Научная статья на тему 'К вопросу о профилактике молодежного экстремизма в образовательной среде'

К вопросу о профилактике молодежного экстремизма в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
543
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / EXTREMISM / EXTREMIST MANIFESTATIONS / YOUTH ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TOLERANCE / COUNTERACTION / PREVENTION OF EXTREMISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мазина Оксана Назимовна

Статья посвящена актуальной для современного российского образования проблеме профилактики экстремизма в молодежной среде. На современном этапе общественного развития в России и в целом в мире значительно возросла угроза рисков распространения экстремистской идеологии, характеризующейся развитием молодежного экстремизма. Экстремизм становится одним из основных источников угроз общественной безопасности в Российской Федерации, в связи с чем обращение к данной проблеме имеет особую значимость, поскольку профилактика экстремизма неизбежно связана с социальным и психическим здоровьем молодежи, адаптацией личности к социуму, воспитанием будущего поколения страны. В статье делается акцент на работу с молодежью по противодействию экстремизму в качестве приоритета среди других направлений деятельности, потому что именно молодежь и подростки особенно восприимчивы к проявлениям экстремистской направленности в силу эмоциональной и психологической незрелости. В данной статье приводятся результаты исследования потенциала, причин и особенностей проявлений экстремистской направленности среди подростков образовательной организации. Приведенные в статье исследования позволили сделать выводы о роли образовательной организации в профилактике молодежного экстремизма. Профилактика молодежного экстремизма становится основным методом борьбы с распространением идеологии экстремизма, так как только воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности способны дать наилучшие результаты. Полученные результаты могут быть использованы для реализации мероприятий, направленных на профилактику экстремизма в молодежной среде, и представляют определенный интерес для специалистов, работающих в условиях образовательной организации, а также представителей детских и молодежных общественных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the prevention of youth extremism in the educational environment

The article is devoted to the topical problem of prevention of extremism among young people in modern Russian education. At the present stage of social development in Russia and in the world as a whole, the threat of the spread of extremist ideology, characterized by the development of youth extremism, has increased significantly. Extremism is becoming one of the main sources of threats to public security in the Russian Federation, in connection with which the appeal to this problem is of particular importance, since the prevention of extremism is inevitably associated with social and mental health of young people, adaptation of the individual to society, education of the future generation of the country. The article focuses on working with young people to counter extremism as a priority among other activities, because it is young people and adolescents who are particularly susceptible to manifestations of extremist orientation due to emotional and psychological immaturity. This article presents the results of a study of the potential, causes and characteristics of manifestations of extremist orientation among adolescents of educational institutions. The research presented in the article allowed to draw conclusions about the role of educational organizations in the prevention of youth extremism. Prevention of youth extremism is becoming the main method of combating the spread of the ideology of extremism, as only educational, propaganda measures aimed at preventing extremist activities can give the best results. The results can be used to implement measures aimed at preventing extremism among young people, and are of particular interest to professionals working in an educational organization, as well as representatives of children's and youth public associations.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профилактике молодежного экстремизма в образовательной среде»

https:// mir-nauki. com

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/46PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мазина О.Н. К вопросу о профилактике молодежного экстремизма в образовательной среде // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/46PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Mazina O.N. (2019). On the prevention of youth extremism in the educational environment. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/46PSMN519.pdf (in Russian)

Грант администрации Оренбургской области № 30 от 14.08.2019 г.

Аннотация. Статья посвящена актуальной для современного российского образования проблеме профилактики экстремизма в молодежной среде.

На современном этапе общественного развития в России и в целом в мире значительно возросла угроза рисков распространения экстремистской идеологии, характеризующейся развитием молодежного экстремизма. Экстремизм становится одним из основных источников угроз общественной безопасности в Российской Федерации, в связи с чем обращение к данной проблеме имеет особую значимость, поскольку профилактика экстремизма неизбежно связана с социальным и психическим здоровьем молодежи, адаптацией личности к социуму, воспитанием будущего поколения страны. В статье делается акцент на работу с молодежью по противодействию экстремизму в качестве приоритета среди других направлений деятельности, потому что именно молодежь и подростки особенно восприимчивы к проявлениям экстремистской направленности в силу эмоциональной и психологической незрелости. В данной статье приводятся результаты исследования потенциала, причин и особенностей проявлений экстремистской направленности среди подростков образовательной организации.

Приведенные в статье исследования позволили сделать выводы о роли образовательной организации в профилактике молодежного экстремизма. Профилактика молодежного экстремизма становится основным методом борьбы с распространением идеологии экстремизма, так как только воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности способны дать наилучшие результаты. Полученные результаты могут быть использованы для реализации мероприятий, направленных на профилактику экстремизма в молодежной среде, и представляют определенный интерес для специалистов, работающих в условиях образовательной организации, а также представителей детских и молодежных общественных объединений.

For citation:

УДК 37.013 ГРНТИ 14.35.05

Мазина Оксана Назимовна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=670262

К вопросу о профилактике

46PSMN519

Ключевые слова: экстремизм; экстремистские проявления; молодежная среда; образовательная среда; толерантность; противодействие; профилактика экстремизма

Современные реалии общества создают для молодого поколения страны огромные возможности для всестороннего развития личности. В качестве первостепенных задач в молодежной сфере государственная политика Российской Федерации ставит социализацию молодого поколения, ориентированную на развитие личности в интересах страны и, следственно, на социально-экономическое и культурное развитие государства, обеспечение его конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что ситуация в России приобретает все более напряженный характер в связи с процессами глобализации, вынужденным притоком мигрантов и низким уровнем толерантности, провоцирующих возникновение криминальных конфликтов с участием представителей этнических меньшинств.

В этих обстоятельствах современная молодежь является ведущим транслятором идеологии толерантности и укрепления межнациональных связей. Собственно взгляды и убеждения молодежи в общественно-политической жизни, ее социальная активность определяют вектор движения России в ее развитии, поскольку именно молодые люди должны быть готовы противостоять негативному влиянию различных провоцирующих асоциальных проявлений, в том числе экстремистской направленности.

Вместе с тем, подростки в силу специфических особенностей возраста и, кроме того, оказавшаяся в условиях свободы, образует тем самым часть общества, которая имеет возможность скоро накапливать и воплощать в жизнь негативный экстремистский потенциал. Кроме того, намерение организовать возле себя круг единомышленников, стремящихся решительно изменить ситуацию, зачастую приводит современных подростков в неформальное объединение, в экстремистскую субкультуру. Тем самым, экстремизм среди подростков как массовое явление, выражается в пренебрежении к принятым в обществе установкам и нормам поведения. В связи с этим, значимость выявленной проблемы состоит в актуализации среди подростков бесконфликтного межэтнического взаимодействия, повышении толерантности в обществе, необходимости превенции экстремистских проявлений в подростковой среде.

Особую значимость проблема формирования толерантных установок среди подростков имеет для Оренбургской области, представляющей собой сплав более чем 100 этносов, что обусловило актуальность обращения к обозначенной проблеме исследования.

Проблема профилактики подросткового экстремизма выступает в настоящее время объектом изучения различных наук, приобретая особую значимость в условиях кардинальной переоценки ценностей современных подростков. Анализ литературы показывает, что проблемы подросткового экстремизма поднимались в исследованиях Л.В. Баевой, В.И. Добрыниной,

A.А. Козлова, В.Н. Томалинцева, А.В. Никольского и других ученых. Наибольший интерес для нашего исследования представляют труды, в которых проблема профилактики экстремизма среди подростков рассматривается с психолого-педагогических позиций. Так,

B.Н. Томалинцевым экстремизм рассматривается как «одна из форм отчуждения от общекультурных ценностей» [1]. По мнению Л.В. Баевой подростковый экстремизм проявляется во «взглядах и типах поведения, основанного на культивировании принципа силы и агрессии в отношении окружающих людей, носит характер нетерпимости к инакомыслящим, представителям определенных молодежных объединений, а также к созданию толерантного общества по средствам подчинения и принуждения» [2].

Социально-психологические аспекты и механизмы распространения экстремистских взглядов среди подростков и молодежи раскрыли в своих исследованиях Ю.А. Зубок,

В.И. Чупров, А.А. Козлов и другие. Так, ученые выделяют виды и формы экстремизма, среди которых ими определены бытовой, социально-протестный, политический, религиозный и национально-этнический экстремизм [3].

Многообразие природы возникновения, вариативность проявления и способов развития экстремизма определяют данную проблему как междисциплинарную, стоящей на стыке педагогики, психологии, социологии, культурологии, юриспруденции, что требует ее характеристики в различных научных аспектах.

Так, в словаре С.И. Ожегова экстремизм рассматривается как «приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)» [4]. Семантический анализ различных теоретических источников позволил представить экстремизм в следующих его пониманиях:

• приверженность крайним взглядам, идеям и мерам, направленных на достижение своих целей радикально-ориентированными социальными институтами, малыми группами и индивидами [5];

• идеология, предписывающая принудительное навязывание ее принципов, нетерпимость к мнению, отличному от диктуемого этой идеологией, и оправдывающая подавление идеологических противников [6].

В изученных нами работах экстремизм раскрывается в нескольких основополагающих направлениях:

• в области философии экстремистская деятельность есть «антиобщественные взгляды и поступки», «характеристика противоправных деяний», «противоположность позитивным социокультурным ценностям» [7];

• в области социологии экстремизм характеризуется в качестве деструктивной тенденции, представляющей собой препятствие для развития российского общества и проявляющейся в склонности к крайним позициям и в соответствующем социальном поведении;

• в области права феномен экстремизма рассматривается как «аномальное, наиболее разрушительное, имеющее антиобщественную ориентацию явление и направленное на порождение различных сомнений в возможности поддержания стабильности в мире на принципе демократии, уважении прав и свобод человека и гражданина» [8].

В русле противодействия идеологии экстремизма огромным потенциалом обладает система образования, в связи, с чем правительством Российской Федерации перед ней поставлена четкая задача, связанная с формированием гражданской идентичности и личности безопасного типа, а также с поиском средств и технологий воспитания духовно-нравственной личности, способной противостоять влиянию экстремизма.

Особенно восприимчивы к проявлениям экстремистской направленности подростки в силу эмоциональной и психологической незрелости. С целью изучения потенциала, причин и особенностей проявлений экстремистской направленности среди подростков нами был проведен опрос среди обучающихся 9-11 классов муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Оренбурга. Для проведения опроса нами была разработана анкета, состоящая из 20 вопросов, преимущественно закрытого типа. Вопросы анкеты были сгруппированы по четырем направлениям: понятие сущности и особенностей проявления экстремизма; отношение к другим национальностям; причины экстремизма; профилактика экстремизма. В анонимном анкетировании приняли участи 68 обучающихся. Возраст опрашиваемых варьировался от 14 до 17 лет.

Основные задачи исследования были направлены на выявление отношения подростков к проблеме экстремизма и причин, способствующих возникновению экстремистских проявлений и движений и вовлечению в них.

С целью выявления уровня информированности и понимания смыслового значения экстремизма в анкете присутствовал вопрос «Что, на Ваш взгляд означает экстремизм». Согласно результатам ответов мы отметили, что большинство подростков (76 %) не смогли определить его смыслового значения, остальные (24 %) понимают его как терроризм, ксенофобию, проявление насилия между различными народами, нациями.

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» закрепляется следующее понимание экстремизма:

• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения [9].

В связи с этим, основываясь на данный императив, мы делаем вывод о том, что респонденты не имеют четкого представления о содержании и формах проявления экстремизма.

Следующий вопрос анкеты был связан с выявлением эмоционального отношения относительно других национальностей. Согласно полученным ответам, большая часть подростков к представителям других национальностей относится равнодушно, что составило 70 %, с интересом относятся 23 % обучающихся, и оставшиеся 7 % респондентов испытывают неприязнь к представитель других национальностей. Следовательно, мы можем констатировать скорее равнодушие, нежели межэтническую напряженность. Тем не менее, 7 % подростков, высказавших отрицательное отношение к другим национальностям, ориентирует систему образования на необходимость усиления превентивной деятельности межэтнического характера.

В качестве основного фактора роста экстремистских проявлений 21 % подростков определяют пропаганду и насилие в СМИ, 18 % опрошенных в качестве такого фактора видят большое количество мигрантов, низкий уровень образования и культуры населения относят к определяющим факторам 16 % обучающихся. 13 % опрошенных в качестве провоцирующего

фактора выделяют высокий уровень криминальности некоторых национальностей и пренебрежительное отношение к обычаям и традициям другой культуры.

Учитывая тот факт, что Оренбургская область является многонациональным регионом, мы посчитали целесообразным поставить вопрос о причинах экстремизма. Так, основной причиной экстремизма среди подростков 19 % респондентов определяют недостаточно организованную досуговую деятельность, в свою очередь низкий уровень культуры и толерантности населения отметили 18 % опрошенных. Интересным фактом в результате исследования стало мнение обучающихся о том, что многонациональность региона не является первостепенной причиной распространения экстремизма, в качестве причины его определило лишь 7% обучающихся.

Возникновение экстремистских настроений и проявлений среди подростков 12 % респондентов связывают также с низким уровнем правового просвещения, а 8 % и 9 % опрошенных в качестве причины указали на изменение ценностей семьи и образовательной организации соответственно. Соответственно, социально-политические конфликты, недостаточное ценностно-правовое просвещение составляют основу для распространения экстремистских настроений среди подростков.

Отвечая на вопрос анкеты о наиболее приемлемых способах профилактики экстремизма, 30 % обучающихся ведущим определяют пропаганду здорового образа жизни и развитие молодежного движения, 21 % делают акцент на правовом просвещении и нравственном развитии личности, 18 % ведущую роль в профилактике экстремизма отводят правоохранительным органам. Тем не менее есть и те, кто считают, что никакая работа в этом направлении не поможет - это 3 % обучающихся, принявших участие в исследовании. Более половины респондентов (56 %) не знают о существовании экстремистских организаций в месте своего проживания. Сталкивались лично с экстремистскими организациями лишь 5 % опрошенных (отметим, что это каждый 20-й, то есть, хотя бы один человек в классе).

Результаты анонимного анкетирования указывают на необходимость проведения системной работы по формированию у обучающихся подросткового возраста общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения.

В направлении профилактики экстремизма в подростковой среде сформирована государственная нормативно-правовая база, которую составляют такие определяющие документы как «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [9], «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», «Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» [10] и другие.

Основываясь на ведущую правовую доктрину в области противодействия экстремистской деятельности, где фиксируются ведущие положения политики государства в отношении противодействия различным формам проявления экстремизма, государством определен комплекс превентивных мер экстремизма, среди которых:

• формирование у подростков установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

• формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

• повышение роли семьи в формировании у подростков норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;

• противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление [11];

• внедрение в образовательную среду практики норм толерантного поведения;

• воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

• отработка навыков безопасного поведения обучающихся в момент угрозы террористического акта.

Профилактика экстремизма среди подростков в условиях образовательной организации, на наш взгляд, должна осуществляться в отношении всех субъектов образовательной деятельности с учетом их специфики.

Работа с педагогами образовательной организации: выстраивание партнерских отношений со специальными службами и органами профилактики экстремизма; повышение превентивной компетентности педагогов через курсы повышения квалификации; проведение инструктажей по правилам безопасного поведения; рассмотрение на педагогических советах вопросов по профилактике экстремизма среди обучающихся; организация круглых столов, методических семинаров, встреч с сотрудниками правоохранительных органов.

Работа с обучающимися: проведение инструктажей по антитеррористической безопасности; организация правового воспитания, знакомство с нормативно-правовыми документами по противодействию экстремизму; проведение уроков толерантности, тематических уроков ОБЖ «Мы против экстремизма»; организация индивидуальных встреч обучающихся и их родителей со специалистами по проблеме формирования законопослушного поведения подростков; вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность через волонтерство, спортивную, культурно-творческую деятельность.

Работа с родителями: индивидуальная профилактическая работа; родительские собрания; консультации; ознакомление с локальными актами образовательной организации, регламентирующими организацию противоэкстремистской деятельности; привлечение родителей к социально-активной деятельности совместно с детьми; проведение заседаний родительского клуба и комитета.

В контексте сказанного подчеркнем, что профилактика экстремизма неизбежно связана с социальным и психическим здоровьем подростков, адаптацией личности к социуму, воспитанием будущего поколения страны.

Обобщая вышесказанное, подчеркнем, что экстремистские проявления среди подростков возникают вследствие упадка и кризиса современного образования и культуры населения, утрате ценностных ориентиров, нравственных установок, патриотизма и гражданственности. Незнание особенностей культуры своего народа и своих соседей, морально-нравственных основ привело к формированию различных этнических стереотипов негативного плана, а также конфликтам на национальной почве. Конечно, проблема эта решается с помощью многих инстанций, центров, специалистов. Однако, очень многое зависит и от работы образовательных организаций, где обучаются подростки.

Следовательно, экстремизм в подростковой среде представляется как асоциальный механизм разрешения накопившихся противоречий в обществе в плоскости конфессиональных, межнациональных и других социальных отношений, а профилактика подросткового экстремизма становится основным методом борьбы с распространением идеологии экстремизма, так как только воспитательно-образовательные меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, способны дать наилучшие результаты.

https:// mir-nauki. com

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Томалинцев, В.Н. Экстремальные принципы и особенности их проявления в религиозном и научном сознании / В.Н. Томалинцев // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2010. - №2. - С. 69-73.

Баева, Л.В. Молодежный экстремизм в современной России / Л.В. Баева // Обзор НЦПТИ. - 2015. - №5. - С. 16-21.

Чупров, В.И. Экстремизм среди молодежи / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок // Мониторинг. - 2019. - №1(89). - С. 146-166.

Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - Москва: Рус. яз., 1989. - 750 с.

Неверов, А.П. Теоретические аспекты вовлечения общественных молодежных организаций в противодействие идеологии терроризма и экстремизма / А.П. Неверов // Обзор. НЦПТИ. - 2018. - №1 (12). - С. 52-55.

Демидова, Е.В. Экстремизм: понятие и сущность / Е.В. Демидова // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2010. - №2. - С. 66-69.

Довгяло, В.К. Профилактика экстремизма в молодежной среде / В.К. Довгяло // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2018. - №1. - С. 21-30.

О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»): указ Президента Российской Федерации от 26.07.2011 г. № 988 // Высшая школа: учеб. пособие. -Электрон. текстовые данные (400 Мб). - [Москва]: КонсультантПлюс, 2012. -Вып. 18: К осеннему семестру 2012. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537 // КонсультантПлюс: Высшая школа: учеб. пособие. - Электрон. текстовые данные (400 Мб). - [Москва]: КонсультантПлюс, 2009. - Вып. 12: К осеннему семестру 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/.

Сажина, Н.М. Педагогическая профилактика экстремизма и терроризма среди студентов вуза / Н.М. Сажина, Т.Н. Ступенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. - С. 165-168.

https:// mir-nauki. com

Mazina Oksana Nazimovna

Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]

On the prevention of youth extremism in the educational environment

Abstract. The article is devoted to the topical problem of prevention of extremism among young people in modern Russian education.

At the present stage of social development in Russia and in the world as a whole, the threat of the spread of extremist ideology, characterized by the development of youth extremism, has increased significantly. Extremism is becoming one of the main sources of threats to public security in the Russian Federation, in connection with which the appeal to this problem is of particular importance, since the prevention of extremism is inevitably associated with social and mental health of young people, adaptation of the individual to society, education of the future generation of the country. The article focuses on working with young people to counter extremism as a priority among other activities, because it is young people and adolescents who are particularly susceptible to manifestations of extremist orientation due to emotional and psychological immaturity. This article presents the results of a study of the potential, causes and characteristics of manifestations of extremist orientation among adolescents of educational institutions.

The research presented in the article allowed to draw conclusions about the role of educational organizations in the prevention of youth extremism. Prevention of youth extremism is becoming the main method of combating the spread of the ideology of extremism, as only educational, propaganda measures aimed at preventing extremist activities can give the best results. The results can be used to implement measures aimed at preventing extremism among young people, and are of particular interest to professionals working in an educational organization, as well as representatives of children's and youth public associations.

Keywords: extremism; extremist manifestations; youth environment; educational environment; tolerance; counteraction; prevention of extremism

46PSMN519

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.