педагогические науки
Чиркова Вера Михайловна РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ...
УДК 378: 811.161.1
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ
© 2017
Чиркова Вера Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры
«Русский язык и культура речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3; e-mail: michutka.2010@yandex.ru)
Аннотация. Данная статья посвящена весьма актуальной проблеме современного высшего профессионального образования - поиску новых методов работы с учащимися, которые способствовали бы развитию у них творческого потенциала. Для формирования творческой личности должны использоваться новые идеи, технологии и методы. Автор статьи отмечает тот факт, что в настоящее время методики, учебно-методические материалы, способствующие развитию творческих способностей, разработаны и широко применяются в учебном процессе. Однако потенциал дисциплины «Русский язык как иностранный» для развития творческих способностей в системе высшего профессионального образования не исследован в полной мере. Автором выявлена и обоснована необходимость использования данной дисциплины в процессе развития творческого потенциала иностранных учащихся. В статье предлагаются некоторые пути решения проблемы по развитию творческих способностей иностранных студентов путем приобщения их к различным внеаудиторным мероприятиям, проводимым на кафедре русского языка и культуры речи Курского государственного медицинского университета. Автор статьи акцентирует внимание на том, что участие иностранных студентов во внеаудиторных мероприятиях возможно не только на продвинутом этапе обучения, но и с начальным уровнем языковой подготовки.
Ключевые слова: профессиональное образование, русский язык как иностранный, иностранные студенты, творческие способности, творческий потенциал, внеаудиторная деятельность, мероприятие, саморазвитие.
DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE POTENTIAL IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
© 2017
Chirkova Vera Michailovna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department of «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: michutka.2010@yandex.ru)
Abstract. This article is devoted to a very topical problem of modern higher vocational education - the search for new methods of working with students, which would contribute to the development of their creative potential. In order to form a creative personality, new ideas, technologies and methods should be used. The author of the article notes the fact that present methods, educational materials, which promote the development of creative abilities, are developed and widely used in the educational process. However, the potential of the discipline Russian as a foreign language for the development of creative abilities in the system of higher professional education has not been fully explored. The author justified the necessity of using this discipline in the process of developing the creative potential of foreign students. The article suggests some ways of solving such a problem as developing the foreign student's creative abilities by familiarizing them with various out-of-class activities held at the Department of Russian Language and Culture of Speech at the Kursk State Medical University. The author of the article emphasizes that participation of foreign students in extracurricular activities is possible not only at the advanced stage of training, but also with the initial level of language training.
Keywords: professional education, Russian as a foreign language, foreign students, creative abilities, creative potential, out-of-class activities, event, self-development.
Развитие творческих способностей личности является одной из актуальнейших проблем современной педагогики, так как на сегодняшний день основной характер парадигмы педагогической системы высшего образования заключается в ориентации субъектов деятельности на творческий поиск.
Вести целенаправленную работу по развитию творческих способностей студентов, изучающих русский язык как иностранный (далее РКИ) во время их обучения в вузе чрезвычайно важно, поскольку данный процесс не только повышает общий уровень культуры учащихся, является одним из способов мотивации и пробуждения интереса к предмету, позволяет выявить индивидуальные качества каждого учащегося, но и, в итоге, помогает целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей на русском языке, что и является конечной целью изучения РКИ.
Изучением творческих способностей учащихся занимались отечественные и зарубежные исследователи, такие как Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин, Т. Бьюзен, А.А. Вербицкий, Г.И. Иванов, Б.И. Коротяев, Н.Ю. Посталюк, Ф.Л Ратнер [1-7].
Работа по развитию творческих способностей оказывает неоценимую помощь в осуществлении многих учебно-воспитательных задач, а также в достижении некоторых дидактических целей, которые ставит перед собой преподаватель, а именно, усвоение и закрепление материала, пройденного на аудиторных занятиях, систематизация знаний и самостоятельное овладение новыми
умениями и навыками, выработка способности к самостоятельной образовательной деятельности.
Условия, средства и методы развития творческих способностей раскрыты в работах А.В. Хуторского, М.М. Кашапова, А.А. Кирсанова, Т.Т. Сидельниковой, Г.А. Халюшовой, В.В. Хамматовой, М.А. Холодной, И.И. Игнатенко, О.В. Чаплыгиной, Д.В. Чернилевского, Э. Боно [8-18] и многих других исследователей [19-23]. Все авторы отмечают тот факт, что развитие творческой восприимчивости личности является одной из основных задач в подготовке специалиста любого профиля, однако, потенциал дисциплины РКИ для развития творческих способностей в системе высшего профессионального образования не исследован в полной мере.
Цель данной статьи - представить средства и методы развития творческого потенциала иностранных учащихся, которые можно использовать на занятиях по РКИ в неязыковом вузе.
В.М. Чиркова выделяет развитие творческого потенциала студента-медика в качестве одного из главных условий, способствующих активному изучению РКИ, в связи с тем, что развивающее обучение, в котором есть место для творчества отвечает образовательным, развивающим и воспитательным задачам профессиональной подготовки будущего специалиста, воспитывает личность с высоким уровнем инициативности, критичности и потребности в самоанализе и самосовершенствовании [24].
На основе многолетнего опыта работы в медицин-
Chirkova Vera Michailovna pedagogical
DEVELOPMENT OF STUDENTS ... sciences
ском вузе с иностранными студентами, изучающими РКИ, можно выделить два основных направления развития творческого потенциала данной группы учащихся: это аудиторная и внеаудиторная деятельность.
Несомненно, внеаудиторная деятельность содержит гораздо больший резерв для развития творческого потенциала студентов, нежели аудиторная, так как она не ограничена ни временем, ни тематикой и имеет большие возможности для осознания студентом себя как социокультурной личности, что ускоряет процесс его адаптации к жизни и обучению в российском вузе.
Понятие «внеаудиторная деятельность» широко используется в научно-педагогических источниках, но не имеет единственного общеустановленного толкования.
По нашему мнению, внеаудиторная деятельность, применительно к иностранным учащимся, изучающим РКИ - это особый вид креативной деятельности иностранного студента и преподавателя, направленной на приобретение иностранным учащимся новых знаний, умений и навыков по русскому языку, используемых в дальнейшем при обучении, а также вне учебного пространства.
Отличительными особенностями внеаудиторной работы, способствующими развитию творческого потенциала иностранных студентов, являются, во-первых, добровольное и активное участие студентов во внеаудиторной деятельности; во-вторых, выбор вида внеаудиторного мероприятия остается за учащимися, согласно их потребностям, уровню языковой подготовки, желаниям реализовать свои способности; в-третьих, преподаватель не оценивает успехи студентов, а выступает в качестве сподвижника, открывая для них новые возможности самореализации, самообразования и самоконтроля.
Роль преподавателя в этом процессе главенствующая, хотя самим субъектом деятельности выступает студент, но, именно педагог должен дать ему шанс раскрыться творчески, поверить в его способности, мотивировать и стимулировать его деятельность, создать ситуацию успеха и перейти от педагогического влияния на личностное взаимодействие.
С целью раскрытия творческих способностей студентов, формирования их социокультурной компетенции, совершенствования знаний по РКИ в Курском государственном медицинском университете на кафедре русского языка и культуры речи проводятся различные внеаудиторные мероприятия кафедрального, факультетского, университетского и межуниверситетского уровня.
В настоящее время в КГМУ получают высшее образование представители более чем сорока стран ближнего и дальнего зарубежья. Студенты всех стран проявляют интерес к творческим заданиям и вносят свой вклад в процесс подготовки внеаудиторных мероприятий.
Студенты из ближнего зарубежья более инициативны, что связано, прежде всего, с изначально высоким уровнем языковой подготовки. Тем не менее, учащиеся из Нигерии, Намибии, ЮАР, Индии, Бразилии, Малайзии, Шри-Ланки, Таиланда активно проявляют себя в различных мероприятиях.
Примерами кафедральных мероприятий, в которых с большим удовольствием принимают активное участие абсолютно все иностранные студенты, являются праздники, отмечаемые в России: Новый год, 8 марта, День Победы и другие, где учащиеся знакомятся с русскими национальными традициями и культурными ценностями, что способствует их более глубокому пониманию русского менталитета, снятия психологического барьера при общении с русскими людьми.
С целью коммуникативного сближения русских и иностранных студентов на кафедре русского языка было организовано заседание студенческого интернационального клуба «Мосты дружбы».
Встреча проходила в неформальной обстановке и приобрела характер широкого русского чаепития, на котором у иностранных учащихся была возможность не 96
только познакомиться со студентами из России, но и более подробно узнать о традициях и культуре страны, в которой они проживают.
Для студентов из Малайзии, Нигерии и Бразилии, которым трудно завязать знакомство с людьми из принимающей страны, было интересно увидеть своих русских коллег по учебе в неофициальной обстановке чаепития и узнать об этой традиции не из книг, кино и телевидения, а самим принять участие в данной церемонии.
Студенты факультета экономики и менеджмента рассказали о традиции чаепития на Руси, сделали не только видеопрезентацию, но и представили традиционные блюда русской кухни, которые подаются к чаю. В свою очередь иностранные учащиеся - члены международного клуба познакомили собравшихся со своей традиционной выпечкой: малазийскими печеньями кесари бхат и своеобразным местным аналогом «Рафаэлло» - онде-онде, а также нигерийскими оладьями акара. Именно на таких встречах происходит соединение изучения языка с досугом, что обеспечивает мотивацию учащихся к коммуникации вне учебного процесса.
Студенты узнают о культуре, истории и традициях России, представляют культуру своей страны, используя языковые средства русского языка в процессе коммуникации. Таким образом, за счет новой тематики и проблематики речевого общения, которое выходит за рамки учебных программ, происходит приобретение социокультурных знаний и умений, так необходимых в многонациональной аудитории.
Социокультурная компетенция играет одну из важнейших ролей при обучении иностранных учащихся, еще и потому что данный вид компетенции подразумевает преодоление ксенофобии и существующих стереотипов, а также воспитание толерантности к представителям другого языка и других культур.
По мнению М. В. Латухиной, социокультурная компетенция предполагает знание о том, что язык может быть средством передачи культурного опыта страны, отражением исторических изменений, а также знание норм речевого поведения в зависимости от коммуникативной ситуации [25].
Формированию социокультурной компетенции иностранных учащихся, изучающих РКИ, способствует знакомство с творчеством известных русских писателей и поэтов. В конце учебного года, в день рождения А.С. Пушкина, 6 июня проходят традиционные ежегодные «Пушкинские чтения», проводимые кафедрой русского языка и культуры речи и Центром культуры и досуга КГМУ.
Цель данного мероприятия не только порадовать зрителей интересной и разнообразной концертной программой, но и познакомить иностранных студентов с творчеством великого русского поэта, писателя и драматурга, имя которого связывают не только с привнесенным им богатейшим литературным наследием, но и со становлением современного национального языка как такового.
В «Пушкинских чтениях» участвуют не только учащиеся вуза, но также приглашаются курские школьники, у которых общение с иностранными студентами вызывает особый интерес.
Иностранные учащиеся также с большим желанием общаются с русскими школьниками, так как, во-первых, с ними проще вступить в коммуникацию, нежели со своими сверстниками - русскими студентами или преподавателями, а во-вторых, детская лексика проста в понимании, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда уровень знания русского языка не очень высок.
При невысоком уровне русского языка у студентов-иностранцев на начальной ступени обучения РКИ, тяжело планировать какие-либо мероприятия, требующие монологической или диалогической речи.
Огромной популярностью пользуются вечера, конкурсы и концерты, на которых иностранные учащиеся могут представить национальную культуру своей стра-Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Чиркова Вера Михайловна РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ...
ны, творчески проявить себя.
Творческий вечер, организованный студентами-нигерийцами и их преподавателями прошел в этом году на кафедре русского языка и культуры речи КГМУ 1 октября.
На нем присутствовали не только представители Нигерии, но и другие иностранные учащиеся, которые захотели узнать больше о традициях и обычаях этой африканской страны, которые отражаются в песнях, танцах, играх, стихах и сказках.
Студентами была подготовлена видеопрезентация на русском языке, рассказывающая о том, как в 1960 году Нигерия получила независимость от Великобритании и какую роль это сыграло в жизни населения и развития страны, а также об особенностях ежегодного празднования Дня независимости.
Чтобы презентация не была голословной, студенты не просто рассказали, а показали, как они отмечают этот государственный праздник. В завершении торжества зал превратился в импровизированный подиум, на который взошли обворожительные представительницы Нигерии в национальных костюмах из разных штатов федеративной республики.
Вовлеченность в такие мероприятия позволяет студентам переключить внимание, снять напряжение, избежать монотонности и однообразия учебного процесса, повысить уверенность в себе и своих творческих способностях.
Студенты-иностранцы старших курсов с более высоким уровнем коммуникативной компетенции имеют возможность поучаствовать в межуниверситетских мероприятиях, проводимых различными вузами страны. Уже четвертый год студенты, изучающие РКИ на кафедре русского языка и культуры речи КГМУ, участвуют в фестивалях дружбы, проводимых Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова.
В нем принимают участие студенты, магистранты, аспиранты и стажёры, изучающие РКИ в вузах России и за рубежом. Каждый год онлайн-фестиваль посвящается определенной тематике. В этом году седьмой онлайн-фестиваль дружбы «Красота родного края», посвященный Году экологии, проходит в несколько этапов.
Отборочный этап включал в себя конкурс сочинений на такие темы, как «Жемчужина нашего края», «Зелёные города», «Глазами очевидца», «Необычный питомец» и другие.
По результатам конкурса - отборочного этапа, проводимом на кафедре русского языка и культуры речи КГМУ, стали победителями первого тура 6 иностранных студентов из Малайзии, Бразилии и Индии. В своих работах они продемонстрировали хорошее владение русской письменной речью, живость и эмоциональность повествования, творческий подход к изложению материала.
Следующим этапом для студентов станет парад-презентация, которая будет проходить в режиме онлайн, и цель его - представить природное и культурно-языковое разнообразие родных стран учащихся.
Участие в подобных мероприятиях дает возможность проявить себя в различных жанрах, попробовать в новой роли, выразить свои чувства, эмоции и мысли, познакомиться с активными творческими студентами, изучающими РКИ, в других вузах.
Все сказанное выше позволяет резюмировать, что раскрытие творческого потенциала иностранных студентов является неотъемлемой частью их обучения РКИ, но являясь сложным и трудоемким процессом, требует высокого педагогического мастерства от преподавателя и способности к саморазвитию и самообучению от учащегося.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск.: Беларусь, 1994. 480 с._
2. Бьюзен Т. Супермышление пер. с англ. Е.А. Самсонов. 4-е изд. Мн.: Попурри, 2007. 320 с.
3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш.шк., 1991. 207 с
4. Иванов Г. И. Формулы творчества или как научиться изобретать. М.: Форум, 2016. 304 с.
5. Коротяев Б.И. Учение процесс творческий: Книга для учителя: из опыта работы. 2-е изд. доп. и испр. М.: Просвещение, 1989. 159 с.
6. Посталюк Н.Ю. Проявление творческого стиля деятельности на уровне субъекта творчества. Профессиональное образование // Казанский педагогический журнал. 1996. №2. С. 33-45.
7. Ратнер Ф.Л. Дидактические концепции и современные тенденции развития творческих способностей студентов в научной деятельности за рубежом: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 1997. 34с.
8. Хуторской A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003. 416 с.
9. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. М.: ПЕРСЭ, 2006. 688 с.
10. Кирсанов A.A. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Казань: КГУ, 1993. 224 с.
11. Сидельникова Т.Т. Инновации в обучении социальным и гуманитарным дисциплинам: вопросы теории и практики на примере курса «Политология»: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2009. 352 с.
12. Халюшова Г.А. Развитие лингвистической креативности студента университета: дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 198 с.
13. Хамматова В.В. Формирование творческих способностей студентов в условиях технологического вуза. Казань: КГУ, 2004. 167 с.
14. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб: Питер, 2002. 272 с.
15. Игнатенко И.И. Раскрытие творческого потенциала личности студентов в процессе изучения иностранного языка: дис. канд. пед. наук. М.: 2006. 164 с.
16. Чаплыгина О.В. Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (на примере изучения иностранного языка): дис. канд. пед. наук. Курск, 2003. 163 с.
17. Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. Учебное пособие для ВУЗов. М.: МГТА, 2001. 301 с.
18. Боно Э. Серьезное творческое мышление: пер.с англ. Д.Я. Онацкая. Мн.: Попурри, 2005. 416 с.
19. Стаценко Е.Р. Развитие творческой активности студентов вуза как педагогическая проблема // Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16). С. 194-198.
20. Вострокнутов Е.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-творческих компетенций студентов технического вуза в научно-исследовательской деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 102-107.
21. Белова Т.В., Ефимова Е.А. Формирование творческой самореализации будущего педагога как одно из условий адаптации к профессиональной педагогической деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 27-30.
22. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 111113.
23. Степина Н.В. Коммуникативная креативность как способность к творческому общению в управлении хоровым коллективом // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 168-170.
24. Чиркова В.М. Развитие аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного при подготовке к клинической прак-
pedagogical sciences
тике : дис. канд. пед. наук. Курск, 2011. 233 с.
25. Латухина М. В. Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому языку // Молодой ученый. 2014. №20. С.725-727.
Статья поступила в редакцию 12.10.2017 Статья принята к публикации 26.12.2017
Chirkova Vera Michailovna DEVELOPMENT OF STUDENTS ...
98
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)