Научная статья на тему 'Как сформировать у обучающихся инновационное поведение?'

Как сформировать у обучающихся инновационное поведение? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как сформировать у обучающихся инновационное поведение?»

КАК СФОРМИРОВАТЬ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ?

Ответы на этот вопрос предложили участники областного конкурса

«Преподаватель года - 2009»

4-5 марта в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования состоялась защита образовательных проектов участников областного конкурса «Преподаватель года - 2009», преодолевших отборочные туры. 15 сильнейших педагогов ОУ НПО и 13 представителей ОУ СПО (2 человека не смогли участвовать по болезни) попытались доказать жюри и коллегам, что именно их проект достоин называться лучшим. Предполагается, что проекты-победители будут внедряться в образовательный процесс, а сотрудники института - отслеживать ход внедрения. Каждый проект должен работать на формирование у обучающихся инновационного поведения - это обязательное условие конкурса.

Первыми на суд жюри представили свои проекты педагоги ОУ НПО.

Преподаватель физической культуры ПЛ № 70 Антонина Викторовна Шершнева поделилась своим опытом работы по укреплению физического здоровья учащихся с учетом выбранной ребятами профессии. Как известно, профзаболевания легче предотвратить, чем лечить. Поэтому уже в период учебы для будущих специалистов подобраны индивидуальные комплексы упражнений, рекомендованы занятия в различных спортивных секциях. Такой факт, что 70 % учащихся курят, тоже негативно сказывается на их здоровье. Поэтому педагог поставила задачу - сформировать у ребят качественно иное отношение к своему образу жизни. Для ее решения Антонина Викторовна не жалеет ни времени, ни сил - походы выходного дня, спортивные переменки, выступления ребят на научных конференциях с докладами, пропагандирующими здоровый образ жизни, прочно вошли в жизнь лицея. С интересом ученики участвуют в создании фильма «Физическая культура в моей жизни», ведь они там и сценаристы, и режиссеры, и главные герои. Летом 2008 года социальный проект училища победил в конкурсе «Сто спортивных площадок», что позволило укрепить материальную базу для занятий физкультурой и спортом.

Развитием мотивации учащихся к занятиям физкультурой, потребности в здоровом образе жизни занимается и преподаватель физической культуры ПУ № 67 Ольга Сергеевна Кауфман. В ее систему здо-ровьесберегающей деятельности входит ряд различных мероприятий - от диагностики учащихся до привлечения родителей к оздоровительной работе. Цель

Ольги Сергеевны - создание в училище активной образовательной среды, а создает она ее с помощью здоровьесберегающих технологий, базирующихся на личностно ориентированном подходе. Помогает привлечь к здоровому образу жизни и организация проектной деятельности обучающихся. Один из таких проектов - создание сборника «Мы за жизнь свою в ответе». Ольга Сергеевна разработала комплексы упражнений, актуальных для каждой профессии, по которой ведется подготовка в училище. Активны в образовательном процессе и обучающиеся - они сами проводят физкультпаузы, динамичные перемены. В училище есть возможность заниматься в различных спортивных кружках и секциях. Причем спортивные достижения ребят выходят за рамки образовательного учреждения. Спортсмены ПУ № 67 - чемпионы области, города в различных видах спорта, победители городской легкоатлетической эстафеты, участники всероссийских соревнований. Команда училища - победитель городского конкурса «Новокузнецку - здоровая молодежь».

В перспективных планах педагога - создание банка данных по методическому сопровождению оздоровительной работы, привлечение к ней государственно-частных партнеров, усовершенствование спортивной площадки.

Преподаватель русского языка и литературы ПУ № 8 Татьяна Тимофеевна Старикова основной акцент сделала на формировании коммуникативных навыков у обучающихся. Это не случайно, результаты проведенного мониторинга выявили тревожную ситуацию: интерес к чтению, посещению театров, культурных центров у ребят крайне мал, основу их досуга занимают компьютерные игры и телевизор, к тому же треть словарного запаса молодых людей состоит из ненормативной лексики. Но уже после первой производственной практики обучающиеся убеждаются в необходимости повышать культуру речи, чтобы добиться успеха в выбранной профессии.

Нравственно-эстетическому воспитанию учащихся способствуют занятия в театральной студии «Вдохновение» (по мнению Татьяны Тимофеевны, это самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению ребят), факультативный курс «Кузбасс литературный», встречи с творческими коллективами, подготовка радиопередач, пропагандирующих культуру речи. Участники театральной студии охотно выступают с концер-

тами в родном городе. Многие ребята посещают различные городские кружки, а затем демонстрируют полученные знания в училище. Особенно популярна у подростков студия бардовской песни, также способствующая внимательному, вдумчивому отношению к слову.

Еще один филолог - лариса сергеевна лямкина

из ПУ № 16 - представила проект «Литературная мастерская как духовно-нравственное воспитание в профессиональном становлении личности». Для нее аксиома, что профессионал своего дела должен быть и духовно-нравственным человеком. Литературная мастерская «Всевъды» - любимое место для проявления творчества ребят, она имеет свою символику, свой гимн, свои традиции. Творческий подход к делу важен в любой профессии, и литературная мастерская нацелена на развитие творчества у ребят. Всеве-довцы собирают информацию о профессиях, обучение по которым ведется в училище, - от истоков их возникновения до современного состояния, издают журналы «Вдохновение» и «Всевъды», ведут краеведческую работу. Ребята занимают призовые места на литературных, журналистских, краеведческих конкурсах, а главное - они стали более активны в учебе.

Преподаватель спецдисциплин ПУ № 3 нина Александровна тремблюк представила проект модернизации производственной лаборатории по специальности КИПиА. Эту идею уже поддержали социальные партнеры училища - инженеры ОАО «Азот», которые также стали участниками проекта. На «Азоте» ребята во время производственной практики знакомятся с современным оборудованием, поэтому после ее прохождения смело выдвигают свои идеи по замене морально устаревшего оборудования, предлагают, что желательно иметь в лаборатории училища из того, что они видели на производстве, о чем собрали информацию в Интернете. Вместе с учащимися тщательно готовилось помещение под будущую лабораторию: подбиралась мебель, изготавливались наглядные пособия. Педагоги прорабатывают методическое обеспечение деятельности новой лаборатории, проходят учебу по освоению нового оборудования. Проект рассчитан до 2010 года, но уже сегодня четко и досконально обрисован идеальный облик будущей лаборатории.

Свой проект создания «лаборатории будущего» представил и преподаватель спецдисциплин ПЛ № 70 сергей георгиевич Овсянников. По его мнению, немыслимо готовить будущих автомехаников без учета современных производственных технологий и требований к специалистам работодателей. Причем педагог поднимает и такую проблему: сегодня приобретенное новое оборудование завтра будет уже старым, так

быстро развивается технический прогресс. Модернизация материальной базы, конечно, за ним не успевает, да и нет у лицея таких возможностей, как у производства. Выход - применение электронных средств обучения, практика на передовых предприятиях, развитие государственно-частного партнерства.

Преподаватель предметов профессионального цикла ПУ № 31 наталья ильинична дорошенко актуальной задачей видит такую организацию работы педагогического коллектива, которая гарантировала бы внимание и поддержку каждому обучающемуся -от поступления в училище до выпуска. Куратору группы она отводит особую роль - консультативную, главным в обучении видит активное участие ребят в собственном развитии. Помогает в этом метод порт-фолио, позволяющий каждому учащемуся продемонстрировать свои таланты и достижения.

Преподаватель спецдисциплин ПУ № 16 людмила леонидовна зайкова много внимания уделяет формированию у обучающихся интереса к обучению. Педагог считает, что для этого надо развивать их индивидуальные способности, склонности, учитывать личностные особенности каждого. Педагог предложила набор профессионально важных качеств для будущих рабочих строительной отрасли, самостоятельно разработала оценочные листы, продумала взаимосвязь между классными и внеклассными мероприятиями. Привитию интереса к профессии способствуют экскурсии на предприятия-социальные партнеры, выполнение учащимися собственных проектов (есть опыт выполнения проектов по конкретному заказу государственно-частных партнеров), выставки новой методической литературы по специальности, выпуск устного журнала «Русское деревянное зодчество», конкурсы профмастерства, занятия факультатива «Резьба по дереву». Педагог создает банк методического обеспечения работы по формированию у ребят интереса к профессии. Ну а итогом деятельности видит 100-процентное трудоустройство своих воспитанников.

инна павловна федина, преподаватель спецдисциплин ПЛ № 18, поделилась опытом использования в образовательном процессе метода проектов. Мониторинг групп, где применяется данный метод, доказывает, что ребята успешно проходят производственную практику, стали более ответственно относиться к обучению. Проектная деятельность позволяет обучающимся самостоятельно выбирать тему проекта, отрабатывать навыки использования различных информационных источников, обобщать свои знания, анализировать ход работы, выступать публично, на равных работать с педагогом, который консультирует учащихся на всех этапах - от подготовки до самопрезентации проекта. Такая деятельность объединяет учащихся разных

- путь к успеху -

профессий вокруг общей идеи, устанавливает доверительные отношения между ребятами и педагогом. Кстати, проекты Инны Павловны и ее воспитанников - лауреаты областного конкурса «Молодо-зелено». Такие проекты, как создание лицейской газеты «Квартал», создание на базе лицея ресурсного центра уже успешно осуществляются!

Педагогическое кредо преподавателя спецдисциплин ПУ № 78 Анатолия Федоровича Саванюка -обучение в деятельности. Помогает в этом блочно-циклическая маршрутная технология. Блочная система подачи материала, наличие у каждого ученика индивидуальной маршрутной карты, прекрасно оснащенная лаборатория, в которой проводятся занятия, способствуют подготовке такого специалиста, который может самостоятельно находить ответы на возникающие в профессиональной деятельности вопросы. Богатое дидактическое обеспечение предмета, проблемно-поисковое обучение, разработанная Анатолием Федоровичем система тестовых заданий как эффективного способа контроля знаний учащихся работают на подготовку востребованных специалистов.

У воспитанников преподавателя спецдисциплин ПУ № 14 Светланы Владимировны Бабкиной творчество - непременный атрибут профессии, ведь занимаются ребята художественно-оформительскими работами. Педагог разработала специальные упражнения на развитие творческого мышления, поощряет участие ребят в творческих конкурсах. Интенсивное использование новых технологий в этой сфере деятельности выдвигает особые требования к постоянному самообразованию обучающихся, на что тоже обращает особое внимание педагог.

Преподаватель спецдисциплин ПУ № 86 Инна Викторовна Сорокоумова, прежде чем приступить к созданию проекта, основательно изучила дидактическую литературу, чтобы ответить на вопрос, что же такое инновационное поведение. В итоге была создана модель выпускника - будущего торгового работника -с такими обязательными качествами, как самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, компетентность, стрессоустойчивость, толерантность, способность работать в коллективе. Анализ трудоустройства выпускников показал, что именно эти качества обеспечили их быструю адаптацию на рабочем месте. Важная задача педагога - привлечь к обучению максимум специалистов из числа социальных партнеров. Особенно актуально участие в воспитательно-образовательном процессе таких крупных работодателей, как гипермаркеты «Алпи», «Поляна», «Чибис». Для развития самостоятельности, ответственности педагог мотивирует ребят участвовать в волонтерском движении, работе клуба «Молодая гвардия». Не-

маловажно будущим специалистам знать свои права и обязанности, в этом помогают консультации юриста, занятия-тренинги.

Преподаватель экономики ПУ № 76 Наталья Анатольевна Пачкова на своих занятиях использует рейтинговую оценку контроля знаний обучающихся. Пришла она к этой технологии, желая изменить поведение учащихся на занятиях, чтобы ребята были не пассивны, а стремились к саморазвитию. Мониторинг, проведенный в группах, участвующих в эксперименте, подтвердил, что качественная успеваемость в них выросла. И хотя рейтинг - это конкуренция, и желание ребят быть выше по рейтингу естественно, конфликтов на этой почве не было. Наталья Анатольевна составила индивидуальные творческие задания для ребят, чей рейтинг пока невысок, чтобы они могли повышать его. Готовит педагог и тестовые задания, методические рекомендации по заявленной проблеме.

Александр Викторович Боярский, преподаватель спецдисциплин ПЛ № 79, убежден, что формирование инновационного поведения у учащихся будет успешным только в том случае, если осуществляется поэтапно, системно и на основе деятельностного подхода. Для работы над проектом в лицее создана команда профессионалов, цель которой - достигнуть того, чтобы уровень подготовки обучающихся полностью соответствовал требованиям работодателей. Лицей сельскохозяйственного профиля, и здесь есть все условия для исследовательской творческой работы детей: опытное поле, возможность использовать, изучать новые сельскохозяйственные технологии, знакомиться с новой техникой. Разработаны критерии оценки эффективности проекта, среди них ведущий - снижение числа нетрудоустроенных выпускников. Также важным в осуществлении проекта является повышение компетентности преподавательского состава, создание такой методической службы в лицее, которая была бы способна оказывать реальную поддержку в решении проблемы.

Интересный проект создания телепередачи «Мастерок» на юргинском телевидении предложил преподаватель спецдисциплин ПЛ № 59 Виктор Федорович Мясоедов. Мастерок - это и инструмент, и небольшой пока мастер, который еще учится. Проанализировав популярные телепередачи «Фазенда», «Большой ремонт» и т. п., в училище решили, что подобную передачу можно «запустить» и на местном ТВ. Предполагается, что уроки мастерства горожанам будут давать обучающиеся, используя знания, приобретенные в лицее. По замыслу авторов проекта, юр-гинцы должны увидеть на экране позитивный образ молодого рабочего. Освоят будущие строители и навыки видеомонтажа, выступят в роли телеведущих. Ребята с воодушевлением откликнулись на эту идею,

поддержали инициативу и на телевидении, тем более что пока с подобной инициативой на юргинское телевидение обратился только ПЛ № 59. Такой проект - это и развитие профессиональных навыков студентов, и профориентация, и привлечение к сотрудничеству с лицеем государственно-частных партнеров, и пропаганда, повышение престижа рабочих профессий! Ну а для ребят - повышение уверенности в себе, стимул учиться лучше и узнавать по профессии как можно больше нового. Просмотр отснятого материала учит навыкам самоанализа, рождает новые идеи. Педагоги стремятся задействовать в проекте как можно больше учащихся. А темы передач будут самые злободневные: как остеклить дверные блоки, грамотно врезать замок в дверь и т. п. Немаловажно, что училище уже договорилось с социальными партнерами, которые готовы предоставить свои площади, свой инструмент для съемок. Так что подготовка телепередач станет для ребят и хорошей производственной практикой!

5 марта свои образовательные проекты защищали преподаватели ОУ СПО. Многие упор сделали на применении в образовательном процессе современных информационных технологий.

Преподаватель физики Мариинского лесотехнического техникума наталья ивановна подберезина стремится создать на занятиях ситуацию творческого успеха. В этом педагогу помогают мультимедийные презентации на уроках, в создании которых участвуют все студенты.

Преподаватель музыки Мариинского педагогического колледжа светлана михайловна меньшикова также использует мультимедийные презентации, чтобы повысить мотивацию студентов к учебе. Педагог разработала тесты для контроля знаний студентов, всячески поощряет творчество ребят - их участие в фестивалях, конкурсах, научно-исследовательской работе. Светлана Михайловна руководит педотрядом и вместе со своими воспитанниками уже заработала два областных гранта на внедрение социально значимых проектов.

Преподаватель методики преподавания русского языка Беловского педагогического колледжа Оксана васильевна заец развивает информационную компетентность студентов в рамках преподавания своей дисциплины, хотя ожидаемый результат внедрения ее проекта - это система, построенная на междисциплинарных связях в рамках отдельной дисциплины. Оксана Васильевна - автор ряда методических разработок по проблеме (они были представлены на выставке), создает учебно-методический комплекс по своей учебной дисциплине.

Преподаватель информатики Беловского педагогического колледжа наталья владимировна серд-цева представила проект «Педагогическая мастерс-

кая по овладению проектной деятельностью на основе использования ИКТ». Участники мастерской должны научиться создавать мультимедийные продукты. Предполагается, что в течение года (на это время рассчитан проект) каждый участник создаст примерно по 5 мультимедийных проектов, тему которых выберет самостоятельно. Задача педагога - не только сформировать готовность студентов к такой работе, но и потребность в дальнейшем применять полученные в мастерской знания. Мониторинг выявил повышение интереса к учебе членов мастерской, их активное участие в творческих конкурсах.

Преподаватель информатики Анжеро-Судженско-го педагогического колледжа татьяна владимировна Шмидт одной из обязательных составляющих формирования инновационного поведения студентов видит формирование их информационной культуры, создает организационно-педагогические условия для этого. Помогает ребятам осваивать необходимые навыки факультатив «Школа компьютерной грамотности», где можно научиться работать в различных программах. Главное для педагога - чтобы студенты поняли значимость информационной культуры в профессиональной деятельности.

Преподаватель спецдисциплин Мариинского аграрного техникума галина леонидовна кузнецова, организуя самостоятельную работу студентов и мотивируя их на творческую деятельность, использует такие методические находки, как электронный портфель (информационно-методическая составляющая дисциплины) и электронный дневник (дискета по каждой изучаемой теме). Учитель выступает в роли тьютора, студент выбирает темп, уровень сложности собственной работы. Галина Леонидовна составляет электронные пособия по каждой теме своей дисциплины, стремится, чтобы все студенты подготовили собственное автоматизированное рабочее место по той специальности, которую для себя выбрали.

Преподаватель спецдисциплин Кузбасского техникума архитектуры, геодезии и строительства дмитрий Борисович гаськов уверен, что творческая личность должна уметь ставить себе цели, видеть проблемы, планомерно работать над их решением и отстаивать свои идеи. Педагог считает, что ему повезло с учениками - на отделение архитектуры и дизайна приходят учиться ребята, мотивированные на творчество. Преподаватель же создает благоприятные условия, чтобы это творчество во время учебы расцвело в полной мере. Дмитрий Борисович развивает в своих воспитанниках навыки поиска и работы с информацией, знакомит с передовым опытом архитекторов и дизайнеров, учит разрабатывать и защищать собственные проекты. Так, один из социально значимых проектов, разрабатываемых студентами, - городское проектирование

с учетом людей с ограниченными возможностями. Проекты, в которых участвовали его ученики, уже можно увидеть воплощенными в архитектуре г Кемерово. Ребята работают в команде с известными государственно-частными партнерами, с их участием был подготовлен макет знаменитого города-спутника «Лесная поляна».

Использует в своей деятельности метод проектов и преподаватель спецдисциплин Кемеровского профессионально-технического колледжа вера николаевна гампель. Один из удачных реализованных проектов - «Наши истоки» - направлен на изучение русской народной культуры. В работе использован материал, собранный на основе личных родословных учеников. В единый большой проект составной частью вошла масса небольших: изготовление русского народного костюма, русской народной куклы, сувениров, оберегов и т. д. В костюмах, которые сами же разработали, ребята выступали на губернаторском приеме. Проект «Наши истоки» был отмечен золотой медалью выставки-ярмарки «Экспо-Сибирь». В ходе выполнения проектов студенты учатся анализировать свою работу, сотрудничать с товарищами, творчески мыслить. И не случайно некоторые выпускники, активно участвующие в проектной деятельности, уже открыли собственное дело.

Преподаватель культуроведческого цикла Кемеровского педагогического колледжа ирина Алексеевна Брежнева представила образовательно-воспитательный проект вовлечения студентов в деятельность воскресной школы через педагогический отряд колледжа. Студенты входят в педотряд на добровольной основе, но работа в нем, без сомнения, поможет в развитии их профессиональных навыков, ведь они будут помогать организовывать занятия с детьми по русскому языку, математике, хореографии, основам компьютерной грамотности, ИЗО. Еще одно направление деятельности - работа с родителями - потенциальными руководителями семейных детских домов.

светлана алексеевна демченкова, преподаватель общественных дисциплин Новокузнецкого строительного техникума, поставила перед собой задачу использовать в формировании инновационного поведения студентов мощный потенциал воспитательной работы, а также компетентностный подход к образованию. Педагог - автор методических рекомендаций «Повышение качества образования с позиций компе-тентностного подхода». Прослеживая профессиональное становление своих выпускников, Светлана Алексеевна отметила, что 21 % ребят в трудовой деятельности уже повысили свой рабочий разряд, 32 % - продолжили дальнейшее образование по специальности без отрыва от производства.

Преподаватель экономических дисциплин юргин-ского филиала КемГУ (отделение СПО) валентина васильевна Шелехова максимально усилила практико-ориентированную направленность в обучении. Она успешно сотрудничает с работодателями и создает для ребят все условия, чтобы они могли успешно продолжить дальнейшее обучение в вузе. Применяя в учебной деятельности интегрированные сквозные задачи, используя информационные технологии, педагог добивается от студентов прочного усвоения материала.

Преподаватель спецдисциплин Юргинского технологического колледжа валентина васильевна решетка поставила перед собой задачу создать условия для подготовки конкурентоспособных специалистов. Профессиональные компетентности, которые вошли в модель конкурентоспособного специалиста, выбраны путем опроса работодателей, выявления их требований к работнику. Валентина Васильевна делает упор на самостоятельной работе студентов: дипломном проектировании, исследовательской деятельности, выполнении проектов. Ее студенты накапливают портфолио своих достижений, успешно участвуют в профессиональных конкурсах, в работе театра моды «Престиж», без проблем трудоустраиваются. И это не случайно, так как еще обучаясь в колледже, они имеют опыт выполнения заказов по заданию швейных предприятий города.

Преподаватель спецдисциплин Тайгинского института железнодорожного транспорта (отделение СПО) светлана юрьевна мельникова представила модель создания единого образовательного пространства при подготовке учащимися реального проекта. Будущие железнодорожники имеют возможность работать на самом передовом оборудовании как на базе образовательного учреждения, так и на базе социальных партнеров. Более того, они получают гранты на реализацию своих проектов от управления ЗападноСибирской железной дороги, ОАО «Тайгинская железная дорога». Темы проектов действительно актуальны для современного производства, поэтому проекты внедряются, а не лежат на полке. Для ребят очень важно видеть, что их труд, их идеи востребованы. Такая тесная связь с работодателями позволяет студентам уверенно смотреть в будущее.

По итогам защиты образовательных проектов жюри определило десятку сильнейших, которой предстоит участвовать в финале конкурса. Традиционный тренинг для финалистов, организуемый специалистами ГОУ «КРИРПО», помог им достойно подготовиться к финальным испытаниям.

л. деветиярова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.