Научная статья на тему 'О КАЧЕСТВЕ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О КАЧЕСТВЕ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МEASURES OF EDUCATIONAL INFLUENCE / PROBLEMS OF APPLICATION / PREVENTION OF REPEATED CRIMES / МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПОВТОРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Завьялова Ирина Сергеевна

В статье проводится анализ практики применения к несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым принудительных мер воспитательного воздействия, избранных судом. Делается вывод о необходимости повышения качества процесса применения указанных мер. Формулируются рекомендации для соответствующих органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Завьялова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE QUALITY OF THE PROCESS OF APPLYING A COMPULSORY MEASURE OF EDUCATIONAL INFLUENCE IN RELATION TO A MINOR IN RUSSIA

The article analyzes the practice of applying to juvenile suspects, accused of coercive measures of educational influence, elected by the court. It is concluded that it is necessary to improve the quality of the process of application of these measures. Recommendations are formulated for the relevant public authorities.

Текст научной работы на тему «О КАЧЕСТВЕ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

И. С. Завьялова,

кандидат юридических наук

О КАЧЕСТВЕ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ABOUT THE QUALITY OF THE PROCESS OF APPLYING A COMPULSORY MEASURE OF EDUCATIONAL INFLUENCE IN RELATION TO A MINOR IN RUSSIA

В статье проводится анализ практики применения к несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым принудительных мер воспитательного воздействия, избранных судом. Делается вывод о необходимости повышения качества процесса применения указанных мер. Формулируются рекомендации для соответствующих органов государственной власти.

The article analyzes the practice of applying to juvenile suspects, accused of coercive measures of educational influence, elected by the court. It is concluded that it is necessary to improve the quality of the process of application of these measures. Recommendations are formulated for the relevant public authorities.

В процессе активизации борьбы с преступностью несовершеннолетних Российская Федерация и все общество в целом стремятся в первую очередь вернуть подростка, совершившего преступление, к законопослушному поведению. В связи с этим институт принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего активно обсуждается многими учеными и практиками с позиции его качества и эффективности, поскольку именно он является одним из инструментов возвращения подростков к законопослушному поведению.

Статистические данные показывают, что с момента введения данного института в российское законодательство до настоящего времени отмечается незначительная динамика роста применения принудительных мер воспитательного

воздействия. Наиболее высокий процент применения статьи 427 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) органами предварительного расследования в 2018 году отмечается в Северо-Кавказском (50%) и Центральном (30%) федеральных округах, наиболее низкий — в Приволжском (20%) и Южном (18%) федеральных округах.

С целью установления причин невысоких показателей применения ст. 427 УПК РФ за достаточно продолжительный период времени проводятся научные исследования, опросы практических работников, к полномочиям которых относится возможность прекращения уголовного дела с участием несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия. В ходе таких исследований уста-

навливаются реальные причины: наличие судебной процедуры удовлетворения ходатайства следователя (дознавателя); то, что применение принудительных мер воспитательного воздействия не всегда способствует достижению цели — исправления или перевоспитания несовершеннолетнего; отсутствие у практических сотрудников методических рекомендаций применения статьи 427 УПК РФ и ряд других.

Безусловно, указанные барьеры для практической реализации статьи 427 УПК РФ необходимо устранять, поскольку складывающаяся на сегодняшний день ситуация не позволяет объективно судить об эффективности правоприменительной практики в данном направлении. А если нет практической реализации статьи, значит, нет и объективных оценок ее действенности. В связи с этим мы не можем делать вывод о том, что нужно дополнить или изменить, чтобы добиться положительного эффекта от введения института принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних в российское законодательство. Такая ситуация, в свою очередь, негативно влияет на более глобальное направление деятельности нашего государства — совершенствование государственной политики в сфере защиты детства, что регламентировано в Указе Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». Одним из ожидаемых результатов является гуманизация практики привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, которые совершили преступления небольшой и средней тяжести.

Все изложенное выше связано только с начальной стадией процесса реализации института принудительных мер воспитательного воздействия, а именно со стадией избрания такой меры. Но не менее проблемной является и стадия применения принудительных мер воспитательного воздействия. Вынося решение о применении принудительных мер воспитательного воздействия, суд вправе возложить на специализированное учреждение для несовершеннолетних контроль за исполнением требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия.

В настоящее время орган, уполномоченный осуществлять контроль за исполнением принудительных мер воспитательного воздействия, ни в УПК РФ, ни в УК РФ не определен, сказано лишь, что это — специализированное учреждение для несовершеннолетних (ст. 427 УПК РФ). Специализированное учреждение — это в большей степени абстрактное понятие, к данному органу можно отнести все органы системы профилактики.

В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (в ред. от 29.11.2016) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» таким органом является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Членами комиссии в соответствии с п. 8 Примерного положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 (ред. от 29.11.2018), могут быть руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, а также другие заинтересованные лица.

Фактически контроль за исполнением принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» осуществляют подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. В своей деятельности они руководствуются приказом МВД России от 15.10.2013 № 845 (ред. от 31.12.2018) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии с данной инструкцией на каждого несовершеннолетнего, в отношении которого применена принудительная мера воспитательного воздействия, оформляется учетно-профилактическое дело, о чем выносится соответствующее постановление. Если несовершеннолетний зарегистрирован на территории одного района, а место его фактического проживания находится на территории другого района, то учет осуществляется по его фактическому месту жительства. Если учету подлежит несовершеннолетний — гражданин иностранного государства, то в обязательном порядке уведомляется соответствующее территориальное подразделение УФМС России, а также представительство соответствующего иностранного государства.

К учетно-профилактическому делу прилагаются следующие документы:

1. Постановление о заведении учетно-профилактического дела.

2. Документы, в которых отражена информация (сведения), послужившая основанием для постановки несовершеннолетнего правонаруши-

теля на профилактический учет. К ним относятся: постановление о прекращении производства по делу и применении принудительной меры воспитательного воздействия, постановление об удовлетворении ходатайства о применении принудительной меры воспитательного воздействия, приговор суда.

3. Справка, в которой отражаются полные данные о несовершеннолетнем (его фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; адрес места жительства и номер телефона; степень и вид занятости несовершеннолетнего; дата и основание постановки на профилактический учет; паспортные данные несовершеннолетнего; кличка, если она есть; сведения о родителях, с указанием их материального положения и степени негативного воздействия на детей; каков досуг несовершеннолетнего, а также его словесный портрет).

4. Акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего, который составляется при постановке на профилактический учет. В дальнейшем такой акт составляется не реже, чем раз в год. В указанном документе отражают сведения о личной характеристике членов семьи несовершеннолетнего, их отношении к нему, его отношении к ним, об обстановке проживания, режиме питания, иных условиях его жизни.

5. Ежеквартальные планы индивидуальной профилактической работы:

5.1. План индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним правонарушителем, который составляет ежеквартально социальный педагог в школе. В нем указываются даты проведения профилактических мероприятий, содержательная часть профилактической работы, а также данные об исполнителе.

5.2. План индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним правонарушителем, который составляет инспектор УФСИН России по соответствующему субъекту Российской Федерации. В данном плане отражаются мероприятия по осуществлению контроля за исполнением решения суда в отношении конкретного несовершеннолетнего, к которому суд применил меру воспитательного воздействия.

5.3. План индивидуально-воспитательной работы с несовершеннолетним, к которому суд применил меру воспитательного воздействия, который составляет инспектор ПДН. Данный план утверждается начальником органа дознания.

5.4. Объяснение несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, которые истребуются от них при постановке на профилактический учет или в случае совершения подучетным правонарушения.

5.5. Справка, которая составляется по результатам первичной беседы начальника (заместителя начальника) территориального органа МВД России с несовершеннолетним, а также его родителями или иными законными представителями. В ходе такой беседы указанным лицам разъясняются последствия, которые наступают в ходе систематического неисполнения принудительных мер воспитательного воздействия.

5.6. Лист связей. В данном документе отражаются сведения о лицах, с которыми общается несовершеннолетний, а также степень их влияния на него.

5.7. Справка о наличии судимости из информационного центра. Периодичность истребования таких данных — не реже двух раз в год.

5.8. Материалы, характеризующие несовершеннолетнего по месту жительства, работы и учебы. В случае отсутствия места работы и места учебы характеристику получают от участкового уполномоченного полиции, соседей и родителей.

5.9. Лист учета профилактических мероприятий.

Перечисленные выше материалы — это документы, которые в обязательном порядке должны оформляться на всем этапе применения избранной судом меры воспитательного воздействия.

Очевидно, что действенность процесса применения принудительной меры воспитательного воздействия не находится в прямой связи со стопроцентным наличием всех перечисленных справок в деле несовершеннолетнего. Самое важное, что может способствовать недопущению несовершеннолетним новых правонарушений, это, вне всяких сомнений, — профилактика.

К профилактическим мероприятиям, которые осуществляются в отношении несовершеннолетних, можно отнести следующие:

1. Выступления, доклады, лекции в учебных заведениях, трудовых коллективах, средствах массовой информации.

2. Индивидуальные беседы с несовершеннолетними.

3. Проведение деловых игр, программ, олимпиад, конкурсов на знание законодательства Российской Федерации.

С целью повышения качества этапа применения принудительной меры воспитательного воздействия, избранной судом в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, соответствующим государственным органам целесообразно руководствоваться следующими рекомендациями по осуществлению профилактических мероприятий.

Так, при подготовке к выступлению сотрудникам ПДН рекомендуется использовать:

- статистическую информацию об общем количестве выявленных преступлений, а также на отдельно взятой территории (в конкретном коллективе). Необходимо проводить анализ причин и условий, способствующих их совершению;

- необходимую информация из материалов уголовных дел; научную литературу, которая посвящена предупреждению виктимного поведения несовершеннолетних; личные примеры из практики сотрудников ПДН.

В самом начале выступления целесообразно ознакомить присутствующих с действующим законодательством, а также порядком его применения. В обязательном порядке следует обратить внимание на неотвратимость уголовного наказания. В своём выступлении инспектору ПДН необходимо разоблачить ложный романтизм любого правонарушения, раскрыть его природу и обозначить вредные последствия от такого деяния, которые могут негативно отразиться на дальнейшей судьбе подростка. В ходе выступления нужно добиться того, чтобы подростки понимали необратимость последствий преступного поведения как для себя лично, так и для своих родителей и общества в целом. Так, в некоторых территориальных органах внутренних дел составляют график проведения профилактических мероприятий. В соответствии с этим графиком сотрудники ПДН совместно со следователями выступают с докладами и лекциями, проводят профилактические беседы в школах, интернатах, детских домах, профессиональных училищах на правовые темы в доступной для подростков форме. Их тематика различна — это и возраст, с которого наступает уголовная ответственность, и последствия привлечения к уголовной ответственности, и уголовная ответственность за совершение конкретных видов преступлений, познавательные беседы.

В ряде муниципальных образовательных учреждений на постоянной основе проводится работа по организации «круглых столов», диспутов, классов по обучению юридической грамотности, встреч с сотрудниками полиции. Также организовано и взаимодействие по профилактике преступлений с социальными педагогами и классными руководителями средних школ, с инспекторами по охране прав детства при администрации районов.

В целях повышения эффективности предупреждения повторной преступности в ряде субъектов Российской Федерации подразделения полиции совместно со студентами высших учебных заведений организуют шефство над состоящими на учете подростками.

Необходимо отметить, что большое значение в профилактической работе имеют формы индивидуального воздействия на

несовершеннолетних, к которым применяется принудительная мера воспитательного воздействия. Посредством применения таких форм удается учесть особенности каждого подростка, окружающую его обстановку, условия воспитания и ряд других обстоятельств. Следует понимать, что несовершеннолетние правонарушители — это, прежде всего, дети. Как правило, дети поддаются воспитанию. Но, дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию либо в определённую криминальную среду, поддаются воспитанию намного труднее. Поэтому достижение инспектором ПДН целей индивидуальной беседы во многом зависит от возможности выявления и устранения причин и условий, по которым несовершеннолетние попали в эту негативную среду. Эффективность рассматриваемой формы профилактики зависит от выполнения ряда требований, среди которых основными являются:

- знание личности подростка, причин его поступков, семейного положения и других условий, в которых он воспитывается, влияния окружающей среды;

- умение установить психологический контакт в процессе беседы с несовершеннолетним;

- учет возрастных особенностей несовершеннолетних, таких как повышенная внушаемость, недостаточно развитая способность к обобщению и критической оценке ситуации, иногда неумение разобраться в своей собственной позиции, понять и объяснить мотивы своего неправильного поведения;

- проводимое общение должно быть ориентировано на определенную цель — это разъяснение положений правовой нормы, регламентирующей поведение подростка, а также последствий неправомерных поступков с его стороны, осознание их антиобщественной направленности, отвлечение подростка от источников отрицательного влияния.

Хороший результат в повышении эффективности профилактических мероприятий достигается посредством проведения деловых игр, программ, олимпиад, конкурсов на знание законодательства Российской Федерации с несовершеннолетними. Так, например, ряд территориальных органов сотрудничает с муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования детей в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и осуществления программ

примирения с участием несовершеннолетних правонарушителей.

Цель таких программ — это примирение несовершеннолетних правонарушителей и потерпевших, возмещение нанесенного ущерба в добровольно порядке, разработка и реализация мер по устранению причин повторного соверше-

ния правонарушений несовершеннолетними.

Только комплексный подход к процессу применения принудительных мер воспитательного воздействия, избранных судом в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, будет способствовать повышению качества и результативности указанного этапа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 26. — Ст. 3177.

2. Астишина Т. В., Маркелова Е. В., Обгольц И. А. Предупреждение полицией преступлений несовершеннолетних // Полицейская деятельность. — 2013. — № 2. — С. 93—99.

3. Профилактическая деятельность следователей органов внутренних дел Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и с их участием : методические рекомендации / Н. С. Пономарева, А. Н. Малышев, А. В. Шушминцев, Н. А. Моругина, У. Н. Ахмедов. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2016. — С. 20.

REFERENCES

1. Ob osnovah sistemyi profilaktiki beznadzor-nosti i pravonarusheniy nesovershennoletnih : feder-alnyiy zakon ot 24.06.1999 # 120-FZ (red. ot 26.07.2019) // Sobranie zakonodatelstva RF. — 1999. — # 26. — St. 3177.

2. Astishina T. V., Markelova E. V., Obgolts I. A. Preduprezhdenie politsiey prestupleniy nesovershennoletnih // Politseyskaya deyatelnost. — 2013. — # 2. — S. 93—99. "

3. Profilakticheskaya deyatelnost sledovateley organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii po ugolovnyim delam o prestupleniyah, sovershen-nyih nesovershennoletnimi i s ih uchastiem : metodicheskie rekomendatsii / N. S. Ponomareva, A. N. Malyishev, A. V. Shushmintsev, N. A. Morugina, U. N. Ahmedov. — Voronezh : Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2016. — S. 20.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Завьялова Ирина Сергеевна. Начальник кафедры уголовного процесса. Кандидат юридических наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: irina944978@mail.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-40.

Zavyalova Irina Sergeevna. Head of the chair of Criminal Procedure. Candidate of Law. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: irina944978@mail.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-40.

Ключевые слова: меры воспитательного воздействия; проблемы применения; профилактика повторных преступлений.

Key words: Measures of educational influence; problems of application; prevention of repeated crimes. УДК 343.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.