Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА / МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ENTERPRISE SUPPORT BUSINESS SUPPORT MECHANISMS / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калмыков Николай Николаевич, Иванова Татьяна Борисовна, Землянская Ирина Сергеевна, Мирошников Николай Игнатьевич, Исаев Алексей Петрович

В течение последних лет малому и среднему бизнесу в России оказывается всесторонняя системная поддержка со стороны правительства в целом и Минэкономразвития в частности на федеральном и региональном уровне. В 2016 году была разработана и принята «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». В статье рассмотрены основные программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, их гарантийное, имущественное, правовое и информационно-маркетинговое обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калмыков Николай Николаевич, Иванова Татьяна Борисовна, Землянская Ирина Сергеевна, Мирошников Николай Игнатьевич, Исаев Алексей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About improvement of mechanisms of support of subjects of small and medium business

Over the past few years, small and medium-sized businesses in Russia have received comprehensive systemic support from the Russian Government in general and from the Ministry of economic development in particular, both at the federal and regional levels. To support small and medium-sized businesses, the Strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation until 2030 was developed and adopted in 2016. The article describes the main programs of financial support for small and medium-sized businesses, warranty, property, legal and information marketing support.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

российское предпринимательство

Том 20 • Номер 3 • март 2019 ISSN 1994-6937

>

издательство

Креативная экономика

Russian Journal of Entrepreneurship

о совершенствовании механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Калмыков Н. Н.1, Иванова Т. Б.2, Землянская И. С.2, Мирошников Н. И.3, Исаев А. П.4

1 Экспертно-аналитический центр РАНХиГС, Москва, Россия

2 Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоград, Россия

3 Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, Пятигорск, Россия

4 СЗИУ РАНХиГС, Санкт-Петербург, Россия

В течение последних лет малому и среднему бизнесу в России оказывается всесторонняя системная поддержка со стороны правительства в целом и Минэкономразвития в частности на федеральном и региональном уровне. В 2016 году была разработана и принята «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». В статье рассмотрены основные программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, их гарантийное, имущественное, правовое и информационно-маркетинговое обеспечение.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малый и средний бизнес, предпринимательство, меры поддержки бизнеса, механизмы поддержки, государственная поддержка.

About improvement of mechanisms of support of subjects of small and medium business

KalmykovN. N.1, Ivanova T.B.2, Zemlyanskaya I. S.2, MiroshnikovN. I.3, IsaevA. P.4

1 Expert and Analytical Center of RANEPA, Russia

2 Volgograd Institute of Management, branch of RANEPA, Russia

3 The North Caucasian Institute, branch of RANEPA, Russia

4 North-West Institute of Management, branch of RANEPA, Russia

введение

В течение последних несколько лет малому и среднему бизнесу в России оказывается всесторонняя системная поддержка со стороны Правительства РФ в целом и Минэкономразвития России в частности как на федеральном, так и на региональном уровнях.

По данным Минэкономразвития России1, за 2016 год государствен-

1 Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы, Минэкономразвития России, 2017 г.

АННОТАЦИЯ:

ную поддержку получили более 167 тыс. предприятий сферы малого и среднего предпринимательства (МСП), создано 39509 новых рабочих мест и сохранено 303800 рабочих мест [7]. Создание региональных экспортных центров способствовало увеличению числа фирм: с 10,6 тыс. в 2014 г. до 30,1 тыс. в 2017 г., то есть в 2,8 раза.

Для реализации поддержки малого и среднего бизнеса в 2016 году была разработана и принята «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», предусматривающая рост значений основных показателей сектора МСП (доли МСП в ВВП, доли занятого населения в секторе МСП, оборота малых и средних предприятий, производительности труда) в 2-2,5 раза. В Стратегии развития МСП сформулированы цели и задачи для создания благоприятной деловой среды, способствующей укреплению и росту сектора МСП, а также определены пути достижения поставленных целевых ориентиров в Дорожной карте.

В Послании Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года указывается, что к 2025 году доля малого бизнеса в экономике России должна составить 40%. Президент также отметил, что необходима поддержка начинающих предпринимателей, упрощение взаимодействия бизнеса с государством, снижение числа проверок бизнеса.

Вносятся поправки в существующее законодательство (например, смягчены критерии для применения упрощенной системы налогообложения; с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года действовал мораторий на плановые проверки отдельных надзорных органов для малых предприятий, не осуществляющих деятельность в социаль-

ABSTRACT:_

Over the past few years, small and medium-sized businesses in Russia have received comprehensive systemic support from the Russian Government in general and from the Ministry of economic development in particular, both at the federal and regional levels. To support small and medium-sized businesses, the Strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation until 2030 was developed and adopted in 2016. The article describes the main programs of financial support for small and medium-sized businesses, warranty property legal and information marketing support.

KEYWORDS: small and medium business, enterprise support business support mechanisms, state support.

JEL Classification: L26, M20, M21 Received: 27.02.2019 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kalmykov N.N. (kalmykovnn0gmail.com)

CITATION:_

Kalmykov N.N., Ivanova T.B., Zemlyanskaya I.S., Miroshnikov N.I., Isaev A.P. (2019) 0 sovershenstvovanii mekhanizmov podderzhki subektov malogo i srednego predprinimatelstva [About improvement of mechanisms of support of subjects of small and medium business]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 20. (3). - 789-806. doi: 10.18334/rp.20.3.40476

ной сфере), улучшаются существующие институты развития в сфере МСП (АО «МСП Банк», РЭЦ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.) и создаются новые - Корпорация МСП, региональные гарантийные организации.

Корпорация МСП оказывает финансовую, гарантийную, информационно-маркетинговую, правовую и имущественную поддержку, а также обеспечивает субъектам МСП доступ к закупкам компаний с государственным участием.

В течение 2015-2017 гг. была снижена административная нагрузка на МСП за счет начала практического внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, суть которого заключается в том, чтобы направить внимание контрольно-надзорных органов в зоны максимального риска, снизив при этом административную нагрузку на добросовестных экономических агентов [6, 11, 13] (Dedkova, Gudkov, Bykova, 2018; Mirosedi, Mirosedi, Goncharova, 2016; Pyatachenko, 2016). Финансовые ресурсы стали за этот период более доступны для субъектов МСП благодаря специальным программам (Программа стимулирования кредитования субъектов МСП, Программа «Инвестиционный лифт» и др.) и реализации кредитно-гарантий-ной поддержки. Проводится государственная политика поддержки, направленная на повышение спроса на продукцию МСП за счет расширения доступа малого и среднего бизнеса к государственным закупкам. Развивается инфраструктура поддержки субъектов МСП, с целью повышения ее эффективности. Внедряется сервисная модель предоставления услуг для предпринимателей, предполагающая консолидацию инфраструктуры, стандартизацию услуг, единые требования к объектам, принцип «одного окна», услуги в один клик. Также приняты единые стандарты оказания поддержки в регионах.

Несмотря на то, что многое в сфере формирования всеохватывающей системы поддержки малого и среднего бизнеса в России уже было сделано на текущий момент и продолжает реализовываться со стороны государства, существует ряд серьезных критических замечаний к проводимой политике поддержки МСП. Существуют направления, по-прежнему требующие существенного внимания со стороны правительства, по которым целесообразно продолжить работу.

ОБ АВТОРАХ:_

Калмыков Николай Николаевич, кандидат социологических наук, директор (ka1mykovnn0gmai1.com) Иванова Татьяна Борисовна, доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративного управления

Землянская Ирина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита Мирошников Николай Игнатьевич, доктор экономических наук, профессор

Исаев Алексей Петрович, доктор исторических наук, профессор, декан факультета экономики и финансов

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Калмыков Н.Н., Иванова Т.Б., Землянская И.С., Мирошников Н.И., Исаев А.П. О совершенствовании механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2019. - Том 20. - № 3. - С. 789-806. doi: 10.18334/rp.20.3.40476

Финансовая и гарантийная поддержка

Ключевыми программами финансовой поддержки МСП являются Программа стимулирования кредитования субъектов МСП, Гарантийная поддержка субъектов МСП (НГС), Программа «Инвестиционный лифт» и Лизинговая поддержка.

Программа стимулирования кредитования субъектов МСП, разработанная Корпорацией совместно с Минэкономразвития России и Банком России, нацелена на развитие субъектов МСП, работающих в приоритетных отраслях экономики. Эта программа предусматривает установление размера максимальных процентных ставок по кредитам от 3 млн рублей до 1 млрд рублей для малых предприятий на уровне 10,6% годовых, для средних предприятий - до 9,6% годовых. В программе принимают участие 47 (по состоянию на 5 марта 2017 года) уполномоченных банков-партнеров Корпорации МСП. Приоритетными отраслями являются: сельское хозяйство; обрабатывающее производство; строительство; транспорт и связь; туристская деятельность; здравоохранение; сбор, обработка и утилизация отходов и некоторые другие. 7 июля 2017 года лимит Программы стимулирования кредитования был увеличен со 125 до 175 миллиардов рублей.

Национальная гарантийная система нацелена на увеличение объемов гарантийной поддержки МСП и повышение эффективности использования гарантийного капитала. НГС функционирует на основе трехуровневой целевой модели оказания гарантийной поддержки субъектам МСП, что включает: АО «Корпорация «МСП»; АО «МСП Банк»; региональные гарантийные организации (РГО). 83 существующих РГО предоставляют поручительства в рамках «поточных» технологий на сумму до 25 млн рублей. МСП Банк предоставляет гарантии в рамках «поточных» технологий на сумму от 25 до 100 млн. рублей, а Корпорация МСП предоставляет гарантии и поручительства для средних и крупных проектов в рамках Программы стимулирования кредитования субъектов МСП на сумму от 100 млн рублей. Объем выданных гарантий и поручительств в рамках НГС в 2017 году составил 138,36 млрд руб., а объем финансирования субъектов МСП, полученный с участием гарантийной поддержки НГС - 233,89 млрд руб. Целевой показатель объема финансирования к концу 2018 г. составляет около 250 млрд руб.

Программа «Инвестиционный лифт» консолидирует меры поддержки субъектам МСП, оказываемые несколькими институтами развития, для того чтобы способствовать развитию компаний и высокотехнологичных инвестиционных проектов в сфере несырьевого экспорта. Институтами-участниками Программы помимо Корпорации МСП выступают Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Фонд развития промышленности (ФРП) и Российский экспортный центр (РЭЦ). ФРП предоставляет кредиты, прежде всего, для высокотехнологичных компаний, Корпорация МСП осуществляет кредитно-гарантийную поддержку для бизнеса, зарегистрированного на территории РФ и не имеющего просроченных кредитных задолженностей, РФПИ может входить в капитал предприятия или предоставлять мезонинные кредиты, а

РЭЦ занимается сопровождением и поддержкой субъектов МСП с экспортным потенциалом. И РФПИ, и РЭЦ ориентированы на МСП из несырьевого сектора экономики с экспортным потенциалом. В рамках Порядка взаимодействия институтов развития в 2016-2018 гг. одобрено финансирование 17 проектов общим бюджетом 23 933 млн рублей.

Оказание лизинговой поддержки является еще одной формой финансовой поддержки субъектов МСП. Приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предусматривает создание в субъектах РФ региональных лизинговых компаний для развития индивидуального и малого предпринимательства в рамках реализации программы льготного лизинга оборудования. Были созданы первые в России региональные лизинговые компании - АО «РЛК Республики Татарстан» и АО «РЛК Республики Башкортостан» с уставным капиталом каждой компании 2 млрд рублей. Предметом лизинга является новое, ранее не использованное или не введенное в эксплуатацию оборудование (промышленное или высокотехнологичное и инновационное или оборудование в сфере переработки и хранения сельскохозяйственной продукции). По программе льготного лизинга индивидуальным предпринимателям и малому бизнесу оборудование предоставляется по ставке 6% годовых (для отечественного оборудования) и 8% годовых (для иностранного оборудования). Сумма финансирования составляет от 5 млн рублей до 200 млн рублей на срок до 60 месяцев. В 2017 году было реализовано 9 лизинговых сделок на 322,7 млн рублей.

Другим ответвлением финансовой поддержки МСП является стимулирование развития микрофинансовых организаций, предоставляющих займы представителям малого бизнеса, которые по ряду причин не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удаленность населенного пункта и т. д.). Согласно Федеральному закону от 2 июля 2010 г. 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», займы субъектам МСП не должны превышать 3 млн рублей, а срок займа не должен быть более 3 лет. В 2017 году объем финансирования государственных микрофинансовых организаций в рамках программы поддержки МСП был увеличен более чем в три раза по сравнению с 2016 годом - с 700 млн рублей до 2,4 млрд рублей1. По данным на 2016 год, в субъектах РФ созданы и действуют более 182 микрофинансовых фондов регионального и муниципального уровней2.

Закупки МСП у компаний с государственным участием

Для того, чтобы повысить спрос на продукцию МСП, было решено расширить доступ субъектов МСП к закупкам у компаний с государственным участием [2, 18]

1 Сайт Минэкономразвития России. URL http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ depMB/2017290610.

2 Сайт Минэкономразвития России. URL http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ depMB/2016130404.

(Burets, Akerman, Akerman, Volokhova, 2016; Solntsev, 2017). В 2016 году была сформирована двухуровневая система контроля по части обеспечения доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков, предусматривающая:

• оценку соответствия, проводимую Корпорацией МСП в отношении 104 конкретных и 85 отдельных заказчиков федерального уровня;

• оценку соответствия, проводимую уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении 232 конкретных заказчиков регионального уровня.

В 2017 году были изменены критерии отнесения к заказчикам регионального уровня, в частности, с 1 июля 2017 г. обязательства об осуществлении закупок у субъектов МСП распространены на учрежденные субъектом Российской Федерации компании с годовой выручкой от 500 млн рублей (ранее - 2 млрд рублей).

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» для субъектов МСП установлены квоты на закупки, равные 18% («всеми способами») и 10% («спецторги»). Установление этих квот совместно с активной поддержкой, оказываемой малому и среднему бизнесу Корпорацией МСП, позволило расширить доступ МСП к закупкам компаний с государственным участием. Объем закупок у субъектов МСП за 2016 год составил 1,511 трлн рублей, за 2017 год - 2,098 трлн рублей, а целевой показатель к концу 2018 года был равен 3 трлн рублей.

Лидерами среди крупнейших заказчиков в 2017 стали (по состоянию на 07. 11. 2017): ОАО «РЖД» (178,8 млрд руб.); ПАО «НК «Роснефть» (114,7 млрд руб.); АО «РЖДстрой» (72,9 млрд руб.); ПАО «Газпром» (88,7 млрд руб.); ПАО «НК «Роснефть» (67,7 млрд руб.); ПАО «Сбербанк» (55 млрд руб.).

В рамках мероприятий по расширению доступа малых и средних предприятий к процедурам государственных и муниципальных закупок в г. Москва создан «Портал поставщиков» - интернет-площадка, которая является электронным магазином для осуществления закупок «малого» объема и на которой размещается информация обо всех закупках, что облегчает доступ МСП к госзаказу. Ежегодный объем закупок посредством Портала составляет порядка 20 млрд рублей. При этом на малый бизнес приходится две трети от объема закупок.

Другим законом, регулирующим закупочную деятельность, является Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В первом полугодии 2017 года по 44-ФЗ было размещено 413,88 тыс. извещений о закупках, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Объем закупок у них за этот период составил около 314,57 млрд рублей, что на 3,4% ниже по сравнению с объемом закупок за первое полугодие 2016 года. При этом средняя цена извещения таких закупок составила 760,07 тыс. рублей, что на 1,6% превышает аналогичный пока-

затель 2016 года. От общего объема закупок по Федеральному закону № 44-ФЗ (2,27 трлн. рублей) закупки субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций составили около 14% (по данным за первое полугодие 2017 года).

Имущественная поддержка

Имущественная поддержка субъектов МСП осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления путем предоставления субъектам МСП преимущественного права выкупа арендуемого ими государственного или муниципального имущества. Также имущественная поддержка предусматривает утверждение перечней государственного и муниципального имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам МСП1 [19].

По состоянию на июнь 2017 года общее число объектов, включенных в перечни, составляло 44 922, из них объектов, находящихся в федеральной собственности, - 708 единиц, объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, -7 793 единиц, объектов, находящихся в муниципальной собственности, - 36 421 объект.

Согласно данным за 2016 г., общее количество договоров купли-продажи имущества составило 4 224 единицы, из которых 1139 договоров купли-продажи имущества, отчуждаемого из государственной собственности субъектов Российской Федерации (27% от общего числа заключенных договоров), 2 977 договоров купли-продажи имущества, отчуждаемого из государственной собственности муниципальных образований (70,4% от общего числа заключенных договоров), 108 договоров купли-продажи приходится на объекты недвижимости, продавцом которых является государственное унитарное предприятие и муниципальное унитарное предприятие (2,6% от общего числа заключенных договоров).

На портале «Бизнес-навигатор МСП»2 можно посмотреть на карте расположение помещений, включенных в перечень государственного или муниципального имущества для предоставления во владение и/или пользование на долгосрочной основе субъектам МСП (в том числе по льготным ставкам аренды). Кроме того, на данном портале представлена информация о площади объекта, его кадастровом номере, наименовании собственника (например, г. Москва) и др.

Правовая поддержка

Приоритетными направлениями деятельности АО «Корпорация «МСП» в рамках оказания правовой поддержки субъектам МСП на период 2016-2018 годов являются3:

1 Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 Сайт Портала «Бизнес-навигатор МСП». URL https://smbn.ru/msp/main.htm

3 Сайт Корпорации МСП. URL http://corpmsp.ru/pravovaya-podderzhka/.

• создание необходимых механизмов и инструментов правовой поддержки с целью снижения издержек на ведение бизнеса, повышения правовой грамотности малых предприятий;

• формирование предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере поддержки субъектов МСП, в том числе в целях их направления в Правительственную комиссию по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.

На сайте АО «Корпорация «МСП», начиная со второго квартала 2016 года, публикуются описания типовых проблемных ситуаций (кейсов), возникающих при реализации субъектами МСП бизнес-проектов, и предлагаются юридические механизмы выхода из них1. Также на сайте АО «Корпорация «МСП» будут приведены информационные, методические и иные материалы, содержащие разъяснения норм законодательства в сфере развития МСП.

информационно-маркетинговая поддержка

Корпорация МСП сформировала комплекс сервисов информационно-маркетинговой поддержки (Портал «Бизнес-навигатор МСП»2), включающий в себя геомаркетинговую информационно-аналитическую систему («Бизнес-навигатор МСП»3), коммуникационную платформу (ТАСС-Бизнес), систему «Жизненные ситуации» и информационную систему «ПОТОК». Доступ к полному функционалу указанных систем бесплатный, он предоставляется любому пользователю после регистрации на сайте Портала «Бизнес-навигатор МСП» или авторизации через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), используемую для получения государственных услуг в электронном виде, или социальную сеть Facebook.

Геомаркетинговая система «Бизнес-навигатор МСП» была запущена для помощи предпринимателям в открытии и расширении бизнеса. Она позволяет получить в «одном окне» информацию обо всех видах федеральной, региональной и муниципальной поддержки МСП. С ее помощью можно выбрать бизнес, узнать о конкурентах, оценить уровень спроса и объем инвестиций, рассчитать примерный бизнес-план, предусмотреть использование заемных средств, узнать о мерах поддержки малого и среднего бизнеса, подобрать в аренду помещение для бизнеса, быть в курсе планов закупок крупнейших заказчиков. В «Бизнес-навигатор МСП» также включена информация о надежных франшизах, помещениях и земельных участках, предлагаемых в аренду и на продажу, участках вдоль федеральных автодорог, на которых возможно размещение объектов дорожного сервиса, создан раздел объявлений о продаже готового бизнеса.

1 Сайт Корпорации МСП. URL http://corpmsp.ru/pravovaya-podderzhka/cases/.

2 Сайт Портала Бизнес-навигатора МСП. URL https://smbn.ru/msp/main.htm.

3 Сайт Бизнес-навигатора МСП. URL https://navigator.smbn.ru/st/13/.

Информационная система «ТАСС-Бизнес» представляет собой современную площадку бизнес-коммуникаций для малого и среднего бизнеса. Она создана для развития МСП через формирование среды открытого и эффективного взаимодействия предпринимателей между собой и с крупными компаниями. Информационная система «ТАСС-Бизнес» интегрирует сведения более чем из 20 различных источников, в том числе: регистрационные данные ФНС России; данные единого реестра субъектов МСП ФНС России; данные реестра массовых учредителей и иных специализированных картотек ФНС; картотеки арбитражных дел; данные реестра недобросовестных поставщиков; сообщения о банкротстве компаний, бухгалтерскую отчетность. Большая часть информации и сервисов системы «ТАСС-Бизнес» становится доступна бесплатно после регистрации на портале информационных ресурсов АО «Корпорации МСП».

С помощью системы «ТАСС-Бизнес» можно проверять контрагентов, получать уведомления по электронной почте обо всех важных событиях выбранных компаний, размещать актуальные контакты и объявления о своей компании, добавлять в партнеры своих контрагентов для более эффективного взаимодействия, отслеживать тендеры и закупки по заданным критериям автопоиска, получать актуальную информационную и аналитическую поддержку, включая ленту экономических новостей ТАСС и интерактивные макроэкономические отчеты по материалам Росстата, ЦБ РФ и ФНС РФ.

«Жизненные ситуации» - это информационно-аналитическая система, содержащая информацию в формате жизненных ситуаций (кейсов) для субъектов МСП по стадиям жизненного цикла бизнеса. В системе «Жизненные ситуации» собраны необходимые для успешной предпринимательской деятельности разъяснения по юридическим, финансовым, кадровым, управленческим и другим вопросам. Данная система представляет собой набор практичных решений, составленных экспертами специально для каждого из 90 видов деятельности, представленных в «Бизнес-навигаторе». Также в ней есть доступ к уникальному сервису для расчета налоговой нагрузки, представлены шаблоны более 100 документов (бланки договоров, заявлений, деклараций и приказов) и приведен полный перечень федеральных и региональных льгот для малого бизнеса и инструментов его поддержки.

Система «ПОТОК» предназначена для создания сайтов, привлечения потенциальных клиентов, сбора аналитики и статистики. Использовать сервис могут только субъекты МСП. В системе «ПОТОК» возможно самостоятельно настроить и запустить рекламную кампанию, например, выбрать площадки и настройки показа, а также подготовить рекламные материалы. Использование системы бесплатно, оплата производится только за рекламное размещение. Все материалы проходят обязательную проверку на соответствие требованиям Закона о рекламе и только после нее могут быть размещены в рекламных системах. По окончании размещения есть возможность получить отчет с результатами рекламной кампании в разделе «Аналитика», информацию о количестве показов, кликов (переходов) и их стоимость.

В рамках создания и реализации механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий многими субъектами Российской Федерации созданы и функционируют информационные порталы по технологическому присоединению, предоставляющие в режиме онлайн всю необходимую информацию о технологическом присоединении к сетям энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения. Это позволяет субъектам МСП взаимодействовать с субъектами естественных монополий в режиме «одного окна», что дает возможность снизить административные барьеры1.

образовательная поддержка

В 2016 году Корпорация МСП запустила две обучающие программы - «Азбука предпринимателя» (создание бизнеса с нуля) и «Школа предпринимательства» (развитие бизнеса). Программа «Азбука предпринимателя» нацелена на обучение потенциальных и начинающих предпринимателей разработке бизнес-плана с целью дальнейшей реализации разработанного бизнес-проекта и запуска нового дела. Программа «Школа предпринимательства» нацелена на обучение действующих предпринимателей, желающих развить, расширить или перепрофилировать свой бизнес.

Всего за 2016-2017 годы по программам обучения АО «Корпорация «МСП» в 62 субъектах Российской Федерации проведено 279 тренингов и обучены 4863 человека.

Корпорация МСП совместно с «Опорой России» разработала образовательный проект «Мама-предприниматель», нацеленный на популяризацию женского предпринимательства. Этот проект создан специально для женщин в декретном отпуске, матерей несовершеннолетних детей, а также женщин, находящихся на учете в службе занятости. Бесплатное обучение проходит в форме тренинга с погружением в деловую среду, разработкой бизнес-планов и менторской поддержкой. Отдельное внимание уделяется программам обучения предпринимательству женщин.

В начале 2018 года Минэкономразвития России совместно с «Деловой средой»2 запустили всероссийскую платформу «Деловая среда»3, собравшую всю информацию, которая необходима предпринимателю для создания и развития бизнеса. На платформе представлены большое количество бизнес-курсов от лучших экспертов, пошаговые инструкции для быстрого и легкого запуска бизнеса, полезные книги, статьи и видео по различным бизнес-тематикам. База знаний платформы охватывает все необходимые темы предпринимательского цикла от старта до ликвидации компании. В

1 Доклад Минэкономразвития России о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. URL http://smb.gov.ru/files/images/Doklad_ Minekonomrazvitiya_za_2016-2017_gg..pdf.

2 Дочерняя компания Сбербанка, которая была основана в 2012 году. Ее миссия - поддержка предпринимательства России.

3 Платформа деловая среда. URL https://dasreda.ru/start.

разделе «Сервис» платформы «Деловая среда» можно дистанционно зарегистрировать бизнес и открыть счет в банке. Также на данной платформе представлена информация о мероприятиях, посещение которых может быть полезным для предпринимателей, и есть опция регистрации на них. Главная цель «Деловой среды» - повысить число малых и средних предпринимателей в России за счет обучения практической стороне бизнеса. Общая сумма инвестиций в проект составила 600 миллионов рублей (300 миллионов - субсидия от Минэкономразвития, а другая половина - средства Сбербанка). Партнеры компании помогут зафиксировать полученные знания в сертификатах и дипломах. Аналогов платформы в мире нет.

Программа Минэкономразвития России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным инструментом в существующей системе поддержки МСП является программа Минэкономразвития России1, в рамках которой средства федерального бюджета целевым образом распределяются между регионами на реализацию мероприятий по поддержке предпринимателей, при условии софинансирования расходов из региональных бюджетов. Такой подход направлен на стимулирование регионов к реализации активной политики в сфере поддержки МСП.

В 2017 году большое внимание было уделено нефинансовым мерам поддержки, обеспечивающим капитализацию вложенных средств, а также охват большего количества предпринимателей мерами поддержки [1] (Ыапкта, 2017).

Программа сфокусирована на создании и развитии организаций инфраструктуры поддержки МСП и предоставлении «возвратных» мер поддержки. С учетом финансирования 2017 года сеть региональных организаций инфраструктуры поддержки МСП по всей стране насчитывает около 700 центров компетенций, оказывающих комплексные услуги для предприятий на разных стадиях развития бизнеса. Среди них можно выделить: 83 гарантийные организации; 183 микрофинансовые организации; 66 центров поддержки предпринимательства; 22 центра инноваций социальной сферы; 54 центра координации поддержки экспортно-ориентированных МСП; 4 центра народно-художественных промыслов; 143 бизнес-инкубатора; 25 объектов промышленных парков и технопарков; 121 организация поддержки МСП в области инноваций и промышленного производства2.

За годы реализации программы профинансировано создание 155 бизнес-инкубаторов в 60 субъектах Российской Федерации, 26 промышленных парков и индустри-

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

2 Доклад Минэкономразвития России о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. URL http://smb.gov.ru/files/images/Doklad_ Minekonomrazvitiya_za_2016-2017_gg..pdf.

альных парков в 17 субъектах Российской Федерации, 5 технопарков в 5 субъектах Российской Федерации.

На создание бизнес-инкубаторов за годы реализации программы выделено 5,8 млрд рублей, при этом резидентами бизнес-инкубаторов в виде дохода в консолидированный бюджет в последние годы возвращается порядка 1,5 млрд рублей ежегодно. В открытых и действующих бизнес-инкубаторах размещено более 2 000 малых и средних предприятий, в среднем по 36 единиц на субъект Российской Федерации. Данными предпринимателями создано более 10 тыс. рабочих мест.

По состоянию на 1 января 2017 года в открытых промышленных парках и технопарках размещено 1062 предпринимателя с общим количеством работников 16 633 человека.

Для развития субъектов социального предпринимательства и сопровождения социальных проектов в регионах создаются центры инноваций социальной сферы. С начала реализации указанного мероприятия поддержку получили порядка 6 тысяч социальных предпринимателей, в том числе при содействии центров предприниматели смогли найти инвесторов, оформить свои бизнес-идеи и получить финансирование на их реализацию.

В рамках подпрограммы активно создаются центры поддержки экспорта. Если в 2016 году функционировал 31 центр поддержки экспорта, то в 2017 году их количество выросло на 23 единицы и составило 54 центра. Ежегодно услугами и помощью, оказываемыми на базе таких центров, пользуются порядка 7-8 тыс. экспортно-ориентированных субъектов МСП.

Для увеличения доступности финансирования в рамках программы также создаются микрофинансовые организации и региональные гарантийные организации, в разделе «Расширение финансовой поддержки» представлена расширенная информация по указанным инструментам.

Программа Минэкономразвития России предполагает, что в трехлетней перспективе в каждом регионе должна быть сформирована базовая инфраструктура поддержки, включающая в себя: центр поддержки предпринимательства; гарантийный фонд; микрофинансовую организацию; имущественную инфраструктуру поддержки для начинающих и действующих предпринимателей; центры компетенций в инновационно-производственной сфере. В настоящее время указанный перечень сформирован в 31 субъекте РФ.

Не стоит забывать, что форматы, формы и условия ведения бизнеса быстро меняются, меняется мышление предпринимателей, формы взаимодействия между партнерами, меняются госпрограммы - так формируется новое общество, требующее изучения и экспертной оценки. Создается новая социальная архитектура, где меняются цели, ценности и приоритеты.

Заключение. Направления дальнейшего совершенствования политики государственной поддержки МСП

По данным опросов РСПП1, в 2016 году три четверти опрошенных предпринимателей не пользовались финансовой поддержкой со стороны государственных институтов развития. Лишь 22,9% опрошенных предпринимателей обращались в 2016 году за помощью к институтам развития. Часто приводят и более низкие цифры. Так, в 2015 году, по данным Росстата2, государственную поддержку получили всего 2% малых предприятий и 3,15% индивидуальных предпринимателей. По данным неофициальных источников3, в 2016 году государственную поддержку получил всего 1% компаний сектора МСП. Во-первых, это связано с недостаточной информированностью предпринимателей о доступных для них мерах поддержки, например, программах льготного кредитования, образовательных программах и т. д. По данным Росстата4, о существовании программ государственной поддержки МСП в 2015 году знали 31,46% юридических лиц и 28,93% индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, финансовую господдержку можно получить только при наличии обоснованного бизнес-плана (это требование, в частности, предъявляет Корпорация МСП), а далеко не все нуждающиеся в финансовых ресурсах предприниматели обладают достаточной квалификацией для его составления. В-третьих, многие компании предпочитают не пользоваться поддержкой со стороны институтов развития из-за сложных процедур ее получения (неадекватные требования и критерии предоставления поддержки) и необходимости последующей детальной отчетности по ней. По данным опросов РСПП, именно по этой причине 45,7% опрошенных предпочли не прибегать к помощи государственных институтов развития.

Таким образом, чтобы государственная поддержка стала более эффективной, необходимо проинформировать предпринимательское сообщество о возможности и условиях ее получения, о существующих программах поддержки, о доступных новых сервисах и платформах. Кроме того, важно создать необходимые условия для того, чтобы получение финансовой и гарантийной поддержки стало более реальным для среднестатистических предпринимателей.

1 Доклад РСПП О состоянии делового климата в России в 2016 году URL http://media.rspp.ru/ document/1/f/9/f9c2ca5f8cd104f8d5d40f2a7b50fced.pdf.

2 Росстат, сплошное наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/splosh. html.

3 Королева А. (2018) «Минэкономразвития подверглось резкой критике». Эксперт онлайн. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/2018/02/8/minekonomrazvitiya-podverglos-rezkoj-kritike/.

4 Росстат, сплошное наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/splosh. html.

Другой проблемой является нежелание частных банков участвовать в программах государственной поддержки МСП. В связи с этим необходимо на государственном уровне разработать систему стимулирующих мер для частных банков в целях повышения их участия в таких программах.

Многими экспертами1 отмечается необходимость увеличения кредитования с 3-х до 5 лет, чтобы нивелировать ситуацию, при которой банки заключают два договора с владельцем бизнеса: первый на 3 года по ставке 9,6%, а во втором указывают, что ставка изменится. Это препятствует планированию расходов по обслуживанию кредита.

Также необходимо продолжить проведение государственной политики, направленной на снижение административной нагрузки на бизнес: упростить отчетность предпринимателей; уменьшить налоговую нагрузку на определенные категории предприятий, которые наиболее остро в этом нуждаются.

Кроме того, необходимо продолжать реализацию политики расширения доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам и укреплению имущественной основы для ведения предпринимательской деятельности.

Не меньшего внимания требует и популяризация предпринимательства и вовлечение населения в предпринимательскую деятельность. В частности, предлагается расширить образовательную поддержку, упростить процедуру приобретения патента.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бианкина А.О. Цифровые технологии и их роль в современной экономике // Экономика и социум: современные модели развития, 2017. - № 2.

2. Бурец Ю.С., Акерман Е.Н., Акерман Е.А., Волохова А.М. Анализ востребованности

и эффективности государственной поддержки инновационной деятельности (на примере регионов АИРР) // Вопросы инновационной экономики, 2016. - № 4. - doi: 10.18334/vinec.6.4.37092.

3. Гинзбург М. Финансовые условия поддержки малого и среднего бизнеса на терри-

тории Большой Москвы // Вестник Института экономики Российской академии наук, 2013. - № 2.

4. Гришин И.А., Утюшева Л.Д. Современные тенденции модификационной измен-

чивости региональной системы поддержки малого и среднего бизнеса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология, 2013. - № 1(22).

5. Даллакян С.А., Саргсян С.А. Направления государственного регулирования мало-

го и среднего предпринимательства в Республике Армения // Лидерство и менеджмент, 2018. - № 2. - doi: 10.18334/lim.5.2.39082.

1 Например, Алексей Порошин, член генсовета «Деловой России», руководитель Центра финансово-кредитной поддержки бизнеса. Источник: Газета.Ру. URL https://www.gazeta.ru/ business/2017/08/21/10839980.shtml?updated.

6. Дедкова Е.Г., Гудков А.А., Быкова Е.В. Направления и формы государственной под-

держки предприятий-экспортеров в России // Экономические отношения, 2018. - № 2. - doi: 10.18334/eo.8.2.39103.

7. Доклад Минэкономразвития России о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. Smb.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://smb.gov.ru/files/images/Doklad_ Minekonomrazvitiya_za_2016-2017_gg..pdf.

8. Доклад РСПП О состоянии делового климата в России в 2016 году. Media.rspp.ru.

[Электронный ресурс]. URL: http://media.rspp.ru/document/1/f/9/f9c2ca5f8cd104f8d 5d40f2a7b50fced.pdf.

9. Зангеева С.Б., Романова Е.М. Польза и преимущества зарубежного опыта поддер-

жки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России // Финансы и кредит, 2004. - № 14(152).

10. Королева А. Минэкономразвития подверглось резкой критике. Эксперт онлайн. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/2018/02/8/minekonomrazvitiya-podverglos-rezkoj-kritike.

11. Мироседи С.А., Мироседи Т.Г., Гончарова Е.В. Оценка результативности функционирования системы инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство, 2016. - № 23. - doi: 10.18334/ rp.17.23.37139.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»»

13. Пятаченко А.М. Необходимость совершенствования системы поддержки малого бизнеса // Продовольственная политика и безопасность, 2016. - № 2. - doi: 10.18334/ ppib.3.2.35797.

14. Росстат, сплошное наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/splosh.html.

15. Сайт Корпорации МСП. [Электронный ресурс]. URL: http://corpmsp.ru/pravovaya-podderzhka/cases.

16. Сайт Портала Бизнес-навигатора МСП. [Электронный ресурс]. URL: https://smbn. ru/msp/main.htm.

17. Сайт Бизнес-навигатора МСП. [Электронный ресурс]. URL: https://navigator.smbn. ru/st/13.

18. Солнцев К.Д. Проекты государственно-частного партнерства и меры их поддержки в мировой практике // Государственно-частное партнерство, 2017. - № 1. - doi: 10.18334/ppp.4.1.37829.

19. Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22. 07. 2008 № 159-ФЗ (последняя редакция)

REFERENCES:

Biankina A.O. (2017). Tsifrovye tekhnologii i ikh rol v sovremennoy ekonomike [Digital technologies and their role in the modern economy]. Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiya. 7 (2). (in Russian). Burets Yu.S., Akerman E.N., Akerman E.A., Volokhova A.M. (2016). Analiz vostrebovannosti i effektivnosti gosudarstvennoy podderzhki innovatsionnoy deyatelnosti (na primere regionov AIRR) [Analysis of the relevance and effectiveness of the state support for innovation activity (on the example of Association of Innovative Regions of Russia members)]. Russian Journal of Innovation Economics. 6 (4). (in Russian). doi: 10.18334/vinec.6.4.37092. Dallakyan S.A., Sargsyan S.A. (2018). Napravleniya gosudarstvennogo regulirovaniya malogo i srednego predprinimatelstva v Respublike Armeniya [Directions of state regulation of small and medium entrepreneurship in the Republic of Armenia]. Leadership and management. 5 (2). (in Russian). doi: 10.18334/ lim.5.2.39082.

Dedkova E.G., Gudkov A.A., Bykova E.V. (2018). Napravleniya i formygosudarstvennoy podderzhki predpriyatiy-eksporterov v Rossii [Directions and forms of state support for exporting enterprises in Russia]. Journal of International Economic Affairs. 8 (2). (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.2.39103. Ginzburg M. (2013). Finansovye usloviya podderzhki malogo i srednego biznesa na territorii Bolshoy Moskvy [Financial conditions of small and medium business support in "Big Moscow"]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (2). (in Russian).

Grishin I.A., Utyusheva L.D. (2013). Sovremennye tendentsii modifikatsionnoy izmenchivosti regionalnoy sistemy podderzhki malogo i srednego biznesa [Modern trends of modification variability in regional support systems for small and medium-sized businesses]. Science Journal of Volgograd State University. GLOBAL ECONOMIC SYSTEM. (1(22)). (in Russian). Mirosedi S.A., Mirosedi T.G., Goncharova E.V. (2016). Otsenka rezultativnosti funktsionirovaniya sistemy infrastrukturnoy podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva [Performance assessment of the infrastructural support system of smalland medium-sized business]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (23). (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.23.37139.

Pyatachenko A.M. (2016). Neobkhodimost sovershenstvovaniya sistemy podderzhki malogo biznesa [The need for improvement of small business support system]. Food policy and security. 3 (2). 105-114. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.3.2.35797.

Solntsev K.D. (2017). Proekty gosudarstvenno-chastnogo partnerstva i mery ikh podderzhki v mirovoy praktike [Public-private partnership projects and measures of their support in the world practice]. Journal of Public-Private Partnership. 4 (1). (in Russian). doi: 10.18334/ppp.4.1.37829.

Zangeeva S.B., Romanova E.M. (2004). Polza i preimuschestva zarubezhnogo opyta podderzhki i razvitiya malogo i srednego biznesa primenitelno k Rossii [Use and benefits of foreign experience of support and development of small and medium business in relation to Russia]. Finance and credit. (14(152)). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.