Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел в процессе раскрытия и расследования преступлений'

К вопросу о взаимодействии оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел в процессе раскрытия и расследования преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1141
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / раскрытие и расследование преступлений / оперативно-розыскное обеспечение / оперативно-розыскное сопровождение / operatively-search activity / disclosure and investigation of crimes / operatively-search support / operatively-search support

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харченко Сергей Владимирович, Гирько Сергей Иванович, Цепинский Станислав Александрович

в статье даны понятия взаимодействия оперативных и следственных подразделений в процессе раскры-тия и расследования преступлений, рассмотрены его особенности, а также меры, направленные на совершенствова-ние данного взаимодействия. Рассмотрены разные аспекты деятельность органа дознания, дознавателя и следовате-ля на стадии предварительного расследования и уголовного судопроизводства, направленные на установление и дока-зывание юридически значимых обстоятельств по уголовному делу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INTERACTION WITH THE OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE UNITS OF CASES IN THE PROCESS OF DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES

the article gives the concepts of interaction between operational and investigative units in the process of disclosure and investigation of crimes, considers its features, as well as measures aimed at improving this interaction. Various aspects of the activi-ty of the body of inquiry, the investigator and the investigator at the stage of preliminary investigation and criminal proceedings aimed at establishing and proving the legally significant circumstances in the criminal case are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел в процессе раскрытия и расследования преступлений»

Проблемы экономики и юридической практики

1'2018

21.4. К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОПЕРАТИВНЫХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Харченко Сергей Владимирович, д-р юрид. наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, полковник полиции Место работы: Академия управления МВД России

Dsb111@ya.ru

Гирько Сергей Иванович, д-р юрид. наук, профессор, главный научный сотрудник, генерал-майор полиции в отставке Место работы: ФКУ ВНИИ ФСИН России

Цепинский Станислав Александрович, соискатель, майор полиции Место учебы: Академия управления МВД России

Stas--86@ya.ru

Аннотация: в статье даны понятия взаимодействия оперативных и следственных подразделений в процессе раскрытия и расследования преступлений, рассмотрены его особенности, а также меры, направленные на совершенствование данного взаимодействия. Рассмотрены разные аспекты деятельность органа дознания, дознавателя и следователя на стадии предварительного расследования и уголовного судопроизводства, направленные на установление и доказывание юридически значимых обстоятельств по уголовному делу.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, раскрытие и расследование преступлений, оперативно-розыскное обеспечение, оперативно-розыскное сопровождение.

ON THE ISSUE OF INTERACTION WITH THE OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE UNITS OF CASES IN THE PROCESS OF DISCLOSURE

AND INVESTIGATION OF CRIMES

Harchenko Sergey V., Doctor of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Operational Investigative Activity of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Colonel of Police

Work place: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Dsb111@ya.ru

Girko Sergey I., doctor of law, professor, chief research officer of the FKU VNIIFSIN of Russia, retired major general of police Work place: FKU VNII FSIN of Russia

Tsepinskiy Stanislav A., postgraduate student, major of police

Study place: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Stas--86@ya.ru

Annotation: the article gives the concepts of interaction between operational and investigative units in the process of disclosure and investigation of crimes, considers its features, as well as measures aimed at improving this interaction. Various aspects of the activity of the body of inquiry, the investigator and the investigator at the stage of preliminary investigation and criminal proceedings aimed at establishing and proving the legally significant circumstances in the criminal case are considered.

Keywords: operatively-search activity, disclosure and investigation of crimes, operatively-search support, operatively-search support.

Авторы в ряде публикаций рассматривали некоторые проблемы, возникающие в практической деятельности оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений. Многие из этих проблем появились в практической деятельности органов внутренних дел после дальнейшего развития в 1990-2000-е гг. уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства. Предлагались определенные способы их решения, в частности, путем совершенствования законодательной и ведомственной нормативной правовой базы, улучшения орга-

низационных, методических и иных направлений деятельности в борьбе с преступностью1.

За последнее время отдельные принципиальные вопросы нашли свое разрешение после принятия новых законодательных и нормативных актов, затрагивающих в той или иной степени проблемы, связанные с раскрытием и расследованием преступлений. Некоторые положения, касающиеся практического осуществления порядка предоставления результатов

1 Харченко С.В., Васильев, Н.Н. Актуальные проблемы использования

результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и рассле-

довании преступлений // Аграрное и земельное право. - 2015. - № 1(121). - С. 135-141.

Харченко С. В., Гирько С. И., Цепинский С. А.

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОПЕРАТИВНЫХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

оперативно-розыскной деятельности органам дознания и следствия, а также прокурору или в суд, изложены в межведомственных нормативных правовых актах.

Согласно результатам проведенного опроса практических сотрудников оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел свыше 85 % процентов из них считают, что именно досудебные стадии уголовного судопроизводства, включающие в себя процессуальную деятельность с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п. 9 ст. 5 УПК РФ) являются одними из основополагающих. Именно на досудебных стадиях уголовного судопроизводства сведения, которые первоначально являлись лишь фактическими данными о совершенном противоправном деянии, в том числе и полученные в процессе длительной оперативной разработки, впервые приобретают процессуальное оформление, предусмотренное УПК РФ.

Результаты изучения уголовных дел свидетельствуют о том, что преимущественно поводом для возбуждения уголовного дела являлось сообщение органа дознания о совершенном или готовящемся преступлении, а основанием и наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступлений, особенно если это было связано с реализацией материалов оперативно-розыскной деятельности.

В 75 % случаев, информация о преступлениях оформлялась должностным лицом правоохранительных органов путем составления, в соответствии с положениями ст. 143 УПК РФ, рапорта об обнаружении признаков преступления. В 38 % случаев, при реализации материалов дел оперативного учета, кроме рапорта выносилось постановление о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю2.

Это позволяло незамедлительно придать указанной информации статус официального повода для возбуждения уголовного дела по факту наркопреступления, выявленного непосредственно органом дознания. При этом законодатель, на основании ч. 1 ст. 40 УПК РФ, к ним относит не только органы внутренних дел, но и иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности на территории Российской Федерации.

Стадия возбуждения уголовного дела, в том числе на основе реализации материалов оперативно-розыскной деятельности достаточно подробно освещалась в научной литературе3. Эта

2 Приказ МВД РФ № 336 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной органу дознания, следователю, прокурору или в суд» от 13 мая 1998 г.; Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: Научно-практическое пособие / под ред. Е.М. Рябкова, В.В. Петрова; предисл. В.Т. Томилина. - М., 2004.

- С.51-52 и др.

3 Харченко С.В., Васильев, Н.Н. Указ. соч. - С. 135-141.; Лукьяненко

A.Г., Рязанов В.Д., Смагоринский П.С. Взаимодействие следственных и оперативных аппаратов органов внутренних дел при реализации материалов агентурной разработки: учебное пособие. - В-д, 1971; Рязанов

B.Д. Правовые и организационные основы взаимодействия следователя и оперативного работника в период подготовки к реализации материалов оперативной разработки: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1978; Ми-щенок Л.В. Об оптимизации процедуры передачи результатов ОРД следователю. ОРР. 2001 - № 2; Мазеин В.Т. О некоторых вопросах использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве. ОРР. 2003

- №1. - С. 36-38 и др.

первоначальная стадия характеризуется: кратковременностью (по общему правилу 3 суток - ст. 144 УПК РФ); ограниченным кругом участников и возможностями проведения процессуальных действий (как правило это осуществление осмотра места происшествия, опросы незаинтересованных лиц, освидетельствование и т.д.). Она завершается в соответствии со ст. 146 УПК РФ вынесением постановления о возбуждении уголовного дела и направлением уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 149 УПК РФ для осуществления предварительного расследования.

Предварительное расследование и основная досудебная стадия уголовного судопроизводства, направленная на установление и доказывание юридически значимых обстоятельств по уголовному делу. Содержанием данной стадии является «строго регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность органа дознания, дознавателя и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения виновных в его совершении лиц и привлечения их в качестве обвиняемых, выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также по обеспечению возмещения причиненного им ущерба»4.

При этом необходимо учитывать, что на основании ст. 150 УПК РФ существуют две основные формы предварительного расследования - предварительное следствие и дознание. Вместе с тем, несмотря на то, что в соответствии со ст. 38 и 41 УПК РФ следователь и дознаватель несут персональную ответственность за уголовное дело, находящееся у него в производстве, обязанностью не только следователя и дознавателя, но и органа дознания в каждом случае обнаружения признаков преступления является принятие предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 21 УПК РФ. В этой связи раскрытие и расследование преступлений все больше становится коллективной деятельностью, успех которой тесно связан с организацией взаимодействия между людьми, осуществляющими эту работу.

Авторы статьи согласны с мнением Д.В. Гребельского о том, что «эффективное функционирование системы государственных органов, а также трудовых коллективов и общественных организаций, участвующих в осуществлении комплексных мер борьбы с преступностью, зависит не только от уровня организации работы каждой подсистемы, но и от согласованности деятельности по выполнению общих задач»5. Особенно это актуально для следственных и оперативных подразделений, в вопросах предварительного расследования тяжких и особо тяжких опреступлений. Они, в первую очередь, действуя в качестве самостоятельных партнеров, несут ответственность за конечный общий результат и установление истины по уголовному делу.

Именно посредством правовых норм, отдельно регламентирующих как оперативно-розыскную деятельность, так и уголовный процессы реализуются, как правило, различные нормы уголовного права. В этой связи, мы солидарны с мнением

4 Уголовный процесс: учебник / под ред. С.А. Колосовича, Е.А. Зайцевой. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 2003.- С. 212.

5 Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-

правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов

внутренних дел. - М., 1977. - С. 90.

Проблемы экономики и юридической практики

1'2018

A.Ф. Возного: «Не нуждается в особых доказательствах и то положение, что оперативно-розыскная деятельность, как и уголовный процесс, одушевлена одним духом с уголовным законом, и, являясь деятельностью государственной, представляет форму осуществления, реализации закона, которая отлична от процессуальной, но преследует единые цели»6. Эта специфика только подчеркивает их единство в главном -предназначение для защиты человека, общества и государства от преступных посягательств. На эту особенность взаимодействия следователя и оперативных сотрудников в своих работах обращали внимание также такие отечественные ученые, как Азаров В.А., Статкус В.Ф., Жидких А.А Шматов М.А. и др. 7

Проблема взаимодействия следователя с полицией и основанные на законе пути ее решения были актуальны еще сто лет назад. Как отмечал профессор Пражского университета Ганс Гросс «правильное положение полиции будет отведено в том случае, если судебный следователь не будет себя ни возвышать, ни унижать перед полицией и, в интересах дела, будет работать с нею рука об руку»8. Это особенно характерно для раскрытия и расследования латентных преступлений, совершенных организованными преступными структурами. Как правило, в таких случаях требуемые для доказывания данные можно получить лишь посредством предварительно добытой оперативной информации, только преимущественно путем осуществления комплекса негласных оперативно-розыскных и иных мероприятий, проводимых оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

В этой связи представляется необходимым выявить содержание, причину возникновения и соотношение таких терминов, встречающихся в научной литературе и нормативных актах, посвященной теме настоящего исследования как «взаимодействие сотрудников следствия и органа дознания», «оперативно-розыскное обеспечение» и «оперативно-розыскное сопровождение». Придерживаясь точки зрения

B.И. Елинского, мы считаем, что центральным элементом языка теории оперативно-розыскной деятельности являются понятия, отражающие реальные свойства и отношения явлений и процесс действительности. «Понятия выступают в качестве основных составляющих познавательного процесса, в них аккумулируются знания об объекте, через систему понятий выражается содержание теории»9.

Вопросы взаимодействия сотрудников следствия и органов дознания находятся в центре внимания ученых и практических сотрудников и в настоящее время. Несмотря на то, что в понятийном аппарате уголовно-процессуального закона и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельно-

6 Возный А.Ф. Уголовно-правовые и этические проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. - М., 1980. - С. 25.

7 Казакевич О.Ю. Два вида деятельности - цель одна // Сборник МВД СССР. - М., 1989. - № 2 (26). - С.33-37; Азаров В.А. Уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные средства достижения цели раскрытия преступлений // Гос-во и право. - 1997. - № 10. - С.45-49; Статкус В.Ф., Жидких А.А. Органы предварительного расследования в системе МВД Российской Федерации: история, современное состояние и перспективы / под ред. В.А. Алферова. - М., 2000. - С.10-11, Шматов М.А. Теория оперативно-розыскной деятельности в системе уголовно-правовых наук. - В-д, 2001. С.69-74 и др.

8 Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. - СПб., 1908. - С.22.

9 В.И. Елинский Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Язык теории: монография. - М, 1998. - С.121.

сти» отсутствует термин «взаимодействие», необходимость согласованных действий между сотрудниками всех служб и подразделений, осуществляющих борьбу с преступностью в различных формах ее проявления, вытекает из смысла содержания этих законов. Вместе с тем, в Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, утвержденной приказом МВД России - 2015 г., несмотря на отсутствие дефиниции взаимодействия, содержатся основные задачи, принципы, а также иные положения, регламентирующие процесс взаимодействия.

В широком смысле слова, согласно лингвистическому толкованию, взаимодействие - это «взаимная связь явлений», «взаимная поддержка»10, определяемая согласованностью действий, направленных на достижение определенной цели.

В научной литературе существуют различные определения «взаимодействия». Так, например, А.Г. Лекарь в своих трудах пришел к выводу, что «под взаимодействием понимаются совместные и согласованные по времени, месту и целям действия двух и более аппаратов (органов) по решению конкретных задач борьбы с преступностью»11. При этом данное понятие, на наш взгляд, раскрывает любые согласованные и совместные действия различных подразделений органов внутренних дел: дежурных частей, патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны, следствия, криминальной милиции, экспертно-криминалистических и других.

В.Д. Рязанов, соглашаясь с точкой зрения С.В. Бородина12, уже более узко охарактеризовал взаимодействие следователя и оперативного работника именно в уголовном процессе как, «определенные уголовно-процессуальным законом и выработанные практикой способы сотрудничества путем наиболее целесообразного сочетания их возможностей для решения конкретных задач на различных этапах движения уголовного дела»13.

В.Ф. Статкус раскрывал дефиницию взаимодействия следователя и органа дознания, как «...основанную на законе и ведомственных нормативных актах согласованную деятельность следователя с органом дознания, направленную на раскрытие, расследование, пресечение и предупреждение преступлений путем наиболее эффективного сочетания средств и методов, присущих этим органам, при сохранении тайны предварительного следствия и источников получения негласной информации»14.

Уделяя внимание взаимодействию аппаратов уголовного розыска с другими службами горрайорганов внутренних дел при раскрытии преступлений и путях дальнейшего совершенство-

10 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1994. - С.75.

11 Лекарь А.Г. Предотвращение преступлений органами охраны общественного порядка. Дис. докт. юрид. наук. - М., 1967. - С. 308-309.

12 Бородин С.В. Некоторые вопросы взаимодействия оперативного работника и следователя органов охраны общественного порядка //Сб. трудов всесоюзного научно-исследовательского института охраны общественного порядка. - М., 1967. - С.21.

13 Рязанов В.Д. Правовые и организационные основы взаимодействия следователя и оперативного работника в период подготовки и реализации материалов оперативной разработки. Дис. канд. юрд. наук. - Киев, 1978. С. 85.

14 Статкус В.Ф. Взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных аппаратов органов внутренних дел при возбуждении уголовного дела. - М., 1973, С.8-9.

Харченко С. В., Гирько С. И., Цепинский С. А.

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОПЕРАТИВНЫХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

вания, В.М. Атмажитов указанную дефиницию рассматривает, как «основанную на законе и подзаконных нормативных актах их согласованную деятельность процессуального, оперативно-розыскного, административного и организационно-управленческого характера с применением наиболее целесообразного сочетания присущих им сил, средств и методов, позволяющая добиваться в этом деле высоких результатов»15.

Заслуживает внимание также определение взаимодействия следователя с органом дознания, предложенное Р.С. Белкиным. Под взаимодействием им понималась одна из форм организации расследования преступлений, заключающаяся в основанном на законе сотрудничества следователя с органами дознания, согласованном по целям, месту и времени, и осуществляемая в пределах их компетенции в целях быстрого и полного расследования уголовных дел и розыска скрывшихся

преступников, похищенных ценностей и иных объектов, име-

16

ющих значение для дела .

Более полным и точным, отражающим взаимодействие различных субъектов не только в рамках совместной деятельности по уголовному делу, нам представляется определение взаимодействия, предложенное Е.Г. Самовичевым, Е.В. Филимоновым и А.В. Куликовым. Под взаимодействием в оперативно-розыскной деятельности ими понимается «основанная на законе и подзаконных нормативных актах согласованная деятельность процессуального, оперативно-розыскного, административного и организационно-управленческого характера с применением наиболее целесообразного сочетания присущих взаимодействующим субъектам сил, средств и методов, позволяющая добиваться высоких результатов в раскрытии преступлений»17.

Именно эффективное сочетание присущих только конкретному субъекту взаимодействия сил, средств и методов, специфичных только для следователя, дознавателя (например: предъявление обвинение, составление обвинительного заключение) или же только для оперативного сотрудника (например: прослушивание телефонных переговоров, осуществление скрытого наблюдения за обвиняемыми, в отношении которых не избрана мера пресечения - заключение под стражу, с целью установления других неизвестных участников преступной группы), при сохранении тайны предварительного следствия и источников получения негласной информации, организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, позволят решить основную задачу в борьбе с организованной преступностью - привлечение к уголовной ответственности именно ее организаторов и наиболее активных членов.

При этом, как указывалось С.Д. Назаровым, подобное взаимодействие оперативных аппаратов органов внутренних дел с дознавателями и следователями органов внутренних дел в процессе осуществления ими предварительного расследова-

18

ния является внутренним видом взаимодеиствия , который на наш взгляд характерен и для других субъектов борьбы с преступностью - ФСБ, ФТС и ФСИН России.

Кроме того, с учетом повышения эффективности взаимодействия, а также в целях совершенствования порядка представления результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальный процесс в межведомственную Инструкцию были внесены изменения, согласно которым результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть представлены оперативным подразделением не только органу дознания, следователю, прокурору или в суд, но и дознавате-

19 «

лю . Этот порядок значительно расширил рамки взаимодействия оперативных работников и дознавателей при решении задач раскрытия и расследования преступлений.

Таким образом, современное состояние взаимодействия оперативных и следственных подразделений в процессе раскрытия и расследования преступлений требует принятия комплекса мер, которые позволят установить объективную истину по уголовному делу, быстро и оперативно отследить ту или иную складывающуюся следственную и оперативно-розыскную ситуацию, спрогнозировать ее развитие в целях нейтрализации негативного воздействия со стороны преступников на участников такой стадии уголовного судопроизводства, как предварительное расследование, и последующее судебное разбирательство, а также решения иных задач оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 78,64%.

Список литературы:

1. Харченко С.В., Васильев, Н.Н. Актуальные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений // Аграрное и земельное право. - 2015.

- № 1(121). - С. 135-141

2. Приказ МВД РФ № 336 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной органу дознания, следователю, прокурору или в суд» от 13 мая 1998 г.; Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: Научно-практическое пособие / под ред. Е.М. Рябкова, В.В. Петрова; предисл. В.Т. Томилина.

- М., 2004. - С.51-52 и др.

3. Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. - М., 1977. - С. 90.

4. Лекарь А.Г. Предотвращение преступлений органами охраны общественного порядка. Дис. докт. юрид. наук. - М., 1967. - С. 308-309.

5. Атмажитов В.М. Взаимодействие аппаратов уголовного розыска с другими службами горрайорганов внутренних дел при раскрытии преступлений. Лекция. - М., 1984. С. 10.

6. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - М., 2000. - С. 31.

7. Назаров СД. Взаимодействие аппаратов по борьбе с организованной преступностью с другими субъектами оперативно-розыскной деятельности. дис. канд. юрид. наук. - В-д., 1997. С. 19-21

15 Атмажитов В.М. Взаимодействие аппаратов уголовного розыска с другими службами горрайорганов внутренних дел при раскрытии преступлений. Лекция. - М., 1984. С. 10.

16 Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - М., 2000. - С. 31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Самовичев Е.Г., Филимонов Е.В., Куликов А.В. Организация оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции территориальных органов внутренних дел по борьбе с убийствами и умышленным причинением тяжкого вреда здоровью: учебное пособие. - Калининград, 2003. - С. 23.

18 Назаров С.Д. Взаимодействие аппаратов по борьбе с организованной преступностью с другими субъектами оперативно-розыскной деятельности. дис. канд. юрид. наук. - В-д., 1997. С. 19-21

19 Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН РФ, ФСКН РФ, СК РФ от 27 сентября 2013 г. № 776/703 /509/507/1820/42/535/398/68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.