проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина: матер. Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 62-й годовщине со дня принятия Всеобщей декларации прав человека (г. Уфа, 8 декабря 2010 г.): в 4 ч. Ч. IV / под общ. ред. Р. В. Нигматулина. Уфа, 2011.
8. Козун А. В. Уголовная ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2002.
9. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения». URL: http://consultant.ru
УДК 343.265 ББК 67.309
© 2016 г. Н. Г. Осадчая
наказание и другие уголовно-правовые средства предупреждения рецидивной преступности несовершеннолетних
В статье проводится анализ проблем профилактики повторного совершения преступлений несовершеннолетними преступниками. Автор делает вывод о том, что необходимо совершенствовать практику применения к несовершеннолетним наказаний, альтернативных лишению свободы. Исследуются вопросы регламентации назначения обязательных работ, ограничения свободы, вносятся предложения по совершенствованию уголовно-правового регулирования применения этих наказаний. Рассматриваются недостатки практики применения условного осуждения и мер воспитательного воздействия, высказывается мнение о возможных путях их устранения.
Ключевые слова: наказание, несовершеннолетние, профилактика, лишение свободы, обязательные работы, ограничение свободы, условное осуждение.
PUNISHMENT AND OTHER CRIMINALAND LEGAL MEANS OF PREVENTING
JUVENILES REPETITION OFA CRIME
The article analyzes the problems of prevention of reoffending juvenile offenders. The author concludes that it is necessary to improve the practical application of alternative penalties to juvenile imprisonment. The problems of regulating the appointment compulsory labor, restrictions on freedom, and make proposals for improving the criminal law regulating the application of these penalties. Discusses the shortcomings of the practice ofprobation and educational measures suggested possible ways to improve it.
Key words: punishment, minors, prevention, imprisonment, community service, restriction of freedom of probation.
Совершение преступного деяния несовер- субъектов на более ранних стадиях кримина-шеннолетним свидетельствует о неэффектив- лизации подростка. Для того чтобы такая ра-ности профилактической деятельности всех ее бота могла достичь своих целей, она должна
All-Russia scientific-practical conference dedicated to 62-th anniversary of the Universal Declaration of Human Rights (Ufa, December 8, 2010): 4 hours. P. IV / ed. by R.V. Nigmatulin. Ufa, 2011.
8. Kozun A.V. Criminal liability for faulty repairs of vehicles and their release in operation with technical defects: dis. ... PhD in law. Omsk, 2002.
9. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of December 9, 2008 № 25 «On judicial practice in cases of crimes related to violation of traffic rules and operation of vehicles, as well as their misappropriation without theft». URL: http://consultant.ru
быть направлена на недопущение совершения этой категорией лиц новых преступлений.
Профилактика рецидивной преступности несовершеннолетних, по нашему мнению, представляет собой деятельность всех компетентных ведомств и организаций, которая состоит из комплекса мер, направленных на выявление несовершеннолетних преступников, выбор наиболее справедливой меры ответственности, реализацию уголовного наказания, мер воспитательного характера, обеспечение адаптации несовершеннолетних граждан после отбытия наказания. Как отмечается в Концепции развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года [1], рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами.
В указанном документе подчеркивается, что для развития альтернативных лишению свободы наказаний необходимо, в частности, усиление социальной направленности работы уголовно-исполнительных инспекций. При этом особое внимание следует уделить вовлечению осужденных в трудовую деятельность, приобретению ими профессии или переквалификации, активизации сотрудничества с теми общественными институтами, которые способны оказать позитивное гуманитарное воздействие на осужденных. Важным направлением уголовно-исполнительной политики является оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными; привлечение органов местного самоуправления, образования и здравоохранения, центров занятости населения, общественности, реабилитационных центров и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных.
Социальная направленность работы с несовершеннолетними преступниками должна заключаться в оказании помощи и побуждении осужденного несовершеннолетнего к устройству на учебу, работу, выработке чувства ответственности, гражданской позиции, что не может быть достигнуто только учет-но-контрольными мероприятиями [2]. Конечно, в настоящее время данную сферу дея-
тельности инспекций нельзя признать удовлетворительной, прежде всего, в силу их чрезмерной загруженности. Выход из этой ситуации видится в дальнейшем совершенствовании нормативного регулирования деятельности инспекций, в том числе в области проведения воспитательной и адаптационной работы с несовершеннолетними, а также в увеличении численности инспекторов.
Целями индивидуальной профилактики на этом этапе являются:
- выявление и принятие мер по нейтрализации причин и условий совершения преступления;
- установление виновности несовершеннолетнего в совершении преступления и привлечение его к уголовной ответственности либо освобождение от уголовной ответственности и назначение принудительных мер воспитательного характера с учетом его личности, степени участия в совершении преступления, семейных и бытовых условий, состояния здоровья, обстоятельств, отягчающих и смягчающих наказание;
- исполнение назначенного судом наказания либо принудительных мер воспитательного характера с обеспечением всех прав осужденного несовершеннолетнего;
- осуществление комплекса мер по обеспечению скорейшей адаптации после отбывания наказания, связанного с изоляцией.
Субъектами профилактики рецидивной преступности являются суд, органы расследования и дознания, органы, исполняющие наказания, в том числе назначенного условно (администрация воспитательных колоний, инспекция исправительных работ), участковые уполномоченные полиции, ОППН, центры по социальной реабилитации, общественные организации и т. д.
Большая роль в предупреждении рецидива принадлежит прокуратуре. В связи с этим систематически проводятся проверки законности осуществления административного надзора за лицами, вернувшимися из мест лишения свободы, контроль за условно осужденными, лицами, к которым применена отсрочка исполнения приговора, а также за освобожденными от отбывания лишения свободы на основании статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации. Существенное значение в работе с лицами, вернувшимися из мест лишения свободы, принадлежит органам внутренних дел. Управление внутренних дел и служба занятости заключают
соглашение о сотрудничестве по вопросам занятости ранее судимых, налаживают взаимодействие с подразделениями воспитательных колоний, обеспечивают своевременное информирование территориальных органов об освобождении из воспитательных колоний области лиц, отбывших наказание. Вместе с тем основная роль в профилактике рецидива несовершеннолетних, как нам представляется, принадлежит суду. Именно этот орган располагает возможностью путем применения к ним различных уголовно-правовых мер добиться предупреждения совершения новых
____и тл и
преступлений. В этой связи возникает вопрос об эффективности системы уголовных наказаний, предусмотренных для несовершеннолетних преступников. Количество наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетним, значительно меньше общего количества наказаний. Их перечень включает в себя шесть видов наказаний: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок. Не-предусмотренность в уголовном законе некоторых видов наказаний несовершеннолетних объясняется отсутствием в силу особенностей правового статуса данных лиц реальной возможности их применения. Это наказания в виде лишения права занимать определенные должности, лишения звания, чина, государственных наград, ограничения по военной службе, содержания в дисциплинарной воинской части. А такие наказания, как пожизненное лишение свободы и смертная казнь, при их применении к несовершеннолетним были бы (и оценивались обществом) избыточными, аморальными, несправедливыми.
К числу достижений Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года относится, по нашему мнению, установление возможности назначения несовершеннолетним наказания в виде обязательных работ. Уголовно-правовое воздействие на осужденного несовершеннолетнего путем привлечения к общественно полезному труду способствует его исправлению и достижению других целей наказания. В отличие от взрослых осужденных, для которых этот вид наказания предусматривает выполнение тяжелых физических неквалифицированных работ, для несовершеннолетних данное условие, на наш взгляд, не должно являться обязательным. Труд должен быть посильным, поэтому при выборе
конкретного вида работы органам, исполняющим это наказание, необходимо учитывать возраст и уровень физического развития несовершеннолетнего. Самое важное при исполнении такого вида наказания - дать почувствовать подростку полезность и значимость его труда для всего общества, испытать уважение к себе за хорошо выполненное задание. Обязательные работы могут быть назначены всем категориям несовершеннолетних, в том числе не имеющим работы, постоянного заработка и иных источников дохода, и рассчитаны на исправление осужденного без изоляции от прежней социальной среды и потери социально полезных связей. Однако возможности выбора конкретного места отбывания обязательных работ, а следовательно и конкретного вида деятельности, ограничены договором, который заключает инспекция с органом местного самоуправления. Так, в г. Ростове-на-Дону осужденные к обязательным работам, впрочем, как и к исправительным, определяются к отбыванию в комбинаты по благоустройству и занимаются уборкой города. Вместе с тем имеется целый ряд работ, в которых нуждается общество и которые несут мощный воспитательный заряд (например, санитары в больнице). Поэтому необходимо рассмотрение вопроса об увеличении количества и видов предприятий для отбывания обязательных работ несовершеннолетними.
Определенные преимущества по сравнению с лишением свободы имеет арест. Во-первых, содержание осужденного в условиях строгой изоляции защищает его от негативного влияния криминогенной среды. Во-вторых, непродолжительный срок наказания позволяет осужденному сохранить социально полезные связи и не утратить навыки жизни в условиях свободы. Между тем довольно строгие условия отбывания этого вида наказания способны служить действенным воспитательным и карательным средством для несовершеннолетнего. Считаем недостаточно продуманным решение законодателя о его исключении из перечня наказаний для несовершеннолетних, поскольку с учетом вышесказанного арест являлся бы более эффективной предупредительной мерой для данной категории осужденных, чем содержание в воспитательной колонии. Но этот вид наказания в настоящее время, к сожалению, отсутствует, и условия для его применения, по-видимому, будут созданы еще не скоро, так
как строительство арестных домов требует солидного финансирования.
Принимая во внимание зарубежный опыт, полагаем целесообразным введение в систему наказаний для несовершеннолетних такого вида наказания, как ограничение свободы. Сущность его состоит в запрещении подростку выходить из дома, за исключением посещения учебного заведения, в которое и из которого он следует под надзором, посещать определенные места, а также в других ограничениях. Конечно, это наказание должно назначаться с учетом семейно-бытовых условий несовершеннолетнего. Запрет на общение, совместный досуг со сверстниками, с одной стороны, и воспитательная работа сотрудников ПДН и уголовно-исполнительных инспекций, участковых инспекторов, психологов, родителей, с другой стороны, являются действенными средствами для достижения целей наказания.
Проведенное нами анкетирование 45 судей Ростовской области показало, что большинство из них положительно относятся к применению для несовершеннолетних наказаний в виде обязательных работ. Так, на вопрос: «Считаете ли Вы целесообразным введение в систему наказаний несовершеннолетним выполнение обязательных работ?» - утвердительный ответ дали 73,3 % судей. Среди них 13,3 % мотивировало свою точку зрения тем, что данный вид наказания можно назначать с 14 лет, и в этом случае не требуется наличие постоянной работы, денежных средств у осужденного. Большинство анкетируемых (46,7 %) считают, что общественно полезный труд при отбывании обязательных работ является эффективной мерой исправления несовершеннолетних. Вместе с тем 26,7 % опрошенных высказались против применения к несовершеннолетним этого вида наказания, поскольку в настоящее время существует ряд проблем, связанных с созданием условий для исполнения обязательных работ (13,3 %), и сложно найти подходящую работу для несовершеннолетних осужденных (13,4 %). На вопрос: «Было бы, на Ваш взгляд, эффективным применение к несовершеннолетним наказания в виде ареста?» - положительный ответ дали 30 человек (66,7 %). Треть проанкетированных судей (33,3 %) считают введение данного вида в систему наказаний для несовершеннолетних неэффективным. При этом нам представлялось важным выяснить
мнение судей о том, насколько действенна система наказаний для несовершеннолетних, предусмотренная в Уголовном кодексе 1996 года. Показательно, что только 13 % респондентов отметили, что данная система содержит достаточно видов наказаний для выбора правильного решения. Тот факт, что она нуждается в дополнительном совершенствовании, признало 33,3 % опрошенных. И, наконец, более половины судей (53,3 %) указали на неэффективность существующей системы, поскольку для несовершеннолетних должны быть предусмотрены специальные виды наказаний, учитывающие особенности их социального и правового статуса (26,6 %), а также по другим причинам.
Таким образом, несмотря на то, что в действующем Уголовном кодексе предусмотрено шесть видов наказаний для несовершеннолетних, возможность выбора наказания в конкретном случае с учетом принципов индивидуализации и дифференциации уголовной ответственности и наказания у судьи весьма ограниченна. Что же касается принудительных мер воспитательного воздействия, то судьи стараются их не назначать, поскольку сегодня недостаточно нормативных правовых актов, регламентирующих порядок их исполнения и контроля за несовершеннолетними, которым они назначены. Поэтому в подавляющем большинстве случаев несовершеннолетним осужденным назначается наказание в виде лишения свободы либо реально, либо условно. Это далеко не во всех случаях позволяет достичь исправления несовершеннолетнего и предупредить совершение новых преступлений. Таким образом, одной из мер борьбы с преступностью несовершеннолетних, в том числе рецидивной, является, по нашему мнению, совершенствование системы наказаний. Кроме того, в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации необходимо ввести статью, которая регламентировала бы порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия в порядке реализации ст. 90 и 92 УК РФ.
Назначение судами условного осуждения несовершеннолетним не всегда является достаточно обоснованным, что также способствует рецидивной преступности. Приведем лишь два примера из архивных материалов, предоставленных нам сотрудниками ПДН г. Шахты. Так, несовершеннолетний Гиденко, состоящий на учете и совершивший ряд преступлений, был осужден условно, а через 2
месяца вновь совершил преступление. Суд проигнорировал заявление инспектора ПДН о том, что подросток на путь исправления становиться не желает и может вновь совершить преступление. Несовершеннолетний Кавешников в 2011 году был осужден с отсрочкой исполнения приговора, а в 2012 году совершил повторное преступление, однако суд приговорил его к условной мере наказания. Все это, как считают сами сотрудники данной службы, негативным образом сказывается на качестве профилактической работы инспектора ПДН среди указанной категории лиц. Несовершеннолетние занимают особое процессуальное положение в системе уголовной юстиции, поскольку сам факт несовершеннолетия закон относит к числу смягчающих обстоятельств, которые должны учитываться при индивидуализации наказания.
Вышеизложенное ориентирует суды на максимальный учет общевозрастных особенностей несовершеннолетних, сокращение объема кары и компенсацию ее мерами педагогического характера. Гуманизация уголовной политики в отношении несовершеннолетних выражается и в практике условного осуждения, принудительных мер воспитательного характера, сокращения сроков лишения свободы и т. п. Достаточная распространенность случаев освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания требует разработки специальных мер профилактики рецидива с их стороны. В ст. 21 УПК РФ зафиксировано положение о том, что суды, органы дознания и следствия обязаны исследовать причины и условия совершения преступления. Рассматривая дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, эти органы должны выяснять источники возникновения у подростков антиобщественных взглядов и привычек, обстоятельства, которые привели к формированию преступного намерения и создали благоприятную обстановку для его реализации.
Решение вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от отбывания наказания, так же как и правильный выбор видов и форм ответственности подростков, зависит от их личностных качеств: наличия или отсутствия антиобщественной установки и степени ее выраженности, уровня интеллектуального и волевого развития, способности к правильной оценке ситуации, отношения к содеянному и т. п., обусловливающих эффективность воспитательных мер.
Назначая условное наказание, суд может возложить на несовершеннолетнего осужденного определенные обязательства, указанные в законе (ст. 73 УК РФ), что является своеобразной программой осуществления воспитательной и профилактической работы с подростками со стороны комиссий по делам несовершеннолетних, уголовно-исполнительных инспекций, отделов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Поэтому необходимо, чтобы данные обязательства были конкретными, выполнимыми и контролируемыми. В приговоре желательно указать срок исполнения некоторых из этих обязательств, например поступления на учебу или работу.
Законодательством не установлены конкретные формы и методы контроля со стороны комиссии по делам несовершеннолетних за поведением подростков, осужденных условно, что влечет за собой различную практику названной деятельности: беседы с осужденными и их родителями, запросы характеристик с места учебы или работы, посещение места жительства или работы и др.
Одним из наиболее сложных участков этой работы является трудоустройство подростков, которое в условиях кризиса экономики существенно затруднено. Здесь, очевидно, нужно продумать систему материальных стимулов, которыми можно заинтересовать предприятия любых форм собственности в приеме несовершеннолетних на работу, и закрепить указанные положения в соответствующем нормативном акте. Требуется выделение определенного количества рабочих мест для оплачиваемого труда подростков в свободное от учебы время, создание сети ученических предприятий. Реальная возможность трудоустройства должна быть предоставлена несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, подросткам-инвалидам и т. п. Трудовое и бытовое устройство осужденных, освобождающихся из воспитательных колоний, является важным продолжением воспитательного процесса, имеющего место в этих учреждениях. Одним из важнейших направлений борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних выступает обеспечение социальной адаптации подростков, которые вернулись из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательных колоний. «Справиться с этой проблемой не удается многие годы прежде всего в силу того, что среди покидающих эти
учреждения почти половина - сироты и несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, которых никто не ждет, многим негде жить, не на что существовать. Практически неразрешимой стала и проблема трудоустройства подростков, отбывших наказание. Федеральные и региональные службы занятости населения уклоняются от работы с этой категорией подростков» [3]. Думается, что необходим федеральный закон, который мог бы в значительной степени снять остроту проблемы в отношении несовершеннолетних, освобождающихся из воспитательных колоний, и в котором должен быть отражен имеющийся в России опыт по решению рассматриваемой проблемы [4]. Данный вывод подтверждают и результаты проведенного нами анкетирования судей. Так, на вопрос: «Какие правовые акты необходимо принять в первую очередь для профилактики ювеналь-ной преступности?» - 46,7 % опрошенных назвали Закон о ресоциализации осужденных, вернувшихся из воспитательных колоний.
Таким образом, вся тяжесть работы с указанной категорией подростков ложится на плечи работников ОППН, круг обязанностей которых и без того достаточно широк. Чтобы повысить эффективность профилактической работы с подростками, осужденными условно, следует разгрузить ОППН, создав в системе МВД наряду с ОППН специальное звено, занимающееся воспитательной работой с подростками, освобожденными от отбывания наказания, и контролирующее их поведение. При этом можно учесть опыт зарубежных стран, связанный, в частности, с институтом пробации, характерным для англо-американской юстиции, или институтом кураторов, положительно зарекомендовавшим себя в Польше. Пробация предполагает, что условно осужденный подросток проходит испытательный срок под надзором специально назначенного судом агента, или куратора (в Польше), который должен изучить среду правонарушителя и стараться смягчить причины антисоциального поведения подростка. В круг полномочий агента пробации, или куратора, входит и осуществление воспитательных функций. Они имеют право давать родителям советы по воспитанию ребенка, устанавливают контакты с учителями школ либо с хозяином предприятия, где учится или работает несовершеннолетний правонарушитель [5]. В случаях, когда обстановка в семье и бли-
жайшем окружении настолько криминогенна, что оставление подростка в этой среде ему явно противопоказано, судам нецелесообразно применять условное осуждение [6]. Для изоляции правонарушителя от влияния таких семей и делинквентных групп следует рекомендовать судам замену институтов освобождения от наказания при совершении преступлений, не представляющих большой общественной опасности, мерами воспитательного характера в виде помещения в специальные учебно-воспитательные учреждения. Целями подобной воспитательной меры выступают специальная превенция, максимальная коррекция поведения, исключающая дальнейшие противоправные проявления со стороны подростка, медико-психолого-социальная реабилитация, направленная на оздоровление личности несовершеннолетнего. Для достижения указанных целей необходимо кардинальным образом изменить эти учебно-воспитательные учреждения, к которым сейчас относятся специальные школы и специальные училища. Следует, во-первых, увеличить количество спецучреждений (в настоящее время обеспечивается прием лишь пятой части несовершеннолетних правонарушителей, нуждающихся в особом педагогическом режиме: решения о направлении подростков в эти учреждения не выполняются в течение нескольких месяцев), приблизить их к месту жительства; во-вторых, качественно изменить условия содержания подростков - в современном состоянии данные учреждения многими чертами напоминают места лишения свободы.
Средством повышения воспитательного эффекта деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений является сокращение ограничений, определяемых требованиями режима, подавляющих личность воспитанников (например, передвижение строем, лишение свиданий как дисциплинарное взыскание, отсутствие возможности побыть одному и т. п.), в сочетании с созданием благоприятного психологического климата сотрудничества между администрацией и учащимися. Большое значение при этом имеет бытовая обстановка, приближенная к домашней, наличие условий для снятия эмоционального напряжения (комнаты психологической разгрузки, кризисные изоляторы и т. п.), достаточная материальная обеспеченность, оснащенность современными средствами обуче-
ния, высокий уровень организации трудового процесса, дающий возможность воспитанникам выбрать виды работ по желанию, подготовиться к условиям самостоятельной трудовой деятельности профессионально и материально (заработанные деньги перечисляются на
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
2. Краснова К. А., Шиловская А. Л. Вопросы назначения наказаний в виде ограничения свободы и обязательных работ несовершеннолетним // Российская юстиция. 2011. № 11.
3. Двойменный П. А. Социально-психоло-гичские особенности несовершеннолетних преступников // Социологические исследования. 2004. № 8.
4. Мелешко Н. П. Профилактика правонарушений несовершеннолетних. Спецкурс: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2008.
5. Невский В. В. Теория и практика исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. Домодедово, 2008.
6. Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 2012.
лицевой счет несовершеннолетнего). В подобных учреждениях должны быть созданы условия для проведения досуга, удовлетворения потребностей несовершеннолетних, связанных с религиозной и духовной жизнью.
Bibliography
1. Order of the RF Government of 14.10.2010 № 1772-r «On the Concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation until 2020» // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2010. № 43. Art. 5544.
2. Krasnov K. A., Shilovskaya A. L. Questions sentencing in the form of restriction of liberty and compulsory labor minors // The Russian justice. 2011. № 11.
3. Dvoymenny P. A. Socio-psihologichskie especially imperfect-year-old offenders // Sociological researches. 2004. № 8.
4. Myaleshka N. P. Prevention of Juvenile Delinquency. Special Course: tutorial. Rostov-on-Don, 2008.
5. Nevsky V. V. Theory and practice of execution of criminal sanctions against minors. Domode-dovo, 2008.
6. Organization-legal problems of crime prevention incommensurate-vershennoletnih. Moscow, 2012.
УДК 343.1 ББК 67.411
© 2016 г. A. M. Моисеев
криминалистический подход к документированию военных преступлений
В статье рассмотрены возможности криминалистики в обеспечении документирования преступлений, относящихся к юрисдикции международных судебных инстанций. Конкретизирован понятийный аппарат для описания документируемого события. Уточнены задачи применения специальных знаний в процессе документирования. Показана перспективность семантического подхода к оптимизации следовой картины события.
Ключевые слова: криминалистика, военные преступления, документирование преступлений, следовая картина, специальные знания.
FORENSIC APPROACH TO DOCUMENTING OF WAR CRIMES
In article the possibilities of criminalistics in order to provide crimes documentation, which relate to the jurisdiction of international courts, have been considered. The conceptual framework to