УДК 378.14
Fisuk T.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: ninochka4@mail.ru
Zakharova Ye.Yu, senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: ya.elenazaxarova2012@yandex.ru
OPTIMIZATION OF EXTRACURRICULAR INDEPENDENT WORK OF STUDENTS BY MEANS OF PROJECT ACTIVITIES.
The article considers a problem of optimization of independent work of students by means of project activities. The authors review the basic requirements, specifics and objectives of extracurricular independent work of students in accordance with the requirements of the state standard. The work shows the main directions of optimization of independent work of students. The authors consider some scientific approaches and concepts of instructional design. The article summarizes the experience of instructional design specialization "Sociocultural technologies in leisure industry". The authors provided compelling examples of their experimental activities. The research proposes a technology of organization of project-based learning. In conclusion, the authors show an active-effective potential in training project activities in the educational space. The authors prove fundamental importance of project-based learning for training of specialists of sociocultural sphere. The authors underline that the modern sociocultural work is an innovative project that allows estimating training.
Key words: independent work of students, optimization, training project, project activities.
Т.Т. Фисюк, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail:ninochka4@mail.ru
Е.Ю. Захарова, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: ya.elenazaxarova2012@yandex.ru
ОПТИМИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрена проблема оптимизации самостоятельной работы студентов средствами проектной деятельности. Представлены научные подходы и концепции учебного проектирования. В статье обобщен опыт учебного проектирования специализации «Социально-культурные технологии индустрии досуга». Предлагается конкретная технология организации проектного обучения.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, оптимизация, учебный проект, проектная деятельности.
В настоящее время отечественная высшая школа находится на важном этапе реформирования, осваивая методы компетент-ностно-ориентированных основных образовательных программ ФГОС ВО. В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта увеличивается доля внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов - это учебная, учебно-исследовательская и общественно-значимая деятельность обучающегося, направленная на развитие общекультурных, профессиональных компетенций, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя в соответствии с рабочей программой и методическими указаниями по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Основными целями внеаудиторной СРС являются: овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю; формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности; развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Цели внеаудиторной СРС должны соответствовать требованиям ФГОС ВО, учебной (рабочей) программе по дисциплине и быть реальными, конкретными, выполняемыми и триедиными: обучение, развитие и воспитание.
Оптимизация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся предполагает реализацию следующих задач:
• формирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
• формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся;
• обобщение, систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных знаний и умений;
• формирование умений поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личностного роста; развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
• формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самореализации;
• формирование умений использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Опыт практической деятельности позволяет авторам данной статьи утверждать, что одним из средств оптимизации внеаудиторной самостоятельной работы является учебная проектная деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения нацеливает на формирование профессиональных компетенций обучающихся, которые являются одной из целей педагогического процесса. Как показывает практика учреждений высшего образования, наиболее эффективно развитие профессиональной компетентности у обучающихся происходит и в рамках проектного обучения, что подтверждается многочисленными публикациями таких авторов как М.Ю. Бухаркиной, Н.А. Орловой, Е.С. По-лат, С.И. Карась, М.Р Карповой, П.Н. Кетова, Л.В. Кобзевой О.В. Конных, Г.Б. Рябовой и др. [1; 2; 3;4,]. Опыт проектного обучения был апробирован в учебных курсах «Сценарно-ре-жиссерские основы» и «Социально-культурные технологии индустрии досуга» в рамках междисциплинарного подхода к организации образовательных программ по специальности «Социально-культурные технологии в индустрии досуга». В процессе обучения студентов необходимо включать в активную деятельность, моделирующую часть их будущих профессиональных задач, позволяющую им оценить свои склонности и возможности в ее выполнении. Это обстоятельство активизирует профессиональный интерес студентов к решению заявленных проблем, самостоятельному поиску новых знаний, изучению практического опыта, предположению творческих вариантов их разрешения, продолжению образования по выбранному профилю. Проектное обучение является одной из инновационных образовательных технологий, нацеленных на этот результат [5].
Таким образом, образовательный проект определяется как совокупность действий обучающихся для решения профессионально значимой проблемы или ее модели, приводящих к возникновению определенного продукта. Развитие компетенций обучающихся происходит в процессе решения проблем, имеющих практическую значимость для их будущей производственно-творческой деятельности. Проектное обучение, как утверждают многочисленные исследователи, является педагогической технологией, в значительной степени ориентированной на удовлетворение запросов работодателей. Оно способствует формированию аналитических, исследовательских, профессиональных, коммуникативных и социальных компетенций обучающихся, развивает умение сотрудничать в ходе группового реше-
ния проблем, принимать собственные решения и брать за них ответственность и т. д.
В этой связи, профессиональными компетенциями предусматривается готовность обучающихся к самостоятельной деятельности, которая способствовала бы справляться с решением реальных задач и проблем в профессиональной и социальной областях. Именно эти факторы являются определяющими для эффективной включенности выпускников высшей школы в современное социально-экономическое развитие общества [6]. По мнению А.С. Жарковой, компетентность является продуктом личностно-развивающей парадигмы, парадигмы саморазвития, создания самого себя как профессионала, способного рассматривать результативность решения профессионально значимых задач через призму собственного роста [7].
К необходимым условиям организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в контексте компетентностно - ориентированного обучения следует также отнести: уважение и принятие обучающегося как самоценной личности, обладающей разнообразными потребностями, способностями, интересами. Личности, стремящейся к достижению жизненных целей, имеющей собственную позицию и право её реализовать; обеспечение личностной включенности обучающихся в процесс самостоятельной работы. Развитие субъективного опыта, рефлексивное отношение к изучаемым предметам и явлениям, процессу обучения, самому себе, к будущей профессиональной деятельности; создание атмосферы размышлений, анализа, поиска новых значимых целей, диалога разных позиций, открытости, поддержки, признания и подчеркивания достижений.
Важным составляющим проектной деятельности как одного из условий оптимизации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются психологические условия учебно-воспитательного процесса. Последние обеспечивают появление в самостоятельной работе студентов ясного понимания цели и конечного результата. Для решения этих задач большое значение имеет мотивация получения знаний, умений, развития личностных качеств, которые в комплексе определяют формирование компетенций. Основной предпосылкой, позволяющей сформировать положительную мотивацию, является система подготовки, в которой предусмотрена и спланирована самостоятельная работа студентов. Однако практика показывает, что внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся часто сводится к традиционным видам: написанию рефератов по различным разделам дисциплины; разработке обучающимися контрольных индивидуальных заданий; выступление с докладом на семинаре в учебной группе. Перечисленные виды СРС редко предполагают учебно-исследовательскую и творческую деятельность, в которой бы сочетались: самостоятельный поиск новой информации, новых знаний; формирование самостоятельного профессионального мышления; способности к профессиональному и личностному развитию, самореализации, творчества с выходом на конкретный результат. Таким образом, целесообразно создавать качественно новую среду и культуру самостоятельной работы обучающегося, способствующие развитию инициативы и мотивации к достижению конкретных практических результатов.
В отличие от традиционных средств внеаудиторной самостоятельной работы проектное обучение имеет свои специфические особенности к которым относятся: ориентация на самостоятельную работу студентов; умение работать в партнерских отношениях; индивидуально-личностный аспект, предполагающий самостоятельный выбор объекта, темп работы и динамику его перспективной реализации; опора на учебные базовые знания и стимулирование процесса самообразования; активизация процесса межпредметных связей формирования профессиональных компетенций; база данных всех этапов выполнения учебного проекта может активно использоваться в разных формах профессионального общения - учебная дискуссия, круглый стол, научная конференция, устная и письменная презентация и др.
В практике учреждений высшего образования выделяются следующие этапы учебного проекта как средств самостоятельной работы студентов:
1) разработка проектного задания, направленного на решение профессиональной проблемы через решение ряда этапных задач;
2) составление плана работы, включающего средства и методы выполнения проекта;
3) в случае работы в проекте группы студентов - распределение обязанностей и профессиональных ролей между участниками проекта;
4) реализация проекта - от сбора и анализа информации, изучения и отбора художественного материала до оформления конечного продукта: план оптимизации функционирования проекта, сценарный план, подробный литературный сценарий, творческий показ;
5) презентация и защита проекта перед аудиторией студентов, преподавателей, наставников, пользователей результатов проекта [8].
Вводить элементы проектного обучения можно с первого курса, ориентируясь на начальном этапе образования на модельные проблемы. В учебном курсе «Сценарно-режиссерские основы» реализуются несколько учебных проектов: «Рождественская сказка», творческая гостиная «Людей неинтересных в мире нет», учебный театр-игры «Забава». На основе эксперимента предлагается учебный проект - театр игры «Забава».
В настоящее время авторами статьи разрабатывается новая концепция содержания учебной дисциплины «Социально-культурные технологии индустрии досуга», в рамках которого предполагается учебный проект - «Оптимизация деятельности предприятия индустрии досуга». Учебный проект рассчитан на три семестра обучения. В качестве примера объектов оптимизации творческо-производственной деятельности, которые были выбраны студентами дневного отделения за период 2014 - 2016 годов можно привести следующие предприятия индустрии досуга г. Барнаула: Центр семьи и детства «Лео», Рок-бар «Рокабилли Винил», ТРЦ Европа (Аквапарк), Спортивно-развлекательный Центр «Сафари-фитнес», ООО «Антикафе Три Кита» и «Бар-музей Коммуналка», Продюсер-ский Центр «BASILIO», «Культурное пространство Соль» и многие другие. Студенты заочного отделения в качестве объектов учебного проекта выбирают базовые учреждения культуры - клубы, Дома культуры, музеи, парки и пр., на основе которых формируется культурно-досуговые комплексы различной модификации.
Цель проекта - умение обосновать инновационные социально-культурные технологии оптимизации производственно-творческой деятельности предприятия индустрии досуга.
Основные задачи проекта: уметь анализировать ресурсы предприятия индустрии досуга; иметь представление о специфике социокультурного сервиса предприятия индустрии досуга; знать особенность культурного продукта как результата производственно-творческой деятельности предприятия индустрии досуга; умение обосновать перспективные социально-культурные технологии оптимизации производственно-творческой деятельности предприятия индустрии досуга.
Основные этапы реализации проекта: 1 этап - формирование «банка идей» оригинальных проектов предприятий индустрии досуга; 2 этап - анализ опыта организации содержания и форм культурного продукта, социокультурного сервиса предприятия индустрии досуга (на примере одного из предприятий; 3 этап - основные направления оптимизация производственно-творческой деятельности предприятия индустрии досуга с учетом основных направлений его специализированного функционировании.
Учебный проект является конечным продуктом, получаемым в результате планирования и выполнения комплекса учебных исследовательских заданий. Он позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, умения практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся [6].
Проектное обучение студентов в полной мере реализует компетентностный подход, заложенный в Федеральных образовательных стандартах. Наш опыт показал, что студенты образовательных организаций в сфере культуры и искусств могут принимать полноценное участие в реализации проектных работ, которые являются эффективной формой текущего контроля самостоятельной работы обучающихся.
Практика учебно-воспитательной работы показывает, что в процессе проектной деятельности учащиеся демонстрируют творческий потенциал и креативные способности, которые они в силу объективных и субъективных причин не смогли проявить в
рамках аудиторных занятий. Авторы статьи неоднократно обращались к проблеме учебного проектирования как эффективной форме текущего контроля в сфере образовательных организаций культуры и искусств. Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что представленный учебный проект «Оптимизации творческо-производственной деятельности предприятия индустрии досуга» в образовательном пространстве дисциплины «Социально-культурные технологии в индустрии досуга» имеет активно-действенный потенциал. Это проявляется в следующем:
1. Результаты выполнения этапов учебного проекта являются эффективной формой текущего контроля самостоятельной работы студентов.
2. Процесс разработки учебного проекта позволяет педагогу целенаправленно управлять и руководить контролируемой самостоятельной работой студента.
3. Материалы учебного проекта могут быть примером, иллюстрацией, аргументом учебной дискуссии к темам учебно-методического плана дисциплины.
4. Отдельные позиции, составляющие содержание проекта могут проявляться как факт междисциплинарной связи, как логический стержень проецирования на параллельные и последующие дисциплины.
Библиографический список
5. Активизирует процесс профессиональной адаптации к будущей производственно-творческой деятельности в индустрии досуга.
6. Формирует «банк инновационных идей» для их реализации в практической профессиональной деятельности.
7. Даёт перспективу для прохождения учебной и производственной практики и трудоустройства.
Учебное проектирование имеет большой потенциал как активный метод обучения по профилю подготовки «Социально-культурные технологии в индустрии досуга». Современная социально-культурная деятельность является инновационным проектом современности, максимально полно осваивающим проектную технологию, которая проявляется как органический синтез науки и практики, исследующий активные проблемы воспитания и творческого развития человека как субъекта и гражданина. Важно, как отмечает в своих трудах Н.Н. Ярошенко, что теория современной российской социально-культурной деятельности - это оригинальная педагогическая концепция, которая соответствует ментальности постсоветского человека, не противоречит его представлениям о сущности и технологиях воспитания, ибо, по сути, надстраивается над традиционными педагогическими практиками, придавая им качественно новое звучание в изменяющемся социальном контексте [9].
1. Бухаркина М.Ю. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2010.
2. Карас С.И., Конных О.В., Кетов П.Н. Разработка медицинских информационных систем: проектная ориентированная подготовка кадров. Врач и информационные технологии. 2011; 5.
3. Карпова М.Р., Карась С.И. Проектное обучение в высшем медицинском образовании. Высшее образование в России. 2011; 12.
4. Кобзева Л.В., Орлова Н.А., Рябова Г.Б. Новые образовательные технологии в вузе: групповое проектное обучение. Томск: ТУСУР, 2007.
5. Фисюк Т.Т. Учебное проектирование как эффективная форма текущего контроля самостоятельной работы студентов в сфере образовательных организаций культуры и искусств. Качество образования в сфере культуры и искусств в условиях реализации ФГОС ВО. Барнаул: АГАКИ, 2015.
6. Захарова Е.Ю. Развитие социально-личностных компетенций студентов в условиях реформы высшего образования. Оптимизация профессионального образования в области культуры и искусства. Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2010.
7. Жаркова А.С. Компетентностный подход к деятельности педагога вуза культуры и искусств. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013; 1.
8. Кобзева Л.В., Орлова Н.А., Рябова Г.Б. Новые образовательные технологии в вузе: групповое проектное обучение. Томск: ТУСУР, 2007.
9. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: инновационный проект современности. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Москва: МГУКИ, 2011.
References
1. Buharkina M.Yu. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie iinformacionnye tehnologii vsisteme obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2010.
2. Karas S.I., Konnyh O.V., Ketov P.N. Razrabotka medicinskih informacionnyh sistem: proektnaya orientirovannaya podgotovka kadrov. Vrach i informacionnye tehnologii. 2011; 5.
3. Karpova M.R., Karas' S.I. Proektnoe obuchenie v vysshem medicinskom obrazovanii. Vysshee obrazovanie vRossii. 2011; 12.
4. Kobzeva L.V., Orlova N.A., Ryabova G.B. Novye obrazovatel'nye tehnologii v vuze: gruppovoe proektnoe obuchenie. Tomsk: TUSUR, 2007.
5. Fisyuk T.T. Uchebnoe proektirovanie kak 'effektivnaya forma tekuschego kontrolya samostoyatel'noj raboty studentov v sfere obrazovatel'nyh organizacij kul'tury i iskusstv. Kachestvo obrazovaniya v sfere kul'tury i iskusstv v usloviyah realizacii FGOS VO. Barnaul: AGAKI, 2015.
6. Zaharova E.Yu. Razvitie social'no-lichnostnyh kompetencij studentov v usloviyah reformy vysshego obrazovaniya. Optimizaciya professional'nogo obrazovaniya v oblasti kul'tury i iskusstva. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2010.
7. Zharkova A.S. Kompetentnostnyj podhod k deyatel'nosti pedagoga vuza kul'tury i iskusstv. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013; 1.
8. Kobzeva L.V., Orlova N.A., Ryabova G.B. Novye obrazovatel'nye tehnologii v vuze: gruppovoe proektnoe obuchenie. Tomsk: TUSUR, 2007.
9. Yaroshenko N.N. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': innovacionnyj proekt sovremennosti. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': poiski, problemy, perspektivy. Moskva: MGUKI, 2011.
Статья поступила в редакцию 07.10.16
УДК 378
Khan T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: fitness.gtv@mail.ru
Shurygina A.A., teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: ninochka4@mail.ru
THE SOCIAL NATURE AND IMPORTANCE OF NON-CONVENTIONAL PHYSICAL EDUCATION OF LEISURE AMONG YOUTH. The article explains the social basics and importance of non-conventional physical training in the field of youth leisure. It reveals the purpose and objectives of non-conventional physical education, as well as the ways of solving the main range of problems of its realization in the sphere of youth leisure. The work shows experience of organization and structure of employment, the basic tasks to be solved and the means implemented in the social and cultural activities. The paper summarizes the main directions of the non-conventional physical education in the organization of leisure of the younger generation. The authors define distinctive features of youth culture, and the potential of non-standard means of physical education in the harmonious spiritual and physical development, youth recreation and rehabilitation.
Key words: alternative physical education, recreational sphere of youth, specifics of youth culture, social and cultural activities, organization and structure of employment, physical and spiritual development.