Научная статья на тему 'Проблема полоролевой идентификации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Проблема полоролевой идентификации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
577
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТЫ / ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волченкова Елена Валерьевна

В статье представлен анализ исследований, посвященных проблеме полоролевой идентификации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Показаны возможные причины нарушения процесса полоролевой идентификации воспитанников учреждений интернатного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема полоролевой идентификации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАКИ

Проблема полоролевой идентификации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Волченкова Е. В.

Волченкова Елена Валерьевна / Volchenkova Elena Valerievna - кандидат педагогических наук,

доцент,

кафедра социальной работы и молодежной политики, Вятский государственный университет, г. Киров

Аннотация: в статье представлен анализ исследований, посвященных проблеме полоролевой идентификации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Показаны возможные причины нарушения процесса полоролевой идентификации воспитанников учреждений интернатного типа. Ключевые слова: сироты, полоролевая идентификация.

Полоролевая идентификация представляет собой процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное ролевое поведение [4].

Нарушения в полоролевой идентификации приводит к трудностям в процессе социализации, в установлении взаимоотношений с противоположным полом, а также к искаженному восприятию себя как будущего супруга и родителя [5]. У детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, отсутствует адекватная модель женского и мужского полоролевого поведения, что зачастую нарушает процесс половой идентификации и сказывается на развитии «Я-концепции».

М. Г. Некрасов исследовал особенности полоролевой идентификации и показал специфику искажений, возникающих у подростков - воспитанников детских домов и интернатов. Выявлено, что неадекватность половой идентификации у мальчиков проявляется сильнее и выражается в сочетании подчеркнутой агрессивности, грубости поведения с обостренной потребностью во внимании и чуткости. Это обусловлено тем, что у девочек спектр для выбора объекта идентификации в условиях интерната оказывается шире, а для мальчиков же в роли подобных объектов выступают старшие подростки [1].

Г. В. Семья тоже указывает на отсутствие знаний о различиях полов, смутное представление подростков-сирот о своей будущей половой роли в семье, затрудненное формирование полоролевых нормативных ориентаций. Г. В. Семья также обращает внимание на малое количество или полное отсутствие мужского персонала в сиротских учреждениях, что является фактором нарушения полоролевой идентификации воспитанников [3].

А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых рассмотрели процесс формирования у воспитанников детских домов гендерной идентичности и причин нарушений данного процесса [2]. Авторы отмечают, что у детей-сирот в дошкольном возрасте отмечается неразвитость ролевой игры, что не дает им возможности осваивать гендерные роли и модели поведения, соответствующие им. Кроме того, в качестве факторов, осложняющих формирование гендерной идентичности, А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых выделяют предлагаемые воспитателями-женщинами досуговые занятия, которые, как правило, носят исключительно «женский» характер (вышивание, вязание).

Авторы подчеркивают необходимость введения в детских домах занятий, развивающих у мальчиков и девочек эстетический вкус, что позволит им адекватными средствами подчеркивать свою внешнюю привлекательность. Также авторы указывают

на особенную важность для подростков-сирот сексуального аспекта образа Я, признание ими сексуальной привлекательности как наиважнейшей составляющей собственной ценности, что, по мнению исследователей, может приводить к искажению формирования гендерной идентичности.

В исследованиях представлений подростков-сирот о мужчинах и женщинах Т. И. Юферевой [6] выявлена общая закономерность: более развернутыми, эмоционально насыщенными, содержательными являются отрицательные эталоны мужчин и женщин, в то время как положительные эталоны бедны и схематичны. К положительным эталонам относятся лишь требования к внешности и некоторые моральные нормы. Отрицательные эталоны включают в себя указания на нездоровый образ жизни, плохое выполнение родительских обязанностей и, скорее всего, строятся на основе отцовской и материнской модели.

Литература

1. Некрасов М. Г. Особенности половой идентификации подростков в учреждениях интернатного типа // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: сб. науч. тр. / Под ред. В. С. Мухиной. М., 1992. С. 180-192.

2. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства: учеб. пособие. СПб., 2005. 400 с.

3. Семья Г. В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2004. 350 с.

4. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. М.: АСТ. Харвест, 1998.

5. Сопровождение социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: региональный опыт: монография / под общ. ред. Г. И. Симоновой. Киров: ООО «Издательство Радуга-ПРЕСС», 2015. 185 с.

6. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии, 1985. № 3. С. 84-90.

К вопросу о проблемах патриотического воспитания молодежи

1 2 Воронина О. А. , Волченкова Е. В.

1Воронина Ольга Александровна / Voronina Olga Aleksandrovna - кандидат психологических

наук, доцент;

2Волченкова Елена Валерьевна / Volchenkova Elena Valerievna - кандидат педагогических наук,

доцент,

кафедра социальной работы и молодежной политики, Вятский государственный университет, г. Киров

Аннотация: в статье представлен анализ проблем патриотического воспитания молодежи.

Ключевые слова: молодежь, патриотизм, духовно-нравственное воспитание.

Развитие гражданственности и патриотизма молодежи в современной России является важнейшим фактором обеспечения безопасности и стабильного развития страны. Безучастность подрастающего поколения к решению социальных проблем, подверженность влиянию экстремистских объединений - показатель недостаточной работы в области патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи [1, с. 115-116].

К основным проблемам патриотического воспитания молодежи относятся следующие. 1. Слабая материально-техническая база патриотического воспитания. Прежде всего, недостаточное финансирование на региональном и муниципальном уровне мероприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.