Научная статья на тему 'Методика использования информационных технологий при изучении экономических дисциплин'

Методика использования информационных технологий при изучении экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика использования информационных технологий при изучении экономических дисциплин»

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Е. П. Якушева, преподаватель ГАОУ СПО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства», г. Кемерово

Внедрение информационных технологий для развития личностных качеств обучающихся следует ре-ализовывать не столько экстенсивным способом, ведущим к увеличению как учебной нагрузки обучаемых и преподавателей, так и общих затрат на образование, сколько за счет приведения структуры образования в соответствие с современными целями.

Использование информационных технологий обеспечивает интенсификацию и актуализацию учебно-воспитательного процесса на основе решения следующих задач:

• выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности путем применения различных информационных технологий, выбираемых в зависимости от типа личности обучаемого;

• углубление межпредметных связей при решении экономических задач за счет использования таких современных средств обработки информации, как компьютерное моделирование, технологии локальных и сетевых баз данных;

• активное участие обучающегося в проектировании и дальнейшей актуализации его образовательной траектории, что обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения.

Эффективное применение ИТО в учебном процессе возможно только в том случае, когда соответствующие технологии не являются надстройкой к существующей системе обучения, а обоснованно и грамотно интегрируются в данный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям, и обучающимся. Возможности информационных и коммуникационных технологий обогащают педагогические технологии, способствуют научно-методической деятельности преподавателей, улучшают и облегчают решения задач управления. А опыт, знания, традиции, накопленные в системе образования,

пополняют содержательную, общекультурную составляющую информационного пространства - от локальной сети отдельного учебного заведения до глобальной сети Internet.

Для создания условий, обеспечивающих интеграционный подход в использовании ИТО в рамках учебной дисциплины «Экономика отрасли», строится модель применения ИТО в учебно-воспитательном процессе (рис. 1).

Каждый элемент схемы характеризуется следующими аспектами деятельности преподавателя:

инициирование - изучение проблемы и возможностей ее решения; предварительная оценка ситуации.

Анализ и оценка - определение целей; анализ имеющихся исходных данных; оценка состояния используемой системы обучения; определение направлений внедрения (конкретных дисциплин, циклов, модулей).

Выбор ИТО - поиск или создание множества возможных решений в сопоставлении с целями обучения; выбор ИТО и способов их использования.

Проектирование интеграции - планирование учебной работы; проектирование контроля обучения и развития обучаемых; обеспечение ресурсами; предварительное тестирование.

Реализация проекта - подготовка необходимых материалов и документации; установка

Рис.1. Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс

программного обеспечения; подготовка преподавателей и учебно-вспомогательного персонала.

Мониторинг и адаптация - непрерывная интегративная оценка, адаптация ИТО и других элементов системы обучения.

Оценка реализации - итоговая формальная оценка; итоговая неформальная оценка.

Управление процессом - процесс должен быть полностью управляемым, так как оказывает влияние на всех этапах. Под обеспечением качества понимается не только достижение определенного уровня обученности, но и то, что действия на всех этапах интеграции ведут к достижению целей, связанных с развитием личности обучаемого.

Поскольку обучаемые являются активными субъектами процесса обучения, то и мотивацию обучаемых к применению ИТО будет естественным отнести к категории управляющих элементов модели. Потенциальные возможности мотивации обучаемых могут повлиять на ход всех этапов процесса интеграции. Поэтому привлечение обучаемых к проектированию учебно-воспитательного процесса будет в значительной мере способствовать как развитию их мотивации, так и повышению эффективности процесса обучения.

Понятие «мотивация» используется для объяснения того, что движет поведением, деятельностью человека, и определяется как процесс, метод, средство побуждения, в основе которых лежат некоторые мотивы. Познавательной деятельностью могут управлять как внешние, так и внутренние мотивы. Внешние, исходящие от педагогов, родителей, имеют зачастую декларативную форму и могут не только не возыметь никакого воздействия, но и привести к противоположному результату: бесполезно просто запрещать подростку играть на компьютере, не разобравшись в том, что же именно для него является наиболее привлекательным в таком времяпрепровождении. В то же время мотивы, основанные на внутренних потребностях обучаемого, могут стать настоящим и очень мощным «двигателем» его развития в ходе образовательного процесса. Так, за одним и тем же мотивом могут быть разные потребности, и наоборот, определенная потребность может проявляться в различных мотивах.

По А. Маслоу: «Внешнее научение - это просто усвоение еще одной ассоциации или нового учения. А вот научиться быть лучшим человеком, насколько это для вас возможно, - совсем другое дело. Дальние цели обучения взрослых

Определить внутренние потребности обучаемых (безопасность, групповая принадлежность, самоуважение, самоактуализация) на основе изучения структуры мотивов

_у_

Определить виды ИТО, обеспечивающие подкрепление потребностей

_X_

Определить способы применения ИТО, обеспечивающие развитие обучаемых

_X_

Сформировать мотивацию обучаемых к применению ИТО исходя из внутренних потребностей

Рис. 2. Алгоритм формирования мотивации

и любого другого обучения - это пути, или способы, посредством которых мы можем помочь человеку стать тем, кем он способен стать. Это я называю подлинным научением......

Педагогу очень важно уметь и определять, и формировать мотивы познавательной деятельности при формировании профессиональных навыков в изучении экономических дисциплин. Для определения и изучения структуры мотивов используются общие методы педагогических исследований: беседа, анкетирование, наблюдение и др. Разработка алгоритма помогает преподавателю при формировании мотивации обучаемых к применению ИТО (рис. 2).

В таком сценарии можно избирательно предложить не только учебный материал или тесты, но и сами формы деятельности: работа с теоретическим экономическим материалом или моделирующей программой, решение задач или участие в дискуссии, проводимой в режиме электронной конференции. Такие возможности открывает наличие целостного электронного учебника, материалы которого полностью доступны обучаемым, в том числе для копирования и переноса, при необходимости, на другой компьютер. Уходит в прошлое практика выставления учебных ресурсов для работы только в локальной сети данного учебного заведения. Обучаемый должен иметь возможность записать нужные материалы на электронный носитель, распечатать на бумаге, чтобы работать с ним в наиболее удобной для него обстановке наиболее приемлемым способом. Для образовательных web-страниц такой проблемы не существует, поскольку указанные операции можно выполнить с помощью соответствующих команд. В электронных учебниках разработчики

решают эту проблему, добавляя соответствующие функции.

Разработка и внедрение в учебный процесс электронного учебного пособия по экономике позволяет оптимизировать поставленные задачи, более эффективно использовать учебное

время, развить интерес к профессиональной деятельности, способствует расширению форм образовательной деятельности (т. е. использование дистанционных образовательных технологий), экономический эффект от которой, ярко выражен.

СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ:

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Г. Е. Моргунова, кандидат культурологии, начальник методической службы ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж»

Развитие общества невозможно без высокого уровня интеллекта населения, обеспечить который может только высокообразованный учитель. Ключевую роль в подготовке такого учителя играют ИКТ. Понимание создания необходимой информационной среды привело к комплексному решению задач информатизации в нашем колледже.

Информатизация образовательного процесса колледжа была сконцентрирована на совершенствовании материально-технической базы; подготовке кадров для использования ИКТ; разработке информационно-методического обеспечения учебного процесса; внедрении элементов автоматизированных систем управления и проводилась на основе Программы информатизации Мариинского педагогического колледжа (2008-2012 гг.).

Сегодня созданы материально-технические условия для перехода к новому уровню использования ИКТ (65 ПК, объединенных в локальную сеть, с выходом в Интернет; есть необходимая оргтехника, информационный портал), на 12 студентов приходится 1 ПК при показателе по РФ 1 ПК на 20-25 обучающихся. Функционируют программы «Контур-бухгалтер», «Контур-экстерн., «Экспресс-расписание», «Консультант плюс», «Ирбис», внедряется «1С: Колледж». В трех компьютерных классах проводятся занятия по всем предметам, осуществляются все виды контроля, компью-

терное тестирование. В среднем нагрузка на компьютерный класс - 33 часа в неделю.

Все преподаватели колледжа повысили уровень своей ИКТ-компетентности на курсах ГОУ «КРИРПО» и семинарах-практикумах в колледже, студенты - на курсах «Основы информационной культуры» и «Пользователь ПК».

С 2007 г. студенты приняли участие во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде «Эйдос» (Москва), в 28 номинациях по направлениям: география, информатика, литература, физкультура и спорт, немецкий и английский языки, психология, музыка, математика, русский язык, педагогика и другие. Большая часть участвующих вошла в первую десятку, 13 студентов заняли призовые места. Опыт участия в проектах «Эйдос» особенно значим в формировании креативного мышления. Несколько лет студенты участвуют в Федеральном интернет-экзамене в сфере профессионального образования, где показывают достаточно высокие результаты.

Преподаватели разрабатывают электронные издания учебного назначения, часть которых была представлена на Международной выставке-ярмарке в Кемерове (февраль 2012 г.). В числе 30 мероприятий по актуальным проблемам современного образования в рамках выставки колледж представил презентацию «Информатизация - основа развития Мариинского педагогического колледжа». В конкурсе на лучший экспонат дипломами I степени отмечены работы: «Учебный терминологический словарь по технологии (труду) для начальных классов» Л. В. Дудиной, «Электронный учебно-методический комплекс по информатике и ИКТ» И. С. Зайцевой. Золотой медали удостоена разработка «Художественная роспись на занятиях изодеятельностью»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.