Научная статья на тему 'Включение студентов будущих дизайнеров в научно-исследовательскую деятельность'

Включение студентов будущих дизайнеров в научно-исследовательскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГОТОВНОСТЬ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SELF-EDUCATION ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCY / READINESS FOR SELF-IMPROVEMENT / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даськова Юлия Викторовна

Представлены возможности активизации творческой самостоятельности студентов-дизайнеров методом включения их в научно-исследовательскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVING STUDENTS IN FUTURE DESIGN RESEARCH ACTIVITIES

The paper presents the ways of enhancing design students' creative independence by involving them in research activities.

Текст научной работы на тему «Включение студентов будущих дизайнеров в научно-исследовательскую деятельность»

низационных структур образовательных учреждений (кафедр, факультетов и др.).

6. Предлагаемое концептуальное обновление научно-теоретического аппарата дизайна даст возможность в рамках направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» реализовать установки ФГОС нового поколения в конкретном развитии как структуры содержания образования, так и организации образовательного процесса и управления им (модули и др.).

7. Укрупненное видение дизайна в его составляющих объектных полях будет способствовать концептуальному обновлению профессиональнопедагогического пространства, касающегося направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», учебно-методических комплексов по дисциплинам профилизаций данного направления и профиля, а также ориентировать образовательный процесс на инновационные образовательные системы и технологии, создание соответствующего научно-методического инновационного ресурса для совершенствования подготовки педагогов профессионального обучения.

Список литературы

1. Фёдоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование в изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение развития / В.А. Фёдоров // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. — 2008. — № 9(57). — С. 127-134.

2. Фёдоров, В.А. Структура и содержание формирования художественно-проектных компетенций педагога профессионального обучения в области дизайна / В.А. Фёдоров, В.П. Фалько // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2008. — № 12. — С. 152-161.

3. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник / Под общей ред. Г.Б. Минервина. — М.: Архитек-тура-С, 2004. — 288 с.

4. Арт-дизайн: структура, содержание и перспективы развития специализации: сб. науч. тр. / Под науч. ред. Е.В. Ткаченко. — Екатеринбург: ГОУ ВпО РГППУ, 2009.

5. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна: учебник для вузов / И.А. Розенсон. — СПб.: Питер, 2008. — 218 с.

6. Глазычев, В.Л. О дизайне / В.Л. Глазычев. Изд. 2-е, доп. — М.: Европа, 2006. — 320 с.

7. Менегетти, Антонио. Ин-се искусства и творчество / Антонио Менегетти. — Екатеринбург: Славянская ассоциация онтопсихологии, 1997.

8. Современный философский словарь / Под общей ред. В.Е. Кемерова. — 3-е изд. — М.: Академический Проект, 2004. — 846 с.

УДК 378.147 Ю.В. Даськова

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

ВКЛЮЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одним из важнейших пунктов общенациональных интересов России в сфере образования является постоянная необходимость в повышении профессиональной квалификации, профессиональной мобильности. Это требует не только повышения качества обучения в системе высшего образования, но и развития у студентов потребности к непрерывному самосовершенствованию. Поэтому особую важность в период профессиональной подготовки студентов приобретает задача формирования творческой самостоятельности. Творческая самостоятельность — свойство личности, в состав которой входят: самостоятельность — универсальная способность к планированию, регулированию, целенаправленности своей деятельности, к рефлексии себя и других; творчество — способность к концентрации творческих усилий, креативность в деятельности, независимости в суждениях и ответственность за свои действия и поступки. По мнению Л.С. Выготского, Л.Б. Ермолаевой-Томиной,

творчество проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Творчество проявляется и реализуется в любой (игровой, учебной, самостоятельной и др.) деятельности. Автор статьи исследует самостоятельную деятельность студента — это деятельность, идущая от него, в которой он не только приобретает способность к творчеству, но активно участвует в ее появлении и развитии. Поэтому творчество можно рассматривать как качественную характеристику самостоятельной деятельности личности. Процесс формирования творческой самостоятельности нацелен на предоставление возможности самореализации личности, выявление уникальности в любой сфере человеческой жизни. Творческая самостоятельность студентов — это стремление к применению новых приемов в процессе овладения профессиональными навыками, поиск путей преодоления затруднений, потребность вносить элементы новиз-

ны в выполнение учебных заданий. Характеристика творческой самостоятельности ставит перед преподавателем вуза задачи найти такие приемы и методы обучения, применение которых приводят к формированию интеллектуальных качеств личности, развивают творческие и познавательные способности, стимулируют потребность и умение самостоятельно мыслить, генерировать новые идеи, ориентироваться в новых ситуациях [1-4].

Предметом исследования выступают содержание, формы и методы организации научно-исследовательской деятельности, а также ее влияние на процесс формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров.

Современные подходы к системе образования на первое место выдвигают дидактический принцип активности и самостоятельности учащихся. Активное обучение предполагает использование системы методов, предусматривающих самостоятельное участие студентов в процессе овладения знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Теоретической основой исследования стали работы, освещающие формирование творческой самостоятельности студентов (Б.М. Теплов, В.В. Сериков, С. Медник, И.Я. Лернер, М.Н. Бажин и др.); классификацию активных методов обучения (М.М. Новик, А.М. Смолкина, В.Н. Кругликова, Н.В. Борисова, В.Б. Кузова и др.); использование деловых игр в конкретных профессиональных областях (Ю.А. Арутюнова, Г.П. Щед-ровицкий и др.); методы поиска технических решений для использования активизации процесса творческого мышления студентов-архитекторов. (Г.О. Буш, С.К. Саркисов), а также работы, посвященные вопросам творчества и активности познания (К.А. Абульханова-Славская, Д.Б. Богоявленская и др.); творчества и самореализации (А.З. Петровский и др.), что отвечает главным потребностям личности и лежит в основе процессов исследования и творчества.

Сама по себе потребность в творческом преобразовании действительности не возникает, и творческие способности и творческий потенциал человека могут развиваться только в деятельности.

Научными исследованиями доказано, что научно-исследовательская работа студентов как один из видов учебной деятельности реально создает ситуацию, формирующую структуру деятельности, стимулирует развитие умственных способностей и творческого мышления, обеспечивает прочность и действенность знаний. Результат такой работы вызывает чувство удовлетворения от познания, позволяющий реализовать потребность личности в самореализации. Говоря о значимости поисковой деятельности, необходимо отметить, что решение научной задачи формирует у студентов самостоя-

тельность, умение анализировать условия проблемы, актуализирует имеющиеся у них знания.

Процесс включения студентов в научно-исследовательскую работу (как и любая работа над проблемной ситуацией) предполагает несколько этапов:

• постановка и осмысление творческой задачи;

• выдвижение гипотезы и составление плана ее проверки;

• реализация плана решения, поставленных задач;

• классификация и систематизация полученного материала;

• поиск способов проверки правильности действий и результатов выполнения задачи. Этапы направлены на решение следующих задач: формирование умений работать с научно-методической литературой, журналами, учебными пособиями и справочниками; отработка и мобилизация полученных знаний; возможность применения знаний и умений в новых условиях. Необходимость владения умениями обусловлена профессиональной деятельностью дизайнера, которая, с одной стороны, предполагает наличие разносторонних инженерно-технических знаний, а с другой — является искусством, так как дизайнер, проектируя, мыслит художественными, эмоциональными образами. Специфика профессии связана с ее творческим характером, требующим нестандартных подходов как к продукту деятельности, так и к процессу ее протекания. Востребованный специалист в сфере дизайна умеет творчески решать поставленные перед ним задачи, использовать в своей работе, наряду с историческим опытом в данной области, знания о современных технологиях и материалах.

Изучение дисциплины «Основы производственного мастерства» строится с преобладанием различных видов научно-исследовательской работы, что позволяет создать условия для самоактуализации и активизации студентов; обеспечить удовлетворение внешних и внутренних мотивов студентов в освоении методов профессиональной деятельности; обеспечить условия для самооценивания, саморегуляции и самоактуализации. Научно-исследовательская работа рассматривается как средство активизации студентов при разработке и оформлении детали интерьера.

Цель курса по учебной дисциплине «Основы производственного мастерства» — углубить профессиональные знания студентов через ознакомление с принципами и методами технического проектирования, художественного оформления основных видов оборудования, декоративных элементов и объектов дизайнерского оформления интерьера, научить студентов осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение непрерывного самосовершенствования.

Курс состоит из практических занятий, объединенных темой курсовой работы. Практические занятия проводятся по разработанной автором программе и заключаются в разработке и оформлении детали интерьера.

Методика разработки детали интерьера и освоение техники ее оформления соответствует стадиям работы над проектом: сбор информации об изучаемой технике и ее анализ; подбор аналогов применения этой техники; обдумывание проблем задания по оформлению детали интерьера в данной технике; эскизирование вариантов их решения; разработка макета или реальное исполнение детали интерьера с применением изучаемой техники. Каждая стадия предусматривает различные виды научно-исследовательской деятельности в рамках аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, спланированные и организованные преподавателем в зависимости от целей проектных этапов.

Самостоятельная работа студентов (СРС) на практических занятиях в рамках учебного блока (темы курсовой работы) — это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов по освоению принципов разработки и освоение технологий изготовления (оформления) детали интерьера, осуществляемые под руководством преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов рассматривается как подготовительный этап для самостоятельной работы в аудитории и зависит от этапов выполнения курсовой работы. В качестве примера следует привести распределение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в рамках курсовой работы по разработке декоративного панно в технике витража (табл. 1).

На этапах классификации и систематизации полученного материала студенту необходимы дополнительные знания по истории и теории проектирования объекта, характера его окружения, его социальное назначение, инженерные, художественные и другие исходные условия. Данная работа требует исторических изысканий, составления сравнительного анализа памятников разных эпох.

Здесь целесообразно использовать методы, направленные на развитие здоровых амбиций через все формы состязательной работы. Таковыми могут быть диспуты, обсуждения на заданную тему, заседания «за круглым столом», а также олимпиады и конкурсы. Задача данных мероприятий — помочь учащимся в мобилизации своих знаний и умений, в развитии творческой активности и инициативы

при реализации плана решения через здоровое соперничество.

Встречи студентов напрямую с заказчиком уместно поощрять на этапе выдвижения правильно сформированной гипотезы, определения вытекающих задач и составления плана их реализации. Эта работа поможет студенту выявить существующие проблемы, требования заказчика, которые следует учесть, сформировать у студента культуру делового общения.

На этапе проверки правильности действий и результатов положительный эффект принесет организация презентаций и конференций, которые позволят студентам-дизайнерам сформировать наиболее полные знания об объекте, выявить его исторические, художественные и иные ценности, помогут не замыкаться в собственных исследованиях, а выглядеть свободно, «публично». Цель данных мероприятий — проведение анализа проделанной работы, повышение самосознания и уверенности студентов в своих силах путем создания ситуации переживания успеха.

«Основы производственного мастерства» (ОПМ) входит в состав специальных дисциплин в курсе профессиональной подготовки художни-ков-проектировщиков (дизайнеров) специальности «Искусство интерьера» (5-10 семестры). Существующая учебная программа разработана с учетом постепенного усложнения форм включения студентов в научно-исследовательскую деятельность и учитывает этапы формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров.

Автор выделил основные характеристики деятельности преподавателя и студентов, которыми он руководствовался при отборе методов обучения и способов организации СРС на разных этапах формирования творческой самостоятельности (табл. 2).

Вовлекая студентов в борьбу за достижение наилучших результатов, педагог должен организовывать их научно-исследовательскую деятельность таким образом, чтобы они могли реализовать свои потребности в развитии и в саморазвитии, проявить

Таблица 1

Распределение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа (СР) Виды самостоятельной работы

Аудиторная Клаузура Эскиз-поиск Участие в заседаниях «круглого стола» Исполнение декоративного панно Защита выполненного панно

Внеаудиторная Сбор аналогов (витраж в общественных зданиях) История появления витражей Работа с нормативной и справочной литературой Первичные сведения о технологиях выполнения витражей Написание реферата в рамках изучаемой техники

Таблица 2

Характеристика деятельности преподавателя и студентов на различных этапах формирования творческой самостоятельности студентов

Деятельность преподавателя Деятельность студентов

Iэтап — самостоятельная работа или «подготовительная деятельность»

Формирует навыки поиска информации, умения самоорганизации Управляет познавательной деятельностью Развивает эмоционально-волевые качества Контролирует, направляет, корректирует деятельность студентов Осваивает средства и методы самоорганизации и поисковой деятельности Формирует готовность и потребность к управлению своей деятельностью Выполняет учебные тренировочные задания по образцу

IIэтап — самостоятельная деятельность или «частичная деятельность»

Активизирует учебный процесс путем создания проблемных ситуаций Побуждает студентов к использованию имеющихся у них профессиональных знаний Развивает продуктивное мышление и коммуникативные способности Частично контролирует деятельность студентов Использует приобретенные знания в сходных ситуациях В процессе выполнения задания прорабатывает несколько вариантов ее решения Самостоятельно выполняет реконструктивные работы

IIIэтап — самостоятельная творческая деятельность или «самостоятельная деятельность»

Включает студентов в научно-исследовательскую работу Активизирует творческое мышление студентов в рамках учебно-исследовательских заданий Преподаватель и студенты являются равноправными участниками учебного процесса Самостоятельно делает выбор средств и методов выполнения научно-исследовательской работы Самостоятельно организует свою деятельность для выполнения учебно-исследовательских заданий Владеет навыками корректировки и самоконтроля действий

индивидуальность, творческий подход в процессе работы над созданием проекта.

Творческая самостоятельность студентов — сложная структура осознанных действий на основе устойчивых мотивов освоения способов и методов самостоятельной деятельности. Формирование творческой самостоятельности играет важную роль в становлении профессиональной готовности будущего дизайнера. Раскрытие творческого потенциала, формирование навыков самостоятельной деятельности связано с решением задач эффективности организации учебного процесса. Включение студентов в научно-исследовательскую деятельность позволяет перенести акцент с обучения как процесса пассивного, репродуктивного усвоения знаний на обучение с высокой степенью самостоятельности, обучение, способствующее реализации и совер-

шенствованию творческих преобразовательных сил студентов в реальной учебной деятельности.

Список литературы

1. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, В.П. Каширина. — М.: Издат. центр «Академия», 2007. — 480 с.

2. Саркисов, С.К. Основы архитектурной эвристики: учебник / С.К. Саркисов. — М.: Архитектура-С, 2004. — 352 с.

3. Кравцова, М.В. Проблемы организации и практическая реализация самостоятельной работы студентов / М.В. Кравцова // Инновационные технологии организации в техническом вузе. Ч. 1: материалы Междунар. науч.-метод. конф. — Пенза: ПГУАС, 2006.

4. Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции. — Ставрополь, 2006. — С. 87-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.