Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОЗНАВАТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ИНСПЕКТОРАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ'

АЛГОРИТМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОЗНАВАТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ИНСПЕКТОРАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1073
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ДОЗНАВАТЕЛЬ / ИНСПЕКТОР ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CRIMINAL PROCEDURE / INTERNAL AFFAIRS BODIES / INTERROGATOR / INSPECTOR OF JUVENILE AFFAIRS UNITS / MINORS / INVESTIGATION OF CRIMES / COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дутов Николай Юрьевич, Ахмедов Ульви Низами Оглы

Статья посвящена научному осмыслению эффективности взаимодействия дознавателя органов внутренних дел в качестве участника уголовного судопроизводства с инспектором подразделения по делам несовершеннолетних в ходе досудебного производства по уголовным делам, возбужденным в отношении несовершеннолетних. Авторами формулируются научно обоснованные выводы относительно эффективности существующих и необходимости дальнейшего совершенствования различных форм взаимодействия дознавателя с инспектором подразделения по делам несовершеннолетних, а также последовательности действий, направленных на реализацию такого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF INTERACTION OF THE INVESTIGATOR OF INTERNAL AFFAIRS BODIES WITH INSPECTORS OF JUVENILE AFFAIRS UNITS IN INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED BY MINORS

Article is devoted to scientific judgment of efficiency of interaction of the investigator of law enforcement agencies as the participant of criminal proceedings with the inspector of division for minors during pre-judicial production on the criminal cases brought concerning minors. Authors formulated scientifically based conclusions concerning efficiency existing and need of further improvement of various forms of interaction of the investigator with the inspector of division for minors and also the sequence of the actions directed to realization of such interaction.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОЗНАВАТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ИНСПЕКТОРАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ»

f^)

Н. Ю. Дутов,

кандидат юридических наук, доцент

У. Н. Ахмедов,

кандидат юридических наук

АЛГОРИТМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОЗНАВАТЕЛЯ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ИНСПЕКТОРАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

ALGORITHM OF INTERACTION OF THE INVESTIGATOR OF INTERNAL AFFAIRS BODIES WITH INSPECTORS OF JUVENILE AFFAIRS UNITS IN INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED BY MINORS

Статья посвящена научному осмыслению эффективности взаимодействия дознавателя органов внутренних дел в качестве участника уголовного судопроизводства с инспектором подразделения по делам несовершеннолетних в ходе досудебного производства по уголовным делам, возбужденным в отношении несовершеннолетних. Авторами формулируются научно обоснованные выводы относительно эффективности существующих и необходимости дальнейшего совершенствования различных форм взаимодействия дознавателя с инспектором подразделения по делам несовершеннолетних, а также последовательности действий, направленных на реализацию такого взаимодействия.

Article is devoted to scientific judgment of efficiency of interaction of the investigator of law enforcement agencies as the participant of criminal proceedings with the inspector of division for minors during pre-judicial production on the criminal cases brought concerning minors. Authors formulated scientifically based conclusions concerning efficiency existing and need offurther improvement of various forms of interaction of the investigator with the inspector of division for minors and also the sequence of the actions directed to realization of such interaction.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних всегда стоит в приоритете правового государства. В этой связи наше государство предусматривает особый правовой режим их вовлечения в уголовное судопроизводство, сформировав отдельную главу Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [1], содержащую требования к производству по уголовным

делам в отношении несовершеннолетних. Однако данная глава в некоторых аспектах содержит в себе отсылки к общим правилам уголовного судопроизводства, что, в свою очередь, вызывает сложности у правоприменителей. Эти сложности также обусловлены тем, что законодатель в достаточной степени не регламентирует порядок взаимодействия субъектов расследования с такими

специализированными подразделениями, как подразделения по делам несовершеннолетних.

Дознание по преступлениям, совершенным несовершеннолетними, осуществляется в полном объеме с учетом требования подследственности согласно статье 151 УПК РФ. Так как дознание является упрощенной формой расследования, сама возможность производства дознания в отношении несовершеннолетнего является гарантией обеспечения скорейшего доступа к правосудию несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Проведенное обобщение практики деятельности органов дознания и судебной практики производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних показало, что в ходе осуществления взаимодействия между дознавателем органов внутренних дел и инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, возникает ряд вопросов, которые не получили четкой регламентации на законодательном уровне и неодинаково воспринимаются и разрешаются органами предварительного расследования и судами.

Согласно статистическим данным о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел в первой инстанции [2], в 2014 году поступило 36 574 дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними (в 2015 г. — 35 949, в 2016 г.

— 35 202), окончено 36 387 дел (в 2015, 2016 годах

— 36 037 и 35 522 соответственно). По оконченным уголовным делам осуждено 24 379 несовершеннолетних (в 2015, 2016 годах — 23 156, 24 420 соответственно), прекращено дел с применением принудительных мер воспитательного воздействия — 2 029 (в 2015, 2016 годах — 2 045, 2 604 соответственно), прекращено в связи с примирением с потерпевшим 13 363 дела (в 2015, 2016 годах соответственно — 13 196 и 14 736), освобождено от наказания 355 несовершеннолетних осужденных с направлением в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (в 2015, 2016 годах — 385, 402 соответственно), а с применением других принудительных мер воспитательного воздействия — 532 (в 2015, 2016 годах

— 594, 626 соответственно). В 2017 году поступило в суд 30 022 уголовных дела в отношении несовершеннолетних (число лиц по поступившим делам составило 38 088), в 2018 году — 27 833 (число лиц по поступившим делам — 35 456), в 2019 году — 25 841 (число лиц по поступившим делам — 32 737) [2]. Таким образом, несмотря на то, что произошло небольшое снижение количества совершенных преступлений и лиц, их совершавших, указанные данные свидетельствуют о том, что преступления несовершеннолетних являются острой проблемой нашего общества и требуют профессионального подхода при их расследовании.

Основным обстоятельством, детерминирующим осуществление эффективного раскрытия, расследования преступлений несовершеннолет-

них, выступает качественное и своевременное взаимодействие дознавателя органов внутренних дел с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних. Указанные субъекты правоохранительных органов наделены полномочиями по осуществлению специальных методов и способов раскрытия преступлений. Исходя из сказанного, необходимо, чтобы названные ресурсы указанных субъектов применялись комплексно. При этом возникает потребность в том, чтобы строго разграничить правовой статус (права, обязанности) между данными участниками. Данная задача может быть решена посредством разработки алгоритма взаимодействия дознавателя органов внутренних дел с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних.

Согласно проведенному опросу дознавателей органов внутренних дел, 86,67% опрошенных указали, что они осуществляют взаимодействие с сотрудниками ПДН при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. При этом 73,33% опрошенных считают необходимым разработать алгоритм действий дознавателя при взаимодействии с инспекторами ПДН в рамках расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними. Аналогичная позиция была выявлена также в ходе опроса сотрудников ПДН с целью более четкого разграничения полномочий соответствующих должностных лиц, осуществляемых в рамках их профессиональных компетенций.

По нашему мнению, разработка такого алгоритма позволит дознавателям органов внутренних дел на более качественном уровне осуществлять взаимодействие с инспекторами ПДН при расследовании преступлений несовершеннолетних, а также будет способствовать повышению их профессионального мастерства, тем самым обеспечив более эффективное расследование уголовных дел, возбужденных в отношении несовершеннолетних.

Взаимодействие дознавателя органов внутренних дел и инспектора ПДН — это оказание ими друг другу основанной на законах и ведомственных нормативных актах помощи в решении задач уголовного судопроизводства, заключающейся в согласованных совместных действиях в ходе расследования уголовного дела в отношении несовершеннолетнего при руководящей роли дознавателя и четком разграничении компетенций.

Правовой основой взаимодействия являются:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

4. Федеральный закон «О полиции».

5. Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».

6. Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

Формы взаимодействия при расследовании преступлений можно разделить на внутренние (внутри системы МВД России) и внешние (с органами и организациями, не входящими в структуру МВД России). Взаимодействие дознавателя органов внутренних дел и инспектора подразделения по делам несовершеннолетних относится к внутренней форме взаимодействия.

Формы взаимодействия дознавателя и инспектора подразделения по делам несовершеннолетних условно можно разделить на процессуальные (урегулированные нормами УПК РФ) и непроцессуальные (урегулированные ведомственными нормативными актами).

Рассмотрим основные процессуальные формы взаимодействия.

1. Письменные поручения органу дознания (п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ, п. 2.16 приказа МВД России от 15.10.2013 № 845). Инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних исполняют поручения о производстве отдельных следственных действий начальника подразделения дознания, дознавателя, а также осуществляют обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления с предоставлением инициатору поручения акта обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего, характеристики с места учебы или работы, справки.

Согласно п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ поручения дознавателя являются обязательными для исполнения. К поручению выдвигаются определенные требования.

Так, документ должен содержать:

1) наименование органа дознания, которому оно направляется. Запрещается указывать конкретного сотрудника подразделения, кому необходимо выполнить поручение;

2) указания на обстоятельства расследуемого преступления, которые установлены в ходе дознания. Кратко указываются базовые обстоятельства преступления (время, место, способ, данные, указывающие на возможную причастность несовершеннолетнего к совершению преступления, и иные важные обстоятельства);

3) правовая просьба дознавателя, т.е. те конкретные действия, которые он просит провести, и сроки исполнения поручения. Согласно статье 152 УПК РФ, поручение должно быть исполнено в срок до 10 суток;

4) приложения к поручению или иные данные, необходимые для его выполнения (перечень похищенного, приметы преступников и т.д.);

5) подпись дознавателя.

Помимо указанных действий, инспектор подразделения по делам несовершеннолетних в рам-

ках работы по поручению при расследовании уголовного дела осуществляет действия в целях установления причастности несовершеннолетнего к совершению преступления и недопущения совершения им преступления.

2. Совместное производство отдельных следственных действий при производстве дознания (п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ). Совместное производство следственных действий производится в том случае, когда дознаватель нуждается в практической и организационной помощи со стороны сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних. Содействие может выражаться как в приглашении педагога для участия в следственных действиях, проводимых с участием несовершеннолетних, так и в налаживании контакта с несовершеннолетним для достижения целей следственного действия.

3. Вынесение представления об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним. Преступления несовершеннолетних всегда обусловлены целым рядом факторов (социальных, бытовых и т.д.). Одним из таких факторов является не в должной мере осуществленная профилактическая работа со стороны сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних. Опрос сотрудников подразделений дознания показал, что практически каждое второе ими расследуемое преступление, совершенное несовершеннолетним, является рецидивным, что свидетельствует о плохом качестве профилактической работы. В этой связи дознаватель должен четко и грамотно выделить причины и условия, способствующие совершению преступления, и сформулировать их в формате представления об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним.

Следующей формой является непроцессуальное взаимодействие.

1. Составление совместных планов расследования. Совместное составление плана расследования позволяет выдвинуть версии с учетом специфики совершения преступления несовершеннолетним, определить необходимые процессуальные действия и выполнить их в совокупности с розыскными мероприятиями, определить конкретных исполнителей и выделить четкие сроки выполнения необходимых действий.

2. Совместное планирование производства конкретного следственного действия. При этом четко разграничиваются обязанности, определяются необходимые участники следственного действия, дата его проведения. При данной форме взаимодействия повышается эффективность запланированного следственного действия.

3. При избрании меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, во взаимодействии с инспектором подразделений по делам несовершеннолетних осуществление индивидуальной профилактической работы с несовершен-

нолетними подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступления.

4. Взаимный обмен информацией о результатах расследования.

5. Индивидуальное предоставление информации, имеющей значение для расследования преступления.

6. Проведение совместных совещаний, заслушиваний по результатам расследования уголовного дела.

Проведенный анализ правоприменительной практики расследования дознавателями органов внутренних дел уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, позволил нам выработать и предложить алгоритм (порядок) действий дознавателя по взаимодействию с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних при расследовании данной категории дел.

1. Прежде чем приступить к взаимодействию, должны возникнуть правовые основания. К их числу можно отнести:

1) доставление несовершеннолетнего в дежурную часть территориального органа МВД России по подозрению в совершении преступления;

2) передачу оперативным дежурным несовершеннолетнего органу дознания, если в его действиях содержатся признаки преступления;

3) достижение несовершеннолетним возраста уголовной ответственности;

4) проведение предварительной проверки;

5) принятие процессуального решения о возбуждении уголовного дела.

2. После определения правовых оснований дознаватель переходит к процессуальным действиям, которые условно можно разделить на три основные группы.

2.1. Общеорганизационные действия дознавателя при расследовании уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в рамках взаимодействия с инспектором подразделений по делам несовершеннолетних.

Согласно статье 421 УПК РФ, при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием общих обстоятельств, перечисленных в статье 73 УПК РФ, дознаватель должен установить:

1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

На основе требований данной статьи возникают первоочередные действия, направленные на взаимодействие с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних.

Дознаватель должен не позднее трех суток с момента принятия процессуального решения о статусе несовершеннолетнего направить в территориальный орган МВД России по месту пребывания (проживания) несовершеннолетнего информацию о возбуждении уголовного дела.

После получения данного уведомления, не позднее пяти суток инспектор подразделения по делам несовершеннолетних направляет дознавателю подробную справку о несовершеннолетнем, состоящем на профилактическом учете. Справка должна содержать: данные о личности несовершеннолетнего, с какого времени состоит на профилактическом учете, когда и какие совершал правонарушения и т.п.

Инспектор предоставляет акт об обследовании жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего. Акт содержит сведения: о составе семьи, занятости, заработке, размере жилой площади, состоянии жилища, наличии условий для занятий, отдыха и сна несовершеннолетнего, взаимоотношениях в семье и т.д.

В дальнейшем, с целью продолжения профилактической работы инспектором с несовершеннолетним, дознаватель должен предоставить информацию: об отмене решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, об избрании меры пресечения, ее отмене и изменении.

Органы дознания запрашивают из территориальных органов МВД России по месту жительства или пребывания несовершеннолетнего подозреваемого имеющиеся о нем сведения.

В необходимых случаях дознаватель допрашивает инспектора подразделений по делам несовершеннолетних в качестве свидетеля и включает его в список лиц, вызываемых в судебное заседание.

Инспектор подразделения по делам несовершеннолетних по письменному поручению дознавателя оказывает содействие в приглашении педагога для участия в следственных действиях. Также осуществляется взаимодействие в рамках проверки несовершеннолетнего на причастность к преступлению и недопущения им совершения повторных преступлений.

Инспектор по делам несовершеннолетних наделен правом внести предложения дознавателю о возможности изменения меры пресечения несовершеннолетнему.

Не позднее пяти суток с момента поступления информации от дознавателя инспектор по делам несовершеннолетних обязан поставить несовершеннолетнего на учет с заведением учет-но-профилактической карточки.

Инспектор должен информировать дознавателя о ранее выявленных недостатках в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, юридических и физических лиц применительно к обстоятельствам, установлен-

ным в ходе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними. С учетом этой информации дознаватель выносит представление об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним.

2.2. Взаимодействие в рамках проведения конкретного следственного действия.

1) Определение дознавателем конкретного следственного действия, производимого с участием несовершеннолетнего.

2) Обсуждение организационных вопросов с инспектором по делам несовершеннолетних.

3) Приглашение инспектором педагога.

4) Помощь инспектора в формулировании вопросов несовершеннолетнему с целью установления обстоятельств дела.

5) Проведение конкретного следственного действия с участием несовершеннолетнего по поручению дознавателя.

2.3. Взаимодействие в рамках профилактических мер в отношении несовершеннолетнего и избрания принудительных мер воспитательного воздействия.

1) Совместное установление (выявление) обстоятельств и условий, обуславливающих окончание дознания и определение формы окончания предварительного расследования.

2) На основе собранных инспектором подразделений по делам несовершеннолетних характеризующих несовершеннолетнего материалов вынесение дознавателем частного представления, направленного на профилактику преступлений несовершеннолетнего.

3) Вынесение решения об избрании меры пресечения в отношении несовершеннолетнего или иных мер уголовно-процессуального принуждения.

4) Разрешение вопроса об избрании в отношении несовершеннолетнего принудительной меры воспитательного воздействия.

Анализ обобщения материалов правоприменительной практики и результаты опроса практических сотрудников показали, что возможно выделение следующих групп проблем:

I. Проблемы процессуального характера.

1. Проблемы со сбором характеризующего несовершеннолетнего материала. Длительный сбор характеризующего материала (несвоевременное и неполное предоставление материалов о несовершеннолетнем). Как было установлено в ходе исследования, длительный сбор материалов обусловлен не только субъективными, но и объективными факторами. Например, в случае если не удается установить место жительства несовершеннолетнего или несовершеннолетний является иностранцем. Поэтому дознавателю необходимо действовать на опережение и вычленить факторы объективные и субъективные, далее

поставить конкретные задачи перед инспектором подразделений по делам несовершеннолетних.

2. Сложности, связанные с обеспечением осуществления уголовного судопроизводства и процессуальным статусом инспектора ПДН. Сегодня в содержании УПК РФ не определен процессуальный статус такого субъекта взаимодействия, как инспектор ПДН. Если речь идет о его участии в ходе предварительного расследования, то он в соответствии со ст. 40 УПК РФ может выполнять функции органа дознания и автоматически относится к участникам со стороны обвинения, а если его приглашают в суд в качестве субъекта индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним, то уже в качестве свидетеля, а следовательно, уже в качестве иного участника уголовного судопроизводства, не имеющего самостоятельного интереса в деле, и т.д.

3. Участие педагога и психолога при производстве следственных и иных процессуальных действий. Зачастую дознавателю приходится самому обеспечивать участие указанных лиц. Относительно сложившейся ситуации, пожалуй, можно утверждать, что в целом данная проблема носит объективный характер, в силу того, что законодатель не вполне четко регламентирует особенности допуска и участия психолога и педагога, а также его процессуального статуса. Поэтому в ряде случаев дознаватель позволяет себе не вдаваться в детали приглашения и участия педагога или психолога, а соблюдает лишь формальную строну. И это вполне объяснимо, так как соответствует требованиям УПК РФ.

4. Проблемы, возникающие при производстве предварительной проверки. В ходе рассмотрения сообщения о преступлении, совершенном несовершеннолетним (ст. ст. 144 и 146 УПК РФ), дознаватель уполномочен поручать производство процессуальных и следственных действий инспектору ПДН. При этом опрос инспекторов ПДН показал, что практически во всех случаях совершения преступления несовершеннолетними они получают поручение дознавателя о проведении процессуальных и следственных действий. По нашему мнению, такая ситуация обуславливает низкое качество предварительной проверки по делам о признаках преступлений, совершенных несовершеннолетними. Только квалифицированными действиями дознавателя, осуществляемыми в рамках УПК РФ, возможно осуществление эффективного доказывания по делам несовершеннолетних. Основным аргументом в пользу такого практически значимого утверждения является то, что именно дознаватель способен правильно оценить следственную ситуацию расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, на первоначальном этапе произ-

водства по уголовному делу, а также правильно определить обстоятельства, послужившие основаниями и условиями для производства множества процессуальных действий.

II. Проблемы непроцессуального характера.

1. Отсутствие профилактической работы с подростком и, как следствие, рецидивная преступность. Формализованный подход к профилактике. Полагаем, это направление является архиважным для обеспечения профилактической деятельности как инспектора подразделения по делам несовершеннолетних, так и дознавателя органов внутренних дел. Законодатель стремится к расширению полномочий должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, по профилактике рецидивной преступности несовершеннолетних. При этом проблема носит вполне объективный характер, так как законодатель не прописывает в УПК РФ особенности профилактики преступлений несовершеннолетних. Поэтому невыполнение дознавателем мер по профилактике преступлений несовершеннолетних не является существенным нарушением уголовно-процессуального законодательства. Таким образом, профилактическая работа не является приоритетным направлением деятельности дознавателя, в отличие от деятельности инспектора ПДН. Главной составляющей профилактической работы дознавателя в отношении несовершеннолетнего будет являться качественное производство дознания в разумные сроки, принятие законных и обоснованных процессуальных решений и производство обоснованных следственных и процессуальных действий. А также использование различных правовых средств и институтов, направленных на предупреждение и профилактику преступности несовершеннолетних.

2. Необходимость включения инспектора подразделений по делам несовершеннолетних в следственно-оперативную группу (СОГ). Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» [3] запретил включать инспектора в состав следственно-оперативной группы. Данное обстоятельство негативно сказывается на раскрытии по горячим следам преступлений, где есть информация о возможном участии в преступлении несовершеннолетнего. Инспектор подразделения по делам несовершеннолетних в данном случае может выполнять роль сотрудника оперативно-розыскных аппаратов, так как именно он может по приметам установить несовершеннолетних, которые могли совершить преступление, а при наличии конкретного лица определить круг его общения, связи, места сбыта похищенного и иную необходимую информацию. Мы считаем, что необходимо внести корректировки в приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 с целью вклю-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чения инспектора подразделения по делам несовершеннолетних в состав следственно-оперативной группы. При этом необходимо разработать определенный механизм вовлечения инспектора в состав СОГ с целью обеспечения его участия только в проверке сообщений о преступлении с возможным участием несовершеннолетних и исключить его непрофильное задействование дознавателем [4, 5].

3. Определенные сложности по взаимодействию с образовательными учреждениями. Образовательное учреждение относится к числу организаций, осуществляющих наряду с учебно-образовательной и воспитательную деятельность. Существующие нормативные правовые акты не определяют компетенцию дознавателя по взаимодействию с образовательными учреждениями. По этой причине необходимо на законодательном уровне регламентировать вопросы этого взаимодействия.

В настоящее время дознавателю следует расширить взаимодействие с образовательными учреждениями, находящимися на административной территории, где расположен отдел полиции, по вопросам профилактики преступности несовершеннолетних. Периодически посещать указанные учреждения с докладами и сообщениями, адресованными обучающимся, с целью правового просвещения.

4. В случае неявки подозреваемого, обвиняемого к дознавателю его длительное доставление. Опрос практических сотрудников показал, что часто на практике игнорируется требование дознавателя о необходимости явки к нему под различными псевдоуважительными причинами, что необоснованно затягивает длительность производства дознания и снижает качество предварительного расследования. Законодатель закрепил положение о том, что в случае неявки несовершеннолетнего дознаватель вправе инициировать вопрос о его приводе. Орган дознания обязан осуществлять привод несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по поручению дознавателя.

5. Недостаточное взаимодействие при сопровождении уголовного дела. Возвращаясь к вопросам взаимодействия, следует отметить, что круг субъектов, с которыми осуществляет взаимодействие дознаватель, является широким. В их числе наряду с инспектором ПДН следует назвать следователя, участкового уполномоченного, оперативных уполномоченных, комиссию по делам несовершеннолетних, иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять профилактику преступности и правонарушений несовершеннолетних. С указанными лицами дознаватель взаимодействует на различных стадиях уголовного судопроизводства. При этом основной стадией, на которой происходит активное взаимодействие,

является стадия возбуждения уголовного дела. Принятие законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего зависит от своевременности и эффективности взаимодействия дознавателя прежде всего с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних. При этом важно определение статуса инспектора в рамках уголовного дела, возможность признания инспектора ПДН участником уголовного дела в качестве свидетеля.

Таким образом, особенности взаимодействия дознавателя и инспектора ПДН обусловлены прежде всего сложившимися правовыми обстоятельствами и условиями. Среди них следует указать первичность выявления и раскрытия преступления,

совершенного несовершеннолетним. Другими словами, взаимодействие будет зависеть от того, кто раскрыл преступление, дознаватель (оперативный уполномоченный, участковый уполномоченный) или же инспектор подразделения по делам несовершеннолетних. В последнем случае инспектор уполномочен самостоятельно осуществлять рассмотрение сообщения о преступлении.

Взаимодействие осуществляется по двум основным видам: процессуально-правовое взаимодействие и непроцессуальное (организационно-тактическое). Необходимо отметить, что оба вида взаимодействия одинаково важны для качественного расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.

2. Данные судебной статистики [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 26.02.2020).

3. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от

15.10.2013 № 845 (ред. от 31.12.2018) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2014. — № 11.

4. Есина А. С., Арестова Е. Н., Жамкова О. Е. Дознание в органах внутренних дел : учебник и практикум для вузов. — М. : Юрайт, 2018. — 179 с.

5. Орлова Ю. Р. Актуальные вопросы взаимодействия следователей и сотрудников ПДН ОВД при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними // Российский следователь. — 2005. — № 10. — С. 6—10.

REFERENCES

1. Ugolovno-protsessualnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 18.12.2001 # 174-FZ (red. ot 31.07.2020) // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2001. — # 52 (ch. I).

— St. 4921.

2. Dannyie sudebnoy statistiki [Elektronnyiy resurs].

— URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (data obra-scheniya: 26.02.2020).

3. Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii deyatelnosti podrazdeleniy po delam nesovershen-noletnih organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii : prikaz MVD Rossii ot 15.10.2013 # 845 (red. ot

31.12.2018) // Byulleten normativnyih aktov feder-alnyih organov ispolnitelnoy vlasti. — 2014. — # 11.

4. Esina A. S., Arestova E. N., Zhamkova O. E. Doznanie v organah vnutrennih del : uchebnik i praktikum dlya vuzov. — M. : Yurayt, 2018. — 179 s.

5. Orlova Yu. R. Aktualnyie voprosyi vzai-modeystviya sledovateley i sotrudnikov PDN OVD pri rassledovanii prestupleniy, sovershennyih nesovershen-noletnimi // Rossiyskiy sledovatel. — 2005. — # 10. — S. 6—10

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Дутов Николай Юрьевич. Доцент кафедры уголовного процесса. Кандидат юридических наук, доцент. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-42.

Ахмедов Ульви Низами оглы. Доцент кафедры уголовного процесса. Кандидат юридических наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-48.

Dutov Nikolay Yuryevich. Associate Professor of the chair of Criminal Proceedings. Candidate of Law, Assistant Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-42.

Akhmedov Ulvi Nizami ogli. Associate Professor of the chair of Criminal Proceedings. Candidate of Law.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-48.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство; органы внутренних дел; дознаватель; инспектор подразделения по делам несовершеннолетних; несовершеннолетние; расследование преступлений; взаимодействие.

Key words: criminal procedure; internal affairs bodies; interrogator; inspector of juvenile affairs units; minors; investigation of crimes; cooperation.

УДК 343.137.5

ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Занина Т. М.

Прохождение государственной службы в ОВД отдельными категориями служащих : методические рекомендации / Т. М Занина, О. А. Горбацевич. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2020. — 36 с.

В методических рекомендациях на основе анализа законодательства, литературных источников представлен сравнительный анализ условий прохождения службы отдельными категориями служащих, а именно сотрудниками органов внутренних дел, государственными гражданскими служащими и работниками, а также выработаны научно обоснованные выводы по совершенствованию некоторых аспектов прохождения службы данными категориями.

Предназначены для курсантов и слушателей всех форм обучения образовательных организаций МВД России и практических сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.