Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
предпринимательство / экономика / политика / государственное регулирование / правовое обеспечение / риск.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хусаинова Ш.М.

Автор в статье рассматривает государственные механизмы, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране. Анализирует основные финансово-экономические факторы препятствующие росту числа самозанятых, индивидуальных предпринимателей, микропредприятий в России. Важным аспектом стимулирования увеличения числа предпринимателей является развитие различных информационных каналов. Большинство существующих порталов о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства не удобны и не отражают в полной мере государственные возможности. Автор делает выводы правовом обеспечении поддержки предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хусаинова Ш.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-1-79-85 ХУСАИНОВА Шахнура Маноновна,

NIION: 2021-0079-1/23-15 Заведующая кафедры «Правоведение»

MOSURED: 77/27-025-2023-01-15 Институт экономики и торговли

Таджикского коммерческого университета в Худжанде, e-mail: mail@law-books.ru

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Аннотация. Автор в статье рассматривает государственные механизмы, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране. Анализирует основные финансово-экономические факторы препятствующие росту числа самозанятых, индивидуальных предпринимателей, микропредприятий в России. Важным аспектом стимулирования увеличения числа предпринимателей является развитие различных информационных каналов. Большинство существующих порталов о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства не удобны и не отражают в полной мере государственные возможности. Автор делает выводы правовом обеспечении поддержки предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, экономика, политика, государственное регулирование, правовое обеспечение, риск.

KHUSAINOVA Shakhnura Manonovna,

Head of the Department "Law" Institute economy and trade of Tajik commercial University in Khujand

ON THE ISSUE OF LEGAL SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

Annotation. The author of the article examines the state mechanisms, that stimulate the development of small and medium-sized businesses in our country. Analyzes the main financial and economic factors hindering the growth of the number of self-employed, individual entrepreneurs, microenterprises in Russia. An important aspect of stimulating an increase in the number of entrepreneurs is the development of various information channels. Most of the existing portals on the support of small and medium-sized businesses are inconvenient and do not fully reflect the state's capabilities. The author draws conclusions about the legal support of entrepreneurship.

Key words: Entrepreneurship, economics, politics, government regulation, legal support, risk.

В современных условиях развития российской экономики, эффективным инструментом политики государства, стимулирующим его устойчивое развитие, является вовлечение граждан в предпринимательскую деятельность, стимулирование предпринимательской инициативы, поддержка малого предпринимательства. Собственно, подобная позиция близка всем развитым государствам. Это связано с ролью предпринимательства в обеспечении самозанятости населения, создания рабочих мест, наполняемости бюджета, формировании среднего класса, который должен быть основой процветающего общества [1]. Кроме того, реализация предпринимательских инициатив способствуют росту оборота, прибыльности, стимули-

руют инновации, рост производительности и конкурентоспособность национальных и субнациональных экономик.

Россия пока не может опираться на значительный, более чем вековой опыт развития предпринимательских отношений, что обусловлено практически семидесятилетним запретом на ведение бизнеса в советский период истории нашей страны, а нестабильная экономическая и геополитическая обстановка, требует продолжения формирования институтов реальной помощи граждан для их вовлечения в предпринимательскую деятельность, оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. В этой связи стимулирование населения к занятию предпринимательством, обеспечение устойчи-

вого развития субъектов малого и среднего бизнеса, их поддержка и защита, являются задачами актуальными и значимыми.

Однако, несмотря на значительные усилия властей, выделение бюджетных средств доля населения, занятая в индивидуальном предпринимательстве микро и малых предприятиях незначительна.

Статистические же данные показывают отрицательную динамику развития малого и среднего предпринимательства. Особенно трагичным явился 2020 год, только в Москве, произошло сокращение числа малых предприятий с 41169 (2019 г.) до 34366 (июнь 2020 года), то есть на более чем на 10%1. Так же низким остается вклад малых и средних предприятий в общий объем экспорта (около 6%) по сравнению с развитыми странами (25%-50%). Доля российский субъектов малого и среднего предпринимательства в кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 16,9%, в то время как среднемировой уровень составляет 23%.2

К основным финансово-экономическим факторам препятствующим росту числа самозанятых, индивидуальных предпринимателей, микропредприятий в России следует отнести, прежде всего, изменчивость законодательства, высокий уровень налогообложения, нестабильность экономической ситуации, недостаток финансовых ресурсов; высокие процентные ставки по банковским кредитам.

Фактор изменчивости законодательства в сфере налогового и финансового регулирования предпринимательской деятельности на протяжении длительного времени продолжает оставаться наиболее проблемным для развития предпринимательства и вовлечения в него граждан. Ежегодно в России принимаются тысячи нормативных правовых актов. Налоговый кодекс меняется, в среднем, 8 раз в год. Изменение правовых норм дестабилизируют судебную практику и практику применения регулирующими и надзорными органами.

В целом за последние годы наблюдается тенденция к упрощению налогообложения малого и среднего бизнеса в России - снижение требований и расширение практики применения упрощенного порядка возмещения налога на добав-

ленную стоимость, использование электронных сервисов и возможность решения вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов не выходя из дома. Однако, такие непопулярные меры как увеличение размеров взносов на обязательное пенсионное страхование в два раза в соответствии с положениями Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-Ф3 «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования»3, введение обязанности по уплате налога на имущество организации в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость на основании Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменении в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»4 настороженно воспринимались и воспринимаются в обществе. Нестабильность предпринимательского законодательства затрудняет долгосрочное финансовое планирование, влечет за собой увеличение занятости в теневом (неформальном) секторе экономики.

Правозащитники предлагают государству неукоснительно следовать принципу принятия новых правил осуществления предпринимательской деятельности так называемым пакетом, при котором все изменения, затрагивающие интересы бизнеса, будут вноситься одной группой поправок и не чаще раза в год.

Кроме того, как показал опыт пандемии, очень важно чтобы чрезвычайные меры, направленные на поддержку предпринимательства были реализованы своевременно в ответ на возникающие угрозы.

На развитие частного предпринимательства значительное влияние оказывает недостаток собственного капитала, а также снижающаяся возможность использования традиционных источников финансирования, таких как банковское и небанковское кредитование. По данным консалтинговой компании KMPG,5 доступность источни-

1 Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области https://mosstat.gks.ru/folder/91228.

2 «Оценка эффективности Программы поддержки МСП МЭР». [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://eco№omy.gov.ru/wps/wcm/ co№№ect/88ef5c9c-9c63-4ebb-b28d-6d657c11e166/ MSP-Executive%20summary_fi№al. pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=88ef5c9c-9c63-4ebb-b28d-6d657c11e166_(Дата обращения: 16.09.2019).

3 Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» // «Собрание законодательства РФ», 10.12.2012, № 50 (ч. 5), ст. 6966.

4 Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 07.04.2014, № 14, ст. 1544.

5 См.: «Малый бизнес назвал четыре главные проблемы». [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/eco№omics/25/09/2015/560574 bf9a7947d1198f6d29 (Дата обращения 01.06.2019).

ков финансирования деятельности индивидуальных предпринимателей, субъектов малого и среднего бизнеса остается одной из важнейших проблем. Это связано с высокой стоимостью и низкой доступностью кредитов, несмотря на приводимую государством политику финансовой поддержки. Отрицательный тренд в кредитовании не смогла изменить даже поддержка, оказываемая в рамках Национальной гарантийной системы [2]. Национальная гарантийная система представлена организациями, которые обеспечивают поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства с помощью банковских гарантий и поручительств. Она включает АО «Корпорация МСП», АО «МСП-банк» и около 90 региональных гарантийных организаций. В 2018 году представители финансовой сферы заявляли, что существенно сократилось финансирование новых заемщиков, выросли ставки, ужесточился подход к оценке рисков по проектам, увеличился дисконт по обеспечению, банки отказываются выдавать кредиты без залогового обеспечения. К концу 2018-го Правительство РФ предприняло попытку решить эти проблемы. Так, 30 декабря 2018 г. Постановлением Правительства № 1764 были утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 гг. субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке. В соответствии с положениями данного нормативного акта российским кредитным организациям предоставляются субсидии на возмещение потерь в связи с предоставлением кредитов по льготной процентной ставке. Размер ставки для малого предприятия не должен превышать 8,5% годовых. Может показаться, что эта программа является шагом назад, поскольку до января 2019 институты развития проводили в жизнь программу «6,5». Однако это не так, поскольку под 6,5 процентов денежные средства получали банки, участвующие в программе, окончательный же размер платы за предоставленный кредит субъектам малого и среднего предпринимательства доходил до 10,6% годовых. Участником программы «8,5» могут стать компании, которые относятся к малым предприятиям, то есть юридические лица в форме хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных или потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий: 1. Если это хозяйственные общества, товарищества или партнерства, то их участниками не могут быть Р оссийская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные или религиозные организации, благотворительные и

иные фонды (за исключением инвестиционных) с долей суммарного участия свыше 25%. А также иностранные юридические лица и юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства и владеющие суммарно более чем 49% долей в уставном или складочном капитале.

При этом критерии по доле участия РФ и иностранных юрлиц не учитываются, если выпускаемые ими акции отнесены к высокотехнологичному сектору экономики, деятельность связана с участием в проекте «Сколково» или с применением изобретений и ноу-хау, принадлежащих научным или образовательным учреждениям в случае нахождения их в списке организаций, поддерживающих развитие инноваций.

2. Среднесписочная численность работников за предшествующий год -не более 100 человек.

3. Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий год составляет от 120 млн до 800 млн руб.

Для получения статуса малого предприятия одновременно требуется регистрация в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Кредит по льготной ставе может получить предприятие, занятое в одной из следующих отраслей:

- сельское хозяйство;

- обрабатывающее производство;

- строительство;

- здравоохранение;

- образование;

- культура, спорт;

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

- туристская деятельность и деятельность в области туристской индустрии в целях развития внутреннего и въездного туризма;

- деятельность в области информации и связи;

- транспортировка и хранение;

- водоснабжение, водоотведение;

- сбор, обработка и утилизация отходов;

- деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (за исключением ресторанов);

- научная и техническая деятельность;

- деятельность в сфере бытовых услуг;

- розничная торговля - при условии, что предприятие зарегистрировано или осуществляет деятельность на территории монопрофильного муниципального образования, субъекта РФ, входящего в состав Дальневосточного или Северо-Кавказского федерального округа, Республики Крым или г. Севастополя, а доля доходов

от торговли в предыдущем году составила не менее 70% в общей сумме доходов предприятия;

- розничная или оптовая торговля - при условии, что с предприятием заключен кредитный договор (соглашение) на инвестиционные цели. Кроме того предприятие должно являться налоговым резидентом РФ, против него не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), оно в течение 30 дней до заключения кредитного договора (соглашения) не должно иметь просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, а также перед работниками по заработной плате. Кроме того, заемщик должен иметь положительную кредитную историю.

Заемщик самостоятельно выбирает уполномоченный банк для получения кредита. Дело в том, что не всякий банк является участником программы. Информация о кредитных организациях доступна на сайтах Корпорации «МСП» и Министерства экономического развития РФ. Банк рассматривает возможность предоставления кредита в соответствии с своими правилами и процедурами [3]. Так, есть банки, которые требуют предоставления определенного обеспечения исполнения обязательств заемщика. Например, залог в виде — транспорта, спец. Техники, оборудования, недвижимости, ликвидных ценных бумаг, прав требования по депозитам; поручительство — собственников бизнеса. Отказать в предоставлении кредита банк может в соответствии с общими положениями закона. Это тот случай, когда есть основания полагать, что предоставленная сумма не будет возвращена в оговоренный срок. На решение банка может повлиять, допустим, непродолжительное участие на рынке, а иногда даже возраст моложе 21 года и старше 60 лет. Увеличить шансы на получение кредита может предоставление максимально подробного бизнес-плана или наличие поручителя. Условием развития предпринимательства таким образом может стать баланс интересов предпринимателей в привлечении средств и интересов банков в снижении рисков, связанных с их невозвратом.

В таких обстоятельствах использование механизма лизинга позволяет более эффективно использовать финансовые ресурсы.

С целью поддержки предпринимателей эффективной могла бы стать мера направленная на предоставление права индивидуального предпринимателя или субъекта малого и среднего предпринимательства осуществлять лизинговые платежи поставками своей продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга. Одновременная поддержка лизинговых компаний в части их кредитования в целях поддержки

производителей транспортных средств и иного оборудования, используемого для финансовой аренды лизингополучателями - малым и средним предпринимателям могла бы способствовать становлению целой системы мер в этом направлении.

На сегодняшний день, в России на федеральном уровне отсутствуют правовые акты, регламентирующие ремесленную деятельность и ремесленное образование. Сама же ремесленная деятельность не только является источником налогов, но и содействует сохранению культурных традиций, самобытным видам народного творчества, сопутствует развитию туристской отрасли. Созданные ремесленные палаты содействуют развитию народных промыслов и объединяют довольно большое количество предпринимателей-ремесленников. В отдельных субъектах Российской Федерации создана соответствующая среда и инфраструктура, помогающая разрешать определенные проблемы предпринимателей. Но отсутствие федерального закона, регулирующего ремесленную деятельность, затрудняет ее осуществление. Такой закон должен определить понятие ремесленной деятельности, ее виды, правовое положение лица, осуществляющего ремесленную деятельность, систему мер государственной поддержки.

Сложность с поиском рынков сбыта своей продукции индивидуальными предпринимателями и субъектами малого и среднего предпринимательства также являются условием, негативно влияющим на рост предпринимательской активности. Препятствия на пути к доступу к государственному заказу, невозможность конкуренции с крупными предприятиями и государственными компаниями, отсутствие доступа на внешний рынок являются основными проблемами. Для отдельных отраслей экономики ограничивающими факторами являются недоступность стоимости необходимых земли и иной недвижимости, низкая престижность занятия предпринимательской деятельностью, проблемы кадрового обеспечения (доступа к трудовым ресурсам требуемой квалификации) и др. Так ограниченный доступ к офисным и промышленным помещениям, которые бы соответствовали техническим и ценовым требованиям предпринимателей, высокие арендные ставки сдерживают их инициативу. Попытка решить озвученную проблему была предпринята Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»1, Федеральным законом от

1 Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // «Собрание законодательства РФ», 28.01.2002, № 4, ст. 251.

22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1, которые предоставили субъектам малого и среднего предпринимательства определенные преимущества при выкупе арендуемого ими имущества. На деле же массового перехода имущества в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства не происходит.

Таким образом, исходя из представленных факторов, следует формировать меры, направленные на совершенствование финансово-экономического и правового регулирования в целях создания условий, способствующих устойчивому развитию малого и среднего предпринимательства.

Помимо финансово-экономических факторов значительную роль в вовлечении в предпринимательство широкого круга населения являются социально-психологические факторы, к которым следует отнести субъективную оценку благоприятности внешней среды для начала предпринимательской деятельности, наличие необходимых знаний, умений, опыта, квалификации, степень престижа предпринимательства в обществе и т.п. В этой связи, немаловажной мерой стимулирования предпринимательских инициатив и поддержки является формирование обучающей среды для будущих предпринимателей. Еще в 2016 году АО «Корпорация «МСП» запущены две обучающие программы - «Азбука предпринимателя» (создание бизнеса с нуля) и «Школа предпринимательства» (развитие бизнеса). Тренинги по программам обучения АО «Корпорация «МСП» проводятся на базе организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства тренерами, прошедшими подготовку в АО «Корпорация «МСП». Однако о системном подходе в обучении предпринимательству в России говорить преждевременно.

Интересный опыт вовлечения молодежи в трудовую деятельность и предпринимательство, в частности демонстрирует платформа Fou№ders4School. Ее миссия состоит в поиске

1 Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 28.07.2008, № 30 (ч. 1), ст. 3615.

бизнес-лидеров, открытых и территориально доступных для сотрудничества со студентами и школьниками и помощь в организации их совместных встреч и сотрудничества. В результате такой работы предпринимательская культура формируется, начиная с 8 летнего возраста.

Важным аспектом стимулирования увеличения числа предпринимателей является развитие различных информационных каналов. Большинство существующих порталов о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства не удобны и не отражают в полной мере государственные возможности. Решением этого вопроса может стать создание цифровой платформы (маркетплейса) стандартизированных сервисов для малого бизнеса с открытым API, которые на равных условиях могли бы использовать различные площадки (в том числе агрегаторы), обеспечивающие трафик предпринимателей. Так, например, созданная на территории Европейского Союза Enterprise Europe Network - сеть помогает предпринимателям получить доступ к рыночной информации, преодолеть юридические препятствия и найти потенциальных деловых партнеров по всей Европе.

Кроме того, информационные каналы способны диверсифицировать интернационализацию кластеров, то есть содействовать международному сотрудничеству, путем установления связей между предпринимателями, создания деловых сетей и кластеров, что имеет важное значение ввиду членства Российской Федерации в различных интеграционных объединениях. Вообще именно цифровая среда способна создать условия для вовлечения широких слоев населения страны в предпринимательство, поскольку обладает рядом преимуществ, таких как более низкие стартовые издержки, широкий доступ к созданию трансграничных связей. Поэтому обучение цифровым навыкам, повышение цифровой грамотности имеют огромный потенциал. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 19.10.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»» предусмотрены четкие целевые показатели, позволяющие оценить эффективность предусмотренных мер, направленные в том числе на повышение степени доступности Интернета, осведомленности о цифровом предпринимательстве и его преимуществах.

Трудности с доступом к финансированию проектов сегодня способны частично смягчить краудфандинговые платформы. Правовые основы их деятельности определены Федеральным законом от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестици-

онных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Следует отметить, что роль государства в соответствии с названным законом состоит исключительно в выполнении контрольно-надзорных функций. Между тем, например, в Испании создана краудфандинговая платформа Goteo, которая управляется некоммерческим фондом с государственными партнерами, которые сами предоставляют финансовую поддержку для заемщиков, изыскивающих средства на проекты в сфере технологий, дизайна, науки, связи, культуры, образования и окружающей среды. Платформа Goteo также предлагает ряд других услуг, включая коучинг, семинары по краудфан-дингу и продвижению.

Также одним из наиболее важных вкладов государственного сектора в развитие краудфан-динга является обеспечение доверия к привлечению средств с использованием инвестиционных платформ.

Говоря о существующих платформах, стоит выделить непосредственно ту, которая разработана минэкономразвития России. Речь идет о цифровой платформе «Мойбизнес.РФ»1. Данная программа направлена на создание комфортных условий для ведения бизнеса. В частности, «Мойбизнес.РФ» включает в себя следующий функционал:

- поиск закупок;

- проверка контрагентов;

- информация об образовательных программах для предпринимателей;

- подбор банковских продуктов;

- электронная подпись;

- формирование графиков (бизнес-план);

- каталог франшиз;

- банковские гарантии.

Важно отметить такую особенность этой цифровой платформы для предпринимателей, что она отсылает клиентов к другим узконаправленным сервисам для решения конкретных вопросов. Помимо прочего данная платформа удобна в использовании, что отражают различные опросы предпринимателей 2.

Считаю логичным сравнивать другие цифровые платформы с вышеописанной, поскольку «Мойбизнес.РФ» является наиболее комплексной и, с точки зрения цифровых технологий, проработанной программой.

Важно отметить существование такой цифровой платформы как «Бизнеснавигатор МСП» 3.

1 https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/

2 https://tass.ru/ekonomika/11602233

3 https://smbn.ru/msp2020.htm

Данная платформа была создана АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и имеет больший спектр, нежели «Мойбизнес.РФ». Помимо предоставления информации об образовательных программах, проверки контрагентов и помощи в вопросах закупок «Бизнеснавигатор МСП» оказывает услуги по различным направлениям. Так, данная цифровая платформа специализируется на оказании консультационных услуг самозанятым, предприятиям из конкретных секторов экономики (сельское хозяйство, промышленность), занимается поиском свободного имущества и недвижимости для бизнеса. Отдельно стоит выделить поддержку предпринимателей в налоговых вопросах.

Существует также цифровая платформа под названием «За бизнес», которая направлена на обработку обращений предпринимателей 4. Если же программа «Мойбизнес.РФ» и «Бизнеснавигатор МСП» имеют своим значением упрощение деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, то данная программа предназначена в большей мере для защиты прав предпринимателей.

Безусловно подобный подход имеет место быть, в особенности в вопросах защиты законных интересов и прав предпринимателей, которые сталкиваются с нарушениями со стороны государства. В целях создания баланса в сфере поддержки бизнеса частные цифровые платформы в первую очередь должны специализироваться на оказании юридической помощи.

Помимо вышеназванных платформ стоит выделить менее популярные. Так, например, существует программа «ТАСС-Бизнес» 5, которая занимается собиранием и анализом отзывов о компаниях, проверкой действительности паспортов и т.д. Наличие цифровых платформ у средств массовой информации вписывается в систему оказания поддержки малого и среднего предпринимательства в силу охвата аудитории и общественного запроса. Так, согласно исследованию, проведенному IFORS Research большинство пользователей тех или иных платформ для предпринимателей заинтересованы в новостях о биз-нес-сфере6. Таким образом, наиболее практически значимыми цифровыми платформами для предпринимателей выступают те функционал которых является широким, отражают первоочередные запросы бизнеса и удобны в использовании.

4 https://xn--80acmfcf0b7a.xn--p1ai/about

5 https://tassbiz.ru/company/search

6 https://tass.ru/ekonomika/11602233

Список литературы:

[1] Биляк В.И. Особенности правового статуса самозанятых // Правовой альманах. 2020. № 4. С. 24-30. С. 25.

[2] Панина С.А. Некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении корпоративных споров: анализ правоприменительной деятельности // Образование и право. 2021. № 8. С. 95-99.

[3] Васильева О.Н., Венгеровский Е.Л., Головченко О.Н., Панина С.А. и др. Правовое регулирование экономической деятельности. Учебник / Москва, 2020. Сер. 76 Высшее образование (1-е изд.)

[4] Панина С.А. Актуальные вопросы дистанционного заключения договоров в период пандемии // Образование и право. 2020. № 4. С. 467-472.

Spisok literatury:

[1] Bilyak V.I. Osobennostipravovogo statusa samozanyatyh //Pravovoj al'manah. 2020. № 4. S. 24-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S. 25.

[2] Panina S.A. Nekotorye voprosy, voznikayushchie pri rassmotrenii korporativnyh sporov: analiz prav-oprimenitel'noj deyatel'nosti // Obrazovanie i pravo. 2021. № 8. S. 95-99.

[3] Vasil'eva O.N., Vengerovskij E.L., Golovchenko O.N., Panina S.A. i dr. Pravovoe regulirovanie eko-nomicheskoj deyatel'nosti. Uchebnik/ Moskva, 2020. Ser. 76 Vysshee obrazovanie (1-e izd.)

[4] Panina S.A. Aktual'nye voprosy distancionnogo zaklyucheniya dogovorov vperiodpandemii// Obrazovanie i pravo. 2020. № 4. S. 467-472.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.