Научная статья на тему 'Формирование творческой активности студентов в условиях образовательной среды вуза'

Формирование творческой активности студентов в условиях образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
678
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ВУЗ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CREATIVE ACTIVITY / UNIVERSITY / PROJECT LEARNING / INDIVIDUAL PROFESSIONAL CREATIVE STYLE / SCIENTIFIC AND RESEARCH EXTRA-CURRICULAR ACTIVITY / MODELLING OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сокольникова Э.И., Романенко А.Ю., Хапалажева Э.А.

В статье анализируется опыт повышения уровня творческой активности в процессе профессиональной подготовки в вузе на современном этапе; исследуются некоторые направления активизации творческого потенциала студентов: проектное обучение, формирование индивидуального профессионального творческого стиля, научно-исследовательская внеаудиторная деятельность, моделирование профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of students'' creative activity in the learning environment of university

The article presents analysis of the experience of increasing the level of creative activity of students in the process of professional training at university at present. The authors investigate some directions of activization of students’ creative potential: project learning, formation of individual professional creative style, scientific and research extra-curricular activity, modelling of professional activity.

Текст научной работы на тему «Формирование творческой активности студентов в условиях образовательной среды вуза»

гоок i^s

S О I

4 X ro О s oß

к ^ о

Ш го m

5 I го ^ О £P ^ S vo К и О s и

Q. Ш

ш о

I— Q.

Библиографический список

1. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе. 2004. № 6. С. 8-14.

2. Дмитренко Т.А. Современные методологические подходы к технологии подготовки преподавателей иностранных языков: Монография. М., 2015.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006 (дата обращения: 14.02.2017).

4. Пассов Е.И. Комммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: Пособие для учителей. Минск, 2003.

5. Суйская В.С. Обучение межкультурному диалогическому общению будущих бакалавров в ходе социально-ролевого взаимодействия: Дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2013.

6. ФГОС ВО. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 22.02.2017).

7. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М., 2011.

Э.И. Сокольникова, А.Ю. Романенко, Э.А. Хапалажева

Формирование

творческой активности студентов в условиях образовательной среды вуза

В статье анализируется опыт повышения уровня творческой активности в процессе профессиональной подготовки в вузе на современном этапе; исследуются некоторые направления активизации творческого потенциала студентов: проектное обучение, формирование индивидуального профессионального творческого стиля, научно-исследовательская внеаудиторная деятельность, моделирование профессиональной деятельности.

Ключевые слова: творческая активность, вуз, проектное обучение, индивидуальный профессиональный творческий стиль, научно-исследовательская внеаудиторная деятельность, моделирование профессиональной деятельности.

В процессе обучения в вузе становление личности происходит в процессе ее творческого развития через приобщение к социокультурным и духовным ценностям, к профессиональному опыту через формирование творческой индивидуальности, готовности к профессиональному росту. Исследование творческого потенциала личности - одна из важнейших задач инновационного социально-гуманитарного знания. Одним из важных факторов развития личности является ее собственная активность в деятельности, направленной на формирование тех или иных качеств в соответствии с ее идеалом.

В основу нашего изучения опыта формирования творческой активности и повышения ее уровня положены концепции и теории, исследующие на теоретико-методологическом уровне: учебную деятельность (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, М.И. Матюшкин и др.), личностную активность (К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выготский, А.В. Петровский, М.И. Махмутов, М.Г. Ярошевский и др.), творческую активность (В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Е.С. Полат, В.Г. Разумовский, С.М. Рубинштейн, Е.П. Торранс и др.).

В.В. Давыдов считает, что основные этапы становления личности неотделимы от развития ее творческих возможностей, а «личностью является человек, обладающий определенным творческим потенциалом» [2]. Современное общество также предъявляет заказ на творческую активность личности, ориентированной на знания и использование новых технологий в профессиональной деятельности; на специалиста, обладающего творческим мышлением, высоким уровнем развития интеллекта, высокой работоспособностью, общей воспитанностью, способностью свободно ориентироваться в изменяющихся условиях окружающего мира.

Понятие «творческая активность» используется в различных сферах человеческой деятельности (социальной, педагогической, научной, производственной и др.), а отдельные вопросы, связанные с этим феноменом, недостаточно изучены. Однако исследование сущности творческой активности является актуальным, востребованным и трактуется различными авторами в соответствии с авторскими предпочтениями.

Так, И.С. Якиманская рассматривает творческую активность как системообразующее качество личности. Она утверждает, что принцип активности личности - основополагающий принцип обучения и воспитания. Любая человеческая активность связана с индивидуальными целями и намерениями, потребностями человека, его эмоционально избирательным отношением к действительности [7].

о §

го

ч: vo

ш о

го о к

ЪС ' —

Р Ец о понятию: «творческая активность - это качество личности, выража-

В.Б. Филимонова, например, дает следующее определение данному

л го

о о.

ющее интенсивность ее деятельности по созданию новых или совер-^ о о шенствованию существующих продуктов, содержание и устойчивость которой определяется совокупностью направленности и готовности ^ (внутренней и внешней) к осуществлению такой деятельности» [6].

Развитие творческой активности в образовательной среде чрезвычайно важно для эффективной учебы и будущей профессиональной деятельности студентов. Этому способствует осознанное накопление и усвоение системы знаний в профессиональной области, перенос усвоенных знаний в научно-исследовательскую и проектную работу, проводимую в процессе аудиторных занятий; внеаудиторная деятельность, направленная на профессионально-творческое саморазвитие и самореализацию; формирование индивидуального творческого стиля и пр. Таким образом, мы заключаем, что творческая активность крайне необходима в учебной деятельности.

При этом следует помнить, что на современном этапе перед образованием стоит задача не только формирования творческой личности, но и создания условий для ее самореализации и саморазвития, проявления готовности к развитию собственного творческого потенциала на знани-евом, мотивационном, процессуальном, эмоционально-волевом и рефлексивном уровнях.

Для исследования условий, способствующих формированию творческой активности студентов, мы решили проанализировать опыт применения некоторых технологий, содействующих повышению уровня творческого потенциала личности и используемых в современных образовательных условиях.

Творческая активность является инструментом творческого развития личности, которая в условиях образовательной среды вуза осуществляется по ряду направлений: проектное обучение, формирование индивидуального профессионального творческого стиля, научно-исследовательская внеаудиторная деятельность, моделирование профессиональной деятельности.

1. Проектное обучение

Проект - это проявление творческой активности. Проектирование как основной вид учебной деятельности занимает особое место в арсенале инновационных педагогических средств и методов в современной системе образования. Интерес к методам проектов со стороны учебных заведений сегодня очень велик. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать психологические и педагогические условия его

¡± о о Я

Ф о

выполнения, при которых студенты самостоятельно и охотно приобре- | тают знания из различных источников, учатся пользоваться знаниями § для решения практических задач, осваивают коммуникативные умения, 5 работая в различных группах, развивают у себя исследовательские уме- 1 ния и системное мышление, проявляют индивидуальные творческие | способности.

Кроме этого, студенты получают знания о себе и своих возможно- чю стях, ограничениях, проблемах; у них стимулируется мотивация к самоизменению через полученные результаты в реализованных проектах, приобретается навык работы с научной литературой, интернет- и мультимедиа-ресурсами. В ходе проектной деятельности комплексные компетенции, включающие развитие творческой активности, развиваются естественно, порой даже без специальной педагогической поддержки. Например, участие студентов в профессиональных конкурсах и турнирах различных направлений и уровней (профмастерство, хореография, спорт, эстрадные выступления, КВН и пр.) дает возможность личностного роста на основе самореализации, приобретения опыта, мотивированности на профессиональное развитие, общение в профессиональной среде, а также позволяет оценить результаты в сфере собственных профессиональных достижений и др.

Приведем пример. В Московском педагогическом государственном университете ежегодно проводится профессиональный конкурс «Педагогический дебют». Он выявляет увлеченных педагогической деятельностью студентов, раскрывает их творческий и профессиональный потенциал, обогащает педагогическим опытом, помогает проявить свою индивидуальность и творческую натуру, показать мастерство молодого педагога, доказать самому себе, коллегам по учебе и преподавателям педагогическую готовность стать лучшим из лучших в своей профессии [4].

2. Индивидуальный профессиональный творческий стиль

Осмысление студентом будущей профессии происходит на основе изучения опыта педагогической деятельности на теоретическом и практическом материале в процессе учебной и самостоятельной деятельности. Получение системной целостности профессиональных знаний, умений и навыков позволяет ему успешно решать профессиональные задачи на творческом уровне и выступает качественной характеристикой становления специалиста, проявления его индивидуальности.

Способность будущего специалиста к творческой самореализации в профессиональной сфере характеризует его подготовленность к целенаправленному и эффективному освоению современных технологий

106

I I

го о ^

1 о I в профессиональной деятельности в процессе разрешения различных

В е^ о профессиональных проблем. Развитие индивидуального стиля специ-

5 о а. алиста включает широкое использование индивидуальных образова-

ы I о „ .

§ у ° тельных траекторий с определением профессионально-типологической

Ф

о -е- принадлежности, а готовность его к этой деятельности демонстрирует

к с сформированность устойчивой структурно-функциональной системы интегративных личностных качеств. Для выстраивания индивидуального образовательного маршрута необходимы умения решать профессиональные задачи с использованием современных гуманитарных и педагогических технологий (кейсовых, проектных, рефлексивных, социального взаимодействия и др.), мотивированность на образовательные результаты. Немаловажным является сформированность творческой активности.

Например, технологии, ведущие к активизации студенческой творческой активности и повышающие потенциал социокультурной среды вуза, должны быть направлены на обучение способам творческого решения задач и проблем, приобретение навыков конструктивного взаимодействия, формирование установки на творческую самореализацию, освоение методов творческой деятельности. Здесь необходимо упомянуть активизацию участия студентов в студенческом самоуправлении, благотворительной деятельности, волонтерском и добровольческом движении, социальных экспедициях, работе творческих мастерских, в студенческих субботах и пр. Выбор направления деятельности зависит от индивидуальных предпочтений самого студента.

Например, интересен опыт волонтерской деятельности Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, где студенты проявляют свою творческую активность, участвуя в социальных проектах «Подари новый год ветерану», «Помни», «Неделя добра», «Молодежный десант», «День донора» и т.д. [5]. Или организация студенческого самоуправления «Мир и молодежь» в Магнитогорском государственном университете, где творческая активность студентов обеспечивается соответствием принимаемых решений жизненным интересам каждого студента [3].

3. Научно-исследовательская внеаудиторная работа

Данный вид деятельности студента направлен на углубление мотивации к профессиональной деятельности, используя его собственный творческий потенциал. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре вуза или по индивидуальному плану.

Принцип сочетания научной работы с обучением является действенным фактором в формировании инновационно-творческой компетентности будущего специалиста, а также способствует развитию у него самостоятельности и инициативности, индивидуального профессионального стиля, творческих способностей, без чего невозможно осуществление профессиональной деятельности на высоком уровне.

Научно-исследовательская работа проявляется в привлечении студентов к проведению научных изысканий, экспериментов, наблюдений по конкретным темам, связана с изучением научной, научно-популярной, справочной литературы, подбором научно-познавательного материала, необходимого для раскрытия того или иного вопроса, мотивируя и обеспечивая успешную адаптацию выпускника к реальному инновационному профессиональному процессу. Данный вид работы может быть:

- управляемым со стороны преподавателя, или, скорее, стимулирующим, так он первоначально транслирует знания о способах творческой деятельности и ее проявлениях, актуализирует потребности студентов в развитии творческого потенциала, а в дальнейшем обучает умениям и навыкам творческого саморазвития;

- самостоятельным или самообразовательным, но требующим постоянной обратной связи. Однако при этом следует учитывать, что без самостоятельности не будет проявлений творчества или она будет ограничена.

В контексте проведения внеаудиторной деятельности студентов, мы полагаем, что научно-исследовательская работа может дать ощутимые результаты только в том случае, если она становится органической частью учебного процесса и является его продолжением, когда студенты видят в ней эффективное средство расширения своего педагогического и общенаучного кругозора, средство подготовки к профессиональной деятельности.

4. Моделирование будущей профессиональной деятельности

Формирование прогностических умений у студентов в образовательной среде вуза является важным фактором повышения уровня творческой активности. Конструируя свой образец предстоящей деятельности и отрабатывая его в учебной аудитории или во внеаудиторных мероприятиях, студенты получают наглядное представление о том, насколько совпадает планирование (от целеполагания до конечного результата) с реальным воплощением конкретной деятельности на практике; возможность по реакции сокурсников и преподавателей увидеть себя

о §

го ср ч: ю

ф о

/

го О ^

io! со стороны или иметь более полное представление об использовании

кЕ^о различных приемов, способов, методик и технологий в целостной про-

CDfüm

socP фессиональной цепочке. На практике часто наблюдается моделиро-

S S vo .

g у 0 вание целостных фрагментов педагогической деятельности на осно-

Q. CU

о ве использования предметно-технологического и социально-ролевого

_ ^ содержания. При этом происходит обмен опытом, выявление проблем, нахождение оптимальных путей их решения, способствующих формированию у студентов умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми (вступление в коммуникацию с партнером по общению, установление контакта с собеседником, умение вести себя в соответствии с ситуацией общения) и др.

Моделирование производится в специально созданных условиях: в аудитории, лаборатории, музее, студии и пр. Обстановка, оборудование, наглядный материал с помощью мультимедиаресурсов может быть максимально приближен к профессиональным условиям. При этом находят свое творческое применение навыки использования средств визуальной наглядности в виде презентаций, мультимедийных средств, с помощью которых воссоздается профессиональная действительность, при этом приемами эмоционально-интеллектуального стимулирования создается эффект сопереживания происходящему. Такую деятельность А.А. Вербицкий называет «квазипрофессиональной», находящейся на грани учебной и профессиональной, имитирующей будущую профессиональную деятельность, одну из форм активного обучения, ориентированного на профессиональную подготовку студентов [1]. Такая технология предполагает со стороны студента участие в самостоятельном подборе необходимой литературы, разработке мультимедийных презентаций, подборе профессиональных кейс-заданий и др.

Таким образом, на основе исследования мы делаем выводы, что образовательная среда высшего учебного заведения способна активизировать творческий потенциал студентов на основе реализации целей, задач и принципов творческой педагогики, которые включают проектное обучение, создание условий для развития индивидуального профессионального творческого стиля и проективных умений, научно-исследовательскую работу. Мы также отмечаем, что содержание всех видов формирования творческой активности должно культивировать единство творческой профессиональной индивидуальности на основе использования как традиционных, так и инновационных образовательных технологий.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию метод. семинара «Россия в болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2004.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

3. Колмогорова О.А., Орехова Т.Ф. Из опыта организации студенческого самоуправления // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 7. С. 41-51.

4. Московский педагогический государственный университет. Официальный сайт МПГУ. URL: Ы1р://мпгу.рф/ (дата обращения: 14.02.2017).

5. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Официальный сайт УрФу. URL: http://urfu.ru/ru/ (дата обращения: 22.01.2017).

6. Филимонова В.Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследования // Концепт. 2014. № 10. С. 51-55.

7. Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 5-13.

о §

го ср

Ч vo Ф О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.