Научная статья на тему 'Развитие современной информационной среды колледжа'

Развитие современной информационной среды колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие современной информационной среды колледжа»

чающимся необходимо предоставлять полный алгоритм решения подобной оптимизационной задачи в рамках данной компьютерной программы в печатной форме.

Таким образом, внедрение рассмотренных программных продуктов позволит сделать процесс изучения дисциплин профессиональных модулей более эффективным и дать обучающимся качественные практические умения

управления материальными и сопутствующими потоками.

1. Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. — 304 с.

2. Познавательная википедия. — Режим доступа: http://www.daz.su.

3. Свободная энциклопедия википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.wikipedia.org.

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ

СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА

Г. Е. Моргунова, кандидат культурологии, директор Мариинского педагогического колледжа имени императрицы Марии Александровны

Современный рынок труда предъявляет высокие требования к уровню информационной культуры специалиста. Идет четвертый этап внедрения компьютерных технологий в образовательных организациях. По сравнению с 80-ми годами XX века, когда все начиналось и, как правило, сводилось к установке компьютеров и обучению педагогов, теперь это уже изменение форм, методов и средств образовательного процесса. Поэтому колледж продолжает развитие своей информационной среды, взяв за девиз высказывание специалиста по обучению НИТ Д. Джонсона: «Учителя не могут быть заменены и не будут заменены технологиями — но учителя, которые не используют технологии, будут заменены учителями, которые их используют».

Несколько лет назад на страницах журнала «ОКО» мы делились результатами по информатизации образовательного процесса колледжа. Тогда работа была сконцентрирована на совершенствовании материально-технической базы, подготовке кадров для использования ИКТ, разработке информационно-методического обеспечения учебного процесса и внедрении элементов автоматизированных систем управления на основе Программы информатизации Мариинского педагогического колледжа до 2012 г.

В результате необходимые материально-технические условия перехода к новому уровню использования ИКТ были созданы, функционировали программы «Контур-бухгалтер», «Контур-экстерн», «Экспресс-расписание», «Консультант плюс», «Ирбис» и «1С: Колледж». Преподаватели повысили уровень ИКТ-компетентности

на курсах в КРИРПО и на семинарах-практикумах в колледже, студенты — на курсах «Основы информационной культуры» и «Пользователь ПК», через успешное участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Эйдос», Федеральном интернет-экзамене в сфере профессионального образования.

Разрабатывались электронные издания учебного назначения с регистрацией в «Информре-гистре», часть из которых были представлены на Международной выставке-ярмарке в Кемерове (2012, 2013 гг.). Показателем качества созданных продуктов стали диплом I степени и золотая медаль, полученную на выставке. Электронные продукты учебного назначения представлялись также на областном фестивале «Арт-Профи форум», на выставке творческих работ студентов СПО Кемеровской области, где были отмечены дипломом III степени и благодарственными письмами. Создание электронных кабинетов позволило поделиться опытом с коллегами из других техникумов в рамках областной консультации «Электронный кабинет преподавателя — информационно-технологическое обеспечение реализации ФГОС» (2012 г.).

Электронные пособия учебного назначения, выполненные в рамках дипломного проектирования студентов, были взяты на вооружение

в МБОУ «СОШ № 6», детских садах г. Мариин-ска. Презентация электронных пособий прошла и на методобъединениях учителей Чебулинского района, где электронные пособия для начальной школы также оказались востребованными. В рамках социального партнерства с учителями Чебулинского района и Мариинска проводились консультации по методике работы с интерактивной доской, по программным продуктам для создания электронных средств учебного назначения, по созданию сайта. Эта работа позволила получать объективную информацию об информатизации образовательных учреждений данных территорий, что помогало корректировать и подготовку студентов колледжа.

Согласно исследованиям КРИРПО 2012 года доля ОУ ПО Кемеровской области, использующих системы автоматизированного планирования учебного процесса, равнялась 26 %, и опыт колледжа был важен. На базе программы MS Excel внедрили рейтинговую оценку знаний на 1-2-м курсе, позволяющую усилить мотивацию к учебной деятельности за счет большей дифференциации оценки результатов работы студента и уменьшить субъективность оценивания. Информационная система «Ирбис» библиотеки способствовала консолидации ресурсов в интересах субъектов образовательного пространства. Для улучшения управления образовательным процессом был создан «Электронный колледж» (информационный реестр) и электронный методический кабинет (веб-узел с 13 разделами). Для оперативного информирования общественности о деятельности ОУ функционировал сайт колледжа, а информационный терминал в холле давал возможность получить необходимые сведения по организации образовательного процесса.

Но в достаточно отлаженное информационное пространство колледжа коррективы внес перевод образовательной организации в пригород — п. Калининский. Возникли сложности, связанные со значительным увеличением площади колледжа, появилось общежитие, непедагогические специальности, что потребовало новых материально-финансовых вложений, пересмотра концепции информатизации колледжа в целом.

За четыре года была проделана большая работа по информатизации колледжа. Современному педагогу уже недостаточно обладать ИКТ-грамотностью, а необходима и ИКТ-компетентность, включающая знание перечня основных электронных пособий по предмету, умение находить, отбирать и демонстрировать

информацию из ЦОР в соответствии с учебными задачами, устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания электронного дидактического продукта, умение выбирать и использовать текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash), эффективно применять инструменты организации учебной деятельности (программы тестирования, формирование цифрового портфолио и т. д.), умение грамотно выбирать форму передачи информации.

В связи с этим и расширением штата преподавателей организация методической, технической и мотивационной поддержки в колледже усилилась. Особое внимание уделялось следующим направлениям: организация практикумов, мастер-классов; информирование преподавателей об информационно-методических материалах по применению ИКТ через выставки, методические бюллетени, заседания творческих групп; обобщение опыта работы преподавателей, активно внедряющих ИКТ в педагогический процесс; пополнение методической копилки электронных ресурсов (лекции, практические задания, КИМы, электронные портфолио, пособия, рабочие тетради и т. п.). Шло развитие сетевого взаимодействия на сайте «Сеть творческих учителей», «Нетфолио» и др. В 2017 году было проведено компьютерное тестирование всех педагогов с выполнением практических заданий по ИКТ.

Традиционно разработанные электронные ресурсы направлялись на регистрацию в ФГУП НТЦ «Информрегистр» (Москва), в конце 2018 г. зарегистрировано пять изданий: «Дидактические материалы к учебнику «История Отечества. С древнейших времен до наших дней», «Азбука дорожной безопасности для детей дошкольного возраста», «Web-квест технология», «Мультимедийные технологии: Macromedia Flash», «Информационно-коммуникационные технологии как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Все созданные преподавателями информационные и мультимедийные средства используются в образовательном пространстве колледжа.

В областном конкурсе «Анимация. Школа. Кузбасс» (2017 г.) приняли участие студенты и преподаватели колледжа в номинации «История Кузнецкой земли», в номинации «Мир без опасности» был представлен видеоролик «Давайте вместе Землю уважать!», а анимационный очерк «Кто стал шахтером — тот уже герой!» стал лауреатом. Во Всероссийском дис-

«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 1 (60) 2019

37

танционном командном туре по ИТ среди работников образовательных организаций в номинации «Профессиональные образовательные организации» команда «Оптимисты» получила диплом II степени. В 2018 году колледж отмечен золотой и серебряной медалями Кузбасского образовательного форума за проект «Студия пластилиновой анимации «Золотая птица» и за экспозицию «МПК: вчера, сегодня, завтра». На этом же форуме в конкурсе на лучший экспонат дипломом II степени награждена И. С. Зайцева за электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности». Во II Всероссийском конкурсе научных и творческих работ «Социализация, воспитание, образование детей и молодежи» социальный ролик «Защитим природу — сохраним себя» занял II место.

Активно участвуем в различных вебинарах и интернет-конференциях. Преподаватели и студенты продолжают принимать участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах. С 2011 года колледж сотрудничает с ЦДО «Снейл» г. Омска, который проводит дистанционные образовательные конкурсы для обучающихся и педагогов по общеобразовательным дисциплинам, с 2014 г. с Центром дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ» г. Бийска по предметам общеобразовательных дисциплин, с РОСТКОН-КУРС г. Новосибирска, который проводит всероссийские дистанционные предметные олимпиады и конкурсы с международным участием по предметам общеобразовательных дисциплин. Везде колледж занимает призовые места. Ежегодно в этих конкурсах участвуют около 150 человек, причем некоторые студенты являются сразу участниками 2-3 олимпиад и конкурсов.

Наиболее активно данная работа идет по истории, литературе, русскому языку, мировой художественной культуре. Это не только способствует повышению уровня знаний студентов, развитию познавательного интереса, но и формирует навыки информационной культуры. Такой значительный объем работы был выполнен благодаря инициативности, заинтересованности и ответственности преподавателя Ольги Владимировны Шабалиной.

Ежегодно в рамках Школы педагогического мастерства проводятся занятия по работе с интерактивной доской Smart Board, где молодые и вновь прибывшие педагоги учатся организовывать учебную деятельность студентов с использованием интерактивных обучающих систем. Преподаватель информатики и ИКТ Ирина Сергеевна Зайцева знакомит коллег с инструментами для работы с интерактивной доской, представляет принцип работы с инструментарием программы, показывает примеры использования инструментов и объектов в работе с обучающимися.

Коллектив колледжа продолжает активное сотрудничество с образовательными организациями Мариинского и Чебулинского муниципального районов. Так, последняя консультация по внедрению ИКТ в образовательное пространство школ состоялась 9 декабря 2019 года на базе МАНОУ «Гимназия № 2» для учителей начальных классов.

Отмечается положительная динамика в обеспечении компьютерной техникой. За последние два года приобретено тринадцать ноутбуков, два компьютера, четыре проектора, множительная техника, мониторы. В колледже работают четыре компьютерных класса с выходом в Интернет, обеспечивающих более качественное выполнение самостоятельной работы, курсовых и дипломных проектов. В каждом кабинете есть автоматизированные рабочие места преподавателей, что способствуют активному использованию мультимедийных учебников, электронных пособий, тесто-

вых программ, в целом повышению интереса студентов к занятиям. Все ПК в колледже объединены в локальную сеть, что позволяет быстро обмениваться информацией. В колледже внедрен электронный документооборот. Проведено подключение к сети Интернет по интерфейсу Ethernet 10/100 BaseT, что увеличило скорость передачи данных до 100 Мб/с, также и в общежитии теперь скоростной беспроводной Интернет (до этого 30 Мб/с.). Из функционировавших программ «Контур-бухгалтер», «Контур-экстерн», «Консультант плюс», «Ирбис» и «Экспресс-расписание», «1С: Колледж» две последние не используются, но добавились программы «АИС ЭПО», «ФИС ФРДО» и «ФИС ГИА и приема».

Актуально дистанционное обучение, особенно на заочном отделении, которое активно внедряется в колледже последние пять лет. За этот период разработаны электронные курсы по всем специальностям заочного обучения на базе СДО Moodle. Студенты очного отделения в дистанционной форме изучают историю (ОГСЭ), математику (ЕН), на специальности «дошкольное образование» — дисциплину «Теоретические основы дошкольного образования», на специальности «педагогика дополнительного образования» — дисциплину «Дополнительное образование детей: история и современность». На всех непедагогических специальностях изучаются в данном режиме статистика и менеджмент.

Сохранил свои функции и структуру электронный методический кабинет, который сейчас является частью сайта колледжа, что, безус-

ловно, удобнее в плане использования материалов данного информационного ресурса.

Работает по-прежнему информационный терминал в холле колледжа.

Для расширения социального пространства студентов и преподавателей создана официальная группа колледжа Вконтакте, в которой оперативно освещаются все события жизни колледжа, а для удобства ссылка на данную группу размещена и на сайте колледжа, что позволило в 2018 году принять участие в III Областном конкурсе «Лучший сайт профессиональной образовательной организации» в номинации «Лучшая официальная группа профессиональной образовательной организации в социальных сетях».

Не все задуманное оказалось выполненным. Так, развертывание системы рейтинговой оценки на всех курсах с возможностью отображения результатов успеваемости на сайте, как показала практика, осталось актуальным только на 1-м курсе.

В целом можно констатировать, что в колледже современная информационная среда. Продуманное и систематическое использование компьютерно-информационных сред позволяет осуществлять практико-ориентированное обучение. Использование общих информационных ресурсов изменило методику преподавания. При этом не забываем, что компьютерные технологии не панацея, а только средство обучения в руках педагога. И лишь мастерство преподавателя способно определить золотую середину в использовании компьютерных технологий на занятии,

sfS« А

Электронный методический кабинет

чтобы плюсы ИКТ не превращались в минусы. Никакие информационные ресурсы не должны и не могут полностью вытеснить традиционные средства и ресурсы обучения, поскольку цифровой аналог способствует лишь усилению коммуникационного потенциала образовательной среды и эффективен при содействии всех субъектов образовательного пространства.

В перспективе предполагается дальнейшее совершенствование информационной компетентности педагогов колледжа, внедрение новых методов и приемов работы, новых про-

грамм, установка единого файлового сервера, оборудование аудиторий новыми интерактивными досками, системой ВОТУМ. Также будет идти разработка электронных изданий учебного назначения и их регистрация в «Информреги-стре»; на 2019 год планируется разработка виртуального музея истории колледжа, ряд интересных электронных проектов по истории, что особенно актуально в рамках празднования таких важных юбилейных дат Кузбасса, города Мари-инска и колледжа, последнему в 2021 году предстоит встретить свой 100-летний юбилей.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Н. В. Ардашева, старший методист Кемеровского коммунально-строительного техникума имени В. И. Заузелкова А. А. Мячина, преподаватель

В соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы осуществляется реализация концепции развития единой информационной образовательной среды в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Единая информационно-образовательная среда (ЕИОС) — это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением информационное обеспечение обучающихся, педагогов. ЕИОС включает в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых [2].

Для образования единой информационно-образовательной среды в ККСТ создана материально-техническая база, которая обеспечивает информатизацию образовательного процесса. Учебные аудитории оснащены компьютерами, мультимедийными системами, интерактивными досками и другой необходимой компьютерной техникой. Персональные компьютеры находятся

Н. В. Ардашева

А. А. Мячина

в составе локальных сетей и имеющих доступ к Интернету, в том числе используемых в учебных целях.

В настоящее время в ККСТ идет работа по обеспечению рационального и эффективного использования современных информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Для этого формируются электронные фонды дидактических и методических материалов, которыми могут пользоваться преподаватели и обучающие.

Необходимо отметить, что при создании ЕИОС важнейшую роль играет компьютерная грамотность преподавателей, поскольку именно преподаватели являются основными «создателями» этой среды, с одной стороны, и «пользователями» — с другой. В этой связи необходимо, в первую очередь, проводить регуляр-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.