Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОБЕЛАХ И КОЛЛИЗИЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПРОБЕЛАХ И КОЛЛИЗИЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
высшее образование / образовательные программы / финансирование / правовое регулирование / higher education / educational programs / financing / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хусаинова Шахнура Маноновна

В статье анализируются проблемы и рассматриваются коллизии правового регулирования высшего образования. Во многом данное несовершенство автор объясняет отказом Российской Федерации от беспрекословного следования Болонским соглашениям, отказом от навязываемой западными партнёрами политизации образования, переориентирование научных и образовательных приоритетов на диалог с дружественными странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes the problems and considers the conflicts of legal regulation of higher education in the article. In many ways, this imperfection is explained by the refusal of the Russian Federation to unquestioningly follow the Bologna Agreements, the rejection of the politicization of education imposed by Western partners, the reorientation of scientific and educational priorities to dialogue with friendly countries.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОБЕЛАХ И КОЛЛИЗИЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 347 ББК 67.404

Шахнура Маноновна Хусаинова

Заведующая кафедрой «Правоведение»

Института экономики и торговли Таджикского коммерческого университета в Худжанде

khusainova81@mail.ru

735700, Республика Таджикистан, г. Худжанд, проезд Мавлонбекова, 1

К ВОПРОСУ О ПРОБЕЛАХ И КОЛЛИЗИЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье

анализируются проблемы и

рассматриваются коллизии правового регулирования высшего образования. Во многом данное несовершенство автор

объясняет Федерации следования отказом от партнёрами

отказом Российской от беспрекословного Болонским соглашениям, навязываемой западными политизации образования, переориентирование научных и образовательных приоритетов на диалог с дружественными странами.

Ключевые слова: высшее образование, образовательные

программы, финансирование, правовое регулирование.

Sh.M. HUSAINOVA, Head of the Department of «Jurisprudence» Institute of Economics and Trade Tajik Commercial University in Khujand, khusainova81@mail. ru 735700, Republic of Tajikistan, Khujand, Mavlonbekov passage, 1

ON THE ISSUE OF GAPS AND CONFLICTS IN THE LEGAL REGULATION OF HIGHER EDUCATION

Annotation. The author analyzes the problems and considers the conflicts of legal regulation of higher education in the article. In many ways, this imperfection is explained by the refusal of the Russian Federation to unquestioningly follow the Bologna Agreements, the rejection of the politicization of education imposed by Western partners, the reorientation of scientific and educational priorities to dialogue with friendly countries.

Key words: higher education, educational programs, financing, legal regulation.

На сегодняшний день нормативно-правовое регулирование высшего образования определённо далеко от своего совершенства. Во многом данное несовершенство объясняется отказом Российской Федерации от беспрекословного следования Болонским соглашениям, отказа от навязываемой западными партнёрами политизации образования, переориентирование научных и образовательных приоритетов на диалог с дружественными странами (Беларусь, Индия, Китай, Монголия).

Однако упомянутые обстоятельства являются мотиватором грядущих перемен в высшем образовании и зачастую не соотносятся с существующими пробелами и коллизиями нормативно-правового регулирования.

Действующее федеральное законодательство устанавливает государственное задание в виде объёма финансового обеспечения реализации образовательной программьп. Формула расчёта финансового обеспечения реализации образовательной программы устанавливается актами Правительства и включается в себя: «нормативные затраты на оказание государственных услуг, нормативные затраты, связанные с выполнением работ, затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения».

В то же время такие государственные гарантии как обеспечение учащихся транспортом, психолого-педагогическая, социальная и медицинская помощь не расцениваются законодателем как составные части формулы расчёта объёма финансового обеспечения выполнения государственного задания. Невключение данных затрат в формулу расчёта может привести как к фактическому отсутствию финансового обеспечения реализации законных прав учащихся

1 Статья 99 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012. —№ 53 (ч. 1). — ст. 7598.

2 Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (ред. от 05.08.2022) «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с «Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания») // «Собрание законодательства РФ», 13.07.2015. — № 28. — ст. 4226.

(например, на оказание первой медицинской помощи в случае получения травмы в учебном заведении), так и к нецелевому расходованию бюджетных средств [1, с. 279].

Ещё одним ощутимым пробелом нормативно-правового регулирования высшего образования является отсутствие закрепления в действующем федеральном законодательстве — Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании») — дефиниции дистанционных образовательных технологий. В 2020 году в период распространения новой короновирусной инфекции (СОУГО-19)1 возникла проблема отсутствия регламентации на федеральном (вневедомственном) уровне как процедуры введения дистанционного обучения, так и особенностей осуществления самого дистанционного образовательного процесса. В ст. 13 ФЗ «Об образовании» также отсутствует классификация допустимых к применению видов дистанционных образовательных технологий. Кроме того, данный нормативный правовой акт не содержит в себе ограничений на применение дистанционного обучения в отношении ряда специальностей и профессий, обучение которым предполагает исключительно очный формат обучения. Представляется, что к данному перечню профессий в первую очередь необходимо отнести сотрудников МЧС, а также медицинских работников [2, с. 26].

Ещё одной немаловажной коллизией нормативно-правового регулирования выступает действующая формулировка п. 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании», согласно которой: «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам». Ряд теоретиков высказывают в своих научных трудах позицию, согласно которой получение именно педагогического профиля образования является наиболее существенной гарантией компетентности педагогических кадров [3].

Таким образом можно сделать о вывод о наличии ряда существенных коллизий и пробелов (не смотря на первоначально высокий уровень качества проработки нормативно-правовых актов) в действующем законодательстве, регулирующем различные аспекты высшего образования и научно -исследовательской деятельности.

1 Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19)» // «Собрание законодательства РФ», 06.04.2020. — № 14 (часть I). — ст. 2082.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Образовательное право: учебник для вузов / А.И. Рожков [и др.]; под редакцией А.И. Рожкова, В.Ю. Матвеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2022. — 376 с.

2. Васильева О.Н. Применение дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания юридических дисциплин // Юридическое образование и наука. 2021. № 4. С. 25-27.

3. Отдельные аспекты правового регулирования образовательной деятельности в Российской Федерации Видясова И.Г.; Худойкина Т.В.// Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021 [Электронный документ]. — URL: https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63 (дата обращения: 25.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.