Научная статья на тему 'Характеристика профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот - будущих педагогов'

Характеристика профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот - будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / СТУДЕНТЫ-СИРОТЫ БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ / ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION / ORPHAN STUDENTS - FUTURE TEACHERS / PROFESSIONAL PREDISPOSITION / VITAL PROSPECT / PERSONALITY SELFUPDATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громыко Елена Дмитриевна

В статье рассмотрены характеристики и выделена специфика профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот, описаны критерии их профессионального и личностного самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTERISTIC OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELFDETERMINATION OF STUDENTS-ORPHANS - THE FUTURE TEACHERS

In article characteristics of professional and personal self-determination of orphan students future teachers are considered. Criteria of professional and personal selfdetermination of orphan students future teachers are described. Specifics of professional and personal self-determination of the orphan students who are training in pedagogical higher education institution and in teacher training college is allocated.

Текст научной работы на тему «Характеристика профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот - будущих педагогов»

УДК 159.922.767

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СИРОТ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Е.Д. Громыко (Иркутск)

Аннотация. В статье рассмотрены характеристики и выделена специфика профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот, описаны критерии их профессионального и личностного самоопределения.

Ключевые слова: характеристики профессионального и личностного самоопределения; студенты-сироты - будущие педагоги; профессиональная предрасположенность; жизненная перспектива; самоактуализация личности.

В период студенчества происходит интенсивное формирование профессионального самоопределения, которое не сводится к профессиональному выбору, а выступает как содержательный процесс духовного развития личности, когда центром внутренней жизни является стремление к самопознанию, самосовершенствованию. Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности, так как не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (значимое ближайшее окружение), позволяющих человеку быть профессионально ориентированным.

Реформы современной системы образования актуализировали запрос общества на педагога новой формации, педагога высокой культуры, педагога-интеллигента, способного к рефлексии, коррекции своих действий и поступков, умеющего не только говорить, но и слушать, понимать другого. Общество предъявляет высокие требования к личности педагога, что в свою очередь предполагает совершенствование процесса подготовки будущих учителей, владеющих не только системой психолого-педагогических знаний, но и понимающих внутренний мир учеников. Именно поэтому процесс профессионального самоопределения студентов-сирот - будущих педагогов требует изучения и оптимизации на этапе обучения, вхождения в самостоятельную жизнь.

Анализ работ Е.А. Климова [3], Н.С. Пряжникова [5], Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой, М.Ю. Уваровой [7] был положен в основу структуры профессионального самоопределения личности. Профессиональное и личностное самоопределение студентов-сирот - будущих педагогов включает в себя совокупность структурных элементов (критериев), таких как степень предрасположенности к педагогической деятельности; степень самоактуализации и самореализации; уровень самоуважения и самопринятия; связность событий прошлого, настоящего и будущего и их эмоциональная оценка; наличие профессиональ-

97

№ 49

Сибирский психологический журнал

2013 г.

ных планов и путей их достижения. Степень их развитости обусловливает уровни профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот - будущих педагогов.

Цель нашего исследования - изучить характеристики профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот - будущих педагогов.

В процессе исследования мы использовали следующие методы: опросник для выявления профессиональной предрасположенности, позволяющий определить степень успешности прохождения испытуемыми определяющего и активизирующего этапов профессионального самоопределения личности; методика Кроника - Головахи «Мой жизненный путь» для выявления структурных характеристик профессионального и личностного самоопределения (представления испытуемых о своем будущем - жизненные и профессиональные планы, количество событий на протяжении жизненного пути и их эмоциональная оценка). Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием методов математической статистики (компьютерная программа SPSS for Windows «Statistics 19», U-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Пирсона). Участниками исследования стали студенты, имеющие родителей (35 чел.), и студенты-сироты (35 чел.) ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», а также студенты, имеющие родителей (35 чел.), и студенты-сироты (35 чел.) ОГОБУ СПО «Иркутский региональный колледж педагогического образования». Общий объем выборки составил 140 чел., средний возраст испытуемых - 19 лет.

Анализ результатов исследования позволяет заключить, что студентов вуза и колледжа, имеющих родителей, от студентов-сирот отличают более выраженные характеристики профессионального и личностного самоопределения. У студентов-сирот характеристики профессионального и личностного самоопределения наименее выражены, что соответствует низкому уровню профессионального и личностного самоопределения данной категории респондентов.

Обратившись к анализу литературы по проблеме профессиональной предрасположенности к профессиям типа «человек - человек» и рассмотрев профессиограмму педагога (учителя) без акцента на его специализации, мы сделали вывод, что о высоком уровне предрасположенности к педагогической деятельности свидетельствуют следующие показатели: высокий уровень контактности, самоконтроля и внутренней дисциплины, высокий уровень оценки компетентности во времени, уровень самоактуализации личности и высокая степень разделения ценностей, характерных для самоактуализирующейся личности, гибкость в реализации целей и ценностей, умение отдавать себе отчет в своих потребностях, продуманные и целенаправленные действия, высокий уровень самоуважения и самопринятия, положитель-

98

Характеристика профессионального и личностного самоопределения

ное восприятие природы человека, а также целостное восприятие мира и людей, восприятие агрессии как неестественного проявления природы человека, высокий уровень стремления к приобретению знаний об окружающем мире и творческая направленность.

Результаты исследования показали, что у студентов выделенных групп наблюдаются низкие показатели предрасположенности к педагогической деятельности, работе, связанной с общением и взаимодействием с людьми; наибольшая предрасположенность к педагогической деятельности проявляется у студентов вуза и колледжа, имеющих родителей, в сравнении со студентами-сиротами. Студенты-сироты колледжа проявляют большую предрасположенность к творческим специальностям и коллективному труду. При этом студенты-сироты вуза также проявляют наибольшую предрасположенность к труду в составе коллектива. На наш взгляд, данные показатели отражают реальное положение дел - большинство юношей и девушек, в том числе и оставшиеся без попечения родителей, выбирают профессию спонтанно, ориентируясь на какие-то внешние признаки (престиж, материальное обеспечение), поступают в учебные учреждения за компанию с друзьями, не учитывая свои способности и возможности.

Процесс профессионального самоопределения студентов-сирот, обучающихся в вузе и колледже, имеет отличия. Уровень поддержки самоактуализации у студентов-сирот вуза достоверно выше, чем у сту-дентов-сирот колледжа (U = 1083,5 при р = 0,05). Студентов-сирот вуза от студентов-сирот колледжа отличают также большее разделение ценностей, характерных для самоактуализирующейся личности (U = 1017,5 при р = 0,05), высокая гибкость в реализации своих ценностей (U = 1047,5 при р = 0,05), способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации (U = 1075,5 при р = 0,05), способность отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах (U = 1072,5 при р = 0,05). При этом студенты-сироты вуза проявляют меньшую способность к продуманным целенаправленным действиям; уровень спонтанности (U = 1075 при р = 0,05) ниже у студентов-сирот колледжа; студенты-сироты вуза в большей степени склонны принимать свою агрессию, гнев и раздражение как естественное проявление человеческой природы, нежели представители этой группы, обучающиеся в колледже (U = 1046,5 при р = 0,05). Внутренняя дисциплина и самоконтроль выше у студентов-сирот колледжа, чем студентов-сирот вуза, что, на наш взгляд, может быть обусловлено спецификой учебновоспитательного процесса в колледже (U = 1425 при р = 0,05). Таким образом, студентов-сирот вуза отличают более высокий уровень поддержки самоактуализации, большее разделение ценностей, характерных для самоактуализирующейся личности, более высокая гибкость в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации, способность отдавать себе отчет в

99

№ 49

Сибирский психологический журнал

2013 г.

своих потребностях и чувствах, в более позитивном отношении к своему прошлому и его осознанию.

Для студентов-сирот - будущих педагогов характерна низкая способность жить «настоящим», ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, они не способны воспринимать свою жизнь целостно, события настоящего на жизненном пути занимают меньшую часть, нежели события будущего и прошлого. Студенты-сироты, обучающиеся в вузе, склонны к более детальному анализу своего жизненного пути, чем студенты-сироты колледжа; они относятся к своему прошлому более положительно и способны осознавать его. При этом студенты-сироты вуза указывают большее количество событий в прошлом, чем студенты-сироты колледжа (U = 944,5 при р = 0,001). Сироты, обучающиеся в вузе и колледже, считают, что все события, происходящие на их жизненном и профессиональном пути, будут зависеть от общества. Установлено, что чем большую зависимость от общества ощущают студенты, тем в меньшей степени они стремятся к самоактуализации (г = -0,177 на уровне значимости 0,05), тем ниже уровень их самоуважения (г = -0,238 на уровне значимости 0,01) и тем в меньшей степени они способны принимать свою агрессию, гнев и раздражение как неестественное проявление человеческой природы (г = -0,213 на уровне значимости 0,05).

Резюмируя сказанное, отметим, что к характеристикам профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот - будущих педагогов относятся такие показатели, как неспособность к целостному восприятию мира и людей, неспособность к быстрому установлению глубоких контактов с людьми, отсутствие восприятия целостности жизни (события настоящего, прошлого и будущего не связаны друг с другом), низкая способность жить «настоящим», низкий уровень предрасположенности к педагогической деятельности. Таким образом, хотя данная категория студентов в средних специальных и высших учебных заведениях активно привлекается в систему дополнительного образования, с ними проводится психологическая работа, уровень творческого развития, профессионального и личностного самоопределения представителей этой категории соответствует низкому, что не способствует формированию активной жизненной позиции и профессиональному становлению. Мы полагаем, что включение сту-дентов-сирот - будущих педагогов в целенаправленную деятельность, реализуемую в рамках проведения психологической работы, направленной на проработку психологической травмы, связанной с потерей родителей, и раскрытие их личностных ресурсов может способствовать оптимизации процесса профессионального и личностного самоопределения.

100

Характеристика профессионального и личностного самоопределения

Литература

1. Баранова В.В., Зеленова И.Е. Представление студентов о будущем как аспект их

личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 5-20.

2. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-

педагогической поддержки детей и подростков : учеб. пособие. М. : Из-во УРАО, 2001.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.

4. Олейникова Л.Т. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения

выпускников интернатных учреждений : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2006. 16 с.

5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.

6. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. СПб. : Пи-

тер, 2003.

7. Уварова М.Ю. Структура и оптимизация профессионального самоопределения студен-

тов-психологов : дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2007. 161 с.

THE CHARACTERISTIC OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELFDETERMINATION OF STUDENTS-ORPHANS - THE FUTURE TEACHERS Gromyko E.D. (Irkutsk)

Summary. In article characteristics of professional and personal self-determination of orphan students - future teachers are considered. Criteria of professional and personal selfdetermination of orphan students - future teachers are described. Specifics of professional and personal self-determination of the orphan students who are training in pedagogical higher education institution and in teacher training college is allocated.

Key words: characteristics of professional and personal self-determination; orphan students - future teachers; professional predisposition; vital prospect; personality selfupdating.

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.