IV. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.922.767 © Е.Д. Громыко
ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СИРОТ -
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Статья посвящена рассмотрению детерминант успешного профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот высших и средних специальных педагогических учебных заведений. Описаны критерии профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот, выделены этапы профессионального самоопределения личности. Намечены перспективы развития и оптимизации профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот - будущих педагогов.
Ключевые слова: профессиональное и личностное самоопределение, студенты-сироты, профессиональная предрасположенность, жизненная перспектива, этапы профессионального самоопределения личности.
E.D. Gromyko DETERMINANTS OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL AND PERSONAL SELFDETERMINATION OF ORPHAN STUDENTS - THE FUTURE TEACHERS
The article is devoted to the consideration the determinants of successful professional and personal selfdetermination of orphans students of higher and secondary special pedagogical educational institutions. The criteria of professional and personal self-determination of orphan students have been described, stages of personality’s professional self-determination have been allocated. The prospects of development and optimization of professional and personal self-determination of orphan students - the future teachers have been outlined.
Keywords: professional and personal self-determination, orphan students, professional predisposition, vital prospect, stages of personality’s professional self-determination.
Успешное личностное и профессиональное самоопределение позволяет молодым людям вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самими собой, сохраняя индивидуальность, самоактуа-лизируясь, достигая высокого уровня в профессиональной деятельности. В период студенчества происходит интенсивное формирование профессионального самоопределения, которое не сводится к профессиональному выбору, а выступает как содержательный процесс духовного развития личности, когда центром внутренней жизни является стремление к самопознанию, самосовершенствованию. Вслед за Я.В. Дидков-ской, мы рассматриваем профессиональное самоопределение студенческой молодежи как процесс ее интеграции в социальнопрофессиональную структуру общества, который реализуется на личностном уровне через
ценностный выбор студентами вариантов профессионального развития [3].
Нерешенность экзистенциальных проблем, проблем, связанных с выбором, в том числе и профессиональным, смыслом жизни, ответственностью за свое решение, свободой определяет трудности становления и развития личности студентов-сирот. Студенты-сироты в большей степени, чем студенты, воспитывающиеся в семье, испытывают трудности в развитии и становлении личности. Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности, так как он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (значимое ближайшее окружение), позволяющих человеку быть профессионально ориентированным.
Анализ работ Е.А. Климова [5], Н.С. Пряж-никова [8], Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой,
М.Ю. Уваровой [9] позволил нам выделить следующие этапы профессионального самоопределения личности:
1 этап - определяющий - предрасположенность к выбранной профессии (способности, склонности, интересы, способность соотносить свое настоящее, прошлое, будущее со своими целями, ценностными ориентациями и возможностями, сформированность адекватного «Образа Я», адекватные притязания, готовность к профессиональному самоопределению, осознанность профессионального выбора);
2 этап - активизирующий - процесс освоения профессии - активизация процессов самопознания, самооценивания и саморазвития, формирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности, построение своей профессиональной и личной перспективы, жизненных планов (поиск смысла своего существования), профессиональная компетентность;
3 этап - реализующий - «Я в профессии» -формирование адекватного отношения к самому себе как к специалисту, стремление к саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности, реализация профессиональной и личной перспективы, направленность в будущее с учетом прошлого и настоящего опыта; готовность к постоянному профессиональному росту; поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности.
Мы сделали акцент на первых двух уровнях профессионального самоопределения личности, полагая, что их успешная реализация будет способствовать формированию у студентов-сирот адекватного отношения к самому себе как к специалисту, стремлению к саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности, реализации профессиональной и личной перспективы, так как временная перспектива личности и ее развитие является одним из важнейших факторов профессионального самоопределения личности [6].
Анализ представленных этапов профессионального самоопределения личности позволяет выделить следующие критерии профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот:
- степень предрасположенности к педагогической деятельности (обусловлено спецификой выборки);
- степень самоактуализации и самореализации;
- уровень самоуважения и самопринятия;
- связность событий прошлого, настоящего и будущего и их эмоциональная оценка;
- наличие профессиональных планов и путей их достижения.
В свою очередь, указанные критерии определяют уровни профессионального и личностного самоопределения - высокий (все критерии соответствуют высокому уровню развития), средний (возможны некоторые затруднения по одному или нескольким критериям) и низкий (выделенные критерии не выражены).
Ответу на вопрос о детерминантах успешного профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот - будущих педагогов, посвящено данное исследование, участниками которого стали студенты (35 чел.) и студенты-сироты (35 чел.) ФГБОУ ВПО «ВосточноСибирская государственная академия образования», а также студенты (35 чел.) и студенты-сироты (35 чел.) ОГОБУ СПО «Иркутский региональный колледж педагогического образования». Общий объем выборки составил 140 чел., средний возраст испытуемых - 19 лет. Дифференциация групп была выполнена для того, чтобы на основе сопоставительного анализа показать общее в характеристиках профессионального и личностного самоопределения, присущее студентам и студентам-сиротам, тем самым прояснить роль психологической травмы, связанной с потерей родителей, в процессе профессионального и личностного самоопределения сту-дентов-сирот - будущих педагогов.
Для изучения детерминант успешного профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот - будущих педагогов использовался опросник для выявления профессиональной предрасположенности и методика Кроника-Головахи «Мой жизненный путь» для выявления представлений испытуемых о своем будущем (жизненные и профессиональные планы), количестве событий на протяжении всего жизненного пути и их эмоциональную оценку. Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивались применением надежных и апробированных в отечественной психологии психодиагностических методик, а также использованием методов математической статистики (компьютерная программа «SPSS for Windows» (Statistics 19), U-критерий Манна-Уитни, корреляционный метод Пирсона).
Анализ результатов исследования начнем с рассмотрения особенностей профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот, выделенных с помощью опросника для выявления профессиональной предрасположенности [7].
Если обратиться к анализу литературы по проблеме профессиональной предрасположенности к профессиям типа «человек - человек» и рассмотрению профессиограммы педагога (учителя), не делая акцент на его специализации, то можно сделать заключение, что о высоком уровне предрасположенности к педагогической деятельности свидетельствуют следующие показатели: прежде всего, это высокий уровень контактности, самоконтроля и внутренней дисциплины, высокий уровень оценки компетентности во времени, уровень самоактуализации личности и высокая степень разделения ценностей, характерных для самоактуализирующейся личности, гибкость в реализации своих целей и ценностей, умение отдавать себе отчет в своих потребностях, продуманные и целенаправленные действия, высокий уровень самоуважения и самопри-нятия, положительное восприятие природы человека, а также целостное восприятие мира и людей, восприятие агрессии как неестественное проявление природы человека, высокий уровень стремления к приобретению знаний об окружающем мире и творческая направленность.
Дадим анализ значимых различий в показателях профессионального и личностного самоопределения студентов и студентов-сирот - будущих педагогов. Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что для студентов вуза характерен более высокий уровень оценки компетентности во времени (и=990,5 при р=0,01), высокий уровень поддержки самоактуализации в сравнении со студентами колледжа (и= 1013,5 при р=0,01), более высокий уровень самоуважения (и=977 при р=0,01) и самоприня-тия (и=973,5 при р=0,01) и более высокий уровень контактности (и=950 при р=0,001) в сравнении с показателями студентов колледжа.
Сравнение показателей студентов-сирот вуза и колледжа указывает на тот факт, что уровень поддержки самоактуализации у студентов-сирот вуза достоверно выше, чем у студентов-сирот колледжа (и=1083,5 при р=0,05). Так же студен-тов-сирот вуза в сравнении со студентами-сиротами колледжа отличает большее разделение ценностей, характерных для самоактуализи-рующейся личности (и=1017,5 при р=0,05), высокая гибкость в реализации своих ценностей (и=1047,5 при р=0,05), способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации (и=1075,5 при р=0,05), способность отдавать себе отчет в потребностях и чувствах (и=1072,5 при р=0,05). При этом студенты-сироты вуза проявляют меньшую способность к продуманным целенаправленным действиям, уровень спонтанности (и=1075 при р=0,05) ниже у сту-
дентов-сирот колледжа; студенты-сироты вуза в большей степени склонны принимать свою агрессию, гнев и раздражение как естественное проявление человеческой природы, нежели студенты-сироты колледжа (и=1046,5 при р=0,05). Внутренняя дисциплина и самоконтроль выше у студентов-сирот колледжа (14 %) в сравнении со студентами-сиротами вуза (только 3 %), такие показатели, на наш взгляд, могут быть обусловлены спецификой учебно-воспитательного процесса в колледже (и=1425 при р=0,05).
Сравнение показателей студентов вуза и сту-дентов-сирот вуза показало, что студентов вуза отличают более высокие показатели по шкале компетентности во времени (и=990,5 при р=0,01), способность жить настоящим и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего; высокая поддержка самоактуализации (и= 1013,5 при р=0,01), высокий уровень самоуважения (и=977 при р=0,01), высокий уровень самопринятия (и=973,5 при р=0,01) и высокий уровень контактности (и=950 при р=0,001).
Студентов колледжа в сравнении со студен-тами-сиротами колледжа отличают такие особенности профессионального и личностного самоопределения как высокий уровень компетентности во времени (и=1009,5 при р=0,01), способность жить настоящим и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего; высокая поддержка самоактуализации (и=983,5 при р=0,01), гибкость в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации (и=979,5 при р=0,01). При этом студенты колледжа проявляют меньшую способность к продуманным целенаправленным действиям, уровень спонтанности ниже у студентов-сирот колледжа (и=1045,5 при р=0,05). Высокий уровень самопринятия проявляется у студентов колледжа чаще в сравнении со студентами-сиротами колледжа (и=980,5 при р=0,01).
Объединение показателей по шкалам опросника позволяет нам выявить степень предрасположенности студентов и студентов-сирот средних специальных и высших учебных педагогических заведений к различным сферам человеческой деятельности, что наглядно представлено в таблице 1.
Данные таблицы позволяют говорить о том, что у студентов выделенных групп наблюдаются низкие показатели предрасположенности к педагогической деятельности, работе, связанной с общением и взаимодействием с людьми (высокие показатели по шкале «оценка гибкости поведения», шкале «оценка синергичности» и
«оценка контактности», а также низкие показатели по шкале «оценка сензитивности»). На наш взгляд, именно выраженные показатели профессиональной предрасположенности к педагогической деятельности могут выступать детерминантой успешного профессионального и личностного самоопределения, в том числе и студентов-сирот - будущих педагогов. Отметим, что наи-
большая предрасположенность к педагогической деятельности проявляется у студентов вуза и колледжа в сравнении со студентами сиротами вуза и колледжа, что также может указывать на низкий уровень профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот - будущих педагогов и затруднять процесс профессионального и личностного самоопределения.
Таблица 1
Распределение показателей предрасположенности студентов и студентов-сирот средних специальных и высших учебных педагогических заведений к различным сферам человеческой деятельности (в %)
Сферы человеческой деятельности Студенты вуза Студенты колледжа Студенты-сироты вуза Студенты-сироты колледжа
Руководитель в любой сфере; управление людьми 29,5 13,5 6,75 3,75
Творческие специальности 20 8,5 8,5 20
Личный индивидуальный труд 19 11,3 6,7 12,7
Труд в составе коллектива 23,7 32,3 35 40
Общественные должности, культурно- просветительская работа 27,5 17 10 4,5
Работа, связанная с общением и взаимодействием с людьми 15 12,3 7,5 8
Анализ методики Кроника-Головахи «Мой менная перспектива), оценку событий жизнен-
жизненный путь» [1] позволил нам выделить ного пути, что наглядно представлено
представления испытуемых о своем будущем в таблице 2.
(жизненные и профессиональные планы, вре-
Таблица 2
Распределение студентами и студентами-сиротами средних специальных и высших учебных педагогических заведений событий своего жизненного пути (средние значения)
События
Прошлое Настоящее Будущее Всего
+ 0 - + 0 - + 0 -
Студенты Вуза 4,8 0,3 0,9 1,1 0,1 0,2 5,3 0,2 0,3
Всего 6 1,4 5,8 13,2
Студенты колледжа 3,4 0,5 0,7 1,2 0,2 0,1 3,7 0,1 0,4
Всего 4,6 1,5 4,2 10,3
Студенты-сироты Вуза 4,1 0,6 2,1 1,1 0,1 0,1 5,3 0,2 0,1
Всего 6,8 1,3 5,6 13,7
Студенты-сироты колледжа 2,2 0,3 1,1 0,8 0,1 0,1 4,7 0,1 0,2
Всего 3,6 1 5 9,6
Качественный и количественный анализ результатов методики «Мои жизненные планы» (как видно из таблицы 2) свидетельствует о том, что у студентов данной выборки низкая способность жить «настоящим», ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, видеть свою жизнь целостно. События настоящего на жизненном пути занимают меньшую часть, нежели события будущего и прошлого. При этом студенты вуза и студенты-сироты вуза (13,2 и 13,7) склонны к более детальному анализу своего жизненного пути, чем студенты колледжа и студенты-сироты колледжа (10,3 и 9,6). Достоверность и значимость таких различий подтверждается (и=1064 при р=0,05; и=993,5 при р=0,01). Студенты-сироты вуза по сравнению со студентами-сиротами колледжа относятся к своему прошлому более положительно и способны осознавать его, при этом студенты-сироты вуза указывают большее количество событий в прошлом, чем студенты-сироты колледжа (и=944,5 при р=0,001). Более детальный анализ планов в будущем представлен у студентов вуза в сравнении со студентами колледжа (и=1009,5 при р=0,01). Тогда как студенты колледжа в сравнении со студентами-сиротами колледжа в большей степени осознают и рассматривают настоящее как необходимый и жизненно важный этап на их жизненном пути (и=1082 при р=0,05).
Четкое видение индивидом ближайшей и отдаленной перспективы является важнейшим моментом развития личности в период перехода от юности к взрослости, когда решаются главные проблемы жизнеустройства, происходит процесс профессионального самоопределения и становления личности. Что касается событий будущего, то для студентов колледжа в сравнении со студентами вуза характерно отсутствие видения жизненной перспективы, тогда как у студентов вуза появляется видение перспективы на всем жизненном пути (и=940,5 при р=0,001). Отсутствие видения своей жизненной и временной перспективы свойственно и студентам колледжа, тогда как студенты-сироты колледжа видят все свои значимые события на протяжении более десяти лет, для них характерно видение отдаленной перспективы (и=1536,5 при р=0,001).
Отметим, что только студенты вуза считают, что общество не может повлиять на процесс их профессионального и личностного самоопределения. Тогда как студенты колледжа, студенты-сироты вуза и студенты-сироты колледжа указывают на тот факт, что все события, происходящие на их жизненном и профессиональном пути, будут зависеть от общества (и=1505 при
р=0,01; и=1435 при р=0,05). При этом, чем большую зависимость от общества ощущают студенты, тем в меньшей степени они стремятся к самоактуализации (г=-0,177 на уровне значимости 0,05), тем ниже уровень их самоуважения (г=-0,238 на уровне значимости 0,01) и тем в меньшей степени студенты способны принимать свою агрессию, гнев и раздражение как неестественное проявление человеческой природы (г=-
0,213 на уровне значимости 0,05).
Анализ результатов исследовательской работы позволяет сделать вывод о том, что студентов вуза и колледжа в сравнении со студентами-сиротами вуза и колледжа отличают более высокие показатели компетентности во времени, самоактуализации личности, ее поддержки, способность проявлять гибкость в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации, способность к продуманным, целенаправленным действиям, адекватное принятие себя с учетом оценки своих достоинств и недостатков, восприятие природы человека в целом положительно, принятие агрессии и гнева человека как неестественное проявление человеческой природы, предрасположенность к педагогической деятельности. Такие показатели позволяют говорить о достаточно высоком уровне профессионального и личностного самоопределения студентов вуза и колледжа и могут выступать детерминантами успешного профессионального личностного самоопределения.
Неспособность к целостному восприятию мира и людей у студентов-сирот вуза и колледжа, неспособность к быстрому установлению глубоких контактов с людьми, отсутствие восприятия целостности жизни (события настоящего, прошлого и будущего не связаны друг с другом), низкая способность жить «настоящим», низкий уровень предрасположенности к педагогической деятельности, наоборот, позволяют говорить о низком уровнем профессионального и личностного самоопределения студентов-сирот вуза и колледжа. Такие показатели, в первую очередь, обоснованы негативным жизненным опытом студентов-сирот, психологической травмой, вызванной потерей родителей, социальной ситуацией развития студентов-сирот (воспитание в приемной семье, детском доме), а также и тем, что студенты-сироты при выборе профессии и учебного заведения не опираются на опыт профессионального становления родителей, не имеют широких и разнообразных связей (значимое ближайшее окружение), позволяющих человеку быть профессионально ориентированным.
В связи с этим, рассматривая перспективу исследований по данной проблеме, можно предположить, что особое внимание должно быть направлено на развитие у студентов-сирот позиции активного субъекта жизнедеятельности; переосмысление студентами своего социального опыта, развитие у них социально значимых жизненных ценностей, опыта социальнопозитивного поведения, формирование реального позитивного образа личного и профессионального будущего; создание условий для самореализации.
Литература
1. Баранова В.В., Зеленова И.Е. Представление студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. - 2002.
- №2. - С. 5-20.
2. Геращенко Л.В. Социально-педагогические условия ресоциализации дезадаптированных студентов сирот в условиях среднего профес-
сионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск, 2003.
3. Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социс. -2001. - №7. -С. 132-135.
4. Дубровина И.В., Минкова Э.А., Бардышевская М.К. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. - М.: ТОО «Симе», 1995.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д., 1996.
6. Леснянская Ж.А. Временная перспектива старшеклассников сельской школы, ее развитие и влияние на профессиональное самоопределение: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Иркутск, 2008.
7. Пакет психодиагностических методик // сост. А.Г. Асеев, Иркутск. - 1991. - С. 145-163.
8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1996.
9. Уварова М.Ю. Структура и оптимизация профессионального самоопределения студентов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2007.
Громыко Елена Дмитриевна - аспирант кафедры общей и педагогической психологии Восточно-Сибирской государственной академии образования (Иркутск). e-mail:[email protected]
Gromyko Elena Dmitrievna - postgraduate student, department of general and pedagogical psychology, East-Siberian State Academy of Education (Irkutsk). e-mail:[email protected]
УДК 159.922.27
© Е.Е. Ли
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ВОСПИТАНИЕ»
Основной идеей статьи является изучение проблемы воспитания. Описываются различные подходы к определению понятия «воспитание». В заключении автор делает вывод, что воспитание следует изучать как социально-психологическую систему.
Ключевые слова: воспитание, социально-психологическая система, процесс воспитания.
E.E. Li TO THE ISSUE OF THE PROBLEM OF DEFINITION THE CONCEPT "EDUCATION"
The basic idea of this article is to study the problem of education. The various approaches to the definition of the concept of education are described. In conclusion the author concludes that education should be studied as a social psychological system.
Keywords: education, social psychological system, education process.
Социально-психологические особенности современного общества предъявляют человеку все более и более жесткие требования. Так, динамика и содержание происходящих изменений требуют от личности проявлять такие качества, как: адаптивность, стрессоустойчивость, целеустремленность и т.д. Во многом определяющим фактором при их формировании является специфика социальной ситуации развития личности
на ранних этапах жизнедеятельности, а именно -внутрисемейные отношения.
Семья является основным социальным институтом, закладывающим основу для дальнейшего развития ребенка. Ключевым моментом в этом процессе являются детско-родительские отношения, а это есть воспитание подрастающего поколения. Данный вопрос, вероятно, никогда не утратит своей актуальности. В то же вре