Научная статья на тему 'МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ В 2017 ГОДУ: СОСТОЯНИЕ СЕКТОРА, СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ'

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ В 2017 ГОДУ: СОСТОЯНИЕ СЕКТОРА, СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гачегов Михаил Александрович, Охрименко Алексей Викторович

Сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) существует в России уже около тридцати лет. С этим связаны некоторые вопросы доступности, преемственности, сопоставимости статистических данных, что однако не препятствует отслеживанию тенденций развития сектора МСП. С момента появления малого предпринимательства в России количество субъектов МСП выросло в 7 раз, среднесписочная численность занятых у субъектов МСП - в 2,5 раза, также наблюдается кратный рост выручки сектора. Динамика последних лет восходящая, однако темпы роста замедлились, рост в 2017 году составил 3 %, 2 % и 17 % соответственно. Динамика показателей сектора отражает общее состояние российской экономики в различные периоды, а также реагирует на особенности статистического учета. Поддержка субъектам МСП оказывается в соответствии с формами, закрепленными в 209-ФЗ, и финансируется в соответствии с направлениями (видами) поддержки. Наблюдается смещение акцента с прямой, невозвратной поддержки субъектов МСП в сторону разнонаправленной, возвратной поддержки на базе институтов развития при координации поддержки посредством национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Необходима разработка методологии оценки эффективности поддержки субъектов МСП, так как в данный момент ведется мониторинг исполнения и достижения отдельных показателей мероприятий по поддержке субъектов МСП и (или) отдельных статистических показателей, что решает текущие задачи, но ограничивает видение картины в целом и не позволяет тонко настраивать и перенаправлять отдельные формы и виды поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and medium enterprises in Russia in 2017: the state of the sector, the system of state support

The small and medium-sized enterprise (SME) sector has existed in Russia for about thirty years. Related to this are some issues of accessibility, continuity, comparability of statistical data, which, however, does not prevent the monitoring of trends in the development of the SME sector. Since the emergence of small business in Russia, the number of SMEs has increased 7 times, the average number of employees in SMEs - 2.5 times, there is also a multiple growth in revenue sector. The dynamics of recent years is upward, but the growth rate slowed, growth in 2017 amounted to 3%, 2% and 17% respectively. The dynamics of indicators of the sector reflects the general state of the Russian economy in different periods, as well as responds to the peculiarities of statistical accounting. Support to SMEs is provided in accordance with the forms set out in 209-FZ and is financed in accordance with the directions (types) of support. There is a shift in emphasis from direct, non-refundable support for SMEs towards multidirectional, returnable support based on development institutions, with coordinated support through the national project "Small and medium-sized enterprises and support for individual entrepreneurial initiative". It is necessary to develop a methodology for assessing the effectiveness of support for SMEs, as currently being monitored the implementation and achievement of individual indicators of support activities for SMEs and (or) individual statistical indicators that solves the current problems, but limits the vision of the whole picture and does not allow fine-tuning and redirect individual forms and types of support.

Текст научной работы на тему «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ В 2017 ГОДУ: СОСТОЯНИЕ СЕКТОРА, СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 12 • декабрь 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

малое и среднее предпринимательство в России в 2017 году: состояние сектора, система государственной поддержки

Гачегов М.А. 1, Охрименко А.В. 1

1 Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) существует в России уже около тридцати лет. С этим связаны некоторые вопросы доступности, преемственности, сопоставимости статистических данных, что однако не препятствует отслеживанию тенденций развития сектора МСП. С момента появления малого предпринимательства в России количество субъектов МСП выросло в 7 раз, среднесписочная численность занятых у субъектов МСП - в 2,5 раза, также наблюдается кратный рост выручки сектора. Динамика последних лет восходящая, однако темпы роста замедлились, рост в 2017 году составил 3%, 2% и 17% соответственно. Динамика показателей сектора отражает общее состояние российской экономики в различные периоды, а также реагирует на особенности статистического учета. Поддержка субъектам МСП оказывается в соответствии с формами, закрепленными в 209-ФЗ, и финансируется в соответствии с направлениями (видами) поддержки. Наблюдается смещение акцента с прямой, невозвратной поддержки субъектов МСП в сторону разнонаправленной, возвратной поддержки на базе институтов развития при координации поддержки посредством национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Необходима разработка методологии оценки эффективности поддержки субъектов МСП, так как в данный момент ведется мониторинг исполнения и достижения отдельных показателей мероприятий по поддержке субъектов МСП и (или) отдельных статистических показателей, что решает текущие задачи, но ограничивает видение картины в целом и не позволяет тонко настраивать и перенаправлять отдельные формы и виды поддержки.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.

small and medium enterprises in Russia in 2017: the state of the sector, the system of state support

GachegovM.A. 1, Okhrimenko A.V. 1

1 Joint stock company "Federal Corporation for the development of small and medium enterprises», Russia

введение

Сектор МСП (малого и среднего предпринимательства) традиционно рассматривается как драйвер экономического роста и инструмент адаптации экономики к меняющимся условиям внешней среды с одной стороны, как источник занятости и дохода существенной части

населения - с другой, а также как источник налоговых поступлений для государства -с третьей [1, 2] (Goroshkov, 2017; Alimova, 2007).

Следствием этого является повышенное внимание государства к сектору, что привело, в частности, к принятию и разработке ряда нормативных правовых актов, направленных на его поддержку и развитие [3-5].

Вопросам состояния, развития и поддержки МСП посвящено множество работ1 (обзор литературы в [6-8] (Ladygin, 2014; Gelman, 2012; van Praag G. Mirjam, 1999)). Ряд исследователей рассматривает лишь отдельные аспекты функционирования сектора МСП, проводя сравнительный анализ развития сектора в России и мире, анализируя реализацию мероприятий на региональном уровне или определенные направления поддержки МСП, в большинстве случаев финансово-кредитные.

1 По запросу «мало* предпринимат* OR МСП» в научной электронной библиотеке www. elibrary.ru найдено 1,3 тыс. публикаций, в поисковой системе по полным текстам научных публикаций Google Scholar по аналогичному запросу найдено 15,8 тыс. публикаций

ABSTRACT:_

The small and medium-sized enterprise (SME) sector has existed in Russia for about thirty years. Related to this are some issues of accessibility continuity comparability of statistical data, which, however, does not prevent the monitoring of trends in the development of the SME sector Since the emergence of small business in Russia, the number of SMEs has increased 7 times, the average number of employees in SMEs

- 2.5 times, there is also a multiple growth in revenue sector The dynamics of recent years is upward, but the growth rate slowed, growth in 2017 amounted to 3%, 2% and 17% respectively. The dynamics of indicators of the sector reflects the general state of the Russian economy in different periods, as well as responds to the peculiarities of statistical accounting. Support to SMEs is provided in accordance with the forms set out in 209-FZ and is financed in accordance with the directions (types) of support. There is a shift in emphasis from direct, non-refundable support for SMEs towards multidirectional, returnable support based on development institutions, with coordinated support through the national project "Small and medium-sized enterprises and support for individual entrepreneurial initiative". It is necessary to develop a methodology for assessing the effectiveness of support for SMEs, as currently being monitored the implementation and achievement of individual indicators of support activities for SMEs and (or) individual statistical indicators that solves the current problems, but limits the vision of the whole picture and does not allow fine-tuning and redirect individual forms and types of support.

KEYWORDS: small and medium-sized enterprises, state support of small and medium-sized enterprises

JEL Classification: L25, L26, M21 Received: 22.11.2018 / Published: 28.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Gachegov M.A. (mikhail.gachegov@gmail.com)

CITATION:_

Gachegov M.A., Okhrimenko A.V. (2018) Maloe i srednee predprinimatelstvo v Rossii v 2017 godu: sostoyanie sektora, sistema gosudarstvennoy podderzhki [Small and medium enterprises in Russia in 2017: the state of the sector, the system of state support]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (12).

- 3887-3902. doi: 10.18334/rp.19.12.39654

С точки зрения более широкого охвата темы наибольший интерес представляют исследования Овсянниковой Т.С., Бурова А.Н., Коробова С.А., Горошкова И.А., Макаровой М.В. При этом, на наш взгляд, ни один из исследователей не дает системного обзора текущего состояния сектора и действующих мер государственной поддержки МСП.

В настоящей статье предложена система классификации мер государственной поддержки. Впервые показатели деятельности МСП рассмотрены на столь значительном временном отрезке. Впервые описана роль национального проекта «Малое и среднее предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Практическая значимость работы состоит в системном обзоре состояния сектора МСП и его поддержки в соответствии с предложенной классификацией. Дан исторический контекст, указаны ограничения доступной информации. Полученные результаты могут использоваться как основа для последующих исследований сектора МСП учеными, представителями органов власти и организациями разного уровня при формировании набора мер государственной поддержки для субъектов МСП.

Авторы подготовили план работы, проанализировали источники, собрали необходимые данные, проанализировали и описали их, подготовили и обосновали выводы. Часть материалов, на которых авторы ссылаются, также созданы авторами и (или) при их участии (отчеты Минэкономразвития России, АО «Корпорация «МСП»).

Статья может быть интересна широкому кругу лиц: студенты, преподаватели экономики и интересующиеся экономикой, сотрудники органов исполнительной власти, реализующие политику в сфере государственного управления развитием МСП, предприниматели, заинтересованные в системе поддержки/получении поддержки, общественные организации и объединения, представляющие интересы МСП.

вопросы качества и сопоставимости данных

В настоящее время деятельность субъектов МСП регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - 209-ФЗ). Однако история МСП в России насчитывает около тридцати лет [9-12] (Pinkovetskaya, 2013; Kartsev i dr., 2013; Blinov; Rybina, 2001)

ОБ АВТОРАХ:_

Гачегов Михаил Александрович, советник дирекции мониторинга реализации приоритетных проектов и программ поддержки субъектов МСП (mikhail.gachegovßgmail.com)

Охрименко Алексей Викторович, руководитель дирекции мониторинга реализации приоритетных проектов и программ поддержки субъектов МСП (alexy-oßyandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Гачегов М.А., Охрименко А.В. Малое и среднее предпринимательство в России в 2017 году: состояние сектора, система государственной поддержки // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. -№ 12. - С. 3887-3902. doi: 10.18334/rp.19.12.39654

С одной стороны, это накладывает ограничения на статистическую информацию, используемую при анализе сектора.

Доступность данных. Статистика по предпринимательству в России официально публикуется с 1995 года, когда Росстат (Госкомстат России) впервые включает в Российский статистический ежегодник раздел «Институциональные изменения», посвященный приватизации государственной собственности и развитию малых предприятий. Наиболее ранняя статистика, доступная по малым предприятиям, датируется 1993 годом [13]. При этом М.Н. Рыбина считает, что датой начала (по версии Е.П. Губина - возрождения) предпринимательства в России является 1986 год, когда был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», а А. Блинов начинает свою статью с подсчета кооперативов - прообраза малых предприятий [11, 12, 14] (Blinov; Rybina, 2001; GUbin, Lakhno, 2017). Таким образом, из нашего поля зрения выпадает около 8 лет развития МСП.

Преемственность данных. С 2015 года критерии отнесения к субъектам МСП менялись несколько раз, в частности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 702 предельные значения выручки были увеличены до 120, 800 и 2000 млн рублей соответственно для микро, малых и средних предприятий, а в соответствии с федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» критерий выручки был заменен на критерий дохода [15, Приложение № 10, с. 11]. При этом Росстат долгое время публиковал статистику по малым предприятиям (без выделения микропредприятий, без средних предприятий и индивидуальных предпринимателей), для чего использовал пороговые значения для основного вида деятельности, а понятие «среднее предприятие» появилось только в 2007 году. Следовательно, объектом исследования каждый раз становится новая сущность: малые предприятия, затем малые предприятия и индивидуальные предприниматели, затем малые и средние предприятия и индивидуальные предприниматели.

Сопоставимость (методов сбора) данных. Статистическая информация, публикуемая Росстатом в рамках ежегодных сборников «Малое и среднее предпринимательство», формируется на основе данных выборочных наблюдений, за исключением годов проведения сплошных наблюдений, проводимых один раз в пять лет. Следствием этого является наличие отклонений между результатами выборочного наблюдения и характеристиками генеральной совокупности, что может привести к искажению динамики некоторых показателей. К примеру, количество субъектов МСП, по данным Росстата, в 2016 году составило 5,3 млн единиц (выборочное наблюдение). В то же время, по данным Единого реестра, количество предпринимателей на 1 января 2017 составило 5,9 млн единиц (сплошной учет) [16, 17].

Прочее. Кроме того, Т.А. Алимова рассматривает вопросы «распыленности» и достоверности сведений, наличия теневого сектора, и некоторые другие [2] (Alimova, 2007), а в статье Р. Энтова и О. Лугового озвучены проблемы качества данных российской статистики в целом [18] ^п^, Lugovoy, 2015).

С другой стороны, часть из перечисленных проблем решается: 1 августа 2016 г. начал работу Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, позволяющий однозначно определить, является ли хозяйствующий субъект субъектом МСП, а также вести сплошное наблюдение за базовыми показателями сектора (количество субъектов МСП и количество занятых у них в различных разрезах). Также ФНС России с 1 августа 2018 года публикует открытые данные по отдельным показателям организаций1.

Несмотря на озвученные ограничения, мы исходим из того, что данные достаточно полны, преемственны и сопоставимы для того, чтобы проследить краткосрочные и долгосрочные тренды развития МСП в России.

Состояние сектора МСП

По состоянию на 1 января 2018 года количество субъектов МСП, информация о которых содержится в Едином реестре, составляет 6 млн единиц: 2,8 млн юридических лиц и 3,2 млн индивидуальных предпринимателей (46,6% и 53,4% от общего количества субъектов МСП соответственно).

С 1995 г., когда впервые в официальных источниках появляются данные об институциональных преобразованиях - приватизации и развитии малых предприятий, количество субъектов МСП увеличилось в 7 раз. Рост количества субъектов МСП в 2017 году составил 3% (рис. 1).

В секторе МСП занято около 19 млн человек (без учета внешних совместителей), что составляет около 25% от численности рабочей силы по субъектам Российской Федерации и 27% от среднегодовой численности занятых в Российской Федерации [20, 21]2. При этом доля занятых у субъектов МСП - юридических лиц составляет 71%, у индивидуальных предпринимателей - 29%. Среднее количество занятых у одного субъекта МСП - юридического лица составило 4,9 человека, у индивидуального предпринимателя - 1,3 человека3.

Динамика в части среднесписочной численности занятых у субъектов МСП аналогична динамике числа субъектов МСП: за почти 25 лет показатель вырос примерно в 2,5 раза, однако за последние три года прирост составлял 2-5% (рис. 2).

По данным Единой межведомственной информационно - статистической системы (ЕМИСС) на 1 ноября 2018 г.

1 См. www.nalog.ru/opendata

2 Количество занятых у индивидуальных предпринимателей в 2015 году рассчитано как удвоенное количество индивидуальных предпринимателей в связи с отсутствием сведений о численности наемных работников у индивидуальных предпринимателей в 2015 году, а также на основании того, что в соответствии с данными Росстата и ФНС России, количество занятых у одного индивидуального предпринимателя в среднем составляет одного человека. Доля занятых рассчитана в отношении среднегодовой численности занятых в России в 2016 году

3 Данные актуальны на 10.01.2018.

5,9

6,0

0,9

0,9

0,9

lili

1993 г. 1994 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Рисунок 1. Динамика числа субъектовМСП, млн единиц Источник: составлено авторамина основе данных Росстата (Госкомстата (СССР), ФНС России (Данные за 1993-1995 гг. даны со смещением на год (данные за 1993 год в сборнике Росстата на рисунке представлены как данные за 1994 год), т.к. в сборниках статистика предоставлена на 1 января соответствующего года, что расходится с дтнными 22010 г. и последующих годов, когда сведения предоставляются оа канец года. До 2000 года включительно не учитывается число индивидуальных предпринимателей, так как сведения не предоставлены в соответствующих разделах. По данным сборника «Малое и среднее предпринимательство в России» 2003 года, количество индивидуальных предпринимателей на 1 января 2001 года составило 4236,9

тыс. единиц)

8,5 8,9

lll

11,1

1993 г. 1994 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

■ СЧЗ, млн человек

5,0

4,6

0,9

Рисунок 2. Динамика среднесписочной численности занятых у субъектов МСП, тыс. чело век Источник: составлено авторами на основе данных Госкомстата СССР, Росстата, ФНС России

68 807,9

62 381,0

58 836,6

30 843,4

405,6 613,7

9 633,6

I

1993 г. 1994 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Рисунок 3. Объем выручки субъектов МСП от реализации товаров (работ, услуг), млн рублей Источник: составлено авторами на основе данных Госкомстата СССР, Росстата, ФНС России

Объем выручки субъектов МСП составил, оценочно1, 68,8 трлн рублей,80% из них принадлежит субъектам МСП - юридическим лицам. Ситуация с выручкой выглядит аналогичной ситуациям с числом субъектов МСП и среднесписочпой численностью запятых у субъектов МСП: рост по снавнению с базовым периодом и умиренная динамика в 2015-2017 гг.

Очевидно, что рост показателей сектора в 2005 году связан с включением в статистику индивидуальных предпринимателей, а рост в период 2005-2016 гг. - со вступлением в силу 209-ФЗ. Сложнее определить причину падения выручки сектора в 2016 году и замедление роста числа субъектов МСП в 2017 году. Одной из вероятных причин может являться состояние российской экономики в данный период: низкие цены на нефть, санкции, высокая инфляция. Падение выручки может также быть связано с исключением из числа субъектов МСП с 1 августа 2016 г. акционерных обществ.

Доля сектора МСП в ВВП Российской Федерации в 2012-2016 гг. составляет около 20% [22, Приложение № 12, с. 15].

Традиционно, наибольшее число субъектов МСП работает в сфере оптовой и розничной торговли.

поддержка субъектов мсп

Началом поддержки МСП в России следует считать 1991 год, когда выходит постановление Совета министров РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». К мерам поддержки относят льготы по

1 По данным Единой межведомственной информационно - статистической системы (ЕМИСС) на 1 ноября 2018 г.

налогу на прибыль и на амортизационные отчисления [22]. Уже в 1993 году выходит постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», которое содержит «комплекс первоочередных мер», включающее блоки нормативно-правового, финансово-кредитного и информационно-технического обеспечения, внешнеэкономической деятельности, организационное, кадровое, консультационное обеспечение [23]. Современный этап начинается в 2007 году со вступлением в силу 209-ФЗ.

Среди исследователей нет единого мнения о том, каким образом следует классифицировать поддержку, оказываемую субъектам МСП в России. М.В. Макарова предлагает рассматривать меры государственной поддержки в соответствии с блоками Стратегии развития МСП до 2030 года. Вместе с тем, она разделяет меры поддержки на финансово-экономические и организационные формы, в этой классификации с ней солидарен И.А. Горошков. Т.С. Овсянникова с коллегами рассматривает государственную поддержку с точки зрения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, С.А. Коробов группирует по «ресурсам» в попытке применения ресурсно-ориентированного подхода к анализу государственной поддержки МСП. А.Н. Буров и его коллеги пишут о финансовой, имущественной, информационной и иных формах поддержки.

Большинство исследователей также соотносят меры поддержки с источниками поддержки (органами власти, институтами развития и прочими организациями, которые оказывают поддержку) и отдельными программами поддержки (например, федеральная финансовая программа поддержки МСП, реализуемая Минэкономразвития России).

Мы предлагаем классифицировать государственную поддержку субъектов МСП на основе форм поддержки и ее источников (распорядителей бюджетных средств на оказание поддержки).

Формы поддержки субъектов МСП определяются на законодательном уровне 209-ФЗ:

1) финансовая - субсидии, бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные гарантии (ст. 17);

2) имущественная - передача имущества государства во владение и (или) пользование (ст. 18);

3) информационная - создание информационных систем и сайтов (ст. 19);

4) консультационная - оказание консультационных услуг через организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП (далее - ОИ), компенсация затрат на оплату консультаций (ст. 20);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) поддержка в области образования - подготовка и переподготовка работников субъектов МСП и выпуск учебных материалов (ст. 21);

6) поддержка в области инноваций и промышленного производства - создание соответствующих ОИ и содействие патентованию результатов интеллектуальной деятельности (ст. 22);

7) поддержка субъектов МСП в области ремесленной деятельности - создание соответствующих ОИ (ст. 23);

8) поддержка субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность - создание ОИ, создание условий для международного сотрудничества (ст. 24);

9) поддержка субъектов МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, которая может осуществляться в любых формах и видах, предусмотренных 209-ФЗ (ст. 25);

В таблице 1 приведена информация о количестве субъектов МСП, получивших поддержку за последние три года.

Таблица 1

Охват субъектов МСП формами поддержки в 2015-2017 гг.

№ п/п Форма поддержки 2015 г. 2016 г. 2017 г.

1 в области образования 2 952 554 1 007

2 имущественная 26 949 8 551 17 133

3 информационная 33 231 7991 19 462 1871 1 12 324 5921

4 консультационная 367 965 104 317 216 478

5 финансовая 40 248 48 995 38 219

ИТОГО 438 144 162417 272 837

Указанное общее количество посещений информационных ресурсов включает, помимо субъектов МСП, и иные категории пользователей таких ресурсов (физические лица и юридические лица, не являющиеся субъектами МСП) и не учитывается в общем количестве получателей поддержки - субъектов МСП.

Источник: АО «Корпорация «МСП» [21]

Следует отметить сокращение в последние годы числа получателей государственной поддержки по отдельным направлениям (финансовая поддержка, поддержка в области образования), что может быть объяснено снижением объемов их финансирования.

Источниками поддержки являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и отдельные организации федерального уровня.

Среди реализуемых ими видов поддержки1 следует выделить основные мероприятия:

1) федеральных органов исполнительной власти, в частности:

• программа финансовой поддержки, реализуемая Минэкономразвития России

1 отметим, что виды поддержки упоминаются, но строго не определены в 209-ФЗ. Мы рассматриваем вид как подкатегорию формы: форма - финансовая, вид - предоставление гарантий

(субсидии субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП);

• программа Минсельхоза России по поддержке малых форм предприятий в сфере сельского хозяйства (гранты фермерам на начало и развитие предпринимательской деятельности);

• программа Росмолодежи «Ты - предприниматель» для начинающих предпринимателей;

2) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, путем реализации региональных и муниципальных программ, содержащих мероприятия, направленные на поддержку субъектов МСП;

3) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в первую очередь финансовую, консультационную и имущественную;

4) отдельных организаций федерального уровня (АО «Корпорация «МСП», АО «МСП Банк»).

В таблице 2 приведена информация об объемах финансирования субъектов МСП по видам поддержки за последние три года.

За последние три года наблюдается перераспределение поддержки по источникам: например, увеличивается объем поддержки со стороны АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк» при одновременном снижении объемов со стороны Минэкономразвития России и иных органов власти и организаций.

Это связано с возрастающей ролью институтов развития, которые позволяют, во-первых, перейти от невозвратных форм финансовой поддержки (гранты, субсидии), призванных обеспечить выживаемость субъектов МСП, к возвратным и (или) платным (льготному кредитованию, предоставлению гарантий и поручительств), а во-вторых, обеспечивают более широкий спектр направлений поддержки.

В частности, АО «Корпорация «МСП», осуществляющая свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам МСП поддержки, развивает следующие направления:

- оказание финансовой поддержки субъектам МСП;

- обеспечение доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков, осуществляющих закупочную деятельность в соответствии

с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

- оказание маркетинговой и информационной поддержки субъектам МСП [21].

Перечисленные направления расширяют и дополняют формы поддержки 209-ФЗ,

что дает возможность выйти за пределы понятия «государственная поддержка субъектов МСП» и сделать вывод о наличии поддержки, напрямую не связанной с расходами бюджетной системы Российской Федерации.

Сложившийся в настоящее время набор инструментов поддержки субъектам МСП на разных стадиях их жизненного цикла, от создания до развития бизнеса, требует сис-

Таблица 2

Объемы финансирования основных видов финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в 2015-2017 годах

Распорядители бюджетных средств Вид поддержки субъектов МСП Объем финансирования, млрд рублей

2015 г. 2016 г. 2017 г.

АО «Корпорация «МСП»* Выдача гарантий в соответствии с утвержденными Советом директоров Корпорации Правилами взаимодействия банков с акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» при их отборе и предоставлении гарантий; Поручительства в рамках Программы 6,5 17,8 61,0 86,7

АО «МСП Банк» Гарантийная поддержка, реализуемая в соответствии с положением о реализации акционерным обществом «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» гарантийной поддержки субъектов среднего предпринимательства 0,9 13,5 11,6

Минэкономразвития России Реализация мероприятий федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» 21,0 11,1 10,6

Программа льготного кредитования, реализуемая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2017 № 674 0,3

Минсельхоз России Реализация мероприятий в рамках подпрограммы 4 «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы 8,7 8,2 11,3

Росмолодежь Реализация мероприятий по содействию развитию молодежного предпринимательства - 0,2 -

Иные органы власти и организации Реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами субъектов Российской Федерации 2,6 3,6 2,1

51,0 97,6 122,6

* В отношении АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк» указан объем финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП в виде гарантий и поручительств

Источник: составлено авторами на основе данных АО «Корпорация «МСП» [21]

тематизации и организации процессов управления ими, принятия соответствующих документов стратегического планирования в масштабах Российской Федерации.

В связи с этим 24 сентября 2018 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [24]1. В состав национального проекта, в свою очередь, входит пять федеральных проектов:

- «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», предусматривающий реализацию мероприятий по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности, включая создание нового режима налогообложения для самозанятых граждан, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы;

- «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», предусматривающий многоканальную систему оказания финансовой поддержки, которая включает предоставление поддержки в рамках Национальной гарантийной системы, предоставление микрозаймов предпринимателям государственными микрофинансовыми организациями по льготным ставкам, расширение лизинговой поддержки и внедрение альтернативных источников финансирования МСП;

- «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», направленный на развитие и модернизацию региональных организаций инфраструктуры, оказывающей комплекс услуг бизнесу, а также включающий отдельные мероприятия по совершенствованию системы закупок у субъектов МСП и по содействию выходу субъектов МСП на внешние рынки;

- «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», направленный на создание условий для повышения продуктивной занятости и доходов сельского населения, вовлеченного в сельскохозяйственную кооперацию, повышения конкурентоспособности продукции, производимой малыми формами хозяйствования, а также оптимизацию реализуемых механизмов государственной поддержки фермеров и сельскохозяйственных кооперативов в целях содействия производству и сбыту сельскохозяйственной продукции;

- «Популяризация предпринимательства», направленный на создание положительного образа предпринимателя и стимулирование интереса различных групп граждан к бизнесу.

1 В период с 2016 по 2018 гг. реализация мероприятий по оказанию поддержки субъектам индивидуального и малого предпринимательства осуществлялась в соответствии с приоритетным проектом [5]

Целевыми показателя национального проекта заявлены рост численности занятых в сфере МСП до 25 млн человек, рост доли МСП в ВВП страны до 32,5% и рост доли экспортеров - субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта до 10% к 2024 году.

Таким образом, государственная поддержка МСП проделала путь

от отдельных льгот на ведение предпринимательской деятельности до полномасштабной разнонаправленной поддержки, от налоговых льгот - до прямой финансовой поддержки, развития организаций инфраструктуры поддержки, институтов развития и в итоге до проектного управления существующими формами и видами поддержки, становящимися новым стандартом для управления развития сектором.

Заключение

История предпринимательства в России насчитывает около тридцати лет. В современном виде МСП сформировалось в 2007 году, при этом наиболее надежными являются данные с 2016 года - с момента введения Единого реестра субъектов МСП.

С момента появления малого предпринимательства в России количество субъектов МСП выросло в 7 раз, среднесписочная численность занятых у субъектов МСП - в 2,5 раза, также наблюдается кратный рост выручки сектора. Динамика последних лет восходящая, однако темпы роста замедлились, рост в 2017 году составил 3%, 2% и 17% соответственно. Динамика показателей сектора отражает общее состояние российской экономики в различные периоды, а также реагирует на изменение особенностей статистического учета.

С момента появления малого предпринимательства в России количество субъектов МСП выросло в 7 раз, среднесписочная численность занятых у субъектов МСП - в 2,5 раза, также наблюдается кратный рост выручки сектора. Динамика последних лет восходящая, однако темпы роста замедлились, рост в 2017 году составил 3%, 2% и 17% соответственно. Динамика показателей сектора отражает общее состояние российской экономики в различные периоды, а также реагирует на особенности статистического учета.

Необходима разработка методологии оценки эффективности поддержки субъектов МСП, так как в данный момент ведется мониторинг исполнения и достижения отдельных показателей мероприятий по поддержке субъектов МСП и (или) отдельных статистических показателей (например, объем направленных на поддержку средств), что решает текущие задачи, но ограничивает видение картины в целом и не позволяет тонко настраивать и перенаправлять отдельные формы и виды поддержки.

ИСТОЧНИКИ:

1. Горошков И.А. К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса

в России // Российское предпринимательство. - 2017. - № 4. - с. 659-670. -

10.18334/гр.18.4.37533.

2. Алимова Т.А. Государственная политика в сфере предпринимательства: выучен-

ные и невыученные уроки. Модернизация экономики и общественное развитие. [Электронный ресурс]. URL: https://publications.hse.ru/chapters/96873587.

3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных

целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.07.2018 г. № 444) / СПС КонсультантПлюс

4. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об

утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») / СПС КонсультантПлюс

5. Паспорт приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной

предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21.11.2016 № 10) / СПС КонсультантПлюс

6. Ладыгин В.В. Совершенствование системы поддержки малого предпринимательст-

ва в регионах России на основе внедрения механизмов оказания муниципальных услуг. / автореф. дис. к.э.н. - М.: НИУ ВШЭ, 2014. - 26 с.

7. Гельман В.А. История становления и развития предпринимательской деятельности в

Бурятии 1991-2010 гг. / автореф. дис. доктора исторических наук. - Улан-Удэ: Восточносибирский государственный университе технологий и управления, 2012. - 48 с.

8. van Praag G. Mirjam Some Classic Views on Entrepreneurship // De Economist. - 1999.

- № 3. - p. 311-335.

9. Пиньковецкая Ю.С. Генезис малого и среднего предпринимательства в Российской

Федерации// Вопросы управления. - 2013. - c. 71-78. - url: http://vestnik.uapa.ru/en/ issue/2013/02/09.

10. Карцев Д. и др. 25 лет российского бизнеса. Русский репортер. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/russian_reporter/2013/22/25-let-rossijskogo-biznesa.

11. Блинов А. Эволюция развития малого предпринимательства в России. Электронный журнал E-xecutive. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-xecutive.ru/management/practices/632821-andrei-blinov-evolutsiya-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-v-rossii.

12. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России. Менеджмент в России и за рубежом. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/press/ management/2001-2/ribina.shtml.

13. Российский статистический ежегодник. / Стат.сб./Госкомстат России. - М.: Логос, 1996. - 1202 c.

14. ГУбин Е.П., Лахно П.Г. Предпринимательское право Российской Федерации. / Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, Инфра-М, 2017. - 992 с.

15. Годовой отчет акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» по итогам работы за 2016 г. Corpmsp.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://corpmsp.ru/about/info/years-2016/.

16. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017. / Стат.сб. - М.: Росстат, 2017. - 78 с.

17. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/.

18. Энтов Р., Луговой О. Тенденции экономического роста в России после 1998 года. / Оксфордский сборник. Книга I. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. - 776 с.

19. Среднегодовая численность занятых по видам экономической деятельности (по данным баланса трудовых ресурсов, начиная с 2015 года). Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ wages/labour_force/#.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Численность рабочей силы по субъектам Российской Федерации (по данным выборочных обследований рабочей силы). Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/tab_trud1.htm.

21. Годовой отчет акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» по итогам работы за 2017 г. Corpmsp. [Электронный ресурс]. URL: https://corpmsp.ru/about/info/years-2017.

22. Постановление Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». / СПС КонсультантПлюс

23. Постановление Правительства РФ от 11.05.1993 № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» / СПС КонсультантПлюс

24. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.09.2018 № 12) / СПС КонсультантПлюс

REFERENCES:

Maloe i srednee predprinimatelstvo v Rossii. 2017 [Small and medium enterprises in

Russia. 2017] (2017). M.: Rosstat. (in Russian). Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik [Russian statistical yearbook] (1996). M.: Logos. (in Russian).

Entov R., Lugovoy O. (2015). Tendentsii ekonomicheskogo rosta v Rossii posle 1998 goda [Economic growth trends in Russia since 1998] M.: Izd-vo Instituta Gaydara. (in Russian).

GUbin E.P., Lakhno P.G. (2017). Predprinimatelskoe pravo Rossiyskoy Federatsii [Business law of the Russian Federation] M.: NORMA, INFRA-M. (in Russian).

Gelman V.A. (2012). Istoriya stanovleniya i razvitiya predprinimatelskoy deyatelnosti v Buryatii 1991-2010 gg[History of formation and development of entrepreneurial activity in Buryatia 1991-2010] Ulan-Ude: Vostochno-sibirskiy gosudarstvennyy universite tekhnologiy i upravleniya. (in Russian).

Goroshkov I.A. (2017). K voprosu o problemakh razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossii [On the issue of development problems of small and medium-sized businesses in Russia]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (4). 659-670. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.4.37533.

Ladygin V.V. (2014). Sovershenstvovanie sistemy podderzhki malogo predprinimatelstva v regionakh Rossii na osnove vnedreniya mekhanizmov okazaniya munitsipalnyh uslug [Improving the system of small business support in the regions of Russia through the introduction of mechanisms for the provision of municipal services] M.: NIU VShE. (in Russian).

Pinkovetskaya Yu.S. (2013). Genezis malogo i srednego predprinimatelstva v Rossiyskoy Federatsii [The genesis of the small and medium enterprises in the russian federation]. Voprosy upravleniya. 71-78. (in Russian).

van Praag G. Mirjam (1999). Some Classic Views on Entrepreneurship De Economist. 147 (3). 311-335.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.