МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ситуации взаимодействия. После каждого проигрывания ситуации участники дискуссии обсуждали представленный вариант взаимоотношений и оценивали его с позиции воспитателя и родителя, рассматривали влияние подобного взаимодействия на процесс воспитания и развития ребенка. Затем участники дискуссии делились на две подгруппы, где в равной мере присутствовали и педагоги и студенты. Одна, от лица родителей, разрабатывала рекомендации воспитателям, вторая, от лица воспитателей, разрабатывала рекомендации родителям.
В процессе дискуссии «Компьютер в детском саду: польза, вред или неизбежность современного мира?» использовалась техника «светофор». Перед началом дискуссии каждый участник получал три карточки разного цвета. Участники, убежденные в пользе компьютера для детей дошкольного возраста, поднимали зеленую карточку; участники, считающие, что компьютер негативно влияет на дошкольника, - красную; готовые смириться с неизбежностью внедрения информационно-компьютерных технологий в
жизнь ребенка в детском саду — желтую. Подсчет и установление соотношения карточек разного цвета позволял определить три группы участников с различными позициями и начать обсуждение. В ходе дискуссии техника «светофор» использовалась неоднократно для определения мнений педагогов и студентов по ряду вопросов темы. После определения позиций участников по каждому вопросу единомышленники объединялись в группу, где обсуждали, а затем представляли аргументы в защиту своей позиции. В итоге дискуссии принимались общие решения по обсуждаемой проблеме.
Таким образом, метод дискуссии позволил не только сформировать профессиональные компетенции студентов по конкретным вопросам, но и сделать каждого из них активным участником коллективной методической деятельности, почувствовать себя равными с педагогами дошкольных учреждений, повысить самооценку, определить собственную позицию в решении актуальных проблем, тем самым повысить уровень своей профессиональной коммуникации.
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
М. Ю. Хайдарова, педагог-психолог ГОУ НПО «Профессиональное училище № 29», г. Новокузнецк
Ни для кого не является секретом, что современная педагогическая наука испытывает определенные трудности. Не исключением является и педагогика начального профессионального образования. В условиях острой конкуренции (рынок образовательных услуг достаточно широк), в условиях повального увлечения подростками компьютерными технологиями и Интернетом, во времена утраты былой престижности и интереса к рабочей профессии для привлечения контингента обучающихся к учебным занятиям необходимо принципиально по-новому строить обучение.
Поэтому современное образование диктует новые требования не только к учебно-воспитательному процессу (реорганизация его структуры, учебных программ и требований, внедрение новых инновационных технологий в традиционное обучение, использование новейших психо-
лого-педагогических разработок в обучении), но и к самой личности учителя. Современная педагогика выдвигает на авансцену личность учителя, способную увлечь, развить, научить, личность неординарную, самостоятельную, творческую, способную к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. Ведь именно такой учитель способен воспитать в обучающихся личность.
Понятие «компетентность» предполагает характеристику личности человека, которая хорошо осведомлена в каких-либо вопросах, в определенной области знаний, науки, жизни. «Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления опыта, в зависимости от его усилий, добросовестного исполнения своих обязанностей, четкого осознания своих компетенций и целей их реализации». Учитель может проявить свою компетентность только в своей профессиональной деятельности. Он «должен знать не только «что» делать, но и «как» это сделать».
Часто термин «компетенция» ассоциируется с понятием профессионального мастерства, но
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
профессиональная компетенция является лишь базой для возникновения педагогического мастерства, основой которого является наличие практического опыта, но не всегда и он становится основой профессионального мастерства педагога, наличие большого стажа работы по специальности не всегда соответствует высокому профессионализму.
Основным показателем сформированности преподавательской компетентности может служить эффективность его деятельности, результатом которой будет, например, получение высокого разряда выпускником училища, активность обучающихся в научно-исследовательской или профессиональной деятельности и т. д.
Компетентность формируется на основе стремления личности к саморазвитию, которое базируется на сильном познавательном или профессиональном интересе и процессе самоактуализации.
«Самоактуализация понимается как стремление к самоосуществлению, актуализации того, что содержится в качестве потенции, то есть стремление человека стать все более и более тем, кем он способен стать». Сформирован-ность у педагога различных качеств самоактуализирующейся личности прямопропорциональ-на эффективности его педагогической деятельности. Самоактуализация показывает уровень личностной и профессиональной зрелости учителя. Ее особенности формируются в той деятельности, в которой она реализуется. Деятельность учителя имеет определенную познавательную направленность, поэтому самоактуализация преподавателя профессионального училища характеризуется как художественно-творческая, предметом ее выступает профессиональный и творческий потенциал личности обучающихся.
Основными критериями личностного роста (классификация Н. Рыбаковой), а они в данном случае являются основными составляющими внутриличностных условий самоактуализации обучающихся, будут являться:
Личностная направленность педагога на осуществление профессиональной деятельности и самоактуализации в ней, она основана на единстве потребностно-мотивационных, волевых и эмоциональных составляющих личностной направленности.
Самоценность и доверие к себе — эти качества основываются на осознании своей собственной личностной ценности и значимости, признании уникальности своей творческой индивидуальности, своих мотивов, потребностей, способностей, духовных запросов, которые требуют определенного внимания и развития, доверии к своей профессиональной интуиции, свое-
му опыту, профессиональным установкам и решениям, методам и приемам работы.
Субъектность и равновеликость характеризуют личность как человека отдающего себе отчет в том, что именно он сам является организатором своей профессиональной деятельности, которую осуществляет в русле существования своей художественно-творческой индивидуальности, и несет за нее ответственность, он ответственен за эффективность и правомочность своих решений, за результаты своего труда. Равновеликость определяет отношение учителя к самому себе как к равноправному субъекту профессионального педагогического и творческого взаимодействия, право педагога на свое мнение, позицию.
Стремление к независимости и свободе. Каждый учитель имеет право на определенную независимость своего мнения и суждений, которая влияет на принятие решений. Отстаивая свою точку зрения, преподаватель по возможности избежит необдуманного следования за чужим, пускай и авторитетным, мнением, которое идет вразрез с собственным, основанным на своей системе ценностей и представлений.
Самоуважение позволяет относиться к своему делу ответственно, доводить его до конца, качественно выполнять работу, чувство самоуважения позволяет личности оградить себя от проявления высокомерия, неуважения по отношению к позиции других людей, а также от необдуманности действий.
Ответственность помогает учителю из множества профессиональных решений отбирать те, которые позволяют повышать производительность труда, эффективность успеваемости учащихся, учитывают интересы и потребности детей, отвечают последним требованиям психолого-педагогической науки. Этот выбор может состояться на основе активной позиции учителя, несущего полную ответственность за принимаемые им решения, результаты этих решений.
Диалогичность в художественно-творческой деятельности отвечает за ее коммуникативный аспект. В процессе педагогического общения важно не только формировать и отстаивать собственное мнение, основанное на индивидуально-личностной оценке, но и давать возможность высказываться другим участникам диалога, строить этот диалог на субъект-субъектной основе, принимать мнение другого наравне с собственным.
Нестереотипность мышления предполагает невозможность следования штампам, шаблонам, привычке в работе, наличие творческого нестандартного мышления, гибкого, динамичного, оригинального. В результате нестереотипного
- МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛ1
мышления формируется способность к развитому нестереотипному восприятию.
Общетворческие способности: фантазия и воображение, интуиция, художественно-эстетическое отношение к действительности, способность к эстетически обоснованной оценке, художественная эмпатия.
Научно-теоретическая и практическая подготовленность обучающихся основывается на необходимом объеме знаний и владении технологиями.
На самоактуализацию личности могут влиять причины внешнего порядка.
Социальная востребованность может существовать на уровне необходимости государственных институтов в творчески мыслящей, яркой личности учителя, требования к которой должны быть зафиксированы в официальных документах, на которые в свою очередь должны ориентироваться административные органы разного уровня и учебные заведения при подготовке молодых кадров.
Атмосфера психологического комфорта — профессиональная востребованность — залог успешной работы самоактуализирующейся личности, реализуется благодаря одобряющей политике администрации учреждения.
Методическое и техническое обеспечение процесса художественно-творческой деятельности. Общение педагога с искусством невозможно
без наличия прочной материальной базы, хорошо оснащенных библиотек, фонотек, базы для посещения концертов, выставок, существование современных производственных мастерских.
Хотелось бы сказать еще об одной очень важной составляющей компетентности личности педагога. Опыт показывает, что колоссальное уважение испытывают ученики к тем педагогам, которые демонстрируют высокий уровень профессионального мастерства, они являются для своих учеников живым примером для подражания, который лучше всяких слов показывает потенциальные возможности каждого обучающегося, возможно будущий результат его сегодняшнего труда.
В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы. Наше современное общество сейчас как никогда нуждается в сохранении культурных традиций и духовно-нравственных идеалов. Эту миссию призван осуществлять в том числе и современный учитель, он «призван своей профессией воздействовать на духовный мир ребенка, не забывая при этом совершенствовать свои знания и педагогическую компетентность». Основными качествами компетентной личности преподавателя дисциплин профессионального училища можно признать стремление к самообразованию и самоактуализации, а также важнейшим свойством компетентности в будущей профессии является глубокое знание преподаваемого предмета.
РЕИТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ГОУ СПО «МАРИИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ колледж»
Т. А. Белова, методист ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж»
Рейтинговая система оценки знаний студентов представляет собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности студента за определенный период обучения по конкретной дисциплине. Система рейтинговой оценки знаний студентов направлена на высококачественную подготовку специалистов, глубокое усвоение студентами изучаемого материала и включает всестороннюю оценку работы студентов в семестре, а также ее учет при выставлении итоговой оценки на экзамене.
Сегодня меняются цели и задачи обучения. Одной из наиболее важных задач колледжа является повышение качества подготовки будущих специалистов, мотивации на профессию и на образовательную деятельность. В связи с этим перед преподавателями колледжа встал вопрос о том, как стимулировать студентов и с помощью
каких механизмов способствовать повышению качества образовательного процесса. Таким механизмом явилась рейтинговая система оценки знаний студентов, которая в 2009 году в качестве эксперимента стала вводиться в ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж» на I курсе дневной формы обучения по дисциплинам: математика, русский язык, обществознание, введение в специальность, литература, география. Целью рейтинговой оценки стало стимулирование учебно-познавательной деятельности студентов за счет поэтапной оценки различных видов работ, повышение качества изучения и усвоения материала; мотивация студента к системной работе в процессе усвоения учебного материала на протяжении всего семестра; повышение объективности итоговой экзаменационной оцен-