К ВОПРОСУ О ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ
И.С. Малышева, к.ю.н., Ф.Е. Ануфриев,
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Для современной России одной из наиболее важных задач является построение эффективного государства, преодоление серьезных недостатков в организации и функционировании системы органов государственной власти. Решение этой задачи требует модернизации государственной службы, которая должна стать открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, оказанию государственных услуг, активно взаимодействовать с институтами гражданского общества.
Государственная служба - это сложнейший социально-правовой и организационный механизм, имеющий внутреннюю инфраструктуру, включающую комплекс правовых норм, организационное построение, кадровые технологии, традиции, этические нормы и ограничения, а так же другие элементы, которые применяются по отношению к тем гражданам, которые профессионально призваны «обеспечивать исполнение полномочий» государства и органов власти[1].
В соответствии с федеральным законом РФ «О системе государственной службы»[2] государственная служба - это профессиональный род деятельности людей, граждан России, по гарантированному исполнению полномочий РФ, органов федеральной государственной власти, субъектов страны, органов государственной власти регионов, а также лиц, которые замещают посты, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами для непосредственной реализации полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих посты, устанавливаемые законами регионов страны для непосредственной реализации полномочий государственных структур субъектов РФ. Таким образом, соглашаясь с мнением Б.М. Лазарева государственная служба - это служение государству, выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах.
В настоящее время, система государственной службы включает в себя:
1 государственную гражданскую службу;
2 военную службу;
3 государственную службу иных видов, к которой в частности мы и будем относить службу в ФПС ГПС.
Анализируя положения ст. 7 федерального закона РФ «О пожарной безопасности»[5] в Государственной противопожарной службе проходят службу:
1) лица рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
2) военнослужащих федеральной противопожарной службы;
3) государственные гражданские служащие.
В рамках данной статьи сравним правовой статус сотрудника ФПС ГПС и государственного гражданского служащего.
Данные виды служб регламентируются федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[3] и федеральным законом «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[4]. Согласно данным нормативным правовым актам государственная служба представляет собой:
Государственная гражданская служба РФ - вид государственной службы, представляющей собой
профессиональную служебную
деятельность граждан РФ на должностях государственной
гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных
органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Служба в федеральной
противопожарной службе -федеральная государственная служба, представляющая собой
профессиональную служебную
деятельность граждан РФ на должностях в федеральном органе исполнительной власти,
уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности, территориальных органах
федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности - региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, подразделениях, организациях и учреждениях федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, а также на должностях, не являющихся должностями в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях, в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным
законом, и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ.
Исходя из этих понятий, мы можем выделить следующие общие признаки: во-первых, государственная гражданская служба и служба в ФПС ГСП представляют собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ. Эта деятельность осуществляться непрерывно и основываться на специальных навыках и знаниях. А во-вторых, государственные служащие обеспечивают исполнение полномочий федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности.
На рассматриваемые виды служб вправе поступить:
На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным
Федеральным законом.
На службу в ФПС вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным
языком Российской Федерации, соответствующие
квалификационным требованиям, установленным Федеральным
законом, способные по своим личным и деловым качествам, состоянию здоровья и физической подготовке выполнять служебные обязанности сотрудника
федеральной противопожарной службы.
Анализируя положения данных статей, можно отметить, что к сотруднику ФПС ГПС предъявляются дополнительные требования в отношении состояния здоровья, служебной подготовкой, а также к личным и деловым качествам. И связано это, прежде всего, с особым характером выполнения должностных обязанностей сотрудником ФПС ГПС, с выполнением обязанностей в условиях повышенного риска и напряженности.
Что касается предельного возраста пребывания на службе, то для сотрудников ФПС ГПС он зависит от специального звания, в то время как для государственного гражданского служащего такая градация в зависимости от классных чинов не проводится.
Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. Гражданскому_служащему,
Предельный возраст пребывания на службе в федеральной противопожарной_службе
достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему
должность гражданской службы категории "помощники (советники)", учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, - до окончания срока полномочий указанного лица. Федеральному гражданскому
служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению Президента Российской Федерации, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.
устанавливается для:
1) сотрудника, имеющего специальное звание генерал-полковника внутренней службы, - 65 лет;
2) сотрудника, имеющего специальное звание генерал-лейтенанта внутренней службы или генерал-майора внутренней службы, - 60 лет;
3) сотрудника, имеющего специальное звание полковника внутренней службы, - 55 лет;
4) сотрудника, имеющего иное специальное звание, - 50 лет.
По достижении сотрудником федеральной противопожарной
службы предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе контракт прекращается и сотрудник увольняется со службы в федеральной противопожарной службе, за исключением случаев,
предусмотренных Федеральным
законом.
Прекращение служебно-трудовых отношений также имеет свои различия, которые проявляются как в основаниях для увольнения, так и в самой процедуре прекращения служебно-трудовых отношений. Общим является то, что контракт может быть расторгнут как по инициативе служащего, по инициативе представителя нанимателя (уполномоченного руководителя), так и не по зависящим от сторон основаниям. Различия могут встретиться относительно
формулировки оснований. Так, например, с государственным гражданским служащим контракт прекращается в случае применения к нему административного наказания в виде дисквалификации. С сотрудником ФПС ГПС контракт прекращается в связи с совершением проступка, порочащего честь и достоинство сотрудника ФПС ГСП.
Таким образом, мы видим что государственная гражданская служба и служба в ФПС ГПС являются разновидностью государственной службы РФ. Лица, замещающие должности государственной гражданской службы и службы ФПС ГПС составляют личный состав ФПС ГСП. Однако, при изучении их правового статуса на основании положений федерального законодательства в нем выявляются не только схожие черты, но и существенные различия.
Список использованной литературы
1. Кабашов С.Ю. Государственная служба Российской Федерации: учеб. пособие / С.Ю. Кабашов. - М.: Флинта : Наука, 2009. - 304 с.
2. О системе государственной службы РФ: фед. закон» от 27.05.2003 №
58.
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: фед. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
4. О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: фед. закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ.
5. О пожарной безопасности : фед. закон от 21.12.1994 « 69-ФЗ.