Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА И БОРЬБА С ЦИНГОЮ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕДИЦИЙ В ПОЛЯРНЫЕ ОБЛАСТИ СССР'

ПРОФИЛАКТИКА И БОРЬБА С ЦИНГОЮ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕДИЦИЙ В ПОЛЯРНЫЕ ОБЛАСТИ СССР Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА И БОРЬБА С ЦИНГОЮ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕДИЦИЙ В ПОЛЯРНЫЕ ОБЛАСТИ СССР»

ПРОФИЛАКТИКА И БОРЬБА С ЦЫНГОЮ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕДИ ЦИЙ В ПОЛЯРНЫЕ ОБЛАСТИ СССР

М. Гуделис (Москва) Из Московского кожно-венерологнческого ин-та (днр.—проф. И. Н. Олесов;

Поступила 29. V. 1932

Арктика с ее большими природными богатствами все более и более привлекает наше внимание. Вероятно недалеко то время, когда воздушные и морские экспедиции через Ледовитый океан и на его побережья станут заурядным явлением. К этому побуждает недостаточная изученность нашего Севера.

Отправляемые для зимовок за Северный полярный круг экспедиции часто страдают от цынги. Невозможность найти на месте смену заболевшему резко сказывается на понижении продуктивности работы экспедиции. Снижение заболеваемости в этих условиях не только имеет значение фактора, повышающего производительность труда, но подчас от него всецело зависит успех экспедиции, так как работа по плану, возлагавшаяся на заболевшего, совершенно остается невыполненной за отсутствием смены. В этих условиях вопрос о профилактике и лечении цынги приобретает огромное актуальное значение.

Условия быта участников экспедиций неле!ки. Для того чтобы экспедиция дала максимум пользы, необходимо обратить особое внимание на вопросы снабжения и организовать умелое медоб служивание. Мелочь, не имеющая почти никакого значения в наших условиях, может повлечь за ссбою если не срыв, то значительное недовыполнение возложенных задач.

Здесь я хотел бы познакомить едущих на зимовки Севера с методами профилактики и лечения цынги, выработанными в результате моих наблюдений в бытность мою врачом трех экспедиций за Северным полярным кругом. Из них первая состоялась в 1925—1926 г. на север Туруханского края, вторая в 1928—192Э г. на северо-восточной берег Чукотского полуострова и третья в 1930—1931 г. туда же.

За это время я наблюдал и лечил около 60 цынготных больных. Из них по характеру течения болезни 33 можно отнести k I гр., 24-ко II и 3—к. III.

С тех пор как вопрос об этиологии цынги получил вполне определенное решение, заболевание это делается все более и' более редким явлением. Открытие витаминов, выяснение их роли й влияния на возникновение некоторых болезней и, в частности, гшнги, дало ключ к пониманию многих заболеваний, связанных с недостаточно полноценным питанием. В условиях нашего приполярного Сенера борьба с цынгой трудна, хотя количество случаев заболеваний резко уменьшилось по сравнению с недалеким прошлым. Невозможность достаточного снабжения свежими продуктами, трудность сохранения п-следних в течение долгого времени крайне затрудняют борьбу с цынгой. Овощи, завозимые на Север, к моменту прибытия на места зимовок оказываются испорченными процентов на 75— 90 (это я наблюдал на северо-востоке нашего Союза). Хранить овощи на местах зимовок можно только в замороженном виде, что лишает их витамина С, оставляя за ними только питательное значение.

(—Гиг, и соц. здр„ № 10 81

да и то резко умаленное (изменение вкуса). Незначительная часть овощей может быть сохранена в отапливаемых помещениях, но это обстоятельство, помимо неудобств чисто бытового порядка, не имеет существенного значения, так как сохраняемых витоминосодержа-щих продуктов хватит ненадолго. Пароходы прибывают только в июле—августе и авитаминозное питание нередко вызывает заболевание цынгой.

Описывать клиническую картину цынги не буду, так как она общеизвестна; укажу лишь на тот факт, что по моим наблюдениям гингивиты появлялись только у лиц, мало уделякших внимания гигиене полости рта (винный камень, кариозные зубы, недостаточная очистка зубной щеткой); после явлений предвестников цынга почти всегда начиналась разбуханием, отечностью, болезненностью и кровоточивостью десен. Микроскопирование налетов, взятых с краев десен, давало почти неизменно содержание большого количества микроорганизмов (спирохеты, бациллы, бактерии). Интересен тот факт, что вливание неосальварсана довольно быстро, помимо общего улучшения течения цынги, вызывало излечение гингивитов. Пови-димому гингивиты при цынге обусловливаются спонтанным спиро-хетозом, развившимся на соответствующим образом подготовленной почве. У лиц, лишенных зубов (2 сл.), я гингивитов не наблюдал Не вндел также поражения десен у -больных, тщательно следящих за состоянием полости рта, хотя кровоизлияния в мышцы и подкожную клетчатку у них были довольно многочисленны и обширны.

При заведомом авитаминозе характер питания, по моим наблюдениям, имеет немаловажное значение в частоте цынготных заболеваний. Это я мог наблюдать, будучи врачом экспедиции 1925-1926 г. Старые, опытные зимовщики, уже не^ первую зиму проводящие на Севере, категорически отказывались кушать солонину, считая ее главной виновницей цынги. Тогда при всех прочих равных условиях заболели цынгой 22 человека (из 80 участников экспедиции), которые себя считали „друзьями солонины". Те же взгляды на солонину, как отягчающий авитаминозное питание фактор, высказал и участник экспедиции Седова (1912 — 1914 г.) проф. М. А. Павлов. Он отметил (личные разговоры), что болели цынгой при всех прочих равных условиях только те, которые злоупотребляли солониной.

Возможно, что продукты разложения белков соленого мяса могут подготовить почву (при авитаминозном питании) дтя более скорого по времени заболевания цынгой. Также естественно влияют и плохие общебыговые условия (скученность, недостаточная вентиляция, плохая одежда и т. д.), понижая общую сопротивляемость организма.

Обычно экспедиции, направляемые за полярный круг, снабжаются спиртом для регулярной выдачи участникам с целью предупреждения цынги. Мои наблюдения вынуждают меня отрицать это свойство алкоголя.

В период экспедиции 1925-1926 г. спирт выдавался регулярно (800,0 на 7 дней); прорастающий горох в пищевой рацион включен мною не был. В результате—22 цынготных. Экспедиция 1928-192Э г. была в достаточном количестве снабжена противоцинготными средствами. Алкоголь выдавался изредка. Заболеваний цынгой не наблюдалось 82

В экспедицию 1930—1931 г. антицынготных средств было явно недостаточно. Алкоголь не выдавался совершенно. В пищевой рацион включен прорастающий горох, и мы имеем только единичные случаи заболевания цынгой (у лиц, не кушавших прорастающего гороха), которые быстро были ликвидированы.

Приписываемая алкоголю роль ускорителя обмена веществ несущественна, а стоматическую его функцию можно и предпочтительно заменять любым подходящим медикаментом. Лица, принимавшие особенно охотно алкоголь, не избежали цынги наравне с другими. Учитывая деморализующие стороны алкоголя, особенно нежелательные в условиях полярных зимовок, считаю снабжение последним зимовщиков недопустимым, тем более, что как мы видим, его противоцинготный ярлык служит только официальным поводом для разрешения на отпуск со складов Госспирта. Противники витаминной этиологии цынги недоумевают: почему туземцы, не употребляя в пищу противоцынготного витамина, не заболевают скорбутом. Они хотят видеть в этом особую устойчивость и приспособляемость организма туземцев по отношению к цынге. Подобная трактовка вопроса свидетельствует о недостаточном знакомстве с учением о витаминах. Функом доказано, что противоцинготный витамин кроме свежих овощей содержится также в крови и органах свежеубитых животных. Туземцы вводят витамин С в свой организм в большом количестве, поедая сырую рыбу и органы животных непосредственно после убоя. Этим и об'ясняется тот факт, что они цынгой не болеют. При неудачном промысле на зверя и рыбу, при голоде они вынуждены питаться исключительно тем, что могут предложить им наши торгующие организации (авитаминиые продукты) и тогда цинга не редкость. Нужно добавить, что те случаи цынги у туземцев, которые я наблюдал, отличались очень тяжелым течением. Конечности и туловище были покрыты обширными язвами, зубы частично выпадали, почти всю полость рта занимали распухшие десна. Как я уже сказал, причиной, тормозящей плановую постановку вопроса профилактики цынги в условиях зимовок нашего Севера, является на первый взгляд трудность снабжения и хранения в достаточном количестве свежих продуктов.

Припоминая опыты Рйге^а на морских свинках и имея дело с цинготными больными при полном отсутствии противоцынготных средств, я начал прорастать сухой горох и давать его больным. Результат получился превосходный. Новые кровоизлияния не появлялись, старые рассасывались. Самочувствие больных резко улучшалось и через несколько недель они выздоровели. Наблюдения эти позволяют мне рекомендовать горох как носитшь потенциального витамина С, очень удобного в смысле транспорта и хранения {пребывание в складах на морозе не лишало горох способности к прорастанию) в условиях зимовок за полярным кругом. Подготовка гороха очень проста, несложна и при затрате ежедневно нескольких минут времени (а такового большой избыток у зимАщиков) предупреждает и лечит цынгу. Наличие последней по моим наблюдениям на зимовках является не неизбежностью, а служит ярким показателем некультурности тех, кто ведает делами снабжения.

Подготовку гороха производили следующим образом: посл^ отсортировки горох отмачивается в течение 12 часов в тепловатой воде, вода сливается, и отмоченный и уже обыкновенно разбухший б* 88

горох помещается в сосуд, на дне которого положен кусок мокрой материи. Сверху для уменьшения перспирации покрывают горох смоченной водой чистой тряпкой. Сосуд с горохом, для ускорения процесса прорастания, лучше ставить о.ч<>ло печки. Необходимо заботиться о том, чтобы материя, покрывающая горох, не высыхала.

При таком способе обработки ростки обычно появляются на 3 сутки. При 5-дневном прорастании они обычно достигают 1 см длины. Поедая ежедневно 3—5 столовых ложек проросшего гороха, мы предупредим появление цынги. Проросший горох по вкусу напоминает свежий. Товарищи по зимовке охотно его поедали. У более ленивых только нехватало минимального терпения для этой простой процедуры, связанной с прорастанием. Последние составили рубрику единичных случаев легкой цынги, вынудившей их уделить гороху внимание. В случаях быстрого появления новых кровоизлияний я получил хороший терапевтический эфект (дополнительно к диэтотерапии прорастающим горохом) от подкожного введения раствора адреналина (1 : 1000) ежедневно в течение первой недели по 0,5 и ежедневно в течение второй по 0,3.»

Адреналин, как добавочное средство для лечения цынги, был предложен в 1919 г. Кайрукштисом. Проф. Оппель, разрабатывавший этот вопрос, полагает, что хорошее влияние адреналина при цынге зависит от его тормозящего влияния на гиперфункцию селезенки, которая нарушает корреляцию целого ряда желез внутренней секреции.

Время появления цынги преимущественно приурочено к маю-июню месяцам. Отдельные случш наблюдались мною в январе, феврале, марте. Подсчитав время от начала авитаминозного питания до появления цинготных заболеваний, заключаю, что для этого обычно требуется 6—8 месяцев. Нужно принять во внимание также индивидуальное отношение отдельных организмов к такого рода питанию, так как люди, находившиеся в одинаковых условиях, заболевали цынгой в разные сроки

Выводы

1. Кроме возможно достаточного снабжения свежими овощами и мясом необходимо также снабжать зимовщиков горохом, как потенциальным носителем антицынготного витамина, очень удобным для транспорта и хранения.

2. Употреблять в пищу прорастающий горох следует не только при заболевании цынгой, но регулярно, помня, что гораздо легче предупредить цынгу, нежели лечить ее.

3. У лиц, отправляемых на зимовки Севера, обязательно должна быть приведена в порядок полость рта, удалены кариозные зубы и корни.

4. Появившиеся при цынге гингивиты хорошо излечиваются вну-тривенними вливаниями неосальварсана из расчета 0,05 г в сутки и в общей сумме 3,0 г на курс (местная вяжущая терапия должна быть также применена).

1 Нансен из опыта полярной экспедиции 1893—1896 г., еще ничего не зная об истинной этиологии цынги, делает вывод, что „цынга не может появиться, если приложено достаточно внимания делу снабжения экспедиции провизией".

5. Выдача алкоголя как пайка не только бесцельна, но и нежелательна.

6. Снабжение продуктами должно быть по возможности разнообразным.

7. Ограничить, по мере возможности, питание солониной, отдавая предпочтение мясу, закупоренному герметически (консервы), так как при подобного рода укупорке белки не подвергаются дальнейшим химическим превращениям с образованием гнилостных продуктов.

8. Необходимо обеспечить проведение санминимума среди всех участников экспедиции, куда относятся: а) ежедневная вентиляция помещений, б) недопущение скученности, в) педантичное гигиеническое содержание полости рта; г) бани и смена белья должны быть обязательно раз в декаду (не реже). Лицам, не работающим физически, рекомендуется легкий физический труд.

ЛИТЕРАТУРА

J. Функ, Витамины, 1929,—2. Е. Кост, Геморагические диатезы, 1928.— 3.0 п п е л ь. Цинга (ее патогенез), 1924.—4. Л и с у н о в, Материалы к изучению цынгк, 1895.—5. К а й р у к ш т и с, Научная медицина, 1919. — 6. Абрикосов, Труды VI с'езда терапевтов. — 7. Бертенсон, К статистике и этиологии цынги 1890 г.

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ МЯСНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ПАРАТИФОЗНОЙ ГРУППЫ

С. Н. Ручковский (Киев,) Из Сан.-гиг. отдела Киевского сан.-бакт. ин-та Поступила 26. VI. 1932

Среди той большой группы микроорганизмов, которая об'еди-няется в паратифозную В группу, нами при обследовании вспышек мясных отравлений были обнаружены представители только двух типов, а именно В enteritidis Breslau — в двух вспышках, связанных с употреблением воловьего мяса, и В suipestifer (Hogcholera)—в одной вспышке, связанной с потреблением свиного мяса. Общее количество заболевших, относящееся к этим трем вспышкам, составляло окола 400 человек.

Выделение возбудителя в наших случаях было скорее исключением, чем правилом. Из целого ряда обследованных вс шшек нам только в трех удалось бактериологическим путем установить природу возбудителя. Об'ясняется это тем, что наши вспышки мясных отравлений значительно чаще бывают интоксикационного происхождения, нежели токсиинфекциями, что зависит от употребления у нас мяса в пищу в вареном или жареном виде, а не сырым,„как это имеет место в Германии, классической стране мясных отравлений. Последним обстоятельством, по всей вероятности, об'ясняется и более легкое клиническое течение наших случаев мясных отравлений с очень редкими смертельными исходами. Как известно, группа бактерий паратифа В—возбудителей мясных отравлений дает довольно стойкие к нагреванию токсины. Поэтому воздействие высокой т-ры, достаточное чтобы убить микробов, может оказаться в некоторых случаях недостаточным, чтобы разрушить образованные ими токсины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.