Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономика / предпринимательство / политика / государственное регулирование / правовое обеспечение / риск / economics / entrepreneurship / politics / government regulation / legal support / risk

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хусаинова Шахнура Маноновна

В статье рассматриваются государственные механизмы, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства, анализируются основные финансово-экономические факторы, препятствующие росту числа самозанятых, индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и средних компаний в России. Автор делает выводы об имеющихся проблемах правового обеспечения поддержки малого и среднего предпринимательства и предлагает пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

-

The article examines the state mechanisms that stimulate the development of small and medium-sized businesses, analyzes the main financial and economic factors that hinder the growth of the number of self-employed, individual entrepreneurs, microenterprises and medium-sized companies in Russia. The author draws conclusions about the existing problems of legal support for small and medium-sized businesses and suggests ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

УДК 346 ББК 67.404

Шахнура Маноновна Хусаинова

Заведующая кафедрой «Правоведение»

Института экономики и торговли Таджикского коммерческого университета в Худжанде

khusainova81@mail.ru

735700, Республика Таджикистан, г. Худжанд, проезд Мавлонбекова, 1

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются государственные механизмы, стимулирующие развитие малого и среднего

предпринимательства, анализируются основные финансово-экономические факторы, препятствующие росту числа самозанятых, индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и средних компаний в России.

Автор делает выводы об имеющихся проблемах правового обеспечения поддержки малого и среднего предпринимательства и предлагает пути их решения.

Ключевые слова: экономика, предпринимательство, политика, государственное регулирование, правовое обеспечение, риск.

Sh.M. HUSAINOVA, Head of the Department of « Jurisprudence» Institute of Economics and Trade Tajik Commercial University in Khujand,

khusainova81@mail. ru 735700, Republic of Tajikistan, Khujand, Mavlonbekov passage, 1

ON THE ISSUE OF LEGAL SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

Annotation. The article examines the state mechanisms that stimulate the development of small and medium-sized businesses, analyzes the main financial and economic factors that hinder the growth of the number of self-employed, individual entrepreneurs, microenterprises and medium-sized companies in Russia. The author draws conclusions about the existing problems of legal support for small and medium-sized businesses and suggests ways to solve them.

Key words: economics, entrepreneurship, politics, government regulation, legal support, risk.

В современных условиях развития российской экономики, эффективным инструментом политики государства, стимулирующим его устойчивое развитие,

является вовлечение граждан в предпринимательскую деятельность, стимулирование предпринимательской инициативы, поддержка малого предпринимательства. Собственно, подобная позиция близка всем развитым государствам. Это связано с ролью предпринимательства в обеспечении самозанятости населения, создания рабочих мест, наполняемости бюджета, формировании среднего класса, который должен быть основой процветающего общества [1, с. 25]. Кроме того, реализация предпринимательских инициатив способствуют росту оборота, прибыльности, стимулируют инновации, рост производительности и конкурентоспособность национальных и субнациональных экономик.

Россия пока не может опираться на значительный, более чем вековой опыт развития предпринимательских отношений, что обусловлено практически семидесятилетним запретом на ведение бизнеса в советский период истории нашей страны, а нестабильная экономическая и геополитическая обстановка, требует продолжения формирования институтов реальной помощи граждан для их вовлечения в предпринимательскую деятельность, оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. В этой связи стимулирование населения к занятию предпринимательством, обеспечение устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса, их поддержка и защита, являются задачами актуальными и значимыми.

Однако, несмотря на значительные усилия властей, выделение бюджетных средств доля населения, занятая в индивидуальном предпринимательстве микро и малых предприятиях незначительна.

Статистические же данные показывают отрицательную динамику развития малого и среднего предпринимательства. Особенно трагичным явился 2020 г., только в Москве, произошло сокращение числа малых предприятий с 41 169 (2019 г.) до 34 366 (июнь 2020 г.), т.е. на более чем на 10%1. Так же низким остается вклад малых и средних предприятий в общий объем экспорта (около 6%) по сравнению с развитыми странами (25%-50%). Доля российский субъектов малого и среднего предпринимательства в кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — 16,9%, в то время как среднемировой уровень составляет 23%2.

1 Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области. — Режим доступа: URL: https://mosstat.gks.ru/folder/91228 (дата обращения: 16.01.2023).

2 Оценка эффективности Программы поддержки МСП МЭР. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://ecoN2omy.gov.ru/wps/wcm/coNoN2ect/88ef5c9c-9c63-4ebb-b28d-6d657c11e166/MSP-Executive%20summary_fi№al.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=88ef5c9c-9c63-4ebb-b28d-6d657c11e166 (Дата обращения: 16.01.2023).

К основным финансово-экономическим факторам, препятствующим росту числа самозанятых, индивидуальных предпринимателей, микропредприятий в России следует отнести, прежде всего, изменчивость законодательства, высокий уровень налогообложения, нестабильность экономической ситуации, недостаток финансовых ресурсов; высокие процентные ставки по банковским кредитам.

Фактор изменчивости законодательства в сфере налогового и финансового регулирования предпринимательской деятельности на протяжении длительного времени продолжает оставаться наиболее проблемным для развития предпринимательства и вовлечения в него граждан. Ежегодно в России принимаются тысячи нормативных правовых актов. Налоговый кодекс РФ меняется, в среднем, восемь раз в год. Изменение правовых норм дестабилизируют судебную практику и практику применения регулирующими и надзорными органами.

В целом за последние годы наблюдается тенденция к упрощению налогообложения малого и среднего бизнеса в России — снижение требований и расширение практики применения упрощенного порядка возмещения налога на добавленную стоимость, использование электронных сервисов и возможность решения вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов не выходя из дома. Однако, такие непопулярные меры как увеличение размеров взносов на обязательное пенсионное страхование в два раза в соответствии с положениями Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования»1, введение обязанности по уплате налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость на основании Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 настороженно воспринимались и воспринимаются в обществе. Нестабильность предпринимательского законодательства затрудняет долгосрочное финансовое планирование и влечет за собой увеличение занятости в теневом (неформальном) секторе экономики.

1 Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (ред. от 03.07.2016) // «Собрание законодательства Российской Федерации», 10.12.2012. — № 50 (ч. 5), — Ст. 6966.

2 Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 29.12.2017) // «Собрание законодательства Российской Федерации», 07.04.2014. — № 14. — Ст. 1544.

Правозащитники предлагают государству неукоснительно следовать принципу принятия новых правил осуществления предпринимательской деятельности так называемым пакетом, при котором все изменения, затрагивающие интересы бизнеса, будут вноситься одной группой поправок и не чаще раза в год.

Кроме того, как показал опыт пандемии, очень важно чтобы чрезвычайные меры, направленные на поддержку предпринимательства были реализованы своевременно в ответ на возникающие угрозы.

На развитие частного предпринимательства значительное влияние оказывает недостаток собственного капитала, а также снижающаяся возможность использования традиционных источников финансирования, таких как банковское и небанковское кредитование. По данным консалтинговой компании KMPG1, доступность источников финансирования деятельности индивидуальных предпринимателей, субъектов малого и среднего бизнеса остается одной из важнейших проблем.

Это связано с высокой стоимостью и низкой доступностью кредитов, несмотря на приводимую государством политику финансовой поддержки. Отрицательный тренд в кредитовании не смогла изменить даже поддержка, оказываемая в рамках Национальной гарантийной системы [2].

Национальная гарантийная система представлена организациями, которые обеспечивают поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства с помощью банковских гарантий и поручительств. Она включает АО «Корпорация МСП», АО «МСП-банк» и около 90 региональных гарантийных организаций. В 2018 г. представители финансовой сферы заявляли, что существенно сократилось финансирование новых заемщиков, выросли ставки, ужесточился подход к оценке рисков по проектам, увеличился дисконт по обеспечению, банки отказываются выдавать кредиты без залогового обеспечения. К концу 2018 г. Правительство РФ предприняло попытку решить эти проблемы. Так, 30 декабря 2018 г. Постановлением Правительства № 1764 были утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 гг. субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке. В соответствии с положениями данного нормативного акта российским кредитным организациям предоставляются субсидии на возмещение потерь в связи с предоставлением кредитов по льготной процентной ставке.

1 Малый бизнес назвал четыре главные проблемы. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/eco№omics/25/09/2015/560574bf9a7947d1198f6d29 (дата обращения 01.01.2023).

Размер ставки для малого предприятия не должен превышать 8,5% годовых. Может показаться, что эта программа является шагом назад, поскольку до января 2019 г. институты развития проводили в жизнь программу «6,5». Однако это не так, поскольку под 6,5% денежные средства получали банки, участвующие в программе, окончательный же размер платы за предоставленный кредит субъектам малого и среднего предпринимательства доходил до 10,6% годовых. Участником программы «8,5» могут стать компании, которые относятся к малым предприятиям, то есть юридические лица в форме хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных или потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

Если это хозяйственные общества, товарищества или партнерства, то их участниками не могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации, благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных) с долей суммарного участия свыше 25%. А также иностранные юридические лица и юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства и владеющие суммарно более чем 49% долей в уставном или складочном капитале.

При этом критерии по доле участия Российской Федерации и иностранных юридических лиц не учитываются, если выпускаемые ими акции отнесены к высокотехнологичному сектору экономики, деятельность связана с участием в проекте «Сколково» или с применением изобретений и ноу-хау, принадлежащих научным или образовательным учреждениям в случае нахождения их в списке организаций, поддерживающих развитие инноваций.

Среднесписочная численность работников за предшествующий год — не более 100 человек.

Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий год составляет от 120 млн до 800 млн руб.

Для получения статуса малого предприятия одновременно требуется регистрация в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Кредит по льготной ставе может получить предприятие, занятое в одной из следующих отраслей:

— сельское хозяйство;

— обрабатывающее производство;

— строительство;

— здравоохранение;

— образование;

— культура, спорт;

— производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

— туристская деятельность и деятельность в области туристской индустрии в целях развития внутреннего и въездного туризма;

— деятельность в области информации и связи;

— транспортировка и хранение;

— водоснабжение, водоотведение;

— сбор, обработка и утилизация отходов;

— деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (за исключением ресторанов);

— научная и техническая деятельность;

— деятельность в сфере бытовых услуг;

— розничная торговля — при условии, что предприятие зарегистрировано или осуществляет деятельность на территории монопрофильного муниципального образования, субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного или Северо-Кавказского федерального округа, Республики Крым или г. Севастополя, а доля доходов от торговли в предыдущем году составила не менее 70% в общей сумме доходов предприятия;

— розничная или оптовая торговля - при условии, что с предприятием заключен кредитный договор (соглашение) на инвестиционные цели. Кроме того, предприятие должно являться налоговым резидентом Российской Федерации, против него не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), оно в течение 30 дней до заключения кредитного договора (соглашения) не должно иметь просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, а также перед работниками по заработной плате. Кроме того, заемщик должен иметь положительную кредитную историю.

Заемщик самостоятельно выбирает уполномоченный банк для получения кредита. Дело в том, что не всякий банк является участником программы. Информация о кредитных организациях доступна на сайтах Корпорации «МСП» и Министерства экономического развития РФ. Банк рассматривает возможность предоставления кредита в соответствии с своими правилами и процедурами [3]. Так, есть банки, которые требуют предоставления определенного обеспечения исполнения обязательств заемщика. Например, залог в виде — транспорта, спец. техники, оборудования, недвижимости, ликвидных ценных бумаг, прав требования по депозитам; поручительство — собственников бизнеса. Отказать в предоставлении кредита банк может в соответствии с общими положениями

закона. Это тот случай, когда есть основания полагать, что предоставленная сумма не будет возвращена в оговоренный срок. На решение банка может повлиять, допустим, непродолжительное участие на рынке, а иногда даже возраст моложе 21 года и старше 60 лет. Увеличить шансы на получение кредита может предоставление максимально подробного бизнес-плана или наличие поручителя. Условием развития предпринимательства таким образом может стать баланс интересов предпринимателей в привлечении средств и интересов банков в снижении рисков, связанных с их невозвратом.

В таких обстоятельствах использование механизма лизинга позволяет более эффективно использовать финансовые ресурсы.

С целью поддержки предпринимателей эффективной могла бы стать мера, направленная на предоставление права индивидуального предпринимателя или субъекта малого и среднего предпринимательства осуществлять лизинговые платежи поставками своей продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга. Одновременная поддержка лизинговых компаний в части их кредитования в целях поддержки производителей транспортных средств и иного оборудования, используемого для финансовой аренды лизингополучателями — малым и средним предпринимателям могла бы способствовать становлению целой системы мер в этом направлении.

На сегодняшний день, в России на федеральном уровне отсутствуют правовые акты, регламентирующие ремесленную деятельность и ремесленное образование. Сама же ремесленная деятельность не только является источником налогов, но и содействует сохранению культурных традиций, самобытным видам народного творчества, сопутствует развитию туристской отрасли. Созданные ремесленные палаты содействуют развитию народных промыслов и объединяют довольно большое количество предпринимателей-ремесленников. В отдельных субъектах Российской Федерации создана соответствующая среда и инфраструктура, помогающая разрешать определенные проблемы предпринимателей. Но отсутствие федерального закона, регулирующего ремесленную деятельность, затрудняет ее осуществление. Такой закон должен определить понятие ремесленной деятельности, ее виды, правовое положение лица, осуществляющего ремесленную деятельность, систему мер государственной поддержки.

Сложность с поиском рынков сбыта своей продукции индивидуальными предпринимателями и субъектами малого и среднего предпринимательства также являются условием, негативно влияющим на рост предпринимательской активности. Препятствия на пути к доступу к государственному заказу, невозможность конкуренции с крупными предприятиями и государственными

компаниями, отсутствие доступа на внешний рынок являются основными проблемами. Для отдельных отраслей экономики ограничивающими факторами являются недоступность стоимости необходимых земли и иной недвижимости, низкая престижность занятия предпринимательской деятельностью, проблемы кадрового обеспечения (доступа к трудовым ресурсам требуемой квалификации) и др. Так ограниченный доступ к офисным и промышленным помещениям, которые бы соответствовали техническим и ценовым требованиям предпринимателей, высокие арендные ставки сдерживают их инициативу. Попытка решить озвученную проблему была предпринята Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»1, Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2, которые предоставили субъектам малого и среднего предпринимательства определенные преимущества при выкупе арендуемого ими имущества. На деле же массового перехода имущества в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства не происходит.

Таким образом, исходя из представленных факторов, следует формировать меры, направленные на совершенствование финансово-экономического и правового регулирования в целях создания условий, способствующих устойчивому развитию малого и среднего предпринимательства.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Биляк, В.И. Особенности правового статуса самозанятых // Правовой альманах. — 2020. — № 4. — С. 24-30.

2. Панина, С.А. Некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении корпоративных споров: анализ правоприменительной деятельности // Образование и право. — 2021. — № 8. — С. 95-99.

1 Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ред. от 02.08.2019) // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 28.01.2002. — № 4. — Ст. 251.

2 Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 03.07.2018) // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 28.07.2008. — № 30 (ч. 1). — Ст. 3615.

3. Правовое регулирование экономической деятельности. Учебник / А.Л. Белоусов, А.А. Овчинников, А.Д. Нечаев и др. — М.: Юрайт, 2020. — 404 с.

4. Шаркова А.В., Килячков Н.А., Белобрагин В.В., Меньшикова М.А., Курдюкова Н.О. и др. Концепция эффективного предпринимательства в сфере новых решений, проектов и гипотез - М.: Дашков и Ко, 2023. (4-е издание)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.