DOI УДК 331.108.2
и оптимальное использование кадрового : одно из приоритетных направлений государственной кадровой политики. Наличие резерва кадров позволяет обеспечить замещение вакантных должностей в случае достижения государственным служащим п.ределъного возрастай, у^льн-ения, отпуска, естественного выбытия, а также структурных преобразований органов управления. Однако нормативная правовая база работы с, остается одним из наиболее дискуссионных вопросов кадровой политики : ственной службе. В статье проводится сравнительный анализ способов вания и видов кадрового резерва на государственной гражданской службе и , ственной службе иных видов. На примере федеральной противопожарной государственной противопожарной службы, выявлена специфика подготовки лиц, находящихся в резерве МЧС России, предложены способы решения проблем, связанных с противоречиями в законодательстве федерального и ведомственного уровня.
use of skilled reserve is regarded as one i The presence of skilled reserve allows to j case of achievement by the civil servant of maximum age, discharge,
vacant vacation,
questions
leaving, and also normative legal base of skilled skilled politics on the
of formation and service of other species on the service, revealed the Emergency Situations
the contradictions in the law of
transformations of organs of management. irve work remains one of the most debatable service. The article presents a comparative s of skilled reserve of the civil service and of the Federal Fire Service of the State those who are in reserve
solutions to the problems associated
m^ryof
and departmental level.
Ключевые слова: государственная служба, ственная противопожарная служба, кадровый резер кадровым резервом.
Keywords: public service, federal fire service, public personnel allowance, work with a personnel allowance.
служба,
формирование кадрового резерва, работа с
service,
allowance, .
of a
на проведенный анализ метить, что многие правовые : базы, следует от- зационные вопросы кадровой
Окончание. Начало см.: N4 (77) 2016 г.
Архипова Юлия Сергеевна
ты, ФГКУ «Сп
жарной службы по
Ланец Тамара Николаевна
хИгсПри Хабаревск). E-mail: [email protected]
краю» (г. Хабаровск). E-mail: канд. экон.
! права, Да
доцент кафедры менеджмента и институт управления - филиал :
резервом кадров в МЧС России хорошо урегулир^аны, но, тем не менее, носят дискуссионный характер. Для этого считаем необходимым провести анализ деятельности ФГКУ «Специализированная пожарно-спасательная часть Федеральной противопожарной службы по Хабаровскому краю» (далее - ФГКУ «СПСЧ ФПС по Хабаровскому краю») по работе с кадровым резервом ФПС ГПС МЧС России за 2014 - 2016 гг., а также исследо-
работы. возникающие в процессе В ФГКУ «СПСЧ ФПС по Хабаровскому краю» работа с личным составом, находящимся в ведомственном резерве кадров МЧС России, организована и проводится в соответствии с Методическими рекомендациями об организации работы с кадровым резервом для выдвижения на руководящие должности в МЧС России из числа сотрудников ФПС ГПС [1].
Имеющиеся данные о кадровом резерве ФПС ГПС ФГКУ «СПСЧ ФПС по Хабаровскому краю» за 2014 - 2016 гг.
показывают положительную динамику численного с°става. резервист°в за указанный период, отмечается рост числа резервистов на 15% (рис. 1).
Анализ численности и структуры кадрового состава резервистов показывает, что их средний возраст за указанный период снизился. Данная тенденция сви-дeтельствyeт, во-пeрвых, об омоложении резервистов, а во-вторых, о снижении эффективности зачисления в резерв лиц старше 40 лет.
Данные таблицы 1 отражают сокращение числа штатных должностей руководящего состава части на 20% в связи с реорганизацией государственного учреждения в 2016 г., при этом доля замещенных должностей руководящего состава выросла с 65% до 100%.
С 2014 по 2016 гг. отмечается рост численности кадрового резерва с 13 до 15 человек, а также относительное увеличение доли лиц, находящихся в резерве, по отношению к общему количеству руководящих должноСТей с 26% до 38%.
16 14 15
14 13
12 поступивших
2014 год 2015 год 2016 год
Рис. 1. Динамика численного состава кадрового резерва ФПС ГПС ФГКУ «СПСЧ ФПС по Хабаровскому краю»за 2014 - 2016 гг., чел.
_2014 год_2015 год_2016 год_
Рис. 2. Структура внутреннего кадрового резерва ФПС ГПС ФГКУ «СПСЧ ФПС по Хабаровскому краю» по возрасту за 2014 - 2016 гг., чел.
В этот же период отмечается рост числа назначений резервистов на руководящие должности с 7 до 12 человек, в том числе из ведомственного кадрового резерва с 3 до 5 человек, что привело к возрастанию доли назначений из резерва с 23% в 2014 г. до 35% в 2016 г.
Проходящие преобразования в структуре и численном составе организации привели к полному сокращению числа незамещенных вакантных руководящих должностей по сравнению с предыдущим периодом.
Однако этот фактор несущественно повлиял на мотивацию резервистов, поскольку в ближайшие 2 года будут образовываться вакантные должности руководящего состава ввиду достижения многими руководителями предельного возраста пребывания на службе (45 лет) и сформируется возможность внутрен-
него продвижения резервистов.
Эти данные убедительно отражают необходимость планирования численности кадрового резерва на среднесрочную перспективу.
При формировании ведомственного кадрового резерва учитываются профессионально-деловые качества, коммуникативные навыки, личные достижения, включающие результаты служебной деятельности кандидатов; уровень профессиональной подготовки и образования, стаж службы в ФПС ГПС и стаж работы по специальности. Проведем анализ профессионального состава и уровня образования личного состава, состоящего в ведомственном кадровом резерве ФГКУ «СПСЧ ФПС по Хабаровскому краю».
Данные таблицы 2 отражают положительную динамику уровня образования
Таблица 1
Динамика и структура ведомственного кадрового резерва ФГКУ «СПСЧ ФПС по Хабаровскому краю» за 2014 - 2016 гг.
№ Наименование показателей Ед. изм. 2014 2015 2016
1 Численность должностей руководящего состава по штату ед. 49 49 39
2 Темп роста (сокращения) числа должностей % 100 100 80
3 Замещено должностей руководящего состава по штату чел. 32 34 39
4 Доля замещенных должностей руководящего состава % 65 69 100
5 Количество руководителей, которым остается менее 3 лет до достижения ими предельного возраста пребывания на службе (45 лет) чел. 24 18 7
6 Общая численность ведомственного кадрового резерва чел. 13 14 15
7 Доля кадрового резерва от числа должностей руководящего состава по штату % 26 28 38
8 Назначено на руководящие должности чел. 7 5 12
8.1 В т. ч. назначено из ведомственного кадрового резерва чел. 3 3 5
9 Доля назначений из резерва % 23 21 35
10 Исключено из ведомственного кадрового резерва, в т. ч. по личной просьбе чел. 0 1 1
Источник: составлено по материалам текущего делопроизводства за 2014 -2016 гг.
резервистов по профильным специальностям «Пожарная безопасность» и «Защита в чрезвычайной ситуации» (их численность выросла с 0 до 4 человек).
Также отмечается значительное увеличение доли резервистов (с 15% до 60%), имеющих профильное образование либо проходящих обучение в профильных вузах МЧС России по специальности «Пожарная безопасность» (сумма строк 2 и 3 таблицы 2).
Резко возросла доля резервистов, повысивших квалификацию или прошедших переподготовку. В первом полугодии 2016 г. этот показатель достиг 100%, что значительно выше показателей 2014 - 2015 гг.
Таким образом, приоритетным на-
правлением кадровой политики государственной противопожарной службы в последние годы стало повышение квалификации и переподготовка сотрудников, находящихся в ведомственном кадровом резерве.
Данные таблицы 2 отражают не только количественные, но и качественные изменения в организации работы с кадровым резервом. Прежде всего, это увеличение разнообразия форм работы с лицами, состоящими в кадровом резерве:
- обучение в вузах МЧС по профильным специальностям;
- прохождение стажировок;
- переподготовка или повышение квалификации резервистов;
- наставничество.
Таблица 2
Профессиональный состав и уровень образования личного состава, состоящего в ведомственном кадровом резерве ФГКУ «СПСЧ ФПС по Хабаровскому краю»
№ Показатели Един. изм. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
1 Численность резерва чел. 13 14 15
2 Количество сотрудников, включенных в ведомственный кадровый резерв и имеющих среднее или высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» или «Защита в чрезвычайной ситуации» чел. 0 1 4
3 Количество сотрудников, включенных в ведомственный кадровый резерв и обучающихся в вузах МЧС по заочной форме по специальности «Пожарная безопасность» чел. 2 7 5
4 Доля резервистов, имеющих профильное образование, в общем количестве резерва % 15 57 60
5 Количество резервистов, прошедших стажировку чел. 13 13 9З*
6 Доля резервистов, прошедших стажировку, от общей численности ведомственного резерва % 100 90 70*
7 Количество сотрудников, включенных в ведомственный кадровый резерв, повысивших квалификацию или прошедших переподготовку чел. 2 4 6*
8 Доля резервистов, повысивших квалификацию, к общему числу сотрудников, прошедших переподготовку или повышение квалификации % 13 33 100*
* данные за первое полугодие 2016 г.
Источник: составлено по материалам текущего делопроизводства за 2014 -
2016 гг.
К иным формам и методам работы кадрОвогО органа с ведомственным резер вом МЧС России в ФГКУ «СПСЧ ФПС по Хабаровскому краю» относятся:
- изучение руководящей и тивной документации;
- обучение сотрудников по ] ме профессиональной подготовки МЧС России по должностям старшего, среднего и младшего начальствующего состава со сдачей зачетов и нормативов;
- участие в командно-штабных учениях в Хабаровском гарнизоне ГПС МЧС России;
- временное исполнение обязанности рук°в°дящ,его состава (на период отпуска, болезни).
Эффективность гана с ведомственным кадровым резервом ФГКУ «СПСЧ ФПС по Хабаровскому краю» можно оценить неоднозначно. Показатель эффективности зачисления в резерв рассчитывается по формуле: А= В / С * 100 %,
где В - число служащих, назначенных
на вышестоЯЩИе доАЖНости и3 реЗерв0■,
к общему числу лиц, состоявших в резерве (С) [6].
Расчетные данные, представленные в таблице 3, отражают положительную
работы кадрового ор-
домственн^1й кадров^^й резерв. с тем, вырос показатель общего должностного продвижения с 7,5% до 13,7%,
тенденцией
что является положителы в кадровой работе с ведомственным кадровым резервом.
Отметим также увеличение срока пребывания в резерве более чем в 2,5 раза (с 4,6 месяцев в 2014 г. до 12,8 месяцев в 2016 г.), однако этот показатель не является критическим ввиду того, что регламентирующими документами
срок
резерве оГраничен тремя
пребывания в годами.
Неоднозначно ведет себя показатель кадрОв, ^^^^^^ ^^ резерве. В 2014 г. текучесть резерва лей не отмечалась, в 2015 г. этот затель вырос до 7% , затем снизился до 6,6%. Значение данного показателя выше среднего уровня - 5% свидетельствует о недостаточной мотивации резервистов и наличии проблем в работе с резервом. На наш взгляд, увеличение данного показателя может негативно сказаться на эффективности работы с ведомственным кадровым резервом в ФГКУ «СПСЧ ФПС по Хабаровскому краю». Таким в работе с кадровым резервом ются как положительные, так и
ный период с 23% до 33%. Следует отметить достаточно высокий показатель стороннего назначения на руководящце должности за указанный период (57 -58%), что негативно влияет на цию руководителей, включенных в
Оценка
Анализ количественного и ного состава и структуры ного кадрового резерва ФПС ГПС МЧС России в ФГКУ «СПСЧ ФПС по жому краю» токагзьтаст высокую альность отлаженной работы с кадровым
Таблица 3
№ Показатели 11 2014 г. 2015 г. 2016 г.
1 Эффективность зачисления в резерв % 23 21 33
2 Средний срок пребывания в резерве мес. 4,6 8 12,8
3 Текучесть резерва руководителей % 0 7 6,6
4 Общее должностное продвижение % 7,5 5,4 13,7
5 % 57 40 58
Источник: составлено по материалам текущего делопроизводства за 2014 -2016 гг.
резервом. В настоящее время состав действующего резерва кадров по количеству оптимален и составляет до 40% от го числа руководящих кадров. По ственн°му составу резерв соответствует требованиям для замещения должностей старшего и младшего начальствующего состава ФПС ГПС. Организация работы по т^^га^ю подготовке резерва и контролю ведется в полном объеме.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:
1. Работа с кадровым резервом в
плановый характер.
2. Кадровый резерв °беспеЧивает организацию необходимым в соответствии с текущими потребностями ^СТ^ ротации кадров.
3. Кадровый резерв обеспечивает полноценную подготовку резервистов к самостоятельной и эффективной деятельности.
Наличие кадрового резервa, мированного с учетом качественного состава кадров и планируемой ности в замещении рук°в°дящих ностей, обеспечивает преемственность в упр^л^и повышает уровень профессиональной готовности государственных служащих, их мотивацию, позволяет снизигь уровень текучести кадров и приводит к общей кадровой стабилизации в подразделении.
1. О движения на
ирабо
фор
дров в ГПС Н.И. 2006. 4.
в орг
управления и России / В.Б. Моторин, П.А. Ткачев, [и др.]. СПб.: СПбИГПС МЧС России,
с.
Кадровая и воспитательная работа анах управления и подразделениях ГПС России. / В.Б. Моторин, П.А. Ткачев, Н.И. Уткин, В.Л. Марченко. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2004. 160 с.
5. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы: курс лекций / В.Б. Моторин, В.Л. Марченко, А.А. Ми-ляев [и др.]. Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, 2003. 211 с.
6. Управление ной службы: Е.В. Охотский, И.В. Лукьяненко [и др.]. М.: Изд-во РАГС, 1997. 536 с.
1.
References:
O rabote s kadrovym rezervom dlya
Rossii i organizacii raboty s
hin
Rossii i
sotrudnikami FPS GPS, zacUslennymi
должности в МЧС
; МЧС
ми I
России и сотрудниками ФПС ГПС, ми в кадровый резерв: методические , дации МЧС России от 312.07.2013 г. №2-4-87-
mchs.ru/ document/458964 (дата ^ обращения 22.08.2016).
2. Гапченко В.В. Концепция кадровой политики МЧС России, воспитательная работа и современные направления [Электронный ресурс]. URL: http: //cyberleninka.ru/ (дата обра-
3. Организация службы и подготовки ка-
URL: _
(data obrashcheniya 22.08.2016).
2. Gapchenko V.V. Koncepciya politiki MCHS Rossii, vospitatel 'naya rabota i sovremennye napravleniya [EHlektronnyj resurs]. URL: http: //cyberleninka.ru/, 20.08 2016).
3. Organizaciya sluzhby i podgoto organah upravleniya i podrazdeleniyah GPS j Rossii / V.B. Motorin, P.A. Tkachev, N.I. SPb.: SPbl GPS MCHS Rossii, 2006. 156 s.
4. Kadrovaya i vospitatel'naya rabota v organah upravleniya i podrazdeleniyah GPS MCHS Rossii. / V.B. Motorin, P.A. Tkachev, N.I. Utkin, V.L. Marchenko. SPb.: SPbl GPS MCHS Rossii, 2004.
5.
MCHS Rossii, 2003. 211 s.
6. Upravlenie sluzhby: uchebno-metodicheskoe
/ E.V.
Ohotskij, I.V. Luk'yanenko [i dr.]. M.: Izd-vo RAGS, s.