В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM
УДК 34 ББК 67
N *
К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Э.В. Маркина, Ю.Н. Сосновская *
Аннотация. В статье раскрывается понятие профилактики правонару-шений, совершенных несовершеннолетними так же раскрывается понятие профилактики и методов борьбы среди несовершеннолетних.
Ключевые слова: Правонарушения, профилактика, проблемные несо-вершеннолетние
ON THE ISSUE OF CRIME PREVENTION AMONG MINORS
E.V. Markina Ju.N. Sosnovskaya*
Annotation. The article reveals the concept of prevention of offenses committed by minors and also reveals the concept of prevention and methods of struggle among minors.
Keywords: Offenses, prevention, problematic minors
Преступность всегда являлась одним из основных дестабилизирующих факторов в стране, представляющих реальную угрозу успешному осуществлению социально-экономических реформ. Подрастающее поколение завтра будет определять будущее нашей страны. Преступность несовершеннолетних в Российской Федерации - это реалии нашего времени.
Анализ социально-криминологических данных также свидетельствует о снижении в 2020 году (за 9 месяцев) на 7,4% количества преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии. Кроме того, на 1,9% меньше уголовно наказуемых деяний совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения, на 13,6% - в состоянии наркотического опьянения.
Ежегодно в Российской Федерации выявляется около 55 тыс. несовершеннолетних, совершивших преступления, что составляет в среднем около 5 % от общего уровня выявленных лиц, совершивших преступления.
Предпосылки к преступности среди несовершеннолетних, как и преступность в целом, носят социально обусловленный характер и зависят от кон-
кретных исторических условий жизни общества. Чтобы не допускать совершения правонарушений несовершеннолетними, нужно доводить до подрастающего поколения основные положения законодательства об ответственности.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних сегодня становится главной задачей всего общества.
Термины, используемые в области борьбы с преступлениями, такие как «предупреждение», «предотвращение», «профилактика», «пресечение», различаются своим содержанием. По мнению ряда авторов, специалистов в данной области, их содержание одинаково, они являются синонимами, выражающими мысль о необходимости предпринять такие меры, которые предупреждали бы, а потом и совершенно исключили появление у лиц каких-либо проступков, приносящих вред обществу и государству [5].
Другие авторы, наоборот, подчеркивают различие смысла указанных терминов, разграничивая термины «предотвращение» и «профилактика». Под «предотвращением» понимают воспрепятствование совершению конкретного преступления, под «про-
* Элеонора Викторовна, Маркина,
доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции
* Юлия Николаевна Сосновская,
доцент кафедры административного права
Московского университета МВД России
имени В.Я. Кикотя
кандидат юридических наук, доцент,
полковник полиции
E-mail: lisenok1214@yandex.ru
* Eleonora Viktorovna Markina,
Associate Professor, Department of Administrative Law Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia candidate of legal sciences, associate professor, police colonel
* Julia Nikolaevna Sosnovskaya,
Associate Professor, Department of Administrative Law Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya, Candidate of Law, Associate Professor, police colonel
филактикой» - устранение причин и условий, способствующих совершению преступления.
По мнению Г.А. Аванесова, все названные термины не исключают друг друга и между ними больше сходства, чем различий, по сути, они образуют единое понятие «профилактика правонарушений» [6].
Другими словами, профилактика - деятельность по недопущению нарушений норм законодательства, в частности уголовного права, выявление причин преступлений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, выявление лиц, которые могут совершить преступление в силу их антисоциальной направленности и проведения.
Федеральный закон от 23 июня 2016 г № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 182-ФЗ) был призван упорядочить систему профилактики правонарушений в РФ, в том числе и систему профилактики правонарушений несовершеннолетних. При этом принятый нормативный правовой акт не отменяет действующий Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее -Федеральный закон № 120-ФЗ). Представляется, что оба нормативно-правовых документа смогут сосуществовать вместе, дополняя друг друга, улучшив тем самым систему профилактики правонарушений, в том числе и среди несовершеннолетних.
К субъектам профилактики правонарушений, то есть к органам и учреждениям, осуществляющим профилактическую деятельность, Федеральный закон № 182-ФЗ относит федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры РФ, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 120-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; выявляют несовершеннолетних, находя-
В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM
щихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей; обеспечивают организацию в образовательных общедоступных спортивных секциях технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Дошкольные образовательные учреждения и школа - важные субъекты профилактики. И если все другие субъекты профилактики контактируют с детьми эпизодически, то эти учреждения взаимодействуют с ними изо дня в день [7].
К сожалению, не каждый подросток осознает, какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.
Правонарушение - это поведение дееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность. Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения). Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими. Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую ответственность.
Профилактическая работа с несовершеннолетними - процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Задача в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь играют важную роль в предотвращении си-
В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM
N Л
туаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
Признаками проблемных детей могут являться
[9]:
1. Уклонение от учебы вследствие неуспеваемости по большинству предметов, отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность: отказ от общественных поручений, пренебрежительное отношение к делам класса.
3. Негативные проявления: употребление спиртных напитков, психотропных и токсических веществ, курение, нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым: грубость, драки, прогулы, пропуски занятий, нарушение общественного порядка, немотивированные поступки.
Такое поведение может формироваться в силу следующих причин:
1. Неблагоприятные условия семейного воспитания. Для ребенка самый лучший образец - его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.
2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей.
3. Гиперопека. У ребенка отсутствует свобода выбора, так как родители, боясь, что дети сделают ошибку, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и
новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания условий, которые не провоцируют отклонения в поведении, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно, где существует развитая структура внеурочной деятельности, учитывающая интересы разных возрастов, прежде всего подростков.
Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что дошкольные образовательные учреждения и школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе. В профилактической деятельности с конкретным человеком важно не упустить время. Достигнуть успеха легче на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек. В случае, если меры ранней профилактики окажутся недостаточными, они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени [6].
Раннюю профилактику можно определить как совокупность мер, осуществляемых с целью:
• оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
• пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;
• воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении, таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.
Основными направлениями ранней профилактики являются:
• выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков;
• выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, способствующих формированию антиобщественной позиции личности и совершению преступлений;
• оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением;
• наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т.д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т.д.).
Таким образом, ранняя профилактика преступлений и правонарушений в молодежной среде является первоначальной задачей семьи, а также ДОУ, школы и досуговых учреждений.
В целом, анализируя современное законодательство, мы можем отметить устойчивые тенденции развития и совершенствования правовой базы всей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, переориентации ее от репрессивных начал на охранно-защитные функции, приведения в соответствие с международно-правовыми актами. Комплекс нерешенных проблем подвигает нас к дальнейшему улучшению нормативной базы как системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в целом, так и правовых докумен-
access В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM
тов, регламентирующих организацию деятельности подразделений по делам несовершеннолетних и органов внутренних дел.
Литература:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СПС «Консультант Плюс».
3. Федеральный Закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
5 Аванесов Г.А. Преступность и социальные сословия. Криминологические рассуждения. М.: Юнита-Дана, 2010. 80 с.
6. Аванесов Г.А. Социальные образования и преступность. М.: Закон и право, 2011. 79 с.
7. Дети Ярославля: аналитический доклад / Мэрия г. Ярославля, Гор. науч.-метод. центр социальной политики, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Ярославля. - Ярославль: ГНМЦСП, 2008. С.41.
8. Смирнов Ю.А. Не дать оступиться. Помочь подняться. // Ярославские страницы. № 48, 2009. С. 8-9.
9. Ювенальное право: учебное пособие для вузов/ Отв. ред. В.С. Толстой, Д.А. Сумской. М.: Издательство РГСУ, 2011. 408 с.
10. Шейденкова Т.А. Воспитание школьников в современной социокультурной ситуации: Учебно-методическое пособие. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2015.
11. Министерство внутренних дел Российской Федерации: [Электронный ресурс]: URL: https:// мвд.рф/Deljatelnost/statistics.
12. Отчеты перед населением// Управление МВД России по Ярославской области. URL: [http://76. mvd.ru].