, с опытом работы - 8%); рост творческих способностей (1-5 курсы - 5%, с опытом работы - 3%) как результат адекватной оценки собственных возможностей и наличной ситуации имеет незначительные результаты. Физики показывают значимость межличностного взаимодействия с окружающими, стремление к гармоничной, конструктивной рабочей обстановке (таблица 4).
Цель третьего блока экспериментального исследования: определение уровня развития общих способностей у студентов. Вербальный интеллект отражает приобретенные способности индивидом, общий интеллект - его природные психофизиологические возможности. Интеллект - это овладение теми операциями, которые необходимы для познания окружающего, восприятия новых социальных условий. Интеллект решает актуальные задачи, творчество - это вторичный интеллектуальный процесс, ориентированный на будущее - изменение, преобразование, соединение.
Показатель уровня развития общего и вербального интеллекта определяет способность студентов на самостоятельную постановку проблем (интеллектуальную инициативу), самостоятельный способ решения уже готовых проблем.
По всем без исключения показателям методики СПМ Равена и батареи Векслера у психологов в процессе учебной и профессиональной
деятельности наблюдается рост уровня вербального интеллекта (1-5 курсы - 8%, опыт работы - 5%), а уровень общего интеллекта значимых результатов не имеет - 3% (таблица 5).
По всем без исключения показателям методики СПМ Равена и батареи Векслера у физиков в процессе профессионализации наблюдается рост уровня вербального интеллекта (1-5 курсы - 5%, опыта работы -3%), а уровень общего интеллекта значимых изменений не имеет - 5% (таблица 6).
Таблица 3
Средние значения развития показателей креативности по методике Джонсона и социального интеллекта по методике Гилфорда-Салливена у экспериментальной группы (психологи)
Методика Психологи (первый курс) Психологи (пятый курс) Психологи (с опытом работы)
Социальный интеллект 15,10 ± 0,54 31,00 ± 1,71 45,23 ± 0,67
Креативность 28,62 ± 0,72 33,37 ± 0,87 37,00 ± 0,34
Таблица 4
Средние значения развития показателей творческих способностей по методике Джонсона и социальных способностей по методике Гилфорда-Салливена у экспериментальной группы (физики)
Методика/ группа Физики (первый курс) Физики (пятый курс) Физики (с опытом работы)
Социальный интеллект 12,8±0,47 21,82±0,94 37,03±1,13
Креативность 23,32±0,84 27,07±0,67 30,03±0,60
Таблица 5
Средние значения 10 по методикам Равена и Векслера у экспериментальной группы (психологи)
Методика Психологи (первый курс) Психологи (пятый курс) Психологи (с опытом работы)
СПМ Равена 104,1 ± 0,54 105,03 ± 0,54 106,62 ± 0,48
Векслер 106,8 ± 1,03 116,05 ± 0,60 119,23 ± 0,42
Педагогика и психология
Психология образования
Таблица 6
Средние значения 10 по методикам Равена и батареи Векслера у экспериментальной группы (физики)
Методика Физики (первый курс) Физики (пятый курс) Физики (с опытом работы)
СПМ Равена 109,12 ± 0,40 110,43 ± 0,38 110,15 ± 0,30
Векслер 108, 98 ± 1,03 112,05 ± 0,58 115,23 ± 0,42
По результатам нашего эмпирического иследования выявлено влияние способностей на профессиональный выбор и профессиональный рост студентов и молодых специалистов. Так, у студентов-психологов при поступлении значимы показатели таких креативных качеств как беглость и оригинальность; у студентов-физиков - точность и гибкость. Интерес к профессии, связанной с людьми, предопределяет выбор абитуриентов факультета психологии. Способность к работе с цифрами, формулами, различными вычислениями определяют выбор абитуриентов факультета физики, информатики.
Также существуют характерные особенности проявлений общих, творческих и социальных способностей в процессе профессиональной деятельности: особенностью проявления творческих, общих способностей на гуманитарном профиле является способность к генерации большего числа оригинальных идей, выраженных в словесных формулировках; на техническом - способность оценивать и выдвигать разноплановые идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем, показывать степень детализации идеи.
Одним из условий развития способностей человека является его стремление к разностороннему личностному развитию, формированию интереса в процессе учебной и профессиональной деятельности к профессии. Учебный и профессиональный процесс должен носить в себе творческий характер, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе обучения и профессионального роста.
Успешность выбора профессии и профессионального становления определяют не отдельные способности, а лишь их удачное сочетание, необходимое для данной деятельности. Так, у психологов выявлена более тесная положительная взаимосвязь между творческими, социальными способностями и вербальным интеллектом, что дает им возможность адекватно воспринимать и оценивать собственные и чужие достоинства и умения, находить решения в нестандартных ситуациях; у физиков -
между творческими и общими способностями (невербальным интеллектом), что, в свою очередь, способствует стремлению открывать новое и не останавливаться на достигнутом.
До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например, без умения правильно воспринимать и оценивать людей и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично. Как психологи, так и физики показывают высокий результат развития социальных способностей, необходимых в процессе профессионального становления.
Вместе с тем возникают ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено: какое влияние оказывают условия учебного и профессионального процесса на развитие способностей человека, какую роль оказывают способности на развитие умения адекватно понимать и воспринимать собственные возможности и способности, каким образом можно переносить эти познания на учебный процесс и практическую деятельность, т.к. способности проявляются на различных уровнях - неосознанном, ориентировочно-приспособительном и сознательном, познавательно-преобразовательном и исследовательском, как в индивидуальной деятельности, так и в социально-ролевом плане.
Библиографический список
1. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1999.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
3. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1994.
4. Гурьева Л.П. Психология творчества. М., 2009.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 2007.
6. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М., 2005.
7. Михайлова Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. СПб., 2007.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 2001.
9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1987.
10. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности. М., 2009.
Педагогика и психология