Научная статья на тему 'Связь креативности студентов с их отношением к здоровью'

Связь креативности студентов с их отношением к здоровью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ КАК ЦЕННОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / CREATIVITY / HEALTH AS A VALUE / ATTITUDE TO HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермакова Е.С.

В статье дается анализ связи креативных характеристик студентов и показателей их отношения к здоровью. Результаты исследования позволили выявить особенности креативности студентов, значимость творчества и здоровья как ценностей. Обнаружено, что студенты, не занимающиеся творчеством, более внимательны и чувствительны к своему здоровью, стремятся в его сохранении к социально одобряемому поведению. Творчество, по их мнению, может создавать трудности для поддержания своего здоровья. У студентов, занимающихся творческой деятельностью, чувствительность к своему здоровью сочетается с его малоценностью, что не может способствовать сохранению здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to analysis of the creative characteristics of students and indicators of their attitude to health. The results of the study helped to identify the characteristics of students creativity, the importance of creativity and health as values. It was discovered that students not engaged in creativity are more attentive and sensitive to their health and they are tend to keep it to a socially-approved behavior. Creativity, in their opinion, may create difficulties in maintaining their health. Students engaged in creative activities,combine a sensitivity to their health with its malaconotus that cannot contribute to the health preservation.

Текст научной работы на тему «Связь креативности студентов с их отношением к здоровью»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.015.3 : 159.923 - 057.87

Е. С. Ермакова

Связь креативности студентов с их отношением к здоровью

В статье дается анализ связи креативных характеристик студентов и показателей их отношения к здоровью. Результаты исследования позволили выявить особенности креативности студентов, значимость творчества и здоровья как ценностей.

Обнаружено, что студенты, не занимающиеся творчеством, более внимательны и чувствительны к своему здоровью, стремятся в его сохранении к социально одобряемому поведению. Творчество, по их мнению, может создавать трудности для поддержания своего здоровья. У студентов, занимающихся творческой деятельностью, чувствительность к своему здоровью сочетается с его ма-лоценностью, что не может способствовать сохранению здоровья.

The article is devoted to analysis of the creative characteristics of students and indicators of their attitude to health. The results of the study helped to identify the characteristics of students creativity , the importance of creativity and health as values.

It was discovered that students not engaged in creativity are more attentive and sensitive to their health and they are tend to keep it to a socially-approved behavior. Creativity, in their opinion, may create difficulties in maintaining their health. Students engaged in creative activities,combine a sensitivity to their health with its malaconotus that cannot contribute to the health preservation.

Ключевые слова: креативность, здоровье как ценность, отношение к здоровью.

Key words: creativity, health as a value, attitude to health.

Вопрос о связи между креативностью и здоровьем не раз поднимался в психологической науке. А. Маслоу включал креативность в число характеристик, присущих психически здоровой личности [14]. Э. Фромм считал творчество природной потребностью человека, а также тем способом удовлетворения потребности в трансцендентном, который позволяет сохранить психическое здоровье личности [21].

Иной позиции придерживался итальянский психиатр Ч. Ломброзо, доказывающий, что высокая одаренность (гениальность) может иметь определенные связи с психическим нездоровьем [13]. Хотя его теория сегодня кажется несостоятельной во многих аспектах, наличие продемонстрированных им фактов не позволяет охарактеризовать отношения между креативностью и здоровьем как однозначно положительно взаимосвязанные.

© Ермакова Е. С., 2017

Современные исследования в области психологии здоровья позволяют отнести креативность к чертам, свойственным здоровой личности [17], а свободное творческое самовыражение признать одним из основных критериев антропоцентрического эталона здоровья [5].

Связь здоровья и креативности можно проанализировать на уровне общего процесса творчества в его влиянии на состояние человека.

Э. Фромм высказывал идею о том, что творчество, являясь антиподом деструкции, приносит положительные эмоции и обеспечивает благополучное состояние [21].

В.Н. Дружинин, анализируя данные, полученные в ряде эмпирических исследований, приходит к выводу о том, что творческая активность влечет за собой психическое истощение, а невротичность можно считать логичным следствием такого хода событий (вопреки обратному мнению о том, что невротичность является первичной характеристикой личности, дающей предрасположенность к творческой деятельности) [7].

Наличие таких противоречий отчасти решается при рассмотрении креативной личности.

А. Олах отмечает, что творческим людям присущи независимость, открытость ума, высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях, развитое эстетическое чувство, стремление к красоте [10].

Т.С. Суслова отнесла к чертам креативной личности такие, как сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальную смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальную лабильность [20]. По нашему мнению, «креативность выступает условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом её самоактуализации. Она выражается восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем» [8, с. 17].

Таким образом, в данных описаниях можно обнаружить связи, косвенно позволяющие судить об отношениях креативности и здоровья.

Интересна идея М. Зощенко, по мнению которого, творческое долгожительство обеспечивается высоким уровнем интеллекта, рефлексии, саморегуляции и регламентацией собственной деятельности, т. е. является продуктом личного отношения человека к своему здоровью [9]. Данная точка зрения поддерживается другими авторами [16; 22], а также разделяется В.Н. Дружининым, указывающем при её анализе, что «с этим трудно не согласиться, хотя бы из теоретических соображений» [7, с. 237].

А.Е. Ильиных и Н.В. Асановой было установлено, что повседневная креативность не связана с проявлениями шизотипических черт личности [11]. В исследовании, проведенным А.Н. Бобровым и О.Г. Власовой, были

получены результаты, указывающие на то, что у молодых людей оригинальность мышления коррелирует с низкой мотивацией на заботу о здоровье и недостаточной социальной адаптивностью, а в целом креативные испытуемые могут быть охарактеризованы как несколько невротичные [3].

Креативная среда выступает для личности в качестве источника проблемных ситуаций, которые она способна разрешить путем реализации индивидуального творчества. Ю.В. Саенко указывает на то, что здоровая личность формируется в процессе адекватного разрешения проблемных ситуаций, при котором мотивы отдачи преобладают над мотивом присвоения, и предлагает схематичную модель развития здоровой личности через решение проблемных ситуаций [19].

Современные исследования предписывают ответственность за здоровье его непосредственному обладателю, а следовательно, именно ему предстоит выбирать пути, наиболее оптимальные для поддержания и сохранения личного благополучия. Так, в рамках навигационной концепции здоровья разрабатывается идея о том, что каждый человек является креативным автором своей жизни, согласующим при этом ее «маршрут» с требованиями общества [12].

Изучение отношения к здоровью является актуальной задачей современной психологической науки. Этим обусловлено достаточно большое количество работ, посвященных исследованиям отношения к здоровью студентов.

В работе Т.Ю. Мысиной было установлено, что современные студенты обладают познавательным интересом в вопросах здоровья, однако не проявляют достаточной активности для поиска информации в данной области [15]. Н.В. Басалаева и Т.В. Захарова выявили, что студенты воспринимают здоровье как фундаментальный аспект человеческой жизни. В качестве предпочитаемых источников информации в данной сфере были обозначены мнения специалистов (врачей) и средства массовой информации [2]. В исследовании Н.Ю. Васильевой было также подтверждено, что когнитивная составляющая отношения к здоровью у юношей оказывается достаточно сформированной, хотя может быть неодинакова у студентов различных специальностей [4].

Исследования эмоциональной составляющей отношения к здоровью у студентов оказываются более противоречивы. В работе Н.Ю. Васильевой было установлено, что юноши достаточно сензитивны к своему состоянию здоровья [4]. Однако в исследовании Т.Ю. Мысиной указывается на иной результат, свидетельствующий о том, что около половины студентов не чувствительны к переменам в состоянии своего здоровья, не склонны к эмоциональным реакциям на них [15].

Поведенческий компонент отношения студентов к своему здоровью по данным большинства исследовательских работ оказывается наименее сформированным. Так рядом авторов было выявлено, что юноши не проявляют достаточной активности в деятельности с целью сохранения или поддержания состояния своего здоровья [4; 6]. Более того, были обнаружены и результаты, свидетельствующие о поведении студенческой молодежи, противоречащем указанной цели [6]. В качестве основных причин

такого поведения сами молодые люди выделяют преимущественно наличие прочих важных дел, связанную с этим нехватку времени, а также отсутствие необходимости - по их мнению, они и так достаточно здоровы.

Наличие противоречия между когнитивным и эмоциональным восприятием студентами своего здоровья и их реальным поведением делает особенно важным изучение его ценностно-мотивационной составляющей. Результаты большинства исследований указывают на то, что здоровье является для студентов одной из ведущих ценностей. Как правило, конкурирующими с ним оказываются ценности семейных отношений, профессиональной успешности и материального благополучия [1; 18; 23]. При этом было установлено, что молодые люди склонны связывать здоровье с собственной эффективностью и успешностью [1]. Несмотря на то, что такая картина на первый взгляд кажется вполне оптимистичной, поводом для беспокойства исследователей становится предположение о том, что здоровье является преимущественно номинальной ценностью. Данная идея основывается на том, что аксиологическая признанность здоровья не оказывает достаточного влияния на реальное поведение молодых людей [4; 18], а более подробный анализ выявляет, что для большинства из них здоровье является значимой в ряду прочих ценностью и отмечается особой важностью только четвертью опрошенных [1].

Обобщая вышеизложенное, можно полагать, что современные студенты осведомлены о том, что сохранение здоровья представляет собой важную проблему. Их кругозор позволяет им адекватно оценивать источники информации о здоровье и отдавать предпочтение наиболее достоверным. Их чувствительность к собственному состоянию оценивается неоднозначно: разными исследователями указывается как на низкие, так и на высокие показатели сензитивности. Вместе с тем, зрелому представлению студентов о здоровье сопутствует незрелое поведение в данной области. Представляется, что основные мотивы действий молодых людей определяются в большей мере иными, выделяемыми ими ценностями (такими как семья или карьера).

Целью нашего эмпирического исследования, проведенного совместно с Е.Н. Блиновой, было изучение связи креативных характеристик (оригинальности и уникальности, уровня креативного потенциала) студентов и показателей их отношения к здоровью (когнитивного, эмоционального, поведенческого, ценностно-мотивационного компонентов).

Были использованы следующие методики: тест невербальной креативности «Завершение картинок» Э.П. Торренса (адаптация А.Н. Воронина); опросник для определения креативного потенциала С.И. Макшанова; методика «Индекс отношения к здоровью» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина; методика «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой; авторская анкета для изучения включенности студентов в творческую деятельность и особенностей её реализации.

В исследовании приняли участие 90 студентов, обучающихся по различным направлениям профессиональной подготовки Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.

Диагностика креативных характеристик позволила выявить ряд общих для выборки особенностей. Большинство студентов обладают средним или ниже среднего уровнем актуальной креативности. Решение задач теста невербальной креативности «Завершение картинок» Э.П. Торренса не отличается высокими показателями оригинальности и уникальности. При этом по результатам опросника для определения креативного потенциала С.И. Макшанова испытуемые имеют значительный креативный потенциал, развитие которого требует определенной работы над их личностными особенностями, подходом к решению проблем, мотивацией и организацией окружающей среды. Небольшое число студентов обладают показателями креативных характеристик, превышающими средние значения.

Анализ общих результатов всей выборки испытуемых позволяет сделать вывод о среднем уровне интенсивности их отношения к своему здоровью, включая все его компоненты. Вероятно, представления студентов о проблеме здоровья и различных её аспектах достаточно адекватны, студенты чувствительны к переменам в своем состоянии и проявляют некоторую активность для улучшения здоровья. При этом нельзя сказать, что их знания являются исчерпывающими, эмоциональная восприимчивость высокой, а активность достаточной.

Положение здоровья в системе ценностных ориентаций по методике «Индекс отношения к здоровью» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина показывает недостаточную значимость здоровья как ценности. Студенты оказываются более озабоченными такими проблемами, как построение семейных и дружеских отношений, а также финансовое обеспечение собственной жизни. При этом, значительный разрыв, обнаруженный между положением «материально обеспеченной жизни» в ранговом распределении ценностей по критериям привлекательности и доступности может свидетельствовать о наличии у обучающихся определенных финансовых трудностей, характерных для студенческой жизни.

При анализе данных, полученных с помощью методики Е.Б. Фантало-вой, было обнаружено, что творчество является для испытуемых одной из самых малопривлекательных (11 место из 12 позиций) и труднодостижимых (9 место из 12 позиций) ценностей.

Корреляционный анализ показал, что привлекательность творчества для студентов имеет отрицательные связи с привлекательностью такой ценности, как здоровье, и доступностью материально обеспеченной жизни. Доступность творчества имеет отрицательные корреляции с доступностью ценностей любви и счастливой семейной жизни и положительные - с привлекательностью красоты природы и искусства и доступностью познания. Значимая положительная корреляция при этом существует между показателями привлекательности и доступности самого творчества (рис. 1).

Рис. 1. Положение творчества в системе ценностных ориентаций студентов

Есть основания полагать, что в представлении большинства выборки студентов творчество представляет собой занятие, значимость и доступность которого во многом определяются готовностью действовать в ущерб иным ценностям. Вероятно, творческая самореализация, по мнению студентов, плохо совместима с построением семейной жизни и требует больших затрат материальных ресурсов (или препятствует их получению). Компенсируются существующие трудности возможностью саморазвития, познания нового и наслаждением эстетическими ценностями.

При помощи авторской анкеты был выявлен ряд особенностей реализации творческой деятельности студентами.

Более половины испытуемых (60 %) положительно ответили на вопрос о том, занимаются ли они творческой деятельностью. Среди них 34 % опрошенных уделяют творчеству 1-2 ч в неделю. Среднее количество времени, равное интервалам от 3 до 5 и от 5 до 8 ч, уделяют творчеству 30 и 15 % студентов соответственно. Меньше всего среди творческих студентов оказалось тех, кто уделяет этому занятию менее одного часа в неделю (8 %) или же больше восьми часов (13 %). Среди предпочитаемых видов творчества преобладает художественная деятельность (музыка, изобразительное искусство и фотография).

Для анализа связей между показателями креативных характеристик и различными компонентами отношения к здоровью всей выборки испытуемых был проведен корреляционный анализ, который не выявил статистически значимых показателей.

Мы предположили, что подобные связи могут определяться таким фактором, как включенность студентов в творческую деятельность.

Показатели креативных характеристик, что закономерно, оказались значительно выше у студентов, занятых творческой деятельностью. Статистически значимые различия были обнаружены по показателям креативного потенциала в решении проблем и оригинальности, как особенности невербальной креативности.

Было обнаружено, что студенты, не занимающиеся творчеством, обладают более высокими показателями эмоционального компонента отношения к здоровью. Вероятно, они более внимательны и чувствительны к своему состоянию, лучше реагируют на происходящие изменения. Это косвенно подтверждает обнаруженную в общей структуре системы ценностных ориентаций опрошенных отрицательную корреляцию между значимостью творчества и здоровья.

Изучение различий в оценке ценностей по критериям привлекательности и доступности было осуществлено с помощью критерия Фишера на основе данных, полученных при использовании методики Е.Б. Фантало-вой. Было выявлено, что студенты, занимающиеся творчеством, чаще включают его, а также наличие хороших верных друзей в перечень наиболее привлекательных жизненных ценностей. При этом свобода в гораздо большей мере относится ими к числу отвергаемых ценностей.

Студенты, не занятые творчеством, значительно чаще определяют познание в качестве привлекательной ценности, а творчество, напротив, в качестве одной из наименее значимых.

При сопоставлении оценок ценностей по критерию их доступности также были найдены различия. Те из студентов, кто не занимается творчеством, гораздо чаще относят его и познание к числу ценностей, достижение которых кажется им наиболее затруднительным.

Таким образом, можно полагать, что студенты, занимающиеся творчеством, находят его куда более значимой ценностью и реже видят трудности для его реализации. При этом они испытывают более глубокую привязанность к своему кругу друзей, вероятно, обладающих схожими интересами и ценностями. Испытуемые, не занятые творчеством, не считают его чем-то важным. Вероятно, они больше стремятся к рациональности, о чем свидетельствует превалирующая ориентации на познание, которое при этом оказывается для них труднодостижимым.

Нами были изучены различия, существующие в структурах отношения студентов к здоровью и связях между креативными характеристиками и показателями отношения, отдельно для каждой из групп студентов, не занимающихся и занимающихся творческой деятельностью.

Студенты, не занимающиеся творчеством, облают более высокими показателями эмоционального компонента отношения к здоровью. Вероятно, они более чувствительны к изменениям в своем состоянии здоровья.

Отношение к здоровью студентов, занятых творческой деятельностью, оказывается менее целостным. Его эмоциональная составляющая не имеет связей с остальными компонентами, т. е. оказывается в некоторой мере изолированной. При этом эмоциональный компонент отношения к

здоровью у данной группы положительно коррелирует с личностной креативностью и креативностью среды. Следовательно, их способность к творчеству сопряжена с чувствительностью к переменам в своем состоянии.

Ценностно-мотивационный компонент отношения к здоровью (субъективная привлекательность) имеет отрицательную корреляцию с креативностью подхода к решению проблем. Это указывает на то, что в данном случае, способность к порождению нестандартных идей не сопутствует здоровьесберегающему поведению. Можно предполагать, что чувствительность испытуемых к переменам в своем состоянии, связанная со способностями к творчеству, не может полноценно обеспечивать реализацию деятельности по сохранению и поддержанию здоровья.

Корреляционный анализ показателей отношения к здоровью и креативных характеристик показал, что отношение к своему здоровью студентов, не занимающихся творческой деятельностью, оказывается достаточно гармоничным, все его компоненты находятся в корреляционных связях (рис. 2).

Рис. 2. Связи различных компонентов отношения к здоровью с креативными характеристиками студентов, не занимающихся творческой деятельностью

При этом эмоциональный и практический компоненты отношения к здоровью имеют положительные корреляции с креативным потенциалом в решении проблем. Есть основания полагать, что нестандартное решение задач для данных испытуемых является эффективным способом грамотной организации своего поведения в целях сохранения и поддержания здоровья. Высокие показатели личностного креативного потенциала имеют отрицательную корреляцию с доступностью здоровья. Это подтверждает обнаруженный ранее факт, согласно которому творчество в представлении студентов может требовать определенных жертв, в том числе создавать трудности для поддержания своего физического и психического благополучия.

положительная корреляционная связь, уровень значимости 0,05

отрицательная корреляционная связь, уровень значимости 0,05

У студентов, занимающихся творческой деятельностью, эмоциональный компонент отношения к здоровью оказался положительно связанным с показателями креативного потенциала личности и среды. Вероятно, чем большими способностями к творчеству и возможностями для его реализации обладают студенты, тем более чувствительны они к своему состоянию и переменам в нем (рис. 3).

Рис. 3. Связи различных компонентов отношения к здоровью с креативными характеристиками студентов, занимающихся творческой деятельностью

В то же время креативный потенциал в решении проблем имеет обратную корреляцию с показателем оценки привлекательности ценности «здоровье». Способность нестандартно решать задачи у данных испытуемых отрицательно связана с представлением о необходимости заботиться о своем благополучии. Это еще раз подтверждает то, что студенты, занимающиеся творчеством, могут не в должной мере обеспечивать сохранение и поддержание здоровья.

Выводы по результатам исследования:

1. Здоровье не входит в число наиболее значимых для студентов ценностей, уступая категориям, связанным с семейным благополучием и личной самореализацией.

2. Знания студентов о здоровье опираются на социально одобряемые взгляды на проблему сохранения здоровья и соответствующие этому формы поведения.

3. Студенты, не занимающиеся творчеством, более внимательны к своему здоровью, стремятся в его сохранении к социально-одобряемому поведению. Творчество в их представлении может создавать трудности для поддержания своего здоровья.

4. Студенты, занимающиеся творческой деятельностью, обладают более высокими показателями креативности. У них отмечено достаточно противоречивое отношение к своему здоровью. Чувствительность к своему здоровью сочетается с его малоценностью. Вероятно, что увлеченность, страстность творческой работы менее способствует сохранению здоровья.

положительная корреляционная связь, уровень значимости 0,05

отрицательная корреляционная связь, уровень значимости 0,05

5. Необходимо отметить, что виды творческой деятельности, указанные участвовавшими в исследовании студентами, принадлежат преимущественно к сфере художественного творчества. Следовательно, полученные результаты не могут быть использованы для оценки отношения к здоровью у студентов, реализующих творческую деятельность иного типа (научное, техническое творчество или другие виды творчества). Данная проблема требует дальнейших исследований.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие рекомендации, направленные на осуществление психологического сопровождения личностного развития студентов:

- проводить для студентов психопрофилактические мероприятия с целью создания мотивации на сохранение и поддержание своего здоровья, а также формирования у них представления об оптимальных путях достижения данной цели;

- обеспечивать в процессе обучения студентов условия образовательной среды, потенциально способствующие проявлению и развитию их креативного потенциала;

- стимулировать развитие творческих способностей студентов путем проведения тренингов креативности;

- осуществлять проведение коррекционных мероприятий, направленных на активизацию самоорганизации и саморегуляции творческой деятельности студентов, что будет способствовать сохранению их здоровья.

Список литературы

1. Анисимова С.Ф. Отношение студентов к здоровью как ценности (по материалам социологического исследования) // Управленческое консультирование. - 2014. -№ 3 (63). - С. 157-166.

2. Басалаева Н. В., Захарова Т. В. Отношение к здоровью как критерий психологического здоровья студентов-первокурсников // Междунар. журн. эксперимент. образования. - 2013. - № 1 (Т. 2013). - С. 53-56.

3. Бобров А. Н., Власова О. Г. Креативность в системе личностных ресурсов одаренных старшеклассников // Изв. Южного федер. ун-та. - 2006. - № 1 (Т. 56). - С. 80-85.

4. Васильева Н. Ю. Представление о здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте // Вестн. Сев.-Вост. федер. ун-та им. М.К. Аммосова. - 2009. - № 4 (Т. 6). - С. 103-108.

5. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. - М.: Академия, 2001. - 352 с.

6. Гатальская Г. В., Журавлева А.Е. Развитие осознанного отношения к здоровью в юности // Психолог. журн. - 2008. - №2 (18). - С. 52-59.

7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.

8. Ермакова Е.С. Развитие креативного потенциала личности студента // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. Науч. журн. Сер. Психология. - 2014. - № 2 (Т. 5). - С. 13-23.

9. Зощенко М.М. Повести. - М.: Московский рабочий, 1989. - 543 с.

10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

11. Ильиных А.Е., Асанова Н.В. Повседневная креативность: выраженность шизо-типических черт личности с точки зрения реальных творческих достижений // Science Time. - 2015. - № 7 (19). - С. 149-153.

12. Кыштымова И.М. Креативность в дискурсе навигационной теории здоровья // Бюлл. Вост.-Сибир. науч. центра Сибир. отд. Рос. акад. мед. наук. - 2015. - № 4 (104). -С. 63-67.

13. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - СПб.: Азбука, 2016. - 352 с.

14. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

15. Мысина Т.Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов вуза // Вестн. Самар. гуманитар. акад. Сер. Психология. - 2011. - № 2. - С. 46-57.

16. Парандовский Я. Алхимия слова. - М.: Прогресс, 1972. - 335 с.

17. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 607 с.

18. Пчелкина Е.П. Ценностные предпочтения студенческой молодежи в отношении здоровья: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2012. - 26 с.

19. Саенко Ю.В. Личностное здоровье и личностная патология // Вестн. Таганрог. ин-та им. А.П. Чехова. - 2010. - №2. - С. 158-165.

20. Суслова Т.С. Некоторые особенности креативных личностей // Системное исследование индивидуальности: тезисы докладов всесоюзной конференции. - Пермь, 1991. - С. 149-150.

21. Фромм Э. Догмат о Христе. - М.: Олимп, 1998. - 416 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Шалаева М.В. Проблема взаимосвязи гениальности и безумия в современной науке // Вестн. Томск. гос. ун-та. - 2007. - № 304. - С. 86-89.

23. Шулаева М.А. Ценностные представления о здоровье и здоровом образе жизни студенческой молодежи // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. - 2010. - № 3. - С. 224-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.