ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УДК 343.985.7:343.713-053.6(470)
^ Основные задачи органов внут-
| ренних дел - раскрытие, расследование и 5 предупреждение преступлении и правонарушении. При их выполнении все § службы органов внутренних дел, а также | правоохранительные органы должны действовать как единое целое. Поэтому
з
^ при организации раскрытия и расследования преступлений и правонарушений | очень важным является рассмотрение | вопросов организации взаимодействия.
Взаимодействие в системе Министерства внутренних дел Российской § Федерации можно разделить на два вида: | 1) внутреннее взаимодействие -
это взаимодействие структурных служб
Р. Д. ФАЙРУШИНА, преподаватель кафедры криминалистики Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
R. D. FAJRUSHINA, the lecturer of chair of criminalistics of the Ufa legal institute of the Ministry of internal affairs of Russia, the candidate of law (Ufa)
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ВЫМОГАТЕЛЬСТВ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
SOME QUESTIONS OF INTERACTION IN THE INVESTIGATION OF THE MISSIONS MADE BY MINORS
Аннотация. В статье автором рассматриваются некоторые вопросы взаимодействия сотрудников правоохранительных органов при расследовании вымогательств, совершенных несовершеннолетними, также участие инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних в уголовном процессе, которые могут оказать неоценимую помощь не только на стадии предварительного следствия, но и на стадии воз-бужденияуголовного дела при расследовании неочевидного преступления. ^ Ключевые слова: взаимодействие, расследование, раскрытие, вымогательство,
ао несовершеннолетний. §
a Annotation. In this article the author discusses some of the issues of cooperation in the
^ investigation of atrocities committed by minors. That part of the inspectors of juvenile units in criminal proceedings can be invaluable, not only at the stage of preliminary investigation, but also at the stage of criminal proceedings in the investigation of non-obvious crime. Keywords: interaction, investigation, disclosure, solicitation, minor.
и подразделений внутри самого органа внутренних дел, отделов полиции;
2) внешнее взаимодействие -предполагает, как правило, осуществление взаимодействия с правоохранительными органами, судами и органами юстиции, государственными инспекциями, местными органами самоуправления, Вооруженными Силами РФ, общественными объединениями, религиозными организациями, коллективами и гражданами, частными детективными и охранными предприятиями, средствами массовой информации и т. д.
Рассмотрим некоторые вопросы внутреннего взаимодействия сотрудников
правоохранительных органов при расследовании и раскрытии вымогательств, совершенных несовершеннолетними.
Расследование и раскрытие вымогательств, совершенных несовершеннолетними, во многом зависит от упорядоченной, структурированной деятельности и от целенаправленного, умело организованного и осуществляемого в соответствии с предписаниями правовых норм взаимодействия органов предварительного расследования и инспекторов по делам несовершеннолетних. Раскрытие преступления данного вида возможно только благодаря согласованной деятельности следователя с сотрудниками других подразделений. По мнению В. П. Лаврова, взаимодействие предполагает основанное на законе объединение усилий следователя и инспекторского состава других служб для решения каждым из них в пределах своих полномочий и присущими им формами и методами общей задачи предупреждения, раскрытия и расследования преступлений [1, с. 46].
Вопрос о видах (формах) взаимодействия в уголовно-процессуальной и криминалистической литературе не нашел единого разрешения. Значительное число авторов, не давая определения видов (форм) взаимодействия, говорит лишь об их делении на процессуальные и организационные. Наиболее полное определение форм взаимодействия дано И. Ф. Герасимовым, «под формами взаимодействия органов внутренних дел подразумеваются такие способы и порядок связей между ними, которые обеспечивают согласованность их деятельности и правильное сочетание присущих каждому их этих органов полномочий, методов и средств работы» [2, с. 132]. Тем не менее и это определение не раскрывает в полной мере систему и методы связей между участниками взаимодействия, и на что ориентирована их совместная деятельность. И. Ф. Герасимов различает процессуальные и организационно-
тактические формы, другие авторы -процессуальные и организационные [3, 4]. В. А. Викторов к основным формам взаимодействия относит: согласованное планирование, совместное производство следственных действий, поручения следователя оперативному работнику, то есть те формы, которые другие ученые относят и к процессуальным (правовым), и к организационным [5, с. 27].
В юридической литературе высказано мнение о том, что процесс расследования преступлений надо рассматривать как процесс взаимодействия следователя с участвующими в деле лицами [6, с. 64]. При этом под взаимодействием следователя и оперативного работника в процессе раскрытия и расследования вымогательств следует понимать их взаимную деятельность [7, с. 27], согласованную по видам, итогам, задачам и конечной цели.
Профессор А. В. Дулов отмечает, что взаимодействие между различными ^ звеньями может характеризоваться: ^ 1) по функциональному признаку; 2) по ®о целевому признаку. В первом случае не- ^ обходимость во взаимодействии возни- | кает, когда одно из звеньев системы при В осуществлении своей деятельности (воз- ^ действие на явление, объект, субъект) а? встречается с необходимостью осущест- ^ вления действий, которые входят в | функцию другого звена. Такой вид ИТ взаимодействия часто возникает и при | расследовании преступлений. §
Однако более полной формой § взаимодействия является осуществление | его по целевому признаку. Определение ^ общей цели приводит к перестройке, из- -Ц менению направленности функций, дей- ^ ствий взаимодействующих звеньев сис- о темы. А. В. Дулов верно полагает, что § целевое взаимодействие требует совме- | стного решения одной и той же задачи, ¡^ совместных усилий по определению оп- ^ тимального порядка совершения дейст- § вий (их очередности, направленности), 1 постоянной согласованности в проведе- «5
нии действий. Именно такое взаимодействие и должно осуществляться в процессе расследования преступлений в случае использования следователем функций различных звеньев системы в борьбе с преступностью [8, с. 26-27].
Форма целевого взаимодействия наиболее приемлема при расследовании вымогательств, совершенных несовершеннолетними, и имеет своей целью решение следующих основных задач:
- своевременное и правильное реагирование на получение сообщений о вымогательствах;
- проведение следственных действий, оперативно-разыскных и организационных мероприятий, связанных единой целью - быстрое и качественное раскрытие и расследование вымогательств;
- выявление отдельных лиц и групп, представляющих интерес для раскрытия вымогательств, совершенных несовершеннолетними, сбор о них необ-
^ ходимой информации; ;§) - обеспечение личной безопасно-
а© сти потерпевших, принятие мер, направ-® ленных на предотвращение тяжких по-а следствий;
В - наиболее эффективное примене-
о«| ние криминалистической техники и специальных средств в деятельности по рас-^ крытию и расследованию вымогательств, | совершенных несовершеннолетними; § - выяснение обстоятельств, под-
| лежащих доказыванию по делу, установ-| ление и изобличение лиц, причастных к ^ совершению вымогательства [9, с. 12]. § Как показывает проведенное на-
^ ми исследование, в процессе работы <•§ следователи достаточно широко исполь-^ зуют возможности различных служб и
0 подразделений органов внутренних дел. § Так, например, в ходе расследования
У
1 осуществляется взаимодействие с уго-^ ловным розыском, участковыми, пат-Ьй рульно-постовой службой, дежурной ча-§ стью, но наиболее важным является,
| безусловно, согласованное действие у
следственных подразделений и подраз-
делений по делам несовершеннолетних. Это вполне закономерно, так как определяющим фактором взаимодействия следователя и инспектора по делам несовершеннолетних является регламентация их общения правовыми нормами, которая обеспечивает успешное раскрытие и расследование вымогательств, совершенных несовершеннолетними. Каждый из данных субъектов обладает набором своих специфических средств и методов раскрытия преступлений, поэтому важно, чтобы эти возможности использовались комплексно [9, с. 97]. Вместе с тем достичь оптимальных результатов можно только посредством рационального сочетания мер, присущих субъектам взаимодействия, а также четкого разграничения прав и обязанностей между участниками совместной деятельности [10, с. 7]. Наука и практика показывают, что при умелой организации такое «взаимодействие повышает эффективность предварительного следствия, улучшает качество следствия, сокращает сроки расследования» [11, с. 173].
Необходимо обозначить, что представление процессуальных (правовых) и организационных форм взаимодействия мало чем различается по своему содержанию. Например, процессуальные формы - основные на уголовно-процессуальном законе способы и порядок сотрудничества, обеспечивающие согласованный характер деятельности следователя и инспектора по делам несовершеннолетних, а организационные формы - не регламентированные нормами уголовно-процессуального закона способы и порядок совместной деятельности [9, с. 97].
Однако такие «организационные» формы сотрудничества, как совместное планирование следственных и розыскных действий, обмен информацией и др., также относятся к правовым, так как они учтены и отражены различными ведомственными подзаконными документами - соответствующими приказами, ин-
струкциями, наставлениями Генерального прокурора РФ, руководителей других правоохранительных органов. Если одна из разновидностей нормативного правового документ является ведомственным подзаконным нормативным актом, то форма взаимодействия будет правовой. Так как понятие «подзаконный нормативный акт» отображает одну единую грань их содержания - то, что они основываются на законе, а также одну общую особенность их юридической силы - то, что они закону не противоречат, то и формы взаимодействия, предусматриваемые ведомственными нормативными актами, должны базироваться на положениях закона и не противоречить им.
В теории криминалистики понятие «взаимодействие» отражается как сформированная на законе и подзаконных нормативных правовых актах совместная или согласованная деятельность следователей с сотрудниками оперативно-разыскных служб, а также экспертно-криминалистических подразделений и других служб органов внутренних дел, осуществляемая в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений [12, с. 232].
Основными субъектами взаимодействия в ходе предварительного следствия, как правило, рассматривают сотрудников уголовного розыска и экспертов-криминалистов. Не в полной мере уделяют внимание на вопросы взаимодействия следователя с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних, которые по своему организационно-правовому положению не входят ни в систему оперативно-разыскных служб, ни в систему экспертно-криминалистических подразделений.
Взаимодействие должностных лиц органов предварительного расследования с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних базируется на определенных принципах: соблюдение законности, комплексное использование сил и средств органов внутренних дел, органи-
зующая и руководящая роль следователя во взаимодействии, самостоятельность органов дознания в выборе приемов своей деятельности в рамках действующего законодательства, плановость и непрерывность взаимодействия. Конкретизируются данные принципы в нормах Уголовно-процессуального кодекса (далее -УПК РФ), федеральных законах, а также в положениях ведомственных приказов Министерств внутренних дел и юстиции Российской Федерации, регулирующих профессиональную деятельность указанных подразделений и организацию взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений.
Директива уголовно-
процессуального закона, регламенти-рующя взаимодействие, призвана обеспечить его результативность. До этого они должны предусматривать не только полномочия участников взаимодействия, но и оптимальные варианты их деятельности. Анализ действующего законода- ^ тельства, ведомственных нормативных ао актов, уголовно-процессуальной и кри- ® миналистической литературы позволяет а дать следующее определение: под фор- В мами взаимодействия должностных лиц органов предварительного расследова- о? ния и инспекторов подразделений по де- ^ лам несовершеннолетних следует пони- | мать установленные правовыми актами ¡^ (законами и подзаконными норматив- | ными актами) условия, способы и поря- | док их совместной согласованной дея- ©
N
тельности, используемые в целях реше- § ния задач уголовного судопроизводства ^ при расследовании вымогательств, совершенных несовершеннолетними. ^
В русском языке, как известно, ©
взаимодействие означает взаимную §
связь двух явлений, взаимную поддерж- |
ку. Поддержка же заключается в помо- ^
щи, содействии кому-нибудь [13, с. 68, ^
227]. Производя неотложные следствен- §
ные действия по делу, по которому |
предварительное следствие обязательно, ед
подразделения по делам несовершеннолетних, несомненно, оказывают следов а-телю большую помощь в расследовании и раскрытии преступлений.
В соответствии с нормативными правовыми актами [14, 15] инспекторы по делам несовершеннолетних в целях предупреждения групповых преступлений могут вносить предложения лицу, производящему дознание, следователю, прокурору, судье о рассмотрении возможности изменения мер пресечения в отношении активных участников антиобщественных групп, совершивших вымогательство. Также они незамедлительно докладывают о выявлении лиц и сведений, представляющих оперативный интерес, для принятия к несовершеннолетним преступникам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и использования этой информации при организации работы по предупреждению, раскрытию вымогательств и пресечению случаев ^ отрицательного влияния на несовершеннолетних.
®о При этом индивидуальная работа с
^ несовершеннолетними, обвиняемыми в | совершении вымогательств, в отношении 8 которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу, провоет
е^ дится во взаимодействии и по согласова-^ нию со следователем, в производстве ко-1 торого находится уголовное дело. Информация о поведении таких несовер-§ шеннолетних и правонарушениях, совер-§ шенных ими, незамедлительно передается § следователю.
§ В соответствии с нормами
^ УПК РФ при производстве предварительного расследования и судебного разбира-^ тельства по уголовным делам о вымогать тельствах, совершенных несовершенно-§ летними, на следователя возлагается обя-
У
| занность выявлять конкретные причины и условия, способствующие совершению ^ вымогательств несовершеннолетними, § принимать меры по их устранению. Кро-I ме того, в соответствии со ст. 421
У
®3 УПК РФ следователь при производстве
предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о вымогательствах, совершенных несовершеннолетними, устанавливает:
1. Возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения.
2. Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности личности.
3. Влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, на них возлагается обязанность установить, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими [16]. Обо всех установленных фактах лицо, производящее расследование, обязано информировать подразделения по делам несовершеннолетних; оказывать воспитательное воздействие на несовершеннолетних во время проведения следственных действий; готовить справки-характеристики на них, своевременно направлять их в подразделения по делам несовершеннолетних.
Своевременный обмен информацией между следователем и инспектором по делам несовершеннолетних позволит следователю, во-первых, установить в полном объеме обстоятельства, указанные в пп. 2, 3, ст. 421 УПК РФ (в том числе установить круг его знакомых - возможных соучастников преступлений, лиц, которые могли вовлечь его в совершение преступлений, и т. д.); во-вторых, избрать такую меру пресечения в отношении подростка, которая соответствовала бы степени общественной опасности его самого, содеянного им и предотвратила бы возможность совершения им преступления в будущем (в том числе в период предварительного следствия). Зачастую родители или законные пред-
ставители несовершеннолетних по запросу следователя приносят необъективные характеристики на своих детей, что, безусловно, может ввести в заблуждение как следователей при избрании меры пресечения, так и судей при назначении наказания [9, с. 98].
Таким образом, участие инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних в уголовном процессе может оказать неоценимую помощь на стадии предварительного следствия, а также возбуждения уголовного дела при расследовании неочевидного преступления (т. е. при неустановлении лица, совершившего преступление). Именно инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних могут, как
и сотрудники оперативно-разыскных подразделений, по приметам опознать несовершеннолетних, склонных к совершению вымогательств и других преступлений, либо при задержании конкретного лица указать его круг общения, связи, возможные пути сбыта имущества, полученного при вымогательстве, и иную необходимую информацию. Взаимодействие следователей с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних является неоценимым и значимым, если подросток совершил преступление вне своего места жительства (в другом районе, селе, городе или на транспорте), так как необходимо узнать о нем «как можно больше» и «как можно скорее».
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Лавров В. П. Деятельность следователя по раскрытию преступлений. М., 1974.
2. Герасимов И. Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. Свердловск, 1975.
3. Рыжаков А П. Предварительное расследование. Тула, 1996. ^
4. Гапанович Н. Н., Мартинович И. И. Основы взаимодействия следователя и органа ^ дознания при расследовании. Минск, 1983. ао
5. Викторов В. А. Общие условия предварительного расследования. М., 1971. 5
6. Порубов Н. И. Научная организация труда следователя. Минск, 1970. а
7. Хайдуков Н. П. Тактико-психологические основы воздействия следователя на участ- | ников в деле лиц. Саратов, 1984. ^
8. Дулов А. В. Тактические операции при расследовании преступлений. Минск, 1979. ^
9. Файрушина Р. Д. Особенности расследования вымогательств, совершенных несовер- § шеннолетними: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2007. »
10 Орлова Ю. Р. Актуальные вопросы взаимодействия следователей и сотрудников ПДН ОВД при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними // Российский следователь. 2005. № 10. §
11. Каневский Л. Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики « преступлений несовершеннолетних. Красноярск, 1991. ©
12. Криминалистика. Полный курс: учебник для вузов / под общ. ред. А. Г. Филиппова. § М.: Юрайт, 2015. ^
13. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1989. ИЛ
14. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам ^ несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 2 15 октября 2013 г. № 845; §
15. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно- ^ летних: федеральный закон от 21 мая 1999 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. |
16. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Г^ Думой 22 ноября 2001 г. № 174 // Собрание законодательства РФ. 2001 (ред. от 23.04.2018. ¡^ №№ 99-ФЗ, 96-ФЗ). §
© Файрушина Р. Д. §