Научная статья на тему 'Особенности проектирования образовательного процесса по учебной дисциплине в условиях высшего профессионального образования'

Особенности проектирования образовательного процесса по учебной дисциплине в условиях высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1097
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / INSTRUCTIONAL DESIGN / PROJECT / WORKING PROGRAM / COMPETENCES / LEARNING OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Галина Григорьевна

Представлены особенности педагогического проектирования образовательного процесса в вузе по учебной дисциплине «Сценическая речь». Исследовано понятие «педагогическое проектирование» как вид проектной деятельности, описаны этапы педагогического проектирования по учебной дисциплине, описаны условия реализации проектирования образовательного процесса по учебной дисциплине. Опираясь на стандарт ФГОС ВО, выявлена системообразующая связь основных характеристик учебной дисциплины внешних требований, целей дисциплины, учебной деятельности, активных форм обучения и контролирующих материалов. Представленные результаты могут быть интересны как преподавателям, которые готовят бакалавров к профессиональной деятельности в области культурно-досуговой сферы, так и студентам, которые являются субъектами образовательного процесса и вместе с преподавателем могут участвовать в его проектировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Галина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INSTRUCTIONAL DESIGN ON THE ACADEMIC DISCIPLINE UNDER CONDITIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Features of instructional design of educational process in higher education institution on a subject matter "The scenic speech" are presented. The concept "pedagogical design" as a type of design activity is investigated. Stages of instructional design and the conditions of implementation of design of educational process on this discipline are described. Being guided by the VO FGOS standard, the system-forming relationship of the main characteristics of this discipline external requirements, discipline purposes, educational activity, active forms of education and the controlling materials has been revealed. The presented results can be of interest to both teachers who train bachelors for professional activity in the field of the cultural and leisure sphere, and to students who are subjects of educational process and who, together with the teacher, can participate in this design.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования образовательного процесса по учебной дисциплине в условиях высшего профессионального образования»

УДК 378.14.015.62 ББК 74.489.8 П 39

Г.Г. Плотникова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, культурове-дения и социальных коммуникаций Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: tvslovobest@ gmail.com

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. Представлены особенности педагогического проектирования образовательного процесса в вузе по учебной дисциплине «Сценическая речь». Исследовано понятие «педагогическое проектирование» как вид проектной деятельности, описаны этапы педагогического проектирования по учебной дисциплине, описаны условия реализации проектирования образовательного процесса по учебной дисциплине. Опираясь на стандарт ФГОС ВО, выявлена системообразующая связь основных характеристик учебной дисциплины - внешних требований, целей дисциплины, учебной деятельности, активных форм обучения и контролирующих материалов. Представленные результаты могут быть интересны как преподавателям, которые готовят бакалавров к профессиональной деятельности в области культурно-досуговой сферы, так и студентам, которые являются субъектами образовательного процесса и вместе с преподавателем могут участвовать в его проектировании.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, педагогическое проектирование, проект, рабочая программа, компетенции, результаты обучения.

G.G. Plotnikova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Philosophy, Cultural Studies and Social Communications, the Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism; E-mail: tvslovobest@ gmail.com

FEATURES OF INSTRUCTIONAL DESIGN ON THE ACADEMIC DISCIPLINE UNDER CONDITIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. Features of instructional design of educational process in higher education institution on a subject matter "The scenic speech" are presented. The concept "pedagogical design" as a type of design activity is investigated. Stages of instructional design and the conditions of implementation of design of educational process on this discipline are described. Being guided by the VO FGOS standard, the system-forming relationship of the main characteristics of this discipline - external requirements, discipline purposes, educational activity, active forms of education and the controlling materials - has been revealed. The presented results can be of interest to both teachers who train bachelors

for professional activity in the field of the cultural and leisure sphere, and to students who are subjects of educational process and who, together with the teacher, can participate in this design.

Keywords: Higher professional education, instructional design, project, working program, competences, learning outcomes.

Проблема педагогического проектирования в высшем профессиональном образовании активно разрабатывается в связи с необходимостью технологизации учебно-воспитательного процесса, что позволяет обеспечить системность, целеориентированность, результативность, гибкость и вариативность образовательного процесса. Вместе с тем в современной трактовке проблема педагогического проектирования ставится не как узкая методическая задача, а как особая методология и вид педагогической деятельности.

Проектирование образовательного процесса по учебной дисциплине имеет большое значение, поскольку задает норму качества в образовательном учреждении, опираясь на стандарты ФГОС ВО, которые ориентируют педагога на подготовку студента к самостоятельной профессиональной деятельности на основе баланса интеллектуальных и практических навыков. Данная установка реализуется через комплекс учебных дисциплин, практик, а также посредством самостоятельной работы. Результатом проектирования образовательного процесса являются рабочие программы дисциплин, которые в условиях реализации компетентностного подхода смещают акцент на интегральный образ конечного результата образования по направлению подготовки, в основе которого лежит понятие «компетенция» [1].

В данной статье мы опишем особенности проектирования образовательного процесса по учебной дисциплине «Сценическая речь». Для этого сначала мы исследуем понятие «педагогическое проектирование» как вид проектной деятельности, затем опишем этапы

педагогического проектирования по учебной дисциплине и, наконец, выявим условия эффективной реализации образовательного процесса при изучении студентами учебной дисциплины в вузе.

Анализ определений в философской, социальной и психолого-педагогической литературе позволяет сделать вывод о том, что проектирование можно обозначить как целенаправленную рациональную деятельность человека, целью которой является моделирование будущей производственной (или непроизводственной) деятельности для удовлетворения его социальных потребностей, а также представление о конечном результате такой деятельности, о последствиях, которые возникают в результате создания и функционирования ее продукта. Проектирование объектов по организации и развитию человеческой деятельности относится к области социального проектирования. Как деятельность, социальное проектирование включает такие компоненты, как субъект, объект, цель, процесс и результат деятельности. Субъектом проектирования является человек, объектом - социальные системы, процессы и объекты, целью - реконструкция или создание объекта, результатом - проект. Сам проект как результат проектирования можно представлять как особую форму отражения социальных потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме, несущую информацию о будущем состоянии, строении и функционировании проектируемого объекта.

Исследуя алгоритм социального проектирования, З.З. Кирикова и О.В. Тарасюк приходят к выводу о том, что «процесс проектирования

представляет собой функционально связанную друг с другом совокупность этапов создания проекта. Этап проектирования - это часть проектировочной деятельности, характеризующейся собственными задачами, механизмом и частными результатами. Каждый этап проектирования реализуется своими процедурами и методами. Сама процедура проектирования - это система приемов, которая обеспечивает достижение задач этапа проектирования. Прием проектирования - это совокупность реализуемых субъектом проектировочных действий. Метод проектирования - способ реализации проектировочного действия» [2: 121].

Субъектом педагогического проектирования является педагог, объектом - педагогические системы, процессы и их компоненты, целью - решение педагогических задач, результатом - проект педагогического объекта. Как отмечает Е.С. Заир-Бек, педагогическое проектирование всегда «сопряжено с изучением сущности педагогических закономерностей, психологических особенностей развития личности, исследованиями в педагогической области, формированием собственных педагогических умений, целенаправленным развитием способности к взаимодействию. Кроме того, проектирование зависит от понимания его логики, сущности каждого этапа» [3: 11].

А.Н. Алексеев предлагает схему, которая может выполнять роль «методологического ориентира» осуществления проектировочной деятельности в педагогике, состоящую из десяти шагов [4: 131]. Если проанализировать данную схему, можно выделить, с одной стороны, логику проектирования, вопросы целеполагания, изучение исходных параметров системы, прогнозирование, моделирование, построение оптимального варианта; с другой стороны, элементы измерения, внедрения, оценки и коррекции, что обусловлено особой сложностью и

ответственностью педагогического проектирования, - оно связано с развитием личности.

Результатом проектирования образовательного процесса являются рабочие программы дисциплин, поэтому процесс педагогического проектирования должен быть основан на проработке системообразующей связи основных характеристик учебной дисциплины (внешних требований, целей дисциплины, учебной деятельности, активных форм обучения и контролирующих материалов) [5]. Рассмотрим этапы проектирования образовательного процесса по учебной дисциплине в вузе.

На первом этапе проектирования образовательного процесса сформулируем внешние требования к освоению компетенций учебной дисциплины «Сценическая речь». В рамках указанной дисциплины студентами направления 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» осваивается общекультурная компетенция ОК-9. Предполагается, что бакалавр должен владеть культурой мышления: уметь (и быть готов) воспринимать информацию, анализировать, обобщать, ставить перед собой цель и выбирать пути ее достижения, уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь. Культура мышления - такая степень овладения человеком приемами, нормами и правилами умственной деятельности, которая выражается в умении точно формулировать задачи (проблемы), выбирать оптимальные методы (пути) их решения, получать обоснованные выводы, правильно пользоваться этими выводами на практике; повышает целенаправленность, организованность, эффективность любого вида деятельности. Значит, компетенция ОК-9 включает жизненные и практические знания и умения, коммуникативный опыт и личностные (эмоционально-волевые) отношения в процессе

взаимодействия с другими людьми в профессионально-значимых ситуациях. Формируемая компетенция обеспечивает личности ее успешное развитие, определяет ее активные и эффективные действия в процессе учебы, досуга, отдыха, работы. Бакалавр, освоивший эту компетенцию, во-первых, должен быть готов планировать свою деятельность, в том числе формулировать свои цели, во-вторых, должен быть готов самостоятельно и оригинально мыслить, использовать новые идеи и инновации для достижения цели и, наконец, должен быть готов аргументировать собственное мнение и занимать позицию в дискуссиях.

На данном этапе мы описали внешние требования к изучению дисциплины «Сценическая речь», далее нам необходимо сформулировать цели дисциплины, то есть результаты обучения. Бакалавры направления 51.03.05 готовятся к режиссерско-постановочной деятельности, то есть к участию в разработке и реализации различных театрализованных представлений и праздников, следовательно, в процессе освоения дисциплины они знакомятся с особенностями звучащего слова и художественного чтения. На этом этапе преподавателю важно осознавать, что определяющим фактором учебной мотивации студента является его присоединение к целям дисциплины. Поэтому формулировать цели нужно как цели обучающегося, что ускорит понимание и присвоение им целей дисциплины. Кроме того, цели должны охватывать важнейшие результаты обучения по дисциплине, соответствовать основным принципам обучения, определять разные уровни усвоения материала. Мы будем исходить из того, что цель формулируется благодаря осознанной потребности в решении конкретной задачи. Поэтому цели дисциплины «Сценическая речь», то есть результаты обучения, могут быть сформулированы следующим образом, студент:

- воспроизводит и корректно использует основные понятия, связанные с подготовкой публичного выступления и работой над художественным произведением (знает);

- описывает методику работы над публичным выступлением и методику работы над художественным словом (знает);

- использует образцы риторических высказываний, алгоритм подготовки публичного выступления и представляет результаты в виде письменных и устных высказываний (умеет);

- планирует пути, приемы, способы развития собственной речевой деятельности (умеет);

- проводит идейно-тематический анализ художественного произведения (умеет);

- умело пользуется приемами техники речи, аргументацией, элементами речевой выразительности (владеет).

Следующим этапом проектирования является организация учебной деятельности, которая включает технологии, методы, способы, приемы обучения. Хотя мы согласны с тем, что методика разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий, все-таки отметим, что обучение с использованием технологий имеет серьезные преимущества. Во-первых, основой технологии служит конкретное определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет с вероятностью определить степень ее достижения. Во-вторых, целеполагание позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения. И, наконец, технология обучения предлагает проект учебного процесса, в котором четко обозначена структура и содержание учебно-познавательной деятельности учащегося.

В специально созданной образовательной среде активность студента как проявление его субъектности развивается в двух

направлениях: адаптивности, когда студент приспосабливается к внешним условиям (требованиям, нормам), и креативности, когда студент с опорой на индивидуальный опыт может предлагать творческие решения возникающих проблем. Одно из объяснений востребованности личностно-ориентированного обучения среди современных теорий заключается в том, что, во-первых, ученик является субъектом познания, во-вторых, опыт ученика учитывается при конструировании образовательно-воспитательного процесса, и, наконец, развитие ученика происходит через преобразование его субъективного опыта и на всех уровнях образования. Иными словами, личностно-ориентированное обучение базируется на учете самобытности, самоценности ученика и субъектности процесса обучения.

Четвертым этапом проектирования образовательного процесса по учебной дисциплине является организация контрольных материалов. Спроектировать контроль в компетентностно-ориентированном обучении, значит, во-первых, проверять сформированность компетенций не в конце обучения (зачет, экзамен), а по ходу обучения, по мере освоения компетенций. Это значит увеличивать контрольные точки в семестрах и планировать цель и форму контроля. А во-вторых, спланировать ожидания от контроля преподавателей и студентов, проверять и выяснять, как контроль позволяет проверить освоение компетенции в целом по дисциплине, при этом учитывать, чем больше дифференцирована цель обучения, тем более комплексными являются формы и задачи контроля [6]. Таким образом, для студента процесс познавательной деятельности в вузе начинается с формулирования преподавателем ожидаемых (планируемых) результатов обучения, которые будут обеспечены соответствующими

процедурами и критериями оценивания. Можно поставить знак равенства между результатами обучения и компетентностно-ориентированными целями обучения, так как они содержат описание путей и способов, которые помогают студенту в его самостоятельном развитии. Содержание дисциплины усваивается студентами как знани-евый базис, а формирование компетенций осуществляется на трех уровнях: приобретение знаний, трансформация знаний и расширение знаний. Знания постигаются и проверяются в тренинговых ситуациях, при этом они предлагаются для самостоятельного, методически поддерживаемого пошагового деятельностного освоения. Ориентация на компетенции требует, чтобы преподаватель планировал и разрабатывал процесс обучения таким образом, чтобы через знания ориентировать студентов на умения и деятельность. Учащиеся при этом выступают как активно действующие субъекты преобразовательной деятельности [7].

Описанные выше этапы педагогического проектирования позволили нам выявить условия эффективной реализации образовательного процесса по учебной дисциплине:

- формировать у студента представление о профессиональной деятельности на основе ФГОС ВО и Профессионального стандарта;

- формулировать результаты обучения и критерии их достижения;

- эффективно и своевременно обеспечивать обратную связь, отклик преподавателя на потребности студента;

- обеспечивать общность целей, содержания и логику аудиторной и самостоятельной работы студента;

- согласовывать внешние педагогические воздействия с личностным потенциалом студента;

- согласовывать обучающую деятельность преподавателя, учебную деятельность студента и оценочные задания с результатами обучения.

Таким образом, проектирование образовательного процесса по учебной дисциплине строится из нескольких этапов, которые включают такие компоненты, как цели, структура и содержание учебного материала, учебная деятельность и способы ее активизации, контролирующие задания. Чтобы преподаватель мог оценить уровни овладения компетенциями, ему необходимо сначала сформулировать их в критериях, которые позволят получить объективные данные, затем

разработать образовательные технологии, а также оценочные средства, которые научат обучающихся самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности. Представленные результаты могут быть интересны как преподавателям, которые готовят бакалавров к профессиональной деятельности в области культурно-досуговой сферы, так и студентам, которые являются субъектами образовательного процесса и вместе с преподавателем могут участвовать в его проектировании.

Примечания:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

2. Кирикова З.З., О.В. Тарасюк. Педагогическое проектирование в контексте социального проектирования // Образование и наука. 2003. № 3(21). С. 116-130.

3. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. СПб., 1995. 234 с.

4. Алексеев А.Н. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1987.

5. Ефремова Н.Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступающих к освоению основных образовательных программ вузов: рекомендации для вузов, приступающих к переходу на компетентностное обучение студентов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2010. 132 с.

6. Лыгина Н.И., Макаренко О.В. Проектируем образовательный процесс по учебной дисциплине в условиях компетентностного подхода: учебное пособие для преподавателей. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. 152 с.

7. Плотникова Г.Г. Проектирование модели самостоятельной работы студента вуза по учебной дисциплине // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-7. С. 167-175.

References:

1. Zimnyaya I.A. Key competences: a new paradigm of the result of education // Higher education today. 2003. No. 5. P. 34-42.

2. Kirikova Z.Z., Tarasyuk O.V. Pedagogical design in the context of social design // Education and Science. 2003. No. 3 (21). P. 116-130.

3. Zair-Beck E.S. Fundamentals of pedagogical design: a manual for students of pedagogical baccalaureate and practiticing teachers. SPb., 1995. 234 pp.

4. Alekseev A.N. Pedagogical bases of design of the person-oriented training: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. Tyumen: TSU Publishing house, 1987.

5. Efremova N.F. Organization of assessment of the competencies of students embarking on the mastering of the main educational programs of higher schools: recommendations for higher schools beginning the transition to competency-based education of students. M.: Research Center for Quality Problems in Training. 2010. 132 pp.

6. Lygina N.I., Makarenko O.V. We design the educational process for the academic discipline in a competence-based approach: a textbook for teachers. Novosibirsk: NSTU Publishing house, 2013. 152 pp.

7. Plotnikova G.G. Designing a model of independent work of a university student on the academic discipline // Problems of Modern Pedagogical Education. 2016. No. 53-7. P. 167-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.