Научная статья на тему 'Создание современной информационной среды: итоги и перспективы'

Создание современной информационной среды: итоги и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание современной информационной среды: итоги и перспективы»

решают эту проблему, добавляя соответствующие функции.

Разработка и внедрение в учебный процесс электронного учебного пособия по экономике позволяет оптимизировать поставленные задачи, более эффективно использовать учебное

время, развить интерес к профессиональной деятельности, способствует расширению форм образовательной деятельности (т. е. использование дистанционных образовательных технологий), экономический эффект от которой, ярко выражен.

СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ:

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Г. Е. Моргунова, кандидат культурологии, начальник методической службы ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж»

Развитие общества невозможно без высокого уровня интеллекта населения, обеспечить который может только высокообразованный учитель. Ключевую роль в подготовке такого учителя играют ИКТ. Понимание создания необходимой информационной среды привело к комплексному решению задач информатизации в нашем колледже.

Информатизация образовательного процесса колледжа была сконцентрирована на совершенствовании материально-технической базы; подготовке кадров для использования ИКТ; разработке информационно-методического обеспечения учебного процесса; внедрении элементов автоматизированных систем управления и проводилась на основе Программы информатизации Мариинского педагогического колледжа (2008-2012 гг.).

Сегодня созданы материально-технические условия для перехода к новому уровню использования ИКТ (65 ПК, объединенных в локальную сеть, с выходом в Интернет; есть необходимая оргтехника, информационный портал), на 12 студентов приходится 1 ПК при показателе по РФ 1 ПК на 20-25 обучающихся. Функционируют программы «Контур-бухгалтер», «Контур-экстерн», «Экспресс-расписание», «Консультант плюс», «Ирбис», внедряется «1С: Колледж». В трех компьютерных классах проводятся занятия по всем предметам, осуществляются все виды контроля, компью-

терное тестирование. В среднем нагрузка на компьютерный класс - 33 часа в неделю.

Все преподаватели колледжа повысили уровень своей ИКТ-компетентности на курсах ГОУ «КРИРПО» и семинарах-практикумах в колледже, студенты - на курсах «Основы информационной культуры» и «Пользователь ПК».

С 2007 г. студенты приняли участие во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде «Эйдос» (Москва), в 28 номинациях по направлениям: география, информатика, литература, физкультура и спорт, немецкий и английский языки, психология, музыка, математика, русский язык, педагогика и другие. Большая часть участвующих вошла в первую десятку, 13 студентов заняли призовые места. Опыт участия в проектах «Эйдос» особенно значим в формировании креативного мышления. Несколько лет студенты участвуют в Федеральном интернет-экзамене в сфере профессионального образования, где показывают достаточно высокие результаты.

Преподаватели разрабатывают электронные издания учебного назначения, часть которых была представлена на Международной выставке-ярмарке в Кемерове (февраль 2012 г.). В числе 30 мероприятий по актуальным проблемам современного образования в рамках выставки колледж представил презентацию «Информатизация - основа развития Мариинского педагогического колледжа». В конкурсе на лучший экспонат дипломами I степени отмечены работы: «Учебный терминологический словарь по технологии (труду) для начальных классов» Л. В. Дудиной, «Электронный учебно-методический комплекс по информатике и ИКТ» И. С. Зайцевой. Золотой медали удостоена разработка «Художественная роспись на занятиях изодеятельностью»

Е. Б. Нижегородовой. Эти работы и работа М. В. Лихановой «Методика музыкального развития детей дошкольного возраста» зарегистрированы в ФГУП НТЦ «Информрегистр».

Проведенная работа позволила в рамках областной тематической консультации «Электронный кабинет преподавателя ОУ НПО и СПО -информационно-технологическое обеспечение реализации ФГОС» (март 2012 г.) поделиться опытом с коллегами из учебных заведений НПО и СПО Кузбасса: Мариинского лесотехнического техникума, Мариинского аграрного техникума, Ижморского профучилища № 74 и Тяжинского профлицея № 79.

В ходе консультации Г. Е. Моргунова познакомила собравшихся с системой работы ОУ по информатизации колледжа. Во время экскурсии, проведенной Т. А. Беловой, участники мероприятия познакомились с компонентами информационной среды образовательного учреждения. Подробно осветили процесс создания электронных пособий учебного назначения, электронных учебных кабинетов и единого электронного учебно-методического комплекса Е. Д. Коваленко, И. С. Зайцева и Е. Л. Ключерова. В целом мероприятие получило высокую оценку со стороны методиста ГОУ «КРИРПО» Л. В. Гридаевой и участников консультации, которые выразили желание дальнейшего сотрудничества.

На областном фестивале «Арт-Профи» (Кемерово, 22 марта 2012 г.) в номинации «Профессиональное творчество» были представлены электронные продукты учебного назначения: «Многогранники: параллелепипед» (Т. А. Белова), «Основные этапы в развитии философии» (Г. Е. Моргунова), «Справочник по методике изобразительного искусства» (Т. А. Лавриченко); презентация по истории изобразительного искусства к разделу «Архитектура» (О. Смакотина, 4-й курс, рук. Т. А. Лавриченко) и электронное пособие «Рисуночные методики для изучения межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста» (рук. Е. С. Тришина).

На выставке творческих работ студентов СПО Кемеровской области в апреле 2012 года представлялись работы в номинации «Информационное и программное обеспечение». Благодарственными письмами награждены Н. Гусель-никова (электронное учебное пособие «Основы философии»), А. Коломина (презентация «Обу-

чение учащихся 1-го класса написанию словарных слов»), 3-е место занял сборник электронных тестов для начальной школы И. Русалеева и М. Дарьиной. Благодарственными письмами награждены их руководители И. С. Зайцева, Г. Е. Моргунова, Е. С. Тришина, И. В. Тулпарова.

Растет число дипломных работ, выполненных по заказу работодателя, при этом большая часть из них ориентирована на новые ФГОС. Значительная часть работ выполнена на отделении «Преподавание в начальных классах» - электронные пособия учебного назначения, соответствующие всем заявленным требованиям к данному виду работ. Получив высокую оценку работодателей, пособия взяты для реализации в образовательном процессе МОУ СОШ № 6, ряда детских садов г. Мариинска; два проекта представлены на областных выставках студенческих работ. В сентябре этого учебного года состоялась презентация разработанных преподавателями и студентами колледжа электронных пособий на методобъе-динениях учителей Чебулинского района. Пособия для начальной школы оказались очень востребованными. Подобная презентация состоится и для учителей Мариинского района.

В рамках социального партнерства с учителями Чебулинского района и города Мариинска проведены консультации по методике работы с интерактивной доской, по программным продуктам для создания электронных средств учебного назначения, по созданию сайта. Данная работа позволяет получать и объективную информацию о состоянии информатизации в образовательных учреждениях, подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными технологиями, состояния научного, учебно-методического, научно-технического обеспе-

чения образовательных учреждений района в области информационно-коммуникационных технологий, что помогает корректировать подготовку студентов нашего колледжа, принимать участие в подготовке педагогических работников образовательных учреждений района по проблемам информатизации системы образования. В перспективе совместная работа должна помочь в организации и дистанционного обучения как педагогов отдаленных общеобразовательных учреждений, так и обучающихся на дому.

Внедрение современных информационных систем позволило снизить затраты времени и трудоемкость ряда операций. С 2010 года расписание занятий составляется с помощью программы «Экспресс-расписание». По исследованиям ГОУ «КРИРПО», доля ОУ ПО Кемеровской области, использующих системы автоматизированного планирования учебного процесса, - 26 %, поэтому опыт колледжа значим. На базе программы MS Excel развернута система рейтинговой оценки знаний (по области 29 % ОУ ПО имеют такие системы), позволяющая усилить мотивацию учебной деятельности за счет большей дифференциации оценки результатов работы студента и уменьшить субъективизм со стороны преподавателя. Студент своевременно информируется об изменении оценки, имеет свободный доступ к электронным результатам. Пока система действует на 1-2-м курсах.

Информационная система «Ирбис» в библиотеке консолидировала все ресурсы в интересах субъектов образовательного пространства (233 электронных аналога печатных изданий и 35 электронных пособий, созданных преподавателями). Для улучшения управления системой повышения профессиональной компетентности, автоматизации управления создан «Электронный колледж» (как информационный реестр) и электронный методический кабинет (web-узел с 13 разделами). Для оперативного информиро-

вания общественности о деятельности ОУ функционирует сайт колледжа. Помимо информационных разделов сайта есть страница, позволяющая в системе закрытого доступа получить информацию об успеваемости по семестрам, а информационный терминал в холле дает возможность получить все необходимые сведения по организации и проведению воспитательно-образовательного процесса.

Все это дает основание рассматривать информационную образовательную среду колледжа как систему с необходимой нормативно-организационной базой, техническим и методическим сопровождением, обеспечивающую автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование необходимой информации.

Необходимо также отметить, что данная работа оказалась достаточно успешной благодаря тесному взаимодействию с высокопрофессиональными и заинтересованными сотрудниками ГОУ «КРИРПО». Большую помощь в создании электронных средств учебного назначения, обобщении накопленного опыта в плане информатизации оказал С. А. Дочкин, А. Ю. Ильиных оказывал постоянную методическую помощь по внедрению программы «1С-колледж». Анализ состояния информационной среды нашего колледжа вместе с С. А. Дочкиным провели К. Б. Иванов и В. В. Савельев.

В перспективе предполагается установка единого файлового сервера, оборудование аудиторий информационными панелями с подключением к единой базе информационных ресурсов; развертывание системы рейтинговой оценки на всех курсах с возможностью отображения результатов успеваемости на сайте, дальнейшая разработка электронных изданий учебного назначения и их регистрация в НТЦ «Информ-регистр»; доработка виртуального музея по истории колледжа (Г. Е. Моргунова, И. С. Зайцева), ряд интересных электронных проектов по истории города.

Проделанная работа по информатизации образовательной среды колледжа отчетливо показала, что важны как материально-технические ресурсы, готовность коллектива идти в ногу со временем, повышать свой потенциал, мобильно реагировать на социальный заказ, так и максимальное использование всех внешних ресурсов, в первую очередь потенциала Кузбасского регионального института развития профессионального образования, что позволит колледжу и в дальнейшем поддерживать и развивать свой позитивный имидж на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.