Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ МЯСНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ПАРАТИФОЗНОЙ ГРУППЫ'

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ МЯСНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ПАРАТИФОЗНОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ МЯСНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ПАРАТИФОЗНОЙ ГРУППЫ»

5. Выдача алкоголя как пайка не только бесцельна, но и нежелательна.

6. Снабжение продуктами должно быть по возможности разнообразным.

7. Ограничить, по мере возможности, питание солониной, отдавая предпочтение мясу, закупоренному герметически (консервы), так как при подобного рода укупорке белки не подвергаются дальнейшим химическим превращениям с образованием гнилостных продуктов.

8. Необходимо обеспечить проведение санминимума среди всех участников экспедиции, куда относятся: а) ежедневная вентиляция помещений, б) недопущение скученности, в) педантичное гигиеническое содержание полости рта; г) бани и смена белья должны быть обязательно раз в декаду (не реже). Лицам, не работающим физически, рекомендуется легкий физический труд.

ЛИТЕРАТУРА

J. Функ, Витамины, 1929,—2. Е. Кост, Геморагические диатезы, 1928.— 3.0 п п е л ь. Цинга (ее патогенез), 1924.—4. Л и с у н о в, Материалы к изучению цынгк, 1895.—5. К а й р у к ш т и с, Научная медицина, 1919. — 6. Абрикосов, Труды VI с'езда терапевтов. — 7. Бертенсон, К статистике и этиологии цынги 1890 г.

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ МЯСНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ПАРАТИФОЗНОЙ ГРУППЫ

С. Н. Ручковский (Киев,) Из Сан.-гиг, отдела Киевского сан.-бакт. ин-та Поступила 26. VI. 1932

Среди той большой группы микроорганизмов, которая об'еди-няется в паратифозную В группу, нами при обследовании вспышек мясных отравлений были обнаружены представители только двух типов, а именно В enteritidis Breslau — в двух вспышках, связанных с употреблением воловьего мяса, и В suipestifer (Hogcholera)—в одной вспышке, связанной с потреблением свиного мяса. Общее количество заболевших, относящееся к этим трем вспышкам, составляло около 400 человек.

Выделение возбудителя в наших случаях было скорее исключением, чем правилом. Из целого ряда обследованных вс шшек нам только в трех удалось бактериологическим путем установить природу возбудителя. Об'ясняется это тем, что наши вспышки мясных отравлений значительно чаще бывают интоксикационного происхождения, нежели токсиинфекциями, что зависит от употребления у нас мяса в пищу в вареном или жареном виде, а не сырым,„как это имеет место в Германии, классической стране мясных отравлений. Последним обстоятельством, по всей вероятности, об'ясняется и более легкое клиническое течение наших случаев мясных отравлений с очень редкими смертельными исходами. Как известно, группа бактерий паратифа В—возбудителей мясных отравлений дает довольно стойкие к нагреванию токсины. Поэтому воздействие высокой т-ры, достаточное чтобы убить микробов, может оказаться в некоторых случаях недостаточным, чтобы разрушить образованные ими токсины.

которые при попадании в кишечник и обусловливают появление заболевания.

Из тех санитарных нарушений, с наличием которых было связано возникновение вспышек мясных отравлений, мы прежде всего должны отметить санитарное состояние боен. Убой всех видов животных кроме лошадей здесь производился в общих камерах, грязно содержимых. Стены их и станки для разделки животных, сильно испачканные засохшей кровью и фекальными массами животных, оставляли такое впечатление, как будто они никогда не подвергаются уборке и очистке. В камерах убоя хранились шкуры животных, тара и другие различные предметы, не имеющие отношения к делу бойни. Бойни не были обеспечены соответствующим ветеринарным надзором. Убой животных производился без предварительного их ветеринарного осмотра, а также без последующего осмотра мяса. Все это создавало условия, допускаЕшие самую широкую возможность инфицирования мяса, полученного и от здоровых животных.

В неудовлетворительном санитарном состоянии находился и транспорт, служивший для перевозки мяса. Это были повозки общего пользования, не очищавшиеся: перевозка мяса на них неизбежно вела его к загрязнению.

Не меньшее эпидемиологическое значение в возникновении мясных отравлений наряду с указанными двумя факторами—плохой постановкой санитарного обслуживания боен и транспорта—имело неправильное хранение мяса.

Оказалось, что во всех случаях обследованных нами вспышек мясо продолжительное время (до 2 суток) в летнюю пору сохранялось при обычной Г1. Чтс бы должным образом оценить эпидемиологическое значение этого момента, достаточно напомнить санитарную обстановку и условия убоя животных. Мясо, инфицированное итра-витально или постмортально, в этих температурных условиях хранения являлось прекрасной питательной средой, на которой микроорганизмы паратифозной группы могли обильно размножаться с образованием токсинов, как известно, характеризующихся у представителей паратифозной В группы относительной термостабильностью.

Наконец мне остается еще указать на один момент, играющий несомненно большую роль в происхождении паратифозных заболеваний—это на способ приготовления мяса в пищу в общественных столовых. При „котельном" довольствии у нас широко принят способ приготовления мяса в пищу путем закладки его в котел большими кусками весом в несколько кило, с последующим делением на „порции". Закладка такими большими кусками делается как из соображений кулинарного порядка—получить вкусное мясо, так и из соображений технического порядка—удобства последующего деления мяса на „порции".

При такой закладке мяса в котел большими кусками оно, как правило, в толще остается недостаточно проваренным и таким образом в случаях, когда мясо инфицировано, создаются условия не только сохранения в активном состоянии токсина, который при достаточно продолжительном хранении мяса при соответствующих температурных "словиях мог образоваться в достаточном количестве чтобы пропитать значительную чаеть толщи куска, но и—сохранения жизнеспособно£тн микроорганизмов. 86-

Вышеуказанные моменты эпидемиологического значения, Дополняя один другой, соз швали благоприятные условия для развития вспышек. Мясо инфицированное В. enteritldis на бойне Breslau, что яви-лосьвозможнымблагодаря антисанитарному состоянию и вынужденному убою больных животных длительно хранившееся затем при благоприятной для размножения микроорганизмов т-ре и заложенное наконец в котел большими кусками весом в 2—3 кило или еще больше,—должно было вызвать отравление у его потребителей.

Этим мы не хотим уменьшить значения такого фактора в происхождении мясных токсиинфекций, как заболеваемость убойных животных (интрава гильная инфекция мяса), но считаем, что и в случаях интравигатьной инфекции указанные моменты санитарного порядка сохраняют все свое значение, особенно в отношении хранения мяса и способа приготовлении его в пищу.

ЛИТЕРАТУРА

I. Stand fus, Бактериологическое исследование мяса, 1930.—2. Орлов, Отчет в научно-практических работах в области санитарно-гигиенических исследований. Труды Московского санитарного ин-та Мосздравогдела имени Эрисмана. вып. V. 1929.—3. Бернгоф и M и н к е в и ч, Военно-санитарный сборник, Выи. IV 1927.—4. Б и р г е р, Моск. мед. ж. № 4, 1926.—5. Блюме н т а л ь, Мокроб. ж., той 4.. 1927.—6. Фишер н Гросманн, Микроб, ж.т. V, вып. I, 1927. — 7. Посудзеев-с к и й, К вопросу об отравлении мясными про 1уктачи, дис., 1912. — 8. Müller, Общая эпидемиология, 1916-9. Map. Мясоведенне," 1929,—10. Дам он, Пищевые инфекции и пищевые отравления. —11. Сутин, К биологии музейных паратифозных штаммов СССР—12. Сутин, Гиг. и эпид., № П. 1929.—13 Г р и б а л о в и Ведищев, Гиг. эпид., № 10, 1929. „

ДОСТУПНЫЙ СТЕРИЛИЗАТОР ДЛЯ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ЛОЖЕК В СТОЛОВЫХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Н. А. Никитина (Саратов)

Практикуемый в наших общественных столовых способ мытья столовой посудч, в частности ложек горячей водой (вода не свыше 40"), с последующим секундным обливанием кипятком, не дает нам уверенности и гарантии в полном их обезарраживании. Для полного уничтожения всех находящихся на ложках (безразлично деревянных или металлических) иикрооргани1Мов я предлагаю стерилизатор. Стерилизатор, скон струированный мною, прост, доступен по цене и не требует особой специальной установки, может быть применен в любой кухне.

Весь стерилизатор или кипятильник состоит из двух частей.

Первая часть—ведро с крышкой, в него вставляется вторая часть—другое ведро с отверстиями в дне и стенках с ушками, фиксирующими его на весу. Второе ведро можно сделать из проволоки. Диаметр второго ведра должен быть несколько меньше первого, чтобы его можно было легко и свободно как вставлять, так и вынимать. Стерилизация ложек достигается путем кипячения воды, налитой в первое ведро, в которое погружается второе ведро с искусственно сделанными отверстиями или сетка с положенными в нее для обеззараживания ложками. Кипятильник устанавливается на топящуюся плигу или примус. Абсолютная стерилизация ложек достигается кипячением воды в течение 5 минут. Указанного срока вполне достаточно для гибели наиболее стойких форм зародышей микроорганизмов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.