МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Е. П. Якушева, преподаватель ГАОУ СПО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства», г. Кемерово
Внедрение информационных технологий для развития личностных качеств обучающихся следует ре-ализовывать не столько экстенсивным способом, ведущим к увеличению как учебной нагрузки обучаемых и преподавателей, так и общих затрат на образование, сколько за счет приведения структуры образования в соответствие с современными целями.
Использование информационных технологий обеспечивает интенсификацию и актуализацию учебно-воспитательного процесса на основе решения следующих задач:
• выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности путем применения различных информационных технологий, выбираемых в зависимости от типа личности обучаемого;
• углубление межпредметных связей при решении экономических задач за счет использования таких современных средств обработки информации, как компьютерное моделирование, технологии локальных и сетевых баз данных;
• активное участие обучающегося в проектировании и дальнейшей актуализации его образовательной траектории, что обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения.
Эффективное применение ИТО в учебном процессе возможно только в том случае, когда соответствующие технологии не являются надстройкой к существующей системе обучения, а обоснованно и грамотно интегрируются в данный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям, и обучающимся. Возможности информационных и коммуникационных технологий обогащают педагогические технологии, способствуют научно-методической деятельности преподавателей, улучшают и облегчают решения задач управления. А опыт, знания, традиции, накопленные в системе образования,
пополняют содержательную, общекультурную составляющую информационного пространства - от локальной сети отдельного учебного заведения до глобальной сети Internet.
Для создания условий, обеспечивающих интеграционный подход в использовании ИТО в рамках учебной дисциплины «Экономика отрасли», строится модель применения ИТО в учебно-воспитательном процессе (рис. 1).
Каждый элемент схемы характеризуется следующими аспектами деятельности преподавателя:
инициирование - изучение проблемы и возможностей ее решения; предварительная оценка ситуации.
Анализ и оценка - определение целей; анализ имеющихся исходных данных; оценка состояния используемой системы обучения; определение направлений внедрения (конкретных дисциплин, циклов, модулей).
Выбор ИТО - поиск или создание множества возможных решений в сопоставлении с целями обучения; выбор ИТО и способов их использования.
Проектирование интеграции - планирование учебной работы; проектирование контроля обучения и развития обучаемых; обеспечение ресурсами; предварительное тестирование.
Реализация проекта - подготовка необходимых материалов и документации; установка
Рис.1. Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс
программного обеспечения; подготовка преподавателей и учебно-вспомогательного персонала.
Мониторинг и адаптация - непрерывная интегративная оценка, адаптация ИТО и других элементов системы обучения.
Оценка реализации - итоговая формальная оценка; итоговая неформальная оценка.
Управление процессом - процесс должен быть полностью управляемым, так как оказывает влияние на всех этапах. Под обеспечением качества понимается не только достижение определенного уровня обученности, но и то, что действия на всех этапах интеграции ведут к достижению целей, связанных с развитием личности обучаемого.
Поскольку обучаемые являются активными субъектами процесса обучения, то и мотивацию обучаемых к применению ИТО будет естественным отнести к категории управляющих элементов модели. Потенциальные возможности мотивации обучаемых могут повлиять на ход всех этапов процесса интеграции. Поэтому привлечение обучаемых к проектированию учебно-воспитательного процесса будет в значительной мере способствовать как развитию их мотивации, так и повышению эффективности процесса обучения.
Понятие «мотивация» используется для объяснения того, что движет поведением, деятельностью человека, и определяется как процесс, метод, средство побуждения, в основе которых лежат некоторые мотивы. Познавательной деятельностью могут управлять как внешние, так и внутренние мотивы. Внешние, исходящие от педагогов, родителей, имеют зачастую декларативную форму и могут не только не возыметь никакого воздействия, но и привести к противоположному результату: бесполезно просто запрещать подростку играть на компьютере, не разобравшись в том, что же именно для него является наиболее привлекательным в таком времяпрепровождении. В то же время мотивы, основанные на внутренних потребностях обучаемого, могут стать настоящим и очень мощным «двигателем» его развития в ходе образовательного процесса. Так, за одним и тем же мотивом могут быть разные потребности, и наоборот, определенная потребность может проявляться в различных мотивах.
По А. Маслоу: «Внешнее научение - это просто усвоение еще одной ассоциации или нового учения. А вот научиться быть лучшим человеком, насколько это для вас возможно, - совсем другое дело. Дальние цели обучения взрослых
Определить внутренние потребности обучаемых (безопасность, групповая принадлежность, самоуважение, самоактуализация) на основе изучения структуры мотивов
_у_
Определить виды ИТО, обеспечивающие подкрепление потребностей
_X_
Определить способы применения ИТО, обеспечивающие развитие обучаемых
_X_
Сформировать мотивацию обучаемых к применению ИТО исходя из внутренних потребностей
Рис. 2. Алгоритм формирования мотивации
и любого другого обучения - это пути, или способы, посредством которых мы можем помочь человеку стать тем, кем он способен стать. Это я называю подлинным научением......
Педагогу очень важно уметь и определять, и формировать мотивы познавательной деятельности при формировании профессиональных навыков в изучении экономических дисциплин. Для определения и изучения структуры мотивов используются общие методы педагогических исследований: беседа, анкетирование, наблюдение и др. Разработка алгоритма помогает преподавателю при формировании мотивации обучаемых к применению ИТО (рис. 2).
В таком сценарии можно избирательно предложить не только учебный материал или тесты, но и сами формы деятельности: работа с теоретическим экономическим материалом или моделирующей программой, решение задач или участие в дискуссии, проводимой в режиме электронной конференции. Такие возможности открывает наличие целостного электронного учебника, материалы которого полностью доступны обучаемым, в том числе для копирования и переноса, при необходимости, на другой компьютер. Уходит в прошлое практика выставления учебных ресурсов для работы только в локальной сети данного учебного заведения. Обучаемый должен иметь возможность записать нужные материалы на электронный носитель, распечатать на бумаге, чтобы работать с ним в наиболее удобной для него обстановке наиболее приемлемым способом. Для образовательных web-страниц такой проблемы не существует, поскольку указанные операции можно выполнить с помощью соответствующих команд. В электронных учебниках разработчики
решают эту проблему, добавляя соответствующие функции.
Разработка и внедрение в учебный процесс электронного учебного пособия по экономике позволяет оптимизировать поставленные задачи, более эффективно использовать учебное
время, развить интерес к профессиональной деятельности, способствует расширению форм образовательной деятельности (т. е. использование дистанционных образовательных технологий), экономический эффект от которой, ярко выражен.
СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ:
ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Г. Е. Моргунова, кандидат культурологии, начальник методической службы ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж»
Развитие общества невозможно без высокого уровня интеллекта населения, обеспечить который может только высокообразованный учитель. Ключевую роль в подготовке такого учителя играют ИКТ. Понимание создания необходимой информационной среды привело к комплексному решению задач информатизации в нашем колледже.
Информатизация образовательного процесса колледжа была сконцентрирована на совершенствовании материально-технической базы; подготовке кадров для использования ИКТ; разработке информационно-методического обеспечения учебного процесса; внедрении элементов автоматизированных систем управления и проводилась на основе Программы информатизации Мариинского педагогического колледжа (2008-2012 гг.).
Сегодня созданы материально-технические условия для перехода к новому уровню использования ИКТ (65 ПК, объединенных в локальную сеть, с выходом в Интернет; есть необходимая оргтехника, информационный портал), на 12 студентов приходится 1 ПК при показателе по РФ 1 ПК на 20-25 обучающихся. Функционируют программы «Контур-бухгалтер», «Контур-экстерн., «Экспресс-расписание», «Консультант плюс», «Ирбис», внедряется «1С: Колледж». В трех компьютерных классах проводятся занятия по всем предметам, осуществляются все виды контроля, компью-
терное тестирование. В среднем нагрузка на компьютерный класс - 33 часа в неделю.
Все преподаватели колледжа повысили уровень своей ИКТ-компетентности на курсах ГОУ «КРИРПО» и семинарах-практикумах в колледже, студенты - на курсах «Основы информационной культуры» и «Пользователь ПК».
С 2007 г. студенты приняли участие во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде «Эйдос» (Москва), в 28 номинациях по направлениям: география, информатика, литература, физкультура и спорт, немецкий и английский языки, психология, музыка, математика, русский язык, педагогика и другие. Большая часть участвующих вошла в первую десятку, 13 студентов заняли призовые места. Опыт участия в проектах «Эйдос» особенно значим в формировании креативного мышления. Несколько лет студенты участвуют в Федеральном интернет-экзамене в сфере профессионального образования, где показывают достаточно высокие результаты.
Преподаватели разрабатывают электронные издания учебного назначения, часть которых была представлена на Международной выставке-ярмарке в Кемерове (февраль 2012 г.). В числе 30 мероприятий по актуальным проблемам современного образования в рамках выставки колледж представил презентацию «Информатизация - основа развития Мариинского педагогического колледжа». В конкурсе на лучший экспонат дипломами I степени отмечены работы: «Учебный терминологический словарь по технологии (труду) для начальных классов» Л. В. Дудиной, «Электронный учебно-методический комплекс по информатике и ИКТ» И. С. Зайцевой. Золотой медали удостоена разработка «Художественная роспись на занятиях изодеятельностью»