- МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛ1
мышления формируется способность к развитому нестереотипному восприятию.
Общетворческие способности: фантазия и воображение, интуиция, художественно-эстетическое отношение к действительности, способность к эстетически обоснованной оценке, художественная эмпатия.
Научно-теоретическая и практическая подготовленность обучающихся основывается на необходимом объеме знаний и владении технологиями.
На самоактуализацию личности могут влиять причины внешнего порядка.
Социальная востребованность может существовать на уровне необходимости государственных институтов в творчески мыслящей, яркой личности учителя, требования к которой должны быть зафиксированы в официальных документах, на которые в свою очередь должны ориентироваться административные органы разного уровня и учебные заведения при подготовке молодых кадров.
Атмосфера психологического комфорта — профессиональная востребованность — залог успешной работы самоактуализирующейся личности, реализуется благодаря одобряющей политике администрации учреждения.
Методическое и техническое обеспечение процесса художественно-творческой деятельности. Общение педагога с искусством невозможно
без наличия прочной материальной базы, хорошо оснащенных библиотек, фонотек, базы для посещения концертов, выставок, существование современных производственных мастерских.
Хотелось бы сказать еще об одной очень важной составляющей компетентности личности педагога. Опыт показывает, что колоссальное уважение испытывают ученики к тем педагогам, которые демонстрируют высокий уровень профессионального мастерства, они являются для своих учеников живым примером для подражания, который лучше всяких слов показывает потенциальные возможности каждого обучающегося, возможно будущий результат его сегодняшнего труда.
В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы. Наше современное общество сейчас как никогда нуждается в сохранении культурных традиций и духовно-нравственных идеалов. Эту миссию призван осуществлять в том числе и современный учитель, он «призван своей профессией воздействовать на духовный мир ребенка, не забывая при этом совершенствовать свои знания и педагогическую компетентность». Основными качествами компетентной личности преподавателя дисциплин профессионального училища можно признать стремление к самообразованию и самоактуализации, а также важнейшим свойством компетентности в будущей профессии является глубокое знание преподаваемого предмета.
реитинговая система оценки знании студентов гоу спо «мариинский педагогический колледж»
Т. А. Белова, методист ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж»
Рейтинговая система оценки знаний студентов представляет собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности студента за определенный период обучения по конкретной дисциплине. Система рейтинговой оценки знаний студентов направлена на высококачественную подготовку специалистов, глубокое усвоение студентами изучаемого материала и включает всестороннюю оценку работы студентов в семестре, а также ее учет при выставлении итоговой оценки на экзамене.
Сегодня меняются цели и задачи обучения. Одной из наиболее важных задач колледжа является повышение качества подготовки будущих специалистов, мотивации на профессию и на образовательную деятельность. В связи с этим перед преподавателями колледжа встал вопрос о том, как стимулировать студентов и с помощью
каких механизмов способствовать повышению качества образовательного процесса. Таким механизмом явилась рейтинговая система оценки знаний студентов, которая в 2009 году в качестве эксперимента стала вводиться в ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж» на I курсе дневной формы обучения по дисциплинам: математика, русский язык, обществознание, введение в специальность, литература, география. Целью рейтинговой оценки стало стимулирование учебно-познавательной деятельности студентов за счет поэтапной оценки различных видов работ, повышение качества изучения и усвоения материала; мотивация студента к системной работе в процессе усвоения учебного материала на протяжении всего семестра; повышение объективности итоговой экзаменационной оцен-
ки, усиление ее зависимости от результатов ежедневной работы студентов в течение семестра.
Для внедрения данной системы была создана проблемная группа из преподавателей дисциплин, выведенных на рейтинговую систему. Члены проблемной группы изучили теоретические основы рейтинговой системы оценки знаний студентов и решили, как применить ее в условиях колледжа. В результате была определена схема деятельности каждого преподавателя по реализации модели рейтинговой оценки:
1. Определение объема и содержания обучения по предмету на весь период обучения (в соответствии с учебным планом и рабочей программой), весь учебный материал делится на отдельные законченные части, подлежащие контролю.
2. Определение содержания контроля.
3. Определение набора контролирующих заданий разного уровня для каждой выделенной части учебного материала.
4. Определение трудоемкости каждого задания по степени его сложности (балльная стоимость каждого задания).
Рейтинг проводится в четыре этапа, независимо от количества часов, отводимых на дисциплину. Из них три этапа отвечают задачам промежуточного контроля, последний - итогового. Сроки сдачи преподавателями руководителю группы ведомостей с набранными баллами определяются проблемной группой. Оптимальные сроки - конец октября, середина декабря, конец марта, начало июня. В результате проделанной работы у каждого преподавателя появляется ведомость выделения частей учебного материала, установления контролирующих заданий и стоимости заданий в баллах. Кроме того, определяются уровни усвоение материала по дисциплине и соотношение уровня и отметки:
0-55 % - низкий уровень (отметка «2»);
56-70 % - обязательный уровень ( отметка «3»);
71-85 % - средний уровень (отметка «4»);
86-100 % - высокий уровень (отметка «5»).
Например, ведомость по математике:
Таблица 1
№ п/п Тема: Контролирующие задания Всего
Пр. раб. Дом. зад. Мат. дикт.
1. Развитие понятия о числе * * 2
2. Корни, степени и логарифмы * * 2
3. Основы тригонометрии * * 2
4. Функции, их свойства и графики. Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции. * * 2
5. Уравнения и неравенства * * 2
6. Начала математического анализа * * 2
7. Прямые и плоскости в пространстве * * 2
8. Многогранники * * 2
9. Тела и поверхности вращения * * 2
10. Измерения в геометрии * * 2
11. Координаты и векторы * * 2
12. Элементы комбинаторики * * 2
13. Элементы теории вероятностей. Элементы математической статистики * * 2
Кол-во штук 13 8 5 26
Цена 1 задания в баллах 4 3 3
Баллы по максимуму 52 24 15
Резерв (дополнительные баллы) 9
Среди контролирующих заданий могут быть различные виды работ по усмотрению преподавателя, в том числе возможен добор дополнительных баллов через участие в олимпиадах, внеклассных мероприятиях, в исследованиях и пр. Это зависит от специфики дисциплины и стиля работы преподавателя. Такие ведомости в начале учебного года выдаются студентам, что-
бы они знали, какой задание необходимо выполнить по той или иной теме в случае пропуска занятия.
В течение каждого этапа рейтинга преподавателями ведется ведомость рейтинговой оценки каждого студента по дисциплине. В конце года — ведомость итоговой оценки знаний каждого студента по изучаемой дисциплине:
Таблица 2
Рейтинговая оценка по дисциплине
Группа
Рейтинг 1 Дата: Преподаватель
Ф.И. студента Контролирующие задания Резерв Общее кол-во баллов Уровень Оценка
Пр.р.1 Пр.р. 2 Дз.1
максимальное кол-во баллов
Таблица 3
Ведомость рейтинговой оценки за семестр по дисциплине
Группа
Дата: Преподаватель
Ф.И. студента Рейтинг 1 Рейтинг 2 Рейтинг 3 Рейтинг 4 Добор баллов Общее кол-во баллов Уровень Оценка
максимальное кол-во баллов
К 2011/2012 учебному году рейтинговая система оценки знаний охватила большую часть дисциплин 1-го курса. Некоторые преподаватели работают по такой системе и на 2-м курсе. В результате проведенной в течение нескольких лет работы выявлено, что рейтинговая система оценки знаний:
- повышает гуманизацию и демократизацию процесса обучения: студенты имеют возможность заработать дополнительные баллы, видеть динамику своих результатов;
- воспитывает настойчивость, целеустремленность, волю;
- помогает учащимся определить и развить интересы, возможности, укрепить чувство собственного достоинства;
- стимулирует повышение качества знаний, умений, навыков.
Итоги анкетирования учащихся по вопросам введения рейтинговой системы оценки знаний показывают, что:
- положительное отношение к рейтингу проявляют более 60 % учащихся;
- объективность выставления оценок отметили 82 % студентов.
Преподавателю рейтинговая система позволяет:
- рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине;
- стимулировать работу студентов;
- иметь объективную картину изучаемого материала;
- своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса;
- точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости.
С помощью рейтинга появляется возможность включить самих студентов в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в группе.
Сегодня в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандарта-
ми нового поколения образовательный процесс в школе и в профессиональном образовании должен строиться с использованием современных образовательных технологий, для студентов важны формирование и реализация индивидуальной образовательной траектории, индивидуальный прогресс, способность к самоорганизации. Важным моментом в новых стандартах является «встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового контроля в учебный процесс, а критерии, по которым учитель оценивает учащегося, должны быть открытым и определены заранее. Этим требованиям полностью отвечает рейтинговая система оценки знаний, поэтому в ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж» внедрение рейтинга продолжится.
использование электронных образовательных ресурсов удаленного доступа в деятельности библиотеки учреждения профессионального образования
О. Г. Ачкасова, заведующая библиотекой ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово Н. В. Сушенцова, методист
Продолжение. Начало публикаций см. в № 3(32) за 2011 год и № 1(33) за 2012 год
При переходе образовательных учреждений довузовского профессионального образования на ФГОС третьего поколения одним из требований к условиям образовательного учреждения (ОУ) является наличие в библиотеке доступа к сети Интернет и возможность использования электронных ресурсов. Внедрение компьютерной техники и информационных технологий в повседневную работу библиотеки ОУ, деятельность которой ориентирована в первую очередь на удовлетворение информационных запросов пользователей ОУ, стало привычным явлением. Сегодня невозможно обеспечить качественный и оперативный доступ к информации, опираясь исключительно на традиционные виды изданий. Фонды современных библиотек стали «гибридными», так как вместе с документными источниками информации в них превосходно «уживаются» электронные ресурсы, к которым относятся:
- электронные издания;
- оптические компакт-диски;
- базы данных (БД);
- электронные каталоги и картотеки.
Библиотека ОУ обеспечивает локальный (на территории библиотеки) и удаленный (через сайт библиотеки или сайт ОУ) доступы к следующим электронным ресурсам:
1. Ресурсы, созданные собственно библиотекой:
• электронный каталог, который отражает весь фонд библиотеки;
• новые поступления - традиционное библиотечное информирование о новых документах в виде списков литературы, бюллетеней, иллюстрированных мультимедийных презентаций;
• аннотированная база Интернет-адресов образовательных ресурсов по профилю ОУ;
• список названий журналов и газет, выписываемых библиотекой на текущий квартал, год.
2. Ресурсы, созданные библиотекой на основе работ профессорско-преподавательского состава ОУ: