Научная статья на тему 'ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3643
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ / СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ФОРМЫ / МЕТОДЫ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / GENERAL SOCIAL MEASURES OF PREVENTION / SPECIAL CRIMINOLOGICAL MEASURES OF PREVENTION / INDIVIDUAL PREVENTION / FORMS / METHODS / MINOR / JUVENILE AFFAIRS UNITS / INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесников Роман Викторович

В статье рассматриваются меры общесоциальной и специально-криминологической профилактики преступности несовершеннолетних. В результате проведенного анализа сформулированы предложения по реализации общесоциальных и специально-криминологических мер профилактики преступности несовершеннолетних, которые позволяют правильно определить направления деятельности государственных органов, правоохранительных структур и иных субъектов в профилактике указанных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL SOCIAL AND SPECIAL CRIMINOLOGICAL MEASURES FOR PREVENTION OF MODERN CRIME OF MINORS

The article discusses measures of general social and special criminological prevention of juvenile delinquency. As a result of the analysis, proposals were formulated for the implementation of general social and special-criminological measures for the prevention of juvenile delinquency, which make it possible to correctly determine the directions of activity of state bodies, law enforcement agencies and other entities in the prevention of these crimes.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

GENERAL SOCIAL AND SPECIAL CRIMINOLOGICAL MEASURES FOR PREVENTION OF MODERN CRIME OF MINORS

В статье рассматриваются меры общесоциальной и специально-криминологической профилактики преступности несовершеннолетних. В результате проведенного анализа сформулированы предложения по реализации общесоциальных и специально-криминологических мер профилактики преступности несовершеннолетних, которые позволяют правильно определить направления деятельности государственных органов, правоохранительных структур и иных субъектов в профилактике указанных преступлений.

The article discusses measures of general social and special criminological prevention ofjuvenile delinquency. As a result of the analysis, proposals were formulated for the implementation of general social and spe-cial-criminological measures for the prevention of juvenile delinquency, which make it possible to correctly determine the directions of activity of state bodies, law enforcement agencies and other entities in the prevention of these crimes.

Современные негативные тенденции преступности несовершеннолетних формируются под влиянием различных детерминантов — социальных, экономических, политических, идеологических, правовых, религиозных, психологических и т.д. [1]. На их устранение и минимизацию направлены общесоциальные и специально-криминологические меры профилактики, осуществляемые государственными и местными органами власти, правоохранительными структурами и общественными объединениями граждан.

Для определения основных направлений деятельности субъектов, осуществляющих комплексную профилактику преступности, необходимо проанализировать современные подходы в такой профилактике к особому объекту правоотношений — несовершеннолетним лицам — и выбору на основе научных исследований специфических мер для реализации общесоциального

и специально-криминологического предупреждения преступности несовершеннолетних. Коллективами авторов кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД России в 2019 и 2020 годах проводился криминологический анализ некоторых преступлений (насильственных, корыстно--насильственных, корыстных), совершенных несовершеннолетними, были выявлены особенности совершения таких преступлений и выработаны меры их предупреждения. В ходе исследований были проведены экспертные опросы сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних из 26 субъектов Российской Федерации (180 сотрудников), участковых уполномоченных полиции и оперуполномоченных отделов и отделений, проходящих службу в УМВД России по г. Воронежу и ГУ МВД России по Воронежской области (104 сотрудника). В специально разработанных анкетах экспертами были отмечены наибо-

лее актуальные варианты мер общего, специального и индивидуального предупреждения конкретных видов преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и авторами исследований учтены мнения специалистов по данному вопросу.

Опираясь на результаты анализа данных анкет, можно сделать вывод, что исследование преступности несовершеннолетних и разработка мер по ее предупреждению до сих пор являются актуальными направлениями криминологической науки. Более половины респондентов (62%) указали на необходимость совершенствования мер профилактики преступности несовершеннолетних, а именно разработки и реализации конкретных мер общесоциального, специально-криминологического и индивидуального предупреждения, направленных на минимизацию последствий от таких преступлений и реализацию политики государства в области борьбы с преступностью несовершеннолетних.

В ограниченных рамках статьи будут проанализированы и предложены только те меры общесоциальной, специально-криминологической и индивидуальной профилактики, которые, по нашему мнению, могут оказать существенное предупредительное воздействие на современную преступность несовершеннолетних.

Содержание мер общесоциальной профилактики не имеет непосредственно антикриминальной направленности, они не имеют цели противодействия преступности как таковой, однако результаты применения таких мер оказывают косвенное влияние на процессы, которые проистекают в криминальной среде [2].

Следует отметить, что меры общесоциальной профилактики преступности не являются однородными. По своему характеру они подразделяются на отдельные группы, среди которых особую значимость имеют: социально-экономические, правовые, организационные и нравственно-психологические меры.

В группу социально-экономических мер общесоциальной профилактики преступности несовершеннолетних, наряду с общими мерами, необходимо включить такие, как социальный патронат (37% опрошенных экспертов) и образование разнообразных специализированных фондов, деятельность которых направлена на решение конкретных социально-экономических проблем семей и несовершеннолетних (25% экспертов) [3].

В рассматриваемой группе, по нашему мнению, достаточно действенной будет такая мера, как развитие института социального патроната семей и несовершеннолетних. Так, например, Л. Ю. Майорова определяет социальный патронат как комплекс мер по созданию нормальных условий для

физического и нравственного развития несовершеннолетних, сохранению за ними родительского попечения и одновременно оказанию семье помощи педагогического, психологического, социального и иного содержания в развитии, воспитании и обеспечении защиты прав ребенка [4].

Следующая группа мер общесоциальной профилактики преступности несовершеннолетних включает правовые меры, в частности: принятие федеральной государственной программы формирования правовой культуры семейных отношений, направленной на укрепление семьи на основе Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [5] (данную меру указали 24% экспертов) и легализацию системы принудительного лечения от наркомании и алкоголизма лиц, проявляющих агрессивность, особенно тех из них, которые имеют и воспитывают несовершеннолетних детей (48% экспертов).

Систему правового воспитания несовершеннолетних необходимо оптимизировать. Мы предлагаем: во-первых, возродить бесплатные центры организованного досуга несовершеннолетних во всех регионах России; во-вторых, развивать и укреплять материально-техническую базу, кадровое и иное ресурсное обеспечение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; в-третьих, внедрять инновационные психолого-педагогические методы диагностики личности несовершеннолетних и дефектов микросреды в практику воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними (44% опрошенных экспертов указали данные меры в совокупности).

Весьма значимой представляется группа нравственно-психологических мер общесоциальной профилактики преступности несовершеннолетних, включающая организацию и проведение для родителей тематических мероприятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних, основам уклада семейной жизни и сохранения семейных традиций; создание и развитие государственной системы полового воспитания несовершеннолетних, с этой целью целесообразно разработать специальный школьный курс, который будет проводиться с участием психологов и врачей (на потребность в обеспечении школ соответствующими квалифицированными специалистами указали 39% из числа сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних); широкое внедрение и развитие в стране сети кризисных и психологических центров, «горячих линий» и консультационных центров по вопросам взаимоотношений в семье, в том числе между родителями и детьми.

Еще одна группа мер общесоциальной профилактики преступности несовершеннолетних

представлена организационными мерами, среди которых можно на первое место поставить подготовку специалистов для работы с несовершеннолетними по направлению, предусматривающему изучение особенностей физиологии и психологии детского и подросткового возраста, приобретение навыков применения педагогических и психологических знаний при реализации мер ранней профилактики преступности несовершеннолетних (44% сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних).

Нами поддерживается предложение ряда авторов о введении в образовательных организациях МВД России специализации, предусматривающей изучение психологических и возрастных особенностей несовершеннолетних и особенностей работы с ними [6].

Как представляется, в рамках общесоциальной профилактики преступности несовершеннолетних целесообразно принимать следующие меры: пресечение трансляции культа насилия в средствах массовой информации; организация и обеспечение бесплатного досуга несовершеннолетних, в частности доступности бассейнов, тренажерных залов, библиотек, музеев; регулярное проведение целевых мероприятий по проверке предприятий торговли на предмет продажи алкогольных напитков и табачных изделий несовершеннолетним (36% опрошенных экспертов указали данные меры в качестве дополнительных).

Несовершеннолетние совершают преступления достаточно часто в состоянии алкогольного опьянения (в 2019 г. — 11,6% всех выявленных несовершеннолетних преступников [7]), поэтому необходимо ограничить продажу алкоголя не только в вечерние часы, но и утренние (указали в анкетах 61% экспертов). Кроме того, будет полезным осуществление таких мер, как пропаганда трезвого образа жизни, усиление государственного и общественного контроля за реализацией алкогольных напитков несовершеннолетним.

Не менее важным является специально-криминологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних. Меры специально-криминологической профилактики призваны устранять, нейтрализовать, минимизировать криминогенные детерминанты преступности несовершеннолетних, улучшить социальную микросреду, скорректировать отклоняющееся поведение несовершеннолетних [8].

К специально-криминологическим мерам профилактики преступности несовершеннолетних можно отнести: выявление и изучение социально неблагополучных семей; продолжение практики проведения таких оперативно-профилактических мероприятий, как, например, «Под-

росток», «Каникулы», «Безопасная среда», «Группа риска» [9]; предоставление психологических консультаций педагогам школ по проблемам учета индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетнего в образовательном процессе (21% сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних).

В сети Интернет постоянно размещаются сцены насилия, жестокости, информация о способах изготовления и распространения наркотических средств, изготовления взрывчатых веществ и иная информация, оказывающая растлевающее и пси-хотравмирующее воздействие на несовершеннолетних, деформирующая их нравственное и правовое сознание. Вследствие этого целесообразно поддержать предложение Д. И. Ережипалиева о разработке и внедрении мер защиты детей в этой сфере, в частности сформировать эффективный механизм обеспечения безопасности несовершеннолетних в социальных сетях интернета (проводить блокировку поисковых запросов о вступлении в сообщества нежелательного контента на аккаунтах подростков) [10].

В борьбе с преступностью несовершеннолетних первостепенное значение имеет предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего, то есть индивидуальная профилактика, проводимая в рамках специально-криминологического предупреждения.

Значительный объем работы по профилактике преступлений несовершеннолетних выполняют органы внутренних дел.

В соответствии с приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» [11] в профилактику преступлений несовершеннолетних вовлечены все подразделения и службы ОВД. Однако главную роль в этом выполняет специализированный субъект профилактики — ПДН, которые обслуживают конкретные территории, детские и образовательные учреждения и организации. В своей деятельности они руководствуются Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации [12].

Большое профилактическое значение имеет ранняя индивидуальная профилактика в отношении несовершеннолетних, которая реализуется по следующим основным направлениям: выявление и устранение неблагоприятных условий жизни и воспитания конкретного профилактируемого несовершеннолетнего до того, как они повлияли на его поведение, формирование взглядов; выявление и ликвидация источников негативного влияния на несовершеннолетнего, формирующих его антиоб-

щественные взгляды; оказание на профилактируе-мого несовершеннолетнего сдерживающего и корректирующего влияния.

В образовательных организациях инспекторы ПДН проводят с педагогами и учащимися мероприятия, направленные на профилактику среди несовершеннолетних тяжких и особо тяжких преступлений, групповой преступности, а также на привлечение к ответственности взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в криминальную деятельность [13].

Рассмотрим основные направления индивидуальной профилактики преступлений, реализуемые в деятельности сотрудников ПДН.

Первое направление предполагает индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении (группе риска).

Высокоэффективными, на наш взгляд, являются следующие формы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними данной группы: изучение и анализ позитивных влечений и интересов несовершеннолетнего; вовлечение детей в творческую деятельность в рамках занятий в различных кружках, спортивных секциях, студиях, клубах по месту учебы, работы или жительства; возвращение в благоприятную среду (учебный или трудовой коллектив) с целью оказания эффективного воспитательного воздействия.

Значимым компонентом индивидуальной профилактики, реализуемой по первому направлению, является правовоспитательная работа. Условиями для решения задач правового воспитания служат: образовательная среда, в которой несовершеннолетние вовлекаются в процесс формирования правил и норм регулирования отношений в школе; создание разнообразных социальных проектов; организация учебных курсов по вопросам правового просвещения [14].

В рамках второго направления проводится индивидуальная профилактическая работа с семьями, оказавшимися в социально опасном положении. Прежде всего подлежат выявлению проблемные семьи, в отношении которых и будет проводиться профилактическая работа.

На наш взгляд, целесообразно привлекать к проблемам семейного неблагополучия представителей общественности (депутатского корпуса, волонтерских движений, общественных организаций и т.д.).

Важно более широко применять меры, направленные на ограничение пребывания несовершеннолетних в общественных местах в вечерние и ночные часы. В этих целях целесообразно в местах возможной концентрации несовершеннолетних проводить вечерние рейдовые

мероприятия, направленные на выявление несовершеннолетних, которые находятся в позднее время суток без законных представителей.

Повышенное внимание следует уделять организации трудоустройства, досуга и оздоровительного (летнего) отдыха тех несовершеннолетних, которые находятся на профилактических учетах в органах внутренних дел, а также детей из неблагополучных семей.

Необходимо использовать возможности Центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) для профилактики повторного совершения подростками общественно опасных деяний [15].

С несовершеннолетними, содержащимися в ЦВСНП, проводится профилактическая работа, консультации (в том числе с их родителями). Для этого реализуется комплекс следующих мероприятий: консультации с несовершеннолетними по возникшим у них проблемам; индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия с несовершеннолетними; консультации с родителями несовершеннолетних; индивидуальные беседы профилактического характера [16].

В качестве одного из основных направлений индивидуальной профилактики в отношении несовершеннолетних следует определить работу по профилактике пьянства и наркомании среди лиц этой категории. При этом особое внимание необходимо уделять раннему обнаружению несовершеннолетних, еще только начинающих принимать наркотические средства либо употреблять алкогольные напитки. С этой целью осуществляется: наблюдение за поведением несовершеннолетних лиц, которые уже были замечены в употреблении наркотиков; наблюдение за несовершеннолетними, которые доставлялись в медицинские учреждения в состоянии наркотического или алкогольного опьянения; рассмотрение поступивших из лечебных учреждений сообщений о фактах немедицинского употребления несовершеннолетними наркотических средств [17].

Эффективность индивидуальной профилактики в отношении несовершеннолетних возможна при условии активного взаимодействия с общественными объединениями правоохранительной направленности и религиозными организациями по вопросам борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.

Особо следует выделить Советы по профилактике образовательных организаций, предназначенные для организации в школах работы, которая направлена на предупреждение безнадзорности, наркомании, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, укрепление дисциплины среди учащихся, защиту их прав и законных интересов [19].

В аспекте исследуемой проблемы следует отметить роль медиативных технологий в работе по индивидуальной профилактике преступлений несовершеннолетних, под которыми понимается использование сотрудниками ОВД совокупности методов профессиональной медиации в работе с несовершеннолетними правонарушителями, направленное на предупреждение и разрешение конфликтов, развитие у несовершеннолетних навыков сохранения отношений с окружающими.

Как отмечает М. В. Гончарова, медиативные технологии в настоящее время все активнее применяются для разрешения конфликтных ситуаций, складывающихся между сотрудниками ОВД и несовершеннолетними, снижения уровня агрессивности несовершеннолетних, развития конструктивных взаимоотношений несовершеннолетнего и его родителей, разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних в группе сверстников, школе, семье [14].

В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы и сформулировать предложения по реализации общесоциальных и специально-криминологических мер профилактики преступности несовершеннолетних.

1. В комплекс мер общесоциальной профилактики преступности несовершеннолетних необходимо включить:

- социально-экономические меры (социальный патронат и образование разнообразных специализированных фондов, деятельность которых направлена на решение конкретных социально-экономических проблем семей и несовершеннолетних);

- правовые меры (принятие федеральной государственной программы формирования правовой культуры семейных отношений на основе Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и легализация системы принудительного лечения от наркомании и алкоголизма лиц, проявляющих агрессивность, которые воспитывают несовершеннолетних детей);

- нравственно-психологические меры (проведение для родителей тематических мероприятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних; широкое внедрение и развитие сети кризисных и психологических центров, «горячих линий» и консультаци-

онных центров по вопросам взаимоотношений в семье, в том числе между родителями и детьми).

2. В качестве мер специально-криминологической профилактики преступности несовершеннолетних необходимо: выявление и изучение социально неблагополучных семей; продолжение практики проведения оперативно-профилактических мероприятий; предоставление консультаций педагогам школ по проблемам учета индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетнего в образовательном процессе; формирование эффективных механизмов обеспечения безопасности детей в сети Интернет.

3. Индивидуальная профилактика, реализуемая в деятельности ОВД, включает: беседы с несовершеннолетними, вовлечение их в секции, клубы, детские и молодежные общественные объединения; встречи с педагогами образовательной организации; посещение несовершеннолетних по месту жительства; объявление официального предостережения взрослым, которые негативно влияют на несовершеннолетних.

4. Нами предлагается следующий комплекс мер по индивидуальной профилактике в отношении несовершеннолетних:

- вовлечение их в занятия культурной, спортивной, общественной, трудовой и иной направленности;

- возвращение в благоприятную среду с целью оказания эффективного воспитательного воздействия;

- правовоспитательная работа, включающая создание разнообразных социальных проектов;

- организация учебных курсов по вопросам правового просвещения;

- привлечение к решению проблем семейного неблагополучия представителей общественности (депутатского корпуса, волонтерских движений, общественных организаций и т.д.);

- профилактика пьянства и наркомании несовершеннолетних (наблюдение за несовершеннолетними, замеченными в употреблении наркотиков и алкоголя);

- взаимодействие с общественными объединениями правоохранительной направленности и религиозными организациями по вопросам борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних;

- внедрение медиативных технологий в целях профилактики преступности несовершеннолетних.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебедев назвал основные причины подростковой преступности / Выступление председателя Верховного Суда РФ Вячеслава Лебедева [Электронный ресурс] // Официальный сайт «РИА НОВОСТИ». — URL: https://ria.ru/20190212/1550 732970.html (дата обращения: 15.09.2020).

2. Пятина Н. Ю. К вопросу о совершенствовании системы предупреждения насильственной пре-

ступности несовершеннолетних в Российской Федерации // Вестник науки и образования. — 2017. — № 7 (31). — Т. 1. — С. 47—48.

3. Благотворительные фонды Воронежа и Воронежской области [Электронный ресурс] // Благотворительные фонды России «На благое». — ЦЯЬ: https://nablagoe.ru/voronezhskaya-oblast (дата обращения: 15.09.2020).

4. Майорова Л. Ю. Социальный патронат семей, находящихся в кризисной ситуации // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. — 2016. — № 8. — С. 100—111.

5. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р // СПС «Кон-сультантПлюс», 2020 (дата обращения: 15.09.2020).

6. Бельский А. И., Ягодин Р. С., Волков П. А. Предупреждение преступности несовершеннолетних // Ленинградский юридический журнал. — 2016. — № 2. — С. 107—119.

7. Состояние преступности в России за 2015— 2019 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. — ШЬ: И^У/хп-Ыае^'.хп-рМ герогй/йеш/19412450/ (дата обращения: 15.09.2020).

8. Иванова А. А. Криминологическая профилактика как приоритетная задача ювенальной юстиции // Всероссийский криминологический журнал. — 2018. — Т. 12. — № 4. — С. 506—520.

9. Архипцев И. Н., Лащенко Р. А. Система предупреждения преступности несовершеннолетних в Белгородской области // Уголовное право и криминология. — 2018. — № 1. — С. 39—47.

10. Ережипалиев Д. И. Преступность несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества // Всероссийский криминологический журнал. — 2017. — Т. 11. — № 1. — С. 104—115.

11. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 (ред. от 28.11.2017) // СПС «КонсультантПлюс», 2020 (дата обращения: 15.09.2020).

12. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

Российской Федерации : приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 (ред. от 31.12.2018) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2014. — № 11.

13. Аносов А. В. Соучастие несовершеннолетних в преступлениях: особенности уголовной ответственности и предупреждения : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2016. — 34 с.

14. Гончарова М. В. Основные проблемы деятельности органов внутренних дел по индивидуальной профилактике преступлений // Наука. Мысль : электронный периодический журнал. — 2016. — № 51. — С. 32—43.

15. О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей : приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839 // Российская газета.

— 2012. — № 290.

16. Скворцова Е. В., Слободчикова Ю. В., Бель-кова А. В. Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей как субъект профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2019. — № 2. — С. 136—145.

17. Фетисова Т. С., Велашку Э. П., Тюрико-ва Г. Н. Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков как эффективный способ борьбы с социально обусловленными болезнями общества // Актуальные проблемы естественнонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. — 2017. — Т. 1. — № 1.

— С. 238—249.

18. Куринова Я. И., Исакова Ю. И. Современная преступность несовершеннолетних: криминологическая характеристика и предупреждение // Закон и жизнь. — 2017. — Т. 1. — № 2. — С. 29—41.

REFERENCES

1. Lebedev nazval osnovnyie prichinyi pod-rostkovoy prestupnosti / Vyistuplenie predsedatelya Verhovnogo Suda RF Vyacheslava Lebedeva [Elek-tronnyiy resurs] // Ofitsialnyiy sayt «RIA NOVOSTI». — URL: https://ria.ru/20190212/1550732970.html (data obrascheniya: 15.09.2020).

2. Pyatina N. Yu. K voprosu o sovershenstvovanii sistemyi preduprezhdeniya nasilstvennoy prestupnosti nesovershennoletnih v Rossiyskoy Federatsii // Vestnik nauki i obrazovaniya. — 2017. — # 7 (31). — T. 1. — S. 47—48.

3. Blagotvoritelnyie fondyi Voronezha i Voro-nezhskoy oblasti [Elektronnyiy resurs] // Blagotvoritelnyie fondyi Rossii «Na blagoe». — URL:

https://nablagoe.ru/voronezhskaya-oblast (data obrash-cheniya: 15.09.2020).

4. Mayorova L. Yu. Sotsialnyiy patronat se-mey, nahodyaschihsya v krizisnoy situatsii // Sotsi-alnoe razvitie sovremennogo rossiyskogo obschestva: dostizheniya, problemyi, perspektivyi. — 2016. — # 8. — S. 100—111.

5. Ob utverzhdenii Kontseptsii gosudarstven-noy semeynoy politiki v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda : rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 25.08.2014 # 1618-r // SPS «KonsultantPlyus», 2020 (data obrascheniya: 15.09.2020).

6. Belskiy A. I., Yagodin R. S., Volkov P. A. Predu-prezhdenie prestupnosti nesovershennoletnih // Len-

ingradskiy yuridicheskiy zhurnal. — 2016. — # 2. — S. 107—119.

7. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za 2015— 2019 god [Elektronnyiy resurs] // Ofitsialnyiy sayt MVD Rossii. — URL: https://xn-blaew.xn-plai/reports/ item/19412450/ (data obrascheniya: 15.09.2020).

8. Ivanova A. A. Kriminologicheskaya profilakti-ka kak prioritetnaya zadacha yuvenalnoy yustitsii // Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal. — 2018. — T. 12. — # 4. — S. 506—520.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Arhiptsev I. N., Laschenko R. A. Sistema predu-prezhdeniya prestupnosti nesovershennoletnih v Bel-gorodskoy oblasti // Ugolovnoe pravo i kriminologi-ya. — 2018. — # 1. — S. 39—47.

10. Erezhipaliev D. I. Prestupnost nesovershennoletnih na sovremennom etape razvitiya rossiyskogo obschestva // Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal. — 2017. — T. 11. — # 1. — C. 104—115.

11. O deyatelnosti organov vnutrennih del po preduprezhdeniyu prestupleniy : prikaz MVD Rossii ot 17 yanvarya 2006 g. # 19 (red. ot 28.11.2017) // SPS «KonsultantPlyus», 2020 (data obrascheniya: 15.09.2020).

12. Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii deyatelnosti podrazdeleniy po delam nesovershen-noletnih organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii : prikaz MVD Rossii ot 15 oktyabrya 2013 g. # 845 (red. ot 31.12.2018) // Byulleten normativnyih aktov feder-alnyih organov ispolnitelnoy vlasti. — 2014. — # 11.

13. Anosov A. V. Souchastie nesovershennoletnih v prestupleniyah: osobennosti ugolovnoy ot-vetstvennosti i preduprezhdeniya : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2016. — 34 s.

14. Goncharova M. V. Osnovnyie problemyi deya-telnosti organov vnutrennih del po individualnoy profil-aktike prestupleniy // Nauka. Myisl : elektronnyiy peri-odicheskiy zhurnal. — 2016. — # 51. — S. 32—43.

15. O sovershenstvovanii deyatelnosti tsentrov vremennogo soderzhaniya dlya nesovershennoletnih pravonarushiteley : prikaz MVD Rossii ot 1 sentyabrya 2012 g. # 839 // Rossiyskaya gazeta. — 2012. — # 290.

16. Skvortsova E. V., Slobodchikova Yu. V., Belkova A. V. Tsentr vremennogo soderzhaniya nesovershennoletnih pravonarushiteley kak sub'ekt pro-filaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesover-shennoletnih // Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. — 2019. — # 2. — S. 136—145.

17. Fetisova T. S., Velashku E. P., Tyurikova G. N. Profilaktika alkogolizma i narkomanii sredi po-drostkov kak effektivnyiy sposob borbyi s sotsialno obuslovlennyimi boleznyami obschestva // Aktualnyie problemyi estestvenno-nauchnogo obrazovaniya, zaschityi okruzhayuschey sredyi i zdorovya chelove-ka. — 2017. — T. 1. — # 1. — S. 238—249.

18. Kurinova Ya. I., Isakova Yu. I. Sovremennaya prestupnost nesovershennoletnih: kriminologicheskaya harakteristika i preduprezhdenie // Zakon i zhizn. — 2017. — T. 1. — # 2. — S. 29—41.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Колесников Роман Викторович. Доцент кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: rkolesnikow@mail.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-37.

Kolesnikov Roman Viktorovitch. Assistant Professor of the chair of Criminal Law and Criminology.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: rkolesnikow@mail.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-37.

Ключевые слова: общесоциальные меры профилактики; специально-криминологические меры профилактики; индивидуальная профилактика; формы; методы; несовершеннолетний; подразделения по делам несовершеннолетних; органы внутренних дел.

Key words: general social measures of prevention; special criminological measures of prevention; individual prevention; forms; methods; minor; juvenile affairs units; internal affairs bodies.

УДК 343.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.