Научная статья на тему 'К вопросу о проблеме формирования творческой личности студента в процессе реализации индивидуального подхода'

К вопросу о проблеме формирования творческой личности студента в процессе реализации индивидуального подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / PERSONALITY / PERSONAL ESSENCE / AN INDIVIDUALITY / CREATIVITY / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVE GIFTEDNESS / DEVELOPING ENVIRONMENT / INDIVIDUAL APPROACH (IN PEDAGOGICS) / METHODS OF ACTIVE TEACHING / CLASSROOM PROJECTION ACTIVITY / STUDENTS' INDIVIDUAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фисюк Т.Т., Захарова Е.Ю.

В статье затрагивается проблема реализации индивидуального подхода к разви-тию творческого потенциала личности студента. Рассматриваются исходные основания и целевые установки формирования развивающей среды как важнейшего фактора создания условий для реа-лизации задатков личности, возможности самовыражения, удовлетворения познавательных по-требностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF A STUDENT’S CREATIVE PERSONALITY FORMATION IN CONTEXT OF INDIVIDUAL PEDAGOGICAL APPROACH

The article deals with the individual pedagogical approach in developing of the creative potential of a student's personality. The original reasons and objective settings of the developing envi-ronment formation as the most important factor for creating conditions for the personal predispositions growth, the possibilities of a person’s self-expression, satisfaction of his or her cognitive needs are con-sidered

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблеме формирования творческой личности студента в процессе реализации индивидуального подхода»

УДК [159.923.38+159.923.5]:37.013.41

Т. Т. Фисюк

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия; Е. Ю. Захарова

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье затрагивается проблема реализации индивидуального подхода к развитию творческого потенциала личности студента. Рассматриваются исходные основания и целевые установки формирования развивающей среды как важнейшего фактора создания условий для реализации задатков личности, возможности самовыражения, удовлетворения познавательных потребностей.

Ключевые слова: личность, личностный смысл, индивидуальность, креативность, творчество, творческая одарённость, развивающая среда, индивидуальный подход, активные методы обучения, учебное проектирование, самостоятельная работа студентов.

Tatiana T. Fisiuk Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia;

Elena Yu. Zakharova Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

QUESTIONS OF A STUDENT’S CREATIVE PERSONALITY FORMATION IN CONTEXT OF INDIVIDUAL PEDAGOGICAL APPROACH

Abstract. The article deals with the individual pedagogical approach in developing of the creative potential of a student's personality. The original reasons and objective settings of the developing environment formation as the most important factor for creating conditions for the personal predispositions growth, the possibilities of a person’s self-expression, satisfaction of his or her cognitive needs are considered.

Keywords: a personality, personal essence, an individuality, a creativity, creative activity, creative giftedness, developing environment, individual approach (in pedagogics), methods of active teaching, classroom projection activity, students’ individual work.

В современных условиях подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, способных к самостоятельному совершенствованию, самообразованию, пополнению и расширению знаний и профессиональных умений, т. е. способных самостоятельно учиться всю жизнь, является одной из центральных задач современных вузов. Поэтому, в настоящий момент важно выявить содержательные и процессуальные аспекты образовательного процесса высшей профессиональной школы, которые могут способствовать решению поставленных задач. Отсюда, одним из актуальных направлений совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе следует выделить становление субъектности студентов в образовательном пространстве. Становление субъектности обучающегося в образовательном пространстве является отдельной проблемой научно-практического характера имеющие специфические факторы, сущностные характеристики, аспекты становления субъектности и стадии личностнопрофессионального развития студентов. Анализируя сущностные характеристики субъекта и субъектности, исследователи выделяют в качестве основных функций студентов как субъекта дея-

тельности следующие: самопознание, самореализация, самоутверждение, самооценка, саморегуляция, самодетерминация и самоактуализация.

Практика профессионального образования показала неэффективность массового характера педагогического процесса, ориентированного на подготовку усредненного специалиста, овладевшего минимумом знаний, умений, навыков. Это приводит к падению интереса к знаниям, снижение мотивации, значимости индивидуального и общественного процесса их применения. Особую актуальность формирование творческой личности будущего специалиста приобретает для вузов культуры и искусства. Вместе с тем, по мнению ученых, демократизация и гуманизация общественных процессов предполагает включение человека в социальные, политические, духовные, производственные и другие процессы в большей степени в качестве субъекта, а не объекта и цели, а не средства. При этом индивидуально-своеобразное и социально-типичное должны активно гармонизироваться, а не противопоставляться или подчиняться одно другому. Таким образом, задача развития творческой индивидуальности личности студента приобретает особую социальную значимость не только для вузов творческой ориентации, но и для многих других профессиональных образовательных учреждений. Творческий человек представляет собой многостороннюю личность, способную к созданию новых социально-ценных результатов, ориентированных на общие человеческие ценности.

В настоящее время система отечественного образования находится в активном поиске инновационных, активных, эффективных технологий подготовки специалистов с учётом современных реалий. В качестве примера поиска решения заявленной проблемы можно привести тематику международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций, проводимых на базе Алтайского государственного института культуры, например: «Система контроля качества подготовки специалистов в области художественного образования и информационных ресурсов: теория и практика», «Инновационные технологии повышения качества подготовки специалистов в сфере художественного образования и информационных ресурсов: теоретикометодологические подходы и практика вузов культуры и искусств», «Квалиметрия качества образования в вузах культуры и искусства», «Проблемы и перспективы развития социальнокультурной деятельности в современном образовательном пространстве», «Опыт, тенденции и перспективы многоуровневой подготовки кадров в сфере культуры и искусства» и др.

Общеизвестно, что основной закономерностью творческого процесса является развитие индивидуальности творящего, так как для того, чтобы создать неповторимое - надо быть самому неповторимым. Поэтому, чтобы раскрыть творческий потенциал студента в контексте рассматриваемого вопроса необходимо исходить из некоторой совокупности понятий и категорий, таких, как «личность», «личностный смысл», «индивидуальность», «креативность», «творчество».

Понятие «личность» в трактовке философских и энциклопедических словарей определяется:

1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивида как члена общества или общности. В психологии, это понятие определяется как системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения; общественная сущность человека, синтез биологических и социальных, врожденных и приобретенных качеств [1, с.845].

В теории современной социально-культурной деятельности, как отмечает Н. Н. Ярошенко, все отчетливее складывается особый феноменологический дискурс, формируется установка исследователей на изучение феноменов духовно-творческой активности, ценностного самоопреде-лёния личности, социальной активности человека на разных возрастных этапах, в различных ситуациях социальной, досуговой, творческой, образовательной деятельности [2, с. 242-270].

Многие исследователи отождествляют понятия личность и индивидуальность. Так, В. Е Новаторов отмечает, что индивидуальность - это «личность в её своеобразии» [3, с. 217]. С понятием «личность» особое значение приобретает и понятие «личностный смысл». Исследователи рассматривают данный термин как особый уровень индивидуального сознания, подчеркивающий личностные особенности отражаемой человеком картины мира.

Вступая во взаимоотношения между собой под влиянием особенностей индивидуального опыта и побуждения человека, личностные значения образуют новые единицы сознания -

индивидуализированные, субъективные значения, т. е. личностный смысл. Личностный смысл открывается в индивидуальности, психологической неповторимости человека. В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой термин «индивидуальность» раскрывается как особенности характера и психологического склада, отличающего одного индивида от другого [4, с. 247]. Психологи Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова считают, что свойство индивидуальности обеспечивают интеграцию всех личностных свойств, гармонию внутреннего мира человека, уравновешенность и субъективность, а именно - человек управляет своей жизнью, строит её по выбранному образцу, самоопределяется. Ученые также считают, что индивидуальность является кульминационным этапом развития человека. Чтобы стать индивидуальностью, необходимо прежде всего стать личностью, преломить в своем сознании социальный опыт, выработать свою позицию, ценности, убеждения, мировоззрение, управлять не только своим развитием и жизнью, но и способствовать развитию духовных сил и способностей других людей. В этом смысле достаточно ёмко раскрывает роль индивидуальности специалиста культуры В. Е Новаторов, который утверждает, что объектом деятельности специалиста культуры является человек, его духовный мир, при этом особое внимание должно уделяться его индивидуальности, самоценности и «открытости миру». В. Е. Новаторов отмечает, что время массовых увлечений и всеобщей массовости кончается и поэтому деятельность специалиста культуры - индивидуально-творческая, «штучная» и в этом смысле она сродни высокому искусству [3, с.178].

В настоящий момент, массовость и технократизм подготовки специалистов в творческом вузе должны трансформироваться в индивидуальный подход - одной из главных форм оптимального использования человеческого фактора. Вуз должен повернуться лицом к личности будущего специалиста. Поэтому, основной целью педагогической деятельности в творческом вузе должно стать индивидуальное развитие обучающегося, который в ходе процесса образования может не только последовательно овладевать предметными и дисциплинарными знаниями, но и иметь возможность пополнять, осмысливать свой личный опыт, всесторонне развивать свою индивидуальность. Таким образом, индивидуализация обучения студента является одной из важнейших детерминантов развития творческой одаренности, индивидуальности будущего специалиста, способной активно влиять на окружающий мир.

Понимая творческую одарённость, как синтетическое многоуровневое качество, требующего комплексного, целостного подхода к его изучению, особое место исследователи отводят такому свойству, как креативность мышления. Понятие «креативность» происходит от латинского kreo - я творю, создаю, порождаю, и cresco - я вырастаю, возникаю, приобретаю значение, превращаюсь. Эти два однокоренных значений подчеркивают две основные функции творчества - создание нового и преобразование самой личности творящего. Мировой опыт свидетельствует, что специально-организованное индивидуализированное обучение способом креативного поведения, моделирование учебно-творческих действий демонстрирует высокий уровень креативности и способствует усилению таких качеств личности, как открытость новому опыту, любознательность, способность к нестандартным решениям.

Для развития творческой одаренности личность должна иметь определённые задатки и предпосылки, которые в процессе жизни могут быть либо осуществлены, либо нет. Для реализации творческих задатков необходим целый комплекс специальных, индивидуализированных воздействий на личность. Осуществлять такие воздействия возможно в развивающей среде, которая предполагает создание условий для реализации задатков личности, самовыражения, удовлетворение познавательных потребностей. Она включает в себя внешнюю ситуацию, которая характеризуется спросом на специалистов определённого профиля; рейтингом профессии выпускника; социально-экономической ситуацией в обществе и др. Важным фактором развивающей среды является ситуация внутри вуза, которая включает в себя: моральный климат, контингент преподавателей, уровень технических средств обучения, уровень культурного и интеллектуального развития самих студентов и др.; условия, в которых происходит образовательный процесс, наличие творческих учебных проектов и конкурсов, индивидуальный подход к обучению и многое другое. Развивающая среда является важнейшей составляющей учебного процесса, который выстраивается как творческое взаимодействие и сотрудничество студента и преподавателя.

Индивидуализация учебного процесса предполагает в рамках аудиторного и внеаудиторного образовательного процесса опираться на активные методы обучения, провоцирующие активнодейственный потенциал у обучающихся как субъекта взаимодействия. Международный и отечественный опыт вузовской практики позволяет выделить следующие активные методы обучения: метод малых групп, учебное проектирование, тренинги, упражнения, учебные дискуссии, коллективные импровизации, деловые игры, открытые показы, презентации учебно-творческого замысла, «мозговые штурмы» и многое другое.

В процессе обучения студентов необходимо включать в активную деятельность, моделирующую часть их будущих профессиональных задач, позволяющую им оценить свои склонности и возможности в её выполнении. Это обстоятельство активизирует профессиональный интерес студентов к решению заявленных проблем, самостоятельному поиску новых знаний, изучению практического опыта, предположению творческих вариантов их разрешения, продолжению образования по выбранному профилю. Проектное обучение является одной из инновационных образовательных технологий, нацеленных на этот результат.

Учебное проектирование как метод активного, индивидуализированного обучения в современных реалиях практики, привлекает внимание многих исследователей, что подтверждается в многочисленных публикациях таких авторов как М. Ю. Бухаркиной, Н. А. Орловой, Е. С. По-лат, С. И. Карась, М. Р. Карповой, П. Н. Кетова, Л. В. Кобзевой, О. В. Конных, Г. Б. Рябовой и др.

Образовательный проект определяется как совокупность действий студентов для решения профессионально значимой проблемы или её модели, приводящих к возникновению определённого продукта. Развитие компетенций студентов происходит в процессе решения проблем, имеющих практическую значимость для их будущей производственно-творческой деятельности. Проектное обучение, как утверждают многочисленные исследователи, является педагогической технологией, в значительной степени ориентированной на удовлетворение запросов работодателей. Оно способствует формированию аналитических, исследовательских, профессиональных, коммуникативных и социальных компетенций студентов, развивает умение сотрудничать в ходе группового решения проблем, принимать собственные решения и брать за них ответственность и т. д. [5, с. 108].

Технология проектного обучения имеет определённые особенности [6, с. 117].

- учебный проект ориентирован на самостоятельную работу обучаемых, педагог здесь играет роль тьютора;

- образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию;

- обучающийся становится субъектом образовательного процесса, сам ставит тактические цели, определяет необходимость информации исходя из замысла проекта;

- индивидуальный темп работы над учебным проектом обеспечивает комфортную динамику его реализации;

- использование базовых ценностей в разных ситуациях способствует их глубокому усвоению.

Можно выделить следующие этапы учебного проекта как формы самостоятельной работы студентов в образовательных организациях сферы культуры и искусств [6, с. 119].

1) разработка проектного задания, направленного на решение профессиональной проблемы через решение ряда этапных задач;

2) составление плана работы, включающего средства и методы выполнения проекта;

3) в случае работы в проекте группы студентов - распределение обязанностей и профессиональных ролей между участниками проекта;

4) реализация проекта - от сбора и анализа информации, изучения и отбора художественного материала до оформления конечного продукта: план оптимизации функционирования проекта, сценарный план, подробный литературный сценарий, творческий показ;

5) презентация и защита проекта перед аудиторией студентов, преподавателей, наставников, пользователей результатов проекта.

Вводить элементы проектного обучения можно с первого курса, ориентируясь на начальном этапе образования на модельные проблемы. Результаты учебного проекта могут быть использо-

ваны в учебной и производственной практиках, в выпускной квалификационной и курсовых работах, творческих конкурсах, в профориентационных проектах и др. Учебный проект как метод обучения активно апробирован на кафедре социально-культурной деятельности. В учебном курсе «Сценарно-режиссёрские основы» реализуются несколько учебных проектов: «Рождественская сказка», «Людей не интересных в мире нет», «Театр игры - Забава». Итогом образовательного процесса дисциплины «Социально-культурные технологии в индустрии досуга» является презентация учебного проекта «Оптимизация деятельности предприятия индустрии досуга».

Учебный проект является конечным продуктом, получаемым в результате планирования и выполнения комплекса учебных исследовательских заданий. Он позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, умения практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Проектное обучение студентов в полной мере реализует компетентностный подход, заложенный в Федеральных образовательных стандартах. Наш опыт показал, что студенты образовательных организаций в сфере культуры и искусств могут принимать полноценное участие в реализации проектных работ, которые являются эффективной формой текущего контроля самостоятельной работы студентов.

В новых обстоятельствах образовательного процесса, когда происходит сокращение объёма аудиторной нагрузки, актуальной проблемой становится организация самостоятельной работы студентов (СРС). Прежде всего, следует отметить проблему методического обеспечения и контроль за СРС. В современных условиях без адаптированных учебников, лабораторий удаленного доступа, работы в интернете, организации средств коммуникации преподавателя со студентами невозможно качественное овладение соответствующими компетенциями.

Подготовка и проведение внеаудиторной СРС предполагает соблюдение определённой логической последовательности действий:

1. На основе анализа рабочего плана учебной программы определить разделы, тематические блоки, модули, предполагающие организацию внеаудиторную СРС.

2. Определить тему в соответствии с учебной программой дисциплины.

3. Определить цель, задачи, объём, содержание, вид и структуру внеаудиторной СРС по данной теме.

4. Обосновать мотивационное обращение к обучающемуся по факту выполнения внеаудиторной СРС.

5. Определить практическое задание, структуру его выполнения, способы оформления результатов и сроки их предоставления преподавателю.

6. Познакомить обучающихся с критериями балльно-рейтинговой оценки предложенного учебного задания.

7. Рекомендовать обучающимся учебно-методическую литературу.

Целеполагание при организации СРС должно соответствовать требованиям ФГОС ВО, учебной программе по дисциплине и быть реальным, конкретным, выполняемым и триединым: обучение, развитие, воспитание.

В методических инструкциях по общим требованиям по разработке методических рекомендаций по подготовке и проведению внеаудиторных занятий основными целями СРС определяются:

- овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю;

- развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня;

- развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Цели внеаудиторной СРС должны соответствовать критериям реальности и иметь четкие

временные параметры, соответствовать тематическому разделу учебной программы.

Формы внеаудиторной СРС определяются содержанием учебной дисциплины, имеют учебный или учебно-исследовательский, творческо-поисковый или постановочно-исполнительский

характер. Виды заданий для внеаудиторной СРС, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный подход, в зависимости от специфики изучаемой дисциплины.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся определяются в соответствии со следующими целесообразными параметрами: для овладения знаниями (чтение и составление плана текста, конспектирование учебной литературы, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, изучение и отбор художественного материала, создание тематических видео презентаций и фонограмм и др.); для закрепления систематизации знаний (работа с конспектами и учебным материалом, составление плана презентации творческого проекта, тезисов по изучаемой проблематике, анализ и отбор информационно-художественного материала, аналитическая отработка текстов, подготовка сообщений и др.); для оформления умений (решение творческих задач, выполнение упражнений, определение основных компонентов первоначального замысла учебно-творческой работы, составление макета афиши, литературное оформление постановочного замысла, экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием мультимедийного оборудования и др.).

Для проверки уровня усвоения знаний и умений, обучающихся можно использовать такие методы, как опрос, тестовые задания, сочинения, эссе, доклады, рефераты, контрольная работа, защита творческого проекта, подготовка режиссёрской документации и пр.

Для формирования творческой личности процесс познания является важной составляющей. Познание - это ещё не творчество, но оно вносит элемент ясности и является основой овладения ремёслом, технологией творчества. Поэтому организация и моделирование учебного процесса как творческой среды формирования личности будущего специалиста социально-культурной сферы является актуальной проблемой для вузов культуры и искусства.

Список литературы

1. Личность // Большой российский энциклопедический словарь. - Москва : Большая рос. энциклопедия. - 2003. - С. 845-846.

2. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории и социально-культурной деятельности : учебник. -Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 2007. - С. 242-270.

3. Новаторов, В. Е. Инновационный менеджмент в сфере культуры : монохресоматия. - Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та им. Ф. М. Достоевского, 2007. - 348 с.

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : Азбу-ковник,1998. С.247.

5. Карпова, М. Р., Проектное обучение в высшем медицинском образовании / М. Р. Карпова, С. И. Карась // Высшее образование в России. - 2014. - № 12. - С. 108-113.

6. Кобзева, Л. В. Новые образовательные технологии в вузе: групповое проектное обучение / Л. В. Кобзева, Н. А. Орлова, Г. Б. Рябова. - Томск : Изд-во Томск. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2007. - 117 с.

УДК 7.011.26:378(470+571)

Л. В. Шокорова Алтайский государственный университет,

Барнаул, Россия

АНАЛИЗ РЕФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается специфика обучения народному декоративноприкладному искусству в контексте модернизации высшего образования в России. Дается анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Выявляется преемственность системно-деятельностного и компетентностного подходов, являющихся методологической основой стандартов.

Ключевые слова: народное декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы и ремёсла, художественное образование, государственный образовательный стандарт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.