Научная статья на тему 'Биомеханика в проектных технологиях'

Биомеханика в проектных технологиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОМЕХАНИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / BIOMECHANICS OF MOTOR ACTIVITY / МЕТОД / METHOD OF PROJECT TECHNOLOGIES / PROJECT STRUCTURE / PROJECT TYPES / LEVELS OF MASTERING PROJECTS / PROFESSIONAL COMPETENCES / MASS GENERAL CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Ю.Д.

В статье показываются особенности использования проектных технологий обучения в вузах спортивной направленности и перспективность их значимости, в частности в учебном процессе по курсу «Биомеханика двигательной деятельности», в виде различных проектов (информационных, мини-исследовательских и учебных). Представлена краткая структура проектов и уровневая система их реализации, которая позволяет оценить ценность проделанной работы и акцентировать внимание на перспективности последующей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOMECHANICS IN PROJECT TEHNOLOGIES

Peculiaritis of using project educational technologies in higher educational institutions dedicated to sport and the perspectiveness of their meaningfulness are reflected in the paper. In particular, it is interesting to trace how they are used in the studying process according to the discipline «Biomechanics of the motor activity» through different projects (informational, mini-research and academic). A short structure of projects and the leveled system of their realization is presented in the paper. It allows to estimate the value of the work done and to pay attention to the perspectiveness of the further activity.

Текст научной работы на тему «Биомеханика в проектных технологиях»

CLASSIFICATION OF FIGHTING TECHNIQUES FROM THE SECTION OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF DIA COWORKERS AND LEADING PHYSICAL QUALITIES BRINGING ABOUT THEIR FULFILMENT IN PROFESSIONAL SITUATIONS

E. Vityutnev, Senior Teacher,

K. Chernishenko, Candidate of Pedagogics, Teacher, Krasnodar University of MIA RF, Krasnodar.

Contact information for correspondens: 350005, Krasnodar, Yaroslavskaya St., 128, e-vit@rambler.ru.

The paper is devoted to the problem of the classification of fighting techniques and specialized complex actions from the special physical training of students of MIA RF educational institutions according to the target setting, conditions of its application, the degree of the offender's activity, weapon existence. It is done also according to the

determination of leading physical qualities, needed for mastering and perfection of the fulfilment of techniques chosen from every classificational group.

Key words: special physical training; fighting techniques; specialized complex actions; classificational groups; physical qualities

УДК 796.012

БИОМЕХАНИКА В ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

Кандидат технических наук, старший преподаватель Ю. Д. Овчинников,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

в статье показываются особенности использования проектных технологий обучения в вузах спортивной направленности и перспективность их значимости, в частности в учебном процессе по курсу «Биомеханика двигательной деятельности», в виде различных проектов (информационных, мини-исследовательских и учебных). Представлена краткая структура проектов и уровневая система их реализации, которая позволяет оценить ценность проделанной работы и акцентировать внимание на перспективности последующей деятельности.

Ключевые слова: биомеханика двигательной деятельности; метод

проектных технологий; структура проекта; типы проектов; уровни освоения проектов; профессиональные компетентности; общий центр масс тела; биокинематическая схема.

Актуальность представленной темы обусловлена тем, что в учебном процессе преподавателю и студентам приходится искать подходы к решению вопросов по нескольким направлениям: образовательным, исследовательским, научно-методическим, социально-педагогическим. Использование проектных технологий по изучаемому предмету позволяет соединить эти направления воедино. Проблема состоит в том, что тема, имеющая практическую значимость, включа-

ет огромную методическую составляющую. А именно структура и механизм реализации проекта должны соответствовать учебной программе по курсу.

Метод исследования. Анализ литературы показал, что в отечественной педагогике метод проектов рассматривается либо как самостоятельный метод, либо как целая технология, включающая другие творческие методы [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. В современной педагогической науке существуют различные трактовки метода проектов в обучении (Е. С. Полат, В. Н. Стернберг, Г. М. Коджаспирова, Н. Ю. Пахомова, М. Л. Сердюк и др.). Так, Е. С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [2, с. 66]. Г. М. Коджаспирова [1, с. 204] и М. Л. Сердюк придерживаются похожей точки зрения о методе проектов как системе обучения, «при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий -проектов» [5, с. 20]. Эффективность и результативность использования проектных методов сложные и неоднозначные понятия, но с введением понятия «качество образования» возникла необходимость использовать их в данном важном направлении как «проектные технологии».

цель исследования: организация и возможность использования проектных методов обучения при изучении предметов спортивного профиля классической направленности как элемента профессиональной подготовки студентов.

задачи: апробировать методы проектных технологий обучения в качестве перспективного направления, обеспечивающего повышение качества образования и определение уровня компетентности студентов, как отдельного индивида, так и отдельной группы в целом. Определить возможность использования различных видов проектов при изучении предметов спортивного профиля классической направленности.

Из анализа различных видов проектных технологий следует, что проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. По курсу «Биомеханика двигательной деятельности» можно использовать следующие типы проектов: учебные, информационные, творческие, исследовательские.

Каждый из типов проектов имеет следующую структуру: 1. Этапы развития проекта. 2. Направленность проекта (или направления исследования). 3. Уровень работы над поставленной задачей. Такая структура проекта позволяет объединить теорию изучения движений и их практическую значимость для оценки двигательной деятельности человека. Учебный проект необходим, так как он помогает студентам научиться проектированию изучения проблемы и понятию его смысла. Не все студенты могут быть готовы к изучению

предмета методом проектных технологий, так как при этом должна концентрироваться направленность системной работы по изучаемому предмету.

Проектная технология ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся. Проектная технология предполагает:

- наличие проблемы, которая требует наличия знаний по различным дисциплинам и исследовательского поиска ее решения;

- практическую и познавательную значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельную деятельность студентов;

- структурирование содержательной части проекта;

- использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы и ее решение, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, выводы.

На основном этапе работы над проектом студенты выполняют аудиторную и внеаудиторную работу. Они самостоятельно собирают и обрабатывают информацию из различных источников (наблюдения, эксперименты, книги, дополнительные тексты по специальности, Интернет-материалы). Структура учебного проекта должна соответствовать структуре и содержанию учебного предмета (курса) и рабочей программе. Как показал многолетний опыт работы по предмету «Биомеханика двигательной деятельности», студенты получают очень много различной информации и не очень хорошо представляют, как ее систематизировать, использовать по назначению и преподнести самостоятельно собранную информацию. Справиться с этими задачами помогают информационные проекты, которые необходимо развивать в учебном процессе.

Результаты исследований. Определена возможная структура информационного проекта:

1. Цели и задачи в проекте.

2. Актуальность проекта на данный промежуток времени.

3. Участники проекта (один человек или группа студентов).

4. Методика выполнения: сбор, обработка, анализ и предоставление информации.

5. Результаты проекта: доклад, реферат, презентация, видеосъемка и другие формы.

Информационный проект позволяет не только получать информацию по какому-то направлению, проблеме, но и работать с ней в системе. Эффективность полученных результатов заключается в их публичной оценке и социальной значимости, а именно:

- проведение круглого стола;

- выступление на конференции;

- публикация в научном сборнике, журнале;

- получение собранного материала для продолжения более глубокого исследования.

Проект состоит из двух этапов: 1 этап - аудиторный (аудиторные занятия).

№3 I 2013

33

2 этап - внеаудиторный (самостоятельная работа студентов).

Важной и сложной задачей в процессе исследования является работа с различными информационными, научно-исследовательскими, исследовательскими материалами. С методической точки зрения было выделено 10 уровней работы с материалами по данному предмету.

Уровни важны для подведения итогов по проекту, а именно по степени работы студентов по каждой теме учебной программы и по значимости участия в проекте. Уровни показывают степень развития профессиональных компетентностей студентов в учебном предмете (курсе).

1 уровень - информационный (получение информации), итог - конспект лекции;

2 уровень - информационно-методический (обмен информацией), итог - тестовый контроль полученной информации;

3 уровень - методический (получение индивидуальных и групповых заданий), итог - выполнение контрольных заданий - промежуточный контроль знаний;

4 уровень - экспериментальный (проведение экспериментов), итог - обсуждение результатов;

5 уровень - исследовательский (выполнение лабораторных работ), итог - защита и анализ выполненных расчетно-графических работ;

6 уровень - научно-исследовательский (выбор научной темы и работа по ней), итог - написание реферата, проведение исследования и представление научной статьи;

7 уровень - творческий (работа с информацией и создание творческого продукта), итог - создание презентации, оригинал-макета, макета электронного учебника, разработка видеоуроков по курсу «Биомеханика двигательной деятельности»;

8 уровень - общественный (агитационно-пропагандистская деятельность по привлечению населения к спортивной деятельности);

9 уровень - социальный (формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения на собственном примере);

10 уровень - профессиональных компетентностей (использование методик биомеханики движений человека в практической деятельности).

Уровни проекта отражают степень компетентности специалистов при изучении «Биомеханики двигательной деятельности». Уровни проекта 6, 7, 8, 9, 10 отличаются повышенной сложностью и их рекомендуется внедрять в магистратуре и для специалистов по направлению подготовки 010800 - Механика и математическое моделирование, профиль подготовки «Биомеханика».

Уровни с первого по пятый внедрены и используются в настоящее время при изучении предмета «Биомеханика двигательной деятельности». Первый, второй и третий уровни обеспечиваются лекционными и семи-

нарскими занятиями, на которых проверяются, совершенствуются теоретические знания и информация по курсу и обучаются методике проведения и анализа исследований по направлению «Биомеханика движений человека».

Четвертый уровень предусматривает выполнение фотосъемки студентом статического положения своего тела в соответствии со своей специализацией и получение изображения в компьютерном формате с помощью цифровой фотокамеры в формате 640 х 480, Conon PowerShot 53 Тип Рисунок JPEG/. Для получении фотоснимка статического положения тела спортсмена необходимо, чтобы оно находилось между двумя маркерами (маркер А, маркер в). Это точки пространства, расположенные на расстоянии в один метр по горизонтали снимка. Пользуясь специальной программой, разработанной на кафедре биомеханики и информатики КГУФКСТ воспроизвести фотографию статического состояния тела на мониторе компьютера и открыть с помощью программы Paint. Зафиксировать координаты основных точек тела (х, Y), которые необходимо внести в таблицу . После внесения в таблицу координат маркеров А и В из фотоснимка программа автоматически вычислит координаты ОЦМ тела в метрах в зафиксированной статической позе тела спортсмена. По полученным координатам основных точек тела построить биокинематическую схему тела спортсмена в статическом положении на листе миллиметровой бумаги формата A4 в масштабе 1 : 10. По методическим рекомендациям, изложенным в учебно-методическом пособии [8], студенты самостоятельно определяют точку общего центра масс тела графическим и аналитическим способами. По биокинематической схеме оценивается положение тела в пространстве и масс-инерционные характеристики. По выполненным работам проводится сравнительный анализ и обсуждение результатов исследовательской деятельности в аудитории в отдельных учебных группах различных специализаций.

заключение. Проектные технологии - один из видов образовательных технологий, используемых в сфере образования, это форма организации совместной деятельности людей. «Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Опыт использования метода проектных технологий в курсе «Биомеханика двигательной деятельности» позволяет рекомендовать его и для изучения других предметов спортивного направления.

выводы. Проектные технологии - современный метод обучения в высших учебных заведениях. Проектные методы показывают связь теории с практикой в учебном процессе, формируют у студентов логико-компетентностный подход в работе. Систему проектов необходимо развивать как многоуровневую. Проектные технологии отражают методологию курса «Биомеханика двигательной деятельности» и развивают практическую направленность предмета в области знаний и умений, необходимых рядовому потребителю.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2003.

2. Лаштабова Н. В. Проектирование и метод проектов в современном образовательном процессе средней и высшей школы // Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса. - Оренбург, 2006. Ч. 1: Секции общей педагогики и педагогики высшей школы.

3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М., 2003.

4. Прокопьева Н. И. Проектное обучение в зарубежной педагогике. К вопросу о становлении и развитии // Сибирский учитель. 2004. № 2. Март-апрель. URL: www.websib.ru

5. Сердюк М. Л. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся. (На примере образовательной области «Технология»): дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2002.

6. Стернберг В. Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике ХХ века: дис. ... канд. пед. наук. - Владимир, 2002.

7. Тросян В. Г. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2003. References (transliterated).

8. Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности : учеб.-метод. пособие / Ю. Д. Овчинников. - Краснодар: КГУФКСТ, 2013.

BIOMECHANICS IN PROJECT TEHNOLOGIES

Yu. Ovchinnikov, Candidate of Technical Sciences, Senior Teacher,

Kuban state university of physical education, sport and tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo St., 161.

Peculiaritis of using project educational technologies in higher educational institutions dedicated to sport and the perspectiveness of their meaningfulness are reflected in the paper. In particular, it is interesting to trace how they are used in the studying process according to the discipline «Biomechanics of the motor activity» through different projects (informational, mini-research and academic). A short structure of projects and the leveled system of their

realization is presented in the paper. It allows to estimate the value of the work done and to pay attention to the perspectiveness of the further activity.

Key words: biomechanics of motor activity; method of project technologies; project structure; project types; levels of mastering projects; professional competences; mass general centre.

№3 l 2013

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.