Научная статья на тему 'Научно-методический анализ практики гражданского воспитания на современном этапе: состояние, проблемы'

Научно-методический анализ практики гражданского воспитания на современном этапе: состояние, проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / CITIZEN / CIVIL EDUCATION / CIVIC CONSCIOUSNESS / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Ирина Александровна

Основной целью исследования является обобщение опыта гражданского воспитания в разных регионах Российской Федерации на основе научно-методического анализа программ гражданского воспитания. В статье отражены наиболее значимые аспекты проведенной работы: охарактеризованы цели, принципы, методы гражданского воспитания; выявлены традиционные и инновационные методы, сделаны выводы о специфике и проблемах гражданского воспитания на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODICAL ANALYSIS OF PRESENT-DAY CIVIL EDUCATION PRACTICE: STATE, PROBLEMS

Results of the analysis and synthesis of experience of civil education in different regions of the Russian Federation are presented in the article. Civil education curricula have been the subject of scientific and methodical analysis. Certain purposes, principles, conditions, methods and age differentiation of civil education were structural units of the analysis. Studying and synthesis of mass experience of civil education has allowed to characterize the current state and problems of civil education.

Текст научной работы на тему «Научно-методический анализ практики гражданского воспитания на современном этапе: состояние, проблемы»

DOI 10.23859/1994-0637-2018-3-84-20 УДК 376.6

Макеева Ирина Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент, Вологодский государственный университет (Вологда, Россия) E-mail: Irinadarina4@yandex.ru

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. Основной целью исследования является обобщение опыта гражданского воспитания в разных регионах Российской Федерации на основе научно-методического анализа программ гражданского воспитания. В статье отражены наиболее значимые аспекты проведенной работы: охарактеризованы цели, принципы, методы гражданского воспитания; выявлены традиционные и инновационные методы, сделаны выводы о специфике и проблемах гражданского воспитания на современном этапе.

Ключевые слова: гражданин, гражданское воспитание, гражданственность, патриотизм

© Макеева И.А., 2018

Makeeva Irina Aleksandrovna

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vologda State University (Vologda, Russia) E-mail: Irinadarina4@yandex.ru

SCIENTIFIC AND METHODICAL ANALYSIS OF PRESENT-DAY CIVIL EDUCATION PRACTICE: STATE, PROBLEMS

Abstract. Results of the analysis and synthesis of experience of civil education in different regions of the Russian Federation are presented in the article. Civil education curricula have been the subject of scientific and methodical analysis. Certain purposes, principles, conditions, methods and age differentiation of civil education were structural units of the analysis. Studying and synthesis of mass experience of civil education has allowed to characterize the current state and problems of civil education.

Keywords: citizen, civil education, civic consciousness, patriotism

Введение

Актуальность изучения опыта гражданского воспитания объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, гражданское воспитание в настоящее время является наиболее востребованным направлением воспитательной деятельности, что находит подтверждение в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней, определяющих социальный заказ общества в области образования и воспитания. Во-вторых, изучение опыта имеет прогностическое значение, помогает выявлять наиболее релевантные сегодняшнему дню методы и формы воспитания гражданина, позволяет охарактеризовать состояние и перспективы гражданского воспитания, оценить его эффективность.

Предметом научно-методического анализа выступили программы гражданского воспитания, реализуемые в образовательных организациях и организациях для детей, оставшихся без попечения родителей (далее - ЦПДС), за период с 2005 по 2017 гг. Анализ

осуществлялся с целью определения общей направленности воспитательной работы, целевых установок, выявления спектра методических ресурсов. В качестве структурных единиц анализа программ выделены: цели, задачи, принципы, условия, методы гражданского воспитания, возрастная дифференциация.

Можно констатировать, что в практике работы всех изученных организаций (170 организаций из 20 субъектов Российской Федерации) разработаны и реализуются либо самостоятельные программы гражданского воспитания, либо гражданское воспитание рассматривается как составная часть общей программы развития и воспитания.

Основная часть

Большинство рассмотренных программ имеют комплексно-интегративный характер и включает компоненты духовно-нравственного (воспитание нравственных чувств и этического сознания; формирование адекватной моральной самооценки), патриотического и военно-патриотического (воспитание любви к Родине, верности конституционному и воинскому долгу), гражданско-правового (формирование правовой и политической культуры), трудового (воспитание трудолюбия), валеологиче-ского (формирование ценностного отношения к здоровью), экологического (формирование ценностного отношения к природе) воспитания.

Целевые ориентиры программ гражданского воспитания во многом идентичны, формулировка целей согласована с установками, содержащимися в нормативно-правовых документах, и отражает общую направленность политики государства в области гражданского становления подрастающего поколения. По целевым установкам можно выделить две группы программ: в программах первой группы в качестве ведущих целей гражданского воспитания выделяются развитие гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование основ российской гражданской идентичности; в программах второй группы акцентируется внимание на воспитании личности гражданина многосторонне развитого в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях, разумно сочетающего личные и общественные интересы. Существенного противоречия в целеполагании нет, однако считаем, что формирование гражданственности является не целью, а результатом гражданского воспитания. Рассматриваем гражданственность как сложно структурированное интегративное развивающееся мета-качество и одновременно отражающее сформированность комплекса личностных характеристик гражданина (патриотизм, гражданское самосознание, гражданская ответственность, целеустремленность, самостоятельность, организованность, трудолюбие и др.), обеспечивающих готовность к реализации гражданского долга [1].

Формулировка задач гражданского воспитания более вариативна, отражает региональную специфику (историко-культурные особенности), этнические и конфессиональные характеристики, особенности контингента обучающихся. Анализ задач, представленных в изученных программах, показывает, что они ориентированы на формирование гражданственности и отражают в той или иной степени все ее структурные компоненты [2].

Соотношение компонентов гражданственности и задач гражданского воспитания, реализуемых в педагогической практике, представлено в таблице.

Таблица

Соотношение компонентов гражданственности и задач гражданского воспитания

Компоненты гражданственности Характеристика задач, представленных в программах гражданского воспитания (*приведено в оригинальных формулировках)

Когнитивный компонент: предполагает освоение исторических, правовых, этических знаний, необходимых для формирования гражданской позиции личности - формирование представлений о правах и свободах человека; - изучение Конституции РФ, правовых норм в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов; - получение знаний об истории и культуре Отечества, родного края, школы

Ценностный компонент: предполагает наличие гражданских ценностей, идеалов, ценностного отношения к государству, обществу и другим людям - воспитание ценностного отношения к своему национальному языку, культуре, отношения к старшему поколению, семье, природе, историческим ценностям, исторической памяти поколений; - формирование общечеловеческих ценностей; - воспитание на основе ценностей христианской морали (различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро); - осознание ценности патриотизма (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); закона и правопорядка, правового государства, гражданского общества, долга перед Отечеством, межэтнического мира, свободы совести и вероисповедания

Мотивационный компонент: предполагает сформирован-ность мотивов гражданского поведения, установок на субъектное гражданское поведение - формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; - формирование национального, правового, патриотического самосознания; - развитие потребности в самосовершенствовании, самореализации и готовности к выполнению различных функций в обществе

Эмоциональный компонент: предполагает развитость гражданских чувств, позитивно-эмоциональное отношение к Отечеству и социально-значимой деятельности на благо государства - воспитание патриотов России, обладающих чувством национальной гордости; - воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, своей Родине, традициям, обычаям своего народа; - воспитание уважения к вооруженным силам России

Деятельностный компонент: предполагает проявление самостоятельности, гражданской ответственности, активности; выполнение гражданского долга - воспитание гражданина, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности и общества; - формирование активной гражданской позиции; - воспитание умения противостоять негативному влиянию, умения делать правильный, социально-одобряемый выбор

Следующая единица анализа - принципы гражданского воспитания. Проведенный анализ выявил отсутствие единых подходов, позиций педагогов разных регионов к определению и трактовке принципов гражданского воспитания. Обобщив со-

держательные формулировки, условно можно выделить две группы принципов гражданского воспитания.

Первая группа отражает общие подходы к осуществлению гражданского воспитания. Это принципы целостно-смыслового равенства, гуманизма, научности, целостности, системности, непрерывности, последовательности, преемственности воспитательного процесса.

Вторая группа принципов характеризует условия (социально-психологические, организационные, технологические и т.д.), обеспечивающие эффективность процесса гражданского воспитания. К ним мы отнесли принципы природосообразности, интеграции и координации, сочетания педагогического управления и самоуправления, воспитания в деятельности.

Принцип природосообразности формулируется достаточно вариативно, как принцип человекосообразности, принцип адресности, однако его содержание понимается традиционно и подразумевает учет половозрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. Следует отметить, что «личностный компонент» данного принципа в программах гражданского воспитания отдельных организаций рассматривается как самостоятельный принцип -принцип педагогической поддержки индивидуальности, или принцип дифференциации и индивидуализации. Акцентируется внимание на необходимости ориентированности гражданского воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности, что обусловливает вариативность работы, создание условий для выбора форм участия в гражданской деятельности.

Принцип интеграции и координации предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех субъектов гражданского воспитания, что обеспечивает согласованность и целостность воспитательного процесса.

Формулировка принципа сочетания педагогического управления и самоуправления имеет достаточно большое количество вариаций, таких как сочетание педагогического управления с развитием инициативы, самостоятельности, мотивированности, рефлексивности, социальной активности, готовности к взаимодействию. Однако содержательные его характеристики схожи и сводятся к необходимости активного участия детей в решении вопросов жизнедеятельности коллектива, развития детского самоуправления, создания ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений, поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей.

Встречаются своеобразные трактовки данного принципа, например, как принципа «стимулирования социальных проб» (специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №79 г. Рыбинска); как «принципа диалогичности» (Центр содействия семейному воспитанию №6 г. Санкт-Петербурга, ЦПДС г. Курска) [3], [4], [5].

Принцип гражданского воспитания в деятельности (деятельностный подход) предполагает формирование гражданского опыта детей и подростков посредством включения в различные виды социальной, информационной, коммуникативной общественно-полезной и личностно-значимой деятельности, что способствует форми-

рованию ключевых гражданских компетенций, стимулированию процесса личностного самосовершенствования [6], [7].

Таким образом, формулировки и комплекс принципов гражданского воспитания, представленные в программах гражданского воспитания различных организаций, отличаются определенной вариативностью, что свидетельствует о стремлении авторов смоделировать программу, опираясь на свое понимание педагогической теории, практики, опыт работы. Однако следует отметить, что по существу многообразие принципов укладывается в традиционные методологические подходы (личностный, деятельностный, гуманистический, системный, рефлексивный) и ведущие принципы воспитательной деятельности (природосообразности, субъектности, сочетания педагогического управления и самоуправления, воспитание в деятельности).

Анализ программ позволил выявить целый комплекс условий, необходимых для эффективного формирования гражданственности. Наиболее значимыми, по мнению педагогов, являются следующие: осуществление гражданского воспитания на основе историко-культурного наследия России; сотрудничество школы с семьей и другими социальными институтами, что обеспечивает создание единого воспитательного пространства; учет региональных особенностей, специфики «малой Родины», привлечение обучающихся к краеведческой деятельности; освоение новых продуктивных методов обучения и воспитания.

Успешность гражданского воспитания во многом зависит от целесообразности и оптимальности выбора методов воспитательного воздействия. Анализ программ показал, что наиболее распространенными, можно сказать, «базовыми» методами гражданского воспитания являются: тематические классные часы, беседы («Памятные страницы моей Родины», «На братских могилах не ставят крестов...», «Этих дней не смолкнет слава» и др.); встречи с интересными людьми (ветеранами, тружениками тыла, сотрудниками силовых структур); военно-патриотические, военно-спортивные игры («Зарница», «Школа выживания», «День призывника» и др.); тематические выставки и конкурсы рисунков («Память жива», «Был день Победы»), конкурсы патриотической песни.

Можно констатировать, что в воспитательной деятельности реализуются методы, которые зарекомендовали себя еще в советской педагогической практике. Помимо встреч с интересными людьми, в качестве примера можно привести такие формы работы, как «Вахта памяти», «Уроки мужества», шефская помощь ветеранам, которая из тимуровской работы трансформировалась в волонтерскую деятельность. В практике работы образовательных организаций активно используется потенциал музейной и краеведческой деятельности. Имеет место региональная специфика -например, религиозная направленность воспитательной деятельности в целом и гражданского воспитания, в частности, в Чеченской республике (проведение конкурсов на лучшее чтение сур из Корана, организация паломничества по святым местам).

Анализ и обобщение педагогического опыта позволяет говорить о многообразии форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности гражданского воспитания. Следует отметить, что методы гражданского воспитания полифункциональны, так как «работают» на формирование гражданского сознания, способствуют мотивации гражданского поведения, выступают как способы организации гражданской деятельности, имеют интерактивный характер, что позволяет развивать навыки работы в команде (например, в гражданских акциях, проектах),

формировать опыт гражданского взаимодействия, необходимый в дальнейшей профессиональной и социальной деятельности.

Изучение программ гражданского воспитания показало, что комплекс используемых методов практически не имеет возрастной дифференциации, педагоги применяют одинаковый методический инструментарий в работе с разными возрастными группами. В ряде изученных программ объектом гражданского воспитания выступают все обучающиеся с 1 по 11 классы, некоторые программы вообще не содержат указания на возрастную дифференциацию. Следует отметить, что данный компонент часто лишь формально присутствует в программах, при этом не раскрывается специфика содержания работы с детьми разных возрастов. Между тем, существенным моментом воспитательного воздействия является его последовательность, согласованность и преемственность действий на новом этапе с результатами, полученными на предыдущем этапе.

Выводы

Таким образом, изучение массового опыта гражданского воспитания показывает, что существенным недостатком является определенная шаблонность воспитательной работы, слабая преемственность и согласованность различных педагогических воздействий и вытекающие отсюда прерывистость и незавершенность данного процесса. Педагогами практически не используются личностно-ориентированные методы, приоритет отдается групповым и коллективным формам работы. Мероприятия, как правило, рассчитаны на весь коллектив без учета интересов и уровня сформированности гражданственности у группы детей или отдельного ребенка, поэтому их участие может ограничиваться фактом присутствия, какими-либо внешними проявлениями. Присутствует в практике гражданского воспитания некая показательность, ориентация на внешнюю презентабельность мероприятий (проведение мероприятий к памятным датам, чествование ветеранов), оставляя нетронутой всю сложность современной социально-политической и социально-культурной ситуации. Кроме того, не выявлено форм и методов гражданского воспитания, ориентированных на вовлечение семьи и ближайшего окружения ребенка в воспитательный процесс, совместное проведение мероприятий гражданской направленности.

Результаты проведенного научно-методического анализа позволяют назвать ряд проблем в методическом обеспечении и организации воспитательной работы по гражданскому воспитанию, а именно: данное направление воспитательной работы не имеет системно разработанного методического обоснования и строится главным образом на традициях и эмпирическом опыте; в содержании программ проявляется несогласованность заявленных принципов и методов работы; наблюдается диспропорция между формально-рациональным и ценностно-эмоциональным началами в гражданском воспитании.

Литература

1. Макеева И.А., Зауторова Э.В. Гражданственность как междисциплинарная категория и интегративная характеристика личности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. №3 (35). С. 94-99.

2. Макеева И.А. Музейно-педагогические аспекты гражданского воспитания. Вологда, 2016. 234 с.

3. Программа воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. URL: http://zakgo.ru/organization/view/215226\

4. Программа развития на 2016-2020 гг. URL: http://www.susocds1.ru/uchebno-vospitatelnaya-rabota

5. Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников. URL: inter-nat2.ucoz.net>docs/Vospitanie/duh_nrav.doc

6. Программа дополнительного образования «Я - человек и гражданин». URL: http://det-dom-2.umi.ru/programmy/\

7. Комплексно-целевая программа по формированию гражданской компетентности школьников. URL: https://oshkole.ru/orgs/168/

References

1. Makeeva I.A. Grazhdanstvennost' kak mezhdisciplinarnaia kategoriia i integrativnaia harakte-ristika lichnosti [Civic consciousness as cross-disciplinary category and integrative characteristic of the personality]. Vestnik instituía: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [Bulletin of institute: crime, punishment, correction], 2016, no. 3 (35), pp. 94-99.

2. Makeeva I.A. Muzeino-pedagogicheskie aspekty grazhdanskogo vospitaniia: monografiia [Museum and pedagogical aspects of civil education]. Vologda, 2016. 234 p.

3. Programma vospitaniia detei-sirot i detei, ostavshihsia bez popecheniia roditelei [Program of education of orphan children and children without parental support]. Available at: http://zakgo.ru/organization/view/215226V Html

4. Programma razvitiia na 2016-2020 gg. [The program of development for 2016-2020]. Available at: http://www.susocds1.ru/uchebno-vospitatelnaya-rabota. Html

5. Programma duhovno-nravstvennogo vospitaniia i razvitiia vospitannikov [Program of spiritual and moral education and development of pupils]. Available at: intenat2.ucoz.net>docs /Vospitanie/duh_nrav.doc. Html

6. Programma dopolnitel'nogo obrazovaniia «Ia - chelovek i grazhdanin» [The program of additional education «I am a person and the citizen»]. Available at: http://det-dom-2.umi.ru/programmy/\. Html

7. Kompleksno-celevaia programma po formirovaniiu grazhdanskoi kompetentnosti shkol'nikov [Complex and target program for formation of civil competence of school students]. Available at: https://oshkole.ru/orgs/168/. Html

Для цитирования: Макеева И.А. Научно-методический анализ практики гражданского воспитания на современном этапе: состояние, проблемы // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №3(84). С. 152-158. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-3-84-20

For citation: Makeeva I.A. Scientific and methodical analysis of present-day civil education practice: state, problems. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 3 (84), pp. 152-158. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-3-84-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.