УДК 351/354
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Н.В. Полякова, Н.П. Заряева
Современная российская государственная служба как весьма сложный административно-правовой институт строится и функционирует на основе многочисленных нормативных правовых актов, которые всесторонне регламентируют государственно-служебные отношения. Российское административное законодательство, регулирующее систему государственной службы и устанавливающее правовой статус государственных служащих, определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности специально подготовленных для исполнения государственных функций лиц, замещающих специально учреждаемые в государственных органах должности государственной службы.
Ключевые слова: Государственная служба, административное законодательство, органы государственной власти, административно-правовой статус, профессиональная деятельность.
Современные исследования концепции государственной службы находятся под большим влиянием и воздействием приемов и методов исследований, присущих административному праву. Государственная служба выступает административно-правовым механизмом
государственного управления и призвана обеспечить функционирование органов государственного управления, жизнедеятельность человека и общества.
Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в статье 2 указывает, что в систему государственной службы России включены государственная гражданская служба, военная служба и государственная служба иных видов. Необходимо отметить, что до 1 января 2016 года систему государственной службы составляли три вида службы: государственная гражданская, военная служба и правоохранительная служба. Таким образом, термин «правоохранительная служба», под которой понималась, в соответствии со статьей 7 рассматриваемого закона, разновидность федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (с присвоением специальных званий и классных чинов) был исключен из Закона «О системе государственной службы» [1]. Необходимо
отметить, что указанная выше дефиниция, несмотря на свое закрепление в законе, так и не вступила в силу. Дело в том, что в статье 19 Закона «О системе государственной службы» было закреплено, что определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. Несмотря на многочисленные попытки в составлении проектов законов об указанном виде государственной службы, итоговый нормативно -правовой акт о правоохранительной службе так и не был принят.
Большая работа по исследованию различных вопросов функционирования такого правового института как правоохранительная службы проводилась и в рамках реализации федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Воронежский институт МВД России, а именно авторский коллектив кафедры административного права с 2009 по 2012 год осуществлял научные исследования в рамках темы: «Формирование высококвалифицированного
кадрового состава правоохранительной службы», где рассматривались все органы, в которых предполагалось по проекту закона «О правоохранительной службе» ее прохождение. Были получены конкретные результаты, которые возможно было применить на практике. Но уже тогда было понятно, что органы, в которых речь шла о правоохранительной службе различны, их система непонятна и размыта, сложно создать такого рода универсальный акт, как закон «О
правоохранительной службе», в котором были бы отражены единые подходы к нормативному регулированию деятельности различных видов правоохранительных органов, определение их сущности и назначения, которые либо противоречили интересам службы в том или ином органе, либо требовали дополнительного регулирования в федеральных законах или иных нормативных правовых актах о соответствующих правоохранительных органах.
Таким образом, вступивший с 1 января 2016 года подход позволит «охватить» службу во всех государственных органах, которая с учетом специфики не может рассматриваться как государственная гражданская или военная служба. Предполагается, что это не только даст зеленый свет для принятия иных законов о государственной службе в тех или иных органах, но и, в конечном счете, придаст системе государственной службы завершенный вид.
В настоящее время, безусловно, существует некоторое опасение о том, что появится большой перечень нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус
государственных служащих иных видов государственной службы. Это может придать системе государственной службы «бесконечный» вид и расплывчатые границы. Представляется, что проблему упорядочивания системы
государственной службы должен решить Президент Российской Федерации посредством утверждения перечней типовых должностей федеральной государственной службы каждого из установленного законом видов. На сегодняшний момент этот вопрос решен только по одному виду государственной службы - федеральной государственной гражданской службе. Так, согласно п. 1 ст. 9 Закона «О системе государственной службы» по всем видам государственной службы должны быть утверждены соответствующие реестры (перечни). Во исполнение данной нормы принят Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. №1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы». Представляется, что исключение из законодательства такого вида государственной службы, как правоохранительная, не будет единственным изменением в общей системе государственной службы. Дело в том, что определение правового статуса государственных служащих военной службы также не получило своего надлежащего правового регулирования. Определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 6 Закона «О системе государственной службы», до сих пор не вступило в силу по причине того, что федеральный закон о военной службе, отвечающий всем требованиям современного законодательства, до сих пор не
принят. Федеральный закон от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Федеральный закон от 28 марта 1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» приняты задолго до вступления в силу Закона «О системе государственной службы». Необходимо особо подчеркнуть, что по должностям федеральной военной службы единый реестр также еще не принят.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день государственная гражданская служба является наиболее урегулированным с правовой точки зрения и систематизированным по перечню должностей видом государственной службы. В отношении военной службы и государственной службы иных видов эти вопросы еще предстоит решить.
В развитие третьего вида государственной службы 23 мая 2016 года, вступил в силу подписанный Президентом Российской Федерации федеральный закон, которым вводится понятие государственной противопожарной службы. Такая служба предполагает осуществление гражданами профессиональной деятельности на должностях в федеральном исполнительном органе,
уполномоченном в области пожарной безопасности, а также в его территориальных органах, подразделениях, организациях и учреждениях [2].
К видам деятельности, которые необходимо осуществлять при прохождении службы, относятся предупреждение, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, проведение мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Перечень типовых должностей в противопожарной службе и соответствующих им специальных званий предстоит утвердить президенту. При этом такие должности подразделяются на должности рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава (ч. 2 ст. 6, ст. 7 закона о ФПС ГПС).
Принятый закон по структуре полностью аналогичен закону о службе в органах внутренних дел. В качестве новых правовых норм, которые отсутствовали в положении о службе, следует отнести:
- установление четкого перечня квалификационных требований к сотрудникам, замещающим должности ГПС;
- закрепление правового статуса сотрудника ГПС именно как государственного служащего, закрепление его прав, обязанностей, требований к служебному поведению, ограничений и запретов, ответственности;
- закрепление видов контрактов о прохождении службы в федеральной
противопожарной службе и (или) замещении должности в федеральной противопожарной
службе;
- регламентированы вопросы урегулирования конфликта интересов на государственной службе и разрешения служебных споров в федеральной противопожарной службе;
- значительно расширен перечень оснований прекращения и расторжения контракта о службе.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что законом изменен предельный возраст пребывания на службе, добавлено 5 лет по всем званиям. Однако, ч. 1 ст. 90 ступает в силу с 1 января 2022 года.
Конечно, принятие данного федерального закона является достаточно важным аспектом в правовом регулировании вопросов прохождения ФПС ГПС. Данная служба традиционно также входила в понятие «правоохранительная служба» и ее правовое регулирование вызывало много вопросов, связанных с тем, что Положение о службе в ОВД, 1992 г., которым регламентировалось прохождение ГПС являлось подзаконным актом и в силу того, что было
принято уже более 20 лет назад и не охватывало предметом правового регулирования весь комплекс государственно-служебных отношений,
сложившихся на современном этапе развития государственной службы.
Несмотря на постоянную работу по обновлению законодательства в сфере государственной службы, недостатки остаются и требуют нормативного урегулирования. Так, в настоящее время отсутствует реализация на практике принципа соотношения государственной службы различных видов; наблюдается недостаточная разработанность и внедрение в правоприменительной деятельности при прохождении государственной службы различных кадровых технологий, направленных на оценку сотрудников, их профессиональных знаний и навыков, и в конечном итоге их компетентности и профессионализма; по-прежнему остаются проблемы реализации института ротации на государственной службе; отсутствует
регламентированный законодательством порядок увольнения с государственной службы в связи с утратой доверия.
Библиографический список
1. О системе государственной службы Российской Федерации : фед. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
2. О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : фед. закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
References
1. O sisteme gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii : fed. zakon ot 27 maja 2003 g. № 58-FZ // SPS Konsul'tant Pljus.
2. O sluzhbe v federal'noj protivopozharnoj sluzhbe Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii : fed. zakon ot 23 maja 2016 g. № 141-FZ // SPS Konsul'tant Pljus.
MODERN CONDITION AND PROBLEMS OF ORGANIZATION AND PASSAGE OF THE CERTAIN TYPES OF PUBLIC SERVICE
Modern Russian public service as a highly complex administrative and legal institution is based and operates on the basis of numerous regulations, which comprehensively regulate public-service relationship. Russian administrative law governing the public service system and establishes the legal status of civil servants, defines public service as professional activities specially prepared for the performance of public functions of persons holding specially established in government civil service positions.
Key words: public service, administrative law, public authorities, administrative and legal status, professional activity.
Полякова Наталья Викторовна,
к.ю.н., доцент,
Воронежский институт МВД России; Россия, Воронеж.
Polyakova N. V.,
Cand. Tech. Sci., Assос. Prof.,
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of the Russian; Russia, Voronezh.
Заряева Наталья Павловна,
к.ю.н., Воронежский институт ГПС МЧС России; Россия, Воронеж. nzaryaeva@yandex. ru Zaryaeva N.P.
Cand. of Jur. Sci., Voronezh Institute of State Firefighting Service ofEMERCOM of the Russian; Russia, Voronezh.
© Полякова Н.В., Заряева Н.П., 2016