на особенную важность для подростков-сирот сексуального аспекта образа Я, признание ими сексуальной привлекательности как наиважнейшей составляющей собственной ценности, что, по мнению исследователей, может приводить к искажению формирования гендерной идентичности.
В исследованиях представлений подростков-сирот о мужчинах и женщинах Т. И. Юферевой [6] выявлена общая закономерность: более развернутыми, эмоционально насыщенными, содержательными являются отрицательные эталоны мужчин и женщин, в то время как положительные эталоны бедны и схематичны. К положительным эталонам относятся лишь требования к внешности и некоторые моральные нормы. Отрицательные эталоны включают в себя указания на нездоровый образ жизни, плохое выполнение родительских обязанностей и, скорее всего, строятся на основе отцовской и материнской модели.
Литература
1. Некрасов М. Г. Особенности половой идентификации подростков в учреждениях интернатного типа // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: сб. науч. тр. / Под ред. В. С. Мухиной. М., 1992. С. 180-192.
2. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства: учеб. пособие. СПб., 2005. 400 с.
3. Семья Г. В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2004. 350 с.
4. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. М.: АСТ. Харвест, 1998.
5. Сопровождение социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: региональный опыт: монография / под общ. ред. Г. И. Симоновой. Киров: ООО «Издательство Радуга-ПРЕСС», 2015. 185 с.
6. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии, 1985. № 3. С. 84-90.
К вопросу о проблемах патриотического воспитания молодежи
1 2 Воронина О. А. , Волченкова Е. В.
1Воронина Ольга Александровна / Voronina Olga Aleksandrovna - кандидат психологических
наук, доцент;
2Волченкова Елена Валерьевна / Volchenkova Elena Valerievna - кандидат педагогических наук,
доцент,
кафедра социальной работы и молодежной политики, Вятский государственный университет, г. Киров
Аннотация: в статье представлен анализ проблем патриотического воспитания молодежи.
Ключевые слова: молодежь, патриотизм, духовно-нравственное воспитание.
Развитие гражданственности и патриотизма молодежи в современной России является важнейшим фактором обеспечения безопасности и стабильного развития страны. Безучастность подрастающего поколения к решению социальных проблем, подверженность влиянию экстремистских объединений - показатель недостаточной работы в области патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи [1, с. 115-116].
К основным проблемам патриотического воспитания молодежи относятся следующие. 1. Слабая материально-техническая база патриотического воспитания. Прежде всего, недостаточное финансирование на региональном и муниципальном уровне мероприятий
патриотической направленности. Остро стоит проблема получения помещений. Так, военно-патриотические клубы при аренде помещений для занятий вынуждены участвовать в конкурсе на их аренду наравне с коммерческими организациями.
2. Нехватка квалифицированных кадров. В условиях проявления экстремистских настроений; искажения и фальсификации истории Отечества; пропаганды образцов массовой культуры, основанных на демонстрации насилия, остро стоит проблема повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов и руководителей образовательных и других учреждений, общественных организаций.
3. Недостаточное методическое обеспечение руководителей патриотических объединений, клубов и поисковых отрядов. Так, например, в школах зачастую наблюдается бессистемный характер патриотического воспитания, преобладание вербальных форм и методов воспитания. В решении научно-методических проблем важными направлениями выступают:
1) использование интерактивных форм, методов и технологий обучения детей и молодежи;
2) междисциплинарная интеграция знаний на уроках в школе;
3) систематизация и распространение передового педагогического опыта патриотического воспитания.
4. Несовершенство нормативно-правового обеспечения гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи.
5. Низкий уровень информированности населения о реализуемых мероприятиях патриотической направленности. Патриотизм в первую очередь должен проявляться в патриотических поступках, социальной активности самой личности. В процессе патриотического воспитания должна формироваться гражданская ответственность как стремление и умение оценивать собственное поведение, соизмерять свои поступки с принятыми в обществе нормами и законами, соотносить свои потребности с реальными возможностями и интересами государства, общества и личности. Гражданственность и патриотизм должны быть потребностью конкретного молодого человека.
6. Отсутствие механизмов консолидации деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных и других общественных организаций, творческих союзов, предпринимателей по решению проблем патриотического воспитания.
7. Важной проблемой в области патриотического воспитания является определение места и роли семьи в обозначенном процессе. Так, согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» субъектами патриотического воспитания выступают государственные органы и общественные организации. Однако современные реалии говорят о том, что эффективность патриотического воспитания детей и молодежи в значительной степени зависит от семьи, где ребенок обретает любовь к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде; усваивает социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях.
Таким образом, решение проблем патриотического воспитания подрастающего поколения включает в себя совершенствование содержания, методики нормативно-правового обеспечения гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи; развитие социальной инфраструктуры; осознание места и роли семьи в формировании патриотических ценностных ориентаций.
Литература
1. Теория и практика работы с молодежью: учебное пособие / Е. В. Волченкова,
О. А. Воронина, М. И. Лучинина. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. 211 с.