УДК 334.021.1
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ПРИНИМАЕМЫЕ МЕРЫ ПО ЕГО ПОДДЕРЖКЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
Е.В. Зотова, Ю.И. Каргин, Т.В. Дворецкая
В вопросах развития малого и среднего предпринимательства имеется много проблем, связанных со слабой мотивирующей составляющей бизнеса, с реализацией его государственной поддержки. В статье поднимается вопрос о соотношении динамики развития малого и среднего предпринимательства и принимаемых мер по его поддержке на государственном уровне, дана оценка уровня развития малого и среднего бизнеса на государственном и региональном уровнях. Собранный и проанализированный фактический материал позволил определить переломный период в изменении тенденций развития малого и среднего бизнеса, также в статье предпринята попытка выявить причины этого процесса, в том числе сокращения объемов предпринимательской деятельности.
Вывод, к которому пришли авторы, заключается в следующем: анализ национальных программ государственной поддержки малого и среднего бизнеса показал, что не в полном объеме реализуются потенциальные возможности организаций, прямо или косвенно задействованных в обеспечении благоприятных и комфортных условий для развития малого и среднего предпринимательства. Необходимо провести корректировку предусмотренных нацпроектами сумм на развитие и поддержку предпринимательства с учетом адресности и ответственности за их освоение.
Ключевые слова: предпринимательство; малый и средний бизнес; национальный проект; государственная поддержка; регулирование малого и среднего бизнеса.
E.V. Zotova, Y.I. Kargin, T.V. Dvoretskaya. PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES AND MEASURES TAKEN TO SUPPORT IT AT THE STATE LEVEL
In the development of small and medium businesses, there are many problems associated with the weak motivating component of business, the implementation of its state support. The article raises the question of the correlation between the dynamics of the development of small and medium businesses and the measures taken to support them at the state level, and assesses the level of development of small and medium businesses at the state and regional levels. The collected and analyzed factual material made it possible to determine the turning point in changing trends in the development of small and medium businesses, and an attempt to identify the causes of this process, the reduction in the volume of entrepreneurial activity was made.
The conclusion reached by the authors is as follows: the analysis of national programs of state support for small and medium businesses has shown that the potential opportunities of organizations directly or indirectly involved in providing favorable and comfortable conditions for the development of small and medium businesses are not fully realized. It is necessary to adjust the amounts provided for by national projects for the development and support of entrepreneurship, taking into account the targeting and responsibility for their development.
Keywords: entrepreneurship; small and medium businesses; national project; state support; regulation of small and medium businesses.
Одним из условий успешного развития экономики является создание благоприятных условий для малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). В России сформирована широкая законодательная база по регулированию МСП. Несмотря на действующее законодательство, в вопросах развития малого и среднего предпринимательства имеется много проблем, связанных со слабой мотивирующей составляющей бизнеса, с реализацией его го-
сударственной поддержки [6]. Анализ национальных программ государственной поддержки малого и среднего бизнеса показал, что потенциальные возможности организаций, прямо или косвенно задействованных в обеспечении благоприятных и комфортных условий для развития малого и среднего предпринимательства, реализуются не в полном объеме.
Развитие малого и среднего бизнеса обусловлено социально-экономическими причи-
52
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2021. № 1(43)
нами и продиктовано современными условиями экономической системы хозяйствования. Малый и средний бизнес позволяет решить многие насущные проблемы с позиции формирования конкурентных рыночных отношений, направленных на улучшение удовлетворения потребностей населения; расширения ассортимента товаров и качества услуг; ориентировки производства товаров и услуг на конкретного потребителя; содействия улучшению структуры экономики с учетом гибкости, маневренности, мобильности малого и среднего бизнеса; привлечения личных ресурсов предпринимателей в производства; создания новых рабочих мест; возможности вовлечения в производство разных категорий населения; формирования предпринимателей; более полного освоения отходов производства крупного бизнеса; взаимодействия с крупным бизнесом, освоения вспомогательных и обслуживающих производств; ухода из отрасли низкорентабельных и убыточных предприятий малого и среднего бизнеса [8].
Регулирование малого и среднего бизнеса осуществляется на основе формированной законодательной базы в России [1-4]. Статистические ведомства ведут сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса 1 раз в пять лет и выборочные ежегодные, ежеквартальные и ежемесячные наблюдения. Федеральная налоговая служба России (далее - ФНС России) ведет реестр субъектов малого и среднего бизнеса, который размещается на интернет-портале «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» [9].
В 2019 г. на долю малых и средних российских предприятий приходилось 16 % от общего количества всех организаций в экономике, в 2018 г. соответственно - 17 %, в 2017 г - 18 %. Если эти данные сопоставить с данными зарубежных стран, то доля малого и среднего бизнеса достигает 50 %, а в некоторых странах этот показатель еще выше. Высокий уровень малого и среднего бизнеса объясняется тем, что государство оказывает серьезную поддержку предприятиям и организациям. Доля ИП на российском рынке еще меньше, составляет 3-4 %. Прирост регистрации ИП в год в среднем составляет 4 %, а прирост закрывающихся ИП в течение года составляет в среднем 11 %. Ежемесячно в России закрывается 43 тыс. малых предприятий [5]. В связи с этим вопросы создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса приобретают особую актуальность и значимость. К середине 2020-х гг. вклад в ВВП страны от малого и среднего бизнеса должен был достичь
40 %, а число работающих в нем - возрасти с 19 млн до 25 млн чел. Особый акцент делается на поддержку начинающих предпринимателей.
В последние годы отмечается отрицательная динамика создания и развития малого и среднего бизнеса. В малом и среднем бизнесе отдается предпочтение созданию хозяйственных обществ в виде обществ с ограниченной ответственностью. На их долю приходится более 95 %, доля акционерных обществ составляет чуть более 2 % и всего лишь 3 % - это другие организационно-правовые формы предприятий. До 2016 г наблюдался прирост создания предприятий малого и среднего бизнеса.
В 2019 г. в России было зарегистрировано 5 684 561 малых и средних предприятий. В структуре малого и среднего бизнеса создаются только малые предприятия, причем львиную долю (96 %) составляют микропредприятия.
Малый и средний бизнес преимущественно сосредоточен в Центральном федеральном округе (31 %) и Приволжском федеральном округе (17,7 %) (рисунок).
■ Центральный ФО
■ Северо-Западный ФО
■ Южный ФО
■ Северо-Кавказский ФО
■ Приволжский ФО
■ Уральский ФО
■ Сибирский ФО Дальневосточный ФО
Доля малого и среднего бизнеса в разрезе федеральных округов в 2019 г.
В сфере малого и среднего предпринимательства предприятия создаются и юридическими и физическими лицами. Юридические и физические лица отдают предпочтения регистрации микропредприятий. Это в первую очередь связано с простотой регистрации, ведением хозяйственной деятельности, упрощенной формой ведения бухгалтерского и налогового учета. Микропредприятия более маневренны по сравнению с малыми и средними предприятиями. Доля микропредприятий, созданных юридическими лицами, в 2019 г. составила 91,3 %, малых предприятий - 8,0 %, средних - 0,7 %, физическими лицами соответственно - 99,2 %, 0,8 %, 0,01 %. Такое соотношение приблизительно одинаково и по федеральным округам.
Республика Мордовия в структуре малого и среднего бизнеса Приволжского ФО незначительна и составляет 2 %. В республике доля
Численность субъектов малого и среднего бизнеса в разрезе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Мордовия в 2017-2019 гг.
Показатели 2019 г. Доля предприятий
в общем количестве, %
всего юриди- индивидуаль- юриди- индивидуаль-
ческие ные предпри- ческие ные предпри-
лица ниматели лица ниматели
Всего предприятий, ед. 19825 6225 13600 31,40 68,60
численность работающих, чел. 66940 51423 15517 76,82 23,18
вновь созданные, ед. 22905 452 2453 1,97 10,71
Микропредприятия, ед. 18840 5412 13428 28,73 71,27
численность работающих, чел. 26820 16312 10508 60,82 39,18
вновь созданные, ед. 2905 452 2453 15,56 84,44
Малые предприятия, ед. 904 734 170 81,19 18,81
численность работающих, чел. 29497 24654 4843 83,58 16,42
Среднее предприятие, ед. 81 79 2 97,53 2,47
численность работающих, чел. 19623 10457 166 53,29 0,85
средних предприятий незначительно превышает долю малых и микропредприятий.
В 2019 г. снижение предприятий малого и среднего бизнеса по республике составило 5 %. За последние четыре года в среднем на 20 % сократилось число малых предприятий, созданных физическими и юридическими лицами. Количество средних предприятий, созданных юридическими лицами, возросло за этот период на 11,27 %. Переломным годом в изменении направления тенденций развития предприятий малого и среднего бизнеса стали 2016-2017 гг. До 2016-2017 гг. наблюдалась динамика роста таких предприятий, но в последние два года наблюдается тенденция их снижения, причиной которой стали кризис и начавшаяся в 2019 г. пандемия.
Общая картина количества созданных и задействованных в этом секторе занятых предприятий малого и среднего бизнеса в 2019 г. в Республике Мордовия представлена в таблице.
Доля предприятий малого и среднего бизнеса, открытых юридическими лицами в Республике Мордовия, в 2019 г. составляла 31,4 %, индивидуальными предприятиями - 68,6 %, а численность работающих на этих предприятиях распределилась в обратном соотношении. На предприятиях, открытых юридическими лицами, работает 76,8 % всех задействованных в малом и среднем бизнесе, а 23,2 % работает на предприятиях, открытых индивидуальными предпринимателями. Микропредприятия в большей степени открываются индивидуальными предпринимателями, а средние и малые предприятия - юридическими лицами.
Изученная динамика снижения количества малых и средних предприятий должна стать импульсом для внесения изменений в страте-
гию развития экономики. Разработанная новая Стратегия развития Российской Федерации на период до 2030 года включает государственную поддержку малого и среднего бизнеса, механизм действий органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки и обеспечивает на этой основе соответствие принимаемых мер ожиданиям бизнеса и общества в целом по отношению к созданию благоприятных и комфортных условий для реализации предпринимательского потенциала граждан.
Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» включает в себя федеральные проекты: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», «Популяризация предпринимательства» [10].
Благодаря проекту 2,4 млн самозанятым гражданам предоставляется льготная система с помощью мобильного приложения. 1,2 млн субъектов малого и среднего бизнеса при пользовании онлайн-кассами освобождаются от необходимости подачи налоговой декларации. В рамках национального проекта предусмотрена ставка по кредитам 8,5 %, а также предпринимателям предоставляется доступ к лизинговому финансированию. Для резидентов индустриальных парков предоставляется специальный продукт - промышленная ипотека. Создан единый реестр малого и среднего бизнеса, ос-
новных субъектов для получения господдержки. Малым предприятиям предоставляется упрощенный доступ к госзакупкам. В регионах будет открыто не менее 100 центров «Мой бизнес» и любая информационно-консультативная помощь будет предоставлена в режиме «одного окна». Создана система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в части обеспечения закупов крупных заказчиков у субъектов малого и среднего бизнеса в аграрном секторе экономики.
Главной задачей федерального проекта является развитие института наставничества, формирование позитивного образа предпринимателя. С этой целью 450 тыс. чел. пройдут обучение по освоению компетенций для предпринимателей, бизнес-навыкам и финансовой грамотности.
За период реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в рамках нацпроекта было принято решение о снижении ключевой ставки ЦБ среднему и малому бизнесу на 2,75 %.
В период пандемии снижена общая налоговая нагрузка на предпринимателей. Теперь размер страховых взносов для субъектов малого и среднего бизнеса сократится с 30 % до 15 %. За 2019-2020 гг. оказана государственная поддержка в размере 600 млрд руб.
В рамках нацпроекта самозанятые получают доступ к мерам поддержки. При обращении в центры «Мой бизнес» они бесплатно получают консультации по вопросам кредитования, налогообложения, бухгалтерского учета, могут пройти обучающие курсы. Им при необходимости предоставляются займы в размере до 1 млн руб., также гарантийная помощь от фондов содействия кредитованию и льготная аренда коворкингов, бизнес-инкубаторов.
В настоящее время внедряются и распространяются цифровые инструменты, которые смогут упростить открытие и ведение бизнеса для предпринимателей. Эти сервисы объединяются в новой экосистеме на базе цифровой платформы «Одно окно» с использованием механизмов адресного подбора. Новую платформу планируется внедрить для использования в 2021 г. Эта система позволит сократить сроки обращений.
В период пандемии МСП были определены льготные займы в размере 12 млрд руб. На заседании Правительства РФ 30 октября 2019 г. был рассмотрен и одобрен законопроект, который вносит изменение в ст. 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг от-
дельными видами юридических лиц», по введению нового налогового режима «Налог на профессиональный доход» для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе для самозанятых. Данный закон предусматривает следующие меры поддержки: обязательную квоту закупок у субъектов, сокращенный срок оплаты за продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, участие в программах партнерства. Увеличен размер кредитов на инвестиционные цели субъектам малого и среднего бизнеса с 1 млрд руб. до 2 млрд руб. Данная субсидия будет предоставлена российским кредитным организациям по возмещению выданных льготных кредитов в период с 2019 г. по 2024 г. малому и среднему бизнесу.
Как показал анализ, расходы, предусмотренные на реализацию программ по поддержке малого и среднего бизнеса, превышают необходимый уровень затрат, который сможет реально обеспечить развитие малого и среднего предпринимательства. Суммы, предусмотренные на развитие нацпроекта в рамках поддержки предпринимательства, необходимо корректировать с учетом адресности и ответственности за их освоение. Возможно, целесообразно отказаться от того количества мероприятий, которые запланированы в рамках федеральных проектов, пересмотреть правовую основу создания и развития предпринимательского сектора экономики.
Список литературы
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (последняя редакция от 30.12.2020).
2. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (последняя редакция от 30.12.2020).
3. Об акционерных обществах: федер. закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 31.07.2020).
4. Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. от 31.07.2020).
5. Государство и малый бизнес в России: проблемы гармонизации законодательства и практики его применения: монография / под ред. С.А. Ивановой. М.: Прометей, 2019. 152 с.
6. Дворецкая Т.В., Зотова Е.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в РФ // Инновационные технологии в кооперативном образовательном процессе: материалы Между-нар. заоч. науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации (19
окт. 2016 г.). Саранск: ЮрЭксПрактик, 2016. С.90-94.
7. Наринян Н.Е. Демография хозяйствующих субъектов РФ по организационно-правовым формам // Вестник ЦЭМИ РАН. 2019. Вып. 2.
8. Объедкина Е.В. Экономическая эффективность деятельности предприятий потребительской кооперации: на примере АПК Республики Мордовия: дис. ... канд. экон. наук. Саранск, 2001. 168 с.
9. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства / Федеральная налоговая служба. URL: https://ofd.nalog.ru.
10. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы // Правительство России: офиц. сайт. URL: http://go-vernment.ru/rugovclassifier/864/events.
References
1. O razvitii malogo i srednego predprinima-teFstva v Rossijskoj Federatsii [On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation]: feder. zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ (poslednyaya redaktsiya ot 30.12.2020).
2. O nekommercheskikh organizatsiyakh [About non-profit organizations]: feder. zakon ot 12.01.1996 № 7-FZ (poslednyaya redaktsiya ot 30.12.2020).
3. Ob aktsionernykh obshchestvakh [About joint-stock companies]: feder. zakon ot 26.12.1995 № 208-FZ (v red. ot 31.07.2020).
4. Ob obshchestvakh s ogranichennoj otvetstven-nostyu [On limited liability companies]: feder. zakon ot 08.02.1998 № 14-FZ (v red. ot 31.07.2020).
5. Gosudarstvo i malyj biznes v Rossii: prob-lemy garmonizatsii zakonodateFstva i praktiki ego primeneniya [The state and small business in Rus-
sia: problems of harmonization of legislation and practice of its application]: monografiya / pod red. S.A. Ivanovoj. M.: Prometej, 2019. 152 s.
6. Dvoretskaya T.V., Zotova E.V. Razvitie malogo i srednego predprinimatelstva v RF [Development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation] // Innovatsionnye tekhnologii v kooperativnom obrazovatelnom protsesse: ma-terialy Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf., pos-vyashch. 40-letiyu Saranskogo kooperativnogo in-stituta (filiala) Rossijskogo universiteta kooperatsii (19 okt. 2016 g.). Saransk: YurEksPraktik, 2016. S. 90-94.
7. Narinyan N.E. Demografiya khozyajstvuyush-chikh sub"ektov RF po organizatsionno-pravovym formam [Demography of economic entities of the Russian Federation by organizational and legal forms] // Vestnik TsEMI RAN. 2019. Vyp. 2.
8. ObedkinaE.V. Ekonomicheskaya effektivnost' deyatel'nosti predpriyatij potrebitel'skoj kooperatsii: na primere APK Respubliki Mordoviya [Economic efficiency of consumer cooperation enterprises: on the example of the agro-industrial complex of the Republic of Mordovia]: dis. ... kand. ekon. nauk. Saransk, 2001. 168 s.
9. Edinyj reestr sub"ektov malogo i srednego predprinimatel stva [Unified Register of Small and Medium-sized Businesses] / Federalnaya nalogo-vaya sluzhba. URL: https://ofd.nalog.ru.
10. Natsional'nyj proekt «Maloe i srednee predprinimatel stvo i podderzhka individual noj predprinimatel'skoj initsiativy [National project «Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative»] // Pravitelstvo Rossii: ofits. sajt. URL: http://govern-ment.ru/rugovclassifier/ 864/events.
ЗОТОВА Елена Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и информационных технологий. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: ezotova@ruc. su.
КАРГИН Юрий Иванович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и информационных технологий. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: ukargin@ruc. su.
ДВОРЕЦКАЯ Татьяна Викторовна - младший научный сотрудник. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: t.v. [email protected].
ZOTOVA, Elena Viktorovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Information Technology. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].
KARGIN, Yuri Ivanovich - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Information Technology. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].
DVORETSKAYA, Tatyana Viktorovna - Junior Research Associate. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].