Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА / ИННОВАЦИИ / SMALL BUSINESS / GROSS DOMESTIC PRODUCT / FINANCIAL MECHANISM / BUSINESS DEVELOPMENT PROSPECTS / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов Сергей Николаевич, Марфицын Сергей Владимирович

В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации на примере региона - Курганской области. Малый бизнес является в количественном и качественном отношениях наиболее динамично развивающейся сферой экономики. В послании Федеральному собранию на 2018 год Президент РФ в числе первоочередных наметил мероприятия, необходимые для обеспечения соответствующей современным экономическим вызовам и требованиям динамики малого и среднего предпринимательства. На основе анализа сложившейся в экономике и предпринимательстве ситуации авторы предлагают первоочередные варианты решения проблем развития имеющей чрезвычайно высокий потенциал развития сферы современной экономики на основе совершенствования финансового механизма функционирования и поддержки предпринимательства в Курганской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial mechanism for the small and medium-sized businesses development in the Kurgan region

The article deals with the problems and prospects of small business development in the Russian Federation on the example of the Kurgan region. Small business is in quantitative and qualitative terms the most dynamically developing sphere of the economy. In the address to the Federal Assembly for 2018, the President of the Russian Federation outlined among the priorities the measures necessary to ensure the dynamics of small and medium-sized businesses that meet modern economic challenges and requirements. Based on the analysis of the current situation in the economy and entrepreneurship, the authors propose priority options for solving the problems of development of the sphere of modern economy with extremely high potential on the basis of improving the financial mechanism of functioning and support of entrepreneurship in the Kurgan region.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 9 • сентябрь 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

Финансовый механизм развития малого и среднего предпринимательства в курганской области

Орлов С.Н. 1, Марфицын С.В. 2

1 Курганский государственный университет, Курган, Россия

2 ПК «Уралец», Россия

аннотация:_

В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации на примере региона - Курганской области. Малый бизнес является в количественном и качественном отношениях наиболее динамично развивающейся сферой экономики. В послании Федеральному собранию на 2018 год Президент РФ в числе первоочередных наметил мероприятия, необходимые для обеспечения соответствующей современным экономическим вызовам и требованиям динамики малого и среднего предпринимательства. На основе анализа сложившейся в экономике и предпринимательстве ситуации авторы предлагают первоочередные варианты решения проблем развития имеющей чрезвычайно высокий потенциал развития сферы современной экономики на основе совершенствования финансового механизма функционирования и поддержки предпринимательства в Курганской области.

ключевые слова: малый бизнес, валовой внутренний продукт, финансовый механизм, перспективы развития бизнеса, инновации.

Financial mechanism for the small and medium-sized businesses development in the Kurgan region

OrlovS.N.1, Marfitsyn S.K. 2

1 Kurgan State University, Russia

2 PK Uralets, Russia

введение

Малое предпринимательство - наиболее динамично развивающийся в количественном и качественном отношениях, и потому важнейший в настоящем и наиболее потенциальный в самой ближайшей перспективе структурообразующий элемент современной экономики [17] (От1оу, Logacheva, 2015). Доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в структуре валового внутреннего продукта (ВВП) многими экспертами признается чрезвычайно важным показателем, характеризующим уровень развития экономики страны. В развитых странах малое предпринимательство преобладает по отношению к другим секторам экономики, доля МСП в структуре ВВП колеблется в диа-

пазоне от примерно одной второй до двух третей, а в структуре отдельных отраслей, например, в торговле, доля МСП является доминирующей: до 100% предприятий, занимающихся торговлей в странах ЕС, являются представителями малого и среднего бизнеса; примерно 70% торговых предприятий являются микропредприятиями, штатная численность которых менее 10 человек. Малое и среднее предпринимательство (далее по тексту - МСП) не только вносит весьма значительный вклад в развитие экономики современного государства, оно развивается как самостоятельный сектор современной экономики и имеет непрерывно возрастающее социально-экономическое значение. МСП обеспечивает социальную и политическую стабильность, быстро адаптируется к потребностям рынка, оперативно разрабатывает и имплементирует новые технологии и научные разработки, способствует формированию конкурентной среды, росту занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. По данным Минэкономразвития, доля МСП в РФ по итогам 2017 года составила 22,3%. Таким образом, сложившийся показатель в РФ в 2,5-3 раза ниже, нежели в развитых странах, а основной вклад в ВВП, как и в условиях четвертого экономического уклада, формируют крупные госпредприятия и корпорации (табл. 1).

Особенности финансового обеспечения развития малого и среднего предпринимательства

В экспертном сообществе является общепризнанным факт наличия прямой связи между уровнем развития экономики в стране, уровнем ее эффективности и иннова-

abstract:_

The article deals with the problems and prospects of small business development in the Russian Federation on the example of the Kurgan region. Small business is in quantitative and qualitative terms the most dynamically developing sphere of the economy. In the address to the Federal Assembly for 2018, the President of the Russian Federation outlined among the priorities the measures necessary to ensure the dynamics of small and medium-sized businesses that meet modern economic challenges and requirements. Based on the analysis of the current situation in the economy and entrepreneurship, the authors propose priority options for solving the problems of development of the sphere of modern economy with extremely high potential on the basis of improving the financial mechanism of functioning and support of entrepreneurship in the Kurgan region.

keywords: small business, gross domestic product, financial mechanism, business development prospects, innovations

JEL Classification: L26, G30, G39 Received: 28.08.2018 / Published: 30.09.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Orlov S.N. (orlovsn0list.ru)

citation:_

Orlov S.N., Marfitsyn S.V. (2018). Financial mechanism for the small and medium-sized businesses development in the Kurgan region. Russian Journal of Entrepreneurship, 19(9). - 2605-2624. doi: 10.18334/rp.19.9.39362

Таблица 1

Доля малого и среднего предпринимательства в структуре ВВП

№ страна доля малого бизнеса в ввп страны,%

1. США 60

2. Китай 60

3. Япония 60

5. ЕС 50

9. Казахстан 30

10. Россия 22,3

Источник: Росстат, Минэкономразвития.

ционности, с одной стороны, и долей МСП в структуре ВВП - с другой, что, в свою очередь, обусловлено следующими специфическими особенностями малого бизнеса:

• устойчивость к влиянию внешних факторов: МСП самостоятельно функционирует в условиях постоянных изменений, демонстрирует более высокую адаптивность и эффективность в сравнении с другими секторами экономики, выполняет благодаря этому качеству роль социального стабилизатора общества;

• обеспечивает эффективное продвижение инноваций в производство, играет ключевую роль в освоении передовых технологий и их внедрении в реальный сектор экономики;

• играет ключевую роль в формировании среднего класса, который является важнейшим фактором снижения социальной напряженности в обществе, оказывает позитивное влияние на его социально-экономическое благополучие;

• принимает активное участие в формировании бюджетов различных уровней бюджетной системы страны.

По данным Росстата, на предприятиях МСП в 2017 году создано 16,4 млн рабочих мест. В соответствии с прогнозами на 2018 год количество предприятий МСП в РФ возрастет до 6 млн, будет дополнительно создано 2,2 млн рабочих мест.

Основные показатели деятельности малого и среднего бизнеса в 2016- 2017 гг. приведены в таблице 2 [2].

об авторах:_

Орлов Сергей Николаевич, профессор кафедры экономической безопасности, доктор экономических наук, профессор (or1ovsn01ist.ru)

Марфицын Сергей Владимирович, председатель, соискатель Курганского государственного университета (de1ta-kurgan0yandex.ru)

цитировать статью:_

Орлов С.Н., Марфицын С.В. Финансовый механизм развития малого и среднего предпринимательства в Курганской области // Российское предпринимательство. — 2018. — Том 19. — № 9. — С. 2605-2624. doi: 10.18334/rp.19.9.39362

Таблица 2

Основные показатели деятельности малых и средних предприятий

в России в 2016 г.

Количество предприятий (на конец года), шт. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек 2770562

10055,9

Среднемесячная численность внешних совместителей, тыс. человек 681,0

Среднемесячная численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек 303,1

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. 21546

Торговый оборот предприятий, млрд руб. 38877,0

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 801,6

Внеоборотные активы, млн руб. 35522,4

Оборотные активы, млн руб. 56310,4

Капитал и резервы, млн руб. 25156,0

Источник: Росстат.

Президент РФ в послании Федеральному собранию на 2018 год в качестве первоочередных выделил следующие мероприятия, необходимые для обеспечения соответствующей современным экономическим вызовам и требованиям динамики МСП: упрощение системы налоговой отчетности для предпринимателей, реальная поддержка начинающих бизнес, налаживание понятной и удобной системы взаимодействия государства и МСП, сокращение количества проверок контрольных органов.

Правительство РФ поставило цель обеспечить развитие широкой сети многофункциональных центров, работающих по принципу одного окна. В течение ближайших лет планируется дополнительно открыть 230 многофункциональных центров (МФЦ) в городах с населением более 100 тыс. человек. Во вновь организуемых МФЦ малым предприятиям будут предложены удобные условия регистрации и поддержки их работы. Планируется разработка и совершенствование специальных образовательных программ, направленных на развитие предпринимательских компетенций и навыков, создание оптимальных условий для старта предпринимательской деятельности и появления новых предпринимателей, что признано одной из приоритетных задач Правительства РФ [3]. В части финансовой поддержки МСБ планируется обеспечить кредитование малого производственного бизнеса по ставке 6,5% годовых и установление справедливого размера налога на имущество физических лиц.

Предпринимаемые правительством усилия и меры позволят, по расчетам Министерства экономики, к 2030 году повысить долю МСП в экономике РФ до 40% ВВП.

Выделим проблемы, которые препятствуют развитию малого бизнеса.

Высокий уровень отчислений на заработную плату. Налоги на заработную плату составляют 43% (НДФЛ и отчисления в ПФР, ФСС, ФФОМС).

Согласно информации, предоставленной Счетной палатой, при росте количества предприятий в сфере МСП с 4,5 млн (на 1 января 2015 г.) до 6 млн (на 1 января 2018 г.), количество сотрудников малых предприятий за этот же период времени сократилось с 18 млн человек до 16 млн человек.

Острая нехватка финансовых средств. В США и европейских странах одной из важнейших форм поддержки бизнеса является льготное кредитование и субсидирование процентных ставок. Российские банки до настоящего времени не поверили в перспективы малого бизнеса: по данным Индекса Опоры RSBI, в III квартале 2017 года доля МСП составила 8% в полученных кредитах в банках, при этом доля получивших кредиты составила 56% обратившихся МСП. По микробизнесу процент отказов составил более 50%. Как следствие, общая сумма кредитов, предоставленных МСП за последние годы, находится на уровне ниже достигнутого в 2012-2014 гг. (табл. 3).

Таблица 3

Объем кредитов, предоставленных субъектам МСП в 2011-2017 гг., в млрд руб.

Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Сумма, млрд руб. 5313,60 6177,80 7178,50 6900,10 4856,50 4691,80 5429,70

Источник: данные ЦБ РФ.

По данным Росстата, МСП фактически не использует возможности государственной поддержки. В 2017 году меры государственной поддержки предоставлены 2% малых предприятий и 3,1% индивидуальных предпринимателей. Причины: сложности оформления документов и высокие риски. Согласно докладу Счетной палаты, на основании изучения состояния господдержки при кредитовании МСП имеет место не только сокращение объемов кредитования, но и неработоспособность системы предоставления государственных гарантий. В то время как доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках национальной гарантийной системы, увеличилась с 1,5% по состоянию на 1 января 2016 г. до 4,8% на 1 октября 2017 г., решающего влияния на динамику развития МСП не оказывает.

Рост обязательных неналоговых платежей и сборов. Их количество достигает 70. По данным Счетной палаты, данные поступления (и, соответственно, нагрузка на бизнес) составляют около 1 трлн руб. в год.

В Российской Федерации около 40 ведомств в разной степени осуществляют контроль бизнеса посредством реализации более 140 видов контроля.

С 1 января 2016 года для малого бизнеса вступило в силу послабление, касающееся моратория на проверки сроком на три года. С этой даты начался рост количества зарегистрированных новых предприятий МСП. Предприниматели приступили к перерегистрации бизнеса главным образом в целях ухода от контроля и проверок.

Относительно новой проблемой предпринимателей стали списки Банка России,

которые формируются в целях противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем и финансирования терроризма. Кредитные учреждения в данном контексте блокируют счета МСП, как правило, без каких-либо объяснений причин. При этом страдают и честные компании, операции которых классифицируются как подозрительные [4].

Важным положительным аспектом развития МСП является выбор оптимального режима налогообложения. Российским налоговым законодательством предусмотрено 5 режимов налогообложения: общий режим (ОСНО) и четыре специальных режима (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) (табл. 4).

В Курганской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития до 2020 года, принято постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 55 «О государственной программе Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2014-2020 годы» [5].

Согласно принятой стратегии, развитию малого и среднего предпринимательства уделяется роль одного из главных инструментов достижения стратегической цели долгосрочного развития Курганской области - повышения уровня и качества жизни населения на основе эффективного использования человеческого и инновационно-инвестиционного потенциалов, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность Курганской области, увеличение продолжительности жизни населения.

Таблица 4

режим налогообложения индивидуальных предпринимателей

и организаций в России

№ Режим налогообложения Налог,%

1. Общая система налогообложения (ОСНО)

Налог на прибыль для организаций 20%

Налог на прибыль для индивидуальных предпринимателей 13%

Налог на добавленную стоимость 18%

Налог на добавленную стоимость для некоторых видов товаров 10%

2. Упрощенная система налогообложения (УСН «Доходы») 6%

3. Упрощенная система налогообложения (УСН «Доходы минус расходы») 15%

4. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) Рассчитывается по формуле

5. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН «Доходы минус расходы») 6%

6. Патентная система налогообложения (ПСН) Рассчитывается по формуле

Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной налоговой службы [15].

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цели программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2014-2020 годы

№ Цели программы

1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей сферу малого и среднего предпринимательства

2. Развитие и обеспечение доступности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

3. Повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства

4. Совершенствование механизмов финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

5. Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание им содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств

6. Создание услодий для п-вышения профессионального уровня кадров для малого и среднего предпринимательства

7. Содействие радвит ию инновационного предп ринимательства

Источник: составлено авторами на основе данных официального сайта Правительства

Курганской области.

□ за счет средств местных бюджетов

□ за счет средств областного бюджета

□ за счет средств федерального бюджета

Рисунок1. Финансирование программы поддержки МСП в Курганской области в 2018 году. Источник: составлено авторами на основе данных государственной Программы Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области» на

20 14-22020 годы.

В 2017 году в регионе создано 3,5 тыс. субъ-ктов МСП. За тот же период 2016 года было создано 3,2 тыс. таких субъектов [6]. Цели программы развития и поддержки МСБ в Курганской области на 2014-2020 годы представлены в таблице 5 [5].

В 2018 году на реализацию программы планируется направить около 150 млн руб. (рис. 1), в том числе:

- за счет средств федерального Июджета - 42696.7 тыс.руб.;

- за счет средств областного бюджета - 105072,7 тыс. руб.;

- за счет средств местных: бюджетов - 323,8 тыс. руб.

2612 RUSSiAN .ЮиРМА!. ОР ENTREPRENEURSHiP #9'2018 (БерЮтЬег)

Таблица 6 Приоритетные виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

№ Приоритетные виды деятельности

1. Производство инновационной продукции

2. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции

3. Производство промышленной продукции

4. Производство продукции строительного назначения

5. Производство детских товаров

6. Оказание услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, спорта, въездного и внутреннего туризма

7. Добыча и реализация общераспространенных полезных ископаемых

8. Осуществление ремесленной деятельности, деятельности в области народных художественных промыслов

9. Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (за исключением услуг такси)

Источник: составлено авторами на основе данных государственной Программы Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области» на 2014-2020 годы [5].

Поддержка субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [7] и Закона Курганской области от 26 сентября 2008 года № 389 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Курганской области» [8].

Приоритетными видами деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства являются виды, указанные в таблице 6.

Прием документов для участия субъектов МСП и организаций инфраструктуры в конкурсе осуществляется уполномоченным органом в течение тридцати календарных дней со дня опубликования сообщения о проведении конкурса. Основания для отказа в оказании государственной поддержки субъектам МСП приведены в таблице 7.

Предприятия МСП могут получать различные виды государственной поддержки, приведенные в таблице 8, а критерии предоставления поддержки для расчета баллов при получении субсидии приведены в таблице 9.

В Курганской области создана и функционирует инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, которую составляют следующие организации.

Государственное унитарное предприятие «Бизнес-инкубатор Курганской области».

Некоммерческая организация «Гарантийный фонд предпринимательства Курганской области».

Таблица 7

Основания для отказа в оказании государственной поддержки субъектам МСП

№ Государственная поддержка

1. Нахождение субъекта МСП или организации инфраструктуры в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства

2. Наличие оснований, предусмотренных пунктами 3-5 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

3. Наличие задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации

4. Наличие задолженности перед государственными внебюджетными фондами

5. Наличие задолженности по заработной плате перед работниками

6. Отсутствие в государственной программе Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области» на 2014-2020 годы лимитов средств областного бюджета на реализацию мероприятий

Источник: составлено авторами на основе данных государственной Программы Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области»

на 2014-2020 годы [5].

Таблица 8

Виды финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства

в Курганской области

№ Форма поддержки Порядок поддержки

1. Микрозаймы Предоставление кредитных ресурсов в размере 1 млн руб. на один год под 10% годовых

2. Льготное кредитование Ставка не более 5% годовых для организаций АПК на срок до 1 года включительно в размере не более 1 млрд руб.

3. Поручительство Максимальная сумма поручительства за одного субъекта малого предпринимательства составляет 3000 тыс. руб., но не более 50% от основной суммы предоставляемого кредита

4. Лизинг Размер субсидии на уплату первого взноса составляет 50% документально подтвержденных затрат, связанных с оплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, но не более 1,1 млн руб. на одного субъекта МСП

5. Создание и развитие центров времяпрепровождения детей Софинансирование субъектом МСП расходов, связанных с реализацией проекта по созданию и развитию Центра в размере не менее 15% от размера получаемой субсидии. Размер субсидии на создание и развитие Центра не превышает 1000,0 тыс. руб. на одного получателя поддержки

6. Субсидирование части процентной ставки по полученным кредитам Субсидии на уплату процентов по кредиту предоставляются из расчета не более трех четвертых ключевой ставки Банка России, действующей в период фактического предоставления субсидии, но не более 70% от фактически произведенных субъектом МСП затрат на уплату процентов по кредиту, и в размере не более 3 млн руб. на одного получателя поддержки

Источник: составлено авторами на основе данных государственной Программы Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области» на 2014-2020 годы [5].

Таблица 9

Критерии отбора субъектов МСП и организаций инфраструктуры для оказания

поддержки

№ критерий показатель Балл

1. Уровень средней заработной платы работников Выше размера минимальной заработной платы в Курганской области, установленной Соглашением о размере минимальной заработной платы в Курганской области, заключенным в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации:

за последний отчетный квартал на 300% и более 100

на 200% - 299% 70

на 150% - 199% 40

на 101% - 149% 20

Равен размеру минимальной заработной платы в Курганской области, установленной Соглашением о размере минимальной заработной платы в Курганской области, заключенным в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации 10

2. Вид предпринимательской деятельности Приоритетный вид деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

производство инновационной продукции 100

производство и переработка сельскохозяйственной продукции 100

производство промышленной продукции 95

производство продукции строительного назначения 95

оказание услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, спорта, въездного и внутреннего туризма 90

добыча и реализация общераспространенных полезных ископаемых 85

ремесленная деятельность 80

Прочие виды предпринимательской деятельности, кроме оптовой и розничной торговли 40

Оптовая и розничная торговля 0

3 Создание новых рабочих мест в результате реализации проекта Создание более 5 новых рабочих мест 100

Создание от 2 до 5 новых рабочих мест 70

Создание 1 нового рабочего места 30

Создание 1 нового высокопроизводительного рабочего места 50 (за каждое)

Не предусмотрено создание новых рабочих мест 0

Окончание табл.

№ Критерий Показатель Балл

4. Бюджетная эффективность проекта Отношение суммы запрашиваемой субсидии к планируемой сумме налоговых платежей в консолидированный бюджет Курганской области в текущем году:

менее 0,15 100

от 0,15 до 0,5 50

от 0,5 до 1 25

выше 1 0

5 Место ведения предпринимательской деятельности Муниципальные районы Курганской области 100

Город Шадринск 75

Город Курган 50

6. Создание мест для детей свыше 30 мест 100

В центре времяпрепровождения в первый год реализации проекта от 16 до 30 мест 70

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от 5 до 15 50

менее 5 мест 20

Источник: Программа Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области» на 2014-2020 годы [5].

Микрокредитная компания «Фонд микрофинансирования Курганской области».

Некоммерческое партнерство «Центр кластерного развития Курганской области».

Курганский региональный центр поддержки экспорта.

Информационно-консультационные центры в муниципальных районах и городских округах Курганской области.

Студенческие бизнес-инкубаторы в образовательных учреждениях высшего образования, действующие на территории Курганской области.

В Государственном унитарном предприятии (ГУП) «Бизнес-инкубатор Курганской области» начинающие предприниматели получают бесплатную консультационную помощь специалистов-экспертов по юридическим вопросам, финансовому и бизнес-планированию, маркетингу, управлению персоналом, многим другим важным вопросам. В каждом районе Курганской области созданы информационно-консультационные центры, которые оказывают помощь действующим предпринимателям и тем, кто стремится открыть свое дело. Бизнес-инкубатор занимается проведением обучающих мероприятий с целью повышения уровня знаний и компетенций представителей

Таблица 10

поддержка организаций малого и среднего предпринимательства в курганской

области

№ виды поддержки

1. При заключении договора лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями

2. Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей - групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности

3. Субсидирование части процентной ставки по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных организациях на реализацию проектов

4. Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов

5. Содействие развитию молодежного предпринимательства

6. Создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества

7. Создание и (или) развитие центров кластерного развития

8. Создание и (или) развитие инжиниринговых центров

9. Создание и (или) развитие центров сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного пользования)

10. Создание и (или) развитие центров поддержки предпринимательства

11. Создание и (или) развитие центров (агентств) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства

12. Создание и (или) развитие бизнес-инкубатора

13. Создание и (или) развитие промышленного парка, индустриального парка и агропромышленного парка

14. Создание и (или) развитие частных промышленных парков

Источник: составлено авторами на основе данных государственной Программы Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области» на 2014-2020 годы [5].

малого и среднего бизнеса, таких как конкурсы «Бизнес-идея» и «Молодой предприниматель России», молодежный бизнес-лагерь и форумы молодых предпринимателей Зауралья, а также формирование делегаций для участия во всероссийских мероприятиях, форумах, слетах [9].

Обособленное подразделение ГУП «Бизнес-инкубатор Курганской области» и «Курганский региональный центр поддержки экспорта» в соответствии с постановлением Правительства Курганской области № 538 от 15.11.2011 г. оказывают услуги по государственной поддержке экспортно-ориентированным предприятиям малого и среднего бизнеса Курганской области.

В соответствии с целевой программой Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2014-2020 годы»

для предоставления обеспечения банковских кредитов субъектам малого предпринимательства создан Гарантийный фонд малого предпринимательства. Цель предоставления обеспечения - ускорение темпов развития субъектов малого предпринимательства за счет расширения и облегчения доступа к кредитным ресурсам коммерческих банков [10]. Виды финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в Курганской области перечислены в таблице 10.

Для продвижения инвестиционных проектов в Курганской области создано АО «Корпорация развития Зауралья» [11]. Главными для корпорации являются задачи, указанные в таблице 11.

Таблица 11

основные задачи Ао «корпорация развития зауралья»

№ основные задачи корпорации

1. Выступление единым оператором по развитию индустриальных парков на территории Курганской области

2. Продвижение инвестиционных возможностей и проектов Курганской области в России и за рубежом

3. Осуществление предпроектной проработки инвестиционных предложений

4. Обеспечение режима «одного окна» для инвесторов при взаимодействии с органами исполнительной власти

5. Развитие инфраструктуры инвестиционных проектов, промышленных зон и технопарков на территории Курганской области

6. Оказание консультационных, сервисных, маркетинговых, представительских, посреднических и иных услуг

7. Выступление заявителем при взаимодействии с федеральными «институтами развития»

8. Обеспечение взаимодействия с инвестиционными фондами, банками и другими организациями

Источник: составлено автором на основе данных информационного портала «Корпорация развития Зауралья».

На сайте корпорации опубликованы инвестиционные площадки, реализуемые на территории Курганской области.

В АО «Корпорация развития Зауралья» реализован принцип «одного окна», который реализуется в случаях, когда у предпринимателя есть наработки в форме организации бизнеса или финансовые ресурсы, но не хватает опыта или недостаточно финансовых ресурсов для осуществления конкретного проекта. В подобных ситуациях за конкретным инвестиционным проектом закрепляется менеджер из уполномоченной организации, который проводит консультирование предпринимателя по вопросам возможности получения той или иной формы государственной поддержки.

АО «Корпорация развития Зауралья» оказывает следующую финансовую помощь организациям.

Рисунок 2. Процесс рассмотрения инвестиционных проектов Источник: информационный портал «Корпорация развития Зауралья».

A. Фонд микрофинансирования Курганской области, предоставление займов:

• 1 млн руб. на 1 год по ставке 10% годовых;

• 2 млн руб. на 2 года по ставке 11% годовых;

• 3 млн руб. на 3 года по ставке 12% годовых.

Б. Фонд гарантийных обязательств Курганской области, предоставление гарантий для получения кредитов в коммерческих банках при недостатке залогового обеспечения:

• максимальная сумма гарантии - 9 млн руб.: но не более 50% суммы кредита;

• ставка - от 1% до 2% от суммы гарантии в год.

B. Финансовая помощь с участием Корпорации МСП, согарантия, совместно с Фондом гарантийных обязательств Курганской области при недостатке залогового обеспечения.

• гарантии Корпорации МСП для получения кредитов в коммерческих банках, при недостатке налогового обеспечения;

• кредитование через уполномоченные банки. Кредиты на инвестиционные цели от 3 млн руб. на срок до 5 лет, ставка 9,6% годовых - для субъектов среднего б износа, 10,6% годовых - для субъект ов малого бизнеса.

Г. Финансовая помощь с участием Банка МСП.

Кредиты на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств. От 25 млн руб. на срок до 5 оет,ставкаот 9,6% годовых.

Д. Финансовая помощь с участием Фонда развития промышленности.

Предоставление займов от 20 до 500 млн руб., срок до 5 лет, ставка 5% годовых (при выполнении условий фонда).

Специализированные кредитные программы для сельхозкооперативов и КФХ -членов кооперативов:

• на пополнение оборотных средств - ставка 10,6% годовых (до 5% годовых при соответствии требованиям Постановления № 1528), до 1 года, от 1 до 10 млн ру<5.;

• инвестиционная - ставка 9,9% годовых (до 5% годовых при соответствии требованиям Постановления № 1528), до 7 лет, от 3 до 500 млн руб.;

• исполнения экспортных контрактов - ставка 10,6% годовых (до 5% годовых при соответствии требованиям Постановления № 1528), до 1 года, от 3 до 500 млн руб. [11].

В целях развития экономики региона при участии АО «Корпорация развития Зауралья» на территории города Кургана создан АО УК «Курганский индустриальный парк» [12]. Это современный индустриальный парк, расположенный в Западном районе Кургана на территории бывшего Курганского завода колесных тягачей им. Д.М. Карбышева. Общая площадь парка составляет 24 га, площадь зданий и сооружений превышает 100 тыс. кв. м. Парк обеспечен необходимой инфраструктурой (электроэнергия, газ, тепло- и водоснабжение). На территории парка расположена ТЭЦ «Западная» электрической мощностью 24 МВт и тепловой мощностью 40 Гкал/ч. Наличие собственного источника энергии позволяет резидентам парка устанавливать привлекательные тарифы на электрическую и тепловую энергию. Парк предлагает резидентам готовые к использованию и обеспеченные необходимой транспортной и энергетической инфраструктурой площадки для размещения промышленного производства. Управление парком осуществляет управляющая компания, которая оказывает резидентам весь набор необходимых услуг. На территории парка действуют налоговые льготы (табл. 12).

В качестве недостатков реализуемой в отношении МСП экономической политики последних лет эксперты отмечают неблагоприятный предпринимательский климат в России вследствие непредсказуемости государственной политики и постоянно меняющихся «правил игры» [13]; затрудненный доступ к финансовым ресурсам для новых компаний вследствие недоверия банков и других финансовых институтов к бизнесу; присутствие в обществе настороженного и подчас негативного отношения к предпринимательству. Предпочтением молодого поколения является карьера чиновника или работа на крупный бизнес, то есть стремление не зарабатывать, как предприниматель, а получать, как чиновник.

На рисунке 3 представлены факторы, негативно воздействующие на развитие предпринимательства. Рисунок построен по частоте упоминания какого-либо фактора среди возможных условий деятельности предпринимательства. На рисунке видно, что

Таблица 12

Налоговые льготы, действующие на территории индустриального парка

с 01.01.2017 г. налог на прибыль налог на имущество транспортный налог земельный налог

Льготная налоговая ставка (существующая ста в ка) 13,5% (20%) 0% (0,6% -2,2%) от кадастровой стоимости имущества 0% (10 руб. -300 руб.) с каждой лошадиной силы 0% (0,03% -1,5%) от кадастровой стоимости участка

Объект налогообложения Прибыль от деятельности, осуществляемой на территории ИП, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных от деятельности, осуществляемой на территории ИП и за пределами территории ИП Имущество, учитываемое на балансе, созданное или приобретенное в целях ведения деятельности на территории ИП Транспортные средства (за исключением автомобилей легковых), используемые для осуществления деятельности на территории индустриальных парков Земельные участки, занятые индустриальным парком

Срок льготного периода Пять налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль от деятельности, осуществляемой на территории ИП, подлежащая налогообложению Пять налоговых периодов с момента заключения договора с управляющей компанией ИП Пять налоговых периодов с момента заключения договора с управляющей компанией ИП Бессрочно

Источник: составлено авторами на основе данных информационного портала АО УК «Курганский индустриальный парк» [12].

недостаточная государственная поддержка является основной для развития предпринимательства в стране.

Необходимо добиваться улучшения имиджа предпринимателя, привлекать в эту область молодое поколение, построить систему образования таким образом, чтобы обеспечить формирование предпринимательских навыков у менеджеров как в теории, так и на практике.

В проведенном опросе среди предпринимателей малого и среднего бизнеса Курганской области вторым проблемным фактором выделена доступность кредитных ресурсов и высокая процентная ставка по кредиту. По мнению экспертов, «срок окупаемости инвестиций в малый и средний бизнес увеличился в среднем с 1,5-2 до 4-6 лет» [14].

90

80

70

60

50

40

30

20

10

П недостаточная

государственная поддержка

■ недостаточное финансирование

□ коррупция

■ открытость рынка/барьеры вход а

□ недостаточные образование и компетенции

■ социально-экономическая ситуация

^ государственные программы

и способность к

предпринимательству

ж наличие и доступ к инфр аструктуре

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3. Факторы, негативно влияющие на развитие предпринимательства в России в баллах

(по мере убывания)

Источник: составлено авторами на основе проведенного опроса предпринимателей.

0

Согласно опубликованным на официальном сайте Федеральной налоговой службы данным, средние показатели рентабельности проданных товаров и продукции по отраслям в Российской Федерации [15] за 2016 год составила 8,1%, рентабельность активов составила 6,4%. Если сравнить рентабельность продаж в различных отраслях экономики и среднюю процентную ставку по кредитам в кредитных организациях в 2018 году, можно сделать вывод, что ставка процентов по кредитам существенно превышает рентабельность продаж в сфере малого и среднего бизнеса. Например, при рентабельности в оптовой и розничной торговле 5,3%, строительстве - 5,5%, производстве машин и оборудования - 7,4%, средняя стоимость кредитов бизнесу в РФ, по данным Росстата, в 2017 году составляла 13,7% годовых. Разница между средней ставкой по кредитам в РФ и средней рентабельностью проданных товаров, продукции составляет 5,6%. Таким образом, происходит недостаточное финансирование МСП. Предприятия балансируют на грани банкротства, постоянно испытывают недостаток оборотных средств. Даже незначительный просчет или неправильное решение могут ввергнуть предприятие в банкротство, поскольку для покрытия финансовых разрывов отсутствуют необходимые резервы.

Следовательно, финансовая поддержка малого и среднего бизнеса является на дан-

ный момент одной из приоритетных задач российского государства. Несмотря на то, что для ее решения используется достаточно широкий набор инструментов: центры поддержки экспорта, промышленные парки, функционируют микрофинансовые организации, субсидируются процентные ставки по кредитам, выделяются приоритетные отрасли развития и др., в то же время, как следует из опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [16], 68% россиян не желают открывать свой бизнес. Количество желающих открыть свой бизнес снизилось с 32% в 2008 году до 22% в 2017 году. Таким образом, государство недостаточно использует все имеющиеся возможности и средства для развития предпринимательства. Необходимо заниматься постоянным изучением и развитием финансового механизма развития МСП.

выводы и предложения

Ввести в образовательных учреждениях предмет (курс) по предпринимательству.

Создание на базе АО «Корпорация развития Зауралья» единого центра поддержки малого и среднего бизнеса, где реально будут решать проблемы МСП, от консультирования на начальном этапе до сопровождения готовых инвестиционных проектов с закреплением отдельного специалиста за каждым проектом.

Создание в структуре АО «Корпорация развития Зауралья» инвестиционного фонда, который будет регулировать финансовые отношения между МСП и банками.

Создание в структуре АО «Корпорация развития Зауралья» экспертного совета по выдаче инвестиционных займов, в который бы входили известные бизнесмены и представители научной экономической мысли региона.

Обеспечение субсидирования процентной ставки банкам, занимающимся кредитованием МСП.

Повышение заинтересованности коммерческих банков в работе с МСП посредством создания необходимых стимулов в нормативной базе, включая изменение определенных экономических нормативов, включая расчет резервов и налогов.

5. Увеличение объема кредитных ресурсов, направляемых в МСП, со сроками возврата не менее сроков окупаемости инвестиционных проектов.

6. Снижение процентных ставок по заемным средствам в кредитных организациях, которые не должны превышать рентабельность продаж по отраслям экономики.

7. Проведение на базе АО «Корпорация развития Зауралья» консультационных обучающих семинаров для начинающих предпринимателей с разбором конкретных практических задач.

ИСТОЧНИКИ:

1. Центр управления финансами. [Электронный ресурс]. URL: http://www. center-yf.ru/

data/ip/biznes-rossii-v-2018-godu.php ( дата обращения: 18.01.2018 ).

2. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/mal-pred17.pdf ( дата обращения: 18.01.2018 ).

3. ТАСС - Новости в России и мире. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tass.ru/

ekonomika/4639974 ( дата обращения: 18.01.2018 ).

4. Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД». [Электронный ре-

сурс]. URL: http://провэд.рф/article/46013-5-prichin--pochemu-malyy-biznes-v-rossii-ne-rastet-kak-v-evrope-.html ( дата обращения: 18.01.2018 ).

5. Государственная Программа Курганской области «О развитии и поддержке малого и

среднего предпринимательства в Курганской области» на 2014 - 2020 годы. Kurgan-city.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kurgan-city.ru/city/economic/ business/doc/ppko_505_14_10_2014.pdf ( дата обращения: 18.01.2018 ).

6. Коммерсант.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://www. kommersant.ru>doc/3512612

( дата обращения: 18.01.2018 ).

7. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http:// www. Consultant.ru>document/ cons_doc_LAW_52144 ( дата обращения: 18.01.2018 ).

8. Закон Курганской области № 389 «О развитии малого и среднего предприниматель-

ства в Курганской области» от 26 сентября 2008 года. Kurgan-city.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www. kurgan-city.ru>city/ economic...389_26_09_2008.pdf ( дата обращения: 18.01.2018 ).

9. Государственное унитарное предприятие «Бизнес-инкубатор Курганской области».

[Электронный ресурс]. URL: http://www.инкубатор45.рф/uslugi/ organization-of-events ( дата обращения: 18.01.2018 ).

10. Гарантийный фонд малого предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dsh.kurganobl.ru/3466 ( дата обращения: 18.01.2018 ).

11. Информационный портал «Корпорация развития Зауралья». [Электронный ресурс]. URL: http://www.investkurgan.ru ( дата обращения: 22.01.2018 ).

12. Информационный портал АО УК «Курганский индустриальный парк». [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipark45.ru/rezidentu/nalogovye-lgoty.php ( дата обращения: 22.01.2018 ).

13. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016». Gsom.spbu.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://gsom.spbu.ru>files/docs/ gem_russia_2016-2017.pdf ( дата обращения: 10.02.2018 ).

14. Российская Газета. [Электронный ресурс]. URL: http://https:// www.rg.ru/2016/ 02/01/biznes.html ( дата обращения: 10.02.2018 ).

15. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/ rn50/news/tax_doc_news/6076564 ( дата обращения: 20.03.2018 ).

16. Всероссийский центр изучения общественного мнения. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/economy/20180118/1512844211.html (дата обращения: 10.06.2018).

17. Орлов С.Н., Логачева Н.М. Социальная инфраструктура региона // Экономическое возрождение России. - 2015. - № 1(43). - c. 169-174.

REFERENCES:

Orlov S.N., Logacheva N.M. (2015). Sotsialnaya infrastruktura regiona [Social infrastructure of the region]. The Economic Revival of Russia. (1(43)). 169-174. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.