АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
А. В.Виленский
УДК: 330.341 DOI: 10.24411/2071-6435-2019-10099
Российское малое предпринимательство накануне рывка: региональный аспект
По официальным декларациям, российское малое предпринимательство в скором времени должно будет по своим параметрам выйти на уровень большинства развитых и развивающихся стран. Для этого федеральным правительством и региональными органами власти реализуются стратегии, программы и проекты поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (МПС). В 2017 году, по данным Росстата, в целом по стране и во многих субъектах Федерации номинально произошла позитив -ная подвижка в развитии официально зарегистрированных малых предприятий-юридических лиц и в развитии зарегистрированного индивидуального предпринимательства.
Ключевые слова: регион, государственная политика, малые предприятия-юридические лица, индивидуальные предприниматели, Россия
Основные тезисы
1. В 2017 году, после передачи Росстата под эгиду Министерства экономического развития Российской Федерации официальная статистика констатировала заметное улучшение положения дел в сфере малого и индивидуального предпринимательства по номинальным показателям в целом по всей стране и многим ее регионам в отдельности.
2. Численность занятых в сфере малого предпринимательства является наиболее достоверным показателем динамики и состояния сферы МСП.
3. Для оценки выполнения стратегий, программ и проектов развития и поддержки МСП, для принятия рациональных решений о новых направлениях и методах федеральной и региональной политики, следует пользоваться не номинальными показателями деятельности зарегистрированных субъектов этой сферы, а реальными показателями фактически работающих субъектов хозяйствования.
Почти все российские федеральные и региональные стратегии, программы и проекты развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в их
© А. В. Виленский, 2019
констатирующей части включают в себя тезис о том, что наша страна значительно отстает от развитых и большинства развивающихся государств в данной сфере. Если в России доля МСП в ВВП страны составляет чуть более 20%, а задействовано в этом виде предпринимательства около 22% от общего числа занятых, то в зарубежных странах эти показатели равняются соответственно 45—70% (доля в ВВП) и 40—80% (доля занятых).
Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России в 2018 году определил, что данной сфере необходим «рывок». Для этого должна быть проведена работа по следующим направлениям: максимально возможное вовлечение населения в предпринимательскую сферу; полная легализация самозанятых в ней; особое внимание к проблемам молодежи, задействованной в данном секторе. Это, однако, не означает, что государство не должно создавать благоприятных условий для массовой предпринимательской деятельности людей старших поколений. Кроме того, должны быть приняты специальные меры для обеспечения роста и перевода микрокомпаний в малые, а малых—в средние (акселерация), широкая доступность субъектов МСП к финансовым ресурсам и общее повышение эффективности в этой сфере [1].
Эти направления так или иначе были включены в паспорт приоритетного проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы до 2024 года» [7]. Указанный документ продолжил по своему содержанию и по заложенным в нем направлениях традиции прежних многочисленных федеральных, региональных и муниципальных программ развития и поддержки МСП. Проект состоит из пяти отдельных федеральных проектов. Как и в предыдущих аналогичных программах, первый раздел, а значит и сам проект посвящен вопросам улучшения предпринимательского климата, условий предпринимательства. Особо обращает на себя внимание планируемое допущение непредоставления налоговых деклараций теми субъектами малого бизнеса, которые пользуются контрольно-кассовой техникой, подключенной к Интернету. Заметим, правда, что к настоящему времени намечена еще и общая замена такой техники онлайн-системой (мобильное приложение), что должно еще в большей мере облегчить отчетность [5]. Эксперты при этом неоднократно обращали внимание на то, что на компьютерную систему нужно было перевести малый бизнес ранее, не заставляя его тратить большие деньги на массовую покупку контрольно-кассовой техники [4].
Существенно, что в первом разделе программы намечено придание юридической формы социальному предпринимательству для распространения на него как на субъект МСП государственной поддержки. Социальное предпринимательство распространено и признано во всем мире. Закрепление его юридического статуса в нашей стране явно запоздало.
Для облегчения предпринимательской деятельности и, что немаловажно, максимально возможного выведения субъектов МСП из «тени» намечено стимулирование недавно юридически закрепленной в нашей стране группы «са-
мозанятые». По ныне действующим правилам они платят минимальный налог, имеют самую упрощенную систему отчетности (в формате мобильноого приложения), но сфера их деятельности крайне узкая. Ее намечено кардинально расширить для мелких субъектов хозяйствования.
Второй раздел-проект в рамках общего проекта посвящен финансовой теме. В нем речь идет о совершенствовании и наращивании блока финансового обеспечения деятельности субъектов МСП. При этом особое внимание уделяется Национальной гарантийной системе со всей ее федеральной и региональной инфраструктурой. Организации этой инфраструктуры, микрофинансовые организации государственной поддержки малого бизнеса должны будут функционировать по всей территории страны. Намечено расширение и увеличение количества банков, особенно региональных, задействованных в системе льготного кредитования МСП. Большое внимание уделено развитию льготного лизинга, позволяющего решать многие проблемы финансового и технологического обеспечения деятельности некрупных предприятий и субъектов хозяйствования без образования юридического лица.
В раздел-проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» включены мероприятия по имущественной и организационной поддержке МСП. В нем особо обращает на себя внимание, что намечена реорганизация всей инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Его субъекты смогут получать практически все услуги в региональных подразделениях поддержки. Запланировано расширение объемов государственных и муниципальных закупок с участием малых предприятий. На все элементы этого раздела, впрочем, как и на всю программу накладывается цифровизация. Кардинальное снижение бумажной отчетности, бумажного документооборота во всей предпринимательской деятельности должно снизить издержки и облегчить доступность льготных услуг для МСП. Благодаря цифровизации будет обеспечено значительное повышение производительности труда в этой сфере.
Четвертый раздел-проект посвящен вопросам создания системы поддержки фермеров и развитию сельской кооперации. Намечено множество мер, преимущественно традиционных, призванных переломить сложившуюся негативную ситуацию в этой сфере.
Наконец, в пятом разделе-проекте определены направления и инструменты, цели дальнейшей пропаганды предпринимательства. Этот блок тра-диционен, хотя в нем и использованы такие филологические «находки», как «таргетирование каждого мероприятия пропаганды предпринимательства для повышения их отдачи» [7].
В целом, можно констатировать, что новый приоритетный проект поддержки МСП, хотя и имеет некоторые декларативные новации, по своему содержанию весьма традиционен. Консервативны и содержащиеся в нем оптимистические оценки перспектив развития российского малого и среднего бизнеса. Выявление степени их правомерности, подготовка к «рывку» в обязательном порядке предполагают хотя бы краткий анализ уже достигнутого.
Началу реализации приоритетного проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы до 2024 года» предшествовало завершение действия федерального приоритетного проекта с аналогичным названием, но — 2016 года. Проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на период с 1 декабря 2016 года по 1 марта 2019 года [8] был принят по результатам и в развитие одобренной в июне 2016 года «Стратегии развития МСП в Российской Федерации на период до 2030 года» [12].
Наиболее полные статистические данные о состоянии российского МСП в целом по стране и по ее регионам Росстатом представлены пока только за 2017 год. Заметим, что до сих пор, в отличие от практики предыдущих лет, не представлены годовые данные по средним предприятиям. На основании обрывочных, предварительных статистических данных можно сделать вывод, что количество средних предприятий и число занятых на них продолжает сокращаться. В 2018 году Росстат впервые отказался от публикации ранее ежегодного статистического сборника «Малое и среднее предпринимательство» со статистикой за предыдущий год. В связи с этим в попытке оценить промежуточные результаты реализации проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» мы вынуждены ограничиться только малыми предприятиями (включая микроструктуры) и индивидуальными предпринимателями.
Примечательно, что проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы до 2019 года» вообще не содержит показателей развития МСП. Все данные относятся только к мерам стимулирования некрупного предпринимательства.
Единственным комплексным показателем в Стратегии МСП до 2030 года можно считать долю среднесписочной численности работников МСП в общей численности занятого населения. В Стратегии отмечено, что в 2015 году эта доля составляла 25,6% [12]. По данным на март 2018 года, общая занятость в экономике России в марте 2018 года составила 72,3 млн человек. На сектор приходилось примерно 16 млн человек или 22% от общего числа занятых [9], то есть эта доля уменьшилась. Следует подчеркнуть, что численность занятых в сфере МСП является наиболее достоверным показателем ее динамики и состояния.
Итак, принятие Стратегии МСП до 2030 года и проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 2019 года было призвано обеспечить за счет предпринимаемых мер и финансовых вливаний как минимум ускорение в развитии российского МСП по всем субъектам Федерации. В таблице 1 представлена динамика номинальной занятости зарегистрированных субъектов малого предпринимательст-ва—юридических лиц с 2008 года по 2017 год.
Таблица 1
Динамика средней численности работников зарегистрированных субъектов малого (включая микро-) предпринимательства-юридических лиц по федеральным округам и некоторым субъектам Российской Федерации за 2008-2017 годы(на конец года)
Средняя численность работников 2008 2010 2016 2017
субъектов малого (включая микро-)
предпринимательства-юридических лиц
(тыс.)
Дальневосточный федеральный 424,3 504,3 497,9 509,344
округ, тыс.
% к 2017 г 100 102,3
% к 2010 г 100 98,9 101,0
% к 2008 г 100 118,9 117,4 120,0
Приморский край, тыс. 112,3 174,5 159,5 159,490
% к 2017 г. 100 99,9
% к 2010 г. 100 91,4 91,4
% к 2008 г. 100 155,1 142,3 142,0
Сибирский федеральный округ, 1236,7 1428,3 1253,9 1392,904
тыс.
% к 2017 г. 100 111,1
% к 2010 г. 100 87,9 97,6
% к 2008 г. 100 115,4 101,5 112,6
Новосибирская область, тыс. 200,0 276,1 231,8 333,994
% к 2017 г. 100 144,1
% к 2010 г. 100 84,1 121,0
% к 2008 г. 100 138,1 115,9 167,0
Уральский федеральный округ, тыс. 757,2 956,1 968,3 1050,475
% к 2017 г. 100 108,5
% к 2010 г. 100 101,2 109,9
% к 2008 г. 100 126,4 127,8 138,4
Свердловская область, тыс. 320,7 352,9 391,7 472,806
% к 2017 г. 100 120,7
% к 2010 г. 100 111,1 134,0
% к 2008 г. 100 110,1 122,2 147,5
Приволжский федеральный округ, 2405,2 2340,1 2281,3 2483,551
тыс.
% к 2017 г. 100 108,9
% к 2010 г. 100 97,4 106,1
% к 2008 г. 100 97,4 94,7 103,3
Республика Татарстан (Татарстан), 319,6 325,2 361,8 366,918
тыс.
% к 2017 г. 100 101,4
% к 2010 г. 100 111,4 112,9
% к 2008 г. 100 101,9 113,3 114,8
Северо-Кавказский федеральный 266,5 270,3 282,792
округ, тыс.
% к 2017 г. 100 104,7
% к 2010 г. 100 104,7 106,2
Республика Дагестан, тыс. 56,2 29,2 50,2 47,996
% к 2017 г. 100 95,4
% к 2010 г. 100 171,9 165,0
% к 2008 г 100 85,6
Ставропольский край, тыс. 158,6 162,3 139,1 152,516
% к 2017 г 100 109,7
% к 2010 г 100 85,7 94,0
% к 2008 г 100 102,4 87,6 96,2
Южный федеральный округ, тыс. 1299,6 973,6 974,1 1063,371
% к 2017 г 100 109,2
% к 2010 г. 100 100,04 109,3
% к 2008 г. 100 74,8 74,8 81,8
Краснодарский край, тыс. 330,1 364,2 343,2 390,733
% к 2017 г. 100 113,9
% к 2010 г. 100 94,3 107,4
% к 2008 г. 100 110,4 104,1 118,5
Северо-Западный федеральный 1367,5 1366,1 1350,3 1427,951
округ, тыс.
% к 2017 г. 100 105.7
% к 2010 г. 100 98,8 104,5
% к 2008 г. 100 99,8 98,8 104,4
г. Санкт-Петербург, тыс. 698,3 640,1 694,5 732,563
% к 2017 г. 100 105,9
% к 2010 г. 100 108,5 114,5
% к 2008 г. 100 91,7 99,5 105,0
Центральный федеральный округ, 3921,7 3314,4 3444,5 3775,877
тыс.
% к 2017 г 100 109,6
% к 2010 г 100 103,8 113,9
% к 2008 г 100 84,5 87,9 96,3
г. Москва, тыс. 2035,6 1268,9 1468,5 1659,804
% к 2017 г 100 113,03
% к 2010 г 100 115,8 130,1
% к 2008 г 100 62,3 72,2 81,5
Московская область, тыс. 566,0 496,5 545,4 590,078
% к 2017 г 100 108,2
% к 2010 г 100 109,7 118,8
% к 2008 г 100 87,8 96,6 104,3
РОССИЯ, тыс. 11412,2 11149,1 11040,2 11986,265
% к 2017 г 100 108,6
% к 2010 г 100 99,0 107,5
% к 2008 г 100 97,7 96,7 105,03
Источник: рассчитано автором по данным [10]
Передача Росстата под эгиду Министерства экономического развития Российской Федерации в 2017 году (которую можно рассматривать как потерю главным статистическим органом России своей независимости) сразу же породила у специалистов и экспертов ожидание «улучшения» всех статистических параметров, включая параметры сферы МСП.
Действительно, по данным реорганизованного Росстата, после длительного периода падения, номинальное число средней численности работников зарегистрированных субъектов малого (включая микро-) предпринимательст-ва-юридических лиц в 2017 году впервые выросло, причем значительно. За тот год прирост средней численности работников в целом по стране составил 8,6%. В Центральном федеральном округе он достиг 9,6%: в Москве — 13,03%, в Московской области — 8,2%. В Северо-Западном федеральном округе годовой прирост средней численности занятых среди малых предприятий-юридических лиц был скромнее—всего 5,7%, в Санкт-Петербурге —5,9%. И это все — после почти десятилетнего падения. В Южном федеральном округе эта занятость на малых предприятиях возросла на 9,2%, оставаясь, однако, при этом на 21,2% ниже занятости 2008 года. То есть в этом регионе, даже по номинальным данным, малый бизнес пребывает в состоянии затянувшегося кризиса. Правда, входящий в этот округ Краснодарский край показал рост 13,9% годовых по номинальной средней численности занятых на малых предприятиях, а в целом уровень 2008 года был превышен на 18,4%. Занятость на малых предприятиях Ставропольского края в 2017 году возросла сразу на 9,7%, оставаясь при этом на 3,8% ниже уровня 2008 года. В Приволжском федеральный округе годовой прирост составил 8,9%. В предыдущем лидере развития МСП — Татарстане — прирост занятости на малых предприятиях-юридических лицах составил всего 1,4%.
В Уральском федеральном округе средняя численность работников субъектов малого (включая микро-) предпринимательства-юридических лиц за 2017 год выросла на 8,5%. Во входящей в этот округ Свердловской области — на 20,7%. Причем по отношению к 2008 году число таких занятых в этой области увеличилось почти в полтора раза. В Сибирском федеральном округе рост этих занятых составил 11,1%. Абсолютный рекорд прироста показала входящая в этот округ Новосибирская область. В ней занятость за год возросла на 44,1%. Объяснить этот феномен нам пока не удалось. Намного скромнее выглядит ситуация в Дальневосточном федеральном округе, где прирост данной занятости в 2017 году составил всего 2,3%. Во входящем в этот округ Приморском крае вообще наблюдалось ее сокращение на 0,1%.
По данным официальной статистики, в 2017 году проявилось оно и в других регионах, в частности, в Дагестане. В целом же, наличествовал триумфальный рост средней численности работников субъектов малого (включая микро-) предпринимательства-юридических лиц. Самое главное—по подавляющему числу регионов и в целом по стране превышен уровень 2008 года. Вышеотмечен-ные ожидания специалистов и экспертов в отношении ближайших результатов реорганизации Росстата явно оправдались.
Но общую картину превышения уровня 2008 года несколько испортили статданные по числу занятых в сфере индивидуального предпринимательства.
Годовые номинальные данные 2017 года по зарегистрированным индивидуальным предпринимателям позитивны. Прирост занятости в этой сфере в целом по стране составил 2,3%. В Центральном федеральном округе — 16,0%, причем в Москве — 71,1% (Московский феномен пока не поддается объяснению). В большинстве же субъектов Федерации прирост числа занятых в сфере индивидуального предпринимательства составил от 4% до 15%. Это, однако, не рекорд. В Татарстане, например, 26, 3%. Наблюдалось, впрочем, и сокращение занятости, в частности, в Южном федеральном округе (—0,7%), в Краснодарском крае (-8,3%), в Ставропольском крае (-7,3%), в Приволжском федеральном округе (-0,6%), в Уральском федеральном округе (- 12,9), в Свердловской области (-27,3%), в Сибирском федеральном округе (-1,2%), в Дальневосточном федеральном округе (-3,1%), в Приморском крае (-0,3%).
Но при всем этом по нашим экспертным оценкам (отсутствуют официальные статданные для прямого сопоставления), общее число занятых в сфере индивидуального предпринимательства в 2017 году составляло чуть более половины от уровня 2008 года. Аналогичную долю по занятости в сфере индивидуального предпринимательства занимал Поволжский федеральный округ, Республика Татарстан, Сибирский федеральный округ. В Московской области количество занятых в сфере индивидуального предпринимательства составляло в 2017 году только 44% от уровня 2008 года, столько же—в Дагестане, а в Свердловской области — около 30%. Планку 2008 года в 2017 году из ведущих регионов смогли преодолеть только Санкт-Петербург (+10%) и Приморский край (+4%).
Подтверждение правомерности наших экспертных оценок дали после длительного перерыва опубликованные Росстатом данные о фактически функционирующих индивидуальных предпринимателях в 2017 году. Аналогичные данные ранее были опубликованы и по 2008 году. Их сопоставление показало, что в целом по стране численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей за эти девять лет уменьшилась на 6,3%. В Центральном федеральном округе она уменьшилась на 0,3%, в Москве—на 45,9%, в Московской области — на 4,4%, в Северо-Западном федеральном округе—на 61,3%, в Санкт-Петербурге — на 29,6%, в Южном федеральном округе—на 70,4%, в Краснодарском крае—на 12,8%, в Республике Дагестан — на 36,2%, в Ставропольском крае—на 10,4%, в Приволжском федеральном округе—на 14,9%, в Республике Татарстан — на 10,5%, в Уральском федеральном округе—на 4,4%, в Свердловской области — на 0,5% (абсолютный отрицательный рекорд), в Сибирском федеральном округе—на 19,1%, в Новосибирской области — на 21,6%, в Дальневосточном федеральном округе—на 6,4%, причем во входящем в него Приморском крае число индивидуальных предпринимателей уменьшилась на 8,5%.
Можно лишь предполагать, насколько в 2017 году реально выросла или сократилась занятость у фактически работающих, а не номинально зарегистрированных малых предприятий (юридических лиц) и индивидуальных пред-
принимателей. Очевидно, что данные о фактически работающих значительно отличаются, причем в худшую сторону, от номинально зарегистрированных субъектов хозяйствования.
Оценивать динамику сферы малого и среднего предпринимательства и, соответственно, результаты выполнения государственных стратегий, программ и проектов, эффективность отдельных мер, инфраструктуры поддержки сферы МСП следует только по фактически работающим субъектам хозяйствования. Номинальные показатели только искажают общую картину. Поэтому системная, развернутая статистика о фактически действующих субъектах МСП способна дать намного больше, нежели разнообразные меры поддержки МСП, решения о реализации которых принимались явно на базе искаженной номинальной информации. Сказанное в полной мере относится и к оценке выполнения проекта 2016 года «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Еще одним назревшим требованием к Росстату является намного более детальная, чем в настоящее время, статистика о фактическом состоянии, динамике развития МСП на территориях, признанных приоритетными в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года» [11]. Более того, вся государственная политика в отношении МСП должна соотноситься с этим документом. России с ее огромными и, главное, очень разнообразными территориями любую экономическую и социальную политику необходимо увязывать с этим разнообразием. Политика в отношении МСП, тем более накануне рывка, не может быть исключением.
В пространственной Стратегии до 2025 года к числу приоритетных отнесены следующие территории.
1. Территории со слабым социально-экономическим развитием, но имеющие должный потенциал экономического саморазвития. В эту же региональную группу входят малозаселенные территории, но потенциально обладающие ресурсными возможностями для ускоренного развития.
2. Центры опережающего развития в их разных формах и видах по всей территории страны.
3. Малозаселенные территории с недостаточным потенциалом саморазви-
Выбор в Стратегии именно таких территорий в качестве приоритетов требует поиска всех возможных инструментов ее реализации. Очевидно, что МСП как раз может служить таким инструментом, причем существенным.
Та же роль МСП в полной мере может проявить себя и в таких направлениях реализации Пространственной стратегии до 2025 года, как приоритетные геостратегические территории, в частности, макрорегион Дальний Восток с его инвестиционными проектами и особенно Владивосток, а также уже созданные территории опережающего социально-экономического развития. Стимулирование МСП потенциально способно вывести из нынешнего неудовлетворительного положения проект раздачи земли населению на Дальнем Востоке как
способ закрепления и привлечения населения на его территорию. Несомненно, возможности малого и среднего предпринимательства должны учитываться и использоваться в таких направлениях реализации этой стратегии, как развитие малых и моногородов, крупнейших и крупных городских агломераций, сельских территорий, развитие перспективных центров экономического роста и агропромышленных центров. По всем этим секторам и направлениям Росстат должен готовить развернутое статистическо-информационное обеспечение в качестве основы для принятия взвешенных решений как о дальнейшей поддержке российского малого и среднего предпринимательства, так и о пространственном развитии страны.
Литература
1. Доля малого бизнеса в ВВП страны к 2024 году должна увеличиться на 17,7% // ТАСС. 2018. 2 апреля. URL: https://tass.ru/msp/5088189 (дата обращения: 5 августа 2019 года).
2. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Малое и среднее предпринимательство как фактор пространственного развития российской экономики // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 5. С. 7—25.
3. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Национальные проекты России: региональное измерение // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 1. С. 37-54.
4. Кому не нужна онлайн-касса в 2019 году: разъяснения эксперта. URL: https://www.amic.ru/news/441628/ (дата обращения: 20 июля 2019 года).
5. Малый бизнес могут перевести с онлайн-касс на мобильные приложения. URL: https://buh.ru/news/uchet_nalogi/92224/ (дата обращения: 26 июля 2019 года).
6. Отчет о реализации приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в 2017 году, Минэкономразвития России и Корпорация МСП. URL: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/201807054 (дата обращения: 5 августа 2019 года).
7. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», до 2024 года (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16)). [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XY-bZBsAvcs8A5t.pdf (дата обращения: 5 августа 2019 года).
8. Паспорт приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», 2016-2019 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/e1e gS3zz2HlKdsXJbh2WAMMIwZLzyWCZ.pdf_(дата обращения: 5 августа 2019 года).
9. Почему сокращается в России малый бизнес? // Факторгаф. 2018. 23 мая. URL: https://www.factograph.info/a/29245910.html (дата обращения: 5 августа 2019 года).
10. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: www.gks. ru (дата обращения: 5 августа 2019 года).
11. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60Rkto OXl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения: 5 августа 2019 года).
12. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7h fPO96.pdf (дата обращения: 5 августа 2019 года).
References
1. The share of small business in the country's GDP by 2024 should increase by 17,7%. TASS. 2018. 2nd of April. Available at: https://tass.ru/msp/5088189 (accessed 5 August, 2019) (in Russian).
2. Ivanov O. B., Buchwald E. M. Small and medium business as a factor of spatial development of the Russian economy. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2018, no. 5, pp. 7-25 (in Russian).
3. Ivanov O. B., Buchwald E. M. National projects Russia: regional dimension. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 1, pp. 37-54 (in Russian).
4. Komunenuzhna onlajn-kassa v 2019godu:razyasneniya eksperta [Who does not need an online cash desk in 2019: expert clarifications]. Available at: https:// www.amic.ru/news/441628/ (accessed 20 July, 2019) (in Russian).
5. Malyj biznes mogut perevesti s onlajn-kass na mobil'nye prilozheniya. [Small businesses can transfer from online cash registers to mobile applications]. Available at: https://buh.ru/news/uchet_nalogi/92224/ (accessed 25 July, 2019) (in Russian)
6. Otchet o realizacii prioritetnogo proekta «Malyy biznes i podderzhka individual 'noy predprinimatel'skoy iniciativy» v 2017 godu, Minekonomrazvitiya Rossii i Korpo-raciya MSP [Report on the implementation of the priority project "Small business and support for individual entrepreneurial initiative" in 2017, the Ministry of economic development of Russia and the SME Corporation]. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/201807054 (accessed 5 August, 2019) (in Russian).
7. Pasportnacional'nogoproekta «Maloe isredneepredprinimatel'stvo ipodderzhka individual'noy predprinimatel'skoy iniciativy», 2024 god (utverzhden prezidi-umom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federacii po strategicheskomu raz-
vitiyu i nacional'nym proektam (protokol ot 24 dekabrya 2018 goda № 16)) [Passport of the national project "Small and medium enterprises and support for individual entrepreneurial initiative", 2024 (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and national projects (Protocol No. 16 of December 24, 2018))]. Available at: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWS-JhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (accessed 5 August, 2019) (in Russian).
8. Pasport prioritetnogo proekta «Malyy biznes i podderzhka individual'noy predprinimatel'skoy iniciativy», 2016—2019gody [Passport of the priority project "Small business and support of individual entrepreneurial initiative", 2016— 2019]. Available at: http://static.government.ru/media/files/e1egS3zz2HlKd-sXJbh2WAMMIwZLzyWCZ.pdf (accessed 5 August, 2019) (in Russian).
9. Why is small business shrinking in Russia? Factograf. 2018. 23 May. Available at: https://www.factograph.info/a/29245910.html (accessed 5 August, 2019) (in Russian).
10. Website of the Federal state statistics service. Available at: www.gks.ru (accessed 5 August, 2019) (in Russian).
11. Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda, utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 13 fevralya 2019 goda № 207-r [Strategy of spatial development of the Russian Federation for the period up to 2025, approved by the order of the Government of the Russian Federation dated February 13, 2019 no. 207-p]. Available at: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60Rkto0Xl22J-jAe7irNxc.pdf (accessed 5 August, 2019) (in Russian).
12. Strategiya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federacii na period do 2030goda [Strategy for the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation for the period up to 2030]. Available at: http ://static .government.ru/media/files/j FDd9wbAbApxgEiHNaX-Hveytq7hfP096.pdf (accessed 5 August, 2019) (in Russian).