Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСПЕКТОРОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСПЕКТОРОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Толстых Сергей Константинович, Ежова Алла Витальевна

Проведён анализ причин проявления девиантного поведения подростков. Предложены направления совершенствования подготовки сотрудников полиции для работы с трудными подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Толстых Сергей Константинович, Ежова Алла Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF JUVENILE INSPECTORS

The analysis of the causes of the manifestation of deviant behavior of adolescents is carried out. The directions of improving the training of police officers to work with difficult teenagers are proposed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСПЕКТОРОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

С. К. Толстых, кандидат педагогических наук, доцент А. В. Ежова, кандидат педагогических наук, доцент

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСПЕКТОРОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ON THE ISSUE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF JUVENILE INSPECTORS

Проведён анализ причин проявления девиантного поведения подростков. Предложены направления совершенствования подготовки сотрудников полиции для работы с трудными подростками.

The analysis of the causes of the manifestation of deviant behavior of adolescents is carried out. The directions of improving the training of police officers to work with difficult teenagers are proposed.

В соответствии с основными положениями Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1] и приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» [2] сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних (далее — ПДН) являются основными субъектами профилактики правонарушений среди подрастающего поколения. Именно на них возлагается обязанность по правовому информированию подростков об их морально-правовой ответственности перед обществом и государством, а также о социальных и правовых последствиях антиобщественного поведения.

Следует заметить, что важным фактором качественной работы инспекторов ПДН является их профессиональная компетенция, т.е. комплексная характеристика человека, которая включает в себя знания, умения, способности и опыт, а также мотивацию и личностные особенности [5]. Именно использование своих профессиональных возможностей и умение подобрать необходимые методики, способствующие правовому воспитанию несовершеннолетних, позволят сотрудникам полиции успешно решать стоящие перед ними задачи.

С целью выяснения мнения сотрудников полиции о состоянии работы с подростками, стоящими на учёте, был проведен анкетный опрос. В опросе приняли участие инспектора по делам несовершеннолетних (44%), следователи (20%), дознаватели (20%) и участковые уполномоченные (16%). Стаж службы в органах внутренних дел данной категории полицейских составил 6—7 лет.

Основной причиной совершаемых несовершеннолетними преступлений респонденты считают: провокации или вовлечение со стороны других людей — 64%; предрасположенность, т.к. выросли в неблагополучной семье — 48%; из-за

трудных отношений в семье — 36%; из-за нехватки острых ощущений — 24%.

Данные результаты согласуются с ответами на вопрос: «Кто чаще всего совершает правонарушения?»: 50% — дети из неблагополучных семей; 48% — дети из группы риска; 44% — дети из детских домов (интернатов).

Совершенно очевиден тот факт, что отсутствие доброжелательных, доверительных и равноправных отношений в семье и в коллективе, в котором находится подросток, повышает риск дивиантного поведения. Кроме того, отсутствие устойчивого интереса к социально значимым для общества, семьи, коллектива занятиям способствует дезориентации личности подростка.

В этой связи на вопрос: «Нужно ли приглашать в школы представителей органов ПДН и проводить беседы по проблемам преступности среди несовершеннолетних?» — все респонденты единодушно ответили утвердительно.

Наряду с этим на вопрос: «Кто может оказать помощь подростку, попавшему в трудную жизненную ситуацию?» — ответы распределились следующим образом: в первую очередь родители — 84%; учителя — 44%; инспектора по делам несовершеннолетних — 44%; участковые уполномоченные — 41%; психолог школы — 36%. При ответе на этот вопрос была отмечена роль сверстников и близких людей (12%). Эти данные согласуются с мнением большинства авторов (Е. А. Никитская, Е. О. Никитина, И. В. Ульянова, Р. А. Би-сенгулова, Д. Х. Носова и др.), занимающихся данной темой. Более того, все они едины во мнении, что в решении данной проблемы должны быть заинтересованы все, а в первую очередь — семья.

В качестве мер по профилактике правонарушений среди учащейся молодежи респонденты предложили следующие мероприятия: организовывать досуг подростков (72%); усилить контроль со стороны родителей (60%); пропагандировать здоровый образ жизни (48%), всем членам общества занимать активную гражданскую позицию (16%).

Вестник Воронежского института МВД России № 4 / 2022

На основании представленных данных анкетного опроса очевиден тот факт, что на все структурные подразделения полиции ложится определённая степень ответственности, где значительная роль отводится инспекторам ПДН и участковым уполномоченным.

Следовательно, от уровня их педагогической, психологической и правовой подготовки зависит успех в профилактической работе. Совершенствуя профессиональную компетентность, сотрудники полиции смогут значительным образом повлиять на степень правовой грамотности несовершеннолетних и их готовность к саморазвитию и ответственному отношению к своей жизненной позиции.

Осуществляя профилактическую работу с подрастающим поколением, сотрудникам полиции необходимо не только активно использовать знания в сфере юриспруденции, но и ориентироваться на основные положения психологии и педагогики, являться примером в повседневной жизни, иметь полное представление о степени ответственности за свою профессиональную деятельность. Многое будет зависеть и от эффективности выбранных приемов и способов профилактики, уровня передачи информации, которую транслируют инспектора.

Более того, для успешного проведения профилактических мероприятий сотрудники полиции должны уметь заинтересовать подростков, спровоцировать их на активное участие в беседах, играх и викторинах, спортивных мероприятиях, в ходе которых появится возможность определить основные факторы, способствующие их негативному поведению. Добиться желаемого результата возможно только в том случае, если инспектора ПДН в процессе взаимодействия с несовершеннолетними будут доступно и понятно излагать правовую информацию, отвечать на интересующие подростков вопросы, приводить интересные примеры из своего профессионального опыта.

Учитывая повышенную активность и наглядно-образный характер памяти несовершеннолетних, сотрудникам ПДН в процессе профилактических работ необходимо уметь использовать интерактивные средства, помогающие усвоению излагаемой информации, обладать организаторскими навыками проведения спортивных мероприятий, использовать помощь известных людей. Всё это будет влиять на психоэмоциональное отношение подростков к информации и способствовать возникновению доверительных отношений с сотрудниками полиции в целом.

Основной целью при подготовке сотрудников полиции по специальности «Правоохранительная деятельность» является формирование личностной социально-ориентированной позиции по профилактике правонарушений у несовершеннолетних. Приведём неполный перечень профессиональных компетенций, предусмотренных учебными программами: «предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в про-

цессе профессиональной деятельности; ... организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни; . осуществлять письменную и устную коммуникацию .; . работать с различными информационными ресурсами и технологиями, ... ; устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений .; . применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы; . организовать работу малого коллектива ... ; ... осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с представителями государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, гражданами, со средствами массовой информации; . проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса .; знать и использовать формы и методы общей и индивидуальной профилактической работы по предупреждению преступлений и иных правонарушений».

По нашему мнению, представленные компетенции в ходе обучения в рамках отдельных дисциплин, в частности дисциплины «Физическая подготовка», реализуются не в полной мере. Обусловлено это дефицитом времени, отводимого преподавателями на вопросы теории и методики организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, что в свою очередь отражается на мотивации к занятиям физической культурой в свободное время.

Согласно опросу слушателей, проходящих первоначальную профессиональную подготовку, установлено: 27,3% из них периодически занимаются физическими упражнениями, 45,4% — редко, 22,7% — совсем не занимаются. Даже в свободное время занятиям физическими упражнениями отдают предпочтение лишь 36,4%, посещают спортивные соревнования — 4,6%. Основное свободное время у 63,6% респондентов уходит на подготовку документов к предстоящей работе.

Подводя итог нашему исследованию системы подготовки сотрудников полиции к профилактической работе с подростками с де-виантным поведением, считаем, что при формировании учебных программ было бы целесообразным включить рассмотрение следующих вопросов:

- изучение теории и методики организации самостоятельных и с разновозрастными группами занятий физическими упражнениями;

- в рамках подготовки к преддипломной практике привлекать слушателей к проведению спортивно-массовых мероприятий и практических занятий по физической подготовке;

- включить в содержание производственной практики обязательное проведение курсантами и слушателями спортивно-массовых мероприятий с подростками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 г.) — URL: www.base. consultant.ru (дата обращения: 13.04.2022).

2. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 (ред. от 31 декабря 2018 г.). — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 13.04.2022).

3. Бисенгулова А. Р., Носова Д. Х. Профилактика девиантного поведения несовершен-

нолетних с использованием физической культуры и спорта // Novalnfo. — 2017. — № 73. — С. 191—194.

4. Никитская Е. А., Никитина Е. О. К вопросу о необходимости совершенствования работы субъектов профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних // Наука и школа. — 2018. — № 5. — С. 182—188.

5. «Преступление и наказание» несовершеннолетних правонарушителей: мнения населения и экспертов. — СПб.; Саратов; Ульяновск : Центр независимых социальных исследований, 2004. — С. 26.

REFERENCES

1. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih : federal'nyj zakon ot 24 iyunya 1999 g. № 120-FZ (red. ot 30 dek-abrya 2021 g.) — URL: www.base.consultant.ru (data obrashcheniya: 13.04.2022).

2. Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii deyatel'nosti podrazdelenij po delam nesovershen-noletnih organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii : prikaz MVD Rossii ot 15 oktyabrya 2013 g. № 845 (red. ot 31 dekabrya 2018 g.). — URL: www.base.consultant.ru (data obrashcheniya: 13.04.2022).

3. Bisengulova A. R., Nosova D. H. Profilaktika deviantnogo povedeniya nesovershennoletnih s ispol'zovaniem fizicheskoj kul'tury i sporta // Noval-nfo. — 2017. — № 73. — S. 191—194.

4. Nikitskaya E. A., Nikitina E. O. K voprosu o neobhodimosti sovershenstvovaniya raboty sub"ektov profilaktiki delinkventnogo povedeniya nesovershen-noletnih // Nauka i shkola. — 2018. — № 5. — S. 182—188.

5. «Prestuplenie i nakazanie» nesovershennoletnih pravonarushitelej: mneniya naseleniya i ekspertov. — SPb.; Saratov; Ul'yanovsk : Centr nezavisimyh social'nyh issledovanij, 2004. — S. 26.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Толстых Сергей Константинович. Доцент кафедры физической подготовки. Кандидат педагогических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России. E-mail: tsk_56@mail.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-54-02.

Ежова Алла Витальевна. Доцент кафедры теории и методики спортивных игр. Кандидат педагогических наук, доцент.

Воронежская государственная академия спорта. E-mail: gonav@mail.ru

Россия, 394036, Воронеж, ул. Карла Маркса, 59. Тел. (473) 280-02-71.

Tolstykh Sergey Konstantinovich. Associate Professor of the chair of Physical Training. Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: tsk_56@mail.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-54-02.

Ezhova Alla Vitalievna. Associate Professor of the chair of Theory and Technology of Finishing Games. Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Voronezh State Academy of Sports. E-mail: gonav@mail.ru

Work address: Russia, 394036, Voronezh, Karla Marksa Str., 59. Tel. (473) 280-02-71.

Ключевые слова: сотрудник полиции; трудные подростки; профессиональные компетенции; физическая культура.

Key words: police officer; difficult teenagers; professional competencies; physical culture. УДК 342.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.