Региональные проблемы. 2018. Т. 21, № 2. С. 97-104. DOI: 10.31433/1605-220Х-2018-21-2-97-104.
ЭКОНОМИКА. ДЕМОГРАФИЯ
УДК 334.012.64(571.621)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ: МНЕНИЯ ВЛАСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
И.В. Калинина, С.А. Соловченков Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, ул. Шолом-Алейхема 4, г. Биробиджан, 679016, e-mail: [email protected], [email protected]
В статье проанализированы существующие системы поддержки малого предпринимательства в России. Показаны текущие результаты реализации программ поддержки как в России, так и в Еврейской автономной области. На основе экспертных интервью с представителями власти и малого предпринимательства Еврейской автономной области показаны основные проблемы существования малого предпринимательства области. Выделены виды государственной поддержки, играющие значительную роль в развитии малого бизнеса в автономии.
Ключевые слова: Еврейская автномная область, малое предпринимательство, государственная поддержка.
Актуальность
Россия, как и любое другое государство, заинтересовано в развитии предпринимательства. Считается, что в силу некоторых причин крупные корпорации не могут быстро реагировать на изменения рыночной ситуации, в результате чего не справляются с изменяющимися потребностями населения, а увеличение числа активных малых предприятий вызывает улучшение качества жизни граждан страны и рост экономических показателей в целом. При этом малые предприятия не являются панацеей, а эффективно могут действовать лишь в совокупности с активно развивающимся бизнесом разной иерархии.
Можно отметить, что в последнее время малое предпринимательство в нашей стране выступает одним из приоритетных направлений. При этом уровень его развития как в России в целом, так и в отдельных регионах ниже общемировых показателей.
Существующие программы поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) как федерального, так и регионального уровней обладают несовершенством методологической базы, а также слабой системой оценки эффективности программных мероприятий. Нам представляется, что государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть эффектив-
ным лишь при условии полного или, хотя бы, частичного совпадения его (государственного регулирования) мотивации с мотивами развития предпринимателей. При этом приоритетными направлениями должны являться проекты, востребованные именно среди малого бизнеса (а не спущенные государством сверху). Отдельным образом должно поддерживаться социальное предпринимательство, для которого основным критерием успешности является определенный социально-экономический результат.
Малое предпринимательство в широком смысле его понимания может выступать в качестве источника создания мест трудоустройства, однако не в массовом количестве, как представляется на государственном уровне [1]. Поскольку чтобы стать предпринимателем, необходимы не только знания и умения в той области, в которой будет создано предприятие и стартовый капитал, но также относительно благоприятный экономический климат, развитие черт личности, присущих успешным предпринимателям, и постоянное самосовершенствование.
Объект и методы
Объектом нашей работы является социальная политика региона в области занятости населения. Предметом - виды поддержки малого предпринимательства в Еврейской автономной
области (ЕАО) органами государственной власти. Основными методами, используемыми при работе над данной статьей, были социологические - для выявления экспертного мнения о видах поддержки и качестве их реализации, статистические - для определения динамики численности предприятий малого предпринимательства и их отраслевой принадлежности, анализа и синтеза - для обобщения полученного материала.
Изучением предпринимательства в целом и отдельных его видов занимались как зарубежные, так и российские ученые (Сэй Ж.-Б., 1986; Хайек Ф., 1989; Бусыгин А.В., 1997; Бузник В.М., Гуре-вич В.С. и др., 2000; Корсунский Б.Л., 2001 и др.). Достаточно подробное описание отечественных и зарубежных теорий по предпринимательству представлено в диссертационной работе С.Н. Ми-щук [9], которая продолжила исследование функционирования малого бизнеса и его взаимодействий с органами власти в ЕАО, начатое в работах В.Э. Гинзбурга, В.С. Гуревича, Б.Л. Корсунского.
Результаты исследования и их обсуждение
Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). Основными ее признаками выступают самостоятельность, направленность на получение систематической прибыли и рисковый характер, которые в реальных условиях не всегда выполняются.
Предпринимательство в нашей стране выступает в двоякой форме: с одной стороны - это образ мышления, самосовершенствование личности в определенной сфере деятельности, стремление к развитию собственного бизнеса, с другой стороны - это появление неформальных видов деятельности в связи с отсутствием возможности формального трудоустройства. Соответственно предпринимательство по своей сути может служить основой для качественной оценки роли и места определенного субъекта экономических отношений в структуре производства, а не выступать базой для количественного измерения, подвергаться которому могут лишь фирма, предприятие, которые в свою очередь относятся к конкретной категории (малые, средние, крупные) [2].
В России выделяется четыре типа предприятий по размеру (микро-, малое, среднее и крупное). Основными параметрами по опреде-
лению размера предприятия выступают количество сотрудников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда. Таким образом, классификация предприятий по размеру выглядит как: микропредприятия - это компании с численностью до 15 чел., годовой оборот которых не превышает 60 млн руб.; малое предприятие - до 100 чел. сотрудников и до 400 млн руб. оборота; среднее предприятие - до 250 чел. сотрудников, с годовым оборотом в 1 млрд руб.; крупное предприятие -свыше 250 чел. и 1 млрд руб. годового оборота. Также предприятия классифицируют и по другим параметрам, но для нашей работы особый интерес вызывает именно классификация предприятий по размеру, поскольку наша работа направлена на исследование развития микро- и малых предприятий в ЕАО.
Формирование современного малого предпринимательства в России - процесс достаточно быстротечный, начавшийся около 30 лет назад. Отметим, что столь короткий срок развития малого предпринимательства может свидетельствовать о несформированности множества механизмов и общественных институтов, которые для нормального предпринимательского процесса в обществе являются обязательными. К ним можно отнести институт частной собственности во всем его многообразии (от возможности ее приобретения и распоряжения до уважения к праву собственности) [17]; институт государственного регулирования (создание которого декларируется уже на протяжении двух десятилетий, но который так и не включился в экономику в полной мере до сих пор) [17] и т.д.
Однако процесс быстрого формирования малого предпринимательства в России имеет и ряд несомненных плюсов. Нельзя отрицать тот факт, что, имея перед глазами многовековой опыт становления предпринимательства, Россия шла по уже проторенному пути и использовала, даже на начальных этапах, достаточно современные и опробованные методы и механизмы развития малого бизнеса. Это высказывание будет справедливым как для частных лиц, решивших открыть свое дело, так и для государства, формирующего систему поддержки. Все это привело к тому, что малый бизнес изначально формировался как очень «гибкая» и способная к быстрому ответу на вызовы экономики система, практически минуя стадию семейных фирм, характеризовавшихся низкой адаптивной способностью.
В настоящее время в России осуществля-
ют предпринимательскую деятельность в качестве субъектов малого и среднего бизнеса около 5,7 млн предприятий, на которых занято около 19 млн человек. Причем отмечается значительный перекос структуры малого предпринимательства в сторону микропредприятий. Суммарный вклад в ВВП страны оценивается на уровне 20% [3]. В этой ситуации вполне естественным является тот факт, что основными сферами деятельности субъектов МСП являются розничная торговля и оказание мелких услуг населению. Это именно те сферы, которые не требуют больших инвестиций и позволяют обходиться минимальным штатом работников.
Интересной особенностью малого предпринимательства в России является то, что процесс его возникновения в период экономических реформ достаточно локализован территориально. В 90-х гг. прошлого века больше трети всех малых предприятий России были сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним территориях, и подобная ситуация в неизменном состоянии сохранялась на протяжении длительного времени [16].
Ожидание того, что последующее развитие малого предпринимательства будет распространяться по территории страны более равномерно, оправдалось не в полной мере. В настоящее время сохраняются территориальные диспропорции в темпах развития малого предпринимательства. Наибольшее число малых и средних предприятий сосредоточено в Центральном (30%), Приволжском (18,0%), Южном (12%), Сибирском (12%) и Северо-Западном (12%) федеральных округах. По общему числу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 сентября 2017 г., среди регионов России лидируют г. Москва (749 788), г. Санкт-Петербург (340 781), Московская область (302 606), Краснодарский край (276 149), Свердловская область (196 453), Ростовская область (171 733), Республика Татарстан (150 445), Новосибирская (141 020), Челябинская (140 063) и Нижегородская области (128 437). Преимущественно это регионы, где расположены крупнейшие агломерации страны с развитой сферой услуг. Помимо этого, 50% оборота фирм сферы малого предпринимательства приходится на 10 регионов-лидеров: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Свердловская область, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Татарстан, Челябинская область, Республика
Башкортостан, Нижегородская область [3]. Таким образом, можно сделать вывод, что предпринимательская активность достигает больших показателей при выполнении нескольких условий: если рассматриваемый регион характеризуется выгодным экономико-географическим положением, в нем находится крупная агломерация и развиты институциональные условия поддержки малого предпринимательства.
Заинтересованность государства в становлении системы поддержки малого предпринимательства повлекла за собой целый ряд мероприятий, направленных как на облегчение открытия малого бизнеса, так и развитие уже существующего. Среди мероприятий, значительно улучшивших предпринимательский климат, мы бы отметили: упрощение процедур регистрации компании и подключения к сетям коммуникаций, ускорение процедуры регистрации права собственности на недвижимость и сделок с ним, исключение движимого имущества из налогооблагаемой базы организаций, что повлекло за собой некоторое снижение налоговой нагрузки.
Совершенствование институтов финансовой поддержки является одним из ключевых инструментов стимулирования развития сектора МСП в современной России. В 2016 г. были реализованы две основные программы в рамках развития финансовой поддержки МСП - предоставление механизма поручительств и гарантий субъектам МСП, а также Программа стимулирования кредитования субъектов МСП. Однако быстрых изменений в качестве финансовой поддержки малого предпринимательства после реализации указанных программ не отмечается. Если в 2016 г., количество кредитных ресурсов, привлеченных малыми предпринимателями с использованием систем поддержки, от общей массы кредитов составляло 3,1%, то в 2017 г. доля возросла всего до 3,4% [3].
В 2017 г. развитие института финансовой поддержки продолжалось за счет расширения лимита Программы стимулирования кредитования субъектов МСП. В настоящее время кредитная поддержка субъектов МСП со стороны АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк» по этой программе превысила 16 млрд руб. Так же расширяя возможности инвестиционного кредитования субъектов МСП, но уже коммерческими банками, начата реализация отдельной программы льготного кредитования - на основе субсидирования процентных ставок по банковским кредитам. Основными операторами данной программы
были отобраны три кредитных организации: ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ВТБ», АО «Россельхоз-банк». Это позволило снизить процентные ставки по кредитам для субъектов малого и среднего предпринимательства до уровня 9-10% [3].
Помимо финансовой поддержки, в 2017 г. в рамках инфраструктуры поддержки МСП большое внимание было уделено формированию системы методической и консультационной поддержки малого бизнеса. В настоящий момент сеть региональных организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства по всей стране, насчитывает около 700 центров. Среди них: 83 гарантийные организации, 183 микрофинансовые организации, 66 центров поддержки предпринимательства, 22 центра инноваций социальной сферы, 54 центра координации поддержки экспортно-ориентированных МСП, 4 центра народно-художественных промыслов, 143 бизнес-инкубатора, 25 объектов промышленных парков и технопарков, 121 организация поддержки МСП в области инноваций и промышленного производства. С 2015 г. количество объектов инфраструктуры выросло на 12% [3].
В ЕАО в качестве малых и средних предприятий в 2017 г. функционировали 4,4 тыс. субъектов [13]. При этом структурно региональная ситуация практически не отличается от общероссийской: доля микропредприятий в области от общей численности МСП составляет 94% (в России 95%), наблюдается пространственная неоднородность в распространении предпринимательства по территории. Наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в г. Биробиджане - 63,2% от общего числа МП. На долю Смидовичского района приходится 11,9% предприятий, Облучен-ского района - 8,6%, Биробиджанского - 8,1%, Ленинского района - 4,7%, Октябрьского района -3,3%. Численность занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса составила около 9,7 тысяч человек. Некоторые отличия проявляются в средней занятости у субъектов МСП. Если для России этот показатель в среднем составляет 3,3 человека на предприятие, то для области этот показатель ниже - всего 2,2, что можно объяснить невысокой численностью населения [4].
В области наиболее востребованными видами деятельности среди малого бизнеса являются оптовая и розничная торговля, услуги населению и строительство, что подтверждается статистическими показателями [13]. Так, в 2012-2014 гг. наибольшие обороты малых предприятий по видам экономической деятельности (в среднем за
три года) приносили три вида - оптовая и розничная торговля (40,5%), строительство (19%), обрабатывающие производства (11,9%). С 2015 г. последние две позиции поменялись местами. В некоторой степени данные показатели находятся в пределах общероссийских тенденций, за исключением того, что там за второе и третье место борются строительство и операции с недвижимым имуществом, аренда (что наиболее характерно для регионов с крупными городами) [12].
Предприятия, как вновь образуемые, так и существующие продолжительное время, сталкиваются с различными трудностями, часть из которых вполне решаема непосредственно предприятием, а часть только с помощью государственных структур. Именно во втором случае значительную роль играют разнообразные виды поддержки, оказываемые государством предприятиям и предпринимательству в целом на разных уровнях (федеральном, региональном, местном).
Необходимо отметить, что в области в последние 15 лет активно развивается этническое предпринимательство, которое по принципам организации отличается от местного [8, 10]. Так, существует мнение, что поддержка со стороны этнических сетей для развития собственного бизнеса иммигрантов не выражается в финансовой помощи. При развитии мелкого бизнеса мигранты используют собственные сбережения, прибегают к поддержке со стороны родственников или берут государственные кредиты (для малого бизнеса, ипотечные - в зависимости от нужд) [7].
В 2016 г. в области были созданы два объекта инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса: «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке предпринимательства», бизнес-инкубатор (на средства частного инвестора ПАО Банк «Восточный»), ориентированные на консультационные услуги, услуги сопровождения инвестиционных проектов, финансовую поддержку хозяйствующих субъектов. В 2017 г. начала свою работу еще одна государственная структура, оказывающая консультационную поддержку для малого и среднего бизнеса, - бизнес-навигатор МСП.
В ЕАО, как и в РФ, приоритетными направлениями в малом и среднем бизнесе, которым в первую очередь оказывается господдержка, являются: производство и переработка сельхозпродукции, производство продовольственных и промышленных товаров народного спроса, здравоохранение, оказание бытовых, коммунальных и прочих услуг, строительство, сфера инновационных технологий [5].
На территории ЕАО, в рамках реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства, особое внимание уделяется именно сфере сельского хозяйства [4]. Правительством области реализуется ряд программных мероприятий, в рамках которых происходит поддержка сельскохозяйственного производства, развитие кадрового потенциала сельского хозяйства, развитие продовольственных рынков области. При этом прорабатывается поддержка и иных направлений малого и среднего бизнеса. Однако, характеризуя реализацию программных мероприятий на территории области, стоит отметить, что в сложившихся сложных экономических условиях ресурс поддержки в рамках реализации программ невелик.
Значительно большее развитие на территории области получило консультационное и информационное сопровождение малого и среднего предпринимательства [4, 5]. Так, в области реализуются мероприятия по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи. Ведется достаточно активная работа по проведению обучающих и информационных семинаров, круглых столов, мастер-классов, тренингов, организации и проведению тематических конференций и форумов, организации участия субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-яр-марочных мероприятиях на территории РФ.
В силу ряда причин, как экономического, так и законодательного характера, оказания прямой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в настоящее время практически не происходит [4]. Однако ряд мероприятий, имеющих финансовую составляющую и способных сыграть значительную роль в поддержке становления и развития малого предпринимательства в области, все же реализуются.
В первую очередь среди подобных мероприятий стоит упомянуть налоговые льготы, такие как [11]:
- льготы по налогу на имущество юридических лиц (в размере 1,5%, от уплаты налога на имущество организаций освобождаются: организации, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, выращивание рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг));
- льготы по налогу на землю (0,3% в отно-
шении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства, 0,1% в отношении земельных участков, предоставленных для эксплуатации и содержания зданий, строений, сооружений физкультур-но-спортивного назначения, 1,1% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок);
- льготы по налогу на прибыль (сниженная ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет: для организаций, реализующих на территории области инвестиционные проекты, отобранные в порядке, установленном законодательством области);
- льготы по транспортному налогу (субъектам инвестиционной деятельности, реализующим на территории области инвестиционные проекты, отобранные в порядке, установленном нормативными актами области, льгота по уплате транспортного налога в виде понижения ставки налога на 50% в отношении грузового автомобильного транспорта, зарегистрированного за ними);
- снижение региональной налоговой ставки для установление налоговой ставки УСН в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка от 5 до 15%);
- иные налоговые и неналоговые льготы (установление налоговой ставки для отдельных видов предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах).
При всей сложности финансовой ситуации в настоящее время региональное правительство, тем не менее, не отказалось в полной мере и от финансовой помощи малому предпринимательству, хотя и реализованной в виде компенсаций и возмещений. Из подобных мероприятий стоит отметить [4]:
- компенсация процентных ставок по кредитам (возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства или животноводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства или животноводства);
- возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования;
- субсидии на приобретение оборудования (на приобретение технологического оборудования для животноводческих ферм);
- предоставление грантов начинающим предпринимателям (на создание и (или) развитие крестьянского (фермерского) хозяйства).
Для оценки качества реализации систем государственной поддержки в ЕАО нами были проведены интервью как с малыми предпринимателями, так и с представителями органов господдержки.
Представители государственной поддержки оценивают степень развития малого бизнеса в области в настоящее время как не слишком высокую: «У нас малый бизнес пытается ставить перед собой огромные планы, которые никогда реализовать не сможет. Не соизмеряет свои силы. Малый бизнес в первую очередь необходим, чтобы обеспечить себе и своей семье некоторую стабильность. У нас сейчас нет таких предпринимателей, которые пришли бы с такой идеей, которая могла бы трансформироваться во что-то грандиозное. Хорошие идеи - да, есть, и эти идеи способны кормить семью. Что-то более глобальное, рассчитанное на высокую перспективу - увы, нет. Не выросли еще наши предприниматели. Нужно время».
Оценивая общую ситуацию с развитием и поддержкой малого предпринимательства, интервьюеры указали на то, что она достаточно адекватно существующей ситуации, хотя в некоторых моментах и требует доработки. Так, одним из опрошенных малых предпринимателей было отмечено, что: «Не хватает информационной поддержки. Люди не знают, куда пойти, к кому обратится. Какая-то поддержка существует, финансовая и т.д., но люди о ней не знают». Этот же момент отмечается еще в одном интервью: «Самые серьезные изменения в системе поддержки - это то, что о системах поддержки узнали. Информация о них начала распространяться и доходить до малых предпринимателей». Схожее мнение существует и среди представителей власти, которые связаны с системой господдержки малого предпринимательства. Так, было отмечено, что: «Система поддержки есть, она недостаточно, может быть, но она есть. Это не значит, что предприниматель может сейчас или сможет, когда либо, прийти и сказать, вот у меня есть идея, дайте мне помещение,
деньги и т.д. и я буду работать - нет. Такого нигде в мире нет. В области система работает. При МФЦ созданы условия. Используйте для малого бизнеса. Успевает ли она меняться - ну нет, не успевает, но сделано многое. Поддержка сейчас для малого предпринимателя вполне достаточна. Еще несколько лет этого не было. Причем источников информации много, тот же интернет. Государство стимулирует развитие, а люди начинают делиться своим опытом».
Если говорить о проблемах и сложностях, мешающих работать малому предпринимателю, то на первое место выходит, конечно же, налоговая нагрузка: «Проблема сейчас это налоги. Их много, они запутанные и очень высокие». Представители господдержки несколько иначе видят основные проблемы малого предпринимательства у нас в области: «Какие препоны существуют - самая большая проблема - транспорт и логистика. Это реализация продукции и получение сырья. Транспорт съедает львиную долю. Проблема еще в нас самих. Часто не могут рассчитать развитие своего предприятия. Рассчитывать на возникновение здесь малых предприятий, ориентированных на переработку, не приходится. Логистика у нас настолько проблемная, что она делает практически любое перерабатывающее производство невыгодным».
Однако если мы несколько изменим постановку вопроса, и попытаемся выяснить, что мешает работать и развиваться малому предпринимательству, то проблема налоговой нагрузки явно отходит на второй план. Респонденты-предприниматели однозначно указали, что основным моментом, мешающим создавать малые предприятия, работать и развиваться, является наше образование и воспитание. «Нам в первую очередь мешает наше воспитание. Расти - получай образование -ищи работу. Нас учили именно этому. Если бы нас сразу учили: ищи то, что тебе нравится, начинай этим заниматься и развивайся, все могло бы быть совсем иначе. Самая большая проблема - отсутствие каких либо знаний о предпринимательстве. Сейчас начинается работа со студентами - им объясняются основы предпринимательской деятельности на примерах региональных предпринимателей. А в наше время что было? Ничего. Если продолжать пропагандировать предпринимательство, учить, появится значительно больше желающих этим заниматься. Если у студента есть наставник, который может объяснить, как преодолеть возникающие вначале организации предпринимательской деятельности сложности, то у него
шансов встать на ноги становится больше». Еще одним достаточно интересным ответом на данный вопрос может быть высказывание: «Мешает развиваться страх. А вдруг не получится, а вдруг ошибся? Пока не попробуешь, не поймешь. Если бы была возможность своевременно послушать о достижениях, ошибках, сложностях, было бы легче. Основной пробел в образовании предпринимателей - как правильно выстроить свою работу со своими работниками, контролирующими органами, налоговой и прочими организациями. Этому никто не учит».
Достаточно интересным является тот факт, что мнение представителей государственной поддержки не слишком разнится с оценками предпринимателей: «Мешает работать и развиваться собственная неуверенность. Если ты взялся за что-то - делай. Есть еще момент - необходима государственная стабильная и предсказуемая политика. Государство к этому стремится, но это не возникает одномоментно. Проблемы малого предпринимательства - недостаток образования в плане предпринимательства. Кто-то не может найти достаточный объем информации по предпринимательству, тут мы ему можем помочь. А кто-то не хочет, учиться не хочет. И вот тут мы мало что можем сделать. Никакая поддержка не поможет».
Анализируя ответы респондентов, можно с большой долей уверенности сказать, что система поддержки должна носить не только финансовую, но, даже в большей степени, информационную форму. Для некоторых предпринимателей поддержка предпочтительна в форме наставничества: «Господдержку хотелось бы видеть в качестве наставника, который мог бы подсказать, направить, организовать курсы. Это сильно бы облегчило работу». А в некоторых случаях ее хотят видеть гарантом выполнения отдельными госструктурами своих функций: «Систему поддержки хотелось бы видеть в качестве делового партнера. Чтобы в случае необходимости мог подключиться и помочь, при необходимости - мы ему. Основной помощью должно быть решение возникающих вопросов».
Заключение
Как видно из представленных материалов, современная система государственной поддержки, хотя и продолжает поступательно развиваться, но все еще далека от совершенства. На наш взгляд, в современных условиях государственным и региональным органам власти целесообразно придерживаться нескольких направлений совершенствования систем поддержки предпринимательства.
В первую очередь необходимо обратить
внимание на снижение административной нагрузки. Это касается целого спектра мероприятий, которые могут в значительной степени облегчить работу малому предприятию, и одним из первых должно стать упрощение отчетности предпринимателей. Это касается и бухгалтерской отчетности, и предоставления сведений в органы государственной статистики.
Особого внимания требует оптимизация налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства. Это может заключаться в увеличении числа видов деятельности, при которых могут применяться упрощенная и патентная система налогообложения; расширении перечня видов деятельности, играющих значительную социальную роль, в рамках которых могут применяться пониженные тарифы страховых взносов; возможном снижении сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, за счет учета их в рамках упрощенной и патентной системы налогообложения.
Вторым достаточно серьезным вопросом, требующим дальнейшей проработки, является расширение доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам и имуществу. Это связано, в первую очередь, с решением ряда вопросов, касающихся снижения процентной ставки в рамках льготного кредитования для малых предприятий, а также расширения перечня приоритетных отраслей, работая в которых, малое предприятие может претендовать на льготную ставку.
Довольно перспективным, с точки зрения развития системы поддержки, может стать формирование системы льготного лизинга, в рамках которого малое предприятие сможет взять в аренду оборудование для собственной производственной деятельности. Это позволит начать функционировать предприятию, избегая подчас неподъемных расходов на начальных этапах.
Помимо этого, в силу того, что малое предприятие не может, в рамках общих аукционов, конкурировать со средним и крупным бизнесом за право аренды государственного и муниципального имущества, целесообразным является выделение некоторого фонда имущества исключительно для малых форм ведения бизнеса.
Предложенные меры поддержки, конечно же, не являются исчерпывающими. Государству необходимо помнить, что культура частного предпринимательства в нашей стране, по большому счету, практически не развита. И та ситуация, которую мы наблюдаем сейчас, - скорее первые попытки вырастить поколение граждан, кото-
рые будут воспринимать частный бизнес, малое и среднее предпринимательство как нормальное, естественное явление в жизни общества. И для этого необходимо продолжать систему популяризации предпринимательства и развитие системы его образовательной поддержки.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бузник В.М., Гуревич В.С., Кулик Н.А., Медведева Т.С., Шевченко А.А. Малое предпринимательство в Дальневосточном экономическом регионе. Хабаровск: Дальнаука, 2000. 54 с.
2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1997. 608 с.
3. Доклад Минэкономразвития о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. М., 2017. 59 с.
4. Доклад о результатах деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Еврейской автономной области в 2017 г. URL: http://www.eao.ru/vlast--1/ struktura/upolnomochennyy-po-zashchite-prav-predprinimateley-v-eao/rezultaty-raboty-upolnomochennogo/ (дата обращения: 12.02.2018).
5. Инвестиционное агентство ЕАО. URL: https://www.api-eao.ru/otchyoty-o-deyatelnosti-agentstva (дата обращения: 26.01.2018).
6. Корсунский Б.Л. Предпринимательство на Дальнем Востоке России: проблемы развития и регулирования. Владивосток: Дальнаука, 2001. 152 с.
7. Мищук С.Н. Мигранты и принимающее сообщество: региональный аспект (на примере Дальнего Востока России). Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2014. 218 с.
8. Мищук С.Н. Организация предпринимательской деятельности на юге Дальнего Востока
России: этнический аспект // Социологические исследования. 2016. № 3 (383). С. 154-157.
9. Мищук С.Н. Тенденции развития и направления регулирования малого предпринимательства на уровне субъекта Федерации: дис. ... канд. экон. наук: Хабаровск, 2004. 144 с.
10. Мищук С.Н. Факторы межэтнического взаимодействия на Дальнем Востоке России // Региональные проблемы. 2016. Т. 19, № 1. С.36-47.
11. Перечень мер поддержки субъектов МСП в РФ. URL: https://corpmsp.ru/perechen-mer-podderzhki-subektov-msp-v-rf/ (дата обращения: 02.03.2018).
12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 1402 с.
13. Статистический ежегодник Еврейской автономной области: стат. сб. / Хабаровскстат. Биробиджан, 2017. 270 с.
14. Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии / Жан-Батист Сэй. Экономические софизмы; Экономические гармонии / Фредерик Бастиа. М.: Дело: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, 2000. 232 с.
15. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 6-14.
16. Чепуренко А.Ю., Алиева А. Предпринимательский потенциал населения России: по результатам «Global entrepreneurship monitor» // Экономическая социология. 2007. Т. 8, № 2. С.112-114.
17. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в России // Мир России. 2001. № 4. С. 130-161.
18. Чепуренко А.Ю. Что такое предпринимательство и какая политика в отношении предпринимательства нужна России? (Заметки на полях работ современных зарубежных классиков) // Журнал Новой экономической ассоциации. 2012. № 2 (14). С. 102-124.
STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN THE JEWISH AUTONOMOUS REGION: OPINION OF AUTHORITIES AND ENTREPRENEURS
I.V. Kalinina, S.A. Solovchenkov
The article provides the analysis of support of the existing small business systems in Russia. The authors show current results of the support programs implementation in both Russia and in the Jewish Autonomous Region. Based on expert interviews with the authorities and representatives of small businesses in the Jewish Autonomous Region, they have revealed main problems of the small business in the region and highlighted the types of state support that play a significant role in the development of small business in the autonomy.
Keywords: Jewish Autonomous Region, small business, state support.