Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПОДПРОГРАММА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МСП / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МСП / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / БАНК РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савостьянова Светлана Александровна

В настоящей статье рассмотрены основные проблемы финансового обеспечения деятельности малого и среднего предпринимательства, дана краткая характеристика некоторых видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе. Автор подчеркивает, что отсутствие единой государственной программы по финансовому обеспечению деятельности малого и среднего предпринимательства не способствует его развитию. В статье предлагаются пути решения существующих проблем финансового обеспечения деятельности МСП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF FINANCIAL AND LEGAL SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the main problems of financial support of small and medium-sized enterprises, a brief description of some types of state support for small and medium-sized enterprises in the Russian Federation at the present stage. The author emphasizes that the lack of a unified state program for the financial support of small and medium-sized enterprises does not contribute to its development. The article proposes ways to solve the existing problems of financial support of SMEs.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

4.3. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

©Савостьянова Светлана Александровна, кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности

Место работы: Финансовый университет при Правительстве РФ

sarudenko@inbox.ru

Аннотация: в настоящей статье рассмотрены основные проблемы финансового обеспечения деятельности малого и среднего предпринимательства, дана краткая характеристика некоторых видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе. Автор подчеркивает, что отсутствие единой государственной программы по финансовому обеспечению деятельности малого и среднего предпринимательства не способствует его развитию. В статье предлагаются пути решения существующих проблем финансового обеспечения деятельности МСП.

Ключевые слова: государственная программа, подпрограмма, национальный проект, малое и среднее предпринимательство, МСП, финансовое обеспечение МСП, государственные меры поддержки, Банк России.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в большей части малого, при осуществлении предпринимательской деятельности в России испытывают определенные трудности и проблемы, поскольку эта деятельность имеет слишком малую историю развития в нашей стране, да и на протяжении длительного периода данный вопрос не был основным для экономики России. Государство оказывает, конечно, практическую помощь в становлении и развитии предпринимательства, утверждая соответствующие программы, в частности, программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).

Мерами государственной поддержки МСП на современном этапе названы следующие:

- предоставление возможности участия субъектов МСП в госзакупках1;

- продление моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов МСП2;

- возможность участия субъектов МСП в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества на льготных условиях3;

- финансовая поддержка деятельности МСП (предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам МСП)4;

1 Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (ред. от 15.11.2017) «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вместе с «Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», «Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства») // Собрание законодательства РФ. 2014. № 51. Ст. 7438.

2 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249

3 Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3615

- имущественная поддержка МСП - предоставление в аренду движимого и недвижимого федерального имущества, в том числе земельных участков на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях5;

- установление специальных налоговых режимов, упрощенных правил ведения налогового учета, упрощенных форм налоговой, бухгалтерской, статистической отчетности6 и др.

Из всех видов государственной поддержки для субъектов МСП наиболее важной представляется финансовая помощь, т.к. стабильное финансирование является важнейшим условием прибыльной работы субъекта МСП.

Кроме того, необходимо отметить, что в субъектах Российской Федерации создаются региональные Центры занятости населения, которые оказывают информационную и финансовую поддержку начинающим предпринимателям, в частности, организуют бесплатное обучение основам предпринимательского дела, предоставляют субсидии начинающим предпринимателям, поручительство перед банками, льготное кредитование, компенсацию расходов на транспорт и оборудование для производственных целей. Но в результате недостаточной информированности о мерах господдержки, предприниматели слабо используют такие возможности. Со стороны государственных органов и органов местного самоуправления до сих пор недостаточное распространение по-

4 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. №31. Ст. 4006

5 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006; Постановление Правительства РФ от 21.08.2010 № 645 (ред. от 18.05.2019) «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества» (вместе с «Правилами формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренного частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. 2010. № 35. Ст. 4577.

6 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О

развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Феде-

рации» // Собрание законодательства РФ. № 31. Ст. 4006.

лучила информация, особенно об условиях и критериях участия МСП в таких программах.

Как известно, государство за последние годы утвердило значительное количество государственных программ, предусматривающих тот или иной вид поддержки МСП. В частности, государство оказывает поддержку начинающих предпринимателей в виде так называемого «бизнес-инкубатора». Это своего рода инструмент поддержки и развития МСП, прежде всего в период его становления, создаваемого в разных организационно-правовых формах7. Например, в Ярославской области бизнес-инкубатор отождествляется с Корпорацией развития МСП и является единым центром поддержки МСП в Ярославской области8 с организационно-правовой формой ГБУ Ярославской области. Структурными подразделениями Корпорации являются Ярославский бизнес-инкубатор, Тутаевский промышленный парк «Мастер», Региональный центр инжиниринга и Центр поддержки предпринимательства, т.е., организации, которые внедряют инновационные технологические процессы9.

Так же в Российской Федерации немаловажной проблемой, тормозящей развитие МСП, является высокая арендная плата за помещения и различные виды технических средств. Для удешевления аренды и упрощения порядка приобретения техники, в частности, дорогостоящей, государственная программа предлагает предпринимателям использовать льготный лизинг оборудования на особых условиях.

Обеспечением финансирования в данном случае выступает сам предмет лизинга. При этом предприниматель вправе привлечь в качестве поручителя региональные гарантийные организации.

Среди проблем, не способствующих развитию предпринимательства следует назвать проблему отсутствия кадров со специальными знаниями. Она может быть решена посредством обращения субъектов МСП за квалифицированной помощью к государству. В частности, в соответствии с государственной программой различные аутсорсинговые компании обязаны бесплатно предоставлять МСП специалистов для консультации по тем или иным вопросам. Так, специалисты аут-сорсинговых компаний оказывают услуги по бухгалтерским вопросам, информационным технологиям, консалтинговым услугам и др.

При этом можно учесть, что развитие аутсорсинга могло бы послужить рыночной «нишей» для самих субъектов МСП, т.е. они могли бы сами оказывать услуги другим предпринимателям, в том числе и крупным, а также бюджетным организациям.

Немаловажная проблема возникает при реализации произведенных МСП товаров и предлагаемых услуг. Проще говоря, потребитель часто не знает об услугах и товарах, произведенных МСП.

С целью решения проблемы информированности потребителей и сбыта товаров органы местного самоуправления должны проводить, а в некоторых субъектах РФ проводят ярмарки и выставки-продажи с участием в них представителей

7 См. подробнее: Мельников О.О. «О возможных вариантах организационно-правовых форм бизнес-инкубаторов» / Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306. С. 91-94.

8 http://yarincubator.ru / Корпорация развития малого и среднего предпринимательства Ярославской области

9 http://yarincubator.ru / Корпорация развития малого и среднего предпринимательства Ярославской области

малого бизнеса. Важно отметить, что такое участие для МСП производится бесплатно.

Автор настоящей статьи считает, что с целью информированности своей деятельности МСП должны активнее использовать также информационные ресурсы и социальные сети. Начинающий предприниматель вынужден искать интересующую его информацию и возможно выкладывать рекламу о своем бизнесе в социальных сетях, отказываясь от вложений в разработку и поддержку собственного сайта. При этом не следуете забывать, что реклама в социальных сетях также требует финансовых вложений, поэтому социальные сети в этом сами заинтересованы. Через социальные сети предприниматели могут обмениваться своим опытом, давать соответствующие рекомендации и консультации начинающим и не только начинающим предпринимателям.

К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая государственная программа, направленная на оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства. Вопросы финансовой поддержки

10

предусмотрены в различных программах и подпрограммах .

Т.е., государственная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется не централизованно, а распыленно, через различные госпрограммы.

Следует отметить, что Минэкономразвития России и созданной в 2014 году Корпорацией «МСП» во исполнение майского Указа Президента РФ11 был разработан приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы12. Необходимо подчеркнуть, что основным источником финансирования выполнения данной программы были предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета, объем которых составил в 2017 году 13100 млн. руб. Но 9 800 млн рублей из которых были направлены «на взнос в уставный капитал АО «Корпорация «МСП»» в целях развития национальной системы гарантийных организаций, 3000 млн рублей - на взнос в уставный капитал АО «Корпорация «МСП»»13 «для последующего взноса в уставный

10 Так, оказание финансовой помощи включено, например, в подпрограмму 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» и направлено на повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, направлена на создание конкурентоспособных «точек роста», обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие, содействие привлечению прямых инвестиций, в том числе иностранных, стимулирование деловой активности и развитие малого и среднего предпринимательства. А в Государственной программе «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа», предусмотрено стимулирование деловой активности и развитие малого и среднего предпринимательства.

11 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

12 Бюллетень Счетной палаты №9 (сентябрь) 2018 г. / http://ach.gov.ru/activities/bulleten/2018_8.php?sphrase_id=8946932#1; П А С П О Р Т. приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // http://docplayer.ru/ 33438229-P-a-s-p-o-r-t-prioritetnogo-proekta-malyy-Ыznes-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy-iniciativy-1-osnovnye-polozheniya.html

13 П А С П О Р Т. приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // http://docplayer.ru/33438229-P-a-s-p-o-r-t-prioritetnogo-proekta-malyy-

капитал российских лизинговых компаний (фирм) в целях реализации уставных целей АО «Корпорация «МСП», в первую очередь для развития ИМП14 и 300 млн рублей - на обеспечение создания системы «одного окна» оказания услуг и предоставления образовательной поддержки малым предприятиям в субъектах Российской Федерации»15.

Таким образом, огромные финансовые ресурсы были направлены не непосредственно на МСП, а пока только на организацию мероприятий по оказанию в дальнейшем МСП различной помощи.

Интересно, как выглядит бюджет этого приоритетного проекта? В соответствии с паспортом этого проекта бюджет выглядит следующим образом:

Таким образом, из паспорта программы видно, что основное финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется из средств федерального бюджета, но, при этом необходимо подчеркнуть, что финансируется МСП не непосредственно, а через АО «Корпорация МСП». Надо помнить, как отмечалось в литературе, Корпорация «МСП» является одним из крупных российских инструментов господдержки малого бизнеса, в частности, данная корпорация занимается гарантийной поддержкой по кредитам субъектам МСП. Займы предпринимателям предоставляют банки -участники национальной гарантийной системы, которая имеет трехуровневую структуру, в которую помимо Корпорации МСП входят МСП банк и региональные гарантийные фонды. Корпорация обеспечивает их гарантиями и поручительствами19.

Ыznes-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy-iniciativy-1-osnovnye-polozheniya.html

14 П А С П О Р Т. приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // http://docplayer.ru/33438229-P-a-s-p-o-r-t-prioritetnogo-proekta-malyy-Ыznes-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy-iniciativy-1-osnovnye-polozheniya.html

15 П А С П О Р Т. приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // http://docplayer.ru/33438229-P-a-s-p-o-r-t-prioritetnogo-proekta-malyy-Ыznes-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy-iniciativy-1-osnovnye-polozheniya.html

16 П А С П О Р Т. приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // http://docplayer.ru/33438229-P-a-s-p-o-r-t-prioritetnogo-proekta-malyy-Ыznes-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy-iniciativy-1-osnovnye-polozheniya.html

17 П А С П О Р Т. приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // http://docplayer.ru/33438229-P-a-s-p-o-r-t-prioritetnogo-proekta-malyy-Ыznes-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy-iniciativy-1-osnovnye-polozheniya.html

18 П А С П О Р Т. приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // http://docplayer.ru/33438229-P-a-s-p-o-r-t-prioritetnogo-proekta-malyy-Ыznes-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy-iniciativy-1-osnovnye-polozheniya.html

19 Минэкономразвития предложило изменить схему финансирования

Корпорации МСП: Экономика: РБК / https://www.rbc.ru/economics/

27/07/2018/5b59e72b9a79474e8742c043

Проблема правового статуса Корпорации МСП и ее роль в развитии малого и среднего предпринимательства в России требует отдельного научного исследования и в данной статье не будет рассматриваться. Следовательно, государство оказывает финансовую поддержку МСП, только, предоставляя льготы по кредитам коммерческих банков путем субсидирования кредитной ставки. Итак, единственная существующая финансовая «прямая» поддержка МСП - это предоставление им льготных кредитов через банковскую систему. При этом государство компенсирует указанным банкам выпадающий доход при предоставлении МСП льготных кредитов.

В начале декабря 2018 года был утвержден Правительством РФ национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Структура национального проекта включает в себя следующие проекты федерального уровня:

1. «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;

2. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию;

3. Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;

4. Создание системы поддержки фермеров и развитие сель-

20

ской кооперации» ;

5. «Популяризация предпринимательства»21.

Документ предусматривает, что цели, которые поставил Президент Российской Федерации в майском указе, необходимо достичь до 2024 года. Главная цель проекта - рост численности занятых в секторе до 25 миллионов человек. Планируется поддержать процесс легализации бизнеса и доходов, которые скрываются в настоящий момент в «теневом секторе». По разным оценкам в «теневом секторе» находится примерно каждый десятый житель нашей страны, это от 14 до 16 миллионов человек. По мнению главы Правительства РФ, только легализация бизнеса и доходов, находящихся в «теневом секторе» позволит увеличить количество индивидуальных предпринимателей в России на два миллиона человек22. Национальным проектом предусмотрено расширение доступа малого и среднего бизнеса к информационному, образовательному, и сбытовому сервису, включая портал «Бизнес-навигатор МСП» и некоторые другие. Планируется сделать более доступными льготные кредиты и лизинг23, а так же вовлекать как можно большее количество граждан с соответствующими компетенциями в предпринимательскую деятельность. Кстати сказать, на популяризацию предпринимательства среди молодежи и на поддержку предпринимательских инициатив среди студентов направлено трехстороннее соглашение о взаимодействии, подписанное в мае 2017 года Финансо-

20 Шадченко Н.Ю. Приоритетные направления развития малого и среднего бизнеса в России // Базис. 2019. №1(5). С.5-8 / http://elibrary.ru /item.asp?id=37286456

21 П А С П О Р Т. приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // http://docplayer.ru/33438229-P-a-s-p-o-r-t-prioritetnogo-proekta-malyy-Ыznes-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy-iniciativy-1-osnovnye-polozheniya.html

22 Медведев спрогнозировал рост числа ИП из-за легализации теневой занятости: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5c0536519a7947 cde3d961b6 // Бизнес. 03 дек 2018

23Новости-Правительство России: http://government.ru/news/ 34931/#34931=10:28:fWB,10:37:dac

Источники финансирования Год реализации Всего

2017 2018

Бюджетные источники, млн руб. федеральный бюджет 13 100 - 13 100

бюджеты субъектов Российской Федерации - - -

местные бюджеты органов местного самоуправления - - -

Внебюджетные источники, млн руб. 865,3 508,3 1 373,6

ИТОГО18 13 965,3 508,3 14 473,6

вым университетом при Правительстве РФ, Корпорацией МСП и МСП Банком24.

Большой блок вопросов посвящен самозанятому населению и его налогообложению. Национальный проект включает вопросы кредитования МСП на льготных условиях, совершенствования системы госзакупок.

В целом Национальный проект носит клиентоориентирован-ный подход и предусматривает удовлетворение большинства потребностей бизнеса. Главная его составляющая базируется на цифровом подходе к получению услуг от государства. В Национальном проекте делается акцент на информационные ресурсы, которые должны стать основным поставщиком информации и единой точкой входа для предпринимателей. А центры «Мой бизнес» должны осуществлять эту функцию в режиме офлайн. Наряду с масштабной программой по предоставлению доступа к льготному кредитованию, предлагается дальше развивать микрофинансирование, лизинг и запустить альтернативные источники финансирования, в том числе краудфандинг и биржевые инструменты.

В октябре 2018 года в Финансовом университете при Правительстве РФ проходила Научно-практическая конференция «Малый и средний бизнес в России: состояние и перспективы», в которой приняли участие представители государственных органов, общественных организаций, ученые, предприниматели. В частности, представитель общественной организации в своем выступлении сказал, что ему, как члену проектного комитета национального проекта, проблемы малого и среднего предпринимательства известны не понаслышке. Он видел, какие предложения в паспорт национального проекта вносятся, корректировал некоторые из них. Выступающий пришел к выводу, что ряд положений во исполнение майского Указа Президента РФ в части поддержки МСП не могут быть реализованы с показателями данного паспорта и национального проекта.

Как известно, в экономической науке и практике при оценке эффективности производственной деятельности используется такая категория как эффект, которая толкуется в разных аспектах. Исходя из этого, на конференции говорилось о следующих эффектах, препятствующих развитию МСП в нашей стране:

- эффект доли. Доля МСП в ВВП в настоящее время составляет примерно 20% и больше не растет, не смотря на попытку увеличить ее объем до 40% в соответствии с разными государственными программами. Дело в том, что легче управлять меньшим количеством крупных предприятий, чем большим количеством мелких, когда их доли в ВВП почти равные. Эффект доли - это отношение государства и бизнеса;

- существует эффект устоявшихся торгов, который проявляется в том, что госзакупки осуществляются не только по ФЗ №223-ФЗ, в которых участвуют корпорации и госкомпании, контролируемые государством. А также проводятся госзакупки по ФЗ №44-ФЗ крупными частными компаниями, которые за многие годы превратились в сертифицированных поставщиков. В их ряды проникнуть практически невозможно, тем более субъектам МСП. Кроме того, при проведении торгов в условиях импортозамещения целесообразно не привлекать иностранные компании тех государств, которые применяют санкции в отношении к нашей стране, а также, желательно, не привлекать к торгам ГУПов и МУПов;

- следующий эффект - «эффект масштаба». В чем он проявляется? Крупные международные корпорации, особенно те, которые произошли из восточных стран, с низкой эффективностью себестоимости, в том числе и по труду, всегда будут выигрывать перед малым и средним

бизнесом, тем более, когда эти корпорации нарушают таможенное и тарифное законодательство Российской Федерации;

- эффект «налоговых режимов» заключается в том, что значительная часть занятого населения относится к группе самозанятых, многие из которых в настоящее время находятся «в тени» и не платят налоги. Малый и средний бизнес, хотя для него и предусмотрены налоговые льготы по упрощенной системе налогообложения, по ЕНВД, и другим льготным режимам, объем своего производства не увеличивают, что сказывается на их участии в создании дохода бюджета;

- МСП работает без права на ошибку. К развивающемуся МСП государством предъявляются более жесткие требования, усиливается административное давление. При этом, наличие значительного налогового бремени на предпринимателя вынуждает его идти на нарушение законодательства о налогах и сборах и другого законодательства. К сожалению, при решении споров с участием предпринимателя в нашей стране, часто не применяется принцип презумпции невиновности.

Итак, в России в настоящее время наблюдается не тенденция роста МСП, а тенденция «квантования» и «утечки мозгов», при чем, не только интеллектуальных, научных, но и бизнеса, т.е., если предпринимателю удастся создать что-то инновационное, предприниматель уходит за рубеж.

Принимает ли на современном этапе участие в развитии МСП Банк России? В октябре 2018 года Центральный банк РФ разработал «дорожную карту» по поддержке финансирования малого и среднего предпринимательства до 2021 года, которая «призвана способствовать достижению целей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в том числе повышению доли малых и средних предприятий в объеме ВВП»25. Кроме того, росту эффективности финансирования предпринимателей будет способствовать повышение их финансовой грамотности.

Представители банковского сообщества на указанной конференции обратили внимание на проблему прозрачности деятельности МСП. Банки часто не владеют информацией о количестве открытых и закрытых предприятий.

В дорожной карте Банка России, в национальном проекте записана тема разъяснения, как действовать МСП в тех или иных случаях, в частности, куда обращаться за кредитом. Представитель Банка России пояснил, что на стадии стартапов, микробизнеса следует обращаться не за кредитом в крупные банки, а за другими финансовыми инструментами в иные кредитные и финансовые организации. В частности, на стадии стартапов - это гарантийная система, краутфандинг, так как у малого бизнеса нет достаточного залогового обеспечения для получения кредита26 Центральный банк будет проводить вебинары с участием представителей бизнеса таких общественных организаций, как «Опора России», «Деловая Россия», ученых Сколко-во, Финансового университета при Правительстве РФ и других учебных заведений. Проблема не только в том, что малое и среднее предпринимательство не использует или слабо использует разные институты государственной поддержки, а в том, что, как отмечалось выше, многие не знают о них вообще. Эту проблему поднимает и Центральный банк в дорожной карте и национальном проекте. Центральный банк будет

https://www.mspbank.ru/media/news/korporatsiya-msp-msp-bank-i-finansovyy-universitet-provedut-konkurs-biznes-planov-dlya-studentov/ Официальный сайт МСП Банка

25 RFToday: ЦБ РФ / http://finance.rftoday.ru/cb_rf/3/

26 «кредит Субъекту МСП должен быть обеспечен не менее чем на 75% от суммы основного долга в совокупности одним или несколькими из перечисленных видов обеспечения» (п. 2.3.5 Положения о стандарте кредитования АО «МСП Банк» субъектов малого и среднего предпринимательства // Официальный сайт МСП Банка / http://new.mspbank.ru /Partneram/kak_stat_partnerom/kreditnyim_organizatsiyam/poleznaya_informa tsiya/polozhenii_o_standarte_kreditovaniya_MSP)

отслеживать, насколько эффективно внедрены усилия по повышению финансовой грамотности стартапов, микро и малого бизнеса. Данную информацию предполагается доводить до указанных лиц посредством цифровых технологий, делая акцент, прежде всего, на проведение вебинаров. Как известно, Центральный банк РФ имеет большую региональную сеть. В каждом регионе можно и нужно найти союзников и выстроить систему образования МСП через региональные гарантийные организации, через местные вузы, через научный центр Сколково, общественные организации «Деловая Россия», «Опора России».

С 5 по 8 июня 2019 года в Санкт-Петербурге года прошел очередной Петербургский международный экономический форум с участием представителей органов государственной власти, банковского сообщества и предпринимателей, одной из ключевых тем на котором была тема поддержки МСП, в том числе финансовой.

Завершая рассмотрение некоторых проблем финансово-правового обеспечения деятельности МСП в России, по нашему мнению, необходимо совершенствовать действующее законодательство о налогах и сборах и законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, в том числе и финансовое обеспечение малого и среднего предпринимательства в России. Кроме того, необходимо значительно повысить доверие государства к предпринимателям и их деятельности, а также предпринимателей к государству. Важно также уменьшить административное давление на предпринимателей, снизить налоговое бремя, расширить альтернативные способы финансирования, в частности, предусмотреть поддержку субъектов МСП представителями крупного бизнеса. Финансовая помощь государства, бесспорно, важна, но для становления и развития малого предпринимательства в России, по нашему мнению, более эффективным является использование собственных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,28%.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249

2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3615

3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006

4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 № 22-П «По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной

собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой администрации города Благовещенска» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 264.

6. Постановление Правительства Российской федерации от 31 марта 2017 г. № 39 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.04.2017

7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 308 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть I). Ст. 2154.

8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Собрание законодательства РФ. 2014. №18 (часть II). Ст. 2162

9. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (ред. от 15.11.2017) «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вместе с "Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», «Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства») // Собрание законодательства РФ. 2014. № 51. Ст. 7438.

10. Постановление Правительства РФ от 21.08.2010 № 645 (ред. от 18.05.2019) «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества» (вместе с «Правилами формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренного частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. 2010. № 35. Ст. 4577

11. Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1030 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.09.2018

12. Паспорт приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21.11.2016 № 10) // Документ опубликован не был / СПС КонсультантПлюс.

13. П А С П О Р Т. приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // http://docplayer.ru/33438229-P-a-s-p-o-r-t-prioritetnogo-proekta-malyy-biznes-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy-iniciativy-1-osnovnye-polozheniya.html

14. Медведев спрогнозировал рост числа ИП из-за легализации теневой занятости: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5c0536519a 7947cde3d961b6 // Бизнес. 03 дек 2018

15. Мельников О.О. «О возможных вариантах организационно-правовых форм бизнес-инкубаторов» / Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306. С. 91-94 /

16. Минэкономразвития предложило изменить схему финансирования Корпорации МСП: Экономика: РБК / https://www.rbc.ru /economics/27/07/2018/5b59e72b9a79474e8742c043

РЕЦЕНЗИЯ

на статью доцента Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Савостьяновой С.А. «Некоторые вопросы финансово - правового обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Тема статьи, представленной на рецензию, имеет для развития финансово -правовой науки актуальное значение. В связи с переходом нашей страны к рыночным отношениям, роль малого и среднего бизнеса трудно переоценить. Это неоднократно подчеркивается в официальных документах, об этом говорится в выступлениях Президента Российской Федерации и других государственных деятелей. Как известно, история развития предпринимательства в нашей стране вообще, и малого и среднего, в частности, слишком незначительна, чтобы многие организационные, правовые и другие проблемы были бы полностью решены. Остаются дискуссионными и многие теоретические вопросы, в частности, связанные с развитием и расширением малого и среднего бизнеса, который испытывает значительные трудности, особенно с финансовым обеспечением. Поэтому появление рецензируемой статьи в печати заслуживает самой высокой оценки. Автор в статье анализирует практическую помощь, оказываемую государством в становлении и развитии предпринимательства, которое утверждает соответствующие программы поддержки малого и среднего предпринимательства. В статьи подробно рассматриваются конкретные меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на современном этапе развития Российской Федерации и делается вполне справедливый вывод о том, что из всех видов государственной поддержки субъектам данного вида предпринимательской деятельности важнейшей является финансовая помощь, поскольку стабильное финансирование - важнейшее условие прибыльной работы предпринимателей. В статье отмечается роль и значение региональных Центров занятости населения, которые призваны оказывать информационную и финансовую поддержку начинающим предпринимателям, в частности организуют бесплатное обучение основам предпринимательского дела. Автор подробно рассматривает такой вид поддержки и развития малого и среднего предпринимательства как «бизнес - инкубатор» на примере Ярославской области. Автор выявляет проблемы, тормозящие развитие рассматриваемого сегмента предпринимательства: высокая арендная плата дорогостоящей техники, отсутствие кадров со специальными знаниями, трудности при реализации произведенных товаров и оказанных услуг и т.д. и рассматривает возможные пути их разрешения. Однако, как справедливо подчеркивает автор, отсутствие единой государственной программы, направленной на оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства, оказываемая распыленно в соответствии с различными госпрограммами, тормозит развитие данного сегмента предпринимательства. В статье анализируется структура утвержденного Правительством РФ в декабре 2018 года национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», его цели. В названном национальном проекте, в частности, планируется достичь до 2024 года численности занятых в данном секторе до 25 миллионов человек, расширить доступ малого и среднего бизнеса к информационному, образовательному, сбытовому сервису, сделать более доступные льготные кредиты и лизинг, вовлекать как можно большее количество граждан в предпринимательскую деятельность, особенно молодежь.

При этом автор упоминает в связи с осуществлением этой цели трехстороннее соглашение о взаимодействии, подписанное Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации, Корпорацией МСП (малого и среднего предпринимательства) и МПС Банком.

В рецензируемой статье нашли отражение и другие важные вопросы развития и совершенствования финансово - правового регулирования указанного сегмента предпринимательской деятельности в России.

Рецензируемая статья подготовлена на достаточно высоком научном уровне и имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Автор на основе изучения большого количества нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемую сферу общественных отношений, государственных программ и национальных проектов, предусматривающих различные виды поддержки малого и среднего бизнеса, судебной практики, материалов Счетной Палаты РФ, имеющейся по данной проблеме научной литературы; материалов Научно - практической конференции «Малый и средний бизнес в России: состояние и перспективы», которая проходила в октябре месяце 2018 года в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации и собственного опыта, приобретенного при осуществлении предпринимательской деятельности, в качестве индивидуального предпринимателя, приходит к выводам, которые, по моему мнению, при использовании их, будут способствовать совершенствованию финансово - правового регулирования деятельности малого и среднего бизнеса. Главный вывод, к которому пришла автор статьи, касается, конечно, не только малого и среднего бизнеса, а всей сферы предпринимательской деятельности в России, но главным образом, все-таки, касается малого и среднего бизнеса. Это - необходимость повысить доверие государства к предпринимателям и их деятельности, а также укрепить взаимное доверие предпринимателей к государству, к его деятельности. Для этого необходимо уменьшить административное давление, в частности значительно сократить не только плановые, но и внеплановые финансовые проверки. И сократить не только на словах, но и на деле. Однако, как стало ясно во время ответов Президента РФ на вопросы граждан (20.06.19), положение с проверками остается на прежнем уровне. Индивидуальный предприниматель из Пензы жаловался Президенту РФ на большое количество проводимых до сих пор проверок контрольно-надзорными органами. Автор статьи справедливо считает необходимым не только продолжать осуществление государственной финансовой помощи, но расширять альтернативные способы финансирования, в частности, предусмотреть поддержку малого и среднего предпринимательства представителями крупного бизнеса. В процессе своего исследования проблемы автор приходит к правильному выводу, что «для становления и развития малого предпринимательства в России, ... более эффективным является использование собственных средств».

Итак, исходя из выше изложенного, полагаю, что статью С.А. Савостьяновой «Некоторые вопросы финансово - правового обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», представленную на рецензию, можно принять для опубликования в журнале «Проблемы экономики и юридической практики».

профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д-р юрид. наук, профессор

Соколова Э.Д.

SOME ISSUES OF FINANCIAL AND LEGAL SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Savostyanova Svetlana A., PhD in Law, associate Professor of the Department of legal regulation of economic activity Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation

sarudenko@inbox.ru

Annotation: this article discusses the main problems of financial support of small and medium-sized enterprises, a brief description of some types of state support for small and medium-sized enterprises in the Russian Federation at the present stage. The author emphasizes that the lack of a unified state program for the financial support of small and medium-sized enterprises does not contribute to its development. The article proposes ways to solve the existing problems of financial support of SMEs.

Keywords: state program, subprogram, national project, small and medium enterprises, SMEs, financial support for SMEs, state support measures, Bank of Russia

Reference list:

1. Federal law of 26.12.2008 № 294-FZ (ed. of 15.04.2009) «On protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control» // Assembly of the legislation of the Russian Federation. 2008. № 52 (part 1). Art. 6249

2. Federal law No. 159-FZ of 22.07.2008 (ed. of 03.07.2018) «On the peculiarities of alienation of real estate owned by the state or municipal property and leased by small and medium-sized businesses, and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Assembly of legislation of the Russian Federation. 2008. № 30 (part 1). Art. 3615

3. The Federal law from 24.07.2007 № 209-FZ (as amended on 27.12.2018) «About development of small and medium enterprises in the

Russian Federation» // collected legislation of the Russian Federation. 2007. No. 31. Art. 4006

4. The decree of the President of the Russian Federation from 07.05.2018 No. 204 (ed. by 19.07.2018) «On the national goals and strategic objectives development of the Russian Federation for the period up to 2024» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2018. No. 20. Art. 2817.

5. The decision of the constitutional Court of the Russian Federation of 20.12.2010 № 22-P «On business about check of constitutionality of part 8 of article 4 and parts 2, 3 and 4 of article 9 of the Federal law «About features of alienation of immovable property in state ownership of constituent entities of the Russian Federation or municipal property and leased by subjects of small and medium enterprises, and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» in connection with the complaint of a city administration of Blagoveshchensk» // collected legislation of the Russian Federation. 2011. No. 1. St. 264.

6. Resolution of the Government of the Russian Federation of March 31, 2017 № 39 «On amendments to the state program of the Russian Federation «Economic development and innovative economy» // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 07.04.2017

7. Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 № 308 (ed. from 29.03.2009) «On approval of the state program of the Russian Federation «Socio-economic development of the far Eastern Federal district» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2014. No. 18 (part I). Art. 2154.

8. Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 № 316 (ed. from 22.05.2009) «On approval of the state program of the Russian Federation «Economic development and innovative economy» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2014. No. 18 (part II). Art. 2162

9. Decree of the Government of the Russian Federation of 11.12.2014 No. 1352 (ed. from 15.11.2017) «On peculiarities of participation of subjects of small and medium enterprises in the procurement of goods, works, services by separate types of legal entities» (together with «Position about features of participation of subjects of small and medium enterprises in the procurement of goods, works, services by separate types of legal entities, the annual volume of such purchases and the manner of

calculating the specified amount,» «Requirements to the contents of the annual report on procurement of goods, works, services by separate types of legal entities, subjects of small and average business») // collected legislation of the Russian Federation. 2014. No. 51. Art. 7438.

10. Decree of the Government of the Russian Federation of 21.08.2010 No. 645 (ed. «On property support of small and medium-sized businesses in the provision of Federal property» (together with the «Rules of formation, maintenance and mandatory publication of the list of Federal property free from the rights of third parties (except for the right of economic management, the right of operational management, as well as property rights of small and medium-sized businesses), provided for in part 4 of article 18 of the Federal law «On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation»). 2010. No. 35. St. 4577

11. Resolution of the Government of the Russian Federation from 31.08.2018 No. 1030 «On amendments to the state program of the Russian Federation «Socio-economic development of the Far East and the Baikal region» // the Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, time loan-to 03.09.2018

12. Passport of the priority project «Small business and support of individual entrepreneurial initiative» (app. the Presidium of the presidential Council for strategic development and priority projects, minutes No. 10 of 21.11.2016) // the Document was not published / SPS Consultant.

13. PASSPORT of Priority project «Small business and support of individual entrepreneurial initiative» // http://docplayer.ru/33438229-P-a-s-p-o-r-t-prioritetnogo-proekta-malyy-biznes-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy-iniciativy-1-osnovnye-polozheniya.html

14. Medvedev predicted growth of the number of IP because of the legalization of shadow employment: https://www.rbc.EN/rbcfreenews/ 5c0536519a7947cde3d961b6 // Business. 03 Dec 2018

15. Melnikov O. O. «On possible variants of organizational and legal forms of business incubators» / Bulletin of Tomsk state University. 2008. No. 306. P. 91-94 /

16. The Ministry of economic development proposed to change the financing scheme of the SME Corporation: Economy: RBC / https://www.rbc.ru/economics/27/07/2018/5b59e.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.